загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

J., El pensamiento economico social у politico de Mexico, 1810-1964, Мех., .1967; A g u i-lar MonteverdeA., Dialectica de la economia mexicana, Мех., 1968.

XII. Печать, радиовещание, телевидение.

В 1973 в М. издавалось 1580 периодич. изданий, из них 195 ежедневных газет, общим тиражом ок. 5 млн. экз. Наиболее влият. ежедневные газеты в Мехико: "Насьональ" ("El Nacional"), с 1929, тираж 60 тыс. экз., правительственная; "Новедадес" ("Novedades"), с 1936, тираж ок. 140 тыс. экз., имеет вечернее издание "Диарио де ла тарде" ("Diario de la Tarde"), тираж 95 тыс. экз. и на англ. яз. "Ньюс" ("Тпе News");"Пpeнсa"("La Ргеn-sa"), с 1928, тираж ок. 200 тыс. экз.; "Соль де Мехико" ("El Sol de Mexico"), с 1965, тираж утреннего издания 100 тыс., вечернего - 160 тыс. экз., крайне правая; "Эксельсиор" ("Excelsior"), с 1917, тираж св. 150 тыс. экз.; "Ульти-мас нотисиас де Эксельсиор" ("Ultimas Noticias de Excelsior"), с 1936, тираж 178 тыс. экз.; "Универсаль" ("Е1 Universal"), с 1916, тираж 167 тыс.; "Диа" ("El Dia"), с 1962, тираж ок. 40 тыс. экз.; "Вое де Мехико" ("La Voz de Mexico"), с 1924, до 1938 называлась "Мачете", орган МКП. Осн. 'журналы, издающиеся в Мехико: "Полемика" ("Polemica"), с 1969, выходит 1 раз в 2 месяца, теоретич. орган ИРП; "Насьон" ("La Nacion"), политический еженедельник, с 1941; "Сьемпре" ("Siempre"), с 1953, тираж 90 тыс. экз., еженедельный, иллюстрированный; "Опосисьон" ("La Oposicion"), с 1970, выходит 2 раза в месяц, орган МКП; "Нуэва эпока" ("La Nueva Ероса"), ежемесячный, орган МКП. Информационные агентства - Инфор-мекс, акционерное об-во, осн. в 1960; АМЕКС, акционерное об-во, осн. в 1968; НОТИМЕКС, правительств, информац. агентство, осн. в 1968.

Главное управление связи-правительств, служба, контролирует радиовещание и телевидение страны. В М. св. 300 радиостанций, важнейшие из них "Радио кадена насьональ" и "Радио програмас де Мехико".

Телевидение осн. в 1950. Насчитывается 25 телекомпаний, крупнейшие из них "Телесистема мехикана" и "Теле-висьон индепенденте де Мехико". Пр-во владеет 1 из 6 каналов.
М. А. Шлёнова.

XIII. Литература.

До исп. завоевания на терр. М. существовала лит-pa на языках коренного населения, пользовавшегося иероглифич. письменностью. Со времени исп. завоевания (16 в.) лит-pa М. развивается на исп. яз. Однако культура индейцев, несмотря на преследования, продолжала существовать в устной традиции и воздействовала на дальнейшее развитие лит-ры. Первые произв. на исп. яз. написаны конкистадорами - "Письма королям Испании" (1519-26) предводителя исп. экспедиции Э. Кортеса (1485-1547), "Подлинная история конкисты Новой Испании" (1568) Б. Диаса дель Кастильо (р. 1492 или 1498- ум. 1568 или 1581). С М. связана деятельность выдающегося исп. просветителя-гуманиста Б. де Лас Касаса (1474-1566), защитника прав индейцев.

В нач. 17 в. появилось первое собственно художеств, мекс. произв.-поэма Б. де Вальбуэны (1568-1627) "Великолепие Мексики" (1604). Поэзия, ставшая ведущим видом лит-ры М. в 17 в., развивалась в традициях исп. барокко. С ним было связано и творчество выдающейся поэтессы и драматурга Хуаны Инее де ла Крус (1651-95), испытавшее воздействие Гонгоры-и-Арготе. Оно было отмечено также чертами мекс. самобытности. Наряду с т. н. учёной поэзией, развивалась устная нар. поэзия. Присущая ей сатиричность приобрела размах в кон. 18 в., когда во всех областях политич. и духовной жизни страны назрел протест против колон, режима Испании. Тенденция к самоутверждению нашла выражение в лит-ре - поэма "Сельская Мексика" (1781) Р. Ланди-вара (1731-93), а также "Древняя история Мексики" (1780-81) Ф. Клавихеро (1731-87).

В период борьбы за независимость (1810-24) достигли подъёма публицистика и патриотическая поэзия в духе революц. классицизма, представленная стихами А. Кинтаны Роо (1787 - 1851), автора нац. гимна "Шестнадцатое сентября". В разгар антиисп. войны был опубликован первый мекс. роман "Перикильо Сарниенто" (1-я часть в 1816) X. X. Фернандеса де Лисарди, в к-ром сатирически изображено колон, общество.

Первым художественным направлением, возникшим в лит-ре независимой М., был романтизм, представленный поэзией М. Акуньи (1849-73), Г. Прието (1818-1897) и др. Чертами романтизма отмечены и первые историч. романы. Художеств, изображение нац. действительности независимой М. дали М. Пайно (1810-94) в романе "Проделки дьявола" (1845-46), Л. Инклан (1816-75) в романе "Асту-сиа..." (1866). В них, как и в цикле романов X. Т. де Куэльяра (1830-94)"Волшебный фонарь" (1871-92), присутствует т. н. костумбристская (бытописательская) тенденция, из к-рой постепенно вызревал реализм. Вместе с тем во мн. романах вплоть до конца 19 в., в т. ч. принадлежащих И. М. Альтамирано (1834-93), сохранялся дух романтизма. Большую роль сыграл Альтамирано как общественно-лит, деятель, выдвинувший программу борьбы за независимость мекс. пит-ры от европейской.

В последние десятилетия 19 в. в мекс. поэзии возник т. н. модернизм - специфическое для испано-амер. поэзии явление, в к-ром увлечение франц. символизмом и парнасской школой (см. "Парнас") сочеталось с тягой к национальной самобытности: поэты М. X. Отон (1858-1906), М. Гутьеррес Нахера (1859-95), С. Диас Мирон (1835-1928), А. Нерво (1870-1919).

В кон. 19 в., в период диктатуры П. Диаса, в прозе М. возникли реали-стич. тенденции. В романах Р. Дельгадо, X. Лопеса Портильо-и-Рохаса, в творчестве Ф. Гамбоа (1864-1939), последователя натурализма, критически изображались пороки и противоречия общест-венно-политич. жизни страны. Резким социальным критицизмом отмечены также книга Э. Фриаса (1870-1925) "Томочик" (1892), документально запечатлевшая подавление крест, восстания, и короткие рассказы А. дель Кампо (1868-1908, псевд.- Микрос).

Новый этап развития мекс. лит-ры связан с решающим событием в истории страны - буржуазно-демократич. революцией 1910-17. М. Асуэла (1873-1952), автор романа "Те, кто внизу" (1916), в котором нарисована картина стихийного крест, движения, положил начало т. н. роману революции. "Роман революции" представлял собой новаторское художеств, течение, впервые воплотившее картину массового движения, образ борющегося народа, а также острые социальные столкновения в предреволюц. и послереволюц. периоды. В его традициях написаны романы "Орёл и змея" (1928), "Тень каудильо" (1929) М. Л. Гусмана (р. 1887), "Военный лагерь" (1931), "Земля" (1932), "Мой генерал" (1934) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса (1897-1966), "Моя лошадь, моя собака, моё ружьё" (1936), "Никчёмная жизнь Пито Переса" (1938) X. Р. Ромеро, произв. Р. Муньоса (р. 1899), Н. Кампобельо (р. 1909) и др. С этим течением отчасти связано и творчество прогрессивного писателя М.- X. Мансисидора (1895-1956), автора романов "Роза ветров" (1941), "Граница у моря" (1953), "Заря над бездной" (1955). Р. Усигли (р. 190.5) в своих пьесах критически изобразил общественную жизнь страны.

Крупнейшие мекс. поэты 20 в.- Р. Ло-пес Веларде (1888-1921), Э. Гонсалес Мартинес (1871-1952), К. Пельисер (р. 1899), для творчества к-рых характерны ярко выраженный лиризм, стремление передать в образной форме особенности духовного склада мексиканцев и нац. жизни. В творчестве группы "Эстридентистов" и группы "Контемпоранеос" по-разному воплотились тенденции авангардизма. Идея нац. самовыражения и самоутверждения, ставшая господствующей в лит-ре М. 20-30-х гг., разрабатывалась в трудах философа X. Васкон-селоса (1882-1959), поэта, философа-эссеиста А. Рейеса (1889-1959) и др. Позднее её исследование было продолжено и обогащено в трудах поэта О. Паса (р. 1914).

Новый подъём мекс. прозы начался с сер. 50-х гг. Углубляя художеств, исследование нац. действительности, совр. романисты выявляют в ней общечеловеческие проблемы, находят новые средства для её изображения. Этот этап развития прозы, открывающийся романом А. Янье-са (р. 1904) "Перед ливнем" (1947), представлен также романами "Педро Парамо" (1955) X. Рульфо (р. 1918), "Наипроз-рачнейшая область" (1958), "Смерть Артемио Круса" (1962) К. Фуэнтеса (р. 1928), "Молитва во тьме" (1962) Росарио Кастельяноса (р. 1925), а также С. Га-линдо (р. 1926). Получила развитие лит. критика, представленная именами X. Л. Мартинеса, А. Кастро Леаля, Э. Кар-бальо.

Лит.: Мексиканский реалистический роман XX в., М., 1960; К у те ищи к о-ва В. Н., Мексиканский роман, формирование. Своеобразие. Современный этап, [М., 1971]; М а г t in e z J. L., Literatura mexicana, Siglo XX, Мех., 1949; Репа Gonzalez С., Historia de la literatura mexicana, Мех., 1966; Langford W. M., The Mexican novel comes of age, L., [1971]. В. Н. Кутейщикова.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство.

В древний период (до 16 в.) на терр. М. развивается ряд художеств, культур индейцев. Подъём архитектуры начинается в 1-м тыс. до н. э. (вначале на побережье Мекс. залива; олъмекская культура) и позже достигает своей вершины с переходом к классовому обществу. Складываются религ. и культурные центры, города в центр, обл. М. (Тео-тиуакан; Тахин - культура тотонаков; Чолула и Тольян - культура тольте-ков; Теночтитлан - культура ацтеков), на Ю. страны (Монте-Алъбан - культура сапотеков и миштеков; Митла -культура миштеков), на Ю. и на п-ове Юкатан (Бонампак, Паленке, Яшчилан, Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица - культура майя). В древнем градостроительстве М. выработались приёмы геом. планировки. В городах возводились ступенчатые храмы-пирамиды, достигавшие грандиозных размеров (сторона основания пирамиды в Чолуле - 440 л), здания с ложными сводами, площадки для ритуальных игр. Изобразит. иск-во, представленное во 2-м тыс. до н. э. статуэтками и фигурными сосудами т. н. архаич. культур, начиная с 1-го тыс. до н. э. осваивает всё богатство видов, свойств, культуре раннерабовладельч. общества; в изображениях пантеона др.-мекс. религий объединяются символич. мотивы с антропоморфными изображениями и фантастич. образами. Представления о драматич. взаимопроникновении начал жизни и смерти, суровое утверждение незыблемости гос-ва проявились в кам. скульптуре тольтеков и ацтеков, в декоративных рельефах, украшавших стены и постройки майя. Не-посредств. наблюдением окружающей жизни отмечена мелкая пластика, распространённая у всех народов Древней М. Значит, развитие получили также настенная роспись земляными красками по полированной штукатурке (в Бонам-паке и др. центрах) и ювелирное иск-во (напр., у миштеков); были распространены изделия из перьев и орнаментированная бытовая керамика. Завоевание М. испанцами привело к гибели самобытных культур индейских гос-в. Однако художеств, традиции индейцев, сохранявшиеся гл. обр. в нар. декоративно-прикладном творчестве, оказывали влияние на колон, иск-во, а синтез обеих культур предопределил впоследствии расцвет нац. иск-ва М.

Древняя скульптура. 1. Голова воина из Паленке. Стук. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико. 2. фигура воина с пращой из Колимы. Терракота. Культура Запада. Собрание Д. Ольмедо де Филипс.

Керамические изделия. 1. Ваза с полихромной росписью из Оахаки. Терракота. Культура сапотеков. Собрание К. Ставенхагена. 2. Керамический сосуд из Толима-на (штат Герреро). Национальный музей народных искусств и ремёсел. Мехико.

В колон, период (16 - нач. 19 вв.) в М. особенно бурно развиваются архитектура и градостроительство. Здания сооружаются по исп. образцам, вместе с тем в их архитектуре обнаруживаются черты местного своеобразия. Новые города строились с прямоугольной сеткой улиц - согласно "Законам для Индий" (т. е. исп. колоний в Америке). В их центре создавалась обычно гл. площадь с богато украшенными зданиями - собором, дворцом правителя и ратушей. Одинаковые жилые кварталы состояли из 1- или 2-этажных домов исп. типа, с внутр. двором (патио), обнесённым галереей. По этим правилам была выстроена столица М.- г. Мехико (на месте разрушенного Теночтитлана). Ранние исп. гражд. постройки (дворец Кортеса в Куэрнаваке, 1530-33) и помещичьи усадьбы имели во мн. крепостной облик, несмотря на обильный декор порталов и обрамлений окон, в к-ром причудливо смешивались мотивы готики, платереско и мудехара. Особенно сильно укреплялись монастыри, в большом количестве появившиеся к сер. 16 в. (в Чолуле, Сакатлане и др.); в них строились выдержанные в архаич. стиле готики однонефные храмы и открытые "капеллы для индейцев". Отход от традиций готики обозначился во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. в архитектуре больших гор. соборов, 3-нефных, с цилиндрич. сводами, куполами и двумя высокими башнями (собор в Пуэбле, 1555-1649; собор в Мехико, 1563-1667). Возрождение, слабо проявившееся в мекс. архитектуре, быстро сменилось стилем барокко, вначале тяготевшим к монументальности, массивным формам (собор в Морелии, 1640-1705; Нац. дворец в Мехико, 1692-99), а затем достигшим фантастич. пышности в "ультрабарокко" 18 в. Крупнейшей в это время была архит. школа Мехико (оказывавшая влияние на С. страны). Для неё характерно великолепие кам. убранства фасадов, включавшего декоративные элементы мн. стилей, индейские мотивы в орнаменте и превращённые в узор ордерные формы (церкви: Ла Професа, 1714-20, и Саграрио Метрополитано, 1749-68, в Мехико; Санта-Моника в Гвадалахаре, 1720-33). Школа Пуэблы широко использовала многоцветную ке-рамич. и лепную отделку фасадов ("Каса де Альфеньике" в Пуэбле, ок. 1760-90; церковь Санта-Мария де Окотлан, близ Тласкалы, ок. 1745-60, илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80-81). Нар. творчество индейцев во многом определило своеобразие мекс. барокко. К кон. 18 в. в архитектуре М. становятся заметны классицистические веяния (постройки М. Тольсы). Изобразит, иск-во колон, периода представлено выполненными в др.-мекс. технике чёрно-белыми (иногда с вкраплением др. цветов) монастырскими росписями 16 в., религ. станковой живописью 2-й пол. 16-17 вв., зависимой от европ. школ (мастера семейств Хуарес и де Эчаве), более самостоят, портретной живописью 18 в., сочетающей точность характеристик с парадной декоративностью (М. Кабрера). В скульптуре выделяется ряд проникнутых экзальтацией статуй 17 в., но в основном она развивалась как отрасль архит. декора (убранство фасадов и интерьеров церквей, пышные заалтарные образа - ретабло). На рубеже 18-19 вв. мекс. живопись и скульптура воспринимают влияние европ. классицизма.

Д. Р и в е р а. "Сбор сахарного тростника" Фрагмент фрески во "Дворе труда" Министерства просвещения в Мехико. 1923.

К ст. Мексика.

К ст. Мексика. 1. "Пирамида Солнца" и Тсотиуаканс. 2 в. до н. э.-9 в. и. э. 2. "Храм с нишами" в Тахине. Культура то-тонаков. 8-12 вв. 3. Церковь монастыря Сан-Агустин в Акольмане. 1539-60. 4. Ратуша в Тласкале Ок 1525-39 5. А. Боари. Дворец изящных искусств в Мехико. 1904-34. 6. Западный фасад собора в Сакатекасе. 1734-52. 7. М. Пани, С. О рте г а. Жилой дом в комплексе "Бенито Хуарес" в Мехико. 1950-52. 8. А. Пр исто Ф К а н-дела. Фабрика "США" в Мехико. 1953-54. 9. X. Со рдо Мадалено, Ф. Кацдела. Кабаре "Ла Хакаранда" в Акапулько. 1959. 10. X. О' Горман и др. Библиотека Университетского городка в Мехико. 1951 - 53.

В 19 в. архитектура М. развивалась медленно; характер массовой застройки почти не менялся. Ведущую роль играли исп., итал. и франц. мастера; подготовка местных архитекторов началась лишь во 2-й пол. 19 в. В архитектуре больших столичных сооружений господствовал поздний классицизм, сменившийся на рубеже 19-20 вв. пышной эклектикой (Дворец изящных иск-в в Мехико, 1904-34, арх. А. Боари) и стилем "модерн*. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. крупное стр-во ведётся гл. обр. в Мехико, где прокладываются новые магистрали и застраиваются пригородные р-ны. С кон. 19 в. расширяется типология сооружений, в стр-ве применяются металл, бетон, железобетон. В 20-30-е гг. столичная архитектура ориентируется на т. н. колон, стиль, а также на неоклассицизм, гл. представителем к-рого был К. Обрегон Сантасилья (адм. здания, банки и отели в Мехико). С сер. 20-х гг. в М. складывается одна из ранних в мире и первая в Америке архит. школа функционализма во главе с X. Вильяграном Гарсией

(больницы, спортивные сооружения и школы в Мехико). Под его влиянием ряд архитекторов-функционалистов (X. Ле-горрета, X. О'Горман, Э. Яньес) предпринимает в 30-е гг. опыты стр-ва домов для рабочих, профсоюзных центров, школ. Деятельность функционалистов оказала воздействие на последующее развитие мекс. архитектуры, хотя, натолкнувшись на сопротивление бурж. заказчиков, она не получила широкого распространения. Характерная черта осн. направления совр. мекс. архитектуры, самым известным представителем к-рого является М. Пани,- стремление к использованию и развитию нац. художеств, традиций и привлечению в сферу архитектуры средств изобразит, иск-ва. В огромном ансамбле Университетского городка в Мехико (возведён в 1949-54 под руководством К. Ласо и при участии более ста архитекторов) воплотились мн. лучшие качества мекс. архитектуры сер. 20 в.: мастерство планировки и объёмно-пространств. композиции, использование разных уровней рельефа, живописное сочетание искусств, и естеств. материалов, широкое применение синтеза архитектуры и монументально-декоративного иск-ва, выразительность декора. Ориентация на историч. традиции (сторонниками к-рой были К. Ласо, А. Арай и Д. Ривера) вызвала в 50-60-е гг. реакцию в виде несколько запоздалого обращения к приёмам школы Л. Миса ван дер Роэ, к принципам органической архитектуры (Л. Барраган, X. О'Горман), к использованию принципов абстрактной скульптуры в архит. формообразовании (творчество М. Гёрица, автора башен при въезде в город-спутник Мехико). На развитие не только мекс., но и мировой архитектуры сер. 20 в. повлияло творчество Ф. Канделы, создателя многообразных железобетонных сводов-оболочек (гл. обр. седловидной формы), позволивших осуществить самые сложные композиц. замыслы. В 50-60-е гг. в М. расширяется стр-во многоэтажных жилых и обществ, зданий с применением анти-сейсмич. конструкций, в Мехико застраивается ряд новых жилых р-нов (в т. ч. парковых) и городов-спутников, строится много новых спортивных сооружений к Олимпиаде 1968 (стадион Ацтека, арх. П. Рамирес Васкес; Дворец спорта, арх. Ф. Кандела), расширяется стр-во музейных зданий (творчество П. Рами-реса Васкеса), интенсифицируется стр-во в крупных индустриальных (Гвадалахара, Монтеррей) и курортных (Куэрнава-ка, Акапулько) центрах, возникают новые города (Сьюдад-Пемекс, Санта-Фе), небольшие историч. города реконструируются как туристич. объекты.

В 19 в. изобразит, иск-во М. постепенно освобождается от косных традиций колон, периода и начинает быстрее воспринимать импульсы художеств, культуры Европы. В то же время в нём возникает интерес к национальной тематике и народным персонажам. Приезжих рисовальщиков и живописцев привлекает экзотика мекс. природы, национальных типов, костюмов и обрядов. К изображению характерных сцен нар. быта обращаются и местные мастера (X. А. Аррье-та и др.), связанные с нар. творчеством. Вместе они составляют типичное для всего лат.-амер. иск-ва 19 в. течение - кос-тумбризм. В сер. 19 в. появляются сати-рич. гравюра и литография (Г. В. Гаона и др.), развивается портретная живопись, стремящаяся к непосредственной, несколько наивной передаче модели (X. М. Эстрада, Э. Бустос и др.). Нар. творчество представлено в живописи т. н. ретабло (картинками на жести, в к-рых религ. сюжеты получают жанровую трактовку). Во 2-й пол. 19 в. обращение к нац. тематике (в основном к истории М.) заметно также в академич. скульптуре (М. Норенья) и живописи (X. Кордеро, X. Обрегон и др.). Обобщённые образы родной природы создаёт пейзажист X. М. Веласко, для живописи к-рого характерно тяготение к передаче света и атмосферы. На рубеже 19-20 вв. на мекс. живопись воздействуют новые европ. художеств, течения ("модерн", импрессионизм); тогда же живописцы X. Мурильо и С. Эрран выдвигают идею возрождения мекс. иск-ва, создания нац. совр. стиля, а X. Г. Посада выступает
как основоположник революц.-демокра-тич. сатирич. графики, прочно связанной с нар. художеств, традициями. Мекс. революция 1910-17 и подъём коммуни-стич. движения вдохновили Д. Риверу, X. К. Ороско, Д. Сикейроса и др. мастеров на создание монументальной настенной живописи, проникнутой нац.-демократич. революц. содержанием, обращённой к широким нар. массам (в своих работах они использовали фресковую технику доисп. периода, а с 30-х гг. перешли к живописи синтетич. красками). В передовых художеств, кругах формируется новый тип художника, осознающего творчество как политич. борьбу и связывающего свою деятельность с Мекс. коммунистич. партией. По инициативе Сикейроса в 1922 оформляется "Революционный синдикат работников техники и искусства. В 1922 Ривера, Ороско, Сикейрос начали росписи в Нац. подготовит, школе в Мехико, а затем и в др. городах. Эпич. росписи Риверы воссоздают мотивы и приёмы др.-мекс. иск-ва, вместе с тем они говорят об освоении традиций итал. Возрождения, сочетают мощную пластику фигур с общим орнаментально-плоскостным характером композиции. Работы Ороско проникнуты острой экспрессией и тяготеют к абстрактно-символич. формам. Росписи Сикейроса полны драматизма и динамики, пространств, эффектов, активно воздействующих на зрителя. В 50-60-е гг. в монументальной живописи М. преобладают произв., создаваемые в синтезе с новыми архит. сооружениями (декоративные мозаики О'Гормана и X. Чавеса Морадо, тематич. мозаичные рельефы Сикейроса, росписи Риверы и О'Гормана).

X. Г. Посада. Калаверы (гротескные изображения персонажей в виде скелетов, одетых в современные костюмы) "Крестьянская пара" и "Господская пара". Гравюры на дереве.

Примером синтеза архитектуры, скульптуры и живописи является монументально-декоративное сооружение Сикейроса "Полифорум" в Мехико (1971). С 30-х гг. в М. распространяется также модерни-стич. станковая и монументальная живопись (Р. Тамайоидр.). С кон. 30-х гг. начинается расцвет мекс. графики (в основном линогравюра и литография), обращённой к массам и проникнутой политич. публицистичностью. Художники, объединившиеся в "Мастерскую народной графики", выступают с антифашистскими и антиимпериалистич. работами, занявшими важное место в мировом реалистич. иск-ве сер. 20 в. (Л. Мендес, П. О'Хиггинс, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос и др.). Совр. скульптура развита в М. меньше, чем живопись и графика; в ней заметно увлечение абстрактными формами (X. Куэто), но особенно показательно обращение к традициям др.-мекс. пластики (К. Брачо, Ф. Суньига). Наиболее выразительны скульптурные работы, связанные с архитектурой (Р. Аренас Бетанкур, Ф. Суньига). В нар. иск-ве М. переплетаются традиции индейского и исп. иск-ва, проявляющиеся в технике и стиле и различные для разных р-нов и даже селений.

Илл. см. на вклейках - к стр. 32-33 и табл. V (стр. 64-65).

Лит.: Фрид Н., Графика Мексики, [пер. с чешек.], М., 1960; Искусство Мексики от древних времён до наших дней. Каталог выставки, Л., 1961; Кинжалов Р. В., Искусство древней Америки, М., 1962; Ж а д о в а Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Angulo Iniguez D., Historia del arte hispanoamericano, v. 1 - 3, Barcelona - B. Aires, 1945 - 56; F e r n a n d e s J., Arte moderno у contemporaneo de Mexico, Мех., 1952; Ob re g on Santacilla C., Cincuenta anos de arquitectura mexicana, Мех., 1952; Veinte siglos de arte mexicano, Мех., 1956; Covarrubias M., Indian art of Mexico and Central America, N. Y., 1957; La pintura mural de la Revolucion mexicana, Мех., 1960; Historia general del arte mexicano, v. 1 - 6, Мех.- B. Aires, 1963-69. В. М. Полевой, А. А. Стригалёв (архитектура 19-20 вв.).

XV. Музыка

Музыка занимала большое место в быту и художеств., деятельности коренного населения М., в частности древних ацтеков. В ряде городов существовали спец. школы, где обучали музыке. Песни были связаны с религ. и культовыми обрядами. Пением и музыкой сопровождались мн. трудовые процессы. Нек-рые танцы, пантомимы представляли собой своеобразные "театрализованные действа". Муз. инструментарий включал разнообразные барабаны, погремушки, колокольчики, ксилофоны, морские раковины с просверлёнными отверстиями. Основой музыки ацтеков были пентатонные звукоряды., Нек-рое мелодич. однообразие вокальной музыки возмещалось рит-мич. богатством инструментальной, использовавшей развитую систему ритмич. многоголосия.

На большей части терр. совр. М. бытует индейская музыка, испытавшая воздействие исп. и креольской муз. культуры. Истоки креольской музыки - в ладовой и метроритмич. структуре, а также в традиционных формах исп. песенной поэзии, но она обладает и специфич. характером и колоритом, отличающими её от исп. музыки. Наиболее распространённые песенно-танц. формы креольского фольклора - сон, харабе, уапанго, хабанера; песенные - кансьон, корридо. Традиционный нар. муз. инструмент -гитара (разновидности - гитаррон и ха-ранита); популярны скрипка и арфа (старинной конструкции, без педалей). В инструментальные ансамбли, сопровождающие танцы во время праздников, часто добавляются трубы.

С нач. 16 в. развивается проф. музыка. В 1523 монах П. де Ганте осн. в Тескоко первую в стране муз. школу, где индейцев обучали церк. музыке. В 1527 муз. школа открылась в Мехико. 16-17 вв.-период расцвета церк. музыки, служившей одним из средств обращения индейцев в христианство. К 18 в. церк. музыка пришла в упадок; светская же музыка до кон. 18 в. была представлена преим. домашним музицированием. С нач. 19 в. в столице и крупных городах ставились оперы нтал. композиторов. В 1825 в Мехико комп. и дирижёр М. Элисага основал первую в стране муз. академию, в 1826 - симф. оркестр. В 1866 открыта консерватория, реорганизованная в Нац. консерваторию в 1877. С сер. 19 в. выдвигаются нац. композиторы, работавшие преим. в жанре оперы: С. Паниагуа-и-Васкес, А. Ортега, М. Мо-ралес. Их творчество отмечено сильным влиянием европ., особенно итал. оперного иск-ва. Европ. ориентации придерживались также комп. кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. Р. Кастро, Р. Тельо, X. Каррильо, X. Ролон. М. Понсе первым среди мекс. композиторов обратился к использованию нац. муз. фольклора. Основоположники нац. композиторской школы -С. Ревуэльтас и К. Чавес (1-я пол. 20 в.). Значит, вклад в развитие мекс. муз. культуры внесли комп. М. Б. Химе-нес, П. Монкайо, музыковеды В. Г. Мен-доса, О. Майер-Серра. Среди ведущих муз. деятелей (1973): комп. Л. Санди, Д. Аяла, Б. Галиндо, Р. Альфтер, дирижёр Л. Эррера де ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг, пианисты К. Барахас и М. Т. Кастрильон, гитарист А. Брибье-ска, певица X. Арая, исполнительница нар. песен Э. Касановас. В Мехико работают Нац. симф. оркестр, Симф. оркестр ун-та, Нац. опера, Высшая муз. школа при ун-те. Симф. оркестры имеются в ряде провинциальных городов. Большой популярностью пользуются много-числ. вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие нар. музыку. Выпускается журнал "Nuestra musica".

Лит.: П и ч у г и и П., Сильвестре Ревуэльтас и мексиканский фольклор, "Советская музыка", 1961, № 5; его же, Песни мексиканской революции, там же, 1963, № 11; Campos R., El folklore у la mu-sica mexicana, Мех., 1928; Mayer-Ser-ra O., Panorama de la musica mexicana, Мех., 1941; Mendoza V. Т., Panorama de la musica tradicional de Mexico, Мех., 1956; его же, La cancion mexicana, Мех., 1961; Stevenson R., Music in Aztec and Inca territory, Los Ang., 1968.

П. Ахундов.

XVI. Балет

В основе хореографич. иск-ва М.-танц. фольклор, к-рый сочетает древние танцы коренного населения индейцев и традиции исп. танцовщиков. Совр. сце-нич. танец начал формироваться в 1930-х гг. под влиянием амер. танца "модерн". В результате соединения фольклора и танца "модерн" возникли своеобразные нац. формы. В 1947 комп. К. Чавес при Нац. ин-те изящных иск-в организовал Академию мекс. танца (во главе с А. Мерила и Г. Браво). В 1947 -1963 работала труппа Балет изящных иск-в (финансировалась гос-вом). С 1947 существует Нац. балет, созданный Браво и X. Лавалье. В числе коллективов нач. 70-х гг.- Совр. балет Академии мекс. танца (балетм. Б. Хенкель), труппа Независимый балет (осн. в 1966) и др. Программы этих трупп чаще всего основываются на танце "модерн". Большое развитие получил коллектив, выступающий с фольклорным репертуаром -Фольклорный балет М. (осн. в 1952, балетм. А. Эрнандес; в 1965 гастролировал в СССР; с 1968 наз. Балет пяти континентов, с 1971 - Междунар. фольклорный балет). С 1966 в Мехико проводятся ежегодные конкурсы танца. В 1971 при Академии мекс. танца создана группа из танцовщиков - исполнителей танцев, характерных для различи, частей страны. Интерес к европ. балету возник только в 1950-е гг. В 1952-68 работала балетная группа Концертный балет (в нач. 70-х гг. получила название Классич. балет), в репертуаре спектакли классич. наследия, балеты совр. хореографов, а также мекс. балетм. Н. Хаппи, Н. Контрерас и др. Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

В основе театр, иск-ва М.- древние индейские культовые обряды. С 1597 в Мехико существовал театр под назв. "Дом комедии". В 16 в. после колонизации страны испанцами миссионеры устраивали во время празднеств театр, представления на религ. сюжеты с целью распространения католичества среди индейцев. В 1670 в Мехико открылся первый постоянный публичный театр "Ко-лисео"; в 18 в. был построен "Нуэво Колисео" (1735); созданы постоянные театры в Гвадалахаре (1758), Веракрусе (1787) и др. На сцене ставились только произв. исп. авторов и выступали актёры-испанцы. Лишь в результате борьбы за независимость в 19 в. мекс. театр постепенно освобождался от исп. влияния, приобретая нац. черты. В 1823 был открыт "Театро дель паленке де лос гальос" - первый театр для народа. Началась подготовка актёров нац. театра на драматич. отделении Нац. консерватории (с 1877), в "Лицее Мехико" (осн. в 1867), в Консерватории музыки и декламации (осн. в 1875). События Мекс. революции 1910-17 способствовали углублению интереса к нац. культуре, фольклору. На сцене мекс. театров появились пьесы видных драматургов 19-1-й пол. 20 вв.: М. Э. Горостисы, Ф. Гамбоа, X. X. Руэды, X. X. Гамбоа, М. Давалоса и др. Значит, роль в активизации театр, жизни сыграла деятельность труппы (осн. в 1917) под. рук. актрисы и режиссёра В. Фабрегас, к-рая настойчиво пропагандировала произв. мекс. драматургов - В. М. Диаса Барроса, X. Вильяуррутии, Р. Усигли и др. В 1923 был создан Союз драматургов, активно участвовавший в создании нац. театр, культуры. С кон. 20-х гг. возникло движение за обновление театра, организовывались прогрессивные, т. и. экспериментальные труппы -"Улиссе", "Орьентасьон", "Театро де аора" и др. В 1946 в Мехико создан Нац. ин-т изящных иск-в, при к-ром открыта школа, готовящая актёров и режиссёров. С нач. 50-х гг. большое распространение получило движение университетских театров. Среди театров Мехико: "Хименес Руэда", "Идальго", "Хола", "Реформа", "Инсур-хентес"; имеются Театр для детей и кукольный театр "Гиньоль", работает Нар. театр на открытом воздухе. Ставятся пьесы нац. драматургов - М. Э. Горостисы, Р. Усигли, Э. Карбальидо, С. Маганьи, Л. Г. Басурто, а также классиков - Эсхила, Софокла, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова и др. В числе деятелей театра: М. Дуглас, И. Лопес Тарсо, Д. дель Рио, X. Гальвес, М. Т. Монтоя, И. Ретес, Р. Льямас, X. Соле, Секи Сано. Выпускается журнал "El teatro en Mexico". Существует Нац. музей театра.

Илл. см. на вклейке, табл. VI (стр. 64-65).

Лит.: Magana-Esquivel A., L а га b R. S., Breve historia del teatro mexicano, Мех., 1958; Maria у Campos A. d e, Informe sobre el teatro social (XIX -XX), Мех., 1959; Magana-Esqui-v e i A., El teatro, contrapunto, Мех., [1970]. И. В. Соболева.

XVIII. Кино

С кон. 90-х гг. 19 в. в М. снималась кинохроника, в 1905 поставлен первый художеств, фильм. Осн. продукция 1910-х гг.- короткометражные комедии, мелодрамы. В 20-е гг. кинопроизводство резко сократилось из-за экспансии Голливуда, в 30-е гг. с появлением звука в кино оно стало быстро расширяться; выпускались многочисл. коммерческие муз. киноленты с участием популярных певцов. Значит, событием в жизни мекс. деятелей кино явилась работа сов. кинематографистов во главе с реж. С. М. Эйзенштейном, снимавшим в 1931-32 фильм о М. В фильмах 30-40-х гг., созданных реж. Э. Гомесом Муриелем, К. Наварро, Ч. Уруэтой, X. Бустильо Оро, М. Кон-трерасом Торресом, М. Сакариасом и др., отражались социальные конфликты, ре-волюц. события в истории М., жизнь народа. Мировую известность получило творчество реж. Э. Фернандеса, постановщика прогрессивных, высоких по художеств, уровню кинокартин: "Мария Канделярия" (1944), "Жемчужина" (1947), "Рио Эскондидо" (1948), "Сельская девушка" (1949, в сов. прокате -"Мексиканская девушка") и др. Среди лучших произв. мекс. киноискусства 50 - нач. 70-х гг.: "Корни" (1955, реж. Б. Алазраки), "Мокрые спины" (1955, реж. А. Галиндо), кинотрилогия о нац. герое Панчо Вилье, осуществлённая реж. И. Родригесом, "Тисок" (1956, реж. И. Родригес), "Педро Парамо" (1966, реж. К. Вело),"Партизанка Вильи"(1967, реж. М. Морайте), "Валентин из Сьер-ры" (1967, реж. Р. Кардена), "Эмилио Сапата" (1970, реж. Ф. Касальс). В числе кинодеятелей М.: актёры М. Феликс, Д. дель Рио, И. Лопес Тарсо, А. де Кордова, оператор Г. Фигероа. Снимается (1972) св. 70 художеств, фильмов в год, работает 2000 кинотеатров. Лит.: М и ч е л ь М., Панорама мексиканского кино, в сб.: Мексика, М., 1968; Gal i л d о A., Una radiografia historica del cine mexicano, Мех., 1968; Ayala В 1 a n с о J., Aventura del cine mexicano, Мех., [1968].

МЕКСИКАНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (МКП; Partido Co-munista Mexicano), создана в нояб. 1919, когда под влиянием Великой Окт. со-циалистич. революции усилилось рабочее движение в Мексике и Мекс. со-циалистич. партия приняла решение о вступлении в Коминтерн. В течение длительного периода МКП вела упорную борьбу с мелкобуржуазной идеологией реформизма и анархо-синдикализма, распространёнными в то время в рядах рабочего класса Мексики. МКП активно боролась за завоевание масс и выступила организатором антиимпе-риалистич. движения. В 1924 по её инициативе была создана Антиимпериали-стич. лига Америки, в 1926 образована Нац. крест. лига, сыгравшая важную роль в развёртывании крест, движения. В 1929 коммунисты активно участвовали в создании Мексиканской унитарной профсоюзной конфедерации (КСУМ). В том же году был образован Рабоче-крест. блок, куда вошли МКП, КСУМ, Нац. крест, лига и ряд местных рабочих и крест, орг-ций. Правящие круги, напуганные ростом влияния компартии, запретили её деятельность (июнь 1929). Добившись в 1936 права легальной деятельности, МКП в сер. 30 - нач. 40-х гг. явилась организатором ряда крупных выступлений рабочих и крест, масс. В сер. 40-х гг. руководство МКП подпало под влияние идей американского ревизиониста Э. Браудера, а позже МКП переживала острые внутрипарт. кризисы. В нач. 50-х гг. партии удалось преодолеть фракционную борьбу в своих рядах. 13-й съезд (май 1960) избрал новое руководство МКП и положил начало новой политич. линии партии. 14-й съезд (дек. 1963) принял устав и программу партии. 15-й съезд (июнь 1967), тщательно проанализировав внутриполитич. обстановку и социально-экономич. положение страны, уточнил и развил нек-рые программные положения МКП (о характере первого этапа будущей революции, о её движущих силах и др.) и наметил конкретные задачи партии на ближайший период. Будущую мекс, революцию съезд определил как народно-демократическую, антиимпериалистич. революцию, задачами и целями к-рой являются: ликвидация экономич. зависимости страны от империализма, достижение и защита полного и подлинного нац. суверенитета, установление нар.-демократич. строя и создание материальных условий для построения социализма. Совр. период революц. движения в стране МКП характеризует как период накопления сил, т. е. напряжённой экономич., политич. и идеологич. борьбы. 16-й съезд (окт.-нояб. 1973) принял новые программу н устав партии.

Делегации МКП участвовали в работе междунар. Совещаний коммунистич. и рабочих партий 1957, 1960, 1969 (Москва). МКП одобрила документы, принятые этими совещаниями.

МКП строится по принципу демокра-тич. централизма. Высший орган партии - съезд, между съездами работой руководит ЦК. Ген. секретарь ЦК МКП - А. Мартинес Вероуго. Печатные органы МКП: журн. "Опосисьон" ("Oposicion"), выходит 2 раза в месяц, газ. "Вое де Мехико" ("La Voz de Mexico"), обществ.-политич. и теоретич. журн. "Нуэва эпока" ("Nueva Epoca").

Съезды Мексиканской коммунистической партии: 1-й съезд - дек. 1921; 2-й съезд - 1923; 3-й съезд - апр. 1925; 4-й съезд - май 1926; 5-й съезд - 1927; 6-й съезд - янв. 1937; 7-й съезд -янв.- февр. 1939; Чрезвычайный съезд-март 1940; 8-й съезд - май 1941; 9-й съезд - март 1944; 10-й съезд - нояб.-дек. 1947; 11-й съезд - нояб. 1950; 12-й съезд - нояб. 1954; 13-й съезд - май 1960; 14-й съезд -дек. 1963; 15-й съезд-июнь 1967; 16-й съезд - окт.- нояб. 1973. Все съезды состоялись в г. Мехико.

Лит.: 50 anos de lucha del PCM, "La Voz de Mexico", 1969; 2 de diciembre, J\% 1981; Martinez Verdugo A., Partido Co-, munista Mexicano. Trayectoria у perspective, Мех., 1971; Partido Comunista Mexicano, 1967-1972, Мех., 1973. К.Н.Курин.

МЕКСИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1910-17, бурж.-демократич. революция, направленная против феод, пережитков, террористич, режима и гнёта иностр. монополий. Предпосылки М. р. складывались в условиях деспотич. тирании П. Диаса, проводимой им политики разграбления нац. богатств, роста эксплуатации масс, разорения крестьян и превращения их в пеонов. Решение агр. вопроса и предотвращение угрозы суверенитету Мексики со стороны империализма являлись самыми важными задачами надвигавшейся М. р. В условиях созревания революц. ситуации, когда стала очевидной неизбежность глубокой социальной революции, активизировала свои действия и либерально-бурж. оппозиция, возглавлявшаяся Ф. Мадеро. В нояб. 1910 во мн. пунктах страны вспыхнули вооруж. выступления против диктатуры Диаса. Под натиском революционно настроенных масс в мае 1911 реакц. пр-во Диаса было свергнуто, к власти пришло нац.-бурж. пр-во Мадеро (май 1911 - февр. 1913). Обострение классовой борьбы в этот период, широкое крест, движение за землю, в то же время попытка мекс. реакции осуществить реставрацию старого режима привели к контрреволюц. перевороту, подготовленному при активном участии посла США в Мексике Г. Уилсона, и захвату власти ген. В. Уэртой. Против попыток восстановления режима диктатуры выступили широкие нар. массы - крестьянство под рук. своих вождей Ф. Ви-льи и Э. Сапаты, рабочий класс, а также либеральные помещики и буржуазия во главе с В. Каррансой, к-рый призвал к восстанию с целью восстановления кон-ституц. порядков. Под натиском этих сил, при решающей роли революц. армий Вильи и Сапаты, в июле 1914 диктатура Уэрты пала. США, напуганные размахом революции, поставившей под угрозу позиции иностр. монополий, дважды совершали вооруж. интервенцию в Мексику (1914 и 1916), чтобы задушить революцию, но не добились успеха. С приходом к власти пр-ва В. Каррансы (1914-20) в лагере революции произошло размежевание сил в связи с тем, что программа Каррансы не предусматривала социальных реформ и обходила агр. вопрос. В стране развернулась кровопролитная гражд. война. Каррансе удалось нанести армиям Сапаты и Вильи ряд крупных поражений, предопределивших исход гражд. войны в пользу буржуазии. Укрепив свои позиции, пр-во Каррансы обрушило репрессии против рабочего класса и крестьянства. В условиях продолжавшейся вооруж. борьбы в г. Керетаро было созвано Учредит, собрание (дек. 1916 -янв. 1917), к-рое под давлением нар. масс приняло весьма прогрессивную для того времени бурж.-демократич. конституцию. Принятие конституции явилось завершающим актом М. р. Конституция создала предпосылки для осуществления аграрной и др. прогрессивных реформ (см. Мексика), расчищавших путь для развития в Мексике капитализма, стала юридич. основой национализации имущества иностр. компаний и укрепления позиций Мексики в борьбе против иностр. монополий.

Лит.: Альперович М., Руден-к о Б., Мексиканская революция 1910-1917 гг. и политика США, М., 1958; Лавров Н. М., Мексиканская революция 1910-1917 гг., М., 1-972; Ochoa Campos М., La revolucion mexicana, t. 1 - 3, Мех., 1966-67; Va lades Jose C., Historia general de la revolucion mexicana, t. 1 - 8, Мех.. 1963-67. Б.Т.Руденко.

Ф. Вилья и Э. Сапата со своими соратниками в президентском дворце. Мехико, декабрь 1914.

Жители г. Мехико приветствуют свержение диктатуры П. Диаса. 1911.

МЕКСИКАНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ 1861-67, вооружённая интервенция Великобритании (1862), Испании (1861 -1862) и Франции (1862-67) в Мексику с целью свержения прогрессивного пр-ва Б. Хуареса и превращения Мексики в колонию европ. держав. Предлогом для интервенции послужил принятый мекс. конгрессом 17 июля 1861 закон о врем, прекращении платежей по внешним долгам. Роль организатора М. э. взяло на себя англ, пр-во Г. Пальмерстона. 31 окт. 1861 Великобритания, Франция и Испания подписали соглашение о совместной интервенции в Мексику. В кон. 1861 исп. войска оккупировали важнейший порт Мексики - Веракрус, а в янв. 1862 там высадились англ, и франц. войска. Решит. сопротивление мекс. патриотов, а также разногласия между интервентами привели к тому, что Великобритания и Испания в апр. 1862 отозвали свои войска из Мексики; Франция продолжала воен. действия. В июне 1863 франц. войска заняли г. Мехико, а в апр. 1864 на мекс. престол был возведён ставленник Наполеона III - Максимилиан I. Развернувшаяся в стране героич. партиз. борьба, контрнаступление регулярных частей мекс. армии, наносившей решит, удары интервентам, твёрдая политика пр-ва Хуареса, стремившегося использовать в интересах Мексики франко-амер. противоречия (резко обострившиеся в период интервенции), и непопулярность мекс. авантюры во Франции привели к краху М. э. В марте 1867 франц. войска покинули Мексику. Максимилиан, пытавшийся сопротивляться мекс. войскам, был взят в плен и расстрелян.

Лит.: Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810-1945, М., 1961, с. 189-221; Беленький А. Б., Разгром мексиканским народом иностранной интервенции (1861 - 1867), М., 1959.

МЕКСИКАНСКИЙ ЗАЛИВ (Gulf Mexico; Golfo de Mexico), полузамкнутое море Атлантического ок. у юго-вост. берегов Сев. Америки, между п-овами Флорида и Юкатан и о. Куба. Пл. 1543 тыс. км2, объём воды 2332 тыс. км3. На В. соединён с Атлантич. ок. Флоридским прол., на Ю. с Карибским м. Юкатанским прол. Имеет хорошо развитую котловину с глуб. до 5203 м. В центр, части - абиссальное плато с группой подводных холмов вые. ок. 300 м. На С., Ю. и В. обрамлён широкими (до 250 км) шельфами. Сев.-зап. шельф богат нефтью (см. Мексиканского залива нефтегазо-носный бассейн). Климат на Ю. тропический, на С.- субтропический. Летом темп-pa воздуха ок. 28 °С, зимой от 14-15 °С на С. (иногда падает до О °С) до 21-23 °С на Ю. Испарение (1000-1750 мм) превышает осадки (1000-1200 мм в год). Летом и осенью часты ураганы. Темп-pa воды на поверхности летом 29 "С, на мелководьях 30-31 °С; зимой от 18 °С на С. до 25 °С на Ю. Солёность воды на поверхности преим. 36,0-36,9°/оо. На глуб. более 2000 м темп-ра и солёность почти постоянны и равны соответственно 4,3°С и 34,98°/оо. Поверхностные течения направлены в основном по часовой стрелке. Входящее в М. з. из Карибского м. Юкатанское течение имеет скорость 50-200 см/сек, а вытекающее из М. з. Флоридское течение, дающее начало Гольфстриму, до 300 см/сек и расход 25 млн. М3/сек. Приливы преим. суточные, вые. 0,3-0,6 м, но встречаются полусуточные и смешанные. Открытая часть М.з. бедна планктоном, на шельфах он обилен (до 1 г/л3). На шельфах ведётся интенсивный промысел рыбы (гл. обр. сельдь-менхеден), устриц, креветок, лангустов и черепах. На всей акватории промысел тунцовых и акул. Осн. порты: Новый Орлеан (США), Веракрус (Мексика), Гавана (Куба).

Лит.: Стоммел Г., Гольфстрим, пер. с англ., М., 1963; Мексиканский залив, М., 1967; Н а r d i n g J. L., N о w 1 i n W . D., Gulf of Mexico, в кн.: The encyclopedia of oceanography, N. Y., 1966. А. С. Полосин.


МЕКСИКАНСКИЙ КИПАРИС (Taxo-dium mucrqnatum), высокое (до 50 л) полу вечнозелёное хвойное дерево сем. таксодиевых из рода болотный кипарис. Многолетние побеги - со спирально расположенной хвоей; боковые, опадающие на второй год,- с двурядно расположенной хвоей. Семенные шишки округлые или яйцевидные, ок. 2,5 см в диам. Растёт в Мексике, в горах; отд. деревья достигают 16 л в диам. и возраста 2000 и более лет. М. к. чувствителен к низкой темп-ре. В культуре редок.

МЕКСИКАНСКИЙ МУЗЕЙ, Национальный музей антропологии (Museo Nacional de Antropologia), одно из крупнейших в мире собраний древнемексиканского и древнеамериканского иск-ва. Осн. в 1865 в Мехико. С 1964 находится в новом здании в парке Чапультепек (арх. П. Рамирес Васкес). Подчинён Нац. ин-ту антропологии и истории. В коллекции М. м. представлен обширный археол. и этнографич. материал (ок. 600 тыс. экспонатов). Б-ка музея насчитывает ок. 300 тыс. тт. Издания: "Cuadernos del Museo Nacional de Antropologia", "Guides" и др.

МЕКСИКАНСКИЙ ТОМАТ (Physalis aequata), однолетнее растение сем. паслёновых; то же, что мексиканский физалис.

МЕКСИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ национальный автономный (Universidad Nacional Autonoma de Mexico, UNAM), крупнейший ун-т Мексики. Осн. в 1551 указом, подписанным королём Карлом V; начал функционировать в 1553 как Королевский католич. ун-т г. Мехико. В течение трёх веков находился под контролем католич. церкви, в 1867 закрыт пр-вом президента Б. Хуареса, в 1910 восстановлен в составе школ права, медицины, инж. дела и архитектуры, в 1929 получил автономию и стал именоваться Мексиканским нац. автономным ун-том.

В составе М. у. (1973): ф-ты - юри-дич., философский и гуманитарный, естеств. наук, мед., хим., инж. дела, коммерческо-административный, политич. и обществ, наук; школы - архитектурная, экономич., музыки, мед. сестёр и акушерства, стоматологич., вет. медицины и зоотехники, изобразит, иск-ва; центры - прикладной математики и теории систем, вычислительный, иностр. языков, лит. исследований, культуры майя, исп. языка, материаловедения, подготовки переводчиков классич. языков и др.; Ин-ты - биологии (Ботанич. сад), физики, геофизики, географии, геологии, инж. дела, библиографич. исследований Нац. б-ка), мед. и биологич. исследователи, экономич., эстетики, философии, истории, социальных иследований, математики, химии; лаборатория ядерных исследований; нац. строномич. обсерватория (осн. в 1878); центр. б-ка (осн. в 1924, 1,8 млн. тт.) и к. 40 спец. б-к при ф-тах, школах и н.-и. ин-тах. В 1973 в М. у. обучалось 103 тыс. студентов, работало 9,5 тыс. преподавателей.

МЕКСИКАНСКОГО ЗАЛИВА НЕФТЕ-ГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН, располагается в пределах одной из крупнейших впадин земной коры, наиболее прогнутая область к-рой занята водами Мексиканского зал. Впадина имеет почти изометрич. форму диам. ок. 1800 км и выполнена кайнозойскими и мезозойскими отложениями мощностью до 15 км. Наземная часть бассейна занимает Примексиканскую низменность и расположена на терр. юж. штатов США (Техаса, Луизианы, Арканзаса, Миссисипи, частично Алабамы, Джорджии и Флориды) и Мексики (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско). На Ю.-В. он ограничен разломом, отделяющим его от Антильской геосинклинальной системы.

На С. бассейн обрамляется выходами палеозойских отложений в складчатых системах Аппалачей и Уошито или выступами докембрийского фундамента (своды Нашвилл и Паскола); на С.-З. соединяется с Пермским бассейном, на В. его граница проходит через свод Окала Флориды; зап. и юж. обрамление бассейна образовано ларамийским горным сооружением Вост. Сьерра-Мадре.

Наземная часть осложнена рядом крупных впадин и поднятий. Субаквальная часть бассейна включает шельф, континентальный склон и абиссальную равнину с глубиной дна до 4 км. Для всего бассейна в целом характерно проявление соляной тектоники с солью раннеюрского или пермского возраста.

Здесь выявлено св. 2000 нефтяных и газовых месторождений, в т. ч. более 200 в субаквальной части. Нефтегазо-носность связана с миоценовыми, палеогеновыми и меловыми, в меньшей степени плиоценовыми и юрскими отложениями. Коллекторами являются преим. песчаники для кайнозойских и известняки для меловых пород. На С.-З. нефте-газоносны также песчаники и известняки карбона и ордовика. Большая часть месторождений нефти и газа связана с локальными поднятиями платформенного типа, солянокупольными структурами и зонами выклинивания песчаных отложений. В мекс. части известны также нефтяные месторождения, приуроченные к антиклиналям линейной складчатости и протяжённым рифогенным зонам. В М. з. н. б. известно неск. месторождений-гигантов (нефти - Ист-Техас, газа - Монро, Картидж и др.).

Добыча нефти в бассейне на терр. Мексики ведётся с нач. 20 в. (р-н Тампико), на терр. США - с 20-х гг. 20 в. Быстрому росту её благоприятствовала возможность использовать мор. транспорт для перевозки нефти. Природный газ добывается интенсивно со времени 2-й мировой войны. В 60-70-х гг. 20 в. в бассейне ведётся подводное бурение на получение нефти и газа на береговой отмели штатов США - Техас и Луизиана; запасы нефти в шельфе оцениваются в 374 млн. т (1969). Развивается добыча нефти со дна моря также в Мексике (на Ю.-В.). Запасы природного газа на терр. США рассеяны по небольшим месторождениям, что затрудняет их эксплуатацию. Бассейн даёт 30% добываемой в США нефти (св. 140 млн. т в 1971; в 60-70-х гг. сильно возрастает добыча в шт. Луизиана) и 100% нефти (21,9 млн. т в 1971) и газа (18,2 млн. м3) в Мексике.

На терр бассейна возникла крупная нефтеперерабат. пром-сть, использующая нефть местных месторождений и из др. нефтеносных провинций. Здесь размещается ок. 1/2 мощности нефтеперерабат. з-дов США (на з-дах басс. в 1971 переработано ок. 200 млн. т) и ок. 3/4 мощности в Мексике (22 млн. т в 1971); крупные центры по переработке нефти в США: Хьюстон, Бомонт, Порт-Артур, в Мексике - Тампико, Сьюдад-Мадеро, Мина-титлан. Большого развития на территории М. з. н. б. достигла нефтехимия, пром-сть. Из бассейна по трубопроводам нефть, природный газ и нефтепродукты передаются в др. р-ны США и Мексики.

Лит.: Нефтегазоносные бассейны земного шара, М., 1965; Геология нефти. Справочник, т. 2, кн. 2 - Нефтяные месторождения зарубежных стран, М., 1968; Б а к и-р о в А. А., ВаренцовМ. И., Б а к и-р о в Э. А., Нефтегазоносные провинции и области зарубежных стран, М., 1971.

II. В. Высоцкий, М. Е. Половицкая.

МЕКСИКАНСКОЕ НАГОРЬЕ, нагорье на Ю. Сев. Америки, занимающее большую часть Мексики. Состоит из обширного плоскогорья и окаймляющих его с В., Ю. и 3. горных хребтов. На С., вблизи границы Мексики и США, постепенно переходит в разделённые хребтами и впадинами плато Великие равнины и Колорадо плато. Пл. ок. 1200 тыс. км2. Большая часть поверхности располагается на вые. 1000-2000 м. Вост. окраину М.н. образует горный хребет Вост. Сьерра-Мадре (4054 м), круто обрывающийся на В., к низменности Мексиканского зал. Зап. край - хр. Зап. Сьерра-Мадре (3150 м), сильно разбитый сбросами, вытянутыми параллельно побережью Тихого ок., к к-рому он понижается ступенями. Над юж. окраиной протягивается гряда мощных потухших и действующих вулканов - Поперечная, или Вулканич. Сьерра. Наиболее значит, вулканы -Орисаба (5700 м - самая высокая вершина М. н. и всей Мексики), Колима, Попокатепетль, Истаксиуатль; нек-рые из них возникли в 18 в. (Хорульо), а действующий ныне вулкан Парикутин-в февр. 1943. Внутр. часть М. н. включает два р-на: Северную и Центральную Месу. Сев. Меса состоит из отдельных относительно ровных участков (больсо-нов) вые. 900-1200 м, разделённых невысокими короткими хребтами. Расположенная южнее Центр. Меса включает ряд вулканич. плато (вые. 2000-2400 м), разобщённых горными поднятиями и котловинами. М. н. сложено гл. обр. известняками, песчаниками, мергелями; широко распространены также лавовые покровы, на плато - аллювиально-делювиальные отложения. М. н. богато месторождениями серебра, свинца, сурьмы, цинка, ртути, жел. и марганцевых руд, золота, меди и др. полезными ископаемыми. Климат тропический, значительно видоизменяющийся по районам в связи с горным рельефом, близостью Атлантического и Тихого океанов, а также обширной материковой суши на С. В юж. части нагорья, подверженной влиянию летнего пассата с Мексиканского зал., климат мягкий, влажный, на С.- сухой континентальный. Ср. темп-ры янв. от 9 °С на С. до 14 °С на вые. до 1400 м. На С. зимой проникают холодные сев. ветры, понижающие темп-ру до -20 °С.. Ср. темп-pa июля от 15 °С до 20 °С. Годовые осадки увеличиваются от 200-400 мм на С. и во внутр. р-нах до 2000-3000 мм на внешних склонах гор. В юж. части в зависимости от высоты выделяют 3 климатич. пояса: тьерра калида, тьерра темплада и тьерра фриа. Первый (до выс. в среднем 1400 м) характеризуется постоянно жаркой погодой - солнечной и переменно-влажной зимой и очень сырой и дождливой летом.

Тьерра темплада (до вые. в среднем 3000 м) имеет умеренно тёплую погоду на протяжении всего года; зимой и весной здесь ясно, осенью пасмурно и дождливо. Тьерра фриа - холодный пояс верхних склонов высоких гор; снеговая линия лежит на вые. 4500 м, и вершины самых высоких гор постоянно покрыты снегом.

Сухие сев. части М. н. не имеют стока в океан. Водотоки носят врем, характер и обычно заканчиваются в больсонах; это привело к накоплению в них мощной толщи осадочных пород и образованию ряда временных бессточных соленых озер. Исключение представляет р. Кончос, доносящая воды до текущей вдоль сев. окраины р. Рио-Гранде (мекс. назв.-Рио-Браво-дель-Норте). На Ю. реки более полноводны, имеют значит, падение, в р-нах активного вулканизма и частых землетрясений много подпруженных и тектонич. озёр (Чапала, Куицео и др.). Почвы на засушливом С. примитивные, часто представляют собой слабо изменённые гипсовые и карбонатные коры выветривания. На Ю. они постепенно сменяются горными сероземами, серо-коричневыми, коричневыми и красными почвами высокотравных тропич. саванн. Преобладают горно-коричневые почвы, образующие значит, массивы в юж. части нагорья и по склонам краевых хребтов. М. н. являлось одним из центров формирования амер. флоры и поэтому характеризуется весьма своеобразной Бога-той растительностью (св. 8 тыс. энде-мичных видов). На С. преобладает разреженная растительность, представленная кактусами (ок. 500 видов) - от крошечных шарообразных до гигантских видов вые. до 4 м, агавами (140 видов), юк-ками дазилирионами и колючими кустарниками. К Ю. она сменяется саваннами, имеющими мощный злаковый и разреженный древостой из акаций, амарантов, индиго и др. пород. На наветренных склонах юж. части - влажные тропич. леса. До вые. 1000 м в них господствуют широколиственные породы (вечнозеленые дубы, платаны и др.), а также миртовые, лавровые, анановые с магнолиями и древовидными папоротниками в подлеске. Между 1000-2000 м они переходят в смешанные леса, а выше - в хвойные (сосны, у верх, границы леса - пихты). Между 4000-4500 м лежит пояс субальп. и альп. лугов. Большинство животных принадлежит к Неарктической зоогеогра-фич. области. Для большей части терр. характерны олени (белохвостый и др.), антилопа вилорог, различные грызуны (белки, мешётчатые крысы); из хищных-красная рысь, пума, волки, лисицы, вонючки, выдры, еноты; из птиц - разнообразные представители воробьиных; много пресмыкающихся. На Ю. встречаются ягуар, оцелот, кинкажу, пекари, броненосец, муравьед и др.

На большей части М. н. население редкое. В р-не плодородных долин и котловин Ю. живёт ок. половины населения Мексики.

Лит: Д ж е м с П., Латинская Америка, пер. с англ., М., 1949; В и в о X. А-, География Мексики, пер. с исп., М., 1951; Л а р-ф и а с В Чапин Т., Геология Мексики, пер. с исп., М., 1956. Г. М. Игнатьев.

МЕКСИКАНЦЫ (самоназвание - м е-х и к а н о), нация, осн. население Мексики. Числ. ок. 43 млн. чел. (1971, оценка). Кроме того, ок. 4 млн. М.живет в юго-зап. штатах США. М. говорят на испанском языке, в к-ром много заимствований из различных языков индейцев Мексики По религии большинство М. католики. Мекс. нация сформировалась в результате смешения исп. завоевателей 16 в и последующих исп. переселенцев с аборигенным индейским населением -ацтеками, майя, отоми, миштеками, сапотеками и др. и в незначит степени с неграми, ввозившимися из Африки в качестве рабов. Т. о., к 19 в. сложилось метисное (см. Метисы) ядро мекс. нации. Развитие капитализма, нац.-освободит, борьба против колонэ, гнёта Испании (завершилась в 1821 созданием независимого нац. гос-ва) и бурж.-демо-кратич. революция 1910-17 способствовали завершению нац. консолидации М. В яркой и самобытной культуре М. сохраняются исп. и индейские культурные традиции. Об истории, экономике и культуре М. см. в ст. Мексика.

Лит.: Народы Америки, т 2, М., 1959 (библ ); МашбицЯ. Г., Мексика, М., 1961 И.Ф. Хорошаева.

МЕКТЕБ (араб, м а к т а б, букв.- место, где пишут), 1) начальная мусульм. школа церковноприходского типа. Возникла при мечетях в араб, странах в 7-8 вв. С утверждением ислама и развитием мусульм. миссионерства М. получили распространение во мн. странах Бл и Ср. Востока, Ср. Азии, в Поволжье и нек-рых др. р-нах дореволюц. России, где преобладало население, исповедовавшее ислам. М. содержались в основном за счёт населения, обучались в них гл. обр. мальчики (М. для девочек очень редки); учителя - служители культа, обычно муллы. В основе обучения -араб, алфавит, тексты Корана. В совр. М (куттабах) изучаются араб, яз., письменность, арифметика и др. светские дисциплины; мн. М. реорганизованы в нач. общеобразоват. школы, в к-рых изучение Корана-лишь один из уч. предметов. В ряде стран ислама созданы женские М.-куттабы, где обучение девочек осуществляют учительницы. Выпускники М.-куттабов имеют право поступать в общеобразоват. нач. и ср. школы, 2) У народов тюркской языковой группы, проживающих в СССР, М. наз. средняя общеобразовательная школа.

В. Г. Фуров.

МЕЛ, слабо сцементированная, мажущаяся, тонкозернистая разновидность карбонатных пород, состоящая в основном из карбоната кальция природного происхождения или полученного искусств, путем. Природный М. сложен гл. обр. кальцито-выми скелетными частицами микроорганизмов (см. рис.)- известковых водорослей кокколитофорид (70-90 %)