загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

М., 1968; Пётр Митурич. [Альбом], М., 1973.

МИТХО (My Tho), город в Юж. Вьетнаме, адм. ц. провинции Диньтыог (обл. Намбо). Порт в дельте р. Меконг. 110 тыс. жит. (1970). Конечный пункт транеиндокитайской жел. дороги. Рисо-очистит. предприятия. Рыболовство.

МИТЧЕЛ (Mitchel) Джон (3.11.1815, Дангивен, графство Лондондерри,-20.3.1875, Ньюри, графство Даун), деятель ирландского освободит, движения. Войдя в Ассоциацию рипилеров (см. Рипилеров ассоциация) и в патриотическую группу "Молодая Ирландия", способствовал в 1846 разрыву радикальных элементов с соглашательским крылом во главе с Д. О'Коннелом. Один из организаторов Ирландской конфедерации (осн. в 1847), в к-рой отстаивал идеи революц. освобождения страны. Призывал к подготовке вооруж. восстания против англ, господства. Испытал влияние утопич. социализма, был сторонником союза с англ, чартистами. 27 мая 1848 М. был приговорён англ, судом к 14 годам каторги в Тасмании. В 1853 бежал в США; продолжал участвовать в ирл. нац.-освободит, движении (в последние годы жизни в пропагандистских целях неоднократно совершал поездки на родину). Работами по истории Ирландии М. внёс значит, вклад в развитие демократического направления в ирл. историографии.

Соч.: The last conquest of Ireland!, Gas-gow, 1876; The history of Ireland from treaty of Limerick to the present time, v. 1 - 2, L., 1868.

Лит.: [Кун и на В. Э.], Национально-освободительная борьба ирландского народа в 1848 г.,. в сб.: Революции 1848-1849, [т. ] 2, М., 1952; D i 1 1 о n W., Life of John Mitchel, v. 1-2, L., 1888.

Л. И. Гольман.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Джозеф Стэнли (р. 22.7.1909, Бирмингем), английский радиолог. Окончил Бирмингемский ун-т и Сент-Джонс-колледж (Кембридж), спец. мед. школу в Бирмингеме (1934). В 1943 директор радиотерапевтич. центра Адденбрукскоге госпиталя в Кембридже. В 1944-45 руководитель мед. исследований лаборатории Нац. н.-и. совета в Монреале. С 1946 лроф. кафедры радиотерапии, с 1957 проф. мед. ф-та Кембриджского ун-та. Член Королевского общества Великобритании (1952). Осн. работы посвящены клинич. радиологии и лучевой терапии. Изучал состояние цитоплазмы и обмен нуклеиновых кислот в организме больных при рентгене- и гамматерапии. Разработал методы тера-певтич. использования различных радиоактивных препаратов. Почётный доктор наук Бирмингемского ун-та (1958). Медаль им. Н. И. Пирогова (1967).

С о ч.: Studies in radiotherapeutics, Camb. (Mass.), 1960; Some recent studies in radiotherapeutics, "Journal of Obstetrics and Gynaecology of the British Commonwealth", 1968, Dec., y. 75; Labelled compound related to synkavit and its uptake in certain human tumours studied by radioisotope scanning, "Acta Radiologica (Ther.)", Stockh., 1969, Jan., v. 8 (совм. с др.).

Лит. : The Regius professor of physic in the Cambridge University J. S. Mitchell, "British Journal of Radiology", 1957, v. 30, № 359.

P. С. Рабинович.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Джон Томас Уайт-хед (18.10.1828, Рочдейл, Ланкашир,-16.3.1895, там же), деятель английского кооперативного движения. С 10 лет работал ткачом. В 1853 вступил в кооперативное об-во "Рочдельские пионеры", в 1857 стал одним из его руководителей. С 1874 директор Оптового кооперативного об-ва. М. не оставил науч. трудов по проблемам кооперативного движения. Свою жизнь посвятил практич. работе по руководству англ, кооперацией, ошибочно считая её при капитализме наилучшим путём к уничтожению бедности и росту благосостояния трудящихся.

Лит. .Red fern P., John T. W. Mitchell. Pioneer of consumers'cooperation, L., 1924; Webb В., My apprenticeship, 2 ed., L., 1946.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Маргарет (8.11. 1900, Атланта, Джорджия,- 16.8.1949, там же), американская писательница. Род. в богатой семье южан. С 1922 журналистка. В своём единств, романе "Унесённые ветром" (1936; пр. Пулицера; более 70 изд. в США, переведён на мн. языки; одноим. фильм, реж. В. Флеминг, 1939) с большой художеств, силой изобразила жизнь амер. Юга во время гражд. войны 1861-65 и в период реконструкции. Рисуя картину деградации развращённых бездельем рабовладельцев, М., однако, идеализирует плантаторский быт, сокрушаемый капиталистич. порядками.

Лит. : [Н. В.], "Унесённые ветром" Маргарет Митчелл, "Литературное обозрение", 1937, № 8; Т h о m a s В., The story of "Gone with the wind", N. Y., 1967.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Томас (15.6.1792, Шотландия,- 5.10.1855, Сидней), английский исследователь Австралии. В 1827 прибыл в Сидней и вскоре был назначен главным топографом Нового Южного Уэльса. В период с 1831 по 1847 М. совершил 4 экспедиции во внутр. области Вост. и Центр. Австралии. Обследовал речную систему Муррей - Дарлинг и Австралийские Альпы. Окончательно доказал, что р. Дарлинг впадает в р. Муррей. Именем М. названа река на С.-В. Австралии.

Соч.: Three expeditions into the interior of Eastern Australia, v. 1 - 2, L., 1838; Journal of an expedition into the interior of tropical Australia, L., 1848.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Уэсли Клэр (5.8. 1874, Рашвилл, шт. Иллинойс,- 29.10. 1948, Нью-Йорк), американский экономист и статистик, представитель гарвардской школы. Учился в Чикагском ун-те. Проф. Калифорнийского (1909-12) и Колумбийского (1914-19, 1922-44) ун-тов. В 1920-45 возглавлял Нац. бюро экономич. исследований. М. сделал попытку использовать статистику для доказательства положений институцио-нализма. Для него характерны описатель но-статистич. метод, эмпирич. подход к экономич. процессам, игнорирование объективных экономич. законов капитализма. М. известен исследованиями экономич. циклов. Пытался доказать возможность бескризисного развития капиталистич. экономики. После экономич. кризиса 1929-33 М. стал одним из теоретиков "регулируемого капитализма" (см. Регулируемого капитализма теории).

Соч.: Business cycles. The problem and its setling, N. Y., 1927; What happens during business cycles, N. Y., 1951; Types of economic theory. From mercantilism to institutionalism, v. 1 - 2, N. Y., 1967 - 69.

Лит. : А л ь т е р Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, гл. 9. В. С. Афанасьев.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Эдгар (р. 17.9. 1930, Херефорд, шт. Техас), лётчик-космонавт США, капитан 1-го ранга ВМФ. С 1952 в Военно-мор. силах США. Окончил Высшую военно-мор. школу и до 1959 служил лётчиком. Окончил Техно-логич. ин-т им. Карнеги в Питсбурге (шт. Пенсильвания) и Массачусетсский технологич. ин-т (1964), получив степень доктора наук по специальности аэронавтика и астронавтика. В том же году был откомандирован в школу по подготовке пилотов для аэрокосмич. исследований. С 1966 в группе космонавтов Нац. управления по аэронавтике и исследованию космич. пространства США.

1 -10 февр. 1971 совм. с А. Шепардом и С. Руса совершил полёт на Луну в качестве пилота лунной кабины космич. корабля "Аполлон-14>. Лунная кабина с М. и Шепардом прилунилась в районе кратера Фра Мауро 5 февр. 1971. На Луне М. пробыл 33 ч 30 мин, включая 2 выхода на её поверхность продолжительностью по 4 ч. За это время М. провёл селенологич. исследования и ряд технологич. экспериментов.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell), горная вершина в Голубом хребте (массив Чёрные горы), наиболее высокая в системе Аппалачей. Вые. 2037 м. Сложена кварцитами. На склонах - хвойный лес; на вершине луга.

МИТЧЕРЛИХ (Mitscherlich) Эйльхард (1794-1863), немецкий химик; см. Ми-черлих Э.

МИТЬКОВ Михаил Фотиевич [ок. 1791-23.10(4.11).1849, Красноярск], декабрист. Полковник лейб-гвардии Финляндского полка. Участник русско-франц. войны 1806-07, Отечеств, войны 1812 и заграничных походов 1813-14. С 1821 чл. Северного об-ва декабристов. Приговорён к 20 годам каторги (срок сокращён до 10 лет). До 1836 в Нерчинских рудниках, затем на поселении в Красноярске. Лит. Декабристы в Москве, М., 1963.

МИТЮШИХА ГУБА, фьордообразный залив Баренцева м. у зап. берега Сев. о. Новая Земля. Дл. 37 км, шир. у устья 9 км. Наибольшая глуб. 51 м. Берега высокие, скалистые. В М. г. находится несколько островов; впадают pp. Промысловая и Мутная.

МИУС, река в Ворошиловградской и Донецкой обл. УССР и Ростовской обл. РСФСР. Дл. 258 км, пл. басе. 6680 км2. Берёт начало на Донецком кряже, впадает в Миусский лиман Азовского м. Питание в основном снеговое и дождевое. Ср. расход воды в 65 км от устья 12,1 м3/сек. Межень с мая по январь. Замерзает в дек., вскрывается в февр.-марте. Воды М. широко используются для водоснабжения пром-сти. В басе. М. создано 8 небольших водохранилищ и много прудов. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. войсками на р. М. был создан сильно укреплённый оборонит, рубеж (т. н. "Миус-фронт"), к-рый они удерживали в дек. 1941 - июле 1942 и в февр.- авг. 1943. В авг. 1943 сов. войска Юж. фронта в ходе Донбасской наступательной операции 1943 прорвали этот мощный рубеж в р-не Куйоышево.

МИУСИНСК, город (с 1965) в Ворошиловградской обл. УССР, на р. Миус, в 10 км от ж.-д. ст. Красный Луч. 9,7 тыс. жит. (1973). Разработки мрамора. Штеровская ГРЭС, метизный з-д. Энергетич. техникум.

МИФ Павел Александрович (псевд.; наст, имя и фам. Михаил Александрович Форт у с) (3.8.1901 - 10.9.1939), советский парт, деятель, историк, доктор экономич. наук (1935). Чл. Коммунистич. партии с мая 1917. Род. в Херсонской губ. Участник Гражд. войны 1918-20.

В 1920-21 учился в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова. В 1923-25 на парт, работе на Украине. В 1925 проректор, с 1927 ректор Ун-та трудящихся Китая им. Сунь Ят-сена (Москва). Одновременно с 1927 на ответств. работе в Исполкоме Коминтерна. Участвовал в работе 5-го (1927) и 6-го (1928) съездов компартии Китая, 4-го пленума ЦК компартии Китая (1931).

С о ч.: Уроки шанхайских событий, М.-Л., 1926; Китайская коммунистическая партия в критические дни, М.-Л., 1928; Китайская революция, М., 1932; 15 лет героической борьбы. К 15-летию компартии Китая (июль 1921 -июль 1936), М., 1936.

Лит. : Видные советские коммунисты -участники китайской революции, М., 1970, с. 88 - 101; Никифоров В. Н., Из истории советского китаеведения, "Вопросы истории", 1972, № 2.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её филос. основа - эстетика Ф. В. Шеллинга и бр. А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как "естественную религию". Для М. ш. характерно представление о мифологии как о "необходимом условии и первичном материале для всякого искусства" (Шеллинг), как о "ядре, центре поэзии" (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф. Шлегеля о том, что возрождение нац. иск-ва возможно лишь при условии обращения художников к мифологии, развил А. Шлегель и разработали применительно к фольклору гейдельбсргские романтики (Л. Арним, К. Брентано, И. Гёррес). Окончательно М. ш. оформилась в трудах бр. В. и Я. Гримм ("Немецкая мифология", 1835). Согласно их теории, нар. поэзия имеет "божественное происхождение"; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпич. песня, легенда и др. жанры; фольклор - бессознат. и безличное творчество "народной души". Пользуясь методом сравнит, изучения, бр. Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. М. ш. распространилась во мн. странах Европы: Германии (А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж. Кокс), Италии (А. де Губернатис), Франции (М. Бреаль), Швейцарии (А. Пикте), России (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер). М. ш. развивалась в двух осн. направлениях: "этимологическом" (лингвистич. реконструкция начального смысла мифа) и "аналогическом" (сравнение сходных по содержанию мифов). Первое представлено работами Куна ("Нисхождение огня и божественного напитка", 1859; "О стадиях мифо-образования", 1873) и Мюллера ("Опыты по сравнительной мифологии", 1856; "Чтения о науке и языке", 1862-64). Пользуясь "палеолингвистической" методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы - светил ("солярная теория" Мюллера) или грозы ("метеорологическая теория" Куна). В России принципы "этимологического" изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев ("Исторические очерки русской народной словесности и искусства", 1861). Он возводил героев былин к мифам о возникновении рек ("Дунай"), о великанах, живущих в горах ("Свято-гор"), и г. п. Крайнее выражение солярно-метеорологич. теория получила у Миллера ("Илья Муромец и богатырство киевское", 1869). В пределах "аналогического" направления возникла "демонологическая", или "натуралистическая", теория Шварца ("Происхождение мифологии", 1860) и Манхардта ("Демоны ржи", 1868; "Лесные и полевые культуры", 1875-77; "Мифологические исследования", 1884), к-рые объясняли происхождение мифов поклонением "низшим" демонич. существам. Своеобразный синтез различных теорий М. ш.- "Поэтические воззрения славян на природу" (1866-69) А. Н. Афанасьева. Принципы М. ш. проявились в ранних работах А. Н. Пыпина ("О русских народных сказках", 1856), А. Н. Веселовского ("Сравнительная мифология и её метод", 1873). Методология и ряд теоретич. выводов М. ш. отклонены последующим развитием науки (в т. ч. представителями миграционной теории и бывшими "мифологами" - Буслаевым, Веселовским). Вместе с тем М. ш. сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретич. проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнит, изучения мифологии, фольклора и лит-ры (см. Сравнительно-историческое литературоведение). Критически оценивая преувеличение М. ш. роли мифологии в истории иск-ва, пришедшие ей на смену направления продолжали изучать проблему "мифоло-гизма" фольклора и лит-ры, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме см. Ритуально-мифологическая школа.

Лит. .-Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М.- Л., 1963; М е л е-тинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963 (введение).

В. Е. Гусев.

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia, от mythos - предание, сказание и logos -слово, рассказ, учение), фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в к-рой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений. Напр., ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его ист. судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологии, образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: слав. Белее (Волос) или кельт. Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греч. Афина Паллада или абх. Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Нов. Зеландии, в Нигерии и у мн. др. народов мира.

Обобщающие понятия в М. возникали постепенно. Первоначальными формами М. были фетишизм (когда одушевлялись отд. вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм (фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или др. основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития М. явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от самой вещи.

В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась уже иная ступень мифологии, абстракции. Она доходила до представления о к.-н. одном «отце людей и богов», хотя на этой ступени образы таких мифологии, владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистической старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а др. богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса.
делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у якутов, у афр. племён под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологической абстракции.

Бог рыболовства, изображаемый в виде пеликана, поедающего рыбу. Культура нас-ка. 4 в. Расписная керамика. Музей перуанской культуры. Лима.

Зевс и Гера. Рельеф из святилища Геры на о. Самос. Дерево. Конец 7 в. до н. э. Музей Вати (о. Самос).

Развитие М. шло от хаотического, дисгармоничного к упорядоченному, соразмерному, гармоничному, в чём можно убедиться при сравнении мифологии, образов разных истории, периодов. Мифологич. образы эпохи матриархата характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми формами и были весьма далеки от позднейшей пластин, гармонии. Трёхглавые, четырёхглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и мстительные чудовища или получудовища встречались в мировой М. эпохи матриархата очень часто (напр., в Др. Вавилоне - звероподобная властительница мира Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий кровавых жертв, в Сев. Америке - 7 гигантских братьев-людоедов и т. д.). В эпоху патриархата зародились и оформилисьпредставления о героин, личности, к-рая побеждает силы природы, до тех пор казавшиеся непобедимыми, сознательно организует обществ, жизнь, а также защиту данной общины от враждебных сил природы и соседних племён. Напр., вавилонский Мардук убивает чудовищную Тиамат, создавая из её тела небо и землю. В Вавилоне же возник знаменитый эпос о герое Гилъгамеше. Иран, бог Митра борется со злыми духами и побеждает страшного быка. Егип. бог Ра сражается с подземным змеем Апопом. Др.-греч. Зевс побеждает титанов, гигантов и Тифона; совершает свои 12 подвигов Геракл. Германский Сигурд убивает дракона Фафнира, Илья Муромец - Змея Горыныча и т. д. Однако дошедшие до нас мифы представляют собой сложный комплекс напластований (рудиментов) различных эпох, напр, миф о критском Минотавре. Бычья голова Минотавра свидетельствует о том, что происхождение данного образа относится к периоду раннего матриархата, когда человек ещё не отличал себя от животных. Минотавр изображается со звёздами и носит имя Звёздного - это уже космич. обобщение. Минотавра убивает герой Тесей - эта часть мифа могла возникнуть только в период патриархата.

Четырёхлпкое божество из Иш-хали. 3-е тыс. до н. э. Восточный институт Чикагского университета.

Мифологич. мышление очень рано пришло к разного рода историч. и космо-гонич. обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках (историч. М.). Создавалась М. о сменах прежних божеств, и демонич. поколений (М. космогоническая и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели к возникновению М. эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытнообщинного строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.

В первобытнообщинной формации М. была своего рода наивной верой, единств, формой идеологии. В раннеклассовом обществе М. стала аллегорич. формой выражения разного рода религ., социально-политич., моральных и филос. идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и литературе. Соответственно политич. взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное оформление и использование. Напр., Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократич. Афин, а образ Прометея был наделён Эсхилом передовыми и даже революц. идеями. В этом смысле М. никогда не умирала, мифологич. образы и поныне используются совр. политич. деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеч. бытия, М. рассматривается совр. наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, её страданиях и радостях.

"Геракл со львом". Римская копия с оригинала Лисиппа. Мрамор. 2-я пол. 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Науч. подход к изучению М. возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась гл. обр. антич. М.; знакомство с историей, культурой и М. Египта, народов Америки, Востока дало возможность перейти к сравнит. изучению М. разных народов. В 18 в. историч. понимание М. дал итал. философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико франц. Просвещение с его отказом от историч. подхода, рассматривавшее М. как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, англ, поэт Дж. Макферсон, нем. писатель и философ И. Г. Гердер и др. трактовали М. как выражение обще-нар. мудрости. Романтизм усилил интерес к М. Началось собирание и изложение нар. сказаний, легенд, сказок и мифов, стала складываться т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник нац. культуры и привлекавшая М. для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её первые представители: нем. учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).

Римлянин с изображением предков. Мрамор. 1 в. до н. э. Палаццо Барбери-ни. Рим.

В рамках мифологич. школы в сер. 19 в. возник ряд позитивистских мифологич. теорий: солярно-метеорологич. теория (нем. учёные А. Кун, М. Мюллер, рус.- Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Ф. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономич. и атмосферных явлений; теория "низшей М." или "демонологическая" (нем. учёные В. Шварц, В. Ман-хардт и др.), к-рая представляла мифы как отражение самых обыденных явлений жизни; а н и м и с т и ч. теория, сторонники к-рой переносили представления о человеческой душе на всю природу (англ, учёные Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, нем.- Л. Фробениус, рус.- В. Клингер и др.). Широкую популярность получила в 19 в. ист о-рико-филологич. теория (нем. учёные Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др., рус.- В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И. Толстой и др.), использовавшая методы лит. и лингвистич. анализа при изучении мифов.

Совр. бурж. теории базируются исключительно на логич. и психологич. данных истории человеческого сознания, вследствие чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторич. характер. Среди психологич. теорий 20 в. большой популярностью пользовалась концепция австр. учёного 3. Фрейда, к-рая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психич. жизни индивидуума, выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности, к-рые якобы являются единств, фактором всего сознательного поведения человека. Один из крупнейших фрейдистов швейц. учёный К. Юнг видел в М. выражение бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность фрейдизму чдологич. теория" (кон. 20-30-х гг. 20 в.) франц. учёного Л. Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-ист о р и ч. теория мифоооразо-вания (англ, учёные Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви, Б. К. Малиновский,франц.-Ж. Дюмезиль, П. Сентив, амер.- Р.Кар-пентер и др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магич. обряда. Структурная типология мифа (франц. учёный К. Леви-Строс в трудах 50- нач. 70-х гг. 20 в.) видит в М. поле бессознательных логич. операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические теории буржуазной науки, используя для объяснения М. ту или иную способность или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т. д.), дают объяснение какой-нибудь одной стороны мифотворчества.

Ни одна из этих концепций не может объяснить социальную сущность М., ибо объяснения следует искать не в отд. способностях человеческого духа, а в социальных условиях, породивших идеологию того или иного общества и, следовательно, составную её часть - М. Эта материалистич. концепция лежит в основе трудов сов. учёных А. М. Золотарёва, А. Ф. Лосева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др.; культурно-историч. толкование М. на марксистской основе и связанный с этим сравнительно-историч. анализ мирового эпоса даётся у В. Я. Проппа, П. Г. Богатырёва, В. М. Жирмунского, В. И. Абаева, Е. М. Мелетинского, И. Н. Голенищева-Кутузова и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 320-321).

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; ЭнгельсФ., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959; Токарев С. А., Что такое мифология?, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, 1962, в. 10; его ж е, Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; М е л е-тинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в кн.; Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68 -133; Золотарёв А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Ш а х н о-в и ч М. И., Первобытная мифология и философия, Л., 1971; Тренчени-Валь-д а п ф е л ь И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Д о н и н и А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., М., 1962; Лев и-Строе К., Структура мифа, "Вопросы философии", 1970, № 7; The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch, v. 1 - 12, Boston, 1916-1928; Levi-Strauss C., Mythologi-ques, t. 1 - 4, P., 1964 - 71; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk-Los Ang.,1970. Перечень работ о М. как науке см. при ст. Мифология, Философская энциклопедия, т. 3.

А. Ф. Лосев.

МИФТАХОВ Сагит Мифтахович [10(23).1.1907, с. Красный Яр, ныне Ну-римановского р-на Башк. АССР, -февр. 1942], башкирский советский драматург. Чл. КПСС с 1925. Род. в крестьянской семье. В 1927 окончил Коммунистический ун-т трудящихся Востока. Был на парт, работе. Погиб на фронте. Печатался с 1925. Автор пьес "В стране панов" (пост. 1929, изд. 1932), "Кровь Урала" (пост. 1933), "Зимогоры" (пост. 1936, изд. 1944) и др. Драматургия М. тесно связана с актуальными проблемами действительности; победе социалистич. строя в деревне поев, пьесы "Сакмар" (изд. 1934), "Дружба и любовь" (1939, отд. изд. 1940), "Дочь степей" (1939, отд. изд. 1940). Велика заслуга М. в организации Башк. гос. театра оперы и балета.

Соч.: Пьесалар, Эфе, 1956.

Лит. : Т айнуллин М., Драматургия С. Мифтахова, Уфа, 1959.

МИФУНЭ Тосиро (р. 1.4.1920, Циндао, Китай), японский киноактёр. В 1947 дебютировал в фильме "По ту сторону серебряного хребта". Иск-во М. отличают острая выразительность пластики, связанная с традиц. япон. театральным иск-вом, бурный темперамент, стремление к углублённому раскрытию внутр. мира героев. Роль разбойника Тадземару в фильме "Расёмон" (1950) принесла М. мировую известность. Среди его работ выделяются образы самураев в кинолентах "Семь самураев" (1954), "Телохранитель" (1961), "Восставший" (1967), где он, нарушая установившуюся манеру исполнения таких ролей, подчёркивает стремление к человечности и добру. В числе лучших ролей также: Такэтоки Васидзу ("Замок паука", 1957, по "Макбету" Шекспира), Мухомацу ("Мухома-цу, человек-рикша", 1958), доктор Нийде ("Красная борода", 1965). В 1963 организовал собств. кинокомпанию "Мифуне-про". Дважды награждён премиями на Междунар. кинофестивалях в Венеции. Лит. : Ю р е н е в Р., Тосиро Мифунэ, в кн.: Актёры зарубежного кино, [в. 3], М., 1966.

И. Ю. Гене.

МИФЫ (греч. mythos - предание, сказание, миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Специфика М. выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где М. представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах к-рой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы обществ, сознания, как иск-во, лит-pa, наука, религия, политич. идеология и т. п., они удерживают ряд мифо-логич. моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; М. переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в лит. творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути художеств, лит-ре; исторически она предвосхитила мн. возможности" лит-ры и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что лит-pa не расстаётся с мифологич. основами и позднее, что относится не только к произв. с "мифологическими" сюжетами, но и к реалистич. и натуралистич. бытописа-тельству 19 и 20 вв. (достаточно назвать "Оливера Твиста" Ч. Диккенса, "Нана" Э. Золя, "Волшебную гору" Т. Манна).

Различные типы отношения поэта к М. удобно прослеживать на материале антич. лит-ры. "Известно, - писал К. Маркс,-что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву" (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Эти слова относятся прежде всего к гомеровскому эпосу ("Илиада", "Одиссея"), к-рый отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собств. лит-рой (ему подобны "Веды", "Махабхарата", "Рамаяна", "Пу-раны" в Индии, "Авеста" в Иране, "Эдда" в германо-сканд. мире и др.). Подход Гомера к действительности ("эпическая объективность", т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов,- всё это насквозь проникнуто мифологич. стилем миропонимания. Известно, что действия и психич. состояния героев Гомера мотивируются вмешательством богов: в рамках эпич. картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что "мифология и Гомер суть одно и то же..." (Ш е л л и н г Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 115). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознат. эстетич. творчества ведёт к переосмыслению М.: мифологич. материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется. Позднее греч. поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к М., но зато подвергают их решит, переработке - приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние М. сохраняется в период расцвета греч. трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологич. сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию "Персы" на сюжет из актуальной истории, он превращает самоё историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетич. гармонизацию М. (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом лит. игры и учёного коллекционирования (Каллимах).

Новые типы отношения к М. даёт рим. поэзия. Вергилий связывает М. с филос. осмыслением истории, создавая новую структуру мифологич. образа, к-рый обогащается символич. смыслом и лирич. проникновенностью, отчасти за счёт пла-стич. конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религ. содержания; у него совершается до конца сознат. игра с "заданными" мотивами, превращёнными в унифициров. систему; по отношению к отд. мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется "возвышенным" характером. Ср.-век. поэзия продолжала вергилиевское отношение к М., Возрождение - овидиев-ское. Начиная с позднего Возрождения неантич. образы христ. религии и рыцарского романа переводятся в образную систему антич. мифологии, понимаемой как универсальный язык ("Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, идиллии Ф. Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают апогея к 18 в.

Однако к концу 18 в. выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к М. происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Ф. Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против класси-цистич. аллегоризма (мифич. образ не "означает" нечто, но "есть" это нечто или он есть содержат, форма, находящаяся в органич. единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (античность), а различные по внутр. законам мифологии миры; они осваивают богатство герм., кельт., слав, мифологии и М. Востока. В 40-70-х гг. 19 в. грандиозная попытка заставить мир М. и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в муз. драматургии Р. Вагнера; его подход создал большую традицию.

Мифы в литературе. "Сотворение человека". Илл. У. Блейка в книге "Бытие". 1825.

Мифы в литературе. "Фаэтон и его мать". Илл. П. Пикассо к "Метаморфозам" Овидия. 1931.

20 в. выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистич. отношения к М.; тетралогия Т. Манна "Иосиф и его братья" явилась результатом серьёзного изучения науч. теорий мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Ф. Кафки и Дж. Джойса, а также в "Кентавре" Дж. Апдайка. Для совр. писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед М. (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непа-тетич. отношение к ним, в к-ром .интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы М. отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

С. С. Аверинцев.

МИХА ЦХАКАЯ (до 1935-Се на-к и), город (с 1921), центр Цхакаевского р-на Груз. ССР. Расположен на Колхидской низм., на Черноморском шоссе. Ж.-д. станция (Цхакая) на линии Туапсе - Самтредиа, от М. Ц. ветка (40 км) к Поти. 25 тыс. жит. (1970). Ковровый комбинат.; винодельческий, лимонадный, консервный з-ды, сыромаслозавод, чайная ф-ка; комбинат стройматериалов. С.-х. техникум. Народный театр. Переименован в честь груз, революционера М. Г. Цхакая', имеется дом-музей. В 3 км от М. Ц.- курорт Менджи.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333, Псков,-26.8.1399, Тверь), великий князь тверской (1368), сын вел. князя тверского Александра Михайловича. В 1368 утвердился в Твери. В этом же году войска вел. князя московского Дмитрия Ивановича Донского осадили Тверь и М. А. бежал в Литву. В 1369 М. А. вновь вернулся в Тверь, но в 1370 Донской вторично занял Тверь и М. А. опять оказался в Литве. Летом 1372 М. А. вернулся в Тверь с помощью литовских войск. С 1370 боролся с Донским за великое княжение во Владимире. В 1370-71 и 1375 получал в Золотой Орде великокняжеские ярлыки, его борьба с вел. князем московским оказалась безуспешной.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ Романов [22.11(4.12).1878, Петербург,-в ночь с 12 на 13.7.1918, р-н Мотовилихи, ныне в составе г. Пермь], великий князь, брат имп. Николая II, ген.-лейтенант (1916). Будучи третьим сыном Александра III, с 1899 (после смерти Георгия Александровича, к-рый был старше М. А.) до 1904 (рождения Алексея, сына Николая II) - наследник престола. В 1898-1911 служил в гвардии. Во время 1-й мировой войны 1914-18 М. А. командовал Кавк. туземной конной дивизией, кав. корпусом, в нач. 1917 был ген.-инспектором кавалерии. После Февр. революции 1917, не чувствуя за собой никакой реальной силы, 3(16) марта 1917 отказался от престола, к-рый ему передавал Николай II [согласно манифесту отречения от 2(15) марта]. В февр. 1918 был арестован в Гатчине, увезён в Пермь, а затем расстрелян.

МИХАИЛ АТТАЛИАТ (Michael Attaleiates) (нач. 11 в., Константинополь,-ок. 1085), византийский историк и правовед. Его "История" освещает события, происходившие в Византии в 1034-79 (политич. смуты и катастрофическое положение на вост. границах из-за усиления натиска турок-сельджуков). Заключит, часть его книги - панегирик имп. Ни-кифору III Вотаниату, согласно М. А., преодолевшему кризис империи. М. А. прославляет рыцарские доблести Ники-фора - отвагу, щедрость. В 1077 М. А. основал монастырь в Редесто и составил его устав, к-рый является ценным источником по социально-экономич. истории Византии 11 в.

Соч.: Historia, Bonnae. 1853.

Лит. N i s s e n W., Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077, Jena, 1894; Tsolakis E. Th., Aus dem Leben des Michael Attaleiates, "Byzantinische Zeit-schrift", 1965, Bd 58, H. 1.

МИХАИЛ БОРИСОВИЧ (1453-ок. 1505), последний великий князь тверской (с 1461), сын вел. кн. Бориса Александровича. В 1471 и 1477 тверские полки участвовали в новгородских • походах на стороне вел. кн. московского Ивана III Васильевича, в 1480 стояли на р. Угре против хана Ахмата. В сер. 80-х гг. М. Б. признал себя вассалом Ивана III, но тайно пытался сблизиться с польским королём Казимиром III. Иван III осадил Тверь, откуда М. Б. в ночь на 12 сент. 1485 удалось бежать в Литву. Тверь была взята, Тверское княжество прекратило самостоятельное существование и стало частью Рус. централизованного гос-ва. Последние годы М. Б. провёл в Литве.

МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-20.9.1246), древнерусский князь, сын вел. кн. киевского и черниговского Всеволода Святославича Чермного. В 1223 участвовал в сражении против татар на р. Калке, в к-рой погиб его дядя Владимир Святославич, после чего черниговский стол перешёл к М. В. В 1225 и 1229 М. В. был новгородским князем. В 1235 с помощью бояр Болоховской земли, граничившей с Галицкой землёй, и венгерского короля Белы IV ему удалось овладеть Галичем. В 30-е гг. 13 в. неоднократно захватывал Киев. В 1238 М. В. стал вел. князем киевским, передав управление Галичем своему сыну Ростиславу. В 1239 по его приказу были убиты татарские послы, присланные в Киев для переговоров, после чего М. В. бежал в Венгрию, надеясь найти там убежище.

Тогда все его русские владения были захвачены и поделены между др. князьями. В 1241 вернулся на родину. В 1246 М. В. приехал в ставку Батыя, надеясь получить ярлык на Черниговскую землю. За отказ выполнить языческие обряды -пройти сквозь очистительный огонь -М. В. был убит татарами, что послужило поводом для его канонизации рус. церковью. Однако причиной убийства М. В. могло быть и то, что семью годами раньше им были убиты татарские послы.

Лит. Очерки истории СССР. Период феодализма IX-XV вв., ч. 1, М., 1953.

О. М. Рапов.

МИХАИЛ КИРУЛАРИЙ (Michael Кё rularios) (p. ок. 1000 - ум. 1058, Херсо-нес Фракийский), константинопольский патриарх в 1043-58. Из семьи столичной чиновной знати. Один из организаторов заговора в 1040 против визант. .имп. Михаила IV, после провала к-рого был сослан и пострижен в монахи. При имп. Константине IX стал патриархом. Стремился к возвышению роли константинопольского патриаршества, отстаивал независимость церкви от императорской власти (вынудил в 1057 императора отказаться от права назначения на нек-рые высшие церк. должности), не признавал верховенства рим. папы. Закрыл в Константинополе церкви и монастыри, подчинённые Риму; боролся с рим. курией за подчинение духовенства в бывших владениях Византии в Юж. Италии. В 1054 конфликт М. К. с папством (когда рим. легат кардинал Гумберт отлучил, от церкви М. К., а тот в свою очередь предал анафеме Гумберта) - один из важнейших этапов разделения на вост. и зап. христ. церкви. М. К. содействовал вступлению на престол в 1057 имп. Исаака I Комнина, однако их отношения обострились после того, как император конфисковал часть монастырских земель. В конце 1058 М. К. был арестован и сослан.

Лит. Скабалановнч Н., Византийское государство и церковь в XI в., СПБ. 1884, с. 374-390; М i с h e I A., Humbert und Kerullarios, Bd 1 - 2. Paderborn, 1925-1930. А. П. Каждая.

"МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ", научно-исследовательское судно, принадлежит Морскому гидрофизич. ин-ту АН УССР (г. Севастополь). Построено в 1957 в г. Росток (ГДР). Дл. 102,4 м, шир. 14,4 м, осадка 6 м, водоизмещение 5960 те, скорость хода 24 км/ч (13 узлов). Имеет 17 лабораторий. К 1973 проведено 27 экспедиц. рейсов (большинство из них - в Атлантическом ок.) с целью исследования физич. характеристик вод океана. Экспедицией на "М. Л." в 1959 открыто и детально исследовано экваториальное подповерхностное противотечение в Атлантическом ок. (см. Ломоносова течение).

Лит. Сузюмов E. M. и Ушаков С. И., Новые корабли науки, М., 1969.

МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ Романов [13(25). 10. 1832, Петербург,- 5(18). 12. 1909, Канн, Франция], великий князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.-фельдмаршал (1878). С 1852 ген.-фельд-цейхмейстер. Наместник Кавказа и командующий Кавк. армией (1862-65) и войсками Кавк. воен. округа (1865-81). Во время рус.-тур. войны 1877-78 -главнокомандующий Кавказской армией. Пред. Гос. совета (1881 - 1905). Выражал интересы консервативных кругов дворянства.

МИХАИЛ ОБРЕНОВИЧ III (Михаиле Обреновип) (4.9.1823, Крагуевац,-29.5. 1868, Белград), сербский князь в 1839-42 и 1860-68 из династии Обреновичей. Занял престол после отречения и бегства за границу своего отца Милоша Обрено-вича. Продолжал его абсолютистскую политику, что вызвало недовольство народа, использованное уставобранителя-ми для свержения М. О. III. Во время второго правления стремился осуществить великосерб. политику объединения вокруг монархич. Сербии земель др. южно-слав. народов. С 40-х гг. проводил политику сотрудничества с Россией, в последние годы жизни склонялся к союзу с Австрией. Убит заговорщиками.

Лит. :1акшиЬГ.,ВучковиЬ В., СпоЛ)-на политика Cp6nje за владе кнеза Михаила. [Први Балкански савез], Београд, 1963.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (Michael Psellos), до пострижения - Константин (1018, Константинополь,-ок. 1078 или ок. 1096), византийский политич. деятель, писатель, учёный. Видный чиновник, первый руководитель Высшей филос. школы в Константинополе, М. П. входил в состав кружка образованной столичной знати, оказывавшей большое влияние на пр-во Константина IX (1042-1055). Ок. 1050 попал в опалу, постригся в монахи, но затем был возвращён ко двору. При Константине X (1059-67) воспитатель наследника (Михаила VII). Просветитель, знаток антич. культуры, стремившийся к усвоению осн. принципов антич. миросозерцания (преим. в неоплатонической переработке), к-рое М. П. хотел соединить с христианским учением (бог - творец "природы", но "природа" подчиняется внутренней закономерности, что делает невозможными противоестественные явления - отсюда вражда М. П. к вульгарному "чудотворству"). "Хро-нография" М. П.- не только важнейший источник по истории Византии в 976-1078, но и первый памятник пред-ренессансной литературы: написанная в мемуарном жанре, она основана на новых эстетич. принципах (сложный образ героев, предполагающий как противоречивость их поведения, так и развитие характера). Политич. идея "Хроно-графии" - осуждение деспотизма, к-рый, по М. П., приводит и самого деспота к нравственному и физич. краху. Письма М. П. воссоздают атмосферу интеллектуальной жизни Византии. Кроме того, М. П. принадлежат речи (наиболее важны посвящённые крупнейшим политич. и культурным деятелям 11 в. Михаилу Кируларию, Константину Лихуду, Иоанну Ксифилину), теологич. и филос. соч. (в т. ч. комментарии к Платону и Аристотелю и "Всеобщая наука" - краткое систематич. изложение представлений о мироздании), житие св. Авксентия, трактаты по математике, медицине, филологии, праву, музыке и т. п. Мн. соч. М. П. компилятивны или же традицион-ны. Значит, часть наследия М. П. не издана. Рационализм М. П. получил развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала.

Соч.: Chronographie..., v. 1 - 2, P., 1926-1928; Scripta minora, v. 1 - 2, Mil., 1936-41; De omnifaria doctrina, Nijmegen, 1948.

Лит. :Безобразов П. В., Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл, М., 1890; В а л ь д е н-б е р г В., Философские взгляды Михаила Пселла, в сб.: Византийский сборник М.-Л., 1945; Любарский Я. Н., Михаил Пселл. Личность и мировоззрение, "Византийский временник", 1969, т. 30; Zervos С., Un philosophe neoplatonicien du XI siecle: Michel Psellos, P., 1920; J о a n-nou P., Christliche Metaphysik in Byzanz: die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956; G a d o-l in A., A theory of history and society with special reference to the chronographia of Michael Psellus, Stockh., 1970.

А. П. Каждая.

МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ Романов [12(22).7.1596, Москва, -13(23).7.1645, там же], первый русский царь из династии Романовых. Сын боярина Фёдора Никитича Романова, позднее ставшего патриархом (под именем Филарета), дальний родственник царя Фёдора Ивановича. 21 февр. 1613 по инициативе боярства избран на престол Земским собором, собравшимся после изгнания из Москвы польских интервентов. Активную роль в управлении страной играли родственники М. Ф., а в 1619-33 правил его отец - патриарх Филарет, официально носивший титул "великого государя". При М. Ф. были заключены Столбовский мир 1617 и Деулинское перемирие 1618. По последнему, в частности, был произведён обмен пленными и в Россию вернулся отец М. Ф.- Филарет. Война с Польшей в 1632-34 фактически в значит, степени ликвидировала отрицат. последствия заключённых ранее договоров. При М. Ф. велось интенсивное стр-во засечных черт против крымских татар, происходила дальнейшая колонизация Сибири.

МИХАИЛ ХОНИАТ (Michael Chonia-tes), иногда неправильно наз. А к о м и-н а т о м (Akominates) (ок. 1138, Хоны в М. Азии,-ок. 1222, Водоница, близ Фермопил), византийский писатель. Брат Никиты Хониата, В 1182-1204 митрополит Афин. После захвата Афин крестоносцами (1204) переехал на о. Кеос, ок. 1217-в монастырь близ Фермопил. Ученик Евстафия Солу некого, знаток антич. культуры, автор речей и писем, а также богословских сочинений. Письма и речи М. X.- важный источник по экономии, и политич. истории Византии кон. 12-нач. 13 вв. М. X. осуждал монарший деспотизм, политику столичного чиновничества, отстаивал интересы провинц. городов. Как писателя М. X. отличает редкая для средневековья наблюдательность, интерес к бытовым деталям; лёгкая ирония чередуется у него с обличительным пафосом. М. X. одним из первых поставил вопрос о назначении художника; в противовес демократич. тенденции он отстаивал идею, что художник должен творить не для удовлетворения вкусов "толпы", а для выражения своего внутр. состояния ("души"), к-рым и должен руководствоваться в своём творчестве.

С о ч.: Та sozdmena, 1 - 2, Athenai, 1879-1880.

Лит. : Stadtmiiller G., Michael Choniates, Metropolit von Athen, "Orientalia Christiana", [v.] 33, [pt.] 2, Roma, 1934.

МИХАИЛ ШИШМАН (г. рожд. неизв.-ум. 28.7.1330, при Велбужде), болгарский царь (правил в 1323-30), сын видин-ского кн. Шишмана. Вёл активную внеш. политику: вмешивался в междоусобную борьбу визант. императора Андроника II и Андроника Младшего (будущий император Андроник III). Заключил воен. союз с Византией против Сербии. В битве с сербами при Велбужде был ранен, взят в плен и вскоре умер.

Лит.: Бурмов А., История на Бълга-рия през времето на Шишмановци (1323-1396), в. 1, София, 1947; История Византии, т. 3, М., 1967, с. 128-31.

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (Храбрый) (г. рожд. неизв.- ум. 1248), московский князь с 1247, один из младших братьев Александра Невского. В 1248 овладел Владимиром и стал вел. князем владимирским. Погиб в бою с литовцами на р. Протве.

МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-22.11. 1318), князь тверской (с 1285) и великий князь владимирский (1305-17). В результате длит, борьбы в 1305 занял великокняжеский стол, первым из рус. князей стал носить титул "великий князь всея Руси". В 1317 золотоордынский хан Узбек передал владимирский великокняжеский стол московскому кн. Юрию Даниловичу и послал в помощь Юрию татарские войска. 22 дек. 1317 М. Я-в битве у с. Бортенева (в 40 верстах от Твери) разбил Юрия. Вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, М. Я. был убит в его ставке слугами кн. Юрия.

МИХАИЛА РАЛЛИСА И ПЕТРА БУАСА ВОССТАНИЕ, антптурецкое восстание греч. населения Пелопоннеса в 1463. Михаил Раллис возглавил восстание в Спарте, Пётр Буас - в Аркадии. Восстание было поддержано Венецией, владениям к-рой на Пелопоннесе угрожала Османская империя. В решит, сражении ок. г. Патры восставшие одержали победу, но вскоре были разбиты превосходившими силами противника. Михаил Раллис был захвачен в плен и убит.

МИХАЙ ХРАБРЫЙ (Mihai ViteazuJ) (1558-9.8.1601), господарь Валахии с 1592. Вёл борьбу против тур. господства и за создание централизов. рум. гос-ва. Опирался на поддержку Моск. гос-ва и укр. казачества. В 1595 в сражении у Кэлугэрени (между Джурджу н Бухарестом) возглавляемые М. X. валашские войска разгромили турок; М. X. обнаружил выдающиеся способности полководца. В 1600 на короткое время объединил Валахию, Молдову и Трансильванию и стал именовать себя "господарем Валахии, Трансильвании и всей Молдавской земли". Убит боярами, недовольными его централизаторской политикой.

МИХАЙЛИН Владимир Васильевич [р. 12(25).7.1915, Москва], советский военачальник, адмирал (1969). Чл. КПСС с 1941. Окончил Высшее воен.-мор. уч-ще им. М. В. Фрунзе (1941). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 служил на Сев. флоте командиром штурманской боевой части и связи, пом. командира и командиром корабля, в 1945-1948 - на кораблях Тихоокеанского флота. Окончил Воен.-мор. академию (1951) и Академию Генштаба (1960). Командовал крейсерами "Адмирал Корнилов" и "Куйбышев" (1955-58) и соединением кораблей (1960-63) на Черноморском флоте. В апр. 1963 - янв. 1967 1-й зам., а с янв. 1967 - командующий Дважды Краснознамённым Балт. флотом. Деп. Верх. Совета СССР 8-го созыва. Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечеств, войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.

МИХАЙЛИЧЕНКО Иван Харламович (р. 2.9.1920, ст. Алмазная Кадиевского р-на Ворошиловградской обл.), дважды Герой Советского Союза (1.7.1944 н 27.6. 1945), подполковник (1955). Чл. КПСС с 1951. В Сов. Армии с 1940. Окончил Ворошиловградскую воен.-авиац. школу пилотов (1943). Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 участвовал в боях

на Юго-Зап., Воронежском, 1-м и 2-м Укр. фронтах - лётчик, командир звена и зам. командира эскадрильи 667-го штурмового авиац. полка, с 1943 - командир эскадрильи 141-го гвард. штурмового авиационного полка. Провёл 179 успешных боевых вылетов для нанесения бомбардировочно-штурмовых ударов по войскам противника и 22 воздушных боя. После войны до 1962 служил в ВВС. С 1962 - в запасе. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, орденами Славы 2-й и 3-й степеней и медалями.

МИХАЙЛОВ А., псевдоним русского писателя Шеллера А. К. (1838-1900).

МИХАЙЛОВ Адриан Фёдорович [5(17). 8.1853, станица Полтавская, ныне Славянского р-на Краснодарского края,-8.7.1929, Ростов-на-Дону], русский революционер, народник. В 1873 поступил на мед. ф-т Московского ун-та. Чл. "Земли и воли". В 1878 участвовал в попытке освобождения П. И. Войнараль-ского и др. революционеров, осуждённых подпроцессу 193-х"', в убийстве шефа жандармов Н. В. Мезенцова. Арестован в окт. 1878 в Петербурге. В 1880 приговорён к смертной казни. Раскаянием добился замены её 20 годами каторги (Сибирь). Был участником Карийской трагедии 1889. В 1907 возвратился в Европ. Россию. Автобиография М. опубликована в Энциклопедич. словаре "Гранат", т. 40.

Лит. :Попов А., А. Ф. Михайлов, "Каторга и ссылка", 1929, № 10.

МИХАЙЛОВ Александр Александрович [р. 14(26).4.1888, г. Моршанск, ныне Тамбовской обл.], советский астроном и гравиметрист, акад. АН СССР (1964; чл.-корр. 1943). Чл. КПСС с 1956. Окончил Моск. ун-т (1911), в 1918-48 проф. там же. В 1947-64 директор Главной астрономич. обсерватории АН СССР (Пулковской); организовал восстановление обсерватории, разрушенной в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. После 1964 зав. отделом астрономич. постоянных. В 1939-62 пред. Астрономич. совета АН СССР; в 1934-60 президент Всесоюзного астрономо-геодезич. об-ва. Один из инициаторов общей гравиметрич. съёмки СССР (1932). Участвовал во многих гравиметрич. исследованиях и в астрономич. экспедициях для наблюдений солнечных затмений. Разработал теорию затмений Солнца и предвычислил обстоятельства 8 затмений, а также прохождения планет по диску Солнца, покрытий звёзд Луной и др. Создал конструкцию "полярной трубы"- спец. астрографа для определения постоянной аберрации. Монография М. по теории затмений, составленные им звёздные атласы пользуются большой известностью. В 1946-1948 вице-президент Междунар. астрономич. союза. Доктор Копенгагенского ун-та (1946), чл.-корр. Парижского бюро долгот (1946). Награждён 3 орденами Ленина, а также медалями.

Соч.: Курс гравиметрии и теории фигуры Земли, 2 изд., М., 1939; Теория затмений, 2 изд., М., 1954.

Лит.: Д е и ч А. Н., А. А. Михайлов (к 80-летию со дня рождения), "Земли к Вселенная", 1968, N° 3; СелихановичВ. Г., Логинова Г. П., А. А. Михайлов (к 80-летию со дня рождения), "Изв. Высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъёмка", 1968, № 4; Астрономия в СССР за сорок лет. 1917-57, [Сб. ст.], М., 1960 (библ.). О. А. Мельников.

И. X. Михашшченко. А. А. Михайлов. А. Д. Михайлов. М. Д. Михайлов.

МИХАЙЛОВ Александр Дмитриевич [17(29).1.1855, г. Путивль Курской губ., ныне Сумской обл.УССР,-18(30).3.1884], русский революционер, народник. Из дворян. В 1875 поступил в Петерб. техноло-гич. ин-т, в том же году был исключён за участие в студенч. движении. В 1876 сыграл видную роль в организации "Земли и воли". Весной 1877 поселился в Саратовской губ., среди старообрядцев, надеясь найти в их среде "революционные социалистические идеалы". Весной 1878 в Петербурге участвовал во всех крупных предприятиях землевольцев. М. был убеждённым сторонником централизованной общерус. орг-ции, основанной на единстве, дисциплине, строгой конспирации. Товарищи называли М. "всевидящим оком организации и блюстителем дисциплины". В 1879 М.- участник Липецкого съезда и Воронежского съезда. После раскола "Земли и воли" стал членом Исполнит, к-та "Народной воли" и был активнейшим деятелем орг-ции. Устраивал подпольные типографии, заведовал финансами партии, подготавливал террористич. акты. Арестован 28 ноября 1880. Судился в февр. 1882 по ".процессу 20-ти". Был приговорён к смертной казни, заменённой бессрочной каторгой. Умер в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости.

Соч.: Автобиографические заметки. Завещание, "Былое", 1906, № 2; Письма народовольца А. Д. Михайлова, М., 1933.

Лит.: Плеханов Г.В., Воспоминание об А. Д. Михайлове, Соч., т. 1, М. -П., 1923; Прибылева-Корба А. П. и Фигнер В. Н., Народоволец А. Д. Михайлов, Л. -М., 1925; Ф и г н е р В. Н., Запечатленный труд, т. 1 - 2, М., 1964; К л е в е н-с к и и М., А. Д. Михайлов, М., 1925; Процесс 20-ти народовольцев в 1882 г., Ростов-н/Д., [1906]; Архив "Земли и воли" и "Народной воли", М., 1932.

Э.А.Павлюченко.

МИХАЙЛОВ Борис Михайлович [р. 21. 3(3.4). 1906, с. Знаменка, ныне Кирен-ский р-н Иркутской обл.], советский химик-органик, чл.-корр. АН СССР (1968). Окончил Казанский ун-т (1929). Ученик А. Е. Арбузова. Работал в Казанском и Моск. ун-тах, в ряде мед. науч. ин-тов. С 1943 работает в Ин-те органической химии АН СССР (зав. лабораторией с 1954). Осн. труды посвящены химии борорганич. соединений, химии полициклич. углеводородов, органич. соединений щелочных металлов и гетеро-циклич. соединений. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Органические соединения бора, "Успехи химии", 1959, т. 28, № 12; Боразол и его производные, там же, 1960, т. 29, № 8; Химия бороводородов, М., 1967; Серусодер-жащие органические соединения бора, "Успехи химии", 1968, т. 37,

МИХАЙЛОВ Василий Михайлович (1894-26.9.1937), советский парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1915. Род. в Москве в семье печатника. С 1912 работал в типографии Сытина. Участвовал в издании большевистского журн. "Голос печатного труда". В 1917 чл. Моск. совета. После Окт. революции 1917 чл. Моск. к-та партии, пред. ЧК Городского р-на Москвы. В 1918-20 на политработе в Красной Армии. В 1921-22 секретарь ЦК РКП(б), в 1922-23 секретарь МК РКП(б), в 1923-24 секретарь Замоскворецкого РК партии. В 1925-29 секретарь МК ВКП(б), пред. МГСПС. С 1929 зам. нач. строительства Днепрогэса, с 1932 нач. строительства Дворца Советов в Москве. Делегат 10-17-го съездов партии; на 10, 12-15-м съездах избирался чл. ЦК, на 11, 16 и 17-м съездах канд. в чл. ЦК партии. Награждён орденом Ленина.

МИХАЙЛОВ Виктор Павлович Гр-11(24).11.1907, Москва], советский спортсмен-боксёр, засл. мастер спорта (1936), засл. тренер СССР (1957). Чл. КПСС с 1940. Неоднократный чемпион СССР (в 1927-39, в полутяжёлом весе), абсолютный чемпион СССР (1939), победитель Всемирной рабочей олимпиады в Антверпене (1937). Участник Великой Отечественной войны 1941-45. В 1946-57 тренер сборной команды СССР по боксу, в 1946-72 преподаватель Гос. центр, ин-та физич. культуры в Москве. Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч.: 120 встреч на ринге, М., 1952.

МИХАЙЛОВ (наст. фам.- Е л и н-с о н) Лев Михайлович (п