загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ование. 3 рода, представленные 5 видами. Распространены в Центр. Африке, Юж. Азии, Австралии и на Филиппинах. Большинство ведёт ночной образ жизни. День проводят в пещерах, расщелинах скал, зданиях, в дуплах и кронах деревьев. Держатся в одиночку или группами (до 50-100 особей). Питаются насекомыми и мелкими позвоночными. Размножаются раз в году, принося по 1 детёнышу.

МЕГАКАРИОЦИТЫ (от мега..., карио... и греч. kytos - вместилище, здесь - клетка), крупные (до 40 мкм) клетки в кроветворных органах у млекопитающих животных и человека. Зрелые М. имеют многолопастное полиплоид-ное ядро и цитоплазму с характерной зернистостью. М. образуют тромбоциты. См. Кроветворение и вклейку к этой статье.

MEГАКАРПЕЯ, род многолетних травянистых растений сем. крестоцветных; то же, что крупноплодных..

МЕГАКОЛОН (от мега... и греч. kolon - толстая кишка), увеличение части или всей толстой кишки человека. Происхождение заболевания чаще всего связано с врождённой незрелостью иннервационного аппарата толстой кишки, клинич. течение характеризуется упорными запорами с первых лет, а иногда и месяцев жизни - это наиболее частая форма М.- Гиршспрунга болезнь. Приобретённый М. у взрослых может быть обусловлен наличием механич. препятствия (опухоль, рубцовое сужение). Лечение хирургическое.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ, общее название ряда археологич. культур эпохи энеолита и бронзового века, существенный элемент к-рых - возведение мегалитич. построек (см. Мегалиты). Нек-рые исследователи полагают, что строителями мегалитов были родств. племена, жившие первоначально на мор. побережье Зап. Европы, а затем расселившиеся на др. территориях. Однако новейшие исследования опровергают это предположение. По-видимому, традиция возведения мегалитич. построек не только распространялась путём переселения отдельных племён или заимствований, но и возникла самостоятельно в сходных социальных и геогр. условиях (напр., невозможно установить прямые связи между М. к. Европы и Индии). М. к. Европы в юж. областях более древние (2500- 2400 до н. э.), чем на С. (2000-1400 до н. э.), и более богатые. Это может служить доказательством того, что традиция сооружения мегалитич. построек в Европе распространялась из единых центров с Ю. на С. Но воспринявшие её племена в культурном отношении значительно отличались друг от друга. Проблема М. к. в целом ещё плохо изучена.

Лит.: Равдоникас В. И., История первобытного общества, ч. 2, Л., 1947; Ч а и л д Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Dan i e 1 G.E., The megalith builders of Western Europe, N.Y., [1958]; Leisner G. und L e i s n e r V., Die Megalithgraber der Iberischen Halbinsel der Westen, Lfg. 1-2, В., 1956-59; SprockhoffE., Die nordische Megalith-kultur, В.- Lpz., 1938; N о r d m a n C. A., The Megalithic culture of Northern Europe, Hels., 1935. А. Л. Монгайт.

МЕГАЛИТЫ (от мега... и греч. lithos - камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. М. распространены во всём мире, кроме Австралии, преим. в приморских областях. В Европе М. в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где М. относятся к эпохе неолита. Назначение М. не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, М.- общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Мегалитическое погребение близ г. фаллингбостель (ФРГ).

Лит.: А р ц и х о в с к и и А. В., Введение в археологию, 3 изд., М., 1947; Нидерле Л., Человечество в доисторические времена, пер. с чеш., СПБ, 1898; Обермайер Г., Доисторический человек, пер. с нем., СПБ, 1913.

МЕГАЛОПОЛИС (от греч. megas, род. падеж megalu - большой и polls - город), термин, обозначающий группу агломерации населённых пунктов. Происходит от назв. др.-греч. города Мегалополь, возникшего в результате слияния более 35 поселений Аркадии. М.- крайне урбанизированная (см. Урбанизация), стихийно складывающаяся форма гор. расселения в ряде высокоразвитых капиталистич. стран, обусловленная высокой концентрацией населения (плотность населения в М. США - 2,7 чел./га, в Японии, Великобритании, ФРГ - 8-10 чел./га). Основные черты М.: линейный характер застройки, вытянутой в основном вдоль транспортных магистралей; общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов; нарушение экологич. равновесия между деятельностью человека и природной средой. Впервые термин был применён для обозначения сплошной гор. застройки (протяжённостью св. 1000 км и шириной местами до 200 км) вдоль Атлантич. побережья США - связанных между собой агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона (нас. 40 млн. чел.). Среди наиболее крупных формирующихся М.- южнокалифорнийский в США (12 млн. чел.), токио-осакский в Японии (55 млн. чел.), рейнско-рурский в ФРГ (10 млн. чел.), лондонско-ливерпульский в Великобритании (30 млн.чел.).

Лит.: Гетман н Ж., Мегалополис или урбанизация северо-восточного побережья США, в сб.: География городов, пер. с англ., М., 1965; Покшишевский В. В., Г о х м а н В. М., Проблема гиперурбанизации в развитых капиталистических странах и её географические аспекты, в кн.: Научные проблемы географии населения, М., 1967; Cutler J., Megalopolis: intermetropolitan coalescence, "Journal of Geography", 1969, V. 68, № 8. Ф. М. Листенгурт.

МЕГАНТИКЛИНОРИЙ, сложное горноскладчатое сооружение, состоящее из нескольких антиклинориев и разделяющих их синклинориев (сгруппированных таким образом, что в центр, его части располагается антиклинальная структура) или из нагромождения тектонич. покровов (шарьяжей). Возникает на заключительных стадиях развития геосинклинальной системы. Примеры М.- структуры Урала, Аппалачей, Б. Кавказа, Карпат, Альп и др.

МЕГАНТРОП (от мега... и греч. anthropos - человек), крупный человекоподобный ископаемый примат. Выделяют два вида М.- древнеяванский и африканский. Первый представлен открытыми в 1941 и 1953 на о. Ява фрагментами двух ниж. челюстей с несколькими зубами. От второго найдены в 1939 близ оз. Виктория (Вост. Африка) обломок верх, челюсти с двумя зубами и отдельный коренной зуб. Геологически М. относится к середине антропогеновой системы (периода). Одни учёные относят М. к питекантропам, другие сближают его с австралопитеками.

МЕГАПИР (от мега... и греч. руг - огонь), общее назв. группы жаростойких сплавов на основе железа (типа хромаль). содержащих ок. 25% Сг и ок. 5% Al (выпускаются в ФРГ). Сплавы характеризуются высоким удельным электрич. сопротивлением (до 1,45 мком-м); темп-pa плавления ок. 1510 °С. В виде проволоки и ленты М. используют для изготовления нагреват. элементов электрич. печей с рабочей темп-рой нагревателей до 1350 °С. Аналоги М. в СССР - сплавы марок ОХ23Ю5А и ОХ27Ю5А, в Швеции - канталъ.

МЕГАРА, Мегары (Megara) (совр. Мегара), др.-греч. полис на Коринфском перешейке, центр обл. Мегарида. В 8-7 вв. до н. э. М. была крупным торг.-ремесл. центром, основала много колоний, в т. ч. Византии, Калхедон, Герак-лею Понтийскую. С кон. 6 до нач. 4 вв. до н. э. входила в Пелопоннесский союз (за исключением 460-446, когда М. была членом Делосского союза). Участвовала в греко-персидских войнах и Пелопоннесской войне; одним из поводов к последней послужило столкновение М. с Афинами. В эллинистич. и рим. время роль М. была незначительной.

МЕГАРЕЛЬЕФ (от мега... и рельеф), совокупность наиболее крупных неровностей земной поверхности. Различают формы М. нескольких порядков. Формы М. высшего порядка - материковые выступы, переходные зоны, ложе океана, срединноокеанические хребты (см. Земля). Классификация форм М. более низких порядков дана в работах В. Е. Хаина и Е. Е. Милановского: Д, Г. Панова и Н. В. Башениной.

Лит.: Хаин В. Е. и Милановский Е. Е., Основные черты современного рельефа земной поверхности и неотектоника. "Бюлл. Московского общества испытателей природы. Отд. геологический", 1956, т. 31, в. 3-4; П а н о в Д. Г., Общая геоморфология, М., 1966; Башенина Н. В., Формирование современного рельефа земной поверхности (Общая геоморфология), М., 1967.

МЕГАРОН (греч. megaron, букв.- большой зал), тип здания (в т. ч. жилища), сложившийся в эпоху эгейской культуры (3-2 тыс. до н. э.). М.- прямоугольная постройка с открытым помещением (портиком) в торце, обычно ограждённым с боков выступающими концами стены, а спереди - столбами. За портиком находился зал с очагом посередине. Такие М. (а также М. с залом, расчленённым на две или три части продольными рядами опорных столбов, поддерживающих перекрытие) найдены в Трое, Тиринфе, Микенах и др. городах. М. послужил прототипом храмов Др. Греции гомеровской эпохи. Илл. см. при ст. Эгейская культура.

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, одна из сократовских школ др.-греч. философии (4 в. до н. э.). эклектически сочетавшая идеи Сократа, элейской школы и софистов. Основателем её был Евклид из Мегары, к ней принадлежали: Евбулид из Милета. Трасимах, Диодор Крон, Стилпон из Мегары и др. Тяготея к учению элейской школы об абсолютном Едином, мегарцы, по примеру Сократа, впервые именуют это Единое Благом, составляя, т. о., параллель аналогичному учению Платона.

8 своём признании нерасчленимого Единого и отрицании чувств, множественности М. ш. следовала также Зенону Элейскому: в силу своей тенденции к диалектич. рассуждениям она получила название "эристической школы>. Многие из традиц логич. софизмов (или парадоксов, напр. "Лжец", "Куча") восходят к Евбулиду и Диодору Крону. Стилпон. сблизившийся с киниками, употребил (по свидетельству Сенеки) термин апатия для обозначения оси, принципа своей этики. Для ист. положения М. ш. характерно, что у неё заимствовали свои принципы как кинически настроенные стоики (основатель стоицизма Зенон из Китиона был учеником Стилпона), так и скептики Пиррон и Тимон.

Лит.: Г о м п е р ц Т., Греческие мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 128 - 57; Л о с е в А. Ф., История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон, М., 1969, с. 119 - 123; Mallet С h., Histoire de 1'ecole de Megare..., P., 1845. Л. Ф. Лосев.

МЕГАСИНКЛИНОРИЙ, сложное горноскладчатое сооружение, состоящее из нескольких антиклинориев и синклинориев, сгруппированных таким образом, что в центральной его части располагается синклинальная структура (напр., в зап. части Верхояно-Чукотской складчатой области между Верхоянским антиклинорием и Колымским срединным массивом).

МЕГАСПОРА (от мега...), спора, из к-рой развивается женский заросток (первичный эндосперм у голосеменных, зародышевый мешок у покрытосеменных растений). М. возникает в результате деления мегаспороцита. У папоротникообразных созревших М. в мегаспорангии может быть много (изоэтесы), 8-16 (лепидодендроны, сигиллярии), 2-4 (селагинеллы) или 1 (водные папоротники). М. прорастают в женские заростки либо внутри мегаспорангия (лепидодендроны, мн. селагинеллы, сальвиния), либо вне его (марсилия, нек-рые селагинеллы). Первые стадии развития заростка проходят внутри М.; затем оболочки М. вскрываются и части заростка, несущие архегонии, выступают наружу (у сальвинии зеленея). У семенных растений М. образуются обычно по 4 в нуцеллусе - центр, части семяпочки.

МЕГАСПОРАНГИЙ (от мега... и спорангий), орган, в к-ром у разноспоровых папоротникообразных и у семенных растений развиваются одна или неск. мегаспор. М. сидят по одному либо в пазухах спорофиллов (у селагинелл), либо на спорофилле в спец. полости (у изоэтесов), либо образуются внутри спорокарпиев (у водяных папоротников). У семенных растений М. гомологичен нуцеллус - центр, часть семяпочки. Ср. Микроспорангий.

МЕГАСПОРОФИЛЛ (от мега... и спорофилл), лист, на к-ром (или в пазухе к-рого) образуются только мегаспорангии (или мегаспорангии). напр, у разноспоровых плауновидных (лепидодендронов, селагинелл и др.), у саговников. У покрытосеменных М. гомологичен плодолистик.

МЕГАТЕРИИ (Megatherium) (от мега... и греч. therion-животное), род ископаемых млекопитающих отряда неполнозубых; гигантские наземные ленивцы. Остатки (включая целые скелеты) известны из плейстоценовых отложений Сев. и Юж. Америки. М. имели массивное туловище дл. до 6 м и короткие ноги. Питались листьями и молодыми побегами, к-рые доставали, вставая на задние ноги; при этом они опирались на мощный хвост и пригибали ветви длинными загнутыми когтями передних конечностей.

МЕГАФОН (от мега... и греч. phone - звук), конич. рупор, приставляемый ко рту для усиления голоса. Усиление происходит в результате того, что М. концентрирует звук в нужном направлении. Для значит, усиления звука применяется электромегафон.

МЕГАЦИКЛ, мегахрон (от мега... и греч. kyklos - круг, chronos- время), в геологии, крупнейшие этапы тектонич. истории Земли длительностью в многие сотни млн. лет. В нач. 19 в. нем. геолог X. Штилле подразделил историю Земли на три М.: протогей, дейтерогей и неогей, из к-рых первый соответствует раннему докембрию (архею), второй - среднему докембрию и третий - позднему докембрию и фанерозойскому зону. Наибольшую известность получил термин "неогей".

МЕГАЭВОЛЮЦИЯ, совокупность процессов эволюции живых форм, определяющая формирование крупных таксонов- систематич. категорий выше отряда (у животных) и порядка (у растений). Термин введён амер. биологом Дж. Г. Симпсоном (1944). Однако автор не смог показать наличие к.-л. процессов или механизмов, отличающих М. от макроэволюции, поэтому термин не прижился.

МЕГЕРА, в др.-греч. мифологии одна из эриний - богинь кровной мести (рим. фурии), преследующих виновного и доводящих его до безумия. В переносном смысле - злая, сварливая женщина.

МЕГЕТ, посёлок гор. типа в Иркутском р-не Иркутской обл. РСФСР. Расположен в 2 км от р. Ангары. Ж.-д. станция в 26 км к С.-З. от Иркутска. Лесоперевалочная база, птицефабрика. Часть населения работает на предприятиях Иркутска. Отделение Иркутского совхоза-техникума.

МЕГИДДО (совр. городище Тель-эль-Мутеселим), древний город и крепость на пересечении важных в древности торг, путей Передней Азии (развалины на С. совр. гос-ва Израиль). Исследовался в 1903-05 нем. археологом Г. Шумахером, в 1925-39 - экспедицией Чикагского ун-та (С. Фишер и др.). Возникновение М. относится к сер. 4-го тыс. до н. э. От 3-го тыс. до н. э. сохранились остатки крепостной стены, храма и др. сооружений. До кон. 2-го тыс. до н. э. М. принадлежал ханаанеям. В нач. 2-го тыс. до н. э. в М. находился егип. наместник; в 1502 до н. э. фараон Тутмос III разграбил М. В кон. 2-го тыс. до н. э. М. был завоёван израильтянами. После разрушения М. в 732 до н. э. Тиглатпаласаром III здесь возникла ассир. крепость. В самом верхнем слое М. обнаружены остатки города перс, времени (6-4 вв. до н. э.). Лит.: К и н к X. А., Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху, М., 1970.

МЕГИОН, посёлок гор. типа в Нижневартовском р-не Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл. РСФСР. Пристань на правом берегу Оби. Добыча нефти.

МЕГНА, рукав общей дельты pp. Ганг и Брахмапутра; см. Мегхна.

МЕГОММЕТР (от мега..., ом и ...метр), прибор для измерения очень больших (свыше 105ом) электрич. сопротивлений. Применяется для измерения сопротивления изоляции электрической проводов, кабелей, разъёмов, трансформаторов, обмоток электрич. машин и др. устройств, а также для измерения поверхностных и объёмных сопротивлений изоляц. материалов. Наибольшее распространение получили М., состоящие из генератора переменного тока с рабочим напряжением до 500 в, двухрамочного магнитоэлектрич. логометра, шкалы, проградуированной в Мом, и добавочных сопротивлений (рис.). Рамки логометра образуют две параллельные ветви, в одну из к-рых включено измеряемое сопротивление rх. При измерении с помощью М. сопротивления электрич. изоляции следует учитывать темп-ру и влажность окружающего воздуха, от значения к-рых результат измерения зависит в большой степени. Погрешность измерений составляет 1 - 5%; шкала М. нелинейна. Существуют также электронные М. и М. с цифровым отсчётом.

Электрическая схема мегомметра: Г - генератор; Л - логометрическая измерительная система; Ш- шкала; rд1, rд2, rд- добавочные сопротивления; гх - измеряемое сопротивление; I1 I2 - токи в рамках логометра; I - ток генератора; О - обмотки логометра.

Лит.: Попов В. С., Электротехнические измерения и приборы, 7 изд., М., 1963. Е. Г. Билык.

МЕГРЕЛИЯ, историч. область в Зап. Грузии, населённая мегрелами - этнич. группой Грузии. Включает терр. от р. Цхенисцкали до р. Энгури (Ингури). В 16 - нач. 19 вв. М. была одним из самостоят, феод, княжеств (см. Мегрельское княжество).

Статуэтка бо жества, найденная в Ме-гиддо. Бронза, покрытая золотом. Около 13 в. до н. э.

МЕГРЕЛЫ, мингрелы, грузины, занимавшие в прошлом центр, и предгорные р-ны древней Колхиды; ныне живут в правобережных р-нах р. Риони, басс. pp. Хоби, Ингури и др., а также компактными группами в Абхазии и ряде др. областей Груз. ССР. Мегрельские груз, племена в древности вместе с племенами картов, сванов и др. составили основу формирования груз, народа. М. говорят на грузинском яз., в быту - и по-мегрельски (см. Картвельские языки), до недавнего прошлого у них сохранялись нек-рые особенности культуры и быта.

МЕГРЕЛЬСКИЕ КОЗЫ, местные козы, разводимые в р-нах Зап. Грузии (Мегрелия). Различают два типа М. к.- низменный и горный. Животные первого типа мельче, более нежной конституции, с большей молочной продуктивностью. М. к. весят 35-45 кг. Удой за лактацию 200-350 кг. Шерсть белая и светло-рыжая, грубая, с незначит. пуховым подшёрстком. Плодовитость 110-120 ягнят на 100 маток.

МЕГРЕЛЬСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет на юж. склоне Б. Кавказа; см. Эгрисский хребет.

МЕГРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК, м и н г р е л ь с к и й, и в е р с к и и язык, бесписьменный язык картвельской группы языков (см. Картвельские языки). Представлен на западе Груз. ССР двумя близкими диалектами: зугдидско-самурзаканским и сенакским. В Абх. АССР распространено мегрельско-абхазское двуязычие.

В М. я. 5 гласных - а, е, i, о, и (в зугдидско-самурзаканском диалекте - э) - и 28 согласных фонем (беднее по сравнению с др. картвельскими языками представлен фарингальный ряд). Скопления согласных ограничены гармонич. комплексами и группами с I, r, m, n и w. Распространена ассимиляция гласных и диссимиляция согласных. В морфологии - относительно высокая степень синтеза. Парадигмы словоизменения унифицированы. Именная основа (за исключе нием исхода) стабильна; в глагольной нередки аблаутные чередования: dirak ~ ~dirik ~ dir'k - "сгибаться". Девять падежей: именительный, эргативный, дательный, трансформативный, родительный, творительный, исходный, направительный, предназначительный.

Помимо общих для картвельских языков категорий, глагол выражает префиксами категории удостоверительности, взаимности, потенциалиса. Различаются пятнадцать модально-временных форм. Эргативная конструкция предложения мало распространена. Особенность лексики - множество звукосимволических и звукоподражательных слов, часто образующих соотносительные ряды. Наряду с обилием грузинизмов есть турецкие, абхазские и другие заимствования. Очень развито глагольное словообразование.

Лит.: Кипшидзе И., Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматией и словарём, СПБ. 1914; Хубуа М., Мегрельские тексты, То., 1937; Кизириа А. И.. Занскпй язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 4, М., 1967; К luge Th., Beitrage zur mingrelischen Grammatik, В., 1916. Г. А. Климов.

МЕГРЕЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1857, антикрепостническое выступление груз. крестьян. Началось в кон. 1856 под руководством сельского кузнеца Уту Микава. Вскоре охватило почти всю Мегрелию. Повстанцы заняли неск. сёл, а 12 мая 1857 - центр Мегрельского княжества - Зугдиди. Повстанцы отказывались от выполнения феод, повинностей, организовывали новое управление, осуществляли суд, устанавливали цены на товары первой необходимости и т. п. М. в., несмотря на героич. сопротивление крестьян, было подавлено царскими войсками и отрядами местных помещиков. 38 руководителей М. в. были сосланы в отдалённые р-ны России.

МЕГРЕЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО, феод, княжество Зап. Грузии. Ок. сер. 16 в. выделилось из Имеретинского царства, его владетели из рода Дадиани признавали власть имеретинских царей лишь номинально. До нач. 17 в. в состав М. к. входила также Абхазия. В кон. 17 в. династия Дадиани была свергнута родом Чиковани во главе с Кацией Чиковани. Сын Кации Георгий принял фамилию прежних владетелей М. к.- Дадиани. Владетель М. к. Григорий в 1803 вступил в росс, подданство. В 1857 наместник Кавказа кн. Барятинский ввёл в М. к. рус. управление. Юридически М. к. прекратило существование в 1867.

Лит.: История Грузии, ч. 1, Тб., 1962;

МЕГРИ, посёлок гор. типа, центр Мегринского р-па Арм. ССР. Расположен на р. Мегри (приток р. Араке), в 5 км от ж.-д. станции М. (на линии Баку - Ереван). Заводы: винный, консервный, сыродельный, гренажный, каменно-щебёночный.

МЕГРИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ, ущелье на р. Араке (выше пос. Мегри в Арм. ССР), левый борт к-рого образован южной оконечностью Зангезурского хр. Глубина до 600-700 м. Полупустынный ландшафт с сухолюбивыми кустарниками и полукустарниками.

МЕГХАЛАЯ, штат на С.-В. Индии. Образован в 1970 за счёт части терр. штата Ассам. Пл. 22 тыс. км2. Нас. 980 тыс. чел. (1971). Адм. ц.-г. Шиллонг. В рельефе преобладают холмы и низкогорья (массив Шиллонг вые. до 1961 м). Климат тропический, муссонный с очень влажным летом. Осадков местами св. 10 000 мм в год. Естеств. растительность - тропич. леса и заросли кустарников. Преим. аграрный, отсталый в хоз. отношении штат. Б. ч. нас. ведёт натуральное х-во, основанное на подсечно-огневой системе земледелия "джуминг". Осн. продовольств. культура - рис, преим. в долинах; на возв.- кукуруза и просо, то-

варные культуры - картофель и апельсины. Шелководство. Лесозаготовки. Небольшая добыча угля.

МЕГХНА, М е г н а, вост. рукав общей дельты Ганга и Брахмапутры, на терр. Бангладеш. Образован слиянием р. Сурма с одним из вост. рукавов Брахмапутры. Дл. ок. 240 км. После слияния с гл. рукавом дельты (Падма) образует эстуарий шир. до 60 км. Судоходен на всём протяжении. Многоводен в течение всего года, так как бассейн частично расположен в пределах гор Шиллонг (самого влажного места на Земле). Долина М. подвержена частым наводнениям из-за приливов. По берегам ниже г. Чандпур - мангровые леса.

МЕГЮЛЬ, Мею ль (Mehul) Этьенн Никола (22.6.1763, Живе,-18.10. 1817, Париж), французский композитор. Чл. Института Франции (1795). Вместе с др. передовыми художниками в обстановке революц. Парижа М. создавал массовое иск-во, руководил устройством грандиозных празднеств, был одним из организаторов Нац. муз. ин-та (позднее - Консерватория; первый её инспектор). В творчестве М. преломились традиции героич. и трагедийного иск-ва К. В. Глюка. Популярны были песни М.- "Походная песня", "Песня победы" и др. Автор 45 опер, в т. ч. "Стратоника" (1792), "Ариодант" (1798), "Иосиф" (1807), театральной музыки, 2 симфоний и др.

Лит.: Р а д и г е А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934, с. 162 - 77; Brancour R., Mehul, P., 1912.

МЁД пчелиный, сладкое сиропо-образное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами гл. обр. из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма; ценный продукт питания человека. В соответствии с природными источниками взятка М. делят на цветочный (из нектара), падевый (из сладких выделений на листьях и стеблях растений). Среди цветочных М. различают липовый, гречишный, клеверный, подсолнечниковый, кипрейный и др. Хим. состав М. зависит от вида растений, климатич. условий, способа товарной обработки. Состав цветочного М. (% ): 13-20 воды, св. 80 углеводов (в основном глюкоза и фруктоза; кроме того, сахароза, мальтоза и др.), 0,4 белков, 0,3 золы. В М. входят органич. к-ты (яблочная, лимонная, глюконовая и др.), ферменты (амилаза, каталаза, инвертаза и др.), ароматич. и минеральные вещества (К, Na, Ca и др.), в небольшом количестве витамины (В2, РР, С, В6, Н, К и Е), алкалоиды и красящие вещества. Свежеотложенный в ячейки сотов М. имеет жидкую консистенцию. По мере испарения воды он созревает, уплотняется, становится вязким; под действием фермента инвертазы сахароза нектара превращается в глюкозу и фруктозу. После созревания М. пчёлы запечатывают соты восковыми крышечками. Выделенный из сотов М. при хранении постепенно кристаллизуется. Кристаллизация начинается с поверхности, постепенно кристаллы опускаются на дно. Цвет М. белый (с кипрея), жёлтый (с белой акации, эспарцета, липы, подсолнечника), тёмно-бурый (с гречихи, вереска и др.). Вкус большинства М. сладкий, иногда острый; аромат и привкус зависят от происхождения. Совокупность вкуса и аромата наз. "букетом" М. Вязкость М. различная - жидкий акациевый, очень клейкий - падевый. Падевый М. (и цветочный со значит, примесью падевого) для питания пчёл вреден. Товарный М. получают извлечением из сотов центрифугированием в медогонке, иногда прессованием. В сотах М. поступает в продажу редко. Для нормализации густоты М., получения желательного аромата, цвета и вкуса иногда применяют купаж (смешивание) разных сортов. Тарой для М. служат бочки из липы, бука, чинары, вербы, кедра, ольхи. От дубовых бочек М. чернеет, от бочек из хвойных пород приобретает смолистый запах. Хранят М. в помещениях без посторонних запахов. М. ценен как диетич. и леч. средство (напр., при истощении). Используют его и в пищ. пром-сти.

Лит.: Каблуков И. А., О меде, воске, пчелином клее и их подмесях, 2 изд., М., 1941; Темпов В. А., Технология продуктов пчеловодства, М., 1967; М л а д е н о в С., Мед и медолечение, пер. с болг., София, 1969. S. Чудаков.

МЕДАВАР (Medawar) Питер Брайан (р. 28.2.1915, Рио-де-Жанейро), английский биолог. Чл. Лондонского королев, об-ва (1949), почётный чл. Нью-Йоркской АН (1957). Окончил Магдален-колледж в Оксфорде (1939) и преподавал в нём (1938-45, 1946-47). Проф. зоологии ун-та в Бирмингеме (1947-51), зоологии и сравнит, анатомии - в университетском колледже в Лондоне (1951). В 1962-71 директор Нац. нн-та мед. исследований (Милл Хилл). С 1966 президент Между-нар. трансплантационного об-ва. Работы М. посвящены росту и старению организма, его реакциям на пересадки тканей, в частности иммунореакциям, препятствующим гетеротрансплантации, трансплантационным антигенам н антилимфоцитарным сывороткам. Открыл явление приобретённой иммунотолерантности и воспроизвёл его в эксперименте. Нобелевская пр. 1960 (совм. с Ф. Бёрнетом). Чл. ряда научных обществ Великобритании и США.

Соч.: Uniqueness of the individual, L., 1957; Future of man, L., 1960; Immunological tolerance, в кн.: Les prix Nobel en 1960, Stockh., 1961, p. 125 - 34; The art of soluble, N Y - L , 1967; Induction and intuition in scientific thought, Phil., 1969.

МЕДАЛИ СССР, гос. награда за особые заслуги (наряду с орденами и почётными званиями СССР). Согласно Конституции СССР 1936 (ст. 49, п. "з"), право учреждения М. СССР и награждения ими принадлежит Президиуму Верх. Совета СССР. Одновременно с учреждением каждой медали Президиум Верх. Совета СССР утверждает положение о ней н её описание. В положении указывается, за какие заслуги производится награждение медалью, порядок её ношения. Общий порядок награждения М. СССР регламентируется также Указом Президиума Верх. Совета СССР от 11 февр. 1958 "О порядке награждения орденами и медалями СССР" ("Ведомости Верховного Совета СССР", 1958, № 4, ст. 87).

В СССР (на 1 февр. 1974) учреждено 45 М. (приведены ниже в установленном порядке ношения; в таком же порядке медали расположены на вклейке: "Золотая Звезда" - знак отличия Героя Советского Союза; "Серп и Молот" - знак отличия Героя Социалистического Труда; "За отвагу" (17 окт. 1938); медаль Ушакова (3 марта 1944); "За боевые заслуги" (17 окт. 1938); "За отличие в охране государственной границы СССР" (13 июля 1950); "За отличную службу по охране общественного порядка" (1 нояб. 1950); медаль Нахимова (3 марта 1944); "XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии" (24 янв. 1938); "За трудовую доблесть" (27 дек. 1938); "За трудовое отличие" (27 дек. 1938); "За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" (5 нояб. 1969); "За отвагу на пожаре" (31 окт. 1957); "За спасение утопающих" (16 февр. 1957); "Партизану Отечественной войны" 1-й и 2-й степени (2 февр. 1943); "За оборону Ленинграда" (22 дек. 1942); "За оборону Москвы" (1 мая 1944); "За оборону Одессы" (22 дек. 1942); "За оборону Севастополя" (22 дек. 1942); "За оборону Сталинграда" (22 дек. 1942); "За оборону Киева" (21 июня 1961); "За оборону Кавказа" (1 мая 1944); "За оборону Советского Заполярья" (5 дек. 1944); "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." (9 мая 1945); "Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (7 мая 1965); "За победу над Японией" (30 сент. 1945); "За взятие Будапешта" (9 июня 1945); "За взятие Кенигсберга" (9 июня 1945); "За взятие Вены" (9 июня 1945); "За взятие Берлина" (9 июня 1945); "За освобождение Белграда" (9 июня 1945); "За освобождение Варшавы" (9 июня 1945); "За освобождение Праги" (9 июня 1945); "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (6 июня 1945); "За восстановление предприятий чёрной металлургии Юга" (18 мая 1948); "За восстановление угольных шахт Донбасса" (10 сент. 1947); "За освоение целинных земель" (20 окт. 1956); "В память 800-летия Москвы" (20 сент. 1947); "В память 250-летия Ленинграда" (16 мая 1957); "30 лет Советской Армии и Флота" (22 февр. 1948); "40 лет Вооружённых Сил СССР" (18 дек. 1957); "50 лет Вооружённых Сил СССР" (26 дек. 1967); "50 лет Советской милиции" (20 нояб. 1967); "Медаль материнства" 1-й и 2-й степени (8 июля 1944); "Ветеран труда" (18 янв. 1974).

По уполномочию Президиума Верх. Совета СССР и от его имени награждение нек-рыми М. СССР производится Президиумами Верх. Советов союзных и авт. республик, исполкомами краевых, областных, гор. Советов депутатов трудящихся, а медалью "За отличие в охране государственной границы СССР" - пред. К-та гос. безопасности при Сов. Мин. СССР. Вручение медалей награждённым производится от имени Президиума Верх. Совета СССР, как правило, в исполкомах гор. и районных Советов депутатов трудящихся.

М. прикрепляются к одежде при помощи спец. пятиугольных колодок, обтянутых шёлковой муаровой лентой (её цвет устанавливается положением о соответств. медали). Медаль "Золотая Звезда" и золотая медаль "Серп и Молот" прикрепляются при помощи прямоугольных колодок размером 19,5 X 15 мм, обтянутых красной шёлковой муаровой лентой, "Медаль материнства" - при помощи металлических, покрытых белой эмалью колодок в виде банта, перехваченного в середине узорчатой позолоченной пластинкой.

М. носят на левой стороне груди после орденов, медаль "Золотая Звезда" и золотую медаль "Серп и Молот" - над орденами и другими медалями; "Медаль материнства" 1-й и 2-й степени- левее орденов и других медалей или ниже их. Вместо М. СССР награждённые могут носить ленточку присвоенных данной медали цветов. Б. А. Жалейко.

МЕДАЛЬ (франц. medaille, от итал. medaglia, от лат. metallum - металл), 1) металлич. знак с двусторонним (реже односторонним) изображением, выпускаемый в честь к.-л. выдающегося деятеля или события. Чаще всего М. имеет круглую или овальную форму, иногда выпускаются многоугольные М., т. н. плакетки. М. впервые была выпущена в Италии в 14 в. Первоначально М. выпускались не только гос-вом, но и отдельными лицами, обществами и т. д. Однако с 17-18 вв. право чеканки М. принадлежит, как правило, только гос-ву. В СССР, напр., выпускались М. в ознаменование запуска в СССР первого в мире искусств, спутника Земли, в честь В. И. Ленина, Юрия Гагарина (учреждена 61-й Ген. конференцией Междунар. авиационной федерации), в качестве сувенира выпускались М. "Всесоюзная сельскохозяйственная выставка","Верховный Совет СССР", "Москва. Ленинские горы", "Москва старая. Кремль", "Ленинград - город-герой" и др. 2) Вид гос. награды за заслуги (наградные М.). Впервые М. как награда была учреждена в 17 в. швед, королём Густавом Адольфом для награждения офицеров. В кон. 18 в. наградные М. были введены в Польше, во Франции, в Пруссии. В России наградная М. впервые была учреждена в правление царевны Софьи. Первоначально М. жаловались за воен. заслуги, а затем и за гражд. службу. В большинстве совр. бурж. гос-в существуют гл. обр. наградные М. за воен. заслуги (напр., в США почётные М. армии и флота, солдатская М., М. возд. сил, М. воен.-мор. сил; во Франции М. за воен. заслуги; в Бельгии воен. М. короля Альберта; в Дании М. за участие во 2-й мировой войне и др.). О М. как форме гос. награды в СССР см. в ст. Медали СССР. 3) Награда за достижения в науке, культуре, экономике и др. М. вручаются, напр., лауреатам Междунар. Ленинских премий "За укрепление мира между народами", лауреатам междунар. конкурсов исполнителен, лауреатам Нобелевских премий, победителям международных спортивных соревнований и т.д. В нек-рых государствах существуют М. за отличие в с. х-ве и промышленности (Италия), за заслуги в иск-ве и лит-ре (Австрия, Бельгия) и т. д. В СССР учреждены М. за успехи в нар. х-ве (напр., М. Выставки достижений нар. х-ва), в науке (напр., золотые М. им. М.В. Ломоносова, А. С. Попова, И. И. Мечникова, В. В. Докучаева, А. П. Карпинского, С. И. Вавилова, К. Э. Циолковского, И. П. Павлова, серебряная медаль К. Д. Ушинского, медали Географич. об-ва СССР: большая золотая М., золотые М. им. Ф. П. Литке, П. П. Семёнова, Н. М. Пржевальского и др.), культуре (напр., М. для авторов произведений, отмеченных лит. премиями, - им. Н. Островского, Я. Галана; М. за лучшие произведения изобразит, иск-ва, медаль им. А. С. Макаренко). Б. А. Жалейко.

"МЕДАЛЬ МАТЕРИНСТВА", см. в ст. Медали СССР.

МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО, искусство изготовления монет и медалей, особая область мелкой пластики, родственная глиптике. В качестве материала для монет и медалей используются металлы (медь, серебро, золото и др.), к-рые благодаря их относит, прочности и мягкой податливости позволяют добиться чёткости мелкофигурных изображений. М. и. возникло в Лидии и Др. Греции с появлением монет (рубеж 8 и 7 вв. до н. э.). М. и. подчинено осн. стилевым закономерностям развития искусств пластических, но имеет и ряд особенностей. Для М. и. характерны: устойчивость иконографич. типов и композиц. приёмов, связанных с необходимостью вписать изображение в заданную форму (гл. обр. круг) и добиться органичного композиц. сочетания изображений с надписями; поиски ясных и лаконичных пластич. решений, способствующих облегчению восприятия изображений; широкое применение символов, эмблем, аллегорий. О юриднч., экономич. и социально-историч. аспектах М. и. см. в статьях Монета, Медаль, Монетное дело, Нумизматика.

Для изготовления монет в древности использовалась гл. обр. чеканка при помощи штемпелей из закалённого металла с гравированными углублёнными негативными изображениями. Реже, преим. при выполнении крупных монет, применялось литьё в глиняных и гипсовых формах (италийские монеты 5 - 4 вв. до н. э.). Монеты архаической Греции (7 - 6 вв. до н. э.), выполнявшиеся из электра и серебра, были небольшими и односторонними. Помещённые на них рельефные изображения голов или фигур животных отличались лаконизмом и отточенностью, тяготением к стилизации и орнаменталь-ности. В классич. период (5 - 4 вв. до н. э.) монеты укрупняются, на их лицевых сторонах располагается профильное изображение головы божества, на оборотных - многофигурные композиции на мифологич. темы. В кон. 5 в. до н. э. в Сиракузах чеканятся монеты с фасовым и трёхчетвертным изображением головы божества. Шедевры др.-греч. М. и. - монеты 5 - 4 вв. до н. э. городов Сицилии и Великой Греции (иногда подписанные именами резчиков - Кимон, Эвенет, Теодот). Их отличают совершенная простота композиции, классич. ясность изображений, мягкость градаций рельефа и тщательность трактовки деталей. В эллинистнч. период (кон. 4 - 1 вв. до н. э.) на лицевой стороне монет впервые появляются портреты правителей, на оборотной - фигуры божеств в обрамлении надписей. Наряду с идеализированными портретами (монеты Александра Македонского) встречаются и правдивые (монеты Понта и Бактрии). Для монет Парфии и Сасанидов (2,'в. до н. э. - 7 в. н. э.) с идеализированным портретом царя характерна вычурная орнамент, трактовка царских аксессуаров (одежды, короны). В Др. Риме крупные литые монеты из меди (5 - 4 вв. до н. э.) сменяются в 3 в. до н. э. чеканными серебряными денариями с изображением головы Ромы (божества города Рима) на лицевой стороне и всадников Диоскуров - на оборотной. Позже наряду с фигурами божеств на рим. монетах появляются сложные мифология, сцены, изображения статуй и храмов. В имп. период (1-5 вв. н. э.) распространяются и золотые монеты, возникает новый тип монеты с изображением императора или членов его семьи внутри круговой надписи. На оборотных сторонах наряду с фигурами божеств и аллегориями встречаются воспроизведения триумфов и сцен жертвоприношения. Выполненные в невысоком рельефе профильные погрудные портреты императоров, отличающиеся строгой отобранностью наиболее существ, портретных черт и тщательностью моделировки форм, не уступают по художеств, качествам произведениям рим. круглой скульптуры. Намечающиеся в М. и. Др. Рима с нач. 3 в. н. э. черты схематизма и графич. условности усиливаются на монетах Византии (где наряду с отвлечённо-схематическими портретами императоров появляются христ. символы, а с 7 в.- изображения Христа, богоматери и святых).

Ср.-век. монеты Зап. Европы в целом свидетельствуют об упадке М. и. В 9- 12 вв. получает распространение мелкая монета из серебра (денарий) с плоскостными портретами, изображениями храмов, святых и т. п., часто несущими отголоски рим. и визант. традиций. Тщательностью и изяществом выполнения выделяются денарии Чехии 12 в. В Италии ок. 1231 в подражание рим. монетам чеканились золотые "августалы" имп. Фридриха II Гогенштауфена. Появившиеся в Центр. Европе в кон. 12 - нач. 14 вв. тонкие серебряные односторонние монеты (брактеаты) чаще всего имеют несложные изображения геральдич. характера. Сложностью и графич. изяществом плоскорельефных изображений и надписей выделяются некоторые герм, брактеаты (на к-рых встречаются изображения феодала на троне, воина-всадника, видов городов и монастырей). Первые монеты стран мусульм. Востока (монеты Омейядов 7-8 вв.) подражали визант. и сасанидским образцам. Однако в дальнейшем здесь получили распространение серебряные монеты с изощрёнными каллиграфич. надписями, складывающимися в орнамент, композиции. В Китае, где в древности (с 8 в. до н. э.) бытовали литые медные монеты в форме реальных предметов (мотыги, ножа, ключа), в ср.-век. период были распространены круглые монеты с квадратным отверстием посредине и иероглифич. надписями.

На рубеже 14 и 15 вв. в Италии возникает медаль, т. е. памятный знак, не имеющий покупательной силы. Портретные изображения на лицевой стороне итал. медалей, отражающие влияние антич. М. и., служат увековечению человеческой личности. На оборотной стороне медалей, выполненных преимущественно в технике литья, обычно помещались эмблемы и аллегории, комментирующие портретное изображение. Лучшие итал. медали отличают строгая простота композиции, мягкая обобщённость пластич. лепки, свободное пространств, расположение фигур, органически связанных с плоскостью. Среди медальеров итал. Возрождения (15-16 вв.) - Пизанелло, Маттео де Пасти, Никколо Фьорентино, Сперандио Савелли, К. Джеремия, Л. Леони, Б. Челлини. Нек-рые из них выполняли также и штемпеля для чеканки монет. Нем. медали 16 в. складываются в своеобразную галерею портретов королей, герцогов, епископов и бюргеров, поражающих жизненностью образов. На них часто помещаются (под влиянием Реформации) религиозно-алле-горич. композиции. Во Франции стиль ренессанс в М. и. представляют Э. де Лон и Ж. Пилон. В 16-18 вв. в Зап. Европе преобладающей монетой становится талер (крупная монета из серебра), чаще всего с портретом правителя и гос. гербом. Особое место занимают спец. выпуски монет (гл. обр. немецкие) со сложными разноплановыми изображениями батальных сцен, видов городов, отд. зданий, сцен коронаций и др., а также с изображениями агитац. характера (напр., антипапские монеты протестантских князей). В 17-18 вв. монеты по своему облику часто приближаются к медали. В 17 в. достижения в области металлургии позволяют изготовлять более твёрдые стальные штемпеля, что приводит к расцвету штемпеле-резного мастерства. Появляется возможность чеканить монеты и медали в большем числе экземпляров, насыщая их всё более мелкими деталями. Характерными особенностями франц. медалей 17 в., нередко отмеченных чертами барокко, становятся пышная репрезентативность и вместе с тем правдивость портретных образов, ювелирная тщательность отделки деталей (Ж. Варен, Г. Дюпре, П. Ренье), нем. и польск. медалей - тяготение к насыщенным деталями мелкофигурным композициям (И. Хён, С. Дадлер). В 18 в., когда выпуск медалей становится гос. монополией, творчество медальеров попадает в зависимость от дворов монархов. Произв. М. и., часто приобретающие офиц. характер, перегружаются аллегориями и эмблематикой. Одновременно усиливаются функции медали как ист. памятника, возникают "медальерные серии" (Ж. Можье, Ж. Дювивье - во Франции, Ф. Г. Мюллер - в Германии). В нач. 19 в. М. и. испытывает воздействие ампира, что выражается в поисках простых и строгих художеств, средств (Б. Андриё, Н. Брене - во Франции, Б. Пиструччи - в Англии, X. Кристенсен - в Дании). Отд. мастера в нач. 19 в. (П. Ж. Давид д'Анже - во Франции) вносят в М. и. черты романтизма, прибегая к живописности лепки и придавая образам внутр. взволнованность. Художеств, выразительность монет в 19 в. обедняется в связи с механизацией чеканки и повсеместной стандартизацией монетной типологии. Вместе с тем изобретение штемпелерезной машины, сделавшей возможным механич. копирование лепных моделей, расширяет возможности мастеров М. и. На рубеже 19- 20 вв. ряд медальеров (Ф. Понкарм, Ж. Шаплен, О. Роти - во Франции, А. Шарф - в Австрии) ищет новые выразит, средства, используя под воздействием импрессионизма эффекты светотени и мягкой лепки. В 20 в. усиливаются пластич. эксперименты. Мастера М. и. обращаются к фактурным и живописным эффектам, применяя в медалях контррельеф, углублённый контур, чернение и эмали, прибегают к динамич. асимметрии композиции и т. п. В М. и. проникают приёмы кубизма и экспрессионизма. Новые технич. средства используются и при изготовлении монет. Среди европ. медальеров выделяются: во Франции - А. Л. Гальтье, Р. Деламар, Ж. Лей, А. Ж.

Адам, в Бельгии - Д. Ледель; в Чехословакии - О. Шпаниель, Я. Т. Фишер, И. Прадлер, Р. Прибиш, Я. Кулих; в Польше - Е. Копчуньский, Б. Хромы, 3. Демковская, В. Ковалик. Лучшим современным европейским мемориальным медалям при фактурной выразительности, лаконизме и остроте композиции нередко свойственна яркая публицистичность художественного образа в целом.

Рус. М. и. зарождается с появлением монет в Киевской Руси (10 в.). Первые рус. медали (рубеж 17-18 вв.) посвящены воен. победам Рус. гос-ва. Своего расцвета рус. М. и. достигает во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв., в эпоху классицизма. Медальеры С. Ю. Юдин, Т. И. Иванов, К. А. Леберехт, А.А.Клепиков, А. П. Лялин, П. П. Уткин посвящают свои работы важнейшим ист. событиям в жизни России, великим полководцам, деятелям науки и культуры. Строгой простотой композиции и пластич. моделировки, совершенством технич. выполнения выделяются медали Ф. П. Толстого. В кон. 19 - нач. 20 вв. рус. М. и., находившееся в ведении царского двора и всё более становившееся выразителем реакц. идей, переживало упадок. Сов. медальеры 1920- 1930-х гг. (А. Ф. Васютинский, Н. А. Соколов, Д. К. Степанов, С. А. Мартынов, И. И. Цыганков) стремились возродить М.и., найти новый художеств, язык, отразить дух эпохи. Их работам, посвящённым героям и событиям Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, присущи простота композиции, известная плакатность пластического языка, стремление к документальности изображений. Великая Отечественная война 1941-45 приостановила работу над созданием памятных медалей. С 1950-х гг. выпуск мемориальных медалей приобрёл регулярный характер. В 1955 при Министерстве культуры СССР создан Художественный совет по памятным и юбилейным медалям. В 1971 проведена 1-я Всесоюзная выставка М. и. Лучшим произв. сов. М. и. (работы В. М. и Н. Н. Акимушкиных, Э. Амашукели, Л. М. Белокурова, И. А. Дарагана, А. А. Зайле, А. Г. Кнорре, А. А. Королю-ка, П. В. Мельниковой, Ю. Г. Нероды, П. Римши, И. М. Рукавишникова, С. Л. Тульчинского, М. А. Шмакова), посвящённым памятным событиям истории КПСС и Сов. гос-ва, достижениям в коммунистич. строительстве и освоении космоса, юбилеям учреждений, деятелей партии, правительства, науки и культуры, присущи романтич. приподнятость образов, смелость и острота композиционных решений, выразительная обобщённость пластической лепки, многообразие технических приёмов и художественных манер.

Лит.: Смирнов В. П., Описание русских медалей, СПБ, 1908; Щ у к и н а Е. С., Медальерное искусство в России 18 века, Л., 1962; [Ш а т э н А. В.], Советская мемориальная медаль 1917 - 1967. [Альбом], _ М., 1970; Forrer L., Biographical dictionary of medallists, coin, gem and seal-engravers, mint-masters, ancient and modern, v. 1-8, L., 1904-30; Bab el on J., La medaille et les medailleurs, P., 1927; его же, La medaille en France, P., 1948; его ж е. Great coins and medals, L., 1959; Hill G. F., A corpus of Italian medals of the Renaissance before Cellini, v. 1 - 2, L., 1930; S u h 1 e A., Die deutsche Renais-sance-medaille, Lpz., 1950; S u t h e r l a n d С. Н. V., Art in coinage, L., 1955. К. В. Голенко, Л. С. Шкурко.

МЕДАЛЬОН (франц. medallion, от итал. medaglione, увеличительное от medaglia -медаль), 1) изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении. Применяется для декорирования зданий, мебели и др. 2) Ювелирное украшение (часто в виде овальной или круглой плоской коробочки с цепочкой), к-рое служит одновременно для хранения миниатюрного портрета или реликвии. М. носят на шее.

МЕДАН (Medan), город в Индонезии, самый крупный на о. Суматра. Адм. ц. провинции Сев. Суматра. 598 тыс. жит. (1970). Расположен на побережье Малакк-ского прол.; аванпорт М.- Белаван, в 25 км к С. от города. Узел жел. и шосс. дорог. В М. находятся управление гос. плантаций Сев. Суматры, отделения нац. и иностр. банков. Пищевкусовая, текст., резиновая, металлообрабат. и деревооб-рабат. пром-сть. В окрестностях - предприятия по производству пальмового масла, обработке каучука и др. с.-х. экспортной продукции. Университет Северной Суматры (с 1952) и другие учебные заведения.

МЕДВЕДЕВ Григорий Сергеевич [5(18).3. 1904-20.11.1938], удмуртский советский писатель. Род. в с. Малые Лызи, ныне Балтасинского р-на Тат. АССР, в крест, семье. Окончил Можгинский пед. техникум (1925). В том же году начал печататься. Создал первую удм. социально-психологич. трилогию "Лозинское поле": ч. 1 -"В новое русло" (1932), ч. 2- "На склоне Кыйкара" (1934), ч. 3-"Большой день" (1936, изд. в 1959) - о духовном росте удм. крестьянина в процессе коллективизации. Автор сб-ков рассказов и очерков "Телеграфные столбы поют" (1930), "Штурм льна" (1932) и др. Перевёл на удм. яз. нек-рые произв. М. Горького.

С о ч.: Лбзя бесмен, ч. 1 - 3, Ижевск, 1958 - 59; Выль дунне, Ижевск, 1961; в рус. пер.- Лозинское поле, Ижевск, 1973.

Лит.: Ермаков Ф. К., Григорий Сергеевич Медведевлэн творчествоез, Ижевск, 1963; Писатели Удмуртии, Ижевск, 1963.

МЕДВЕДЕВ Дмитрий Николаевич [10 (22).8. 1898, Бежица, ныне в черте г. Брянска,- 14.12.1954, Москва], один из руководителей партиз. движения во время Великой Отечеств, войны 1941-45, русский советский писатель, полковник, Герой Сов. Союза (5.11.1944). Чл. КПСС с 1920. Род. в семье рабочего. Участвовал в Гражд. войне 1918-20. В 1920-35 работал в органах ВЧК - ОГПУ - НКВД Украины. С авг. 1941 по янв. 1942 руководил партиз. отрядом на терр. Смоленской, Орловской и Могилёвской обл., а с июня 1942 по март 1944 командовал крупным партиз. отрядом "Победители", успешно действовавшим на терр. Ровен-ской и Львовской обл. УССР. События этих лет легли в основу известных книг М. "Это было под Ровно" (1948; переработ, и доп. изд. под назв. "Сильные духом", 1951; одноим. пьеса совм. с А. Гребневым, 1949) и "Отряд идёт на Запад" (1948). В центре этих произв.- образ реально существовавшего человека. Героя Сов. Союза Н. И. Кузнецова. Повесть "На берегах Южногэ Буга" (1957) - о героич. делах винницкого подполья в дни войны. Увлекательно написанные книги М. пользуются широкой популярностью в Сов. Союзе; они переведены также на многие иностранные языки. М. награждён 3 орденами Ленина, орденом Красного Знамени и щедалями.

Лит.: Королев Н., Отряд особого назначения, М., 1968; Цессарскпй А., Жизнь Дмитрия Медведева, М., 1969.

МЕДВЕДЕВ Пётр Михайлович [15(27).1. 1837, Москва,- 30.1(12.2).1906, Петербург], русский антрепренёр. Учился в Моск. театральном уч-ще. С 1853 выступал как актёр в провинции. Держал антрепризы (драматич. и оперные) в Саратове (с 1862), Казани (с 1866) и др. городах. М. содействовал распространению на провинциальной сцене рус. классич. репертуара, уделял большое внимание культуре постановки, созданию сценич. ансамбля. Велика его заслуга в выявлении и воспитании актёрских талантов. В антрепризах М. работали П. А. Стрепетова, М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. И. Писарев и др. В 1890-93 был гл. режиссёром, затем (до конца жизни) актёром Александрийского театра в Петербурге. Исполнял роли в комедиях (Городничий - "Ревизор" Гоголя, Расплюев - "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина, Скапен - "Проделки Скапена" Мольера и др.). Оставил "Воспоминания" (опубл. посмертно, 1929).

МЕДВЕДЕВ Сергей Сергеевич [5(17).5. 1891, Москва,- 13.8.1970, там же], советский физико-химик, акад. АН СССР (1958; чл.-корр. 1943), засл. деят. науки и техники РСФСР (1943). Окончил Гейдельбергский (1914) и Московский (1918) ун-ты. Принимал активное участие в организации Среднеазиатского ун-та в Ташкенте, заведовал Центр, химич. лабораторией при Узбекском совете народного хозяйства. С 1922 до конца жизни работал в Физико-химич. ин-те им. Л. Я. Карпова; с 1938 заведовал кафедрой Моск. ин-та тонкой химич. технологии им. М. В. Ломоносова. Осн. труды по исследованию механизмов реакций окисления, а также радикальной и ионной полимеризации. Доказав, что полимеризация - цепной процесс, М. заложил основы теории полимеризации. Работы М. сделали возможной разработку пром. методов синтеза многих полимеров. Пр. им. С. В. Лебедева АН СССР за цикл работ по полимеризации углеводородных мономеров в присутствии щелочных металлов и их органических соединений (посмертно, 1971). Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

МЕДВЕДЕВА (по мужу - Г а и д у к о в а) Надежда Михайловна [6(18).10. 1832, Москва,- 24.9(6.10).1899, о. Корфу, Греция], русская актриса. Род. в актёрской семье. Сестра П. М. Медведева. В 1849, по окончании Моск. театр, уч-ша, была принята в труппу Малого театра. Выступала в водевилях и мелодрамах. Талант актрисы наиболее полно проявился с переходом её в 1866 на роли пожилых светских женщин. Ученица М. С. Щепкина, М. способствовала утверждению щепкинских традиций в иск-ве Малого театра. Яркостью типизации, тщательностью разработки характеров, простотой и правдивостью отличалось её исполнение ролей: Хлёстовой ("Горе от ума" Грибоедова), Турусиной, Гурмыжской и Огудаловой в первых пост, пьес А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Лес" (1871), "Бесприданница" (1878) и др. М. первая угадала талант М. Н. Ермоловой, поручив ей, ещё воспитаннице Моск. театр, уч-ща, в свой бенефис роль Эмилии Галотти ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1870). Иск-во М. высоко ценил К. С. Станиславский, считавший себя её учеником.

С. С. Медведев.

Лит.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр, М., 1924, с. 29 - 38; Щепкина-Куперник Т. Л., Дни моей жизни, [M.J, 1928, с. 162-75.

МЕДВЕДИ, медвежьи, или м е д в е д ё в ы е (Ursidae), семейство из отр. хищных млекопитающих. Голова удлинённая, морда массивная, глаза и уши небольшие. Лапы мошные, пятипалые, стопоходящие; когти невтяжные, очень большие. Хвост короткий. Телосложение плотное; длина тела до 3 м, весят от 60 кг (малайский М.) до 700 кг и более (белый М.); т. о., М. самые крупные из совр. хищных. Мех густой, с развитым подшерстком, относительно грубый; окраска от угольно-чёрной до беловато-лимонной; у нек-рых на груди светлое пятно. Резцы и клыки крупные, предкоренные небольшие (частично редуцированы), коренные массивные, уплощенные. Обоняние сильно развито, слух и зрение слабее. 7 (или 9) совр. видов из 4 (или 7) родов - очковый медведь в горных р-нах Юж. Америки, малайский медведь, губач и белогрудый медведь в Юго-Вост. Азии, барибал в Сев. Америке, бурый медведь в Сев.-Зап. Африке, Евразии и Сев. Америке, белый медведь в Арктике. Обитают в самых разнообразных условиях - от пустынь до высокогорий, от тропич. лесов до арктич. льдов, в связи с чем различаются образом жизни и способами питания. Белогрудый, барибал, малайский хорошо лазают по деревьям, питаются их плодами; губач разрывает когтями термитники; белый охотится преим. на тюленей во льдах. Бурый встречается в самых различных условиях (в степях и даже в пустыне, в субтропич. лесах, тайге, тундре и на мор. побережьях); пища - растительная и животная; на зиму устраивает берлогу и впадает в длительный сон. Размножаются М. с 3-4-го года жизни, не ежегодно. Беременность ок. 7 мес; число детёнышей от 1 до 5. Продолжительность жизни до 30-40 лет. Мясо М. съедобно; жир и желчь используют в медицине, шкуру - на ковры. Объектом промысла служит главным образом бурый М. Численность и ареалы всех видов М. в 20 в. резко сокращаются; в ряде стран М. находятся под охраной, например в СССР - белый М.

Ископаемые остатки М. известны из среднемиоценовых отложений Евразии (род Ursavus). Наибольшее число видов (а также родов) было в плиоцене в Евразии и Сев. Америке. Наиболее известны пещерные медведи, существовавшие в плейстоцене в Евразии. В антропогене мн. М. (6-7 родов) вымерли.

Медведи: 1- бурый; 2- белый; 3- белогрудый; 4- очковый; ?- малайский; 6- барибал; 7- губач.

Нек-рые зоологи относят к сем. М. бамбукового медведя, выделяемого другими в самостоят, семейство или включаемого в сем. енотовых.

Лит.: Жизнь животных, т. 5, М., 1941; Млекопитающие Советского Союза, под ред. В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 2, ч. 1, М., 1967; Белый медведь и его охрана в Советской Арктике, Л., 1969; Жизнь животных, т. 6, М., 1971. Н. К. Верещагин.

МЕДВЕДИЦА, река в Саратовской и Волгоградской обл. РСФСР, лев. приток р. Дон. Дл. 745 км, пл. басе. 34,7 тыс. км2. Берёт начало и б. ч. протекает по Приволжской возв. в широкой долине; извилиста, на пойме много озёр. Питание преим. снеговое. Ср. расход в 66 км от устья 69 м3/сек, наибольший - 2070 м3/сек, наименьший - 4 м3/сек. Замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в конце марта - нач. апреля. Притоки: справа - Баланда, Терса; слева - Идол-га, Карамыш, Арчеда. На М.- гг. Пет-ровск, Аткарск, Жирновск, Михайловка.

МЕДВЕДИЦА, река в Калининской обл. РСФСР, лев. приток Волги (впадает в Угличское водохранилище). Дл. 259 км, пл. басе. 5570 км2. Питание смешанное. Ср. расход в 71 км от устья 25,2 м3/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. Сплавная. Судоходна в низовьях.

МЕДВЕДИЦКИЙ, посёлок гор. типа в Жирновском р-не Волгоградской обл. РСФСР. Расположен в 3 км от р. Медведица (приток Дона). Ж.-д. станция на линии Камышин - Москва. Мельзавод, комбикормовый з-д.

МЕДВЕДИЦЫ (Arctiidae), семейство бабочек. Крылья в размахе обычно 3- 8 см, яркие, пёстрые, в покое складываются крышеобразно. Гусеницы покрыты волосками (часто длинными), сидящими на плоских бородавках. Многоядны, питаются листьями гл. обр. травянистых растений или лишайниками (лишайницы). Зимуют гусеницы, редко куколки. Ок. 5000 видов. Распространены по всему свету, наиболее разнообразны в тропиках. В СССР ок. 200 видов. Нек-рые М. вредят: в садах и лесах - амер. белая бабочка (Hyphantria cunea), на пастбищах - представители рода Ocnogyna.

Сельская медведица (Arctia villica): 1 - бабочка, 2 -гусеница.

МЕДВЕДКА, посёлок гор. типа в Горнозаводском р-не Пермской обл. РСФСР. Расположен на р. Койва (басе. Камы), в 37 км к С. от ж.-д. ст. Тёплая Гора (на линии Чусовая - Н. Тагил). Лесозаготовки.

МЕДВЕДКИ (Gryllotalpidae), семейство насекомых отр. прямокрылых. Живут в почве, прорывая в ней ходы. Передние ноги сильно развиты и приспособлены для копания. Распространены М. на всех континентах; ок. 45 видов. В СССР - 3 вида; из них широко распространена обыкновенная М. (Gryllotalpa gryllotalpa), дл. 3,5-5 см, с хорошо развитыми крыльями, выступающими (в сложенном состоянии) в виде жгутов из-под укороченных надкрылий. Обитает обычно в поймах рек и по берегам водоёмов. Днём держится под землёй, вечером выходит на поверхность. Питается подземными частями растений, а также дождевыми червями и насекомыми. Поселяясь на огородах, в садах и на орошаемых землях, приносит большой вред, повреждая подземные части (клубни, корневую систему картофеля, огурцов, свёклы, кукурузы, хлопка, риса и др. культурных растений). Самки откладывают до 60 яиц в шарообразную камеру норки. На Ю. развитие продолжается ок. года, на С.- до 2-2,5 лет. Лит.: Жизнь животных, т. 3, М., 1969. Ф. Н. Правдин.

Обыкновенная медведка в норке с яйцами.

МЕДВЕДКИН Александр Иванович [р. 24.2(8.3).1900, Пенза], советский кинорежиссёр, кинодраматург, нар. арт. РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1920. Был политработником Красной Армии. С 1927 работал на студии "Госвоенкино" (сценарист и ассистент режиссёра, позже режиссёр). В 1932 руководил ки