загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ый пункт (с. Ясные Поляны Троицкого р-на Челябинской обл.), Ставропольский опорный пункт (г. Ставрополь), Центральное опытно-конструкторское бюро (Москва), Машиностроительный з-д опытных конструкций (Москва). Ин-т разрабатывает теорию с.-х. машин и новые технологич. процессы возделывания, уборки и послеуборочной обработки с.-х. культур; системы машин для комплексной механизации с.-х. произ-ва, рациональные методы использования машинно-тракторного парка. Ин-т имеет очную и заочную аспирантуру. Издаёт "Труды" (с 1935).

Г. Т. Павловский.

"МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Мин-ва станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР. Издаётся в Москве с 1947. В 1947-58 выходил под назв. "Механизация трудоёмких и тяжёлых работ". С 1959 -"М. и а. п.". Освещает вопросы комплексной механизации и автоматизации в различных отраслях нар. х-ва (машиностроении, металлургии, горнорудной, химич., лесной, лёгкой, пищ. пром-сти и др.), кроме с. х-ва и строительства. Публикует материалы по механизации тяжёлых и трудоёмких погрузоч-но-разгрузочных, транспортных и складских работ, большое внимание уделяет механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда и др. Сообщает о новейших достижениях в области механизации и автоматизации за рубежом. Тираж (1974) 20 тыс. экз.

"МЕХАНИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Всесоюзной академии с.-х. наук им. В. И. Ленина. Издаётся в Москве с 1930. При основании наз. "Пути механизации сельского хозяйства". Нек-рое время одновременно издавались два самостоят, журнала -"Механизация социалистического сельского хозяйства" (1931 - 37) и "Электрификация сельского хозяйства" (1931-37). Освещает важнейшие проблемы создания и эффективного использования с.-х. техники. Тираж (1973) 33 130 экз.

МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА, комплекс устройств, изменяющих подъёмную силу и лобовое сопротивление крыла летательного аппарата. М.к. уменьшает скорость посадки самолёта, а при взлёте облегчает его отрыв от поверхности земли. В зависимости от типа М. к. подъёмную силу можно увеличить в 1,5-2 раза и более, благодаря чему посадочную скорость можно уменьшить на 20-50% и более. Добавочную подъёмную силу получают: увеличением кривизны профиля крыла (рис., 1 и 2) и площади его поверхности (рис., 2), улучшением обтекания (воздухом) крыла посредством управления пограничным слоем (рис., 3), применением реактивных устройств (рис.,4). На практике часто применяются комбинации этих способов, напр, выдвижные предкрылки и закрылки (рис., 2,в).

Система управления пограничным слоем осуществляется в двух вариантах: сдуванием пограничного слоя сжатым воздухом, поступающим от двигателя в проложенные по размаху крыла трубопроводы с отверстиями, или отсосом этого слоя аналогичной системой. Существенно улучшает обтекание крыла также реактивный закрылок (рис., 4), создающий дополнит, подъёмную силу за счёт подачи сжатого воздуха в щель между верхней и нижней его поверхностями. Если мощность двигателей достаточно велика, то такой закрылок позволяет получить подъёмную силу, равную весу самолёта, т. е. обеспечить висение самолёта в воздухе, а при силе, большей веса,- и вертикальный взлёт.

Торможение самолёта в воздухе производится интерцепторами (рис., 5), зависающими (отклоняемыми одновременно вниз) элеронами (рис., 1, в), работающими как закрылки, и др. устройствами. Кроме подвижных поверхностей, положение к-рых устанавливается лётчиком или автоматически, в М. к. входят гид-ро-, электроприводы, проводка управления (тяги, качалки и т. д.), трубопроводы и др. части. с.

Я. Макаров.

Механизация крыла: 1 - увеличением кривизны профиля (а-отклоняемый носок крыла, б-щиток, в-простой закрылок): 2-увеличением площади крыла и кривизны профиля (а - предкрылок, 6-двухщелевой закрылок, в - предкрылок Крюгера с трёхщелевым закрылком); 3-путём управления пограничным слоем (а-турбулизатор, б-отсасывание пограничного слоя): 4-реактивным устройством (реактивный закрылок); 5 - интерцептором.

МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии, тяги в отраслях материального производства или процессах трудовой деятельности. М. п. охватывает также сферу умственного труда (см., например, Механизация учёта, Информационный поиск и др.). Осн. цели М. п.- повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения тяжёлых, трудоёмких и утомительных операций. М. п. способствует рациональному и экономному расходованию сырья, материалов и энергии, снижению себестоимости и повышению качества продукции. Наряду с совершенствованием и обновлением технич. средств и технологии М. п. неразрывно связана с повышением уровня квалификации и организации произ-ва, изменением квалификации работников, использованием методов научной организации труда. М. п. является одним из главных направлений технич. прогресса, обеспечивает развитие производительных сил и служит материальной основой для повышения эффективности обществ. произ-ва, развивающегося интенсивными методами. К технич. средствам М. п. относятся рабочие машины с двигателями и передаточными устройствами к ним, совершающие заданные операции, а также все др. машины и механизмы, непосредственно не участвующие в этих операциях, но необходимые для того, чтобы данный процесс произ-ва мог вообще совершаться, напр, вентиляционные и откачные установки.

В зависимости от степени оснащения производственных процессов техническими средствами и рода работ различают частичную и комплексную М. п.

При частичной М. п. механизируются отд. производств, операции или виды работ, гл. обр. наиболее трудоёмкие, при сохранении значит, доли ручного труда, особенно во вспомогат. погру-зочно-разгрузочных и трансп. работах.

Более высокой ступенью является комплексная М. п., при к-ров ручной труд заменяется машинным на всех осн. операциях технологич. процесса и вспомогательных работах производств, процесса. Комплексная М. п. осуществляется на основе рационального выбора машин и др. оборудования, работающих во взаимно согласованных режимах, увязанных по производительности и обеспечивающих наилучшее выполнение заданного технологич, процесса. Ручной труд при комплексной М. п. может сохраняться на отд. нетрудоёмких операциях, механизация к-рых не имеет существенного значения для облегчения труда и экономически нецелесообразна. За человеком остаются также функции управления процессом произ-ва и контроля. Комплексная М. п. предопределяет возможность применения поточных методов производства продукции, способствует повышению её качества, обеспечивает сохранение однородности, степени точности и постоянство заданных параметров.

Следующей после комплексной М. п., ступенью совершенствования процессов произ-ва является частичная или полная их автоматизация (см. Автоматизация производства).

Средства труда, будучи составной частью производительных сил, создаются и совершенствуются в процессе обществ.произ-ва. Изобретение новых орудий труда и внедрение новых технологич. процессов непосредственно связаны с развитием естествознания и совершаются на основе познания и использования его законов. До промышленного переворота 18-19 вв. орудия труда оставались ручными и количество рабочих инструментов, к-рыми человек мог действовать одновременно, ограничивалось его естественными орудиями, т. е. органами его тела. К числу используемых сил природы относились вода, ветер и приручённые животные. В мануфактурный период, предшествовавший пром. перевороту, разделение ремесленного труда и его профессий, а также специализация инструментов достигли столь высокой степени, что возникли предпосылки к соединению орудий труда в машине и замене механизмом руки рабочего с инструментом. "В качестве машины,- отмечал К.Маркс,-средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов - сознательным применением естествознания" (М арке К. к Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 397). Совершенствование орудий и приёмов труда, появление универсальной паровой машины, применение машин и механизмов для облегчения труда вызвали в кон. 18- нач. 19 вв. резкий скачок уровня и масштабов произ-ва. Заменяя ручной труд в выполнении технологич. и трансп. функций, механич. средства труда явились исходным пунктом тех-нич. прогресса в различных отраслях пром-сти, сыграли важную роль в формировании капиталистич. способа произ-ва. Пром. революция создала условия для М. п., в первую очередь ткацкого, прядильного, металле- и деревообрабатывающего. Возможность использования мощности паровой машины для привода ряда рабочих машин привела к созданию самых различных передаточных механизмов, разраставшихся во мн. случаях в широко разветвлённую механич. систему.

С увеличением размеров двигательного и передаточного механизмов, с усложнением рабочих машин, с появлением новых материалов, трудно поддающихся обработке, возникает объективная необходимость в применении различных машин и механизмов в самом машиностроит. произ-ве. Начав произ-во машин машинами, крупная промышленность создала тем самым равноценный ей технич. базис. На протяжении 19 в. М. п. быстро проникает не только в отдельные звенья производств, процесса, но и завоёвывает одну отрасль пром-сти за другой, вытесняя старые традиц. формы произ-ва, основывавшиеся на ручном труде и примитивной технике. Механизир. произ-во получает широкое распространение во всех развитых странах.

С развитием крупной пром-сти совершенствуется конструкция, увеличиваются мощность и производительность средств М. п. С кон. 19 в. наряду с паровой машиной постепенно внедряется более экономичный и компактный двигатель внутреннего сгорания, к-рый позволил создать новые рабочие и трансп. машины-тракторы, автомобили, экскаваторы, теплоходы, самолёты и др. Появляются новые способы преобразования энергии, основанные на использовании паровых и гидравлич. турбин, соединённых с генераторами электрич. тока. Развитие и совершенствование электрич. машин приводит в первой пол. 20 в. к повсеместному внедрению группового и индивидуального электропривода рабочих машин в металлорежущих, деревообр., ткацких и др. станках, кузнечно-прессо-вых, горных, подъёмно-транспортных машинах, прокатных станах и т. д.

В системе машин предмет труда последовательно проходит через ряд связанных между собой частичных процессов, к-рые выполняются цепью разнородных, но взаимно дополняющих друг друга машин, механизмов, аппаратов. Система механич. средств труда приводит к непрерывно-поточному произ-ву в развитой форме.

Дальнейшее развитие М. п. направлено на макс, интенсификацию производственных процессов, сокращение техно-логич. цикла, высвобождение рабочей силы, осуществление комплексной механизации в наиболее трудоёмких отраслях произ-ва.

В числе технич. средств М. п. получили развитие комбинированные машины - комбайны, в к-рых агрегаты, расположенные в технологич. последовательности, автоматически воздействуют на предмет труда. Развитие комбинирования, комплексной механизации и автоматизации привело к созданию автоматических линий машин, цехов-автоматов и автоматич. з-дов, обладающих высокой производств, эффективностью.

В условиях капиталистич. общества и свойственных ему производственных отношений средство труда, выступив как машина, тотчас же становится конкурентом рабочего, одним из главных средств его эксплуатации и самым мощным оружием в руках капиталистов для подавления возмущений рабочих. "...Введение машин усилило разделение труда внутри общества, упростило функции рабочего внутри мастерской, увеличило концентрацию капитала и еще больше расчленило человека" (Маркс К., там же, т. 4, с. 158). Целесообразность применения новых средств производства при капитализме обеспечивается тем, что их стоимость должна быть ниже стоимости заменяемой ими рабочей силы.

В социалистич. обществе машины и все другие технич. средства механизации труда создаются и используются не в конкурентных целях и не для эксплуатации рабочего, а для повышения производительности труда, экономической эффективности общественного производства, для облегчения и улучшения условий трудовых процессов, что в конечном итоге направлено на повышение материального благосостояния и культурного уровня народа. "Раньше,- писал В. И. Ленин,- весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и культуры. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства наживы, в средства эксплуатации" (Полн. собр. соч. 5 изд., т. 35, с. 289).

В условиях планового социалистич. х-ва создаются наиболее благоприятные условия для рационального использования М. п. как основы технич. прогресса в пром-сти и с. х-ве. "Крупная машинная промышленность и перенесение ее в земледелие есть единственная экономическая база социализма..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 135). В социалистич. обществе М. п. является могучим орудием человека для всестороннего облегчения труда и неуклонного роста общественного произ-ва. Внедрение механизации в социалистич. народном хозяйстве происходит и в тех случаях, когда результатом её является не только материальный эффект, но также улучшение условий труда, повышение его безопасности. Способствуя ликвидации тяжёлого ручного труда, сокращению рабочего дня и повышению культур-но-технич. и материального уровня трудящихся, М.п. играет важную роль в осуществлении науч. организации произ-ва, в стирании существ, различий между умственным и физическим трудом.

В СССР М. п. являлась основой индустриализации страны и коллективизации с. х-ва; она предопределяет темпы роста производительности обществ, труда на основе дальнейшего развития комплексной механизации и автоматизации производств, процессов.

Осуществление М.п. зависит в первую очередь от оснащения промышленности, строительства, транспорта, с. х-ва наиболее совершенными машинами, механизмами и устройствами (см. табл.). Наиболее высокими темпами в СССР развивалось произ-во машин, механизмов, установок и оборудования в ведущих отраслях пром-сти (энерго- и электромашиностроение, станкостроение, горное и хим. машиностроение). Высокие темпы роста характерны также для приборостроения, произ-ва радиоаппаратуры, средств автоматики и вычислит, техники, электробытовых машин и механизмов. Уровень и эффективность М. п. определённой отрасли произ-ва или процесса, на практике оценивают по различным показателям. Такими показателями могут быть: уровень механизации труда, уровень механизации работ,механовооружён-ность и энерговооружённость труда и др. Под уровнем (коэффициентом) м е-ханизации труда понимается удельный вес механизир. труда в общих затратах труда на изготовление тех или иных изделий или на выполнение работ-по участку, цеху, предприятию и т. д. Этот показатель определяется по соотно-шению затрат времени на выполнение механизир. и ручных работ. Аналогичное назначение имеет показатель степени охвата рабочих механизир. трудом, к-рый определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизир. способом, к общему числу рабочих. Специфика нек-рых видов произ-ва вызывает необходимость введения такого показателя, как уровень (коэффициент) м е-ханизации работ - отношение объёма продукции, выполненной механизир. способом, к общему объёму продукции. Этот показатель используется в литейном и кузнечном произ-вах, на транспортных и строительных работах и др. Механовооружённость труда оценивается обычно стоимостью находящихся в произ-ве машин и механизмов, приходящихся в среднем на одного рабочего. Энерговооружённость труда (или в нек-рых случаях электровооружённость) выражается отношением кол-ва механич. и электрич. (или только электрич.) энергии, потреблённой в процессе произ-ва на 1 отработанный чел.-час или на 1 рабочего. Эти показатели применяются условно для сравнительной оценки механизации отдельных процессов. При выборе технич. средств М. п., стоимость к-рых входит в состав капитальных затрат и переносится на стоимость продукта за всё время их использования, учитываются масса и размеры, сроки окупаемости, энергопотребление, надёжность в работе;

Развитие производства некоторых важнейших средств механизации в СССР



Средства механизации

1913

1940

1950

1960

1970

1972





Металлорежущие станки, тыс. шт
Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт.
Турбины, тыс. нет
Генераторы к турбинам, тыс. нет
Электродвигатели перем. тока, тыс. нет
Металлургич. оборудование, тыс. т
Комбайны угольные очистные, шт.
Грузовые автомобили, тыс. шт. Тракторы, тыс. шт.
Комбайны зерноуборочные, тыс. шт.
Тепловозы магистральные, секций.
Электровозы магистральные, шт.
Экскаваторы, шт.
Ткацкие станки, тыс. шт.


1,8

-
5,9

-

280

1

-

-

-
-
-

-

4,6

58,4

4,7

1179

468

2083

23,7

22
136
31,6

12,8

5

9
274
1,8

70,6

7,7

2704

934

7703

111,2

344
294,4
116,7

46,3

125

102 3540
8,7

155,9

29,9

9200

7915

19456

218,3

881
362
238,5

59

1303

396 12589 16,5

202,2

41,3

16191

10578

36259

314

1130
524,5
458,5

99,2

1485

323 30844 19,8

211,3

44

14642

13661

40035

322,1

1117
1379
477,8

95,7

1488

351 34875 19,3




износостойкость узлов и деталей, сохранение постоянства осн. параметров за весь период эксплуатации, быстрота наладки, способность к переналаживанию для совершения др. аналогичных операций, простота обслуживания, технич. осмотра и ремонта.

М. п.в отраслях народного хозяйства СССР. Создание крупной социалистич. пром-сти, способной решать самые сложные научно-технич. проблемы и народно-хозяйств. задачи, является величайшим завоеванием сов. народа, торжеством ленинских идей социалистич. индустриализации. Революц. значение имеют крупнейшие мероприятия по механизации работ в различных отраслях народного х-ва, выполненные за годы Советской власти. Разработаны и внедрены в произ-во тысячи образцов совр. высокопроизво-дит. машин-орудий. Создаются системы машин для комплексной механизации и автоматизации основных производств, процессов в пром-сти, стр-ве, с. х-ве и на транспорте. На основе повышения технич. уровня произ-ва последовательно сокращается применение ручного и тяжёлого, а также неквалифицированного труда во всех отраслях народного х-ва. При этом потребность в технических средствах для завершения комплексной механизации во всех отраслях неуклонно возрастает.

М. п. в энергетике связана с вводом в действие крупных электрич. станций и созданием объединённых энергосистем. Укрупнение мощности электростанций позволяет значительно сократить затраты труда, материалов и топлива на произ-во электроэнергии, применять эффективные средства контроля, регулирования и управления как отдельными агрегатами, так и электростанциями в целом. Энергетические мощности СССР будут увеличиваться гл. обр. за счёт стр-ва тепловых электростанций с крупными энергоблоками мощностью 300, 500, 800 Мвт, а в дальнейшем мощностью 1000 Мвт и выше. Обслуживание таких энергоблоков полностью механизируется, что значительно уменьшает потребность в рабочей силе на единицу установленной мощности. М. п. в теплоэнергетике направлена на совершенствование средств приготовления, загрузки, подачи топлива, способов водоочистки, золоудаления и т.п. Для гидроэлектростанций созданы турбины мощностью 500 Mвт (Братская ГЭС) и создаются турбины мощностью 630 Мвт (для Саяно-Шушенской ГЭС). На атомных электростанциях найдут широкое применение реакторные установки мощностью 1000 Мвт и более. Отличительной особенностью атомной энергетики является комплексная механизация и автоматизация технологич. процессов, что позволяет благодаря сокращению трудовых и материальных затрат обеспечить её высокую конкурентоспособность по отношению к традиционным отраслям энергетики.

В горной промышленности М. п. направлена на сокращение сроков вскрытия, подготовки и введения в эксплуатацию новых месторождений и горизонтов, а также на сокращение расходов на поддержание выработок в рабочем состоянии, что связано с расширением комплексности в механизированных процессах подземной и открытой добычи полезных ископаемых. В шахтах применяются высокопроизводит. узкозахватные комбайны и струговые установки, работающие в сочетании с передвигающимися забойными конвейерами и индивидуальными металлич. или гидрофицир. крепями (см. Комплексы угольные). В результате внедрения машин и механизмов уровень механизации навалки угля в лавах пологого и наклонного падения составил в 1972 св. 90%; доставка угля, подземная откатка угля и породы и погрузка угля в ж.-д. вагоны полностью механизированы. Внедряются способы безлюдной выемки угля, обеспечивающие значительное повышение производительности труда. Развивается добыча угля гидравлич. способом (см. Гидромеханизация). Быстрыми темпами развивается открытая разработка месторождений с применением комплексной М. п. на основе высокопроизводительного оборудования: драглайнов, роторных экскаваторов, транспортно-от-вальных мостов, мощных самосвалов, электровозов, думпкаров, дизель-троллейвозов и др.

В газовой и нефтедобывающей промышленности применение высокопроизводит. средств М. п. способствовало увеличению добычи нефти и газа и повышению их удельного веса в топливном балансе страны. На нефтепромыслах используется мощное буровое оборудование, в т. ч. установки для бурения глубоких скважин, внедряются комплексные гидрофицир. буровые установки с дискретным выполнением спуско-подъёмных операций, механизацией и автоматизацией всех процессов бурения. Продолжается оснащение нефтедобывающих предприятий блочно-комплектными автоматизир. установками, которые обеспечивают значительную экономию рабочей силы, средств и времени. Повышение уровня механизации и индустриализации стр-ва газовых промыслов, подземных хранилищ газа, газоперерабатывающих з-дов обеспечивается применением блочных и блоч-но-комплектных технологич. установок, полносборных зданий и сооружений с металлическими каркасами. Для транспортировки газа широкое применение получают газопроводы диаметром 1420 мм при рабочем давлении 7,5 Мн/м2. В результате внедрения комплексной механизации и автоматизации компрессорные станции газопроводов, сооружаемых в арктических и др. труднодоступных р-нах страны, работают практически без обслуживающего персонала.

Вметаллургии М. п. направлена на завершение механизации отдельных трудоёмких работ и осуществление комплексной М. п. в доменных, сталеплавильных и прокатных цехах. Механизированы наиболее тяжёлые работы у горнов доменных печей, все необходимые операции по обслуживанию лёток. Осуществляется выпуск механизированного оборудования для обслуживания доменных печей объёмом 3200 м3, разработан комплекс механизир. оборудования для доменных печей объёмом 5000 м3. Работа новых агрегатов с повышенным давлением дутья и применением кислорода даёт возможность ускорения процесса плавки, снижения расхода топлива и повышения качества чугуна. В сталеплавильном произ-ве применяются совершенные заправочные машины, механизируются процессы ломки и кладки футеровки ковшей, загрузки электропечей большой ёмкости, расширяется применение систем автоматич. регулированиярасхода кислорода в конвертерах, контроля содержания углерода в металле, систем управления тепловым режимом мартеновских печей и т. п. Дальнейшее развитие получат конвертерный способ выплавки стали с применением конвертеров ёмкостью 250-300 т и непрерывная разливка стали с высоким уровнем комплексной М. п. Для повышения качества стали предусматривается развитие таких механизированных процессов, как обработка металла синтетическими шлаками, внепечное вакуумирование, электрошлаковый и вакуумный переплавы металла. Для новых технологических процессов созданы машины и оборудование, работающие по принципу автоматич. регулирования производственных процессов и комплексной механизации операций по подготовке шихты, загрузке агрегатов и разливке металлов. В сталеплавильном произ-ве нашёл широкое применение природный газ. В прокатном произ-ве вводятся в действие комплексно-механизир. станы горячей и холодной прокатки листовой стали с агрегатными линиями для нанесения на листы металлич. и неметаллич. покрытий; предусматривается создание прецизионных и спец. станов для выпуска сортового проката высокой точности и экономичных профилей, механизированных и автоматизированных линий для отделки (адъюста-жа), правки, сортировки, укладки и упаковки листового и сортового проката. В машиностроении М. п. связана гл. обр. с количеств, составом и структурой парка металлообрабат. оборудования, т. к. наиболее трудоёмки при изготовлении изделий операции ме-ханич. обработки деталей. В массовом машиностроит. произ-ве комплексная механизация процессов механич. обработки осуществляется путём применения агрегатных, спец. и специализир. станков, станков-автоматов и полуавтоматов. Расширяется парк станков для электро-физич. и электрохимич. методов обработки, позволяющих заменять мн. трудоёмкие, утомительные и даже вредные для здоровья ручные операции при изготовлении штампов, прессформ, турбинных лопаток, твердосплавного инструмента, а также деталей особо сложной формы или из материалов, трудно поддающихся обработке обычными инструментами, расширяется использование станков с числовым программным управлением и адаптивными устройствами, а в дальнейшем намечается создание и применение различных видов программируемых манипуляторов и роботов. На М. п. в машиностроении значит, влияние окажет Езвитие производства заготовок, по норме и размерам максимально при-ижающихся к готовым деталям. С этой целью осуществляется реконструкция действующих и создание новых специализир. предприятий по произ-ву отливок и поковок. Повышается удельный вес обработки металлов давлением (см. Кузнечно-штамповочное производство). Для литейного производства будет создаваться оборудование в виде технологич. комплектов, напр, оборудование для смесеприготовительных участков, комплекты оборудования для литья по выплавляемым моделям, механизир. линии формовки, заливки, выбивки отливок и т. п. Значительное развитие получит комплексная М. п. в процессах сварки, термической обработки деталей, сборки машин.

Существенное влияние на уровень М. п. в машиностроении оказывает широкое развитие унификации и стандартизации узлов и деталей общемашиностроительного применения (подшипники, редукторы, муфты, фланцы, цепи и т. п.). а также нормализованных инструментов и типовой оснастки, изготовление к-рых организуется на специализированных предприятиях.

На подъёмно-транспортных и погрузочно-разгру-зочных работах М. п. достигается применением подъёмных кранов, перегружателей, средств напольного подъ-ёмно-трансп. оборудования, контейнеров, строит, подъёмников, лифтов, канатных дорог, монорельсовых подающих систем. К числу подъёмно-трансп. средств относятся также средства малой механизации: блоки, кошки, полиспасты и др. подъёмные механизмы. Выбор средств механизации для подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ определяется видом грузов (штучные, длинномерные, жидкие, сыпучие), типом транспортных средств (вагоны, суда, автомобили), тарой, объёмом выполняемых работ, расстоянием перемещения грузов и высотой подъёма. Важное значение имеет комплексность и взаимное соответствие способов подъёма, перемещения, погрузки, выгрузки и укладки грузов в пунктах отправления и прибытия. Объёмы этих видов работ зависят от числа перевалок грузов. Уровень механизации подъёмно-транспортных и погрузоч-ж>-разгрузочных работ определяется отношением количества грузов, переработанных с помощью средств механизации, к общему объёму перерабатываемых грузов. Важное значение для снижения трудовых затрат на пром. предприятиях имеет внедрение средств механизации с целью полной замены ручного труда на внутрицеховой и межцеховой погрузке и выгрузке материалов, деталей, полуфабрикатов, загрузке и выгрузке ж.-д. вагонов, грузовых автомобилей и прицепов, штабели-ровании полуфабрикатов и готовых изделий на цеховых и заводских складах. Осн. пути осуществления комплексной М. п. этих работ: рациональная организация складского х-ва предприятий, макс, приближение складов к цехам-потребителям, объединение транспортно-склад-ских операций с технологич. процессами осн. произ-ва; оснащение погрузочных площадок и складов совр. средствами механизации (кранами-штабелёрами, напольными электроштабелёрами, погрузчиками и т. д.); централизация работы внутризаводского транспорта, внедрение маршрутных перевозок; применение прогрессивных трансп. средств (конвейеров и монорельсовых дорог с автоматическим адресованием грузов, электротягачей, пневматического транспорта), внедрение бесперебойной транспортировки грузов на основе широкого использования пакетных и контейнерных перевозок с применением унифицир. оборотной тары; механизация вспомогательных операций на самих погрузочно-разгрузочных работах, связанных с застропкой и отстропкой грузов, применением контейнеров с автостропами, с формированием и расформированием пакетов на поддонах и т. д.

В строительстве М. п. связана с особенностями технологии строит, произ-ва, к к-рым относятся большая гру-зоёмкость и смена фронта работ. М. п. в строительстве облегчает труд и сокращает сроки ввода в действие объектов. Она направлена гл. обр. на превращение строительного произ-ва в механизир. поточный процесс сборки и монтажа зданий и сооружений из крупнопанельных элементов и узлов, изготовляемых на специализир. з-дах. Увеличение произ-ва строительной техники, широкое внедрение сборных железобетонных конструкций, новых строит, материалов, высокопроизводит. методов работ обеспечили в 1960-70 рост производительности труда в стр-ве на 60%. Достижения в области создания новых конструкций сооружений, совершенствование технологич. методов строит, произ-ва, увеличение объёма монтируемых элементов способствовали изменению ряда параметров строит, машин, а иногда и коренной их реконструкции, обусловили появление новых, ранее не применявшихся машин. Созданы и успешно применяются мощные землеройные, дорожные, строит, машины - многоковшовые экскаваторы, роторные и цепные траншеекопатели, колёсные одноковшовые погрузчики и др. Уровень комплексной механизации наиболее тяжёлых и трудоёмких земляных, бетонных и монтажных работ в 1972 составил 90-97,5%. Погрузка и разгрузка камня, песка, гравия, щебня, леса, металла механизированы на 97%. Механовооружённость труда в стр-ве за 1960-72 возросла в 2,5 раза. Стр-во из крупноразмерных строит, элементов, узлов, панелей и блоков с полной сбор-ностью несущих и ограждающих конструкций составляет ок. 4/4 общего объёма строительно-монтажных работ, высокими темпами механизируется труд при подготовке бетона, приготовлении раствора. Разрабатываются принципиально новые конструкции средств малой механизации и ручных машин: самоходные машины для рулонных и безрулонных покрытий пром. зданий, машины для нанесения и затирки штукатурки, окрасочные форсунки с защитными воздушными экранами и др. Дальнейшей задачей М. п. в стр-ве являются внедрение машин на погрузке и разгрузке цемента, на штукатурных, малярных и сантехнич. работах, осуществление комплексной М. п. в стр-ве и промышленности строительных материалов.

На транспорте М.п. определяется спецификой транспортных средств. На жел. дорогах М. п. достигается применением прогрессивных средств тяги (электрической и тепловозной), увеличением мощности локомотивов (с соответствующим ростом массы поездов и скорости их движения), использованием большегрузных и саморазгружающихся вагонов, оборудованием ж.-д. линий автоблокировкой, диспетчерской централизацией и т. д. Возрастает уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ на основе использования грузоподъёмных и транспортирующих машин на жел. дорогах и подъездных путях пром. предприятий. Если в 1960 на грузовых дворах магистральных жел. дорог было выполнено комплексно-механизир. способом 50% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ, то в 1972 этот показатель механизации составил 84 %. Дальнейшее развитие получает механизация автомобильных перевозок. В парке автомобилей увеличивается удельный вес автомобилей большой грузоподъёмности и автопоездов. Применение автокранов, машин с грузоподъёмным бортом, полуприцепов-контейнеровозов, саморазгружающихся автопоездов-металловозов позволит механизировать погрузочно-раэ-грузочные работы в ряде отраслей. Высокого уровня достигла М. п. наводном транспорте. В составе морского и речного флотов к 1972 насчитывалось более 90% дизель-электроходов и теплоходов, включая сухогрузные и нефтеналивные суда, оборудованные новейшими навига-ционно-штурманскими приборами. Морские и речные порты располагают такими средствами механизации, как портальные краны, электропогрузчики, спец. трюмные машины, плавучие перегружатели и др. Св. 90% всего объёма грузов в морских портах перерабатывается комплексно-механизир. способом. На речном транспорте с применением механизации выполняется 99% погрузочно-разгрузочных работ. Предполагается значит, расширение пропускной способности морских и речных портов, создание спец. высокомеханизир. перегрузочных комплексов для погрузки и выгрузки контейнеров, навалочных и лесных грузов. В связи с повышением в топливном балансе страны доли жидкого и газообразного топлива высокими темпами развивается полностью механизир. трубопроводный транспорт для нефти (см. раздел Нефтедобыча), нефтепродуктов и природного газа. Протяжённость нефтепроводов в СССР в 1973 составила 42,9 тыс. км, газопроводов - св. 70 тыс. км. Введён в эксплуатацию самый большой в мире нефтепровод "Дружбам из СССР в страны социалистического содружества.

В сельском хозяйствеМ.п. является одной из важнейших проблем в деле повышения эффективности произ-ва и улучшения условий труда. Продуктивность с. х-ва, наряду с селекцией, химизацией и влагорегулировани-ем, определяется уровнем механизации всех видов сельскохозяйств. работ. В 1972 энергетич. мощности с. х-ва составили примерно 265 млн. кет (362 млн. л. с.), из них на долю механич. двигателей приходилось св. 99%. Энерговооружённость труда в 1973 составила 10,3 кет (14 л. с.) на 1 работника. Парк с.-х. машин насчитывал в 1973 св. 2,1 млн. тракторов, более 670 тыс. зерноуборочных комбайнов, ок. 1,3 млн. грузовых автомобилей, св. 40 тыс. хлопкоуборочных машин. Высокий уровень механизации достигнут в колхозах и совхозах на основных полевых работах (пахота, сев зерновых, посадка картофеля, хлопчатника и сахарной свёклы, уборка зерновых, чая, силосных культур и т. п.), на междурядной обработке сахарной свёклы, хлопчатника, при очистке зерна, уборке комбайнами кукурузы на зерно, погрузке зерна при вывозке с токов и др. В то же время сев и посадка овощей в 1972 были механизированы лишь на 72%, стогование сена на 74% , погрузка картофеля на 37% , раздача кормов на фермах крупного рогатого скота на 17%, на свиноводческих фермах на 39%. Колхозы и совхозы будут оснащаться тракторами повышенной мощности, высокопроизводит. зерновыми комбайнами, широкозахватными и многорядными машинами, а также комбинир. машинами, выполняющими за один проход неск. операций. Значительно увеличивается поставка для с. х-ва землеройной и мелиоративной техники, автомобилей повышенной проходимости и грузоподъёмности, автосамосвалов, автомобильных и тракторных прицепов, специализированного автотранспорта. В животноводстве и птицеводстве тенденция развития заключается ,в создании крупных специализированных ферм промышленного типа, внедрении электромашинной технологии, применении поточных технологических линий (доение и первичная обработка молока, приготовление и раздача кормов и др.). В лесной промышленности М. п. также направлена в первую очередь на облегчение труда на тяжёлых и трудоёмких лесозаготовит. работах (см. Лесозаготовительное оборудование). Наиболее механизированы такие процессы, как валка леса, подвозка древесины к верхним складам и вывозка её. На лесозаготовит. предприятиях к 1973 имелось св. 72 тыс. тракторов разных типов, св. 35 тыс. автомобилей, 1,6 тыс, тепловозов; различные машины и механизмы использовались для валки леса, окорки брёвен, погрузки, трелёвки и вывозки древесины и т. п. Объём механизир. работ составляет от общего объёма выполненных работ по валке леса 99%, подвозке древесины к верхним складам - 98%; вывозка древесины полностью механизирована. На валке деревьев применение получили гидроклинья, электро- и бензопилы, управляемые одним человеком и позволяющие спиливать деревья со стволами диаметром до 1 м. Созданы машины для бесчокерной трелёвки леса. Для перевозки леса к ж.-д. транспорту применяются мощные автолесовозы со спец. прицепами. Разработаны высокопроизводит.полуавтоматич. линии для разделки хлыстов, машины, комплексно выполняющие валку деревьев, обрезку сучьев, разделку древесины и формирование пакетов. 75% всей древесины направляется на переработку, используется для произ-ва мебели, как строит, материал и сырьё для целлюлозно-бумажной промышленности.

В лёгкой и пищевой промышленности М. п. направлена на облегчение трудоёмких и утомительных операций, на к-рых используется в основном труд женщин. М. п. в лёгкой пром-сти связана с организацией новых видов произ-ва из вновь создаваемых материалов и сырья, а также с расширением и быстрой сменяемостью ассортимента выпускаемой продукции. Лёгкая пром-сть оснащена механизир. поточными линиями, располагает почти 500 тыс. единиц ав-томатич. и полуавтоматич. оборудования. В пром-сти работают комплексно-меха-низир. участки, цехи, целые предприятия. На предприятиях устанавливаются высо-копроизводит. чесальные станки, ленточные машины с высокой скоростью выпуска, прядильно-крутильные и пневмоме-ханич. прядильные станки, автоматич. ткацкие станки взамен устаревших ме-ханич, и т. д.

В пищевой пром-сти внедряются механизир. и комплексно-механизир. линии по произ-ву хлеба и хлебобулочных изделий, тестоприготовит. агрегаты непрерывного и периодич. действия, поточные линии для произ-ва кондитерских изделий. Повышается уровень механизации в мясной пром-сти: вводятся в эксплуатацию конвейерные линии убоя и разделки скота, поточно-механизир. линии для обработки субпродуктов, произ-ва полуфабрикатов, изготовления колбас, пельменей, котлет и пр., внедряются системы
комплексной механизации и автоматизации цехов-холодильников. Рыбная пром-сть пополняется судами, оснащёнными механизир. линиями обработки рыбы, обеспечивающими комплексную переработку улова и полное использование отходов для произ-ва кормовой муки.

В бытовом обслуживании М. п. направлена на оснащение средствами механизации предприятий службы быта и использование в домашних условиях различных машин, приборов и приспособлений, заменяющих ручной труд при обработке продуктов и приготовлении пищи, стирке и глаженье белья, уборке помещений и пр. (см. Коммунальные машины).

Дальнейшее развитие и совершенствование средств М. п. связано с использованием технич. достижений и науч. открытий на основе развития естеств. наук. Наиболее важными направлениями науч.-технич. прогресса и создания новых средств труда являются: дальнейшее развитие синтеза, прямое преобразование энергии, глубина переработки сырья и защита окружающей среды. В условиях ускорения науч.-технич. прогресса решающее значение для обеспечения роста производительности труда приобретает создание условий для своевременной модернизации средств произ-ва с учётом сокращения сроков амортизации и обновления активной части осн. фондов. Всё это вызывает необходимость значительного расширения номенклатуры произ-ва машин, аппаратов и приборов, повышения их единичной мощности, комплексной механизации и уровня автоматич. управления производств, процессами, углубления специализации произ-ва, нормализации узлов и деталей машин, а также развития их стандартизации. Важная роль отводится решению задачи комплексной механизации с.-х. производства и сопряжённых с ним отраслей по переработке с.-х. продукции, произ-ву минеральных удобрений и средств защиты, а также орошению и мелиорации. Дальнейшее расширение сферы материального произ-ва и внеш. экономич. связей во многом зависит от развития всех видов транспорта, его обслуживания и стр-ва дорог, что вызывает необходимость совершенствования соответствующих средств произ-ва. Дальнейшее развитие технич. средств М. п. предполагает следующее: а) создание новых высокоэффективных машин, механизмов, установок, в к-рых , широко использованы достижения совр. науки и техники, особенно машин и аппаратов непрерывного действия, машин-комбайнов и автоматов; проектирование средств М. п. с повышенными рабочими и трансп. скоростями; б) увеличение единичной мощности машин при снижении их удельной материало-ёмкости и энергоёмкости с сохранением для подвижных машин-орудий манёвренности и проходимости; в) создание для различных отраслей народного х-ва унифицированных базовых машин с комплектами сменного навесного и полуприцепного оборудования для каждого типоразмера, получение широкой номенклатуры мобильных машин-орудий, особенно погрузочно-разгрузочных, строительных, трансп., дорожных и др.; г) применение новых высококачеств. материалов (легированных сталей, лёгких сплавов, пластмасс, новых высокопрочных материалов), гидравлич. и электрич. бесступенчатых передач с широким диапазоном регулирования скоростей, автоматич. устройств для сохранения оптимальных режимов работы, дистанционного и программного управления; д) улучшение условий работы обслуживающего персонала путём звукоизоляции рабочих помещений, их кондиционирования и др.; е) применение средств механизации учёта количества и качества продукции в условиях комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 13-Машины и крупная промышленность, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; е г о же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Народное хозяйство СССР. 1922-1972. Юбилейный статистический ежегодник, М., 1972; Ефимов А. Н., Советская индустрия, М., 1967; Пути развития техники в СССР [1917-1967], М., 1967; История техники, М., 1962; Эффективность комплексного развития техники в промышленности, М., 1966; Механизация и автоматизация производства, М., 1971; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970; Очерки развития техники в СССР (в 5 кн.), кн. 1 - 4, М., 1968-71; Эффективность механизации и автоматизации труда, Л., 1972.

В. Д. Лебедев, Д. П. Воробьёв.

"МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА", ежемесячный научно-технич. и производств, журнал Госстроя СССР и Центр, правления научно-технич. об-ва стройин-дустрии. Издаётся в Москве с 1939 (с перерывом в 1941-45). Публикует материалы по комплексной механизации и автоматизации строит, процессов, эксплуатации и ремонту строит, и дорожных машин, механовооружённости строит, орг-ций, о средствах специализиров. транспорта и организации трансп. перевозок. В журнале освещаются передовой опыт строек, новые методы планирования и экономич. стимулирования в стр-ве, изобретательская и рационализаторская деятельность, зарубежный опыт и др. Тираж (1974) 22 тыс. экз.

МЕХАНИЗАЦИЯ УЧЁТА, применение в бухгалтерском, статистич. и оперативном учёте предприятий, орг-ций и учреждений средств вычислит, техники для выполнения технич. операций, связанных с учётом труда и заработной платы, учётом продукции, доходов и расходов, при составлении отчётных и вспомогат. сводок и т. п. Технич. операции являются обычно массовыми и по своей трудоёмкости занимают до 70-75% всех работ по учёту. М. у. значительно повышает производительность труда персонала, занятого учётными работами, ускоряет сроки получения нужной информации и повышает её точность. Начало механизации учётных работ связано с развитием в конце 19 в. техники механизиров. счёта, с появлением перфораторов, табуляторов, арифмометров и др. Применение простейших счётно-решающих устройств повысило производительность труда при суммировании в 2-3 раза, умножении и делении - в 5-6 раз, а при группировке учётных данных - в 15-20 раз, что позволило значительно ускорить операции по обработке экономич. информации и в конечном счёте способствовало улучшению управления произ-вом.

В СССР М. у. практич. развитие получила в 30-х гг. 20 в., когда была создана отрасль отечественного вычислит, машиностроения. Начиная с 1949 М. у. развивается в направлении комплексной механизации работ, связанных с различными формами учёта и отчётности. Для этой цели на предприятиях и в учреждениях в зависимости от объёма учётных работ создаются машиносчётные бюро (МСБ), машиносчётные станции (МСС) или вычислительные центры (ВЦ). Комплексная М. у. предусматривает замену ручного труда машинным не только на наиболее трудоёмких операциях учёта, но и на всех остальных участках от первичной обработки документов до составления бухгалтерского баланса и сводных статистич. отчётов. Наиболее сложная проблема М. у.- подготовка исходных данных. Она решается при комплексной автоматизации учёта; при этом первичные документы, доступные для непо-средств. восприятия человеком, одновременно являются машинными носителями информации. Комплексная автоматизация учётных операций - высшая стадия М. у., она достигается в автоматизированных системах управления (АСУ).

Лит.: Исаков В. И., Королёв М. А., Основы проектирования механизации учётно-плановых работ, М., 1965; Фельдман Л. С., Застенкер Г. С., Организация и эксплуатация машино-счётных станций и бюро, 2 изд., М., 1972.

Д. П. Брунштейн.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КАРТОТЕКА, устройство для хранения карточек, в к-ром, в отличие от обычных картотек, процесс поиска карточек механизирован. В М. к. носители информации (карточки) размещаются в коробках (кассетах) или непосредственно на полках, как правило, в вертикальном положении. При составлении картотеки карточки группируют по к.-л. признаку (по алфавиту, адресам, виду информации, по характеру данных, заносимых на карточку, и т. п.) и каждой группе присваивается свой индекс (код). При поиске нужной карты оператор набирает (задаёт) на пульте управления её индекс или индекс её группы. Указание оператора преобразуется в сигнал управления электроприводом с указанием направления и шага перемещения полок. В блок управления М. к. входит "избирательное устройство", обеспечивающее автоматич. подачу нужной полки к оператору по кратчайшему пути, что особенно важно при большом объёме картотеки. Количество хранимых карточек и объём содержащейся в них информации зависят от формата карточек, размеров коробок (кассет), числа полок и конструкции М. к. Различают М. к. барабанного и элеваторного типов. Как правило, ёмкость барабанных М. к. от 10 тыс. до 50 тыс. карт (число полок от 3 до 8), элеваторных - от 20 тыс. до 500 тыс. карт (6-30 полок); формат карт от 70 X 100 мм до 200 X X 300 мм.

Наибольшее распространение получили барабанные М. к., в к-рых полки с картами свободно подвешены между двумя дисками (колёсами), имеющими общую ось, связанную с электроприводом (рис.). Диаметр барабана от 500 до 800 мм\ ср. время полного оборота барабана 16-20 сек. Барабан с полками (кассетами) размещается в корпусе с откидной крышкой, служащей одновременно и рабочим столом; при необходимости М. к. укомплектовывают приставным столом. М. к. применяются в конторах пром. предприятий, отделах научно-технич. информации ин-тов и орг-ций, регистратурах и т. п. М. к. значительно упрощает работу с карточками (к любой из них оператор имеет доступ непосредственно с рабочего места) и в 1,5-2 раза ускоряет процесс поиска нужной карты.

Механизированная картотека барабанного типа: а - внешний вид; б - схема устройства; / - барабан; 2 - карточки; 3 ~ пульт управления; 4 - блок управления; 5 - рабочая доска (стол); 6 -электродвигатель привода; 7-полка (кассета).

Г. М. Белоусов.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ, горная крепь длинной очистной выработки (лавы), установка, разгрузка и перемещение к-рой вслед за подвигающимся забоем осуществляются механизиров. способом, без разборки её на составляющие элементы. М. к. применяется гл. обр. на угольных шахтах (в СССР в работе ок. 800 комплектов, 1973); вместе с горным комбайном, забойным конвейером и крепями сопряжения лавы со штреками М. к. образуют выемочные комплексы или агрегаты, обеспечивающие механизацию всех осн. рабочих процессов в очистном забое. Создание конструкций М. к. совр. вида относится к сер. 50-х гг. См. Крепь горная.

Схемы механизированной крепи; а - поддерживающего типа; б - оградительного типа; в - поддерживающе-огра-дительного типа; г - оградительно-поддерживающего типа; 1- опорные элементы-стойки; 2- перекрытие; 3- основание; 4- защитное ограждение; 5 - ограждающее перекрытие; 6 -
поддерживающий козырёк.

М. к. делят: по функциям взаимодействия с боковыми породами - на поддерживающие, оградительные, оградительно-поддерживающие и поддержива-юще-оградительные; по конструктивной схеме взаимодействия секций - на секционные, комплектные и агрегатиро-ванные. Крепи поддерживающего типа (рис. а) предназначены для предотвращения обрушения кровли в пределах рабочего пространства очистной выработки. Секции их состоят из перекрытия, от двух до шести опорных гидравлич. стоек, основания и одного или двух гидродомкратов передвижения. При-заоойная зона лавы поддерживается перекрытиями секции консольно. По длине перекрытие сплошное или состоит из двух и более звеньев, соединённых шарнирами, чем обеспечивается лучший контакт его с неровной поверхностью кровли. М. к. поддерживающего типа при меняют в основном на пластах мощностью до 2 м, реже - до 3,5 м. Крепи оградительного типа испытывают только нагрузку, передаваемую обрушенными породами, защищая рабочее пространство ограждающими перекрытиями (рис. 6). Эти крепи не нашли широкого распространения. Крепи оградительно-поддерживающего и поддерживающе-огра-дительного типов имеют элементы, выполняющие функции поддержания кровли и защиты рабочего пространства от обрушающихся пород. Крепи поддерживающе-оградительного типа (рис. в) поддерживают кровлю на большей ширине рабочего пространства, чем крепи оградительно-поддерживающего типа (рис. г); секция имеет 2-3 гидростойки, что обусловливает возможность применения её в лавах с труднообруша-ющейся основной кровлей при слабой непосредственной кровле. Оградительная часть выполняется в виде прочного наклонного перекрытия. Эти крепи применяют в большинстве случаев на пластах мощностью от 1,6 до 2,5 м; разрабатываются (1974) конструкции для пластов до 3,5 м. Секции крепи оградительно-поддерживающего типа имеют прочное наклонное ограждающее перекрытие и относительно короткий козырёк, поддерживающий кровлю на небольшой ширине у забоя с помощью одной стойки. Крепи применяют при легко обрушаемых основных и слабых породах непосредственной кровли на пластах мощностью 2-3,5 м. М. к., секции к-рых не имеют постоянных кинематич. связей между собой и с др. оборудованием лавы, наз. секционным и. Вследствие большой трудоёмкости передвижки и установки секционные крепи не нашли широкого применения. Комплектные крепи состоят из комплектов, включающих две и более кинематически связанных между собой секций. Комплекты крепи не имеют связей между собой. Секции агрегатированной крепи имеют постоянную кинематическую связь с базовым элементом очистного комплекса - ставом конвейера, направляющей рамой выемочной машины или специальным базовым элементом. Гидродомкратами передвижения снабжаются все или часть секций агрегатированной крепи. Наличие постоянной связи с базой и, как правило, направленное движение являются благоприятными предпосылками для дистанционного и автомати-зиров. управления всем комплексом оборудования очистного забоя. Агрегати-рованные крепи считаются наиболее перспективными. Управление гидроприводом и гидросистемой М. к. производится с кнопочных постов, устанавливаемых в лаве через 5-8 м или центрального пульта, расположенного в штреке. В СССР на пластах пологого падения нашли применение М. к.: поддерживающие М-87 и М-97; поддерживающе-оградительные МК и М-81; оградительно-поддерживающие ОМКТ-М и ОКП и оградительные КТУ. Внедряются М. к. для пластов наклонного (М-87ДН, КМ-127 и др.), а также крутого (АЩ, КГД-2, АНЩ, АКД и др.) падения. Наиболее разнообразны М. к. поддерживающего типа.

За рубежом развитие М. к. идёт по пути создания и совершенствования в основном крепей поддерживающего типа как в агрегатированном (крепи фирм "Галлик", "Даути" и др.- Великобритания), так и в комплектном ("Вестфа-лия", чКлекнер-Ферроматик" - ФРГ, "Карлтон" - Великобритания, "Саэ-Со-меми" - Франция, DVP-3 - ЧССР и др.) исполнении.

Совершенствование М. к. осуществляется по пути снижения их металлоёмкости и стоимости, повышения надёжности всех узлов, оптимизации параметров, создания конструкций, обеспечивающих в комплексе с выемочными и транспортными средствами полную автоматизацию процессов выемки, транспортирования угля, крепления и управления горным давлением в очистном забое и на сопряжении его с подготовит, выработками. Лит.: Справочник по креплению горных выработок, М., 1972.

В. В. Жуков.

МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ВОЙСКА, войска, состоящие из мотострелковых (механизированных), танковых, артиллерийских и др. частей и подразделений. Понятие "М. в" появилось в различных армиях к нач. 1930-х гг. В 1929 в СССР было создано Центр, управление механизации и моторизации РККА и сформирован первый опытный механизированный полк, развёрнутый в 1930 в первую механизированную бригаду в составе танкового, артиллерийского, разведыват. полков и подразделений обеспечения. Бригада имела 110 танков МС-1 и 27 орудий и предназначалась для исследования вопросов оперативно-тактич. применения и наиболее выгодных организац. форм механизированных соединений. В 1932 на базе этой бригады был создан первый в мире механизированный корпус - самостоят, оперативное соединение, включавшее 2 механизированные и одну стрел-ково-пулсметную бригады, отдельный зе~ нитно-артиллерийский дивизион и насчитывавшее св. 500 танков и 200 автомобилей. Название "М. в" было закреплено в 1932 во временном наставлении механизированных войск РККА, к-рое наз. ч Вождение и бой самостоятельных механизированных соединений>. К нач. 1936 имелось 4 механизированных корпуса, 6 отдельных бригад, а также 15 полков в кав. дивизиях. В 1937 Центр, управление механизации и моторизации РККА было переименовано в Автобронетанковое управление Красной Армии, а в дек. 1942 было образовано Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 бронетанковые и механизированные войска стали осн. ударной силой сухопутных войск. К кон. 1943 в состав механизированного корпуса входили 3 механизированные и 1 танк, бригады, 1-2 самоходно-арт. полка, миномётный, зенитный, артиллерийский, истребительно-противотанковый артиллерийский полки, отдельный гвард. миномётный дивизион реактивной артиллерии и части обеспечения и обслуживания [всего 16369 чел., 246 танков и самоходно-арт. установок (Т-34-176, Т-70-21, САУ-49), 252 орудия и миномёта, св. 1,8 тыс. автомашин]. Механизированные соединения наряду с танковыми использовались для ввода в прорыв и развития успеха на большую глубину, для окружения и разгрома противника, преследования и выполнения др. задач. В мае 1954 бронетанковые и механизированные войска были переименованы в бронетанковые войска, в 1959 - в танковые войска. В 1957 стрелковые и механизированные дивизии были преобразованы в мотострелковые дивизии. В США, Франции, Турции и нек-рых др. странах механизированные дивизии входят в состав сухопутных войск (пехоты)

Л. Г. Бархударов.

МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ручные машины с встроенным двигателем. По виду питающей энергии М. и. может быть пневматич., электрич., гидравлическим. Распространение получили такие ручные машины, как сверлильные, шлифовальные, резьбозавёртываю-щие, различные виды молотков, пил и др.

МЕХАНИЗМ (от греч. mechane - машина), система тел, предназначенная для преобразования движения одного или неск. тел в требуемые движения др. тел. М. составляют основу большинства машин, применяются во мн. приборах, аппаратах и технич. устройствах. Твёрдое тело, входящее в состав М., называемое звеном, может состоять из одной или неск. неподвижно соединённых деталей (отдельно изготовленных частей). Соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относит, движение, наз. кинематической парой (см. также Кинематика механизмов). Наиболее распространённые кинематич. пары: вращательная (шарнир), поступательная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая (шаровой шарнир). Если в преобразовании движения, кроме твёрдых тел (звеньев), участвуют жидкие или газообразные тела, то М. наз. соответственно гидравлическим или пневматическим.

Для изучения движения звеньев М. составляется кинематич. схема, на к-рой указываются данные, необходимые для определения положения звеньев. На рис. 1 показан чертёж М. двигателя внутр. сгорания и его кинематич. схема. На кинематич. схеме кривошип и шатун условно представлены в виде о