загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ации, созданные на основе междунар. соглашений для осуществления и хранения основных единиц физич. величин и для достижения междунар. единства мер. В области метрологии, измерит, техники и приборостроения имеется (1973) 3 М. м. о.: орг-ция стран - членов Метрической конвенции (1875), Междунар. орг-ция законодат. метрологии (1956) и Междунар. конфедерация по измерит, технике и приборостроению (1958). Сов. Союз состоит членом двух первых орг-ций и принимает активное участие в их деятельности. Членом третьей организации является научно-технич. общество (НТО) Министерства приборостроения СССР.

В соответствии с метрической конвенцией не реже 1 раза в 6 лет созываются Генеральные конференции по мерам и весам, принимающие решения по совершенствованию метрической системы мер. Эти решения подготавливает Междунар. комитет мер и весов, состоящий из представителей 18 стран. При комитете действует 7 консультативных комитетов: а) по единицам, о) по определению метра, в) по определению секунды, г) по термометрии, д) по электричеству, е) по фотометрии и ж) по эталонам для измерения ионизирующих излучений. Сессии комитета созываются не реже 1 раза в 2 года.

Междунар. бюро мер и весов (Bureau International des Poids et Mesures-BIPM), находящееся в Севре (близ Парижа), является науч. учреждением, в к-ром хранятся междунар. эталоны основных единиц и выполняются междунар. метрологии, работы, связанные с разработкой и хранением междунар. эталонов и сличением нац. эталонов с международными и между собой.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ; L' Organisation Internationale de Metrologie legale - OIML), насчитывает 37 стран-членов и 8 стран-корреспондентов (1972). В задачи этой орг-ции входят создание центра документации и информации о нац. метрологич. службах и унификация метрологич. правил, устанавливаемых и контролируемых правительств, органами. В рамках МОЗМ существует Междунар. бюро законодат. метрологии (Париж). Его деятельностью руководит Междунар. комитет законодат. метрологии. Междунар. конференции по законодат. метрологии созываются не реже 1 раза в 6 лет.

Междунар. конфедерация по измерит, технике и приборостроению (ИМЕКО; International Measurement Confederation) объединяет 19 нац. научно-технич. обществ по измерит, технике и приборостроению (1972).

Конфедерацией регулярно (1 раз в 3 года) созываются междунар. конгрессы по измерит, технике и приборостроению. В промежутках между конгрессами проводятся симпозиумы по отдельным проблемам метрологии, измерит, техники, технологии приборостроения. Генеральный комитет ИМЕКО, ответственный за организац. работу, находится в Венгрии.

В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) организовано научно-технич. сотрудничество социалистич. стран в области метрологии. При постоянной комиссии СЭВ по стандартизации в 1971 создана секция метрологии, призванная руководить работами по сличению нац. эталонов, созданию единой системы эталонов СЭВ на основе Международной системы единиц, единых норм точности и методов учёта количества и испытания качества сырья, материалов и продукции.

Кроме перечисленных М. м. о., ряд метрологич. вопросов изучают др. междунар. организации. Так, в Междунар. орг-ции по стандартизации (ИСО; International Organization for Standartization) работает технич. комитет ИСО (ТК 12), занимающийся стандартизацией единиц; в Междунар. электротехнич. комиссии (МЭК)- технич. комитет № 24 по элект-рич. величинам и единицам.

Лит.: Б у р д у н Г. Д., М а р к о в Б. Н., Основы метрологии, М., 1972; Д е м у с я к А. Г., Международная организация по стандартизации, М., 1967. Г. Д. Бурдун.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОФСОЮЗОВ (МООП), организации, объединяющие отраслевые профсоюзы различных стран. В рамках Всемирной федерации профсоюзов (ВФП) действуют Междунар. объединения профсоюзов (МОП), к-рые стали создаваться как автономные орг-ции с 1949 с целью защиты как общих интересов всех трудящихся, так и их специфич. интересов, связанных с особенностями той или иной отрасли произ-ва. В 1966 Генсовет ВФП принял решение, утверждённое впоследствии 7-м Всемирным конгрессом профсоюзов (окт. 1969), о расширении их автономии. Каждый МОП имеет свой особый устав и свою собственную программу требований, основанную на экономич. и социальной программе ВФП, в соответствии с её основными целями и общей ориентацией. В 1973 действовали 12 МОП, объединяющие в своих рядах профсоюзы социалистич., капиталистич. и развивающихся стран, в том числе и не входящие в ВФП. Не ограничиваясь борьбой за проф. интересы рабочих, МОП всемерно поддерживают борьбу трудящихся за мир, демократию, против колониализма. Одной из важных задач МОП является установление международного проф. единства. Высший орган каждого МОП - Междунар. производственная конференция, созываемая, как правило, 1 раз в 4 года, к-рая избирает административный комитет и ревизионную комиссию. Текущую работу осуществляет секретариат.

В рамках Международной конфедерации свободных профсоюзов отраслевые профсоюзы объединяются Междунар. производств, секретариатами (МПС), к-рые возникли в последней трети 19 в., распались в годы 1-й мировой войны 1914-18, после воссоздания вновь прекратили свою деятельность во время 2-й мировой войны 1939- 1945 и стали восстанавливаться после её окончания. В 1973 действовало 16 МПС, деятельность к-рых координирует Бюро связи. В качестве МООП Всемирной конфедерации труда (ВКТ) в 1973 действовали 12 Междунар. производств, федераций (МПФ); их деятельность практически ограничивается Зап. Европой, а связи с отраслевыми профсоюзами др. континентов осуществляются в основном через региональные орг-ции ВКТ. Имеются также автономные МООП; в нек-рые из них входят профсоюзы СССР и др. социалистич. стран. Антикоммунизм ряда лидеров МПС и МПФ затрудняет их совместные действия с профсоюзами, входящими в ВФП. Однако под влиянием растущей тяги рабочих к единству совместные действия отраслевых профсоюзов, входящих в разные междунар. объединения, нередко осуществляются вопреки антикоммуни-стич. позиции правореформистских руководителей. О. Р. Сквирский.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, объединения гос-в или нац. обществ (ассоциаций) неправительств, характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической, культуры и т.п.; одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между гос-вами.

Попытки создания М. о. предпринимались ещё в глубокой древности, но формирование ин-та М. о. в совр. понимании относится ко 2-й пол. 19 в. Становление М. о. как важного элемента структуры междунар. отношений вызвано потребностями развития хоз. связей, интенсификацией на этой базе многосторонних отношений между гос-вами и народами в самых различных областях. Развитие первых М. о. - административных союзов международных (или уний) происходило в условиях безраздельного господства международных отношений капиталистического типа, в их деятельности отразились наиболее характерные черты этих международных отношений: ожесточённая борьба за рынки и сферы влияния, подчинение слабых воле сильных, бесправное положение колониальных и зависимых народов и т. п. Многостороннее междунар. сотрудничество на постоянной основе развивалось прежде всего по таким спец. вопросам, как транспорт, связь и т. п. (см. Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи). Первой попыткой сотрудничества в рамках М. о. по политич. вопросам явилось учреждение в 1919 Лиги Наций,

Большое значение в формировании совр. М. о. и их развитии имело образование Сов. гос-ва, а затем мировой системы социализма. Образование ООН на основе равноправного сотрудничества гос-в с различными общественно-эконо-мич. системами явилось важным этапом в становлении М. о., а активное участие СССР в разработке основ ООН имело решающее значение для закрепления в её уставе основных демократич. принципов совр. междунар. отношений в целом (в т. ч. и деятельности М. о.). После 2-й мировой войны 1939-45 наиболее значит, событием с точки зрения развития М. о. было создание М. о. социалистич. гос-в (напр., Совета экономической взаимопомощи).

Существует более 2,5 тыс. М. о. самого различного характера. Эти М. о. подразделяются прежде всего на две осн. группы: межгосударственные и неправительственные. Членами межгос. М. о. могут быть только гос-ва, в неправительств. М. о. входят нац. ассоциации, общества, объединения неправительств, характера и даже отд. лица. В зависимости от числа членов различают универсальные М. о. (включающие членов из всех или почти всех гос-в мира), региональные (охватывают гос-ва определённого географич. р-на), субрегиональные (часть географич. р-на) и ещё более узкие по числу членов. С точки зрения состава членов имеются М. о. общие (с участием представителей гос-в с различными социально-политич. системами) иоднотипные. По сфере деятельности различают М. о., компетенция к-рых включает ряд сфер междунар. сотрудничества (напр., вопросы мира и безопасности, экономич., социального и иного характера), и М. о. спец. назначения (по вопросам экономич., научно-технич., социального характера, культуры, образования, транспорта, связи, здравоохранения и т. п.).

В основе создания и деятельности каждой М. о. лежит учредит, акт (устав), к-рый представляет собой вид междунар. договора. Устав обычно фиксирует цели, принципы, структуру, формы деятельности и т. п.; он является высшим законом для М. о. и её членов, его положения должны согласовываться и не могут противоречить нормам и принципам совр. международного права.

Хотя внутр. структура М. о. разнообразна, выработались наиболее характерные её черты, общие для многих М. о. Высшим органом М. о. обычно является общее собрание (конференция) всех членов, созываемое через равные промежутки времени (ежегодно или раз в несколько лет). К компетенции общего собрания, как правило, относятся принятие, пересмотр, дополнение и изменение учредит, акта М. о., приём новых членов, установление шкалы взносов, принятие бюджета и т. д. В период между конференциями деятельностью М. о. руководит исполнит, совет (исполком, президиум и т. п.). Как правило, в каждой М. о. имеется постоянный секретариат во главе с ген. секретарём (директором). Кроме того, учреждаются вспомогательные органы консультативного характера: комиссии, комитеты, рабочие группы, советы и т. п. Среди М.о., в первую очередь М.о. межгос. характера (напр., в ООН, во многих специализированных учреждениях ООН, в СЭВ, "Общем рынке", Организации африканского единства и др.), есть целый ряд орг-ций, структура к-рых включает довольно сложные подсистемы вспомогательных органов. В связи с усложнением деятельности крупных межгос. М. о. они создают спец. н.-и. ин-ты, в функции к-рых входит прогнозирование, моделирование, исследование тенденций развития и разработка наиболее эффективных путей реализации намечаемых программ. Такие н.-и. ин-ты существуют, напр., в рамках ООН, ЮНЕСКО, СЭВ и др.

Решения подавляющей массы М. о. имеют характер рекомендаций и строго юридически не обязательны для их членов. Лишь нек-рые межгос. М. о. имеют право принимать решения обязательного характера: напр., обязательными являются резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания междунар. мира и безопасности, санитарные регламенты Всемирной организации здравоохранения (при соблюдении определённых условий), рекомендации СЭВ и др. М. о. ведут такую деятельность, как составление исследований и докладов, разработка проектов междунар. конвенций, договоров и соглашений, созыв и проведение под своей эгидой междунар. конференций. Орг-ции, входящие в систему ООН, осуществляют совместные исследования, проекты, программы помощи развивающимся странам и т. п. Многие неправительств. М. о. получили особый, т. н. консультативный статус при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и др. Консультативные отношения предусматривают наделение неправительств. М. о. определёнными правами на участие в деятельности межгос. М. о.: предлагать дополнения в повестку дня отдельных органов, выступать с устными заявлениями, осуществлять спец. исследования и готовить соответствующие документы по вопросам их компетенции, посылать своих наблюдателей на заседания тех или иных органов, а также на спец. конференции, созываемые данной межгос. М. о.

М. о. вносят свой вклад в решение важных междунар. проблем. Крупные межгос. М. о. оказывают финансовую поддержку неправительств. М. о. для осуществления конкретных проектов или исследований, в к-рых заинтересованы межгос. М. о.

Наиболее важную роль в совр. междунар. отношениях играют межгос. М. о., являющиеся наиболее представительными по числу государств-членов и объёму компетенции. Особое место среди межгос. М. о. занимает ООН, членами которой являются ныне почти все гос-ва совр. мира, а компетенция включает широкий круг вопросов от поддержания междунар. мира и безопасности до содействия развитию междунар. сотрудничества в самых разнообразных сферах межгос. отношений. Среди наиболее значит. М. о. такие массовые демократич. орг-ции, как Всемирное движение сторонников мира, Всемирная федерация профсоюзов, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодёжи и др. Большим междунар. влиянием пользуются неправительств. М. о. типа Межпарламентского союза.

СССР и др. социалистич. страны в союзе со всеми прогрессивными силами ведут постоянную борьбу за активное и эффективное использование совр. М. о. в интересах мира и безопасности народов, развития широкого и равноправного междунар. сотрудничества.

Лит.: Международные неправительственные организации. Справочник, М., 1967; Специализированные учреждения ООН в современном мире, М.( 1967; Морозов Г. И., Международные организации. Некоторые вопросы теории, М., 1969. Е. С. Пчелинцев.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМИИ МИРА, учреждены на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в апр. 1949; присуждаются Всемирным Советом Мира (ВСМ) деятелям науки, культуры и искусства за лучшие произведения литературы и искусства, науч. работы и кинофильмы, способствующие укреплению мира между народами. Регламент М. п. м. был утверждён на 2-й сессии Постоянного к-та Всемирного конгресса сторонников мира (Рим, 28-31 окт. 1949). ВСМ установил (1951) три формы премий: Почётные Междунар. премии Мира, Междунар. премии Мира (с 1957 не присуждались) и Золотые медали Мира (с 1959- Золотые м едали Мира им. Ж о л и о - К ю р и).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ, в междунар. праве проливы, режим к-рых регулируется междунар. договорами и соглашениями; см. Проливы международные.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЁТЫ, ден. расчёты между предприятиями, учреждениями, банками и отдельными лицами разных стран. Связаны с внешней торговлей, кредитами, инвестициями, транспортными услугами, туризмом, с содержанием дипломатич. представительств за границей, с командировками, поездками делегаций, а также с другого рода переводами средств за границу (переводы прибылей, гонораров, пенсий, алиментов, и т. п.). Для М. р. между капиталистич. странами характерен большой уд. вес расчётов, связанных со спекулятивными переливами ден. средств с целью их наиболее прибыльного помещения.

Механизм М. р. складывался постепенно, по мере развития междунар. экономич. связей. Осн. место в М.р. занимают расчёты по внешней торговле. Первоначально они производились непосредственно между экспортёром и импортёром путём платежей наличной валютой. С ростом объёмов междунар. торговли, с усложнением хоз. связей, с развитием кредита, кредитных средств обращения и платежа большая часть М. р. ведётся в порядке безналичных расчётов через банки.

Основными средствами М. р. являются телеграфные и почтовые платёжные поручения, чеки, тратты, инкассовые поручения, аккредитивы. В качестве орудий расчётов между капиталистическими странами выступают валюты гл. капиталистич. стран. Наибольшая часть междунар. платежей осуществляется в долларах США и в англ, фунтах стерлингов. В нач. 70-х гг. в связи с неустойчивостью этих валют всё большее место в М. р. начинают занимать марки ФРГ, япон. иены, франц. и швейц. франки и ряд др. валют. Одной из характерных особенностей М. р. капиталистич. стран в совр. условиях является демонетизация золота, вытеснение его из междунар. платёжного оборота неполноценными нац. и междунар. средствами обращения и платежа (нац. валюты, "специальные права заимствования"), что существенно затрудняет М. р. между капиталистич. странами.

М. р. связаны с обменом одних валют на другие и с покупкой иностр. валюты. Поэтому важную роль в них играют валютные курсы. Значительные изменения паритетов и колебания курсов валют большинства капиталистических стран, обусловленные обострениями валютного кризиса в кон. 60 - нач. 70-х гг., вызвали существенные нарушения в системе М. р. капиталистических стран, выразившиеся в усилении несбалансированности М. р. капиталистических стран и падении доверия к валютам ведущих капиталистических стран, в резком росте валютной спекуляции.

М. р. социалистич. стран строятся на основе развития планомерных и долгосрочных форм взаимного экономич. сотрудничества. Поэтому в М. р. социалистич. стран становится возможным применение в более широких масштабах, чем при капитализме, расчётов путём зачётов взаимных требований.

С 1 янв. 1964 расчёты между странами- членами СЭВ осуществляются в рамках системы многосторонних расчётов в междунар. коллективной социалистич. валюте (переводных рублях) через Международный банк экономического сотрудничества (МВЭС) и Международный инвенстиционный банк (МИБ). Принятая на 25-й сессии СЭВ (июль 1971) Комплексная программа социалистич. экономич. интеграции предусматривает дальнейшее совершенствование взаимных платёжных отношений стран - членов СЭВ в соответствии с целями и задачами социалистич. экономич. интеграции на всех этапах её развития.

М.р. социалистич. стран с капиталистич. странами производятся на базе двусторонних платёжных соглашений, устанавливающих порядок ведения расчётов, валюту расчётов, режим ведения счетов и т. п. Расчёты между социалистич. и развивающимися странами строятся в большинстве случаев на базе клиринга, однако имеют место и чисто платёжные соглашения и соглашения смешанного платёжно-клирингового характера.

Лит.: Комиссаров В. П., Попов А. Н., Международные валютные и кредитные отношения, М., 1965; К а р п и чВ. С., Банк содружества равных, М., 1966; Борисов С. М., Золото в экономике современного капитализма, М., 1968; Фрей Л. И., Валютные и финансовые расчёты капиталистических стран, М., 1969; М а з а н о в Г. Г., Международные расчёты стран - членов СЭВ, М., 1970; Международная социалистическая валюта стран - членов СЭВ, М., 1973. О. М. Шелков.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ, в междунар. праве реки, режим к-рых регулируется междунар. договорами и соглашениями; см. Реки международные.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОВЕЩАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ, см. Совещания представителей коммунистических и рабочих партий.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, всемирные и региональные неправительственные междунар. орг-ции в области физич. культуры, физич. воспитания и спорта. Членами М. с. о. являются нац. спортивные орг-ции, в ряде случаев и международные, а также отдельные лица. Различают М. с. о. универсального, общего характера, деятельность к-рых не ограничена к.-л. одной областью физич. культуры и спорта (напр., Междунар. совет физич. воспитания и спорта), и специальные - по видам спорта (междунар. спортивные федерации бокса, волейбола и т. д.), по отраслям знаний и деятельности, имеющим прямое отношение к физич. культуре и спорту (Федерация спортивной медицины), объединяющие спортсменов по профессиональной (Междунар. спортивный союз железнодорожников), религиозной (Междунар. католич. союз физич. воспитания и спорта) и др. принадлежности. Существуют М. с. о., членами к-рых являются нац. спортивные орг-ции только социалистич. стран (Спортивный комитет дружественных армий) или только капиталистических (Междунар. совет военного спорта). Большинство М. с. о. руководят развитием любительского спорта, нек-рые объединяют орг-ции любительского и профессионального спорта (напр., междунар. федерации тенниса, футбольных ассоциаций). Существует М. с.о. профессионального спорта (напр., междунар. федерация борьбы). Структура и уставы большинства М. с. о., принципы их создания и деятельности в общих чертах идентичны принятым для междунар. неправительств, орг-ции. Задачи М. с. о.: помощь в создании соответствующих нац. орг-ции, признание их, установление и укрепление связей с ними, контроль за выполнением этими орг-циями принятых уставов; изучение и распространение междунар. опыта в своей области; создание материально-финансовой базы для развития физич. культуры и спорта; разработка правил и положений, касающихся определённого вида спорта; планирование и организация междунар. соревнований; регистрация рекордов и др. Бюджеты М. с. о, складываются из членских взносов нац. спортивных орг-ции, частных пожертвований, иногда из субсидий правительств, и межправительств, орг-ции, отчислений от доходов, получаемых при проведении соревнований, от издательской деятельности, платы за право трансляции соревнований по телевидению и т. д. В 1973 насчитывалось св. 200 М.с.о. Сов. спортивные орг-ции являются членами 63 всемирных и 15 европейских М. с. о. (см. табл.); 117 сов. представителей занимают в них 165 различных постов. Спортивные орг-ции СССР не участвуют в деятельности М. с. о. по видам спорта, не культивируемым или не получившим широкого развития в стране (напр., в междунар. федерациях бейсбола, бобслея и тобогана, боулинга, крикета и др.), а также в М. с. о. профессионального спорта. Деятельность представителей спортивных орг-ции СССР и др. социалистич. стран в М. с. о. направлена на демократизацию междунар. спортивного движения - борьбу с расовой и политич. дискриминацией в спорте, предоставление равных прав всем нац. спортивным орг-циям, сохранение ритуалов исполнения нац. гимнов и поднятия гос. флагов при проведении соревнований и награждении их победителей, совершенствование спортивно-технич. правил и положений и др. (Табл. см. на стр. 614.)

Лит.: Международные спортивные объединения. Справочник, М., 1973. В. И. Коваль.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФЕСТИВАЛИ, см. Кинофестиваль, Музыкальный фестиваль, Театральный фестиваль.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСТРОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (MAC), науч. общество, входящее в Междунар. совет науч. союзов. MAC создан в 1919, его членами состоят 43 гос-ва. СССР является его членом с 1935. Осн. задачи MAC: а) содействие астрономич. исследованиям и развитию астрономии во всех её аспектах; б) организация междунар. науч. кооперации в области астрономии; в) защита интересов астрономии в др. междунар. науч. орг-циях. Рабочими органами MAC являются Исполнит, комитет MAC и комиссии MAC по отдельным проблемам астрономии (в 1974 - 40 комиссий). Комиссии MAC ведут осн. координационную работу, в частности путём организации междунар. конференций, симпозиумов и т. п. Руководство работой MAC осуществляется Генеральными ассамблеями MAC, к-рые собираются раз в 3 года в одной из стран-членов MAC (в 1958 в Москве). Генеральная ассамблея на общих собраниях и на заседаниях комиссий заслушивает науч. доклады по наиболее актуальным проблемам астрономии, утверждает отчёты об астрономич. исследованиях, рекомендует программы исследований, требующих участия астрономов различных стран, обсуждает юрид. и финанс. проблемы MAC. Сов. Союз принимает активное участие в работе MAC; сов. астрономы неоднократно избирались на руководящие посты MAC. э. р. Мустель.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (МБРР; International Bank for Reconstruction and Development), специализированное учреждение ООН, междунар. кредитный институт, созданный одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решением валютно-фи-нанс. конференции 44 стран в Бреттон-Вудсе (США, 1944). Начал операции в июне 1946. Имеет форму акц. об-ва, участниками к-рого могут быть только гос-ва - члены МВФ. На сер. 1973 в МБРР входило 122 страны. В капитале МБРР страны-члены участвуют пропорционально их доле в капитале МВФ. Осн. капитал МБРР на 1 июля 1947 был определён в 10 млрд. долл., в сер. 1973 он достигал 30,4 млрд. долл., в т. ч. оплаченный -3 млрд. долл. Сов. Союз в деятельности банка не участвует.

Высший орган - Совет управляющих. Каждая страна имеет в нём 250 голосов плюс 1 голос на акцию (100 тыс. долл.). Это обеспечивает США 25% голосов, Великобритании - 10, ФРГ - 5, Франции - 4, Канаде, Индии и Японии по 3% общего количества голосов. Исполнит, орган - директорат - состоит из 20 директоров, в числе к-рых постоянно назначаемые представители США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и Индии и избираемые 14 директоров, представляющие остальных участников банка. Президент банка - Р. Макнама-ра (США). Правление МБРР находится в Вашингтоне.

Официальные цели МБРР: содействие развитию производит, сил стран-участниц, в первую очередь менее развитых стран, экспорту в них частного капитала путём гарантирования таких капиталовложений или участия в них. Фактически МБРР превратился в средство содействия экспорту капиталов империалистич. монополий. 65-70% кредитов МБРР предоставляются на финансирование развития инфраструктуры (транспорта, дорог, коммунального х-ва и др.), вложения в к-рую создают основу для последующих вложений частных средств в доходные отрасли. Предоставление кредитов экономически слаборазвитым странам МБРР нередко обусловливается проведением ими экономич. политики, приносящей выгоды иностр. монополиям.

Гл. ресурсы для кредитных вложений МБРР получает путём размещения своих облигаций на междунар. рынках капиталов. Монополиям, приобретающим эти облигации, государствами - членами МБРР гарантируется возвратность средств. Задолженность МБРР по размещённым им займам на сер. 1973 составляла 8,9 млрд. долл. Общая сумма предоставленных банком кредитов- 20,3 млрд. долл., непогашенная задолженность на сер. 1973- 14,6 млрд. долл. (банк имеет право перепродавать обязательства стран-дебиторов, поэтому разница между суммой предоставленных кредитов и фактической задолженностью представляет собой не только погашенные, но и перепроданные кредиты). Часть средств (в сер. 1973-1,8 млрд. долл.) МБРР держит в гос. ценных бумагах, преим. США.

Срок кредитов МБРР от 5 до 25 лет; процентная ставка устанавливается на базе рыночных ставок, по к-рым МБРР привлекает средства плюс ок. 1% комиссионных; ставка неоднократно повышалась; савг. 1970 составляет 7,25% годовых. Осн. получатели кредитов МБРР- гос. орг-ций; для предоставления кредитов частным компаниям требуются гарантии гос. орг-ций. Кредиты МБРР в 1973 распределялись следующим образом: страны Лат. Америки -39% , страны Азии и Океании -25, страны Европы, Ср. Востока и Сев. Африки -24, страны Вост. и Зап. Африки -12%.

Деятельность МБРР дополняется деятельностью её двух дочерних орг-ций: Международной ассоциации развития и Международной финансовой корпорации. Е. Д. Золотаренко.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (МВЭС), междунар. банк социалистич. стран, создан в целях содействия экономич. сотрудничеству и развитию нар. х-ва стран-членов и расширению их торговли и экономии, связей с др. странами. Учреждён в соответствии с Соглашением о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации МВЭС от 22 окт. 1963. Членами банка являются Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Куба. Местопребывание - Москва.

Уставный капитал МВЭС определён в 300 млн. переводных рублей. Взносы производятся в переводных рублях и свободно конвертируемой валюте или золоте. Квоты стран-членов в капитал установлены исходя из объёма экспорта в их взаимной торговле. Банк имеет также резервный капитал и спец. фонды.

Высший орган управления банка - Совет, к-рый состоит из представителей всех стран-членов банка. Каждая страна имеет один голос независимо от размера её взноса в капитал банка. Решения считаются принятыми при полном единогласии стран-членов. Исполнит, орган банка - правление.

МВЭС осуществляет многосторонние расчёты, кредитует внешнюю торговлю, привлекает и хранит свободные средства в переводных рублях, производит расчётные, кредитные, депозитные, арбитражные, гарантийные и др. операции в переводных рублях, свободно конвертируемой валюте, валюте стран - членов банка, а также в золоте, совершает др. банковские операции, соответствующие целям и задачам МВЭС. Кредиты МВЭС носят плановый, целевой и срочный характер.

Банк предоставляет странам-членам два вида кредитов в переводных рублях: расчётные - на сумму кратковременного превышения платежей над поступлениями и срочные - на затраты, связанные со специализацией и кооперированием произ-ва, расширением товарооборота, выравниванием платёжного баланса, сезонными нуждами и т. д. (на срок 1-3 года). По поручению заинтересованных стран-членов банк финансирует и кредитует действующие совместные предприятия и др. объекты этих стран. Банк взимает за предоставленные кредиты 2-5% и выплачивает по вкладам 1,5-4%.

МВЭС может осуществлять расчёты в переводных рублях также со странами-нечленами банка; порядок и условия таких расчётов определяются Советом банка по договорённости с заинтересованными странами.

Банк сотрудничает или участвует в орг-циях, деятельность к-рых соответствует его задачам. МВЭС правомочен заключать соглашения, открывать отделения и агентства, иметь представителей и т. п. Банк несёт ответственность по обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества, но не отвечает по обязательствам стран-членов, равно как и страны члены не отвечают по обязательствам банка.

Деятельность МВЭС основывается на полном равноправии и уважении суверенитета всех стран-членов. Банк - открытая орг-ция. Его членами могут стать страны, разделяющие цели и принципы его деятельности и готовые принять на себя обязательства, вытекающие из соглашения и устава банка. Участие в МВЭС не препятствует развитию непосредственных финанс. и др. связей стран-членов между собой и др. странами.

Объёмы операций банка постоянно возрастают. В 1964-72 среднегодовой объём платёжного оборота между странами-членами составлял 30,8 млрд. переводных рублей. В 1972 объём платёжного оборота составил 43,3 млрд. переводных рублей и увеличился по сравнению с 1964 почти в 2 раза. За 1964-72 банк предоставил странам-членам кредитов на общую сумму 18 млрд. переводных рублей, в т. ч. в 1972-3 млрд. переводных рублей (т. е. в 2 раза больше, чем в 1964). Осн. часть кредитных вложений была осуществлена в форме расчётного кредита. Уд. вес всех кредитов в общем объёме платежей между странами-членами колебался в отдельные годы от 10 до 15% Объём операций в свободно конвертируемой валюте и золоте за 1964-72 составил 112,6 млрд. переводных рублей, в т. ч. за 1972 -27,2 млрд. переводных рублей. Чистая прибыль МВЭС в 1972 составила 13,9 млн. переводных рублей.

В соответствии с принятой на 25-й сессии СЭВ (1971) Комплексной программой социалистич. экономич. интеграции будут проводиться мероприятия, направленные на более активное содействие кредитов и процентов развитию внешнеторг. оборота и выполнению странами взаимных обязательств, на расширение сферы применения коллективной валюты (переводного рубля) и развитие операций банка в свободно конвертируемых валютах.

Лит.: К а р п и ч В. С., Банк содружества равных, М., 1966; М а з а н о в Г. Г., Международные расчёты стран - членов СЭВ, М., 1970; Международные организации социалистических стран, М., 1971; Международная социалистическая валюта стран-членов СЭВ, М., 1972; Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств. [Сб. документов], М., 1972; Альтшулер А. Б., Сотрудничество социалистических государств. Расчеты, кредиты, право, гл. 5, 8, М., 1973; Содружество социалистическое. (СЭВ: итоги и перспективы), М., 1973; Л а р и о н о в К. А., Два мира - две валютные системы, М., 1973; Ц а р е в с к и Н., Международни валутно-финансови отношения при социализме, София, 1969. Г. Г. Мазаное.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Institut international de bibliographic). Осн. в 1895 в Брюсселе по инициативе юристов-библиографов П. Отле и А. Лафонтена. М. б. и. ставил задачу создать на основе междунар. сотрудничества "Всемирный библиографический репертуар" (была составлена картотека, содержавшая св. 16 млн. карточек). Филиалы М. б. и. были организованы в Швейцарии, Франции, Германии и др. странах. Труды ин-та публиковались в -"Bulletin de I'lnstitut international de bibliographies. (1895-1914). В 1914-20 работа ин-та была прервана. В связи с тенденцией к расширению деятельности ин-та в области документации в 1931 М.б. и. переименован в Междунар. институт документации (с центром в Гааге), на основе к-рого в 1938 была создана Междунар. федерация документации (см. Документации федерация международная ). п. К. Колмаков.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ; International Monetary Fund), международная валютная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ создан в 1944 по решению валютно-финанс. конференции 44 стран в Бретон-Вудсе. Начал операции в марте 1947. В 1947 в него входило 49 стран. Осн. капитал составлял 7,7 млрд. долл. В сер. 1973 МВФ насчитывал 125 стран-членов. Осн. капитал достиг 28,8 млрд. долл. Сов. Союз в деятельности фонда не участвует. Правление МВФ - в Вашингтоне. Фонд имеет отделение в Париже.

МВФ (согласно его уставу) создан с целью содействия междунар. валютному сотрудничеству, урегулирования ва-лютно-расчётных отношений между странами, поддержания равновесия платёжных балансов стран, входящих в МВФ, и регулирования курсов их валют. Фактически деятельность МВФ осуществляется под контролем США, к-рые заняли в нём ведущее положение и используют в целях укрепления позиций доллара как ключевой валюты капиталистич. мира.

Осн. капитал МВФ образуется из взносов (квот) стран, входящих в фонд. Размеры квот устанавливаются с учётом экономич. значения страны в мировой торговле. На сент. 1972 квоты гл. капиталистич. стран составили (в млн. долл.); США - 6700, Великобритании - 2800, ФРГ - 1600, Франции - 1500, Японии - 1200, Канады - 1100; 25% квоты вносится золотом и 75% в нац. валюте страны.

Высший орган - Совет управляющих, Каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс, долл. квоты страны. Это обеспечивает решающее большинство голосов развитым; капиталистич. странам. На долю 10 стран; США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии, Канады, Италии, Бельгии, Нидерландов и Швеции в 1972 приходилось 56,4% голосов. Исполнит, орган банка - исполнит, директорат, во главе к-poго стоит председатель, являющийся одновременно директором-распорядителем МВФ.

Задачей фонда с момента его образовав ния является установление твёрдых паритетов валют. Страны-члены МВФ согласились установить паритеты своих валют в золоте или долларах США и не изменять их без согласия фонда больше чем на 10% , а также не отклоняться от паритета при проведении операций более чем на ± 1% (с дек. 1971 ± 2,25% ).

В целях смягчения и предотвращения вспышек валютного кризиса МВФ предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3- 5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2- 3,5% годовых. Кредиты предоставляются в форме купли-продажи нац. валюты данной страны на эквивалент нац. валюты др. стран-членов.

Центр. проблемой, стоящей перед МВФ, была и остаётся проблема обеспечения междунар. ликвидности, т. е. способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторг. и др. междунар. операциям и свободно превращать образующееся активное сальдо платёжного баланса в валюты, используемые в качестве средств междунар. расчётов.

Валютно-финанс. система, основы к-рой были разработаны на Бреттонвудской конференции, в качестве междунар. ликвидных средств использует золото и доллар как ключевую валюту капиталистич, мира. С дек. 1971 за основу этой системы принято равенство: 38 долл. (до дек, 1971 35 долл.) за 1 тройскую унцию золота (31,0035 г), с февр. 1973 - 44,22 долл. за 1 унцию золота.

Существующая система золотодевизного стандарта явно не успевает за быстро растущей мировой торговлей и не в состоянии обеспечить нормальные условия междунар. товарообмена (см. Валютный кризис, Золотовалютные резервы). Добыча золота отстаёт от потребностей платёжного оборота. Кризис доллара США, вызванный хронич. дефицитом платёжного баланса и значит, воен. расходами пр-ва США, привёл к его девальвациям в дек. 1971 (на 7,89%) и февр. 1973 (на 10% ) и глубокому расстройству всей системы междунар. расчётов. В целях повышения уровня междунар. ликвидности на сессии МВФ в Рио-де-Жанейро (1967) была разработана и с 1 янв. 1970 введена система "специальных прав заимствования" (система предоставления взаимных кредитов в условных расчётных ден. единицах - СДР, приравненных по золотому содержанию к доллару США). Кредиты в СДР предоставляются странам-членам МВФ при дефиците платёжного баланса и недостатке золотовалютных резервов. Новые кредитные средства выдаются странам пропорционально их квоте в капитале фонда. С янв. 1970 по янв. 1972 страны-члены получили 9,4 млрд. единиц. В сент. 1972 на 27-й сессии Совета управляющих МВФ был сформирован спец. Комитет по реформе междунар. валютной системы. В.Н.Назарова.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ, междунар. судебный орган по преследованию и наказанию главных военных преступников 2-й мировой войны 1939-45. 1) М. в. т. для наказания главных воен. преступников европейских стран оси был образован по Лондонскому соглашению между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 авг. 1945 в соответствии с Декларацией 1943 об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства. Организация и юрисдикция этого М. в. т. были определены уставом, составлявшим неотъемлемую часть соглашения от 8 авг. 1945. М. в. т. имел право судить и наказывать лиц, к-рые индивидуально или как члены орг-ции совершили преступления против мира, воен. преступления, преступления против человечности. Каждое из четырёх пр-в, участвовавших в образовании трибунала, назначало в состав М. в. т. одного члена, одного его заместителя и гл. обвинителя. Решения М.в. т. принимались большинством голосов. Процесс был построен на сочетании процессуальных порядков всех представленных в М. в. т. гос-в. Расследование дел и обвинение главных преступников возлагались на комитет обвинителей.

Первое организационное заседание М. в. т. состоялось в Берлине 9 окт. 1945. Местом процесса над главными нацистскими воен. преступниками был избран г. Нюрнберг (Германия). (См. также Нюрнбергский процесс.) 2) М. в. т. для Дальнего Востока был образован 19 янв. 1946 в Токио (Япония) в результате переговоров между союзными пр-вами. В трибунале были представлены 11 гос-в: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Нов. Зеландия, Индия и Филиппины. Трибунал провёл судебный процесс над главными япон. воен. преступниками. Главного обвинителя назначил главнокомандующий оккупационными войсками в Японии. Всем союзным гос-вам, находившимся в войне с Японией, было предоставлено право выделить своего представителя в качестве дополнит, обвинителя (фактически этим правом воспользовались лишь перечисленные выше 11 гос-в). М. в. т. в Токио заседал с 3 мая 1946 по 12 ноября 1948 (см. также Токийский процесс).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ ГОД (МГГ), период с 1 июля 1957 по 31 дек. 1958 (18 месяцев), в течение к-рого 67 стран на всём земном шаре проводили геофизич. наблюдения и исследования по единой программе и методике. МГГ явился преемником двух Международных полярных годов. Его проведением руководил специальный комитет. На 1959 МГГ был продолжен как Междунар. геофизич. сотрудничество.

В программу МГГ, приуроченного к периоду максимума солнечной активности, входили наблюдения: аэрологические и метеорологические (в т. ч. за солнечной радиацией, атмосферным озоном и серебристыми облаками), океанографические, гляциологические, магнитные, гравиметрические и сейсмические; изучалась верхняя атмосфера - полярные сияния, ионосфера, метеоры, а также космич. лучи. Этим был сделан большой вклад в изучение связей Солнца и Земли. Особое значение имело исследование Антарктики, где разными странами были установлены базы для наблюдений (напр., Сов. Союзом - обсерватория "Мирный") и был проведён ряд экспедиций в глубину Антарктиды. Во всех океанах проводились многочисл. гидрографич. разрезы, в частности сов. судами "Витязь" и "Обь". СССР и США установили в Арктике неск. плавучих обсерваторий на льдинах.

При проведении МГГ были использованы новая аппаратура и новые средства исследования (напр., запущены многочисл. геофизич. ракеты, искусственные спутники Земли) и сделаны с их помощью первые оценки плотности и температуры атмосферы выше 200 км. Были открыты радиационные пояса Земли, и удалось определить плотность метеорного вещества в межпланетном пространстве (что важно для обеспечения безопасности космич. полётов).

По материалам наблюдений МГГ в Антарктиде был открыт Юж. полюс холода со ср. годовыми темп-рами до -57 °С, определено ср. положение 6 областей наибольшей повторяемости циклонов вблизи берегов Антарктиды. Визуальные и радиолокац. наблюдения светящихся следов метеоров позволили определить скорость и направление ветра на высотах до НО км и обнаружить там существование полусуточного прилива. Было доказано, что слой озона-тонкий и высоко расположенный в тропич. поясе, в полярном поясе - мощный и расположен низко. Были обнаружены довольно быстрые течения на наибольших глубинах океана. Открыты новые ледниковые районы в Вост. Сибири. Было доказано, что мощный лёд Антарктиды, общее кол-во к-рого ок. 24*106 км3, "продавил" прежний гористый континент до уровня моря и даже ниже. Сейсмич. наблюдения показали, что протяжённые вулканич. зоны на окраинах материков связаны с переходом от тонкой океанич. земной коры к мощной континентальной. По спектру полярных сияний было доказано наличие гелия в верхней атмосфере Земли, а также потоков протонов, врывающихся в атмосферу из космоса и имеющих, по-видимому, солнечное происхождение. В ионосфере были открыты и детально описаны ионные облака с повышенной плотностью ионизации, связанные, как показали исследования, с волнами в ней, и т. п.

Первые науч. результаты МГГ были подведены на Ассамблее МГГ в Москве в 1958. Копии всех материалов наблюдений МГГ хранятся в Мировых центрах данных (МЦД) в Вашингтоне, Москве и в ряде спец. центров, напр, в Женеве, Лондоне и т. д. В СССР результаты МГГ публикуются в серии трудов "Результаты МГГ" (ныне -"Результаты исследований по международным геофизическим проектам").

Лит.: Силкин Б. И., Троицкая В. А., Ш е б а л и н Н. В., Наша незнакомая планета, М., 1962. А. X. Хргиан.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД ГЕОФИЗИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (правильнее- М еждународное геофизическое сотрудничество, МГС), международная система геофизич. наблюдений по единой программе, осуществлявшаяся в 1959 и являвшаяся продолжением Международного геофизического года.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОД СПОКОЙНОГО СОЛНЦА (МГСС), программа согласованных наблюдений и исследований солнечной активности и связанных с нею геофизич. явлений, реализуемая во время минимума солнечной деятельности (при "спокойном" Солнце). В программе МГСС, осуществлённой в 1964 - 65, приняли участие науч. учреждения более чем 70 стран. Наблюдения проводились на большом числе (неск. сотен)наземных станций (солнечных, магнитных, ионосферных, полярных сияний, космич. лучей и др.), а также на искусств, спутниках и геофизич. ракетах. Активными участниками МГСС были СССР, ГДР, ЧССР и др. социалистич. страны. Работой по программе МГСС руководил специальный к-т МГСС Междунар. совета науч. союзов.

Результаты наблюдений МГСС хранятся в Мировых центрах данных, один из к-рых находится в Москве при Геофизич. комитете Академии наук СССР. Сопоставление данных МГСС с аналогичными данными, полученными во время Международного геофизического года (МГГ), проводившегося в 1957-58, дали возможность изучить изменение связи солнечных и земных явлений с циклом солнечной деятельности. Результаты науч. исследований МГГ подведены на междунар. симпозиуме по итогам МГСС в Лондоне в 1967.

Лит.: Пушков Н. В., Основные научные задачи в период Международного года спокойного Солнца, "Геофизический бюллетень", 1963, № 13; Annals of the IQSY. International Years of the Quiet Sun, v. 1 - 7, Camb.- L., 1967 - 70. Н. В. Пушков.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, особый раздел международного частного права, к к-рому относятся вопросы междунар. подсудности по гражд. делам, гражд. процессуального положения иностр. граждан, предприятий и орг-ций, а также вопросы подсудности иностр. гос-ва и его дипломатич. представителей (см. также Иммунитет дипломатический, Иммунитет государства, Иностранцы), исполнение судебных поручений иностр. судов (см. также Правовая помощь), признание и принудит, исполнение решений судов иностр. гос-ва и др. Господствующим принципом М. г. п. является т. н. закон суда, означающий, что суд, рассматривая дела, связанные с иностр. гражданами, с имуществом, находящимся в др. стране, как правило, применяет процессуальные правила своей страны. См. также Коллизионная норма, Коллизионное право.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, день мобилизации мирового обществ, мнения на борьбу в защиту детей от угрозы войны, за сохранение здоровья детей, за осуществление их воспитания и образования на демократич. основе. Установлен в 1949 на Моск. сессии Совета Междунар. демократич. федерации женщин в соответствии с решениями её 2-го конгресса. Отмечается ежегодно 1 июня. Первый М. д. а. д. проведён в 1950 в 51 стране.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КООПЕРАЦИИ, день междунар. солидарности членов и работников кооп. орг-ций и предприятий, демонстрации их единства и сотрудничества в решении общих задач кооперативного движения, в борьбе за улучшение условий жизни и труда людей, за демократию, мир и социальный прогресс. Установлен в 1923. Отмечается в первую субботу июля каждого года общественностью всех стран, кооп. орг-ции к-рых являются членами Международного кооперативного альянса (МКА), а также ряда стран, не представленных в МКА (ДРВ, КНДР, МНР и др.). Ежегодно накануне этого дня дирекция МКА рассылает всем орг-циям-членам спец. Декларацию, в к-рой формулируются наиболее актуальные задачи кооп. движения на данном этапе, а также нек-рые общедемократич. и политич. требования. Материалы о М. д. к. ежегодно публикуются в журн. "Советская потребительская кооперация" (с 1957). Б. Н. Хвостов

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СТУДЕНТОВ, день междунар. солидарности студенчества. Учреждён в 1941 в Лондоне на междунар. встрече студентов стран, боровшихся против фашизма. Дата установлена в память студентов Чехословакии - героев Сопротивления: 17 ноября 1939 многие руководители Союза студентов Чехословакии были арестованы нем.-фаш. оккупационными властями и расстреляны, более тысячи студентов и преподавателей вузов отправлены в концентрационный лагерь, вузы закрыты. Первый М. д. с. отмечен в 1941. Проведению М. д. с. предшествует междунар. студенческая неделя борьбы за мир и дружбу (10-17 ноября).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 МАРТА, день междунар. солидарности женщин в борьбе за экономич., социальное и политич. равноправие. Решение о ежегодном праздновании М. ж. д. было принято на 2-й Междунар. конференции социалисток в Копенгагене в 1910 по предложению К. Цеткин. Впервые проводился в 1911 в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании; в России - в 1913 в Петербурге.

До 1914 отмечался в разных странах в различные числа марта. Традиция празднования М. ж. д. 8 марта стала укрепляться повсеместно после того, как в 1914 женщины Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и др. стран отметили его именно в этот день. 23 февр. (8 марта) 1917 трудящиеся Петрограда по призыву Пе-терб. к-та большевиков отметили М. ж. д. политич. митингами и демонстрациями, к-рые стали вехой в развитии массового движения, важным событием Февр. бурж.-демократич. революции 1917.

В СССР и др. социалистич. гос-вах М. ж. д. проводится под знаком мобилизации женщин, освобождённых от co циального гнета и получивших равные права с мужчинами на активную деятельность во всех областях хоз., общественно-политич. и культурной жизни. Женщины социалистич. стран подводят в этот день итоги своего участия в коммунистич. и социалистич. строительстве. В несоциалистич. странах М. ж. д. отмечается как день борьбы за права женщин и социальный прогресс, под лозунгами, вытекающими из конкретных условий и обстановки. Во всех странах женщины проводят день 8 марта как день солидарности в борьбе за мир.

Указом Президиума Верх. Совета СССР от 8 мая 1965 М. ж. д. 8 марта объявлен в СССР нерабочим днём "в ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу , а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир".

Лит.: Любимова С., 50-летие Между народного женского дня, М., 1960. Л. Г. Балаховская.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК (МИБ), междунар. банк социалистич. стран. Создан в июле 1970 в целях содействия развитию и углублению взаимного экономич. сотрудничества стран-членов, большей концентрации и согласованности в использовании ресурсов для капитального стр-ва. Учреждён в соответствии с Соглашением об образовании МИБ от 10 июля 1970. Членами банка являются Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия и Куба. Местопребывание - Москва.

Уставный капитал МИБ определён в сумме 1052,6 млн. переводных рублей и образован на 70% в переводных рублях и на 30% в свободно конвертируемой валюте и золоте. Квоты стран-членов установлены исходя из объёма экспорта в их взаимном товарообороте. Банк имеет также резервный капитал и спец. фонды.

Высший орган банка - Совет, состоящий из представителей всех стран-членов. Каждая страна имеет один голос независимо от размера её взноса в капитал банка. Решение по принципиальным вопросам считается принятым при единогласии всех членов Совета, а по др. вопросам - при квалифицированном большинстве (не менее 3/4 голосов). Исполнительный орган - Правление.

Осн. задачей банка является предоставление долгосрочных (макс, до 15 лет) и среднесрочных (до 5 лет) кредитов на мероприятия, связанные с междунар. социалистич. разделением труда, специализацией и кооперированием произ-ва, расширением сырьевой и топливной базы в интересах отдельных стран и всего социалистич. содружества. Кредитами обеспечиваются в первую очередь объекты, эксплуатация которых даст высокую экономич. эффективность. Кредиты МИБ имеют плановый, целевой и срочный характер. За кредиты банк взимает 4-6% в переводных рублях.

С 1973 в банке создан спец. фонд кредитования мероприятий по оказанию экономич. и технич. содействия развивающимся странам. Фонд определён в сумме 1 млрд, переводных рублей и образован на 95% в переводных рублях и на 5% в свободно конвертируемой валюте. За счёт этого фонда банк предоставляет кредиты для стр-ва новых, а также реконструкции и модернизации действующих предприятий пром-сти, с. х-ва и др. отраслей экономики развивающихся стран. МИБ также привлекает и размещает средства в переводных рублях, нац. валютах заинтересованных стран, свободно конвертируемой валюте и золоте. Он кредитует стр-во и реконструкцию объектов в машиностроении, химич., автомоб., электро-технич. пром-сти и на транспорте стран-членов. Всего за 1971-1972 банк выдал 26 кредитов на общую сумму ок. 280 млн. переводных руб., в т. ч. 110 млн. переводных руб. в свободно конвертируемой валюте.

Деятельность МИБ основана на полном равноправии, уважении суверенитета всех стран-членов. Банк - открытая орг-ция. Его членами могут стать страны, разделяющие цели и принципы его деятельности, а также готовые принять на себя обязательства, вытекающие из Соглашения об образовании банка и его устава. Участие в МИБ не препятствует осуществлению и развитию финанс. и деловых связей стран-членов между собой, с др. странами и междунар. валютно-финанс. орг-циями.

В принятой на 25 сессии СЭВ (июль 1971) Комплексной программе социалистич. экономич. интеграции предусмотрены осн. пути и этапы развития системы долгосрочного и среднесрочного кредитования и МИБ.

Лит.: Международные организации социалистических стран, М., 1971; Многостороннее экономическое сотрудничество социалистических государств, [Сб. документов], М., 1972; АльтшулерА. Б., Сотрудничество социалистических государств. Расчёты, кредиты, право, М., 1973, гл. 9; Содружество социалистическое (СЭВ: итоги и перспективы), М., 1973. Г. Г. Мазаное.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ МЕР И ВЕСОВ, см. Международные метрологические организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ СЛАВИСТОВ (МКС), научная организация, проводящая каждые пять лет междунар. съезды славистов (исследователей языков, литератур, истории, этнографии и фольклора слав, народов); координирует деятельность нац. к-тов, руководит работой междунар. славистич. комиссий, напр, общеславянского лингвистич. атласа, истории славяноведения, слав. лит. языков, поэтики и стилистики, фонетики и фонологии, лексикологии и лексикографии, средневековых слав, культур, балто-слав. отношений, фольклора, библиографии лингвистич. и литературоведческой текстологии и др. МКС входит в систему просветит, орг-ций ЮНЕСКО, объединяет нац. к-ты славистов Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, ГДР, Дании, Израиля, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, Румынии, СССР (Советский, Украинский, Белорусский к-ты славистов), США, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Югославии. МКС был учреждён в Югославии (Белград, 1955), затем концентрировал работу там, где проводился очередной съезд (Москва, 1958; София, 1963; Прага, 1968; Варшава, 1973). МКС проводит также ежегодные совещания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ АЛЬЯНС (МКА), международная орг-ция, объединяющая нац., региональные союзы и федерации кооперативов, гл. обр. потребительских, кредитных и с.-х. Осн. в Лондоне в 1895. На янв. 1972 МКА объединял кооп. орг-ции 64 стран с общим числом членов 270 млн. чел. Московский центр, союз потребительских обществ (ныне Центросоюз СССР) вступил в МКА в 1903. Членами МКА являются также кооп. орг-ции Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии. Руководящие органы МКА: Конгресс, созываемый 1 раз в 3-4 года; Центр, комитет, созываемый ежегодно; Исполком, состоящий из президента МКА, 2 вице-президентов и 13 членов. Текущей работой руководят директор и Секретариат. Местонахождение - Лондон. Уставом МКА определены категории и условия членства и в соответствии с ними - размер членских взносов и представительство в руководящих органах МКА. Осн. цели МКА, провозглашённые его уставом: содействие развитию кооперации во всех странах, пропаганда принципов и методов кооперативного движения, защита и представительство его интересов, установление и развитие взаимных контактов, сотрудничества между кооперативами разных стран, содействие установлению длительного мира и безопасности.

МКА имеет консультативный статус в ООН, сотрудничает с рядом органов и специализированных орг-ции ООН, участвует в их сессиях (Экономич. и социального совета, Экономич. комиссии для Европы, Экономич. комиссии для Лат. Америки, Междунар. орг-ции труда - МОТ, Продовольственной и сельскохозяйственной орг-ции ООН - ФАО, ЮНЕСКО и др.). Изучением и разработкой конкретных вопросов занимаются созданные при МКА международные вспомогательные комитеты: с.-х. кооперации, страховой, банковский, жилищный, потребительской кооп. торговли, рабочих производств, и промысловых кооперативов. МКА изучает проблемы кооперации, издаёт журналы: "Review of International Co-operation" (с 1909), "Co-operative News service", "Agricultural Co-operative Bulletin".

После 1-й мировой войны 1914-18 руководящие деятели МКА (правые социалисты и социал-демократы, сторонники теории кооперативного социализма) отстаивали идею "политич. нейтралитета" кооперации, утверждая, что через кооперативное движение без классовой борьбы трудящиеся якобы могут добиться ликвидации капиталистич. эксплуатации. После победы Великой Окт. социалистич. революции и выхода на междунар. арену представителей кооперации СССР в МКА происходила борьба 2 осн. направлений в кооп. движении-пролетарского и буржуазного. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами представители сов. кооперации в МКА неоднократно выступали с критикой позиции его руководства, призывая кооператоров всех стран к активному участию в политич. жизни, к объединению их сил в борьбе против войны. Образование мировой системы социализма, развитие нац.-освободит, движения оказали огромное влияние на изменение соотношения сил в междунар. кооп. движении и в МКА. Это способствовало активизации и демократизации МКА: им принят по инициативе кооператоров социалистич. стран ряд решений по коренным проблемам междунар. кооп. движения; о развитии сотрудничества между кооператорами разных стран, об упрочении кооп. демократии, о развитии междунар. кооп. торговли, борьбе с капиталистич. монополиями, защите потребителя, об оказании помощи кооперативам развивающихся стран и по др. проблемам. В 1963-66 по предложению кооператоров СССР и др. социалистич. стран МКА пересмотрел нек-рые принципы кооп. движения, затруднявшие участие кооперативов в политич. борьбе; в частности, окончательно отверг принцип политич. нейтралитета кооперативов. В 1972 МКА принял резолюции в защиту мира и поддержку Общеевроп. совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, об объединённых действиях кооп. и профсоюзного движения, о борьбе против междунар. монополий. В результате длит, борьбы представителей Центросоюза СССР и кооп. орг-ции др. социалистич. стран были ликвидированы неравноправные категории членства в МКА. При активном участии Центросоюза СССР создан Фонд развития МКА, предназначенный для финансирования мероприятий по оказанию помощи