загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

олотоносной. По др. мифу, невежественный и самоуверенный М. присудил первенство Пану в муз. состязании последнего с Аполлоном (отсюда выражение "мидасов суд" - суд невежды) и в наказание за это был наделён Аполлоном ослиными ушами, к-рые тщательно прятал под фригийской шапкой (отсюда выражение "уши Мидаса").

МИДДЕНДОРФ Александр Фёдорович [6 (18).8.1815, Петербург,-16(28). 1.1894, Хелленурме, ныне Валгаского р-на Эст. ССР], русский естествоиспытатель и путешественник, акад. Петерб. АН (1850). В 1837 окончил Дерптский (Тартуский) ун-т. В 1842-45 совершил путешествие по Сев. и Вост. Сибири и Д. Востоку, посетил п-ов Таймыр, Удско-Тугурское Приохотье и Приамурье, Шантарские о-ва и др. Отчёт М. был для своего времени наиболее полным естеств.-историч. описанием Сибири; особенно важными были выводы о распространении вечной мерзлоты и зональном распределении растительности в Сибири. В 1870 исследовал Барабинскую степь, в 1878 - Ферганскую долину. В 1883-85 возглавил экспедицию по обследованию состояния скотоводства в России. Вёл селекционную работу в коневодстве и скотоводстве. В честь М. названы: мыс на северном острове Н. Земля и залив на п-ове Таймыр.

Соч.: Путешествие на север и восток Сибири, ч. 1 - 2, СПБ, 1860-77; Бараба, СПБ, 1871; Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Лит.: Леонов Н. И., Александр Федо-i рович Миддендорф, М., 1967.

МИДЕЛЕВОЕ СЕЧЕНИЕ, мидель (от голл. middel, букв.- средний), для движущегося в воде или воздухе тела
(напр., торпеды, корпуса судна, фюзеляжа самолёта, ракеты и др.) - наибольшее по площади сечение этого тела плоскостью, перпендикулярной направлению движения. К площади М. с. обычно относят действующую на тело силу сопротивления. Под площадью М. с. понимают ещё площадь проекции тела на плоскость, перпендикулярную направлению его движения.

МИДЗОГУТИ Кэндзи (16.5.1898, Токио,-24.8.1956, Киото), японский кинорежиссёр. Окончил художеств, уч-ще в Токио. В 1922 дебютировал фильмом "День, когда возвращается любовь". В 20-е гг. М. проявил интерес к социальной тематике. Гл. темой его творчества стало столкновение традиц. быта и мировоззрения с современностью. Фильмы "Элегия На-нива" и "Гионские сестры" (оба в 1936), посвящённые судьбе япон. женщины,-вершина реализма в довоенном япон. кино. Среди лучших работ также: "Женщины Сайкаку" (1952, др. назв.- "Жизнь О-Хару, куртизанки"), "Угэцу моногата-ри" (1953, др. назв.- "Сказки туманной луны после дождя"), "Управляющий Сан-сё" (1954). Ряд фильмов М. получил премии на Междунар. кинофестивале в Венеции (1952, 1953, 1954).

Лит.: И в а с а к и А., История японского кино, пер. с япон., М., 1966; М е s n i 1 М., Mizoguchi Kenji, P., 1965.

МИДИИ (Mytilus), род двустворчатых моллюсков. Раковина М. клиновидно-овальная, дл. до 20 см. С помощью биссу-саМ. прикрепляются к твёрдому субстрату, а также к другим М., вследствие чего образуются их сростки. В мантийной полости М. осуществляется циркуляция воды, необходимая для дыхания и поступления пищ. частиц. Крупные М. могут пропускать через мантийную полость до 70 л воды в сутки; пищ. частицы при этом направляются током воды к ротовому отверстию, а остальные удаляются из организма; т. о. М. очищают воду от взвешенных частиц, к-рые затем оседают на грунт. М. распространены в умеренных и тропич. водах Мирового ок. Широко распространена в умеренных и субтропич. водах Сев. полушария съедобная М. (М. edulis), местами образующая сплошные поселения - мидиевые банки; она является также компонентом обрастаний подводных частей портовых сооружений и судов. Мясо М питательно, употребляется в пищу в варёном и консервированном виде. Из М. приготовляют высокосортную кормовую муку для домашней птицы. Нек-рые виды М. разводят искусственно.

Съедобная мидия, прикрепившаяся к субстрату с помощью нитей биссуса.

Лит.: Руководство по зоологии, т. 2, М.- Л., 1940.

О. А. Скарлото.

МИДИЯ, историч. область, затем царство в сев.-зап. областях Иранского нагорья. Впервые мидяне упоминаются в ассир. летописях во 2-й пол. 9 в. до н. э. Уже в 9-8 вв. до н. э. в М. появился ираноязычный элемент, позднее возобладавший. 9-8 вв. до н. э. в М., по-видимому,-переходный период от воен. демократии к раннерабовладельч. строю.

В это время мидяне вели борьбу с Ассирией, захватившей часть их земель. Судя по ассир. источникам, царство М. возникло в 70-х гг. 7 в. до н. э.; столицей стала Экбатана. При царе Киаксаре (правил в 625/624-584 до н. э.) М. превратилась в великую державу Др. Востока. За короткое время мидяне завладели Маной, в союзе с Вавилонией разгромили Ассирийскую державу, завоевали Урарту и др. терр. В 550/549 до н.э. М. была завоёвана персами и включена в качестве сатрапии в Ахеменидскую державу. Самостоят, мидийское гос-во было восстановлено лишь в последней четверти 4 в. до н. э., но занимало только часть терр. прежней М.- в юж. Азербайджане, к-рый позже назывался М. (или Малой М., Мидийской Атропатеной, Атропатеной).

М. занимает видное место в политич., экономич. и культурной истории древности. На терр. М. широкое распространение получил зороастризм. В Малой М. (Атропатене) была, по-видимому, в 4 в. н. э. кодифицирована Авеста. Часть мидян, смешавшись с автохтонными племенами Атропатены, сыграла значит, роль в этногенезе азербайджанцев.

Лит.: Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н. э., М.- Л., 1956; Алиев И., История Мидии, Баку, 1960; Грантов-с к и и Э. А., Ранняя история иранских племен Передней Азии, М., 1970; С a m е-ron G. G., History of early Iran, Chi., 1936.

И. Алиев.

МИДКОНТИНЕНТ, нефтегазоносный бассейн в США; см. Центральный нефтегазоносный бассейн в США.

МИДЛЕНД (Midland), равнина на Ю. Великобритании. Ограничена на С. Пен-нинскими горами, на 3. Кембрийскими горами, на Ю. и Ю.-В. возвышенностями Котсуолд и Чилтерн. Сложена преим. мергелями и глинами триаса. Месторождения кам. угля. Преобладающие вые. 100-150 м (максимальная - до 278 м). Дренируется преим. реками басе. Трента и Северна. На возвышенностях - остатки лесов из дуба, бука, граба. Преобладают пастбища, посевы зерновых. М. густо заселена. Осн. города - Бирмингем, Ковентри.

МИДЛЕНД (Midland), город на С. США, в шт. Мичиган. 35 тыс. жит. (1970). Крупный центр хим. пром-сти страны. Произ-во лёгких и редких металлов, цемента, оборудования для предприятий хим. пром-сти. Близ М.- добыча нефти и поваренной соли.

"МИДЛЕНД БАНК"- (Midland Bank), четвёртый по величине акц. коммерч. банк Великобритании. Учреждён в 1836 в Бирмингеме под назв. "Бирмингем энд Мидленд банк". В кон. 19 в. поглотил практически все провинциальные банки Ср. Англии, Уэльса, Вост. Англии и неск. лондонских банков, после чего правление его было переведено в Лондон. В нач. 20 в. распространил влияние на Сев. Ирландию и Шотландию. Настоящее название получил в 1923 (см. также ".Большая пятёрка").

В кон. 60-х гг. 20 в. "М. б." полностью принадлежали "Клайдсдейл банк" в г. Глазго, "Нортерн банк" в г. Белфасте и 17 финанс. компаний в Великобритании и Сев. Ирландии. "М. б." тесно связан с авиационными и электротехнич. монополиями, резиновой монополией "Дан-лоп", инвестиц. трестами и страховыми компаниями, участвует в "Мидленд сити банк факторе" (50% капитала), в Компании пром. финансирования (50% капитала), в Шотландской компании по прокату компьютеров (55%) и др. "М. б." был инициатором создания многонац. банковских групп для предоставления среднесрочных кредитов (св. 5 лет) и участником первого такого банка "Мидленд энд интернэшонал банке", основанного в 1964 ("М. б." принадлежало 45% капитала). "М. 6."-участник других подобного рода групп: Европейского банка среднесрочного кредита (Брюссель, 14%); Европ^-Амер. банковской корпорации (Нью-Йорк, 14%); Евро-Тихоокеанской финанс. корпорации (Сидней, 17%); Междунар. банковской корпорации Мальты (Валлетта, 13%).

По числу отделений в стране (2658 в 1972)"М. б." стоит на 3-м месте. "М. б." имеет агентство в США с правом приёма вкладов. Сумма баланса банка на нач. 1973 составляла 5897 млн. ф. ст. и привлечённых средств - 5546 млн. ф. ст., оплаченный капитал - 97 млн. ф. ст.

Е. Д. Золотаренко.

МИДЛОТИАН (Midlothian), графство в Великобритании, в Шотландии, у юж. побережья зал. Ферт-оф-Форт. Пл. 0,9 тыс. км2. Нас. 595,6 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Эдинбург.

МИДЛСБРО (Middlesbrough), город-графство в Великобритании, в Норт-Райдинге графства Йоркшир, в эстуарии р. Тис. Крупный центр чёрной металлургии. С 1971 входит в состав конурбации Тиссайд.

МИДЛСЕКС (Middlesex), до 1965 графство в Великобритании, в Англии. По адм. реформе терр. графства вошла в состав новой адм. единицы - конурбации Большой Лондон.

МИДЛТОН (Middleton) Томас (18.4. 1580, Лондон, - 4.7.1627, Ньюингтон-Батс), английский драматург. Окончил Оксфордский ун-т (1598). В 1620-27 занимал должность хроникёра Лондона. В творчестве М. проявилась кризисность гуманистич. мировоззрения и драмы Возрождения. В аллегорич. сатире "Чёрная книга" (1604) выражена мысль о порочности человеческой натуры, главенствующая и в драматургии М. В комедии "Как надуть старика" (пост. 1604, опубл. 1608) дана сатира на стяжательство буржуазии. Общество, разъедаемое пороками, выведено в пьесе "Женщины, остерегайтесь женщин!" (пост. 1621, опубл. 1657). В трагикомедии "Ведьма" (изд. 1778) разработана тема бессилия человека перед демонич. силами. Много пьес М. написал совм. с др. драматургами. Аллегорич. драма М. "Шахматная партия" содержала злободневные политич. намёки и по распоряжению короля была запрещена. В 60-е гг. 20 в. в Великобритании было осуществлено неск. успешных постановок пьес М.

С о ч.: Works, v. 1-8, L., 1885-86; A critical edition, Michigan, 1958.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М.. 1945, с. 126 - 29; Barker R. Н., Th. Middleton, N. Y., 1959; Eliot T. S., Th. Middleton, в его кн.: Elizabethan dramatists, L., 1963; Н о 1-m e s D. M., The art of Th. Middleton, Oxf., 1970 (библ. с. 227 - 32).

Е. В. Корнилова.

МИДЛТОН (Middleton), город в Великобритании в составе конурбации Юго-Вост. Ланкашир. 53,4 тыс. жит. (1971). Старый хл.-бум. центр в р-не Манчестера; авиац., резин., табачная и др. пром-сть.

МИДРИАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, вещества, вызывающие расширение зрачка - мидриаз (mydriasis) путём повышения тонуса радиальных волокон радужной оболочки (симпатомиметики) или понижения тонуса сфинктера зрачка (т. н. М-холинолитич. вещества, напр, атропин, к-рые вызывают также паралич аккомодации). Мидриаз может быть вызван также синтетич. М. с. Применяются в лечебных (при острых воспалит, заболеваниях и травмах глаза для создания функцией, покоя) и диагностических (напр., при исследовании глазного дна) целях. М. с. вводят в виде растворов или мазей в конъюнктивальный мешок глаза. При глаукоме применение М. с. противопоказано, т. к. они повышают внутриглазное давление.

МИДУЭЙ (Midway), коралловый атолл в Тихом ок., в сев.-зап. группе Гавайских о-вов. Возник на базальтовом основании разрушенного вулкана. В лагуне атолла - неск. мелких островов; два наибольших - Сэнд (Песчаный) и Йстерн (Восточный)-имеют пл. 5,2 км2. Нас. 2,0 тыс. чел. (1968). М.- промежуточная база на воз д. пути между США и странами Азии. На о. Сэнд - станция транстихоокеанского кабеля, аэродром, маяк. Во время 2-й мировой войны 1939-45 в р-не М. 4-6 июня 1942 произошло сражение между япон. ударным соединением (11 линкоров, 6 авианосцев с 293 самолётами, 16 крейсеров, 53 эсминца и др.), пытавшимся захватить оперативную базу США на М., и амер. флотом (3 авианосца с 243 самолётами, 8 крейсеров, 14 эсминцев). В боях с амер. авианосной авиацией японцы потеряли 4 авианосца, 1 крейсер и 253 самолёта и были вынуждены отступить. В результате япон. флот утратил своё превосходство в авианосцах. Американцы потеряли 1 авианосец, 1 эсминец и 150 самолётов.

МИДХАТ-ПАША (Midhat Ра$а) Ахмет [18.10.1822, Стамбул,-10.4.1883 (по др. данным, 7 или 8.5.1884), Таиф], турецкий гос. деятель. Занимал важные адм. и правительств, посты: ген.-губернатор Дунайского (1864-68)и Багдадского(1869-1872) вилайетов, великий везир (1872, 1876-77) и др. Стремился к проведению реформ, направленных на преодоление экономич., политич. и культурной отсталости Османской империи при сохранении тур. господства над покорёнными народами. Примкнув к движению "Новых османов", добился провозглашения (23 дек. 1876) первой тур. конституции, но уже в февр. 1877 по приказу султана Абдул-Хамида II был выслан в Европу. В 1881, по ложному обвинению в убийстве (1876) султана Абдул-Азиза, был арестован, осуждён и сослан в Таиф (Аравия), где его умертвили подосланные Абдул-Хамидом II убийцы.

Лит.: Стамбулов В., Намык Кемаль, М., 1935; Петросян Ю. А., Младоту-рецкое движение (Вторая половина XIX -нач. XX в.), М., 1971; АН Haydar Midhat Ее у, Midhat-Pacha, sa vie -son oeuvre, P., 1908; Devereux R., The first Ottoman constitutional period, Bait., 1963.

Ю. А. Петросян.

МИЕЛИНОВАЯ ОБОЛОЧКА (от греч. myelos - мозг), мякотная оболочка, оболочка мякотного нервного волокна. Снаружи покрыта плазматич. мембраной шванновскои клетки, изнутри граничит с поверхностной мембраной аксона - аксолеммой. Считается, что М. о. состоит из миелина (отсюда назв.), включающего биомолекулярные слои липидов (комплекс фосфолипид-холестерин и др. химич. компоненты) и коаксиально расположенные мономолекулярные слои белка. М. о. образуется в результате охвата шванновскими клетками отростка нервной клетки. В области т. н. перехватов Ранвье М. о. прерывается; участок между двумя перехватами образован одной шванновскои клеткой. М. о. предотвращает рассеивание нервных импульсов и их переход на др. нервные волокна. Скорость проведения импульсов в мякотных волокнах выше, чем в безмякотных. Илл. см. при ст. Двигательная бляшка, Нервные волокна.

МИЕЛИТ (от греч. myelos - спинной мозг), воспаление спинного мозга. Первичные М. вызываются различными нейротропными вирусами, вторичные возникают как следствие инфек-ционно-аллергич. процессов, травм и др. Процесс редко бывает изолированным, часто страдают оболочки спинного мозга и нервные корешки. Первичный очаговый М. развивается остро, характеризуется подъёмом темп-ры, болевым синдромом, расстройством функций нервной системы. При гибели нервных клеток возникают вялые параличи, сегментарное нарушение чувствительности, спастич. парезы; нередки тазовые расстройства (недержание или задержка мочи и кала). Часто встречаются пролежни, отёки, гипергидроз и др. Лечение: антибиотики, десенсибилизирующие средства, витамины, в случае параличей - ортопедич. укладки. В период последствий М.- массаж, гимнастика, бальнеотерапия, стимулирующие средства.

О. Бадалян.

МИЕЛОИДНАЯ ТКАНЬ, кроветворная ткань, образующая у позвоночных животных и человека красный костный мозг. Илл. см. на вклейке к ст. Кроветворение (т. 13, стр. 464).

МИЕЛОЛЕЙКОЗ (от греч. myelos -костный мозг и leukds - белый), м и е-лоидная, миелоцитарная, гранулоцитарная лейкемия, миелоз, заболевание системы крови из группы лейкозов, характеризующееся избыточным образованием в органах кроветворения незрелых форм гранул оцитов (миелоцитов, промиелоцитов, реже миелобластов). При М. в крови увеличивается число лейкоцитов - в начальном периоде до 10-15-20 тыс. в мкл, в развёрнутой стадии заболевания количество их может доходить до 200-400 тыс. в мкл. В гемограмме и миелограм-ме преобладают клетки гранулоцитарного ряда (различной степени зрелости - па-лочкоядерные, метамиелоциты, миело-циты, промиелоциты). Отличит, чертой этих клеток при М. являются изменения в 21-22-й парах хромосом. Нередко в формуле крови увеличивается процент оазофилов и эозинофилов, что указывает на более тяжёлое течение М. В большинстве случаев обнаруживается увеличенная селезёнка. Заболевание неуклонно прогрессирует. В конечной стадии М. развиваются истощение, анемия, в костном мозге и крови могут появиться в большом количестве миелобласть:. Лечение: химиопрепараты, лучевая терапия, общеукрепляющее лечение, при необходимости - переливание крови.

Лит.: Кассирский И. А., Алексеев Г. А., Клиническая гематология, 4 изд., М., 1970. А. М. Полянская.

МИЕЛОМНАЯ БОЛЕЗНЬ (от греч. myelos - костный мозг и -ота - окончание в названиях опухолей), множественная миелома, миело-матоз, глобулинсинтезирующий ретикулёз, заболевание системы крови из группы лейкозов -ретикулёзов. В основе болезни лежит избыточное образование генетически изменённых (мутировавших) плазматич. клеток костного мозга, в большом количестве синтезирующих и выделяющих в кровь белки с различными физико-хим., биохим. и иммунохим. свойствами. М. б. проявляется изменениями в костной, кроветворной и мочевыделит. системах, нарушениями белкового и минерального обмена. У больных наблюдаются самопроизвольные переломы, иногда обнаруживаются опухоли, исходящие из костной ткани. Вследствие разрушения костей в крови увеличивается количество кальция, к-рый в виде конкрементов откладывается в выделит, органах (почки, лёгкие, слизистая желудка). Поражение почек (миеломная нефропатия) в основном обусловлено поступлением через почечный фильтр патологич. белковых тел. Характерным для М. б. является частота бактериальных инфекций вследствие уменьшения количества нормальных иммуноглобулинов и нарушения образования антител.

Лечение: препараты цитостатич. действия, лучевая терапия, гормональные препараты, переливание эритроцит-ной массы, цельной крови. При развитии инфекц. осложнений - антибиотики, гамма-глобулин. Большое значение имеет проведение правильных ортопедич. мероприятий.

А. Мидхат-паша.

Микеланджело Буонарроти.

Лит.: Алексеев Г. А., Андреева Н. Е., Мнеломная болезнь, М., 1966 Кассирский И. А.,Алексеев Г. А. Клиническая гематология, 4 изд., М., 1970 Вернет Ф. М., Клеточная иммунология пер. с англ. М., 1971.
А. М. Полянская.

МИЕЛОЦИТЫ (от греч. myelos - костный мозг и kytos - вместилище, здесь -клетка), одна из форм клеток кроветворной ткани красного костного мозга у позвоночных животных и человека. Образуются из гемоцитобластов, проходя стадию промиелоцита. Из М. развиваются зернистые лейкоциты, или гранулоциты. Ядра М. круглые или бобовидные, менее плотные, чем у зрелых лейкоцитов, цитоплазма слабо базофильная. В норме М. в кровяное русло не поступают, но при нек-рых патологич. состояниях (напр., при лейкозах) могут появляться в крови. Илл. см. на вклейках к статьям Кроветворение и Кровь (т. 13, стр. 464, 465).

МИЕРЛАУК, Миерлаукс (наст, фам.-Ф ридфельд) Алексис [3(15). 4.1866, Икшкиле,-19.4.1943, Рига], латышский театральный деятель, режиссёр, актёр. Будучи рабочим, с 1886 участвовал в любительских спектаклях в Риге. С 1890 актёр, затем режиссёр Рижского латыш, театра; поставил здесь спектакли "Мещане" (1904) и "На дне" (1906) Горького, получившие широкое признание среди прогрессивной интеллигенции. Режиссёрское иск-во М. достигло расцвета во время его работы в Новом рижском театре (возглавлял в 1909-11 и 1914-15). Поставленный им спектакль "Огонь и ночь" Райниса (1911) имел этапное значение в истории латыш, театра. В дальнейшем работал в петрогр. Новом латыш, театре (1915), Рабочем театре Сов. Латвии (1919), Нац. театре (1919-38; в 1919-21 директор). Среди постановок: "Враги" Горького (1919), "Иосиф и его братья" (1920), "Играл я, плясал" (1921) Райниса. В числе лучших ролей: Кленга, Кангар ("В огне" Блауманиса, "Огонь и ночь" Райниса), Аттингаузен ("Вильгельм Телль" Шиллера), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловьёва). М.- один из виднейших представителей латыш, демо-кратич. театр, культуры, основоположник нац. режиссуры.

Лит.: G rev in s V., Aleksis Mierlauks, Riga, 1956.

МИЗАНСЦЕНА (франц. mise en scene -размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутр. содержания пьесы, М. представляет собой существ, компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения М. находят выражение стиль и жанр представления. Через систему М. режиссёр придаёт спектаклю определённую пластич. форму. Процесс отбора точных М. связан с работой художника в театре, к-рый вместе с режиссёром находит определённое пространственное решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая М. должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

В к и н о большое значение при создании М. имеет положение киноаппарата, выбор плана и т. п.

Лит.: Попов А. Д., Художественная целостность спектакля, М., 1959, с. 207-40.

МИЗАНТРОПИЯ (греч. misanthropia, от miseo - ненавижу и anthropos - человек), нелюбовь к людям, отчуждение от них, человеконенавистничество.

МИЗДАХКАН, средневековый город в Хорезме (ныне - городище в 3-4 км к Ю. от г. Ходжейли Каракалп. АССР). Существовал с раннефеод. времени до 15 в. Городище включает два холма; на одном из них (Гяур-Кала) сохранилисьостатки укреплений, на другом - кладбище (функционирует поныне) и ма-зар Музлумхан - Сула (кон. 13 - нач. 14 вв.). Археол. исследования проводились в 1928, 1962, 1964-65. Получены материалы по истории М., а также по религии Хорезма.

Миздахкан. Общий вид цитадели.

Лит.: Якубовский А. Ю., Городище Миздахкан, "Записки коллегии востоковедов", т. 5, Л., 1930; Ягодин В. Н., Новые материалы по истории религии Хорезма, "Советская этнография", 1963, № 4.

МИЗЕС (Mises) Людвиг фон (р. 29.9. 1881, Львов), американский экономист. Окончил Венский ун-т (1906), проф. того же ун-та (1913-38). В 1938-40 жил н работал в Швейцарии. В 1940u переехал в США, с 1945 проф. Нью-Йоркского ун-та. В своих работах ("Социализм", 1951; "Антикапиталистический психоз", 1956, и др.) выступает как апологет капитализма, провозглашая его системой, соответствующей естеств. природе человека. Сторонник неограниченной свободы конкуренции, М. отвергает всякие попытки гос. вмешательства в экономику, считая, что оно нарушает естеств. процесс экономич. развития. М-н. положения М. подвергаются резкой критике даже со стороны бурж. экономистов.

МИЗЕС (Mises) Рихард (19.4.1883, Львов,- 14.7.1953, Бостон), немецкий математик и механик. В 1905 окончил Венский ун-т. Был проф. Страсбургского (1909-18) и Берлинского (1920-33) ун-тов; был основателем и руководителем Ин-та прикладной математики Берлинского ун-та. В 1933 эмигрировал из фаш. Германии; в 1933-39 проф. Стамбульского ун-та (Турция), с 1939 - Гарвардского ун-та (США). Осн. работы относятся к теории вероятностей, аэромеханике и прикладной механике. В теории вероятностей М. ввёл в общее употребление интегралы Стилтьеса и первым подробно разъяснил значение теории цепей Маркова для физики.

Соч.: Vorlesungen aus dem Gebiete der angewandten Mathematik, Bd 1 - Wahrschein-lichkeitsrechnung und ihre Anwendung in der Statistik und theoretischen Physik, Lpz.-W., 1931; в рус. пер,- Вероятность и статистика, М.- Л., 1930; Дифференциальные и интегральные уравнения математической физики, Л.- М., 1937 (совм. с Ф. Франком); Теория полета, М., 1949; Математическая теория течений сжимаемой жидкости, М., 1961.

МИЗИАНО (Misiano) Франческо (26.6. 1884, Ардоре, Калабрия,-16.8.1936, Москва), деятель итальянского и междунар. рабочего движения. В 1907 вступил в Итал. социалистич. партию (ИСП). В 1908-14 секретарь социалистич. федерации и профсоюза железнодорожников в Неаполе. Призванный в 1916 в армию, отказался участвовать в империали-стич. войне; эмигрировал в Швейцарию. Здесь М.- редактор газ. "Аввенире дель лавораторе" ("L'Avvenire del Lavorato-ге"), печатного органа итал. социалистов в Швейцарии. В 1918 направился в Сов. Россию для пропаганды среди итал. частей интервенционистского корпуса на Мурманском фронте; оказавшись проездом в Берлине, принял участие в Январском восстании 1919, после поражения к-рого был приговорён герм, властями к 10 годам тюрьмы. В результате кампании протеста итал. рабочих, избравших М. в парламент, и при содействии нем. левых с.-д. он был освобождён и вернулся в Италию. В числе левых максималистов боролся за революц. обновление ИСП и в 1921 участвовал в основании компартии, стал членом её ЦК. В 1921 М. вновь избран в парламент. В этом же году М., подвергшийся нападкам крайней реакции, был лишён депутатского мандата и приговорён к 10 годам тюрьмы; по решению ЦК компартии эмигрировал. В эмиграции (в Германии, затем в СССР) являлся чл. Исполкома Профинтерна, затем чл. Исполкома Межрабпома и представителем этой орг-ции в СССР. Лит.: Pieroni Bortolotti F., Francesco Misiano. Vita di un internaziona-lista, Roma, 1972.

МИЗИДЫ (Mysidacea), отряд из подкласса высших ракообразных. Дл. тела у большинства от 0,5 до 2,5 см, у глубоководных - до 18 см. Внешне напоминают маленьких креветок, в отличие от них, головогрудный щит свободно прикрывает грудной отдел, срастаясь только с передними его сегментами. Грудные ноги двуветвистые, брюшные - частично редуцированы, хвостовые - хорошо развиты, у 6. ч. М. несут орган равновесия -статоцист. Развитие прямое (без метаморфоза), протекает в выводковой сумке матери. Св. 600 видов. Обитают гл. обр. в морях, от поверхностных вод до глуб. 7 км', встречаются также в солоноватых водах, озёрах, реках. В СССР - ок. 100 видов. Служат пищей салаке, кильке, нек-рым сельдям, судаку, треске, карповым и др. промысловым рыбам. М. акклиматизированы во мн. водохранилищах с целью повышения их биол. продуктивности.

Мизида Stylo-mysis grand is.

МИЗОРАМ, союзная территория в Индии. Образована в 1972 за счёт части шт. Ассам (округ Мизо-Хилс). Пл. ок. 21,2 тыс. км . Нас. ок. 400 тыс. чел. Адм. ц.- г. Аиджал.

МИЗОСТОМИДЫ (Myzostomida), подкласс кольчатых червей класса многоще-тинковых червей', нек-рые зоологи выделяют М. в отд. класс. Комменсалы (нахлебники) или паразиты иглокожих (мор. лилий, мор. звёзд и офиур). Паразитич. образ жизни вызвал упрощение и изменение строения по сравнению с типичными кольчатыми червями. Тело овальное или дисковидное; размеры от 0,5 до 12,5 мм. На брюшной стороне тела 5 пар ножек - видоизменённых параподий, заканчивающихся крючковидными щетинками, с помощью к-рых М. прикрепляются к животному-хозяину. Головной мозг слабо развит; глаза отсутствуют. Органы выделения-метанефридии (обычно 1 пара). Кровеносная и дыхат. системы отсутствуют. М.- гермафродиты, сначала у них созревают мужские половые железы, потом женские. Из оплодотворённого яйца выходит личинка - трохофора. 1 семейств, объединяющих ок. 120 видов; распространены гл. обр. в тропич. и суб-тропич. морях. В СССР 6 видов, в Баренцевом, Карском, Беринговом, Охотском и Японском м. Одни М. подвижны и быстро ползают по телу животного-хозяина, другие сидят близ его ротового отверстия или проникают в кишечник, третьи находятся в покровах "рук" и диска хозяина, образуя характерные цисты.

Myzostomum sp. (схема строения); 1 -кишка; 2 -выросты кишки; 3 ~ пищевод; 4 - хоботок; 5- ножка; 6~ усик; 7 - присоска; S -клоака; 9 -брюшная нервная цепочка; 10 - окологлоточное нервное кольцо; 11 - семяпровод.

Лит.: Руководство по зоологии, т. 2, М.- Л., 1940; Traite de zoologie. Anatomie, systematique, biologie, t. 5, fasc. 1, P., 1959.

П. В. Ушаков.

МИЗОЧ, посёлок гор. типа в Здолбу-новском р-не Ровенской обл. УССР. Конечная станция ж.-д. ветки от линии Здолбунов - Красне. Сахарный, хлебный, электроосветит. арматуры з-ды. Пищекомбинат.

МИЗУPCКИЙ, посёлок гор. типа в Ала-гирском р-не Сев.-Осет. АССР. Расположен в Алагирском ущелье, на берегу р. Ардон, в 30 км к Ю. от ж.-д. ст. Ала-гир, на Военно-Осетинской дороге. Обогатит, ф-ка Садонского свинцово-цин-кового комбината.

МИИКЕ, город и порт в Японии, на сев.-зап. побережье о. Кюсю, в префектуре Фукуока. В адм. отношении входит в г. Омута. Выходной порт для р-на угледобычи бассейна Миике.

МИЙО (Milhaud) Дариюс (р. 4.9.1892, Экс-ан-Прованс), французский композитор, дирижёр, муз. критик, педагог. Чл. Ин-та Франции (1956). Участник творч. группы "Шестёрка". В 20-е гг. концертировал как дирижёр (в 1926 в СССР). С 1936 принимал участие в работе "Народной музыкальной федерации". В годы нем.-фаш. оккупации Франции (1940-44) жил в США. С 1945 проф. Парижской консерватории, продолжает пед. работу в муз. уч. заведениях США. Автор многочисл. произв., в к-рых он нередко обращается к сюжетам из истории нар.-освободит, борьбы: опера "Боливар" (о нар. герое Лат. Америки, 1943), кантата "Огненный замок" (памяти жертв фаш. лагерей, 1954) и др. Среди сочинений М.- оперы "Несчастья Орфея" (1924), "Бедный матрос" (1926), "Христофор Колумб" (1928), "Фиеста" (1958); балеты "Бык на крыше" (1919), "Голубой экспресс" (1924); 12 симфоний, 18 струнных квартетов, музыка к фильмам, обработки франц., браз., негритянских, евр. песен и др. Автор статей, книг, в т.ч. "Мемуаров" (отрывки в рус. пер. - "Заметки без музыки", "Советская музыка", 1963, № 2,3).

Лит.: К р е и н Ю., Д. Мийо, "Советская музыка", 1957, № 8; Говорит Дариус Мийо, там же, 1962, № 9; Ш н е е р с о н Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Roy J., Darius Milhaud, L'homme et son ceuvre, P., 1968.

МИКАДО (букв.- величественные врата), титул императора Японии.

МИКАЛЕ (греч. Мука1ё), мыс в Ионии (М. Азия), против о. Самос; ныне на терр. Турции. Во время греко-персидских войн в 479 до н. э. около М. персы создали укреплённый лагерь для защиты вытащенных на берег кораблей. В сент. 479 с подошедшего греческого флота во главе с афинским стратегом Ксантиппом и спартанским царём Леотихидом был высажен десант (ок. 20 тыс. чел.), к-рый при поддержке ионийцев, насильно призванных в перс, войско, овладел лагерем и уничтожил перс, корабли.Битва при М. привела к освобождению Ионийской Греции: в её городах вспыхнули восстания против Ахеменидов; о-ва Хиос, Лесбос и Самос присоединились к греч. союзу.

МИКАНИЯ (Mikania), род растений сем. сложноцветных. Кустарники или многолетние (б. ч. вьющиеся) травы с супротивными листьями. Цветки обычно белые или розовые, по 4 в корзинках, собранных в колосовидные или др. сложные соцветия. Ок. 250 видов, гл. обр. в тропиках и субтропиках Америки. Нек-рые из травянистых видов используются в озеленении; в оранжерейной культуре - М. ползучая (М. scan-dens), дико растущая от Флориды и Техаса по всей тропич. Америке.

МИКАШЕВИЧИ, посёлок гор. типа в Лунинецком р-не Брестской обл. БССР. Ж.-д. ст. на линии Лунинец - Калинко-вичи. Лесозавод (филиал Пинского де-ревообрабат. объединения). Лесхоз. Строится (1974) дробильно-сортировочный завод.

МИКАЭЛИС (Michaelis) Карин (урожд.- Катарина Б е к, Bech; печаталась под фам. мужа) (20.3.1872, Ран-нерс,- 11.1.1950, Копенгаген), датская писательница. Род. в семье телеграфиста. Много путешествовала по Европе и США, где жила в годы оккупации Дании нем.-фаш. войсками (1940-45). Участвовала в борьбе против фашизма и милитаризма. Выступила в 1898 с романом "Благородная игра" (под псевд. Эдмонд Фальф). Прославилась психологич. романами "Опасный возраст" (1910) и "Мать" (1935, рус. пер. 1958). Автор романов: "Девочка со стёклышками" (1924), "Маленькая лгунья" (1925), "Тайна" (1926), "И грех, и горе, и опасность" (1928), "Последствия" (1930), а также детских книг. Соч. М., многие из к-рых носят автобиогра-фич. характер, посвящены в основном проблеме положения женщины в семье и обществе, воспитанию детей.

Соч.: Vidunderlige verden, bd 1 - 3, Kbh., 1948-50; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-8, М., 1911-13.

Лит.: Кристенсен С. М., Датская литература. 1918-1952, М., 1963; Dansk litteratur historic, bd 4, Kbh., 1966.

Л. Ю. Брауде.

МИКЕЛАДЗЕ Евгений Семёнович (27.6. 1903 - дек. 1937, Тбилиси), советский дирижёр, засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936). Окончил Ленингр. консерваторию (учился у Н. А. Малько и А. В. Гаука). В 1931-37 был дирижёром (в 1933 гл. дирижёр) Груз, театра оперы и балета им. 3. Палиашвили. Участвовал в пост, опер "Фауст". Гуно, "Кармен" Визе, "Аида", "Отелло" Верди, "Князь Игорь" Бородина, "Пиковая дама" Чайковского, "Абесалом и Зтери" и "Даиси" Палиашвили; балета "Щелкунчик" Чайковского и др. Выступал и как симф. дирижёр.

МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе - М и-келаньоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото С и м о н и) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана,- 18.2. 1564, Рим), итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В произв. М., во многом определивших развитие
европ. иск-ва как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героин, пафоса идеалы Высокого Возрождения, но н трагич. ощущение кризиса гуманистич. миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения. Родился в семье подеста. М. учился у живописца Гирландайо (1488-89) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика. Уже в юношеских произведениях [рельефы "Мадонна у лестницы", "Битва кентавров", оба мрамор (как и все последующие скульптурные произв. М.), ок. 1490-92, Каса Буонарроти, Флоренция] вырисовываются гл. черты творчества М.- монументальность, пластич. мощь и драматизм образов, благоговение перед красотой человека. В Риме М. создаёт статую "Вакх" (1496-97, Нац. музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению антич. памятниками, и группу "Оплакивание Христа"(1498-1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готич. схему новое, гуманистич. содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне. В 1501 М. возвращается во Флоренцию и работает над произв., символизирующими доблесть граждан республики, сбросивших ярмо тирании Медичи. Колоссальная статуя Давида (1501-04, Гал. АХ, Флоренция) рождает представление о грозной силе (эту особенность работ М. современники называли terribilita), о героич. порыве, сдерживаемом могучим напряжением воли. В картоне для росписи Палаццо Век-кьо ("Битва при Кашине", 1504-1506, композиция М. известна по копиям, этюд см. в т. 7, табл. XXI, стр. 288) М. стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. В 1505 папа Юлий II призывает М. в Рим, где ему поручается создание надгробия папы; работы затянулись, проекты менялись, и сооружение (лишь фрагмент задуманного М. величеств, скульптурно-архитектурного комплекса) было завершено только в 1545. Для надгробия М. создал ряд статуй, в т. ч. "Моисея" (1515-16, церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим), ставшего центр, элементом последнего, осуществлённого варианта. Моисей М.- титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей; здесь М. впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа. Также для надгробия предназначались две статуи рабов (т. н. "Восставший раб" и "Умирающий раб", обе - 1513-16, Лувр, Париж), задуманные как противопоставление прекрасного и сильного юноши, пытающегося разорвать путы, столь же прекрасному юноше, бессильно повисающему в них, и четыре статуи рабов, к-рые остались незавершёнными (ок. 1532-1534, Гал. АХ, Флоренция и по к-рым хорошо виден процесс работы М. над изваянием; скульптор не обрабатывает блок равномерно со всех сторон, но как бы видя в ещё не отёсанном камне будущее произв., углубляется в блок в одних местах, оставляя другие почти не обработанными. Такой метод работы практически Исключает участие помощников. Монументальные живописные циклы М. также выполнял почти без посторонней помощи; это относится и к самому грандиозному живописному произв. М.- росписям потолка Сикстинской капеллы Ватикана (1508-12, илл. см. т. 5, табл. X, стр. 448-449). В сложной идейной программе плафона выделяются след, темы: сцены из библейской книги Бытия, начиная с "Отделения света от тьмы" и кончая "Опьянением Ноя", пророки и сивиллы по боковым сторонам свода, наконец, в парусах свода, распалубках и люнетах - предки Христа и эпизоды из Библии (чудесные избавления иудеев). Архитектонические членения композиции плафона таковы, что достигается не только прекрасная обозримость каждой фигуры и сцены в отдельности, но и величественное декоративное единство всей гигантской росписи в целом; фрески воспринимаются как гимн физич. и духовной красоте человека, как утверждение его безграничных творческих возможностей. В 1520-х гг. мироощущение М. приобретает трагич. оттенок. Гл. труд этих лет - возведение и украшение статуями Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (1520-34, илл. см. т. 11, стр. 35). Две статуи умерших герцогов лишены портретных черт: это идеальные образы, олицетворяющие активную и созерцательную жизнь. У их ног расположены попарно четыре статуи, изображающие времена суток,- символы быстротекущего времени. Как в тяжком раздумье Лоренцо и в бесцельном движении Джулиано, так и в угрюмом пафосе и неустойчивых позах лежащих фигур находит выражение глубокий пессимизм, охвативший М. перед лицом гибели свободы Италии (в процессе Итальянских войн 1494-1559) и кризиса ренессан-сных идеалов. Во время осады Флоренции войсками императора и папы (1529) республика назначает М. главой форти-фикац. работ. После падения города М. работает над завершением капеллы Медичи, а в 1534 навсегда переезжает в Рим. Последние тридцать лет жизни М. ознаменованы постепенным отходом его от скульптуры и живописи и обращением преим. к зодчеству и поэзии. В Риме М. пишет огромную фреску "Страшный суд" на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-41); в этой композиции, заполненной лавиной сверхъестественно мощных нагих тел, центр, место занимает юный и героически прекрасный Христос - беспощадный судья над человечеством. Мучительным трагизмом веет и от фресок капеллы Паолина в Ватикане ("Распятие Петра" и "Обращение Павла", 1542-1550), отчасти предвосхищающих росписи барокко. До последних дней жизни М. занимался ваянием, однако "Оплакивание Христа", исполненное им для собств. надгробия, было им разбито (собрано и завершено учеником М.-Т. Кальканьи; до 1550-55, собор Санта-Мария дель Фьоре, Флоренция; илл. см. т. 11, табл. IV, стр. 48-49), а т. н. "Пьета Ронданини" (1555-64, Музей старинного иск-ва, Милан) осталась в стадии первонач. обработки. В этих произв. с особой силой отразились спиритуали-стич. настроения старого М. Но в поздний период М. занимают прежде всего не изобразит, виды иск-ва, а грандиозные строит, задачи. В архитектуре М. господствует пластич. начало; в создании динамич. контрастов масс большую роль играют напряжённый, насыщенный светотенью рельеф стены, сильно выступающие пилястры, пластически выразительные наличники, "большой ордер". Постройки М. подготавливают почву для барокко, однако их величественная тек-тоничность остаётся чисто ренессансной чертой. Ещё в 1523-34 М. воздвигает здание б-ки Лауренцианы во Флоренции (к 1568 по его модели был завершён вестибюль б-ки с лестницей,орга-нич. динамикой своей композиции вызывающей представление о потоке лавы). С 1546 и до конца жизни гл. трудом М. было возведение собора св. Петра (илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49) и стр-во ансамбля Капитолия в Риме (план см. т. 5, стр. 277) - духовного и светского центров "вечного города" (обе работы завершены по планам М. после его смерти). По замыслу М. площадь Капитолия обрела трапециевидный план; она замыкается дворцом Консерваторов, симметрично фланкируется двумя дворцами по бокам, к открытой её стороне ведёт широкая лестница, а в центре возвышается антич. конный монумент Марка Аврелия. На Капитолии М. впервые создал площадь, раскрытую к пространствам города, продемонстрировав глубокое понимание законов оптич. восприятия архитектуры. Строя собор св. Петра, М. сохранил принцип центричности, характерный для плана Браманте, но добился большой слитности композиции и безусловного преобладания пространства средокрестия над остальными частями. При жизни М. была воздвигнута вост. часть собора с тамбуром грандиозного купола, а сам купол был возведён после смерти М. Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции. В старости М. всё чаще обращался к поэзии. Лирика М. отличается глубиной мысли и высоким трагизмом; в ней М. рассказывал о любви, трактуемой как извечное стремление человека к красоте и гармонии, об одиночестве художника во враждебном мире, о горьких разочарованиях гуманиста при виде торжествующего насилия. Излюбленные стихотворные формы М.- мадригал и сонет; при жизни автора они не публиковались, хотя высоко ценились современниками (Б. Варки, Ф. Берни и др.). Первое изд. "Стихотворений" М. было осуществлено в 1623. Творчество М. явилось одним из факторов, стимулировавших развитие маньеризма, но, в отличие от маньеристов, односторонне понимавших его наследие, сам М. сумел до конца сохранить и выразить в своих произв. любовь к человеку и веру в его величие и красоту. Портрет стр. 213.

Илл. см. на вклейке, табл. XI (стр. 96-97), а также т. 5, табл. IX (стр. 448).

Соч.: Rime. A cura di E. N. Girardi, Bari, 1960; II carteggio... а сига di G. Poggi, P. Ba-rocchi, R. Ristori, v. 1 - 2, Firenze, 1965 - 67 (изд. продолж.).

Лит.: SteinmannE. und W i t t k o-wer R., Michelangelo-Bibliographic. 1510-1926, В.. 1927; Архитектурное творчество Микельанджело. [Сб.], М., 1936; Манн Т., Эротика Микеланджело. Собр. соч., т. 10, М., 1961; Алпатов М., Поэзия Микеланджело, ^в его кн.: Этюды по истории западноевропейского искусства, М., 1963; Л и б-ман М. Я., Микеланджело Буонарроти, [М., 1964]; Микеланджело. [Сб., сост. В. Н. Гращенков, М., 1964]; Ротенберг Е. И., Микеланджело, М., 1964: Лаза рев В. Н., Микеланджело, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 447-606; Т о м 1 С. de, Michelangelo, v. 1 - 5, Princeton, 1943 -60; А с k e rm a n n J. S., The architecture of Michelangelo, v. 1 - 2, L., 1961; В inn i W., Michelangelo scrittore, [Roma], 1965; Weinberger M., Michelangelo the sculptor, v. 1-2, L.- N. Y., 1967.

М. Я. Лыбдин, P. И. Хлодовский (лит-ра).

МИКЕЛОЦЦО ди Бартолом-м е о (Michelozzo di Bartolommeo) (1396, Флоренция,-похоронен 7.10.1472, там же), итальянский архитектор и скульптор эпохи кватроченто. Первоначально был мастером по литью и чеканке. В 1417-24 сотрудничал с Л. Гиберти (сев. двери баптистерия во Флоренции). В 1425-38 имел общую мастерскую с Донателло; созданные ими совместно произв. (кафедра собора в Прато, мрамор, 1433-38), где М. исполнял архит. декор, отличаются классич. уравновешенностью образов. Как архитектор М. продолжал традиции Ф. Брунеллески, был его преемником в стр-ве флорентийского собора (1446-1451). Построил Палаццо Медичи-Рик-карди во Флоренции (1444-60, илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257, т. 5, табл. IX, стр. 448; это кубическое здание с внутр. двором, окружённым лоджиями, и фасадами, разделанными рустом, стало образцом для дворцового стр-ва 15 в.) и ряд вилл близ Флоренции, в к-рых оформился тип ренессансной виллы. К самостоят, скульптурным произв.М. принадлежит надгробие Арагацци (мрамор, ок. 1437, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Лит.: М о г i s a n i О., Michelozzo archi-tetto, [Torino, 1951]; Gori-Montanel-1 i L., Brunelleschi e Michelozzo, Firenze, 1957.

Микелоццо. Вилла Медичи в Каре-джи близ Флоренции. Перестройка 1459.

МИКЕЛУЧЧИ (Michelucci) Джованни (p. 2.1.1891, Пистоя), итальянский архитектор. Учился во Флоренции. Проф. ун-тов во Флоренции (1932-48) и Боло-нье (с 1948). С 1946 директор журнала "Нуова читта" ("La Nuova Citta").

Дж. Мнкелуччи. Церковь Сан-Джованни на Виа дель Соль близ Флоренции. 1964.

Являясь в 30-50-е гг. сторонником рационализма, стремился к органич. соединению новых сооружений с ист. застройкой (центр, вокзал во Флоренции, 1930-1936, совм. с Н. Барони и др.; товарная биржа в Пистое, 1949-50). С нач. 60-х гг. М. использует сложные композиционные схемы, добивается скульпт. выразительности и повышенного эмоционального звучания архитектуры.

Лит.: Канцельсон Р. А., От рационализма к крайностям органической архитектуры (Джованни Микелуччи), в кн.: Архитектура Запада, кн. 1, М., 1972; С е г a s i М. М., Michelucci, Roma, 1968.

МИКЕЛЬСЕН (Michelsen), М и к-к е л ь с е н Кристиан (15.3.1857, Берген,-29.6.1925, Фьёсангер, близ Бергена), норвежский политич. деятель. По образованию юрист. В 1879-84 адвокат в Бергене. В 1884 основал судовладельч. фирму. В 1892-98 мэр Бергена. В 1892-1894 деп. стортинга, пред, конституц. к-та, один из лидеров правого крыла либеральной партии Венстре. В 1903-05 мин. коалиц. пр-ва, в 1905-07 премьер-мин, пр-ва, расторгнувшего неравноправную унию Норвегии со Швецией. В 1908-один из основателей праволиберальной партии Свободомыслящих венстре. В 1910 организовал Союз норв. судовладельцев.

МИКЕНАС Юозас Йокубо [30.1(12.2). 1901, хутор Скардупис, ныне Даугав-пилсского р-на Латв. ССР,-24.10.1964, Вильнюс], советский скульптор, основоположник литов. сов. скульптуры, нар. худ. СССР (1961), чл.-корр. АХ СССР (1954). Чл. КПСС с 1952. Учился в Каунасской художеств, школе (1922-26) у Ю. Веножинскиса и К. Склерюса и в Париже (1927-31) в Высшей школе декоративного и прикладного иск-ва, в студиях Ш. Деспьо и М. Жимона. Преподавал в Каунасе в Художеств, школе (1931-40) и Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1946-51), в Вильнюсе в Художеств, ин-те Литов. ССР (1940-1941 и с 1951) и АХ (1941-46; проф. с 1946). Ученики: Г. Йокубонис, Ю. Кедайнис, К. Киселис. Для произв. М. характерны романтич. обобщённость и в то же время тонкая одухотворённость образов; энергичность внутренней структуры объёмов сочетается с дифференцированной живописной моделировкой поверхности. Произв.: мужской портрет (гипс, 1935); барельеф "Мать" (мрамор, 1935), "Резчик по дереву" (гипс, 1937-1938) - оба в Каунасском художеств, музее им. М. К. Чюрлениса; статуя "Литва" для павильона Литвы на Всемирной выставке в Нью-Йорке (гипс, 1939); группа "Победа" - часть пам. 1200 воинам-гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга, в Калининграде (бронза, 1946; Гос. пр. СССР, 1947; илл. см. т. 11, стр. 209); пам. М. Мельникайте в г. Зарасай (бронза, 1947-55); "Юная пианистка" (бронза, 1958, Третьяковская гал.),"Мир" (гипс, 1960, собственность Мин-ва культуры СССР), "Первые ласточки" (гипс, 1964, Художеств, музей Литов. ССР, Вильнюс; илл. см. т. 14, табл. XXXIX, стр. 544-545) - Гос. пр. Литов. ССР (1966).

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 96-97).

Лит.: Богданас К., Ю. Микенас, М., 1961; Budrys St., J. Mikenas, Vilnius, 1961 (резюме на рус. яз.).

МИКЕНЫ (Mykenai), древний город в Арголиде (юж. Греция), крупный центр в эпоху бронзы. В 3-м тыс. до н. э. М.- небольшое поселение. С 17 в. до н. э. - столица одного из раннеклассовых гос-в ахейцев. Обнаруженный при раскопках роскошный инвентарь двух групп погребений микенских царей 17-16 вв. свидетельствует о быстром росте экономич. мощи М. В 16-15 вв. на акрополе были возведены укрепления и дворец. Расцвет М. приходится на 1400-1200. Микенский акрополь был окружён в этот период новыми мощными циклопич. стенами, главный вход в крепость шёл через т. н. Львиные ворота. В 13 в. из крепости была пробита подземная ступенчатая галерея к находившемуся далеко внизу источнику. Монументальный дворец состоял из многих парадных, жилых и хоз. помещений, в отд. святилище стояли изваяния богов из мрамора и терракоты. В обширном нижнем городе сохранились кварталы с кам. домами зажиточных ремесленников и торговцев. Правившие в М. в 14-13 вв. потомки царя Атрея возвели роскошные круглые купольные усыпальницы - полосы. Ок. 1200 М. погибли от пожара. В последующие столетия город был восстановлен, но значит, роли не играл. В 470 до н. э. М. завоёваны и разрушены Аргосом. Раскопки М, ведутся с перерывами с 1876 (нем. археологом Г. Шлиманом, англ.- А. Уэйсом, греч. учёными X. Цунтой, Г. Милонасом).

Лит.: Блаватская Т. В., Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э., М., 1966; W а с е A. J. В., Mycenae an archaeological history and guide, Princeton, 1949; Mylonas G. E., Mycenae and the Mycenaean age, Princeton, 1966.

Т. В. Блаватская.

МИКЕШИН Михаил Осипович [9(21). 2.1835, дер. Платоново Смоленской губ.,-19(31).!.1896, Петербург], русский рисовальщик, автор проектов памятников. Учился в петерб. АХ (1852-58). По проектам М. (в виде более или менее подробных графич. эскизов) группой скульпторов осуществлены пам.: "Тысячелетие России" в Новгороде (открыт в 1862), Екатерине II в Ленинграде (открыт в 1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (илл. см. т. 12, табл. V, стр. 96-97)-все бронза, гранит. Стилистически работы М. близки рус. академич. скульптуре 2-й пол. 19 в.; патриотич. пафос нередко сочетается в них с идеями самодержавия и православия. Автор илл. к произв. Гоголя, Пушкина, Шевченко.

Лит.: Савинов А., Микешин, М., 1971.

МИКИЖА (Salmo mykiss), рыба сем. лососей. Две формы: проходная и жилая. У проходной формы дл. тела до 100 см, весит до 22 кг; в море окраска серебристая, на спине и хвосте много чёрных пятен; в пресной воде - на боку розовая полоса, жаберные крышки розовые. У жилой формы дл. тела до 45 см, весит до 2 кг; имеет пятна по всему телу и яркую полосу по боковой линии. Обитает М. на Камчатке. Проходная заходит только в реки зап. побережья п-ова. На нерест идёт в реки поздней осенью с незрелыми гонадами; нерест весной; после нереста скатывается на откорм в море; в пресной воде не питается. Объект местного промысла и спортивного рыболовства. Возможный объект акклиматизации в Европ. части СССР и прудового рыбоводства.

Ю. Микенас,

И. К. Микитенко.

Микижа, жилая форма.

Лит.: Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971.

МИКИРЫ, народ, живущий на С. штата Ассам в Индии. Численность св. 150 тыс. чел. (1970, оценка). Язык - микир, относится к тибето-бирманским языкам-По характеру х-ва, материальной и духовной культуре, обществ, строю М. близки к нага. Осн. занятие - подсечно-огне-вое земледелие, местами - террасное. У М. частично сохраняется родовая и общинно-деревенская собственность на землю, но уже есть и семейная. Семейно-брач-ные отношения регулируются правилами, связанными с делением на экзогамные роды (см. Экзогамия). М. придерживаются анимистич. верований.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.

МИКИТЕНКО Иван Кондратьевич [25.8 (6.9).1897 - 4.10.1937], украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1925. Чл. ЦИК УССР с 1931. Род. в с. Ровное, ныне Кировоградской обл., в крест, семье. Участник 1-й мировой войны 1914-18. Окончил Харьковский мед. ин-т (1927). Активный деятель Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП) и Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП); с 1934 секретарь правления СП Украины. Лит. деятельность начал как поэт в 1922; опубл. много лирич. стихов и лирико-эпич. поэму "Огни" (1927). Рассказы первого сб. "На солнечных гонах" (1926), написанные в романтич. стиле, поев. Окт. революции 1917, грандиозным рево-люц. переменам в жизни укр. села. Затем последовали повести: "Братья" (1927) и "Детство Гавриила Кириченко" (1928). Широкую известность принесли М. повесть "Уркаганы" (1928) и роман "Утро" (1933), раскрывающие гуманизм советского строя, рассказывающие о помощи обездоленным гражд. войной и разрухой беспризорным детям. Наиболее полно талант М. проявился в области драматургии. В центре лучших его пьес - тема новых обществ, отношений, становление, культурный и духовный рост человека: пьесы "Диктатура" (1929), "Светите нам, звёзды!" (1930, др. назв.- "Кадры"), "Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1933), "Соло на флейте" (1933-1936), "Дни юности" (1937), "Когда всходило солнце" (1937 опубликована в 1962); пьесы М. ставились на сценах укр. и др. театров Сов. Союза, переводились на мн. языки народов СССР. М. принадлежат книги очерков и репортажей "Голуби мира" (1929) и "Тринадцатая весна" 1930). Большая часть лит.-критич. работ М. вошла в кн. "На фронте литературы" (1962). Портрет стр. 217.

С о ч.: Вибранi твори, т. 1 - 2, К., 1957; 31брання творив. [Вступ. ст. М. И. Сиротюк], т. 1 - 6, К., 1964-65; в рус. пер. -Пьесы, М., 1959; Уркаганы. Повести и рассказы, М., 1961; Утро, М., 1967.

Лит.: Чалмаев В., Иван Микитен-ко - драматург классового пристрастия, "Вопросы литературы", 1958, № 10; IcTOpifl украшсько! л!тератури, т. 2, К., 1959, с. 671 - 92; Р о д ь к о М. Д., Проза 1вана Микитенка, К., 1960; Пархоменко М.Н., Обновление традиций, М., 1970, с. 254-78,

С. П. Князева.

МИКИША Михаил Бенедиктович [25.5 (6.6). 1885, Миргород, ныне Полтавской обл.,-20.11.1971, Киев], украинский советский певец (драматич. тенор), педагог. Пению обучался в 1905-11 в Киевской муз.-драматич. школе им. Н. В. Лысенко. Ученик А. Ф. Мишуги. С 1914 солист оперных театров Киева, Москвы (Большой театр, 1923-30), Харькова. До 1919 пел также в партиях лирич. репертуара. Партии: Самозванец ("Борис Годунов" Мусоргского), Герман ("Пиковая дама" Чайковского), Канио ("Паяцы" Леонкавалло), Радамес ("Аида" Верди), Ирод ("Саломея" Р. Штрауса) и мн. др. В 1944 оставил сцену. С 1937 преподавал в Харьковской, с 1944-в Киевской консерваториях (с 1946 проф.).

Лит.: Ш е л ю б с ь к и и М., М. В. Ми-киша, Кшв, 1947.

МИККЕЛИ (фин. Mikkeli, швед. Sankt Michel), ляни (адм. единица) на Ю.-В. Финляндии. Пл. 16,4 тыс. км2(без внутр. вод). Нас. 219,2 тыс. чел. (1972). Адм. ц.- город Миккели.

МИККО, М и к к Лепо Ягович [р. 24.11 {7.12).1911, Арукюла, ныне Вильяндиского р-на], советский живописец, нар. худ. Эст. ССР (1972). Учился в художеств.-пром. уч-ще в Таллине (1927-30) у Н. Трийка и в Высшей художеств, школе "Пал лас" в Тарту (1931-32, 1936-39). Преподаёт в Художеств, ин-те Эст. ССР в Таллине (с 1944, проф. с 1965). М. пишет тематич. картины, посвящённые борьбе за мир, освоению космоса, а также натюрморты, пейзажи. Живописи М. свойственны тяготение к обобщённо-символическим образам, несколько театральная сценичность обычно двуплановой. композиции и сочетание крупных, порой близких к монохромным, декоративных по цвету плоскостей.

Л. М и к к о. "Перед снегом". 1962.

Художественный музей Эстонской ССР. Таллин.

Произв.: "Смолилыщщы лодок" (1939), "Мойка овец" (1959) - оба в Художественном музее Эст. ССР в Таллине; "Песни времён" (1970), "Человек и космос" (1971, Художеств, музей Эст. ССР, Таллин), "Колесо времени" (темпера, масло, 1971) - Гос. пр. Эст. ССР (1972).

Лит.: Раам В., Философия и образность. У полотен эстонского живописца Лепо Микко, "Искусство", 1972, № 12.

МИККОЛA (Mikkola) Иосиф Юлиус (6.7.1866, Волоярви,-28.9.1946, Хельсинки), финский языковед. Специалист по сравнительной грамматике слав, языков. Проф. слав, филологии в ун-те Хельсинки (1900-34). Занимался славистикой (особенно известна его "Праславянская грамматика", т. 1-3, 1913-50), в т. ч. акцентуацией слав, языков и связями слав, языков с прибалтийско-финскими, финноугроведением, балтийскими и германскими языками, древней историей Сев. и Вост. Европы. Иностр. чл.-корр. АН СССР (1925).

.С оч.: Beriihrungen zwischen den westfin-nischen und slavischen Sprachen, Helsingfors, 1894; Die alteren Beriihrungen zwischen Ost-seefinnisch und Russisch, Hels., 1938.

Лит.: Arumaa P., I. I. Mikkola, 1886-1946, "Studia linguistica", 1948, № 1.

МИКЛАШЕВИЧ (урожд. С м а г и н а) Варвара Семёновна (1772, Пенза,-1846, Петербург), русская писательница. Род. в дворянской семье. Родственница и друг А. А. Жандра, через к-рого сблизилась с А. С. Грибоедовым, А. И. Одоевским и др. В лит-ре выступила (1824) как переводчица. Автор романа "Село Михай-ловское, или Помещик XVIII столетия" (1828-36; полностью опубл. 1864-65), в к-ром изображены подлинные события и лица, в т. ч. видные декабристы, и обличается крепостничество. Запрещённый цензурой, роман распространялся в рукописи и пользовался успехом, о чём есть свидетельство А. С. Пушкина (Поли, собр. соч., т. 12, 1949, с. 183).

Лит.: Грибоедов А. С., Поли. собр. соч., т. 3, П., 1917 (см. Указатель имён); Данилов И., Забытая писательница, "Исторический вестник", 1900, М/ 7; Бобров E. А. С. Пушкин и В. С. Миклашевич, "Сборник учено-литературного общества при Юрьевском университете", 1908, т. 13.

Л. Г. Фризман.

МИКЛАШЕВСКИЙ Александр Николаевич [8(20).12.1864-1911], русский экономист, специалист по вопросам ден. обращения. Приват-доцент Моск. ун-та, с 1896 проф. политич. экономии Юрьевского (ныне.Тартуского) ун-та. В области теории ден. обращения выступал сторонником монометаллизма, участвовал в проведении ден. реформы 1897, установившей в России золотой монометаллизм. В экономич. теории разделял мн. положения вульгарной политич. экономии, и в частности предельной полезности теорию, извращённо толковал сущность марксизма. В период Революции 1905-07 выступил с рядом работ, в к-рых с позиций бурж. либерализма отмечал тяжёлое положение рабочих. Перевёл на рус. язык труды классиков бурж. политич. экономии Ф. Кенэ, А. Тюрго и Д. Рикардо.

Соч.: Бумажные деньги, их цена и значение для народного хозяйства, "Экономический журнал", 1891, кн. 11 -12; Деньги, [М.], 1895; Денежный вопрос в литературе и в явлениях действительной жизни. [Сб. ст.]* СПБ, 1896; Реализм и идеализм в политической экономии, Юрьев [Дерпт], 1896; Обмен и экономическая политика, Юрьев [Дерпт], 1904; История политической экономии. Философское, историческое и теоретическое начала экономии XIX в., Юрьев, 1909.

В. И. Незнанов.

МИКЛАШЕВСКИЙ Иван Николаевич [1858, Черниговская губ.,-3(16). 12.1901, Харьков], русский историк-экономист и статистик. По окончании Новороссийского (Одесса) ун-та (1882) преподавал в ряде вузов, с 1896 проф. политич. экономии и статистики Харьковского ун-та. Получил известность как автор работ по истории рус. агр. отношений. В осн. труде "К истории хозяйственного быта Московского государства", ч. 1 -"Заселение и сельское хозяйство южной окраины России XVII века" (1894) на обширном фактич. и статистич. материале пытался объяснить гос. политику экономич. причинами, с либеральных позиций критиковал крепостное право, подчёркивал противоположность интересов крестьян и помещиков. Другие н