загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

льной формы залежи. Выделены впервые амер. геологом В. Линдгреном (1907).

МЕЗОТРОФНЫЕ РАСТЕНИЯ (or мезо... и греч. trophe - пища, питание), растения, умеренно требовательные к наличию в почве или др. субстрате питат. веществ, в т. ч. минеральных. М. р. занимают промежуточное положение между эвтрофными растениями, относительно требовательными к питанию, и оли-готрофными растениями, относительно нетребовательными к нему. Примером М. р. может служить ель.

МЕЗОФИЛЛ (от мезо... и греч. phy-llon - лист), мякоть, или основная ткань, листа растений.

МЕЗОФИТЫ (от мезо... и греч. phy-ton - растение), растения, обитающие в условиях с б. или м. достаточным, но не избыточным количеством воды в почве; промежуточная группа между ксерофитами и гигрофитами. М. преобладают в умеренных поясах; много их в лесах тропиков и субтропиков. К М. в умеренных широтах относят листопадные деревья и кустарники, б. ч. луговых (клевер, тимофеевка и др.) и лесных (ландыш, кислица и др.) трав, а иногда также ранневесенние одно- и двулетние растения степей и пустынь (эфемеры). М. открытых, освещённых местообитаний (луг, степь и др.) имеют черты светолюбивых растений, М. тенистых мест (лес, кустарниковые заросли) - черты теневыносливых растений. К М. относятся мн. с.-х. растения и сорняки.

Лит.: Максимов Н. А., Избранные работы по засухоустойчивости и зимостойкости растений, т. 1, М., 1952; Генке ль П. А., Физиология устойчивости растительных организмов, в кн.: Физиология сельскохозяйственных растений, т. 3, М., 1967.

МЕЗРИНА Анна Афанасьевна (1853, слобода Дымково, ныне часть г. Кирова,-21.8.1938, там же), мастер дымковской игрушки. Игрушки М. в виде отд. фигур ("Барыня с муфтой", "Медведь-музыкант"- обе в Музее нар. иск-ва, Москва) или сюжетных композиций ("Баня", "Проводы"- обе в Музее игрушки, Загорск; все - глина, темпера, 1930-е гг.) отличаются эпически спокойными, обобщёнными формами, яркой декоративной росписью (крупные локальные пятна и чёткий геом. орнамент). Ученики М.: Е. А. Кошкина, О. И. Коновалова, 3. Ф. Безденежных, Е. И. Пенкина. Илл. см. т. 8, вклейка к стр. 273.

Лит.: Зорин И., Художник народной игрушки, "Декоративное искусство СССР", 1958, № 6, с. 25 - 29.

МЕЗЬЕР Августа Владимировна [13(25).12.1869, Царское Село, ныне г. Пушкин,-2.6.1935, Ленинград], советский библиограф, переводчица, писательница. Род. в семье военного. Воспитывалась в Смольном ин-те. Переводила с франц. яз. научную, художественную и детскую литературу, работала в б-ке Л. Т. Рубакиной - одной из лучших в Петербурге. В 1901-09 преподавала в Смоленской воскресной школе для рабочих, написала неск. популярных книг по истории освободит, движения, сотрудничала в журналах. Первая библиографич. работа М. (указатель к книге Д. Марме-ри "Прогресс науки") опубл. в 1896. М. принадлежит ок. 300 печатных работ, преим. по библиографии и библиотековедению. Крупнейшие труды: "Русская словесность с XI по XIX столетие включительно" (ч. 1-2, 1899-1902) и уникальный "Словарный указатель по книговедению" (1924; доп., ч. 1-3, 1931-34).

Лит.: Машкова М. В., А. В. Мезьер. Очерк жизни и деятельности, (1869-1935'), под ред. и со вступ. статьей П. Н. Беркова, М., 1962 (имеется библиогр.). М. В. Машкова.

МЕЙР (Мейерсон)Голда [р. 21.4(3.5). 1898, Киев], гос. и политич. деятель гос-ва Израиль. В 1906 вместе с семьёй эмигрировала в США. Окончила пед. семинарию в Милуоки, затем преподавала англ. яз. в школе. Активно участвовала в сионистском движении в США и Палестине (куда переехала в 1921). В 1926-46 занимала различные руководящие посты в профсоюзном объединении Гиста-друт; в 1946-48 работала в Евр. агентстве (междунар. сионистская орг-ция для Палестины). В 1948 - 49 посланник Израиля в СССР. В 1949-52 мин. труда и социального обеспечения, в 1952-56 мин. труда, в 1956-66 мин. иностр. дел. В 1966-68 ген. секретарь сионистской пра-восоциалистич. партии МАПАИ. В марте 1969 - апр. 1974 премьер-мин. Израиля. Пр-во М. проводило экспансионистский курс в отношении араб, стран, опираясь на поддержку междунар. сионистских кругов и империалистич. сил в США и Зап. Европе. С июня 1972 М.-зам. пред. Социалистич. интернационала.

МЕЙ Лев Александрович [13(25).2.1822, Москва,-16(28).5.1862, Петербург], русский поэт. Сын обедневшего дворянина. В 1841 окончил Царскосельский лицей. Раннее творчество М. декларировало идеал иск-ва, свободного от обществ, злободневности, но постепенно поэт приблизился к социальным темам. Для ряда ли-рич. стихотворений М. характерна тема обречённости творч. труда в неустроенном мире. В лучших стихах М., многие из к-рых положены на музыку,- большая искренность чувства, умение передать сложные движения души. Важный источник творчества М.- фольклор и история. Его былины, сказания и песни не лишены, однако, черт внешней стилизации. Значит, роль в развитии рус. драматургии сыграли драмы М. в стихах "Царская невеста" (1849) и "Псковитянка" (1849-1859), верно передающие колорит прошлого и психологию историч. лиц. Оперы на сюжеты обеих драм (музыка Н. А. Римского-Корсакова) прочно удерживаются в репертуаре совр. театра. Работа М.-переводчика (Г. Гейне, П. Ж. Беранже, Дж. Байрон, А. Мицкевич, Анакреонт, Т. Г. Шевченко и др.) вызвала одобрение Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова.

С о ч.: Поли. собр. соч., 4 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1911; Избр. произв. [Вступ. ст. Г. М. Фридлендера], М.- Л., 1962; Избр. произв. [Вступ. ст. К. К. Бухмейер], Л., 1972.

Лит.: Добролюбов Н. А., Стихотворения Л. Мея, Собр. соч., т. 2, М.- Л., 1962; Р ей с е р С. А., Мей, в кн.: История русской литературы, т. 8, ч. 2, М.- Л., 1956. „ . С. А. Рейсер.

МЕЙБОМИЕВЫ ЖЕЛЕЗЫ, видоизменённые сальные железы, расположенные в толще век у человека и большинства млекопитающих животных (за исключением однопроходных и водных). Названы по имени нем. анатома Г. Мейбома (Н. Meibom; 1638-1700). Каждая М. ж. состоит из многочисленных альвеол, выделяющих секрет в общий выводной проток, открывающийся на краю века у основания ресниц. Секрет М. ж. жировой природы, служит для смазки век, предохраняя их края от смачивания слезой и, по-видимому, содержит бактерицидные вещества. У человека в верх, веке 30-40 М. ж., в нижнем -20-30.

Сагиттальный разрез верхнего века жеребёнка: а - кожа, б -конъюнктива, в - мейбомиева железа, г - выводной проток железы.

МЕЙДСТОН (Maidstone), город в Великобритании, на р. Медуэй. Адм. ц. графства Кент. 70,9 тыс. жит. (1971). Торговый центр р-на садоводства. В М.-пищ., бум., цем. пром-сть; с.-х. машиностроение.

МЕЙЕ (Meillet) Антуан (11.11.1866, Мулен,-21.9.1936, Шатомейан), французский языковед, чл. Академии надписей (1924), многих иностр. академий и обществ, чл.-корр. Петерб. АН (1906). Учился в Сорбонне. Проф. Практической школы высших знаний (1891) и Коллеж де Франс (1906). Член (1889) и секретарь (1906-36) Парижского лин-гвистич. об-ва. М.- последователь Ф. де Соссюра, глава социологической школы. Осн. труды в области сравнит, индо-европ. языкознания, а также отд. языковых семей - слав., герм., иранских и языков - греч., лат., арм., хеттского и др. Вместе с М. Козном издал коллективный труд «Языки мира» (2 изд., 1952).

С о ч.: Les dialectes indo-europeens, 2 ed., P., 1922; La mcthode comparative en linguistique historique, Oslo - [e. a.], 1925; Lingu-istique historique et linguistique generale-2 ed., t. 1 - 2, P., 1926 - 36; в рус. пер. - , Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, М.- Л., 1938; Общеславянский язык, М., 1951; Основные особен-ности германской группы языков, М., 1952.

Лит.: Щ е р б а Л. В., Памяти A. Meillet, «Вопросы языкознания», 1966, № 3; S о m e r f е l t A., Antoine Meillet, the scholar and the man, в кн.: Portraits of linguists, v. 2, Bloomington - L., 1966. P. А. Агеева.

МЕЙEHДОРФ (Meiendorf), поздна леолитич. стоянка близ Гамбурга на С. ФРГ. Исследовалась в 1932-34 нем. археологом А. Рустом. Датируется радиоуглеродным методом ок. 11 500 лет до н. э. (конец позднего палеолита). М.-памятник первого заселения Сев. Европы палеолитич. охотниками на сев. оленей, продвигавшимися с Ю. вслед за отступавшими ледниками. Обнаружено множество рогов сев. оленя, кремнёвые изделия, орудия из оленьего рога с кремнёвыми вкладышами, служившие для вырезания ремней, шилья, иглы, гарпун и землекопное орудие из оленьего рога. По стоянке М. получила название гамбургская археол. культура конца позднего палеолита, распространённая на С. ФРГ и Нидерландов.

Лит.: У истоков древних культур (эпоч ха мезолита), М.-Л., 1966 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 126); Rust A., Das altsteinzeitliche Ren tierjagerlager Meiendorf, [Neumunster], 1937; его же, Vor 20000 Jahren. Rentier jager der Eiszeit, 2 Aufl., [Neumunster], 1962.

МЕЙЕР (Meyer) Виктор (8.9.1848, Берлин,-8.8.1897, Гейдельберг), немецкий химик. Окончил в 1868 Гейдельбергский ун-т. Проф. Политехникума в Цюрихе (1872-85), затем ун-тов в Гёттингене (1885-89) и Гей дельберге (с 1889). М. впервые получил (1872) и исследовал алифатич. нитросоединения; установил, что при действии азотистой к-ты первичные нитросоединения образуют нитроловые к-ты, а вторичные - псевдоиитролы; провёл восстановление нитросоединений в алкил-гидроксиламины и амины. В 1882 открыл в бензольной фракции каменноугольной смолы тиофен; изучил свойства тиофена и многих его производных. Открыл реакцию альдегидов и кетонов с гидроксиламином и впервые получил оксимы. Впервые (1892) получил иодозо-, иодо- и иодо-ниевые соединения. Ввёл представление о "пространственных затруднениях" при химич. реакциях; предложил метод определения молекулярного веса веществ по плотности их пара (1878-80).

Соч. в рус. пер.; Задачи атомистики, Рига, 1896.

Лит.: М е у е r R., Victor Meyer. Leben und Wirken, 1848-1897, Bd 1-4, Lpz., 1917.

МЕЙЕР (Meyer) Конрад Фердин; (11.10.1825, Цюрих,-28.11.1898, Килберг), швейцарский писатель. Писал на нем. яз. Выходец из старинного патрицианского рода; получил историч. и филологич. образование. Дебютировал сб-ком "Двадцать баллад" (1864). В драматич. поэме "Последние дни Гуттена" (1871), пронизанной тираноборч. мотивами, видны типичные черты его поэзии: реалистич. восприятие жизни, тонкий психологизм, цельность мироощущения. В историч. романе "Юрг Енач" (1876, рус. пер. 1918) М. показал взлёт и падение предприимчивого бюргера, вынесенного на гребень освободит, борьбы в Швейцарии 17 в. В своих новеллах ("Святой", 1880; "Плавт в женском монастыре", 1882, и др.) М. ищет сильные характеры в далёком прошлом; он умеет передать дух изображаемой эпохи. В поздних новеллах М. ("Анджела Борджа", 1891, и др.) усилилась склонность к изображению душевных терзаний, смерти. Творчество М. высоко ценили М. Горький, А. В. Луначарский.

С о ч.: Samtliche Werke. Historisch-kri-tische Ausgabe, hrsg. von H. Zeller und A. Zach, Bd 1, 2, 3, 8, 10 - 14, Bern, 1958 - 70; в рус. пер.- Лирика, пер. А. В. Луначарского, П., 1920; Святой. Предисл. М. Горького, П., 1922; Новеллы. Стихотворения. Вступ. ст. А. А. Гозенпуда, М., 1958.

Лит.: Самарин Р. М., К. Ф. Мейер, в кн.: Литература Швейцарии, М., 1969; Hohenstein L., С. F. Meyer, Bonn, 1957; В г u n e t G., С. F. Meyer et la nou-velle. P., 1967 (библ. с. 537-57).

В. Д. Седельник.

МЕЙЕР Константин Игнатьевич [22.4 (4.5).1881, Рязань,-20.3.1965, Москва], советский ботаник, проф. (1917). Окончил Моск. ун-т (1903), ученик И. Н. Горожанкина. В 1929-63 зав. кафедрой высших растений МГУ. Осн. труды по альгологии (систематике и филогении зелёных водорослей и альгофлоре Оки, Байкала, Сиваша, Белого м.) и морфологии высших растений (развитию спорофита и филогении печёночных мхов, развитию стебля и проводящей системы у папоротников, эмбриологии цветковых растений). Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

С о ч.: Размножение растений, М., 1937; Происхождение наземной растительности, 4 изд., М., 1946; Морфология и систематика высших растений, ч. 1, М., 1947; Морфогения высших растений, М., 1958.

Лит.: Кудряшов Л. В., К. И. Мейер, в сб.: Морфология растений. Сб. ст., посвященных памяти проф. К. И. Мейера, М., 1967, с. 3 - 24 (имеется библ.).

МЕЙЕР (Меуег) Роберт (11.1.1864, Ганновер,-12.12.1947, Миннеаполис), немецкий гинеколог-патогистолог. Мед. образование завершил в Страсбурге (1889). С 1912 директор Патологич. ин-та гинекологич. клиники Берлинского ун-та. В 1939, преследуемый фашистами, эмигрировал в США; в 1939-44 проф. мед. ф-та ун-та штата Миннесота. Осн. работы по гистологии, физиологии и эмбриологии женского полового аппарата. Разработал теорию гистогенеза доброкачественных и злокачественных опухолей, обосновал необходимость ранней диагностики опухолей матки для своеврем. лечения.

С о ч.: The pathology of some special ovarian tumors and their relation to sex characteristics, "American Journal of Obstetrics and Gynaecology", 1931, v. 22, № 5, c. 697-713.

Лит.: Фикс А. Ф., Роберт Мейер (К 100-летию со дня рождения), "Архив патологии", 1965, т. 27, № 7.

МЕЙЕР (Меуег)Ханнес (18.11.1889, Базель,-19.7.1954, Крочифиссо-ди-Саво-са, Швейцария), швейцарский архитектор. Учился в Высшей технич. школе в Берлине (1909-12). В 10-20-е гг. жил в Германии, был близок к голл. группе "Стиль" и к Ле Корбюзье. Жил также в СССР (1930-36) и Мексике (1939-49). Активный пропагандист принципов функционализма, М. стремился к аналитически чёткому построению объёмно-пространств. композиции здания, логически следующей из системы функцион. процессов (неосуществлённый проект Дворца Лиги Наций, совм. с X. Витвером, 1926-27; профсоюзная школа в Бернау близ Берлина, 1928-1930). Социально-политич. взгляды М., убеждённого марксиста, нашли отражение как в его практич. деятельности, отвечавшей реальным потребностям трудящихся (посёлок Фрайдорф близ Базеля, 1919-21; неосуществлённый проект соц-города Нижнекурьинска, 1932), так и в педагогической, связывавшей архит.образование с требованиями социальной действительности (директор "Баухауза" в 1928-30).

X. Мейер и X. В и т в е р. Проект Дворца Лиги Наций в Женеве. 1926-27.

Соч.: [Статьи] "Строить" и "Как я рабо* таю", в сб.: Мастера архитектуры об архи-i тектуре, М., 1972, с. 354-64.
Лит.: Баухауз. Дессау. Период руководства Ганнеса Майера. 1928 - 1930. Каталог выставки, М., 1931; Schnaidt С., Hannes Меуег, Z., 1965.

МЕЙЕР (Меуег) Эдуард (25.1.1855, Гамбург,-31.8.1930, Берлин), немецкий историк древности. Проф. древней истории в Лейпциге (с 1884), Бреслау (Вроцлав) (с 1885), Галле (с 1889), Берлине (в 1902-1923). Всесторонне владея сложным материалом источников (археологич., эпиграфич., литературных, нумизматич. и др.), М. написал значит, исследования по истории Др. Востока, Греции и Рима. В своём осн. труде - пятитомной "Истории древности" (т. 1-5, 1884-1902, 3 изд., 1910-39) изложил всемирную историю, начиная с возникновения др.-вост. цивилизаций и кончая 355 до н. э. (временем крушения господства греков в Сицилии). Несмотря на значит, внимание к экономич. и социальной истории, в основу изложения М. положил политич. события и историю государственности, т. к. форма гос-ва, с его точки зрения, определяет судьбы народа. Особое внимание придавал М. переселениям народов как важному фактору ист. развития (напр., завоеванию Египта гиксосами, Вавилона - касситами, переселению племён в 12 в. до н. э.). Вся история древности излагается М. с позиций теорий цикличности и модернизма. Гомеровская Греция определяется М.как "греческое средневековье", классическая и эллинистическая - как период капитализма, а историей Рима завершается капиталистич. развитие в древности. Исходя из позиций циклизма, М. отрицал поступат. ход ист. развития, утверждая, что высшей ступенью развития общества является капитализм, падение к-рого приводит якобы к гибели культуры.

С о ч.: Geschichte yon Troas, Lpz., 1877; Geschichte des KonigreichsPontos, Lpz., 1879; Geschichte des alien Aegyptens, В., 1887; Untersuchungen zur Geschichte der Gracchen, Halle, 1894; Forschungen zur alten Geschichte, Bd 1-2, Halle, 1892 - 99; Caesars Monarchie und das Principat des Pompejus, 3 Aufl., Stuttg., 1922; Ursprung und Anfange des Christentums, Bd 1 - 3, Stuttg.- [a. o.], 1921-1923; в рус. пер.- Теоретические и методологические вопросы истории, М., 1904.

Лит.: Протасова С. И., История древнего мира в построении Эд. Мейера, "Вестник древней истории", 1938, № 3; Wile ken U., Jaeger W., E. Meyer zum Gedachtnis, Stuttg., 1931; М а г о h 1 Н., E. Meyer. Bibliographic, [В.], 1941.

Л. Н. Казаманова.

МЕЙЕР (Меуег) Юлиус Лотар (19.8. 1830, Фарель, Ольденбург,-11.4.1895, Тюбинген), немецкий химик. Проф. Тюбингенского ун-та (с 1876); чл.-корр. Петерб. АН (1890). Осн. работы в области неорганич., органич. и физич. химии. М. эмпирич. путём пытался сопоставить в общей системе группы сходных химич. элементов. После обнародования Д. И. Менделеевым (1869) периодич. закона химич. элементов М. опубликовал (1870) таблицу элементов, к-рая была, по его словам, "в существенном идентична с данной Менделеевым".

МЕЙЕРА, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ В 1826 нем. гуманистом и демократом И. Мейером (J. Меуег; 1796-1856) в Готе было основано издательство "Библиографический институт" (в 1828-74 находился в Хильдбурхаузене, с 1874 - в Лейпциге), выпустившее в 1840-55 "Большой энциклопедический словарь" ("Das Grosse Conversations-Lexikon") в 46 основных и 6 дополнительных томах (5-е и 6-е изд. словаря легли в основу русской "Большой энциклопедии", изданной т-вом "Просвещение", СПБ, 1900-09). Во время подготовки 7-го изд. словаря (1924-35) "Библиографич. ин-т" встал на путь прославления национал-социализма; 8-е изд. (1936-1942), прерванное на 9-м томе, носило откровенно фашистский характер. После победы над фашизмом в 1945 "Библиографич. ин-т" был ликвидирован как акционерное об-во, а в 1946 восстановлен в Лейпциге в качестве нар. предприятия (VEB) на новых основах, продолжающих прогрессивные традиции 19 в. (в 1961 отмечалась его 135-летняя годовщина). "Библиографич. ин-т" в 1963 издал "Карманный словарь Мейера А - Z" ("Меу-ers Taschenlexikon A - Z"), открывший собой серию "карманных Мейеров" (преим. отраслевых), в 1967-68-3-томный "Малый словарь Мейера" ("Meyers kleines Lexikon"), в 1968- однотомный "Словарь Мейера для юношества" ("Меу-ers Jugendlexikon"), в 1971-2-томный "Новый настольный словарь Мейера" ("Meyers neues Hand-Lexikon"). В 1961 -1969 выпущена 9-томная энциклопедия -"Новый словарь Мейера" ("Meyers neues Lexikon"), в 1971 начата публикация его 2-го издания, рассчитанного на 18 томов. Акционерное об-во "Библиографич. ин-т" в 1953 обосновалось в Мангейме (ФРГ); в 1971 оно приступило к изданию 25-томного -"Энциклопедического словаря Мейера" ("Meyers enzyklopadisches Lexikon"), называя его 9-м изданием Большого энциклопедического словаря Мейера".

И. В. Гудовщикова.

Э. Мейер.

Дж. Мейербер.

В. Э. Мейерхольд.


МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer) Джакомо (наст, имя и фам.- Якоб Либман Б е р; Beer) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина,-2.5.1864, Париж), композитор. Род. в семье евр. банкира. Муз. образование получил под рук. М. Клементи (фп.), К. Ф. Цельтера и Г. И. Фоглера, к-рый направил интерес М. к оперному иск-ву. 1816-24 провёл в Италии, где, овладевая оперным стилем, писал оперы, из к-рых наибольший успех имела "Крестоносец в Египте" (1824, Венеция; 1825, Париж). С 1842 М.- генерал-музик-директор в Берлине. Оригинальный композиторский почерк М. определился к нач. 30-х гг. Был связан в своём развитии с различными творч. школами (немецкой, италь-янской). Создал стиль героико-романтич. большой оперы. Уже ранние его соч. обнаружили тяготение к героич. темам и образам, к широким концепциям. В 30-40-х гг. для парижского театра им написаны лучшие произв. (на либр. Э. Скриба), в т. ч. опера "Роберт-Дьявол" (1831, Париж). С наибольшей полнотой и совершенством оперная концепция М. воплотилась в опере "Гугеноты" (1836, там же; в России - под назв. "Гвельфы и гибеллины"). В "Пророке" (1849, там же; в России - под назв. "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский") обнаружились нек-рые недостатки этого типа оперы, "Африканка" (1865, пост, посмертно) свидетельствовала о его намечающемся кризисе. Основу оперного стиля М. составляют сценически-эффектное, напряжённое развитие сюжета, яркие образы героев, колоритность массовых сцен, психологич. и зрелищные контрасты, стремление придать драме социальное звучание. Развитие целого подчиняется чёткой муз.-драматургич. линии с выделением общей и частных (по актам) кульминаций. М. оказал большое влияние на оперный театр 19 в., однако в дальнейшем наступила реакция против "мейерберовщины", её внешних эффектов (порой в ущерб правдивости и эмоциональной естественности). Меньшее значение имели комич. оперы: "Северная звезда" (1854, Париж) и "Плоэрмельское прощение" ("Динора", 1859, там же). М. принадлежат также кантаты, хоры, орк. произв., театр, музыка (в т. ч. музыка к драме "Струэнзе" М. Бера, брата композитора), фп. пьесы, песни.

Лит.: К р е м л е в Ю. А., Джакомо Мейербер, [Л.], 1936; Соллертин-ский И. И., Джакомо Мейербер, 2 изд., М., 1962; Хохловкина А. А., Западноевропейская опера, М., 1962, с. 350-65; С u r z о n P. H. d e, Meyerbeer, P., [1910J; В е с k е г H., Der Fall Heine-Meyerbeer, В., 1958. Т.Н.Ливанова.

МЕЙЕРБЕРГ (Meyerberg) Августин (1622-1688), австрийский дипломат. В 1661-62 находился в России в составе посольства от австр. имп. Леопольда I, прибывшего для посредничества между Россией и Польшей, воевавшими из-за Украины. Миссия М. окончилась безрезультатно. Итогом пребывания М. в России явилось богато иллюстрированное "Путешествие в Московию", содержащее ценные, хотя порой и тенденциозные, сведения о политич. истории, гос. строе и быте России 17 в.

Соч.: Путешествие в Московию, М., 1874; Альбом Мейерберга. Виды и бытовые картины России XVII в., [т. 1 - 2], СПБ, 1903.

МЕЙЕРГОФ (Meyerhof) Отто (12.4.1884, Ганновер,-6.10.1951, Филадельфия), немецкий биохимик, чл. Нац. АН США (1949). Образование получил во Фрейбурге, Берлине, Страсбурге и Гейдельберге, где в 1909 защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Работал в Киле, Берлине-Далеме, Гейдельберге (1912-38). В 1938 эмигрировал из фашистской Германии. В 1938-40 в Париже. С 1940 проф. Пенсильванского ун-та в Филадельфии. Осн. работы по биохимии мышечного сокращения. Исследовал ферментативные превращения углеводов и сопряжённые с ними превращения аденозинтрифосфата и креатинфосфата. Описал связь анаэробного распада и аэробного синтеза углеводов в работающей и отдыхающей мышце (т. н. цикл Пастера- Мейергофа), показал, что энергия, освобождающаяся в ходе хим. превращений углеводов, используется в процессе мышечного сокращения. Нобелевская пр. (1922). Иностр. чл. Лондонского королев, об-ва, почётный чл. ряда зарубежных академий и обществ.

С о ч.: Die chemischen Vorgange in Muskel und ihr Zusammenhang mit Arbeitsleistung und Warmebildung, В., 1930; a рус. пер.-Химическая динамика жизненных явлений, М. - Л., 1926; Термодинамика жизненных процессов, М. - Л., 1928.

МЕЙЕР-ЛЮБКЕ (Meyer-Lubke) Вильгельм (30.1.1861, Дюбендорф, Швейцария,-4.10.1936, Бонн), австрийский языковед, проф. ун-тов Йены (с 1887), Вены (с 1890), Бонна (с 1915). Примыкал к школе младограмматиков (см. Младо-грамматизм), занимался романскими языками. Автор сравнит, грамматики и этимологич. словаря романских языков. Последние годы жизни исследовал албанский и румынский языки. Для изучения рум. яз. при Венском ун-те был учреждён возглавляемый М.-Л. спец. ин-т.

Соч.: Grammatik der romanischen Spra-chen, Bd 1 - 4, Lpz., 1890 - 1902; Einfuhrung in das Studium der romanischen Sprachwissen-schaft, 3 Aufl., Hdlb., 1920; Romanisches etymologisches Worterbuch, 3 Aufl., Hdlb., 1935.

МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль (12.2. 1859, Люблин, Польша,-4.12.1933, Париж), французский философ-идеалист. С 1882 жил во Франции. Работы М. посвящены теории познания. С точки зрения М., теория познания изучает формы разума в готовом, овеществлённом знании и потому необходимо становится историко-критич. исследованием науки. В основе разума, по М., лежит априорный принцип тождества; познание означает отождествление различного. Категории, науч. теории, согласно М., возникают в результате взаимодействия априорной отождествляющей способности разума с эмпирич. материалом, а поэтому не априорны и не апостериорны, а лишь "правдоподобны ". Ви дя в причинности основу для объяснения в науке, М. понимает её как выражение неизменности предмета во времени. Причина и следствие мыслятся как равные, следствие логически вытекает из причины. Познание законов М. противопоставляет познанию причинных связей. М. критикует субъективистские истолкования теории относительности и квантовой механики в духе махизма. Однако метафи-зич. противопоставление тождества и различия, разума и действительности приводит философию М. по существу к агностицизму.

С о ч.: De 1'explication dans les sciences, t. 1 - 2, P., 1921; La deduction relativiste, P., 1925; Du cheminement de la pensee, t. 1-2, P., 1931; Reelet determinisme dans la physique quantique, P., 1933; в рус. пер.- Тождественность и действительность, СПБ, 1912.

Лит.: К е 1 1 у Th. R., Explanation and reality in the philosophy of E. Meyerson, L., 1937; М а г с u с с i S., E. Meyerson, Torino, 1962. В. А. Лекторский.

МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич [28.1(9.2).1874, Пенза,-2.2.1940, Москва], советский режиссёр и актёр, нар. арт. Республики (1923). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895 поступил на юрид. ф-т Моск. ун-та, в 1896- на 2-й курс драматич. класса Муз.-драматич. уч-ща Моск. филармонич. общества; по окончании в 1898 вошёл в труппу Московского Художеств, театра. Наиболее значит, роли М.- Треплев, Тузенбах ("Чайка", "Три сестры" Чехова), Иоганнес ("Одинокие" Гауптмана), Мальволио, принц Арагонский ("Двенадцатая ночь", "Венецианский купец" Шекспира). В 1902 М. ушёл из МХТ; до 1905 возглавлял организованное им "Товарищество новой драмы" (Херсон, Николаев, Тбилиси), где выступил и как режиссёр. Здесь начала формироваться художеств, программам., связанная с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актёрского действия живописно-декоративному началу. Эта программа получила обоснование в работе М. в Студии на Поварской (Москва, 1905), созданной по инициативе К. С. Станиславского. Оценивая подготовленные М. спектакли ("Смерть Тентажиля" Метерлинка и "Шлюк и Яу" Гауптмана), Станиславский считал, что здесь актёры являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых М. осуществлял свои интересные идеи. Наиболее полно выражение стилистики условного театра нашло в театре В. Ф. Комиссаржевской (Петербург), где в 1906-07 М. был гл. режиссёром. Продолжив режиссёрскую деятельность в Александрийском т-ре (с 1908), М. ставил уже иную задачу -возрождение принципов "театра прошлых эпох"; стремился к сочетанию трагич. гротеска с традициями народного площадного зрелища (в спектаклях "Дон Жуан" Мольера, "Маскарад" Лермонтова), что имело важное значение для его 'дальнейшей деятельности. В частности, стало основой экспериментальной работы М. в Студии на Бородинской (с 1914, Петербург), где М. поставил "Незнакомку" и "Балаганчик" Блока.

Протест против буржуазно-мещанского эпигонского натурализма привёл М. в первые же годы после Октябрьской революции 1917 к выдвижению идей "Театрального Октября", направленных на создание ярко-зрелищного политически-агитационного театра. Пережитки символистских влияний, крайности полемики против академич. театров нередко были ощутимы в деятельности М. в сов. время. Однако наиболее значит, спектакли возглавлявшегося им в 1920-1938 театра (см. Мейерхольда имени театр) были направлены на создание иск-ва, связанного с революц. современностью как своим содержанием, так и присущей им динамич. формой. Они были близки поэтике В. В. Маяковского, его трактовке театра как соединения "трибуны" и "зрелища". Это характерно для спектаклей "Мистерия-Буфф", "Клоп" и "Баня" Маяковского, "Зори" Верхарна, "Мандат" Эрдмана, "Последний решительный" Вишневского, "Вступление" Германа. Работая над произв. классич. драматургии, М. стремился к заострённому социально-обличительному и ярко-зрелищному раскрытию пьесы, властно подчиняя сценическое воплощение своему режиссёрскому видению, порой не останавливаясь даже перед перемонтировкой текста ["Лес" Островского, "Ревизор" Гоголя, "Горе уму" ("Горе от ума") Грибоедова и др.].

М. осуществлял свои искани-я и в муз. театре. В предреволюционные годы он ставил оперы в петерб. Мариинском театре ("Орфей и Эвридика" Глюка, 1911), а в 1935 дал новое сценич. прочтение Сцены из спектаклей: 1 - "Последний решительный" Вс. Вишневского. 1931. 2 -"Клоп"В. В. Маяковского. 1929. Режиссёр В. Э. Мейерхольд, "Пиковой дамы" Чайковского (Малый оперный театр, Ленинград).

В 1922-24 М. был художеств, руководителем московского Театра Революции. После закрытия Театра им. Мейерхольда (1938) К. С. Станиславский привлёк М. к работе в руководимом им оперном театре.

Творч. поиски М. оказали большое влияние на советский и зарубежный театр.

Соч.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 - 2, М., 1968.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108 - 16, 373-407; Маяковский В. В., Поли, собр. соч., т. 12, М., 1959; Волков Н., Мейерхольд, т. 1 -2, М.- Л., 1929; Гвоздев А. А., Театр им. Вс. Мейерхольда (1920-1926), Л., 1927; А л п е р с Б., Театр социальной маски, М.- Л., 1931; Р о-стоцкийБ., О режиссёрском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960: Встречи с Мейерхольдом. Сб. воспоминаний, М., 1967; Рудницкий К. Л., Режиссёр Мейерхольд, [М., 1969]. Б. И. Ростоцкий.

МЕЙЕРХОЛЬДА ИМЕНИ ТЕАТР, советский драматический театр (Москва). С 1920 работал под названием Театр РСФСР 1-й, в 1922 в качестве Вольной мастерской Мейерхольда при Государственных высших театральных мастерских вошёл в Театр актёра, преобразованный в конце того же года в Театр ГИТИСа; с 1923 наз. Театр им. Мейерхольда (с 1926- Гос. театр им. Мейерхольда). Направление деятельности театра определялось его руководителем -В. Э. Мейерхольдом и отражало сложный путь развития его режиссёрского творчества. Все спектакли театра ставились Мейерхольдом (изредка совм. с др. режиссёрами). Театр открылся "Зорями" Верхарна (1920, реж. Мейерхольд и и В. М. Бебутов) - торжественным, ораториально-митинговым зрелищем. Начатая "Зорями" установка на сближение театра с революционной современностью, на превращение его в средство политич. агитации получила развитие в спектаклях "Мистерия-Буфф" Маяковского (2-я ред., 1921, реж. Мейерхольд и Бебутов), "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), "Д. Е." Подгаецкого по Эренбургу (1924). Сатирич. обличению мещанства была подчинена постановка "Мандата" Эрдмана (1925). В театре впервые нашли своё воплощение пьесы Маяковского "Клоп" (1929) и "Баня" (1930). Важное значение для развития сов. театра имели публицистич. спектакли: "Рычи, Китай" Третьякова (1926), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Германа (1933). В то же время в нек-рых постановках на первый план выступало решение формальных задач, спектакли строились на принципах "биомеханики", близкой конструктивизму ("Великодушный рогоносец" Кроммелин-ка, 1922). Противоречивыми были обращения театра к классич. драматургии: "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922), "Лес" Островского (1924), "Ревизор" Гоголя (1926), "Горе уму" по "Горю от ума" Грибоедова (1928), "33 обморока" ("Предложение", "Медведь" и "Юбилей" Чехова, 1935). В осуществлении этих пьес драматургия нередко оказывалась не только полностью подчинённой, но отчасти и деформированной субъективным видением режиссёра. Трудности, обозначившиеся в жизни театра в сер. 30-х гг., связанные с пересмотром его руководителем своего творч. опыта, со стремлением сблизиться с системой психологич. театра (примером чего явилась постановка "Дамы с камелиями" Дюма-сына, 1934), с нек-рым ослаблением контактов с сов. драматургией, дали повод для обвинений театра в отрыве от сов. действительности. В 1938 театр был закрыт. В труппе театра в различные годы были актёры: М. И. Бабанова, Н. И. Боголюбов, Э. П. Гарин, М. И. Жаров, И. В. Ильинский, С. А. Мартинсон, Д. Н. Орлов, 3. Н. Райх, Л. Н. Свердлин, М. И. Царёв, М. М. Штраух; режиссёры: Л. В. Варпаховский, Б. И. Ра-венских, П. В. Цетнерович, И. Ю.Шлепя-нов, Н. В. Экк и др.

Лит. см. при ст. Мейерхольд В. Э.

Б. Н. Ростоцкий.

МЕЙКОН (Масоп), город на Ю.-В. США, в шт. Джорджия, на р. Окмалги. 122,4 тыс. жит., с пригородами 206 тыс. жит. (1970), св. Чз- негры. Переработка с.-х. и лесной продукции (хлопка, земляного ореха и др.). Произ-во запасных частей для автомобилей и самолётов.

МЕЙЛАХ Борис Соломонович [р. 26 6 (9.7).1909, Лепель, ныне Витебской обл.], советский литературовед. Чл. КПСС с 1940. Окончил лит. ф-т МГУ (1931). С 1935 ведёт науч. работу в Пушкинском доме. Проф. ЛГУ (1947-66). Автор кн. "Ленин и проблемы русской литературы конца XIX - начала XX вв." (1947, 4 изд. 1970; Гос. пр. СССР, 1948), работ о жизни и поэзии А. С. Пушкина, по методологии литературоведения, психологии творчества. Разрабатывает принципы комплексного изучения художеств, и науч. творчества.

Соч.: Пушкин и русский романтизм, М.-Л., 1937; Пушкин и его эпоха, М., 1958; Уход и смерть Льва Толстого, М.-Л., 1960; Художественное мышление Пушкина как творческий процесс, М.-Л., 1962; Талант писателя и процессы творчества, [Л.], 1969; На рубеже науки и искусства, Л., 1971. Лит.: Измайлов Н. В., Б. С. Мей-лах, "Русская литература", 1969, №4.

МЕЙЛЕР (Mailer) Норман (р. 31.1.1923, Лонг-Бранч, шт. Нью-Джерси), американский писатель и публицист. По образованию инженер; в годы 2-й мировой войны 1939-45 служил на флоте на Тихом ок. В романе М. "Нагие и мёртвые" (1948, рус. пер. 1972) разоблачение милитаризма и фашиствующих элементов в армии США сочетается с натуралистич. изображением быта. В последующих романах М.-"Берег варваров" (1951), "Олений парк" (1955), "Американская мечта" (1965), "Зачем мы во Вьетнаме?" (1967)-усиливаются фрейдистские мотивы; сатира на амер. образ жизни соседствует с экзистенциалистскими взглядами. В 60-е гг. М.- активный сторонник движения против войны во Вьетнаме. Широкую известность приобрели его документальные репортажи "Армии ночи" (1968), "Майами и осада Чикаго" (1968, рус. пер. 1971) и др.

С о ч.: Advertisements for myself, N. Y., 1959; A fire on the moon, L., 1970.

Лит.: История американской литературы, т. 2, М., 1971; GeismarM., American moderns..., N. Y., 1958; К a u f-mann D. L., Norman Mailer, L.-Amst., 1969: Poirier R., Norman Mailer, N. Y., 1972.

МЕЙМАН (Meumann) Эрнст (29.8.1862, Ирдинген, близ г. Крефельд,-26.4.1915, Гамбург), немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в ун-тах Берлина, Галле, Бонна. Был сотрудником В. Вундта в Лейпциге. С 1897 профессор философии и педагогики в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге.

Наибольшее значение имели экспериментальные исследования развития памяти у детей. М. сделал попытку синтезировать различные психологич. концепции развития ребёнка, его способностей, успешности обучения и т. п. и положить их в основу теории и практики воспитания. Автор ряда работ по эстетике.

Соч. в р у с. пер.: Экономия и техника памяти, М., 1913; Лекции по экспериментальной педагогике, 3 изд., ч. 1-3, М., 1914-17; Интеллигентность и воля, [М.], 1917; Очерк экспериментальной педагогики, 2 изд., М., 1922.

Лит.: Введение в современную эстетику,

М., 1909; Эстетика, т. 1-2, М., 1919; М и 1l е г Р., Е. Meumann als Begriinder der experimentellen Padagogik, Z., 1942 (Diss.).

А. И. Пискунов.

МЕЙМЕНЕ, город на С. Афганистана, адм. центр пров. Фариаб. 55,5 тыс. жит. (1969). Расположен на Бактрийской равнине, в оазисе. Торговля шерстью, каракулем, кожами, зерном, маслосемена-ми. Развито ковроткачество. В р-не М.-посевы пшеницы, каракулеводство.

МЕЙНЕКЕ (Meinecke) Фридрих (30.10. 1862, Зальцведель,-6.2. 1954, Зап. Берлин), немецкий историк. Проф. Страсбургского (1901-06), Фрейбургского (1906-14), Берлинского (1914-28) университетов. В 1896-1935 гл. редактор журн. "Хисторише цайтшрифт" ("Histo-rische Zeitschrift"). Труды М. лишь в небольшой степени - конкретно-историч. исследования; важнейшие из них посвящены изучению истории идей, к-рые М. считал двигателем историч. процесса. В кн. "Космополитизм и национальное государство" (1908) он представил историю объединения Германии в виде развития идеи нац. гос-ва. Ослабление позиций герм, империализма после 1-й мировой войны 1914-18 привело М. к отказу от традиционного для дворянско-бурж. историографии представления о гос-ве как воплощении нравственной идеи ("Идея государственного разума в новой истории", 1924). М. стал утверждать, будто в истории большую роль играет иррациональное, "демоническое" начало. Сообразуясь с новыми ист. условиями, М. призывал опираться на с.-д-тию и высказывался за союз с зап. державами. В годы фаш. диктатуры вышел крупный теоре-тико-методологич. труд М. "Возникновение историзма" (1936), в к-ром он суммировал свои воззрения на историч. явления как сугубо индивидуальные комплексы, не подчинённые каким-либо объективным закономерностям. После разгрома фашизма М. в кн. "Германская катастрофа" (1946) подверг критике нек-рые стороны политич. курса герм. империализма и, отказываясь от наиболее обанкротившихся доктрин идеалистич. методологии, стремился отстоять её суть. Будучи с 1948 ректором т. н. Свободного ун-та в Зап. Берлине, М. принял активное участие в разжигании "холодной войны".

Лит.: Данилов А. И., Фридрих Мейнеке и немецкий буржуазный историзм, "Новая и новейшая история", 1962, № 2; L о z е k G., S у г b е Н., Geschichtsschrei-bung contra Geschichte, В., 1964.

Л. И. Гинцберг.

МЕЙНИНГЕН (Meiningen), город на юге ГДР, в округе Зуль, в верховьях р. Вер-ра. 25,4 тыс. жит. (1970). Машиностроит., метизная, швейная, деревообр., бум. пром-сть. Пед. ин-т. В прошлом резиденция герцогов Саксен-Мейнинген (1680-1918); сохранились парк и замок. В 60-сер. 90-х гг. 19 в. был известен как один из центров нем. театр, иск-ва (см. Мей-нингенский театр). Театральный музей.

МЕЙНИНГЕНСКИЙ ТЕАТР, немецкий театр. Существовал с кон. 18 в. в Мейнингене, столице Саксен-Мейнингенского герцогства. Получил мировую известность в 60-90-х гг. 19 в. Период наибольшего подъёма творческой жизни театра связан с деятельностью герцога Георга II и режиссёра Л. Кронека, последнему гл. обр. М. т. и обязан своей славой. В 1874-90 театр гастролировал в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Австро-Венгрии, Польше, скандинавских странах, Египте, в России (1885, 1890). Основу его репертуара составляла по преимуществу классич. драматургия -"Орлеанская дева", "Мария Стюарт", "Лагерь Валленштейна" Шиллера; "Юлий Цезарь", "Гамлет", "Макбет", "Венецианский купец" Шекспира. Ставились также пьесы Г. Клейста, Г. Э. Лессинга, Ф. Грильпарцера, Мольера, Дж. Байрона, Г. Ибсена. М. т. развивал традиции т. н. "живописной режиссуры" Ф. Дин-гелштедта и Э. Девриента. Его руководители придавали первостепенное значение зрелищно-постановочной культуре спектакля, добиваясь историч., этнографии, и бытовой достоверности. Заслугой театра было утверждение принципа актёрского ансамбля, подчинение всех компонентов единому замыслу, выразит, разработка массовых сцен. К. С. Станиславский говорил о большом положит, значении творч. опыта М. т., высоко ценил присущие ему "...режиссерские приемы выявления духовной сущности произведения" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 132), однако указывал, что руководители театра "...не обновили старых, чисто актерских приемов игры" (там же, с. 130), хотя в их спектаклях и принимали участие талантливые актёры (Л. Барнай, Л. Теллер, О. Лоренц и др.).

Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 129-32; Ростоцкий Б. И., Мейнингенцы, в кн.: История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Winds A., Geschichte der Regie, В.-Lpz., 1925; Grube M., Geschichte der Meininger, Stuttg.-B., 1926.

Б. И. Ростоцкий.

МЕЙНОНГ (Meinong) Алексиус фон (17.7.1853, Львов,-27.11.1920, Грац), австрийский философ-идеалист и психолог. С 1882 проф. ун-та в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологич. лабораторию. Философия М. представляет собой разновидность неореализма. Исходя из философии Д. Юма и своего учителя Ф. Брен-тано, М. развил идеалистич. "теорию предметности", понимая под "предметом" не материальный объект, а данность объекта в переживании. При этом, по его мнению, безразлично, какова природа этого объекта: реальная ли это вещь или идеальное отношение, напр, понятия сходства и различия. Объект становится "предметом" только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенциональности нем. философа Э. Гуссерля. Но в отличие от феноменологии Гуссерля, М. признаёт логич. примат за "предметами", а не за актами сознания. М. разрабатывал также общую теорию ценностей. Идеи М. оказали влияние на развитие неопозитивизма и, в частности, на ранние работы Б. Рассела. С о ч.: Untersuchungen zur Gegenstands-theorie und Psychologie, Lpz., 1904; Uber die Stellung der Gegenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; Uber Moglichkeit und Wahrscheinlichkeit, Lpz., 191 Zur Grundlegung c}er allgemeinen Wei theorie, Graz, 1923; Uber Annahmen, 3 Aufl Lpz., 1928; Gesamtausgabe, Bd 1, Graz, 196

Лит.: Т е g e n E., A. von Meinong, Lunc 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 195!

А. Г. Мысливченко

"МЕЙНСТРИМ" ("Mainstream"-"Главное направление"), американский литературный и общественно-политич. журнал; изд. с 1911 по 1962 под назв. "Массес" (-"Masses", 1911-17), "Либерейтор" ("Liberator", 1918-24), "Нью массес" ("New Masses", 1926-47), "Массес энд мейнстрим" (-"Masses and Mainstream", 1948-57), "Мейнстрим" (1957-1962). В 1910-е гг. был центром притяжения передовых художеств, сил (Дж. Рид, Ю. О'Нил, К. Сэндберг и др.). В "М." были напечатаны сокращённый перевод "Письма к американским рабочим" В. И. Ленина, воспоминания М. Горького о В. И. Ленине; с осени 1919 "М."- орган компартии США. В 30-е гг. М., преодолев сектантские ошибки, сыграл выдающуюся роль в сплочении вокруг себя амер. писателей на широкой антифаш. и общедемократич. платформе. В нём печатались Т.Драйзер, Э. Хемингуэй, Т.Вулф, Э. Колдуэлл, М. Голд и др.; "М." выступал за социалистич. реализм, отстаивал демократич. и революц. нац. традиции, призывал к освоению опыта сов. лит-ры. В кон. 40 - нач. 50-х гг. "М." боролся с упадочным бурж. иск-вом, за мир, против маккартизма; в нём печатались Ф. Боноски, Дж. X. Лоусон, У. Дюбуа, Дж. Норт, С. Финкелстайн и др.

Лит.: Гиленсон Б., Я видел рождение нового мира. (Публицистика Джона Рида 1917 - 1920 гг.), "Вопросы литературы", 1961, № 11; Echoes of revolt: "The Masses". 1911 -1917. Ed. by W. O'Neill, Chi., 1966; "New Masses". An anthology of the rebel thirties. Ed. by J. North, N. Y., 1969. Б. А. Гиленсон.

МЕЙНХОФ (Meinhof) Карл (1857-1944), немецкий языковед; см. Майнхоф К..

МЕЙО (Мауо), семья американских xирургов. Уильям Уарелл М. (31.5. 1819, Манчестер,-6.3.1911, Рочестер), получил образование химика в Оуэне-колледже (Манчестер); ученик Дж. Дальтона. С 1845- в США. Медицину изучал в г. Лафайетт (шт. Индиана), диплом врача получил (1854) в ун-те шт. Миссури в Сент-Луисе. С 1863 хирург в Рочестере, где основал больницу Сент-Мэрис (1883). Известен работами по хирургии брюшной полости. Одним из первых в США применил микроскоп для мед. исследований. Уильям Джеймс М. (29.6.1861, Ле-Сур, Миннесота,-28.7.1939, Рочестер), в 1883 окончил Мичиганский ун-т. С того же года хирург в больнице Сент-Мэрис (г. Рочестер), основанной его отцом У. У. Мейо. В 1889 на базе этой больницы совм. с братом Ч. X. Мейо основал комплекс клиник (ныне всемирно известная клиника Мейо). В 1915 братья М. учредили фонд М.- Мауо Foundation for Medical Education and Research; функционируют мед. ф-т, Ин-т усовершенствования врачей и многие н.-и. ин-ты. Осн. работы по хирургии брюшной полости и урологии. Автор трудов по вопросам философии и организации медицины. Президент Амер. мед. ассоциации (1906-07), Амер. хирургич. ассоциации (1913-14), почётный член многих науч. орг-ций США и св. 20 др. стран. Чарлз Хорас М. (19.7.1865, Рочестер,-26.5.1939, Чикаго), мед. образование получил в Чикаго (1888). С 1889 гл. хирург клиники Мейо. В 1919-1936 проф. Ин-та усовершенствования врачей и мед. школы фонда Мейо. Гл. консультант хиругич. службы США во время 1-й мировой войны 1914-18, бригадный генерал мед. службы запаса. Осн. работы по различным вопросам хирургии (операции по поводу зоба, пересадки мочеточников, операции на жёлчных протоках и др.), а также организации и управлению мед. центрами. Президент Амер. мед. ассоциации (1916-17), Амер. коллегии хирургов (1914-15), почётный член мн. обществ в США и за рубежом.

Соч.: May о С h. H., Surgery of the liver, the gall-bladder and the biliary ducts, в кн.: Keen W. W. (ed.), Surgery, v. 3, Phil.- L., 1908; The thyroid gland, St. Louis, 1925 (совм. с H. W. Plummer).

Лит.: W i l s о n L. В., W. Worrell Mayo, A pioneer surgeon of the Nortwest, "Surgery gynecology and obstetricss", 1927, v. 44, May; Линберг Б. Э., Американская хирургическая клиника (по личным впечатлениям), М., 1929; [Чарльз и Уильям Мейо]. Некролог, "Новый хирургический архив", 1939, т. 45, кн. 2; Ю д и н С. С., Братья Мэйо по личным воспоминаниям, "Хирургия", 1940, № 2-3.

Р. С. Рабинович.

МЕЙОЗ (от греч. meiosis - уменьшение), редукционное деление, деления созревания, способ деления клеток, в результате к-рого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом в два раза и одна диплоидная клетка (содержащая два набора хромосом) после двух быстро следующих друг за другом делений даёт начало 4 гаплоид-ным (содержащим по одному набору хромосом). Восстановление диплоидного числа хромосом происходит в результате оплодотворения. М.-обязательное звено полового процесса и условие формирования половых клеток (гамет). Биологич. значение М. заключается в поддержании постоянства кариотипа в ряду поколений организмов данного вида и обеспечении возможности рекомбинации хромосом и генов при половом процессе. М.- один из ключевых механизмов наследственности и наследств, изменчивости. Поведение хромосом при М. обеспечивает выполнение осн. законов наследственности (см. Менделя законы).

В зависимости от места М. в жизненном цикле организмов различают 3 типа М. Гаметный, или терминальный, М. (у всех многоклеточных животных и ряда низших растений), происходит в половых органах и приводит к образованию гамет. Зиготный, или начальный, М. (у мн. грибов и водорослей), происходит в зиготе сразу после оплодотворения и приводит к образованию гаплоидного мицелия или таллома, а затем спор и гамет. Споровый, или промежуточный, М. (у высших растений), имеет место накануне цветения и приводит к образованию гаплоидного гаметофита, в к-ром позднее образуются гаметы. У простейших (Protozoa) встречаются все 3 типа М. Перед М. происходит удвоение кол-ва ДНК в клетке. В ходе двух делений М. (рис.) ДНК делится поровну между 4 клетками. В результате первого (редукционного) деления М. пары гомологичных хромосом разъединяются и члены пар расходятся в 2 клетки (редукция числа хромосом). Каждая хромосома сохраняет две продольные половины - хроматиды. В результате второго (эквационного) деления хроматиды расходятся в разные клетки и каждая из 4 сестринских клеток получает по одной хроматиде. Т. о., первое деление М. принципиально отличается от митоза, а второе - это митоз в клетках с гаплоидным числом хромосом. Во время М., перед редукцией числа хромосом, происходит обмен участками гомологичных хромосом - кроссинговер, приводящий к перераспределению аллель-ных генов (см. Аллели). М. длится много дольше митоза: напр., у пшеницы он продолжается 24 часа, у лилии -9-12 суток, у мыши -11-14 суток, у человека -24. У ряда животных и человека во время образования женских половых клеток (см. Оогенез) М. останавливается на срок до неск. лет и завершается только во время оплодотворения.

Схема мейоза: 1 - лептотена; 2 - зиготен на; 3 - пахитена; 4 - диплотена; 5 - диа-кинез; 6 - метафаза I; 7 - анафаза I; 8 - телофаза I; 9 - интеркинез; 10 - метафаза II; 11-анафаза II; 12 - телофаза П. Одна из двух гомологичных хромосом заштрихована, другая - белая. Обмен белыми и заштрихованными участками хромосом - результат кроссинговера. Маленькие белые кружки - центромеры, большой круг - контур ядра. В метафазе и анафазе обоих делений ядерная мембрана исчезает. В телофазе возникает снова. В метафазе и анафазе обоих делений стрелками показано направление растягивания и движения хромосом с помощью нитей веретена.

Первая фаза М.- профаза I, наиболее сложная и длительная (у человека 22,5, у лилии 8-10 суток), подразделяется на 5 стадий. Лептотена - стадия тонких нитей, когда хромосомы слабо спирализованы и наиболее длинны, видны утолщения - хромомеры. Зиготена - стадия начала попарного, бок о бок соединения (синапсиса, конъюгации) гомологичных хромосом; при этом гомологичные хромомеры взаимно притягиваются и выстраиваются строго друг против друга. Пахитена - стадия толстых нитей; гомологичные хромосомы стабильно соединены в пары - биваленты, число к-рых равно гаплоидному числу хромосом; под электронным микроскопом видна сложная ультраструктура в месте контакта двух гомологичных хромосом внутри бивалента: т. н. синаптонемальный комплекс, к-рый начинает формироваться ещё в зиготене; в каждой хромосоме бивалента обнаруживаются 2 хроматиды; т. о., бивалент (тетрада, постарей терминологии) состоит из 4 гомологичных хро-матид; на этой стадии происходит кроссин-говер, осуществляющийся на молекулярном уровне; цитол. последствия его обнаруживаются на след, стадии. Диплотена - стадия раздвоившихся нитей; гомологичные хромосомы начинают отталкиваться друг от друга, но оказываются связанными, обычно в 2-3 точках на бивалент, где видны хиазмы (перекресты хроматид) - цитологическое проявление кроссинговера. Диакинез - стадия отталкивания гомологичных хромосом, к-рые по-прежнему соединены в биваленты хиазмами, перемещающимися на концы хромосом (терминализация); хромосомы максимально коротки и толсты (за счёт спирализации) и образуют характерные фигуры: кресты, кольца и др. Следующая фаза М.- метафаза I, во время к-рой хиазмы ещё сохраняются; биваленты выстраиваются в ср. части веретена деления клетки, ориентируясь центромерами гомологичных хромосом к противоположным полюсам веретена. В анафазе I гомологичные хромосомы с помощью нитей веретена расходятся к полюсам; при этом каждая хромосома пары может отойти к любому из двух полюсов, независимо от расхождения хромосом др. пар. Поэтому число возможных сочетаний при расхождении хромосом равно 2", где п - число пар хромосом. В отличие от анафазы митоза, центромеры хромосом не расщепляются и продолжают скреплять 2 хроматиды в хромосоме, отходящей к полюсу. В тело-фазе I у каждого полюса начинается деспирализация хромосом и формирование дочерних ядер и клеток. Далее следует короткая интерфаза без редупликации ДНК - интеркинез, и начинается второе деление М. Профаза II, метафаза II, анафаза II и т е-л о ф а з а II проходят быстро; при этом в конце метафазы II расщепляются центромеры, и в анафазе II расходятся к полюсам хроматиды каждой хромосомы. Эта классич. схема М. имеет исключения. Напр., у растений рода ожика (Luzula) и насекомых сем. кокцид (Сос-cidae) в первом делении М. расходятся хроматиды, а во втором - гомологичные хромосомы, однако и в этих случаях в результате М. происходит редукция числа хромосом. Различия между сперматогенезом и оогенезом у животных и образованием микроспор и мегаспор у растений не отражаются на поведении хромосом в ходе М., хотя размеры и судьбы сестринских клеток оказываются разными. Известны аномалии М. У межвидовых гибридов все хромосомы, а у анеуплоидов (см. Анеуплоидия) непарные хромосомы не способны конъюгировать и остаются в виде унивалентов; у автополиплои-дов (см. Автополиплоидия) образуются объединения более чем из 2 хромосом - т. н. мультиваленты. В каждом из этих случаев невозможна правильная редукция числа хромосом в анафазе I; образующиеся гаметы (с несбалансированными наборами хромосом) либо сами нежизнеспособны, либо дают нежизнеспособное или уродливое потомство (см. Хромосомные болезни). Отсутствие хиазм (ахизматия) обычно приводит к тем же результатам, однако у самцов нек-рых видов мух, в т. ч. у дрозофилы, хиазмы всегда отсутствуют, хотя гаметы образуются нормальные. Причины перехода клеток от деления путём митоза к М. в жизненном цикле каждого организма, а также молекулярные механизмы конъюгации гомологичных хромосом и кроссинговера исследуются.

Илл. см. на вклейке, табл. 1(стр. 64-65).

Лит.: Соколов И. И., Цитологические основы полового размножения многоклеточных животных, в кн.: Руководство по цитологии, т. 2, М.- Л., 1966, с. 390 -460; Райков И.Б., Кариология простейших, Л., 1967; Богданов Ю. Ф., Гомологичная конъюгация хромосом, в кн.: Успехи современной генетики, т. 3, М., 1971, с. 134-61; Swanson С. P., Cytology and cytogenetics, Englewood Cliffs, 1957; R h о а-d e s М. М., Meiosis, в кн.: The cell. Biochemistry. Physiology. Morphology, v. 3, N. Y., 1961, p. 1-75; J о h n В., Lewis K. R., The meiotic system, W.-N. Y., 1965; (Protoplasmatologia, Bd 6, fasc. 1); W e s-tergaard M.,Wettstein D. von, The Synaptinemal complex, n кн.: Annual Review of Genetics, v. 6, 1972, p. 71 - 110.

Ю. Ф. Богданов.

МЕЙРИНК (Meyrink) Густав (19.1.1868, Вена,-4.12.1932, Штарнберг), австрийский писатель. Окончил торг, академию в Праге. С 1903 сотрудник журн. "Симп-лициссимус". Автор сб-ков новелл "Горячий солдат" (1903), "Орхидеи" (1904) и др., объединённых в трёхтомник "Волшебный рог немецкого обывателя" (т. 1-3, 1909-13), а также сб-ков новелл "Лиловая смерть" (1913, рус. пер. 1923), "Летучие мыши" (1916, рус. пер. 1923) и др. Увлечение мистическим, гротескно-фантастическим сочетается у М. с пародийным, сатирич. изображением бурж. строя (роман "Голем", 1915, рус. пер. 1922). В позднем творчестве (романы "Ангел с западного окна", 1920, и др.) М. полностью отходит от реализма. В кн. "На пороге потустороннего" (1923) сказалось увлечение М. оккультизмом, теософией.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-6, Lpz., 1917.

Лит.: Jung К. G., Die Gestaltungen des Unbewufiten, Z., 1950; Frank E., G. Meyrink, Budingen - Gettenbach, 1957.

МЕЙСЕЛЬ Максим Николаевич {p. 28.9(11.10).1901, Петербург], советский микробиолог и цитолог, чл.-корр. АН СССР (1960). Чл. КПСС с 1961. Окончил 1-й Ленингр. мед. ин-т (1926). Один из организаторов Дальневост. филиала АН СССР (1932). С 1934- в Ин-те микробиологии АН СССР, с 1952 зав. отделом этого ин-та. Одновременно с 1959 зав. лабораторией Ин-та молекулярной биологии АН СССР, с 1946- в МГУ, проф. с 1953. Президент Всесоюзного мик-робиологич. об-ва (с 1971). Осн. труды по функциональной морфологии и физио-логич. цитологии микроорганизмов. Детально исследовал цитофизиологию дыхания и спиртового брожения, гипер-и авитаминоз, сверхсинтез витаминов у микробов; предложил способы повышения биосинтеза ряда витаминов. Обнаружил (1928) явление химич. мутагенеза у микроорганизмов. Инициатор развития в СССР физиолого-цитологич. направления в микробиологии и флюоресцентной микроскопии. Ряд работ по радиобиологии. Гос. пр. СССР (1971) за работы по микробиологии, синтезу белка из углеводородов нефти. Награждён 5 орденами, а также медалями.

Соч.: Влияние хлороформа на развитие дрожжей, "Микробиологический журнал", 1928, т. 6; Функциональная морфология дрожжевых организмов, М. - Л., 1950; О биологическом действии ионизирующих излучений на микроорганизмы, М., 1955; Флуоресцентная микроскопия и цитохимия в общей микробиологии, в сб.: Успехи микробиологии, т. 7, М., 1971.

МЕЙСЕН (Meissen), город в ГДР, в округе Дрезден, у подножия горного массива Бургберг. 45,6 тыс. жит. (1970). Известный старинный центр фарфоровой и керамич. пром-сти (см. Мейсенский фарфор). Машиностроит., метизная, джутовая, кож,-обув., пивоваренная пром-сть, произ-во глазури и красок для керамики. Высшая школа с.-х. производств, кооперативов, инж. школа и др. уч. заведения. В окрестностях - добыча высококачественных каолина и глины. В М. сохранился комплекс собора и замка на скале над р. Эльба: готич. собор Санкт-Йоханнес-унд-Донатус (сер. 13-15вв.; первоначально базилика, с 14в.-зальный храм; 2 башни - нач. 20 в.), гл. постройка комплекса - позднеготич. Альбрехтсбург (1471-85, арх. Арнольд Вестфальский; богатая кам. резьба), среди др. сооружений- позднеготич. дворец епископов (кон. 15-нач. 16 вв.; перестроен в 1912). Церкви Фрауэнкир-хе (2-я пол. 15 в.), Францисканеркирхе (сер. 15 в.; ныне Гор. музей). Историко-художеств. собр. в замке; музей при фарфоровом з-де.

Лит.: М г u s e k H. J., Meissen, Dresd., [19571.

Мейсен. Собор Санкт-Йоханнес-унд-Донатус (сер. 13 - 15 вв.) и замок Аль-брехтсбург (1471-85).

МЕЙСЕИСКИЙ ФАРФОР, изделия первого в Европе фарфорового завода, осн. в 1710 в г. Мейсен (округ Дрезден в Саксонии, ГДР), где ок. 1709 И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ произ-ва фарфора. Изделия первого (бётгеровского) периода (1710-19) - строгие по формам сосуды из кам. массы и фарфора. В 1720-35 ("живописный" период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов (И. Г. Хёрольдт и др.) заметно влияние кит. фарфора. Расцвет М. ф., наиболее характерные изделия к-рого создавались в духе рококо, связан с именами скульпторов-модельеров И. И. Кендле-ра, И. Г. Кирхнера и И. Ф. Эберлей-на. В этот "скульптурный" период (1735-1763) изготовляются сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т. п., а также скульпт. группы (пасторали, жанровые и галантные сцены, персонажи комедии дель арте), фигурки животных, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи. С 1770-х гг. в М. ф., приобретающий классицистич. харак