загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ефферсон (осн. исток) и Мадисон. Большая часть верх, течения - в Скалистых горах, где река местами течёт в ущельях и образует пороги (крупнейшие у г. Грейт-фолс, с падением 187 м на участке в 16 км). В ср. течении пересекает плато Миссури в глубокой долине с крутыми склонами. Вода очень мутная, грязно-бурого цвета. Здесь сооружён ряд крупных плотин, превративших реку в цепь длинных извилистых водохранилищ. В ниж. течении, расположенном в пределах Центральных равнин, русло извилистое и неустойчивое, широкая пойма обвалована для защиты от наводнений. Крупнейшие притоки - Йеллоустон, Платт и Канзас впадают справа.

Питание в верх, течении снеговое, в среднем и нижнем - преим. дождевое. Водность крайне изменчива: весеннее половодье вызывает в ниж. течении подъёмы уровня до 8-12 м при макс, расходе воды до 19 тыс. м31сек, во время летней межени расходы снижаются до 150-170 м3/сек. Ср. расход воды в устье ок. 2250 М31сек. Нередки катастрофич. наводнения (последнее крупное в 1952). Река несёт много наносов (в среднем ок. 220 млн. т в год). Система крупных водохранилищ комплексного назначения на самой М. (Форт-Пек, Харрисон, Оахе и др.) и на её притоках служит для регулирования стока, ирригации, энергетики и для улучшения судоходных условий. Река доступна для крупных речных судов до г. Су-Сити, для малых в многоводные периоды до г. Форт-Бентон. Наиболее значит, города на М.- Су-Сити, Омаха, Сент-Джозеф, Канзас-Сити.

В низовье реки Миссури.

А. П. Муранов.

МИССУРИ (Missouri), штат в центр, части США, в басе, рек Миссисипи и Миссури. Пл. 180,4 тыс. км2. Нас. 4,7 млн. чел. (1970), в т. ч. 70,1% городского. Адм. ц. г. Джефферсон-Сити; крупнейшие города - Сент-Луис и Канзас-Сити.

Поверхность - волнистая равнина, постепенно повышающаяся к 3. На Ю. -известняковое плато Озарк (вые. до 540 м). Климат умеренный. Ср. темп-pa янв. ок. О °С, июля 27 °С. Осадков ок. 1000 мм в год; часты засухи. Области, прилегающие к долинам рек, подвержены опустошит, наводнениям.

Индустриально-arp. штат. Экономически активного нас. 1,8 млн. чел. (1970), в т. ч. в пром-сти '/4, в с. х-ве */ю. Добыча свинца (383 тыс. т в 1970, 1-е место в США), жел. руды, кам. угля, барита, стройматериалов. Обрабат. пром-сть сконцентрирована гл. обр. в Сент-Луисе и Канзас-Сити. Преобладают машиностроение и пищ. пром-сть. Ведущие отрасли: авиаракетная (з-ды "Макдон-нелл-Дуглас" в Сент-Луисе - крупнейшие в США), автомобильная (крупные автосборочные з-ды в Канзас-Сити и Сент-Луисе), радиоэлектронная, хим., мясоконсервная, мукомольная. Производство дорожно-строит. и с.-х. машин, швейная, кож.-обув., цем. пром-сть, чёрная и цв. металлургия. Мощность электростанций 8,5 Гвт (1972). Животноводство даёт 70% товарной продукции с. х-ва. В 1971 было (в млн. голов): кр. рог. скота 5, свиней 5,5. Гл. с.-х. культуры: кукуруза, соя, пшеница; на плато Озарк - овёс, на Ю.-В., в пойме р. Миссисипи, - хлопчатник.

В. М. Гохман.

МИССУРИ ПЛАТО (Missouri Plateau), плато в США и Канаде, средняя часть Великих равнин в басе. р. Миссури. Сложено осадочными породами палеогенового и неогенового возраста, гл. обр. песчаниками. Поверхность плоская, наклонена с 3. на В. от 1600 м у подножия Кордильер до 500 м у вост. края; местами над плато возвышаются обособленные группы гор (Блэк-Хилс, Биг-Сноун и др.) вые. до 2200 м. Сложено гл. обр. песчаниками. На С. покрыто ледниковыми отложениями. Вдоль долин крупных рек сильно расчленено сетью оврагов, образующих местами бедленд. Климат континентальный засушливый. Почвы на В. чернозёмные, на 3. каштановые. Естеств. растительность: ковыльно-разнотравные степи в вост. части и сухие грамово-разнотравные у подножия Кордильер.

МИССУРИЙСКИИ КОМПРОМИСС, соглашение 1820 между чл. конгресса США, в соответствии с к-рым шт. Миссури был принят в Союз как рабовладельческий, а шт. Мэн как свободный. В результате М. к. область рабовладения расширилась: рабство запрещалось только севернее 36 °30' с. ш. и западнее р. Миссисипи. Было решено в дальнейшем принимать в Союз по 2 штата, из к-рых один должен быть свободным, а другой рабовладельческим. Соглашение означало уступку фермерско-бурж. Севера рабовладельч. Югу. М. к. был отменён в 1854 после принятия Канзас-Небраска билля.

Лит. .-Moore G., Missouri controversy. 1819-1821, Gloucester (Mass.), 1967.

МИССУРИЙСКИИ УНИВЕРСИТЕТ (University of Missouri), один из крупнейших университетов США. Основан в 1839 в г. Колумбия (шт. Миссури). Объединяет (1973) на правах университетских городков-кампусов 4 фактически самостоят, уч. заведения в гг. Колумбия, Ролла, Канзас-Сити, Сент-Луис. Наиболее крупный - Колумбийский кампус, имеющий в составе колледжи иск-в и наук, инженерный, пед., с.-х., школы управления пром-стью и х-вом и обществ, администрирования, журналистики, права, библиотечного дела и информатики, мед., вет., обществоведения и обществ, отношений, дипломированных специалистов. В 1972 обучалось 21,5 тыс. чел., работало св. 1,4 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 400 профессоров. Кампус в Ролле объединяет колледж иск-в и наук, школы - инженерную, горного дела и металлургии, дипломированных специалистов, отделение вечернего и заочного обучения. Кампус в Канзас-Сити - колледж иск-в и наук, школы управления, мед., стоматологич., фармацев-тич., педагогич., права, дипломированных специалистов, консерватория. Кампус в Сент-Луисе - колледж иск-в и наук, школы управления пром-стью и х-вом, пед., дипломированных специалистов, отделения вечернего и заочного обучения. В основном фонде и 9 отделениях б-ки ок. 1,6 млн. тт. В 1972 во всех кампусах М. у. обучалось св. 45 тыс. чел., работало 2,6 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 700 профессоров.

МИСТАКОКАРИДЫ (Mystacocarida), отряд (или подкласс) ракообразных. Тело червеобразное, дл. до 1 мм. Голова с обособленной передней частью - акро-ном. Антенны, щупики жвал и максилл, а также ногочелюсти служат для ползания. На 4 свободных грудных сегментах короткие нерасчленённые ножки. Брюшко из 6 сегментов, 5 из них лишены конечностей, последний заканчивается когте-видными придатками. М. раздельнополы; из яйца выходит личинка - мета-науплиус, к-рая 9 раз линяет, постепенно превращаясь во взрослого рачка. 1 род (Derocheilocaris) с 4 видами. Обитают в капиллярных ходах между мелкими (диам. до 0,2 мм) песчинками на мор. пляжах, обычно немного выше уреза воды, но 1 вид (D. galvarini) найден на глубине 25 м. Питаются мелкими орга-нич. частицами. Способны выдерживать значит, колебания солёности и темп-ры. Найдены у побережий Юж. Европы, Юж. Африки, Сев. и Юж. Америки.

Мистакокарида Derocheilocaris rema"

МИСТАССИНИ (Mistassini), озеро в вост. Канаде. Пл. 2190 км2, глуб. до 120 м. Расположено на водоразделе Лаврентийскойвозв. Принадлежит к группе озёр, дающих начало р. Руперт. Ледостав с ноября по июнь. Богато рыбой. Вместе с оз. Альбанель входит в заповедную терр. Мистассини-резерв.

МИСТЕРИИ (от греч. mysterion - тайна, таинство), в античности тайные культы нек-рых божеств. В М. участвовали только посвящённые, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных действий, к-рые иллюстрировали мифы, связанные с божествами - объектами культа. Эти действия сопровождались определённым ритуалом и обычно процессиями, заклинаниями, оргиями и т. д. Возникли М. на почве культов древнейших божеств, олицетворявших умирающую и оживающую природу. С образованием классового общества нек-рые из этих культов обособились от офиц. религии и приняли характер тайных М. Первые М. восходят к древне-вост. обрядам (культы Осириса и Исиды в Египте, Таммуза в Вавилонии). В Др. Греции М. засвидетельствованы с 7 в. до н. э. Из ранних М. наиболее известны Элевсинские М. (в честь богини плодородия Деметры и её дочери Персефоны-Коры), Орфические М. (осн., согласно традиции, мифическим певцом из Фракии Орфеем), Самофракийские М. (в честь покровителей мореходства Каби-ров). В Италии М., привнесённые с В. (М. Исиды, М. Аттиса, М. Кибелы, М Митры и др.), засвидетельствованы с< 2 в. до н. э. Около Помпеи обнаруже на Вилла М., в центр, помещении ко торой сохранились уникальные изобра жения сцен М. Мн. элементы поздне антич. М., прежде всего М. Исидь и Мптры, были заимствованы христианст вом и вошли составной частью в христ богослужение.

1. Элевсинские мистерии. Барельеф. 6 в. до н. э. Национальный музей. Афины.

2. Роспись Виллы мистерий близ Помпеи. 2-я пол. 1 в. до и. э.

Лит. :Н о в о с а д с к и и Н. И., Элевсин скне мистерии, СПБ, 1887; Kern О., Dii griechischen Mysterien der klassischen Zeit В., 1927; M a i u r i A., La villa dei misteri Roma, 1931; Kerenyi K., Die Mysteriei von Eleusis, Zurich, 1962.

МИСТЕРИЯ, жанр зап.-европ. религ театра эпохи позднего средневековья (14-16 вв.). Наибольшее развитие получи; во Франции. Содержание М. составлял! библейские сюжеты. Авторами произв были церк. служители, учёные-богосло вы, врачи, юристы. Сцены религ. харак тера чередовались с интермедиями -вставными комедийно-бытовыми эпизо дами. Представления М. организовыва лись гор. властями совм. с ремесленным! цехами во время гор. торжеств, обычш в ярмарочные дни, на площади. Несмотр) на руководство со стороны патрицианскю и церк. кругов, М. была массовым само деят. иск-вом. В ней постоянно сталки вались и сочетались религ. мистика i житейский реализм, вносимый испол кителями (гл. обр. любителями-горожа нами), набожность и богохульство. Ярюк образцы М.- "Мистерия страстей гос подних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.) "Мистерия об осаде Орлеана" (пост, после 1429). Усиление реалистнч. н ко медийных элементов вызывало нападки духовных и светских властей, а в 16 в. запрещение представлений М. В 19- 1-й пол. 20 вв. М. иногда ставятся в Обер-аммергау (Германия), в Париже перел собором Нотр-Дам. Иронич. осмысление ср.-век. М. отличает спектакль "История о преславном воскресении Миколая из Вильковецка" (1962, "Театр наро-довы", Варшава).

М. с 10 в. существовала также в Иране, где входила в религ. обряд шахсей-вах-сей. От неё ведёт начало один из видов перс, трагедии - тазийе.

Лит. : История западноевропейского театра, т. 1. М., 1956.

МИСТИ (Misti), действующий вулкан в Зап. Кордильере (Анды), на Ю. Перу. Вые. 5821 м. Правильный конус; выше 5400 м покрыт вечными снегами. Последнее извержение в 1870. У подножия М.-г. Арекипа.

МИСТИИ, м и с т о т ы (греч., ед. ч. misthios, misthotes, misthotos, от mis-thos - заработная плата), наёмные работники в Византии. Термин "М." ведёт начало от антич. времени, когда он обозначал несамостоят. свободных работников (как арендаторов, так и наёмных работников). В Византии М. занимали и на с.-х. работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских. Срок найма в мастерских в 10 в. ограничивался месяцем, зарплату М. получали подённо или за месяц вперёд. Были случаи (с 13 в.), когда М., получая от землевладельца небольшой участок земли, превращались в зависимых крестьян (про-скафименов).

Лит.: Сюзюмов М. Я., О наёмном труде в Византии, "Уч. зап. Уральского гос. ун-та", 1958, в. 25; его же, Трудовые конфликты в Византии, в сб.: Византийские очерки, М., 1971; Каждая А. П., Рабы и мистии в Византии IX-XI вв., "Уч. зап. Тульского пед. ин-та", 1951, в. 2.

МИСТИКА (от греч. mystikos - таинственный), религ. практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологич. и филос. доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

Мировоззренч. основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют - это личный бог, и "единение" с ним - это диалогич. "общение", к-рое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский мистик аль-Хал-ладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистич. М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, "единое" неоплатонизма и т. п.). Однако все мистич. доктрины имеют нек-рые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из к-рых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. "благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христ. традиции как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердит, характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизич. упражнений (дхьяна и йога в инд. системах М., "умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотич. сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в инд. традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ("мантры" индуизма, "молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отд. словах и т. д. В нек-рых системах М. для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого "умиления" христ. аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тант-ризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этич. и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологич. шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологич. состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвящённого", к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.

Хотя историч. аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастич. культах, имевших целью экстатич. снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собств. смысле возникает лишь тогда, когда религ. умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознат. отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с филос. и логич. культурой - в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи обществ, кризисов: крушение Рим. империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13-14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки янсе-нистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых историч. условиях М. становилась формой протеста против церк. и социальной иерархии (такова, напр., роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При др. историч. условиях парадоксы М. давали импульс идеали-стич. диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. в классич. нем. идеализме, называл нем. мистика Я. Бёме "...предвестником грядущих философов..."- см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574). В условиях кризиса совр. бурж. общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектич. и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения "мистич. опыта" - от старомодных спиритич. сеансов до радений хиппи. Мистич. мотивы присущи мн. течениям совр. идеалистич. философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рациона-листич., "сциентпстских" (см. Сциентизм) направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род "апофатиче-ской" М., аналог "благородному молчанию" буддистов).

Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистич. мировоззрением, как бегство от противоречий обществ, бытия человека.

Лит. .'Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-ostliche Mystjk, 2 .Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die iudische Mystik in ihren Hauptstromungen, Z., 1957.

С. С. Аверинцев.

МИСТИФИКАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, литературные произведения, авторство к-рых нарочито приписано их сочинителями другому лицу (реальному, иногда вымышленному) или нар. творчеству; мистификация предполагает создание стилистич. манеры и творч. образа мнимого автора. М. л. чаще имели место в переломные для лит-ры и обществ, мысли эпохи. В 1817-23 для поддержки идеи нац. возрождения 'чехов под видом нар. эпоса были обнародованы "Краледворская рукопись" и "Либушин суд", списки к-рых якобы обнаружил филолог В. Ганка. Стремление вывести лит-ру из тесного русла традиц. мотивов и форм вызвало мистификацию Дж. Макфер-сона, к-рый издал в 1760-63 романтич. произведения, приписанные им шотл. барду Оссиану, по преданию жившему в 3 в. Предромантич. по духу "поэмы Оссиана" до разоблачения мистификации успели оказать влияние на мн. европ. лит-ры. П. Мериме в 1825 издал романтич. пьесы под именем выдуманной исп. актрисы Клары Гасуль, а в 1827 - сб. "Гузла", приписанный вымышленному серб, сказителю И. Маглановичу. 11 песен этого сборника в 1835 переложил А. С. Пушкин ("Песни западных славян").

Портрет П. Мериме работы Э. Ж. Делеклюза (1825). Рядом - Мериме в виде Клары Гасуль (художник тот же).

В России ряд М. л. появился в 19 в. Крупные писатели и учёные (А. С. Пушкин, И. И. Срезневский, Ф. И. Буслаев) становились их жертвами, принимая поддельные "древние" рукописи, псевдомемуары, "неизвестные" варианты произведений за подлинные. Своеобразной М. л. была лит. маска Козьмы Пруткова.

Один из видов М. л.- выдача оригинального сочинения за перевод - часто служил средством политич. конспирации и притупления бдительности цензуры (псевдопереводы Н. А. Некрасова "Из Ларры", "Из Барбье").

Раскрытие М. л. производится средствами текстологич. критики текста. Социальный генезис и тенденциозность в М. л. выражены, как правило, откровеннее, чем в обычных произв.; часто выдают анахронизмы, языковые несоответствия и т. п. Мн. М. л. представляют не только историч. интерес, но и эстетич. ценность.

Лит. . Л а н н Е., Литературные мистификации, М.- Л., 1930; Масанов Ю. И., В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок, М., 1963; Берков П. Н., О людях н книгах, М., 1965 (есть библ.). А. Л. Гришу нын.

МИСТИФИКАЦИЯ (от греч. mystes -посвящённый в тайну, знающий таинства и лат. facio - делаю), намеренное введение к.-л. в заблуждение, обман ради шутки или с др. целью.

МИСТИЦИЗМ, умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатич. способом, каковой усматривается в мистике. В качестве филос. доктрины М. представляет собой, т. о., разновидность интуитивизма и иррационализма.

Г. Мистраль.

Ф. Мистраль.

МИСТРА (Mystras), средневековый город в Греции, в 5 км от Спарты. Крупный центр поздневизантийской культуры. Основан в 1249 крестоносцами. В 14-15 вв. столица Морейского деспотата. В 1460 взята турками, с кон. 18 в. заброшена. Среди руин М., живописно расположенных на склоне холма,- остатки крепости (13 в.), дворца (13-15 вв.), ср.-век. жилой застройки (размещённой по сторонам зигзагообразной главной улицы). Многочисленны монастырские церкви 13-15 вв.: Митрополия (Айос-Деметриос), Афендико (Одигитрия), Пантанасса (все три сочетают базиликаль-ный и крестово-купольный типы), Айос-Теодорос (св. Фёдора; илл. см. т. 5, табл. I, стр. 48-49), Перивлепта.

Лит.: Медведев И. П., Мистра. Очерки истории и культуры поздневизан-тийского города, Л., 1973.

Мистра. Церковь Пантанасса. 1428.

МИСТРАЛЬ (Mistral) Габриела (псевд.; наст, имя и фам. Лусила Г о д о и Алькаяга, Godoy Alcayaga) (7.4. 1889, Викунья, пров. Кокимбо,- 10.1. 1957, Хемпстед, шт. Нью-Йорк), чилийская поэтесса. Род. в семье школьного учителя. Была учительницей, деятельницей нар. просвещения. С 1924 на дип-ломатич. службе в Италии, в 1933-35 в Испании, в 1935-37 в Португалии, в 1938-46 в Бразилии, США; с 1946 участвовала в работе Лиги Наций, позднее ООН. Ещё до выхода первой книги "Отчаяние" (1922) завоевали известность стихи М., к-рые с 1903 печатались в провинциальных газетах; в них нашли выражение сокровенные чувства женщины - мучительная любовь, неутолённая жажда материнства. Второй сб. М.-"Тала" (1938) свидетельствовал о расширении её поэтич. диапазона; исповедь мятущейся души вобрала в себя мысли и чувства простых людей Лат. Америки. Одной из первых на континенте М. сделала достоянием поэзии мироощущение индейцев, соединив традиции исп. стиха с первобытно свежей, анимистич. образностью. В 1954 опубл. последний сб. стихов - "Давильня". В ст. "Проклятое слово" (1950) М. призывала к борьбе за мир. Нобелевская пр. (1945).

Соч.: Poesias completes, Madrid, 1958; Anthologia, Santiago de Chile, 1957; в рус. пер. -Стихи, пер. [и предисл.] О. Савича, М., 1959; Лирика, пер. [и предисл.] О. Савича, М., 1963.

Лит. : Н е р у д а П. [Предисл. к стихам Г. Мистраль], "Иностранная литература", 1958, №1; Основах Л., Поэзия Г. Мистраль, "Новый мир", 1960, № 3; М о n s a 1-ve J., G. Mistral, La errante solitaria. Biografia, Santiago de Chile, 1958; Ladrdn de uevara M., G. Mistral, rebelde magni-fica, B. Aires, [1962]; A 1 e g r i a F., Genio у figura de Gabriela Mistral, [B. Aires, 1966]. Л. С. Ocnoeam.

МИСТРАЛЬ (Mistral) Фредерик (8.9. 1830, Майан, деп. Буш-дю-Рон,- 25.3. 1914, там же), провансальский поэт. Сын землевладельца; окончил юридич. ф-т в Эксе. Художеств, вкусы М. сложились под влиянием фольклора, ср.-век. и новой поэзии Юга Франции. Его учителем и другом был Ж. Руманиль. Стихи М., периодически публикуемые с 1848 в газ. Авиньона "Коммуна", были впервые собраны в антологии "Провансальцы" (1852). М.- один из вождей движения фелибров, возрождавших прованс. язык и лит-ру, редактор альманахов и составитель прованс.-франц. словаря "Сокровище Фелибрижа" (1879-87). Поэма М. "Мирейо" (1859) восхитила А. Ламар-тина, А. де Виньи, В. Гюго, А. Доде и др. Для творчества М. характерны богатство фольклорного материала, романтичность. Мастерство М., его вклад в развитие нац. лит-ры и языка, обществ.-культурная деятельность принесли известность поэту и за пределами родины. Нобелевская пр. (1904).

С о ч.: CEuvres poetiques completes, t. 1 -2, ed. P. Rollet, [Aix-en-Provence, 1966]; в рус. пер.- Магали, пер. Б. Бер, "Вестник Европы", 1892, [№ 5).

Лит.: Луначарский А. В., Мистраль, Собр. соч., т. 5, М., 1965; III и ш м а-р е в В. О., Фредери Мистраль, в его кн.: Избр. статьи. История итальянской литературы..., Л., 1972; Кончаловская Н., Там, где всегда Мистраль, "Октябрь", 1973, №4; Daudet A., Ecrivains et artistes, t. 1, P., [1927]; Pelissier J., Frederic Mistral au jour le jour, Aix-en-Provence, 1967; Place G., F. Mistral, P., [1969] (имеется библ.).

М. А. Гольдман.

МИСТРАЛЬ (франц. mistral), сильный и холодный сев.-зап. ветер, дующий иногда с Севенн на Средиземноморское побережье Франции. Отмечается вблизи устья Роны между гг. Монпелье и Тулон. Бывает во все времена года, но особенно зимой. Имеет сходство с борой.

МИСУРАТА, город на С.-З. Ливии, адм. ц. провинции Мисурата. Ок. 70 тыс. жит. Крупный порт (Мисурата-Марина, в 10 км от города). Шоссейными дорогами соединён с нас. пунктами побережья и внутр. р-нов. Важный центр торгово-тран-зитных операций, ремесленного произ-ва и пищ. пром-сти.

МИСХОР, приморский климатич. курорт на Южном берегу Крыма, в 13 км к 3. от Ялты, с к-рой соединён шоссе. Санатории, дома отдыха, пансионаты, леч. пляж.

МИСЬОНЕС (Misiones), провинция на С.-В. Аргентины. Пл. 29,8 тыс. км2. Нас. 443 тыс. жит. (1970). Адм. центр -г. Посадас. Находится в области влажных субтропиков. Осн. р-н страны по выращиванию чая (гл. обр. парагвайского чая - йерба-мате), тунгового дерева, цитрусовых. Пром-сть по переработке с.-х. сырья и лесная.

МИТА (исп. mita, на яз. индейцев кечуа - обязательная очерёдность), одна из форм принудит, труда в сел. общин. древнего Перу, при к-рой выделение лш на обществ, работы (в рудниках, в с х-ве, на стр-ве) производилось путёл жеребьёвки. Исп. завоеватели Лат. Аме рики сделали М. составной частью системы феод.-крепостнич. эксплуатации в своих колониях. М. была формально отменена в 18 в., но фактически сохранялась и в дальнейшем, что явилось одной из причин массовой смертности среди индейского населения. М. как пережиток докапиталистич. отношений встречается в ряде андских стран Лат. Америки.

МИТАВА, прежнее название г. Елгава в Латв. ССР.

МИТАННИ, Ханигальбат, древнее гос-во в сев. Месопотамии (терр. совр. сев. Сирии). Сложилось, по-видимому, в 16 в. до н. э.; население его состояло из хурритов и семитов, официальными языками были аккадский и хурритский, цари носили индоиранские имена; возможно, что династия происходила с Иранского нагорья. Войско М. владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии М. объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморей-ско-аккадские) города-гос-ва. В период расцвета М. стояло во главе аморфного союза мелких царств и городов-гос-в, от побережья Средиземного м. и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В 15 в. до н. э. уступило земли к 3. от р. Евфрат Египту и восстановило с ним дружественные отношения, поддерживавшиеся династич. браками (переписка Тушратты, царя М., с егип. фараонами Аменхотепом III и Эхнато-ном, 14 в. до н. э.). Междоусобная борьба, возникшая после смерти Тушратты, привела к вмешательству царя хеттов Суппилулиумаса I, и М. потеряло поли-тич. значение, а затем было окончательно уничтожено в течение 13 в. до н. э. Ассирией, ранее зависевшей от М. Кроме писем Тушратты, найденных в Египте, письменных памятников из собственно М. не дошло, но сохранились гос. и частные деловые архивы из зависимых от М. мелких царств - Алалаха (раскопки городища Тель-Ачана в сев. Сирии), Аррапхи (раскопки на терр. совр. Киркука) и Нузы (раскопки городища Иор-ган-Тепе в Ираке); они дали исключительно важные сведения по истории древней общины.

Лит.: Дьяконов И. М., Предыстория армянского народа, Ер., 1968; его же, Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа, "Вестник древней истории", 1970, № 4; Я н-ковская Н. Б., Землевладение больше-семейных домовых общин в клинописных источниках, "Вестник древней истории", 1959, № 1; е ё же, Communal Self-Government and the King of Arrapha, "Journal of the Economic and Social History of the Orient", 1969, v. 12, pt 3; Kammenhu-b е г A., Die Arier im Vorderen Orient, Hdlb., 1968.

И. М. Дьяконов.

МИТИЛИНИ (Mytilene), город в Греции, гл. порт на о. Лесбос в Эгейском м. 23,4 тыс. жит. (1971). Произ-во оливкового масла, вина, табака, текст, изделий, кож и мыла, обработка фруктов (преим. на вывоз).

В античное время - крупный полис (город-гос-во) Митилена. В 493 до н. э. (во время греко-персидских войн) был захвачен персами. Входил в Делосский союз после 478/477. В 428 до н. э. в М. произошло восстание граждан против афин. гегемонии. Афиняне жестоко расправились с М. (1 тыс. чел. была казнена, стены города срыты, часть гор. терр. конфискована и на ней посажено ок. 3 тыс. афин. клерухов, флот передан Афинам). В эпоху эллинизма город переживал упадок, возродился только в период ранней Рим. империи. М.-родина поэтов Алкея и Сапфо.

МИТИН Марк Борисович [р. 22.6(5.7). 1901, Житомир], советский философ и обществ, деятель, акад. АН СССР (1939). Чл. КПСС с 1919. Окончил филос. отделение Ин-та красной профессуры (1929). Зам. директора Академии коммунистич. воспитания, зам. директора Ин-та философии, гл. редактор журн. -"Под знаменем марксизма" (1930-44), директор ИМ Л при ЦК КПСС (1939-44). В 1950-56 шеф-редактор газ. "За прочный мир, за народную демократию", в 1956-60 пред, правления Всесоюзного об-ва по распространению политич. и науч. знаний, в 1960-67 гл. редактор журн. "Вопросы философии", с 1967 пред. Научного совета по проблемам зарубежных идеологич. течений при Секции обществ, наук Президиума АН СССР. Осн. труды посвящены проблемам ленинского этапа в развитии марксистской философии, партийности философии, вопросам теории roc-ва и социалистич. демократии, проблемам гносеологии (теория отражения, роль знаковых систем в познании и др.); исследованию истории философии, критике бурж. идеологии и оппортунистич. концепций. Гос. пр. СССР (1943) за участие в создании "Истории философии" (1940-43). На 18-20-м съездах партии избирался чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 др. орденами, а также медалями. Соч.: Гегель и теория материалистической диалектики, М., 1932; Боевые вопросы материалистической диалектики, [М.], 1936; К столетию "Манифеста Коммунистической партии" Маркса и Энгельса, [М.], 1948; За материалистическую биологическую науку, М.- Л., 1949; Историческая роль В. Г. Плеханова в русском и международном рабочем движении, М., 1957; Философия и современность, М., 1960; Опыт Октября и закономерности социалистической революции, [М., 1967]; В. И. Ленин и актуальные проблемы философии, М., 1971.

МИТИНСКИЙ Николай Николаевич [20.12.1873 (1.1.1874) - 24.10(6.11). 1912], русский учёный в области строит, механики. Окончил в 1897 Петерб. ин-т инженеров путей сообщения. Преподавал в Петерб. горном ин-те (1899-1906). С 1904 проф. Петерб. электротехнич. ин-та, с 1905 одновременно Ин-та инженеров путей сообщения. Автор ряда трудов по строит, механике, в т. ч. курса "Строительная механика. Сопротивление материалов" (1905-11). По проектам М. и под его руководством на Петерб.-Моск. ж. д. было осуществлено переустройство петерб. ж.-д. узла, построены новая сортировочная станция, финляндская и портовая соединит, ж.-д. ветки, ряд новых мостов, металлич. покрытий и др. инж. сооружений. М. был одним из пионеров электрификации ж. д. в России. Редактировал журн. "Известия собрания инженеров путей сообщения". Соч.: Собрание избранных сочинений по строительной механике, СПБ, 1913.

МИТКАЛЬ (от перс, меткал), суровая тонкая хл.-бум. ткань полотняного переплетения. М. используется как полуфабрикат в произ-ве клеёнки, дерматина и др. В результате соответствующей отделки из М. получают ситец и бельевые ткани - мадаполам, муслин и др.

МИТКЕВИЧ Владимир Фёдорович [22.7(3.8).1872, Минск,- 1.6.1951], советский электротехник, акад. АН СССР (1929; чл.-корр. 1927), засл. деят. науки и техники РСФСР (1938). В 1895 окончил Петерб. ун-т, в 1896-1905 преподавал в Петерб. горном ин-те, в 1902-38 - в По-литехнич. ин-те в Ленинграде (с 1909 профессор). Участвовал в разработке плана ГОЭЛРО; в 1921-37 возглавлял Особое технич. бюро по воен. изобретениям Наркомата обороны СССР; с 1938 работал в АН СССР. Осн. труды посвящены изучению электромагнитных явлений, проблем проводной и беспроводной связи, передачи электрич. энергии; М. первым предложил расщепление фаз для высоковольтных линий электропередачи (1910). М.- автор неск. курсов по теоретич. основам электротехники. Гос. пр. СССР (1943). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: О вольтовой дуге, СПБ, 1905; Физические основы электротехники, 3 изд., Л., 1933; Магнитный поток и его преобразования, М.- Л., 1946.

Лит.: Владимир Фёдорович Миткевич, М.- Л., 1948 (АН СССР. Материалы к библиографии ученых СССР. Сер. технических наук. Электротехника, в. 2); Нейман Л. Р., Академик Владимир Фёдорович Миткевич, его труды и прогрессивные идеи. К 100-летию со дня рождения, "Электричество", 1972, № 8.

Л. Г. Давыдова.

МИТЛА (Mitla, сапотекское назв.-И о о п а а), один из древнейших культу рно-политич. центров на Ю. Мексики (терр. совр. шт. Оахака). М. возникла в 8 в. до н. э., но древнейшая история поселения почти неизвестна. В 10-14 вв. М. была центром сапотекской культуры (см. Сапотеки). В 15 в. её захватили миштеки, создавшие здесь замечат. ар-хит, памятники - дворцы, храмы, подземные гробницы и др. Отличительная черта декора зданий М.- применение мозаичных панелей, украшавших внутр. и наружные стены. Плоские деревянные перекрытия сооружений поддерживались кам. монолитными колоннами. Узкие полоски фресок над дверными проёмами изображали сцены из миштекской мифологии. Перед исп. завоеванием в 16 в.

М. снова стала сапотекской, в ней жил верховный жрец сапотеков Уиха-тао. В дальнейшем М. была частично разрушена испанцами, построившими здесь католич. церковь. Руины М. исследовались с кон. 19 в. (У. Холмс, Э. Зелер, А. Касо, И. Берналь и др.).

Лит.: Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962.

Храм в Митле. 15 в.

М. Б. Митин.

В. Ф. Миткевич.

МИТО, город в Японии, в центр, части о. Хонсю. Адм. ц. префектуры Ибараки. 174 тыс. жит. (1970). Трансп. узел. Предприятия пищевкусовой (муком., консервные, кондитерские изделия, сакэ) и текст, (шёлкомотание) пром-сти. Метал-лургич. и станкоинструмент. з-ды. Ботанический сад.

МИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЛУЧИ, ультрафиолетовые лучи малой интенсивности с дл. волны 1900-3250 А; продуцируются клетками и тканями растений и животных. Открыты в 1923 А. Г. Гурвичем, показавшим способность М. л. стимулировать деления клеток - митозы (отсюда название). Биол. действие М. л. обусловлено возникновением в клетках под их влиянием цепных химич. процессов. М. л. обнаруживаются при ферментативных реакциях в организме и в бесклеточных системах с помощью биол. индикаторов (по усилению деления клеток), а также высокочувствит. фотоэлектронными умножителями. Анализ спектров М. л. обнаруживает их зависимость от физиологического состояния исследуемых объектов; при некоторых патологических состояниях организма интенсивность М. л. изменяется. В связи с противоречивыми результатами экспериментального изучения М. л. факт их существования не является общепризнанным .

Лит.: Гурвич А. Г., Гурвич Л. Д., Введение в учение о мпгогенезе, 4 изд., М., 1948; Г у р в и ч А. А., Проблема митогенети-ческого излучения, как аспект молекулярной биологии, Л., 1968; Gurwitsch A. G., Gurwitsch L. D., Die mitogenetishe Strahlung, Jena, 1959.

МИТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, ультрафиолетовое излучение, продуцируемое живыми клетками и тканями; то же, что митогенетические лучи.

МИТОЗ (от греч. mitos - нить), кариокинез, непрямое деление клетки, наиболее распространённый способ воспроизведения (репродукции) клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетич. материала между дочерними клетками и преемственность хромосом в ряду клеточных поколений. Биологич. значение М. определяется сочетанием в нём удвоения хромосом путём продольного расщепления их и равномерного распределения между дочерними клетками. Началу М. предшествует период подготовки, включающий накопление энергии, синтез дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) и репродукцию центриолей. Источником энергии служат богатые энергией, или т. н. макроэргические, соединения. М. не сопровождается усилением дыхания, т. к. окислит, процессы происходят в интерфазе (наполнение "энергетического резервуара"). Периодич. наполнение и опустошение энергетич. резервуара - основа энергетики М.

Рис. 1. Схема митоза: 1,2- профаза; 3 -прометафаза; 4- метафаза; 5 - анафаза; 6 - ранняя телофаза; 7 - поздняя тело-фаза.

Стадии митоза. Единый процесс М. обычно подразделяют на 4 стадии: профазу, метафазу, анафазу и телофазу (рис. 1, 2). Иногда описывают ещё одну стадию, предшествующую началу профазы, - препрофазу (антефазу). П р е п р о-ф а з а - синтетич. стадия М., соответствующая концу интерфазы (S - G2 периоды), включает удвоение ДНК и синтез материала митотического аппарата. В профазе происходят реорганизация ядра с конденсацией и спирализа-цией хромосом, разрушение ядерной оболочки и формирование митотич. аппарата путём синтеза белков и "сборки" их в ориентированную систему веретена деления клетки. Метафаза заключается в движении хромосом к экваториальной плоскости (метакинез, или прометафаза), формировании экваториальной пластинки ("материнской звезды") и в разъединении хроматид, или сестринских хромосом. Анафаза - стадия расхождения хромосом к полюсам. Анафаз-ное движение связано с удлинением центр, нитей веретена, раздвигающего митотич. полюсы, и с укорочением хромосомаль-ных микротрубочек митотич. аппарата. Удлинение центр, нитей веретена происходит либо за счёт поляризации "запасных" макромолекул, достраивающих микротрубочки веретена, либо за счёт дегидратации этой структуры. Укорочение хро-мосомальных микротрубочек обеспечивается свойствами сократит, белков митотич. аппарата, способных к сокращению без утолщения. Телофаза заключается в реконструкции дочерних ядер из хромосом, собравшихся у полюсов, разделении клеточного тела (цитотомия, цитокинез) и окончат, разрушении митотич. аппарата с образованием промежуточного тельца. Реконструкция дочерних ядер связана с деспирализацией хромосом, восстановлением ядрышка и ядерной оболочки. Цитотомия осуществляется путём образования клеточной пластинки (в растит, клетке) или путём образования борозды деления (в животной клетке).

Механизм цитотомии связывают либо с сокращением желатинизированного кольца цитоплазмы, опоясывающего экватор (гипотеза "сократимого кольца"), либо с расширением поверхности клетки вследствие распрямления петлеобразных белковых цепей (гипотеза "расширения мембран").

Продолжительность митоза зависит от размеров клеток, их плоидности, числа ядер, а также от условий окружающей среды, в частности от температуры. В животных клетках М. длится 30-60 мин, в растительных - 2-3 часа. Более длительны стадии М., связанные с процессами синтеза (препрофаза, профаза, телофаза); самодвижение хромосом (метакинез, анафаза) осуществляется быстро.

Регуляция митоза. В организме М. контролируются системой нейрогумораль-ной регуляции, к-рая осуществляется нервной системой, гормонами надпочечников, гипофиза, щитовидной и половых желез, а также местными факторами (продукты тканевого распада, функциональная активность клеток). Взаимодействие различных регуляторных механизмов обеспечивает как общие, так и местные изменения митотической активности. М. опухолевых клеток выходят из-под контроля нейрогуморальной регуляции.

Выражением регуляции М. в связи с взаимодействием организма и среды служит суточный ритм деления клеток. В большинстве органов ночных животных максимум М. отмечается утром, а минимум - в ночное время. У дневных животных и человека отмечается обратная динамика суточного ритма. Суточный ритм М.- следствие цепной реакции, в к-рую вовлекаются ритмич. изменения внешней среды (освещённость, температура, режим питания и др.), ритм функциональной активности клеток и изменения процессов обмена веществ (см. Биологические ритмы).

Нарушения митоза. При различны патологич. процессах нормальное течен! М. нарушается. Выделяют 3 осн. вид патологии М. 1) Повреждения хромосо (набухание, склеивание, фрагментацш образование мостов, повреждения центре меров, отставание отдельных хромосо: при движении, нарушение их спирализг ции и деспирализации, раннее разъел* нение хроматид, образование микрояде[ 2) Повреждения митотич. аппарата (ЗЕ держка М. в метафазе, многополюсньп; моноцентрич. и асимметричный М., трёх групповая и полая метафазы). Особо значение в этой группе патологии М имеет колхициновый М., ил К-митоз, к-рый вызывается алкалоидо: колхицином (отсюда название), а такж колцемидом, винбластином, винкристи ном, аценафтеном и др. т. н. статмокине тич. ядами, используемыми в качестве му тагенов. К-митозы возникают и самопрс извольно в культуре ткани и опухолях При К-митозе нарушаются расхождени центриолей и поляризация ими веретен деления, подвергается дезорганизаци митотич. аппарат, не происходит разъ единения хроматид (К-пары). 3) Наруше ния цитотомии. Патологич. М. возникаю после воздействия митотич. ядов, токси нов, экстремальных факторов (ионизиру ющее излучение, аноксия, гипотермия) при вирусной инфекции и в опухоли Резкое увеличение числа патологич. М типично для злокачественных опухолей

Рис. 2. Митоз в меристематических клетках корешка лука (микрофотографии): 1 -интерфаза; 2 - профаза (фигура рыхлого клубка); 3 - поздняя профаза (разрушение ядерной оболочки); 4 - прометафаза; 5 - метафаза; 6 - анафаза; 7 - ранняя тело-фаза; 8 - поздняя телофаза; 9 - образование дочерних клеток.

Лит.: М э з и я Д., Митоз и физиологи] клеточного деления, пер. с англ., М., 1963 Цанев Р. Г., Марков Г. Г., Бнохнмш клеточного деления, пер. с болг., М., 1964 Алов И. А., Очерки физиологии митоти ческого деления клеток, М., 1964; Епифанова О. И., Гормоны н размножение кле ток, М., 1965; Алов И. А., Цитофизио-логия н патология митоза, М., 1972; W a s-sermann F., Wachstum und Vermehrung der Lebendigen Massen, В., 1929 (Handbuch der Mikroskopischen Anatomie des Menschen, Hrsg. W. Mollendorff, 1929, Bd 1, Tl 2); Hughes A., The mitotic cycle, L., 1952; Schrader F., Mitosis, 2 ed., N. Y., 1953; Grundmann E., Der Mitotische Zellcyclus, в кн.: Handbuch der allgemeinen Pathologie, Hrsg. H. Altman, Bd 2, Tl 1, В.-Hdlb.-N. Y., 1971, S. 282-479.

И. А. Алов.

МИТОТИЧЕСКИЙ АППАРАТ, временная структура в делящейся клетке, осуществляющая движение хромосом к её полюсам, что обеспечивает их равномерное распределение между дочерними клетками. М. а. состоит из центриолей (см. Клеточный центр) с окружающими нх центросферами и веретена деления Клетки, представленного системой микротрубочек и промежуточным веществом. В зависимости от степени развития вокруг центросферы лучистого сияния различают М. а. астральный (в животных клетках) и анастральный (в растит, клетках). Формируется М. а. как из имеющихся в интерфазной клетке макромолекул, так и из материала, синтезированного перед делением. М. а. образован к.-л. обр. рибонуклеопротеидами (ок. 90% белков и 6% РНК); обнаружены в нём также полисахариды, липиды и адено-интрифосфатаза. Белки М. а. обладают сократит, свойствами и по аминокислотному составу близки к белкам мышц. Об-разование М. а. начинается обычно в профазе митоза и заканчивается в метафазе; в анафазе М. а. начинает разрушаться. Нарушение синтеза и повреждение М. а. зедут к патологии митоза.

МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, совокупность процессов, в результате к-рых из одной клетки образуются две новые. М. ц. охватывает период митоза и часть интерфазы - периода между делениями, когда происходит подготовка к след, митозу. М. ц.- часть жизненного цикла клетки; в быстро делящихся клеточных популяциях (напр., у бластомеров дро-зящегося яйца) М. ц. почти совпадает с жизненным циклом клетки.


МИТОХОНДРИИ (от греч. mitos -нить и chondrion - зёрнышко, крупинка), хондриосомы, постоянно присутствующий в клетках животных и растений органоид, обеспечивающий клеточное дыхание, в результате к-рого энергия высвобождается или аккумулируется в легко используемой форме (см. Окисление биологическое, Окислительное фосфорилирование). М. отсутствуют лишь у бактерий, синезелёных водорослей и др. прокариотов, где их функцию выполняет клеточная мембрана. М. обычно концентрируются в функционально активных зонах клетки. Это округлые, палочковидные, гантелеобразные и др. образования размером обычно 0,5-1,5 мкм. Форма, число, размеры и функциональное состояние М. меняются в зависимости от внеш. воздействий и физиол. состояния клетки, а также при различных патологич. процессах. Число М. в клетках разных типов различно. Так, в клетке печени крысы их ок. 2500; в клетках с высокой функциональной активностью (напр., в мотонейронах спинного мозга, в скелетной мышце) число М. особенно велико. Биол, полупериод (обновление половины состава) М. в клетках печени составляет 9,6-10,2 суток, в клетках почки - 12,4 суток. Наблюдаемое обычно на протяжении жизни клетки увеличение числа М. происходит, по-видимому, в результате их деления. Внутреннее строение М. единообразно. Исследования с помощью электронного микроскопа показывают, что основное вещество, или матрикс, М. окружено двойной мембраной: наружной - гладкой, и внутренней,- образующей впячивания, наз. кристами (рис. 1, 2). В мембранах М., состоящих из сложных комплексов белков и липидов и организованных в виде дискретных субъединиц, сконцентрировано большинство ферментов, катализирующих процессы окисления и фосфорилирова-ния. Наружная и внутренняя мембраны различаются большим или меньшим содержанием нек-рых липидов и набором ферментов. Так, во внутренней мембране локализованы ферментные комплексы, ответственные за перенос электронов и сопряжённое с ним окислит, фосфорилирование; в наружной - фермент, окисляющий моноамины, и нек-рые ферменты обмена жирных к-т; в матриксе сконцентрированы ферменты трикарбо-новых кислот цикла, окисления жирных к-т и др., а в пространстве между наружной и внутренней мембранами - фермент аденилаткиназа, катализирующий обратимый перенос фосфата с аденозинтри-фосфорной к-ты (АТФ) на аденозин-монофосфорную к-ту (АМФ). Неотъемлемые компоненты М.- дезоксирибонук-леиновая кислота (ДНК), расположенная в матриксе в виде нитей и способная к независимой от ДНК ядра репликации, и все типы рибонуклеиновой кислоты (РНК). Кроме того, в М. обнаружены специфич. рибосомы (наз. митохонд-риальными), а также фермент, катализирующий ДНК-зависимый синтез РНК. Присутствие в М. всех элементов системы биосинтеза белка обеспечивает автономный синтез по крайней мере части белков М. По совр. представлениям, М. являются как бы эндосимбионтами (см. Сим-биогенез) клетки, имеющей оформленное ядро. В процессе эволюции М. могли возникнуть в результате инфицирования примитивных клеток аэробными бактерие-подобными организмами, к-рые затем приспособились к внутриклеточному существованию и взяли на себя функцию дыхания.

Рис. 1. Схема строения митохондрии: 1 - наружная мембрана; 2 -внутренняя мембрана; 3 -кристы.

Рис. 2. Митохондрия из клетки поджелудочной железы (электронная микрофотография): 1 - матрикс; 2 - кристы.

Лит. сЛенинджер А., Митохондрия, пер. с англ., М., 1966; Алов И. А.. Б р а у-д е А. И., А с п и з М. Е., Основы функциональной морфологии клетки, 2 изд., М., 1969; Р у д и н Л., У н л к п Д., Биогенез митохондрий, пер. с англ., М., 1970.

Н. А. Палкина.

МИТРА (от греч. mitra - головная повязка), в православной и католич. церквах позолоченный и украшенный ре-лиг, эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении (пре-им. на время богослужения) представителями высшего духовенства (папой, епископами и др.).

МИТРА, в др.-вост. религиях один из главных индоиран. богов, воплощающий доброжелательную по отношению к человеку сторону божеств, сущности: М. -бог дневного света, податель жизни и пр.; в своей специфич. функции - гарант установленных или обусловленных отношений в мире и обществе, бог договора (от индоиран. "митра" - договор). Обычно выступал рядом с солнцем (с к-рым М. был отождествлён у нек-рых иран. народов в более поздний период). М. почитался в гос-ве Митанни, в древнейшей Индии. Культ иран. М. был представлен и в ряде др. вост. религий (в находившихся под иран. влиянием областях Передней Азии), воспринял мн. элементы этих религий. В последние века до н. э. возникла особая религия с культом М. - митра-и з м, получившая распространение в эллинистич. мире, с 1 в. н. э. - в Риме, со 2 в.- по всей Рим. империи; особой популярностью пользовалась в пограничных провинциях, где стояли рим. легионы, солдаты к-рых были гл. приверженцами культа М., считавшегося богом, приносящим победу; сохранились остатки многочисл. святилнщ-митреумов (вблизи рим. лагерных стоянок). Значит, роль в распространении мнтраизма сыграли социальные низы, к-рых он привлекал тем, что провозглашал равенство среди посвящённых в него и сулил блаженную жизнь после смерти. В митреумах совершались особые мистерии, доступные только посвящённым мужчинам; они состояли из жертвоприношений, культовых трапез и пр. С кон. 2 в. рим. императоры (особенно Аврелиан и Диоклетиан) покровительствовали культу М. Во 2-4 вв. митраизм был одним из главных соперников христианства, к-рое вместе с тем многое заимствовало из культа М.

Лит.: Кошеленко Г. А., Ранние этапы развития культа Мпфры, в сб.: Древний Восток п античный мир, М., 1972; В 1 а-w at sky W., Kochelenko G., Le culte de Mithra sur la cote septentrionale de la Mer Noire, Leiden, 1966; С u m о n t F., Die Mysterien des Mithra, Lpz.- В., 1923; Gerschevitch J., The Avestan Hymn to Mithra, Camb., 1959; Widen-g r e n G., Die Religionen Irans, Stuttg., 1965; Vermaseren M. J., Mithrasdienst in Rome, Nijmegen, 1951; его же, Corpus In-scriptionum et monumentorum religionis Mithriacae, t. 1 - 2, The Hague, 1956 -60.

Г. А. Кошеленко.

МИТРАЛЬЕЗА (франц. mitrailleuse, от mitraille - картечь), французское название многоствольного скорострельного оружия - картечницы во 2-й пол. 19 в., а позднее станкового пулемёта.

МИТРЕ (Mitre) Бартоломе (26.6.1821, Буэнос-Айрес,- 19.1.1906, там же), аргентинский политич., гос. и воен. деятель, историк, публицист. С 1839 участвовал в гражд. войнах против X. М. Ро-саса. По окончании воен. кампании эмигрировал (1846-51). Жил в Боливии,

Перу, Чили, занимаясь журналистской деятельностью. По возвращении на родину был избран в законодат. собрание Буэнос-Айреса. Являясь сторонником централизации управления страной, выступал за нац. объединение. С 1859 во главе войск Буэнос-Айреса боролся с армией Аргент. конфедерации. Победа М. при Павоне (14 сент. 1861) привела к распаду конфедерации и образованию единой Аргент. республики. В 1862-68 М.- президент страны. Способствовал укреплению позиций Великобритании в Аргентине, предоставляя англ, капиталу концессии на постройку жел. дорог. Вместе с пр-вами Бразилии и Уругвая вёл захватнич. войну против Парагвая (1865-70). В 1868-74 был сначала сенатором, затем послом в Парагвае и Бразилии. В 1875 отошёл от политич. деятельности. М.-родоначальник аргент. историографии либерально-позитивистского направления.

С о ч.: Obras completes, v. 1-12, В. Aires, 1938-49; Ensayos historicos, 2 ed., B. Aires, 1941.

Лит.: Очерки истории Аргентины, М.,1961; L e v e n e R., Mitre у los estudios historicos en la Argentina, B. Aires, 1944.

МИТРИДАТ I (греч. Mithridates), A p-ш а к V I (r. рожд. неизв.- ум. ок. 136 до н. э.), царь Парфин ок. 170-138/137 до н. э. Воспользовавшись ослаблением гос-ва Селевкидов, М. I к 140 до н. э. захватил его вост. сатрапии -Мидию и большую часть Месопотамии. При нём были завоёваны Элимаида, Пер-сида, Бактрия (ок. 136 до н. э.). В результате завоеваний М. I Парфия превратилась в сильную державу.

МИТРИДАТ VI ЕВПАТОР (греч. Mithridates Eupator) (132-63 до н. э..), царь Понтийского царства. Правил со 121 (фактически со 111) до 63. Дважды посылал войска в Крым на помощь Херсонесу, к-рому угрожали скифы. В 107 до н. э. совершил 3-й поход с целью подавления вспыхнувшего в Боспорском гос-ве восстания Савмака. В самом начале восстания царь Боспорского гос-ва Перисад V был убит. Подавив восстание, М. VI стал управлять Боспорским гос-вом, подчинив почти все греч. города Черноморья. М. VI подчинил также Малую Армению и Колхиду. Пытаясь овладеть Каппадо-кией, Галатией и Вифинией, М. VI вступил в войну с Римом. Три войны (89-84, 83-81, 74-63), к-рые он вёл против Суллы и Помпея, завершились разгромом М. VI.

МИТРИН, то же, что магнетрон, настраиваемый напряжением.

МИТРОПОЛИТ (от греч. metropolites), высший духовный сан в нек-рых христ. церквах.

МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ, Правосудие митрополичье, памятник др.-рус. права, составленный в виде пособия для епископского суда. Сохранился в сб. "Цветник" нач. 16 в. К источникам М. п. относят Устав Ярослава, Русскую правду пространной редакции, Двинскую уставную грамоту 1397. М. п. предполагало целую градацию наказаний за "безчестье" представителей господствующего класса и в то же время не считало уголовным преступлением убийство господином "полного челядина". М. п.- ценный источник по истории феод, права Древней Руси, изучение к-рого ещё далеко от завершения. Сов. исследователи, расходясь в воп-

росе о времени и месте создания М. п., датируют его между кон. 13 и нач. 16 вв. Лит.: Ю ш к о в С. В., "Правосудие митрополичье", в кн.: Летопись занятий Археографической комиссии за 1927 - 28 гг., в. 35, Л., 1929; Памятники русского права, т. 3, М., 1955; Тихомиров М. Н., Правосу^-дие митрополичье, в сб.: Археографический ежегодник за 1963 г., М., 1964.

О. А. Шватченко.

МИТРОПУЛОС (Metropulos) Димитриос (1.3.1896, Афины,- 2.11.1960, Милан), греческий дирижёр, пианист и композитор. Учился в Афинской консерватории; с 1930 проф. этой консерватории (по классу композиции). В 1937 эмигрировал в США. С 1949 дирижёр, в 1950-1958 гл. дирижёр Нью-Йоркского филар-монич. оркестра, в 1954-58 - театра "Метрополитен-опера". Выступал на Флорентийском, Зальцбургском фестивалях, в Милане ("Ла Скала"), Вене (Гос. опера) и др. городах; в 1934 гастролировал в СССР. В оперном репертуаре М. были произв. В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини, М. Равеля, Д. Мийо, оперы "Евгений Онегин" Чайковского, "Борис Годунов" Мусоргского. Автор оперы "Сестра Беатриса" (1920), музыки к спектаклям, симф. и др.
произв.

МИТРОХИН Дмитрий Исидорович [15(27).5.1883, Ейск, ныне Краснодарского края,-7.11.1973, Москва], советский график, засл. деят. иск-в РСФСР (1969). В 1902-04 учился в Уч-ще живописи, ваяния и зодчества и в Строгановском художественно-пром. уч-ще в Москве, в 1905-06- в частных рисовальных школах в Париже. Чл. объединения "Мир искусства" (с 1916). С нач. 1910-х гг. много работал в области книжного оформления; от лаконичной орна-ментальности "виньеточных" рисунков эволюционировал к более широкой декоративной манере, осн. на живых набросках с натуры (рисунки обложек для изд-в И. Кнебеля, М. и С. Сабашниковых, 1910-18; Наркомпроса, 1918-19, и др.; оформление книг-"Золотой жук" Э. По, изд. в 1922, "Эфиопика" Гелиодо-ра, изд. в 1932). Мастер ксилографии (1923-34), литографии (1925-34), гравюры резцом и сухой иглой на металле (с 1927), станкового рисунка и акварели (пейзажи и натюрморты). В 1924-31 проф. Ленингр. художественно-технич. ин-та. Илл. см. т. 9, стр. 240.

Лит.: Русаков Ю. А., Д. И. Митрохин, Л.-М., 1966; Д. И. Митрохин. Каталог выставки, М., 1973.

МИТТАГ-ЛЕФФЛЕР (Mittag-Leffler) Магнус Густав (16.3.1846, Стокгольм,-7.7.1927, Юрсхольм, близ Стокгольма), шведский математик. В 1872 окончил Упсальский ун-т. Проф. ун-тов в Гельсингфорсе (с 1877) и Стокгольме (с 1881). В 1882 основал один из крупных матема-тич. журн. "Acta mathematical. По инициативе М.-Л. к чтению лекций в Стокгольмском ун-те в 1883 была лривлечена С. В. Ковалевская. Работы М.-Л. относятся к теории аналитич. функций, где он занимался вопросами аналитич. представления функций по их особенностям, заданным в окрестности каждого полюса главными частями лорановских разложений (см. Лорана ряд).

Лит. Norlund N. E., G. Mittag-Leffler, "Acta mathematical, 1927, Bd 50, Н. 3 - 4 (имеется список трудов).

МИТТЕРАН (Mitterand) Франсуа (р. 26.10.1916, Жарнак, деп. Шаранта), французский политич. деятель. По образованию юрист. Во время 2-й мировой войны 1939-45 М. с сент. 1939 на воен. службе, раненым попал в плен. После бегства (1942) участвовал в Движении Сопротивления, возглавлял Нац. Движение военнопленных. В 1944 ген. секретарь по делам военнопленных в пр-де Голля. Деп. парламента в 1946-58 и с 1962. М. был одним из лидеров партии Демократич. социалистич. coюз сопротивления (ЮДСР), в 1953-65 при ЮДСР. В 1947-48, 1950-53 входил в став правительства. В 1953 ушёл отставку в знак несогласия с политикой пр-ва в Сев. Африке. В 1954-57 вновь входил в пр-ва. М. выступал кандидатом левых сил на президентских выборах в дек. 1965. В дек. 1965 - нояб. 19 пред. Федерации демократич. и социалистич. левых сил. В дек. 1970 - июне 1971 возглавлял партию Конвент республиканских ин-тов. После объединит. съезда социалистов М. в июне 1971 избран первым секретарём Социалистич. партии. В 1972 подписал совместную правительств. программу левых сил.

П. В. М и т у р и ч. Портрет Веры Хлебниковой. Карандаш. 1927.

Собрание М. П. Миту-рича. Москва.

МИТУМБА (Mitumba), 1) горный хребет на В. Заира. Сложен вулканч. и древними кристаллич. породами, приподнят по линиям разломов над грабенами озёр Эдуард, Киву и сев.-зап. окраин оз. Танганьика. Дл. ок. 400 км. Вы до 3305 м. В сев. части служит водоразделом между pp. Конго (Заир) и Нил. Горные влажные тропич. леса (за склоны) и горные саванны. 2) Горт хребет на Ю.-В. Заира. Поднят по линиям разломов и обрамляет с В. грабен Упемба в верх, течении р. Луалаб Дл. ок. 700 км. Вые. до 1889 м. Сложен преим. древними кристаллич. породами. Покрыт саваннами.

МИТУРИЧ Пётр Васильевич [2(14).1 1887, Петербург,- 27.10.1956, Москва советский график. Учился в АХ в Петебурге (1909-15) у Н. С. Самокиша. Чл. объединений "Мир искусства" (с 191, и "Четыре искусства" (1925-29). Преподавал в моск. Вхутемасе-Вхутеине (1923-30). Для его многочисл. рис. карандашом, тушью, углем характерны конструктивность ритмизованной композиции, лаконичность форм, экспрессия штриха или долгой вьющейся лини (циклы пейзажей, изображающих окрестности дер. Санталово, 1922, Хвалынск; 1926-29, Кисловодска, 1933, Судак; 1937 и 1939, Хосты, 1955; портреты xудожников и поэтов, с 1922). М. обращался к живописи (портрет композитора А. С. Лурье, 1915, Рус. музей, Ленинград), книжной илл., работал в технике литографии.

Лит. П. В. Митурич..., [Каталог],