загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания. Вначале это были костры, разжигаемые на высоких точках берега, а затем искусств, сооружения. Одно из "семи чудес" древнего мира - Александрийский, или Фаросский, светящий М. выс. 143 м., сооружённый из белого мрамора в 283 до н. э., просуществовал ок 1500 лет. В России первые светящие М. были построены в 1702 в устье р. Дон и в 1704 на Петропавловской крепости в Петербурге.

Светооптическая система М. состоит из источников света, оптич. аппарата и фонарного сооружения, предохраняющего оптич. устройства от атмосферных воздействий. Источниками света служат электрич. лампы накаливания, газосветные трубки, импульсные лампы; используются также ацетиленовые (реже керосино-калильные) лампы.

Оптич. аппарат включает систему отражат. или преломляющих линз, концентрирующую излучаемый источником света поток в пучок с небольшим углом рассеяния. Данные о М. приводятся в т. н. описательных книгах, лоциях и на морских навигац. картах. Лит.: Мартынов К. Б., Навигационное оборудование морских путей, М., -1962. ' В. Л. Ондзуль.

МАЯК, посёлок гор. типа в Донецкой обл. УССР, в 2 км от ж.-д. ст. Ливенка (на линии Макеевка-Иловайское). Молочно-овощеводч. совхоз.

"МАЯК", круглосуточная информационно-муз. радиопрограмма в СССР; 2-я программа Всесоюзного радио. Впервые её позывные (муз. фраза из песни В. П. Соловьёва-Седого "Подмосковные вечера") прозвучали в эфире 1 авг. 1964. Расписание "М." позволяет информировать слушателей с максимальной оперативностью. Через каждые 30 мин передаются 5-минутные информац. выпуски. Кроме того, с 06.00 до 08.30 по моек, времени (кроме отрезка 07.05-07.30), как правило, каждые 10-12 мин в эфир идут дополнит. 2-минутные выпуски новостей. "М." информирует о событиях общественно-по-литич., экономич. и культурной жизни страны и за рубежом, ежедневно знакомит с осн. материалами газет "Правда", "Известия", "Советская Россия", передаёт заметки о спорте, сведения о погоде, а также ведёт прямые трансляции и репортажи с места события. Муз. часть чМ." в отрезках времени между информац. выпусками содержит сборные и тематич. концертные программы, репортажи из концертных и театральных залов. Волновое расписание предусматривает устойчивый приём передач "М." для разных районов страны. Л. В. Гюне.

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович [7(19).7.1893, с. Багдади, ныне пос. Маяковский Груз. ССР,-14.4.1930, Москва], русский советский поэт. Род. в семье лесничего. После смерти отца семья переехала в Москву (1906). М. учился в моек, гимназии. Общался со студентами-большевиками, вступил в партию, кооптировался в состав Моск. комитета РСДРП(б) (1908). Трижды подвергался арестам, в 1909 был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, М. решает чделать социалистическое искусство": чЯ прервал партийную работу. Я сел учиться" (Полн. собр. соч., т. 1, 1955, с. 18). В 1911 М. поступил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 относятся первые поэтич. опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов (см. Футуризм), к-рые привлекали его протестом против устоев оурж. общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преим. в области "чистой" формы, то М. воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи - создать новый демократич. поэтич. язык. Об этом он скажет в революц. поэме чОблако в штанах" (1915): ч...Улица корчится безъязыкая - ей нечем кричать и разговаривать" (там же, с. 181).

Творчество М. по своему обществ, звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский" (пост. 1913). Пафос трагедии - в протесте против установлений бурж. общества, против власти ч бездушных вещей". Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания бурж. действительности ощутим и в ранних стихах поэта ("Адище города", чНате!", 1913, и др.). За участие в публичных лит. выступлениях футуристов М. был исключён из училища (1914). Начало 1-й мировой войны 1914-18 отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914) он писал, что чсегодня нужны гимны..." (там же, с. 303), но в стихах чВойна объявлена" (июль 1914) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журн. "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке", 1915), М. воздаёт саркастич. "хвалу" мерзостям жизни, в к-рой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое иск-во.

В. В. Маяковский. Эскиз декорации 1-го действия "Мистерии-буфф"- "Потоп".1919.

В. В. Маяковский.

В. В. М а я к о в с к и й. "Хорошее отношение к лошадям". Илл. А. Г. Тышлера.

Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах". "„Долой вашу любовь", „долой ваше искусство", „долой ваш строй", „долой вашу религию" - четыре крика четырёх частей",- так характеризовал сам поэт осн. социально-эстетич. направленность "Облака" (Предисл. ко 2-му изд., 1918, там же, т. 12, 1959, с. 7). Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Осн. пафосом дооктябрьских поэм М.- "Флейта-позвоночник" (1916), "Война и мир" (отд. изд.

1917), "Человек" (1916-17, опубл. 1918) - был протест против бурж. отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М. Горьким, к-рый, выделяя М. из среды футуристов, привлёк его к участию в журн. "Летопись".

Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917, М. определил свою позицию: "Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось" (там же, т. 1, с. 25). Поэт стремился эстетически осмыслить чпотрясающие факты" новой социалистич. действительности. До Октября у М. не было чёткой социальной перспективы. Нек-рые догмы футуристич. группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетич. взглядов. После Октября творчество М. приобретает новую социально-эстетич. окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе ч Мистерия-буфф" (1918, 2-й вариант, 1921) - ч...героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи" (там же, т. 2, 1956, с. 167), первой сов. пьесе на совр. тему. Утверждая величие и героизм простых людей, М. разоблачал творч. бессилие буржуазии; строить чковчег" нового мира под силу только чнечистым" с их нравств. чистотой и классовой солидарностью. В чЛевом марше" (1918), своеобразном гимне пролет, мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетич. палитра М. была многоцветной: в стих, ч Хорошее отношение к лошадям" (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека, к-рому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

Гуманистич. направленность поэзии М. приобретала новое социальное качество. Поэма ч!50 000 000" (1919-20, 1-е изд. без имени автора, 1921) утверждала ведущую роль рус. народа как провозвестника социалистич. революции. В. И. Ленин отрицательно воспринял поэму, видя в ней образец футуризма, к к-рому относился негативно. В эти годы М. начинал пролагать путь к истинно демократич. иск-ву, созвучному настроению масс. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в чОкнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотв. текстами агитац. характера (за 3 года создано ок. 1100 чокон"). В этих плакатах, а также в пром. и книжной графике М. 20-х гг. особенно ярко проявились его талант и опыт художника, его броско-лаконичная манера (М. обращался к изобразит, иск-ву начиная с 10-х гг.; сохранились его многочисл. портретные зарисовки, эскизы лубков, театр, работы). Эта деятельность "поэта-рабочего", отдавшего свои перо и кисть на нужды революции, была глубоко органична для М., отвечала его эстетич. концепции вторжения иск-ва в действительность.

В. Маяковский читает поэму "Хорошо!" в Политехническом музее. 1927

В поэзии М. 20-х гг. появляется лирич. герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922), "Про это" (1923), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928) и др. В результате поездок М. в капигалистич. страны (США, Германия, Франция, Куба и др.) появляются циклы стихов "Париж" (1924-25) и "Стихи об Америке" (1925-26). М. выступал как полпред молодого социалистич. гос-ва, бросающий вызов бурж. строю

Пафос безымянности ("миллионы пою") в творчестве поэта уступал место более гармоничной концепции личности. Как и М. Горький, М. стоит у истоков сов. ленинианы. В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком ист. фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина- "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии. Ощущая себя "...солдатом в шеренге миллиардной" (там же, т. 7, 1958, с. 166), М. рассматривал устремлённость к коммунистич. будущему как критерий всей созидат. деятельности, в т. ч. и поэтической. "...Великое чувство по имени класс" (там же, т. 6, 1957, с. 304) было осн. движущей силой творчества М. сов. времени. Поэму "Хорошо!" (1927) А. В. Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; М. воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистич. отечество. Наряду с Горьким М. становится основоположником социалистического реализма в сов. лит-ре.

В эти годы М. создал такие лирич. шедевры, как "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Сергею Есенину" (оба 1926), "Стихи о советском паспорте" (1929) и др.

Лиризм М. всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового об-ва. М.-лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистич. идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться в завтра, вперёд". Выступление М. против бюрократизма и заседательской суетни в стих. "Прозаседавшиеся" (1922) вызвало большое "удовольствие" Ленина (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 13). Вдохновлённый одобрением вождя революции, М. и позднее громил всяческих "помпадуров", примазавшихся к партии и прикрывавших партбилетом своё эгоистич. мещанское нутро ("Помпадур", 1928, "Разговор с товарищем Лениным", 1929). В стихах конца 20-х гг., в пьесах "Клоп" (1928, пост. 1929) и "Баня" (1929, пост. 1930) предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирич. пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии сов. драматургии.

М. создал новаторскую поэтич. систему, во многом определившую развитие как сов., так и мировой поэзии; его воздействие испытали Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда, И. Бехер и др. Исходя из своей идейно-художеств. задачи, М. существенно реформировал рус. стих. Новый тип лирич. героя с его революц. отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художеств, средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирич. героя. Это сказывается в системе графич. обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиц. орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графич. фиксации текста -"столбика", а с 1923-"лесенки", отражающих паузирование. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы. М. возглавлял лит. группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); редактировал журн. "ЛЕФ" (1923-25) и "Новый ЛЕФ" (1927-28), но пришёл к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творч. общению сов. писателей, и в февр. 1930 вступил в РАПП, к-рую рассматривал как массовую лит. организацию. Сложная обстановка последних лет личной жизни и лит. борьбы привела М. к депрессии и самоубийству. Поэма "Во весь голос" (1930) воспринимается как поэтич. завещание М., полное глубокой внутр. веры в торжество коммунизма. Творчество М. широко изучается и в СССР, где создан целый ряд крупных монографич. исследований, и за рубежом. Однако его поэзия явилась объектом субъективистской интерпретации со стороны т. н. советологов, пытающихся исказить поэтич. облик М., выхолостить революц. содержание его поэзии. Произв. М. переведены на все осн. языки народов Сов. Союза и зарубежных стран.

"Клоп". Сцена из спектакля Театра им. Вс. Мейерхольда. Москва. 1930.

В. В. Маяковский. "Окно сатиры РОСТА" № 427.

В 1937 была открыта Библиотека-музей М. в Москве (б. Гендриков переулок, ныне переулок Маяковского); в янв. 1974 в Москве открыт Гос. музей М. (проезд Серова, 3). В 1941 Музей М. открыт в пос. Маяковский (б. Багдади) Груз. ССР.

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1 - 12, М., 1934 - 38; Поли. собр. соч., т. 1 - 12, М., 1939 - 49; Поли. собр. соч., т. 1 - 13, М., 1955-61; Маяковский -художник. [Альбом-Автор-составитель В. А. Катанян. Вступ. ст. Б. Слуцкого], М., 1963.

Лит.: Винокур Г., Маяковский - новатор языка, М., 1943; Ф е и г е л ь м а н Л., Маяковский в странах народной демократии - Чехословакии, Болгарин Польше, М., 1952; Паперный 3., О мастерстве Маяковского, 2 изд., доп., М.,. 1957; его же. Поэтический образ у Маяковского, М., 1961; Ш т о к м а р М., Риф ма Маяковского, М., 1958; Катанян В., Маяковский. Литературная хроника, 4 доп. изд., М., 1961; Тимофеева В., Язык поэта и время. Поэтический язык Маяковского, М.- Л., 1962; Наумов Е., В. В. Маяковский. Семинарий, 4 изд., Л., 1963; Дувакин В., Радость, мастером кованная. Очерки творчества В. В. Маяковского, М., 1964; Луначарский A. Вл. Маяковский - новатор, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Маяковский и советская: литература, М., 1964; Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964; Тимофеев Л., Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика, М., 1964; Маяковский и проблемы новаторства, М., 1965; Гончаров Б., Маяковский в кривом зеркале "советологии", "Вопросы литературы", 1970, № 3; Перцов В., Маяковский. Жизнь и творчество (1893 - 1917), М., 1969; то же, (1918 - 1924), М., 1971; то же, (1925-1930), М., 1972; Харджиев Н., Тренин В., Поэтическая культура Маяковского, М., 1970; Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского, М., 1971; А г а-gon L., Litteratures sovietiques, P., 1955; Stern A., Poezja zbuntowana, Warsz., 1964; Huppert H., Wladimir Majakowski in Selbstzeugnissen und Bilddocumenten, Hamb., 1965; Duwakin W., Rostafen-ster. Majakowski als Dichter und bildender Kunstler, Dresden, 1967. Б. П. Гончаров.

МАЯКОВСКИЙ (до 1940- Багдади), посёлок гор. типа, центр Маяковского р-на Груз. ССР. Расположен на р. Ханисцкали (приток Риони), в 19 км к Ю.-В. от ж.-д. станции Риони (на линии Самтредиа-Хашури). Консервный, винный з - ды, мебельная ф - ка. Народный театр. В с. Багдади в 1893 родился В. В. Маяковский; имеется музей.

МАЯКОВСКОГО ПИК, горная вершина на юго-западном Памире, в зап. части Шахдаринского хр., в Тадж. ССР. Вые. 6096 м. На склонах - ледники. С сев. стороны - отвесные скалистые стены. Первое восхождение на М. п. совершено в 1947 сов. альпинистами во главе В. А. Будановым.

МАЯРИ (Mayari), город на В. Кубы, на р. Маяри, в пров. Орьенте. 34 тыс. жит. (муниципия, 1970). Мясная пром-сть, а также кож.-обув., таб., стройматериалов. Домостроит. комбинат. Центр с.-х. р-на (сах. тростник, табак, фрукты, животноводство).



1539.htm
МАЯТНИКОВАЯ МИГРАЦИЯ, условное название регулярных поездок населения из одного пункта (места жительства) в др. пункт - на работу и обратно. М. м. не относят к миграции населения.

МАЯТНИКОВЫЙ ПРИБОР, инструмент для измерения ускорения силы тяжести относительным методом (см. Гравиметрия). Гравиметрич. исследования с помощью М. п. основываются на измерении разности зависящих от ускорения силы тяжести периодов свободных колебаний маятника неизменной длины на двух пунктах: исследуемом и пункте с известным ускорением силы тяжести. Маятники являются основными элементами М. п. В М. п. применяются 2-4 маятника с периодом собств. колебаний ~ 1 сек. С помощью кварцевых стандартов частоты в современных М. п. период определяется с точностью 1*10-8 сек, что обеспечивает измерение ускорения силы тяжести с точностью до 10-2 мгл; применяется фотографич. или фотоэлектрич. система регистрации колебаний. Маятники термостатируются и помещаются в вакуумную камеру. Во время измерений на пунктах контролируются возможные изменения амплитуды колебаний маятников, их темп-ры, плотности остаточного воздуха в вакуумной камере, качания штатива и др.; в случае необходимости вводятся соответствующие поправки. При измерениях ускорения силы тяжести учитывается её изменение вследствие лунного и солнечного притяжений. Спец. конструкции М. п. предназначены для измерений ускорения силы тяжести на морях. М. п. с оборотными маятниками использовались для абс. определений ускорений силы тяжести в Потсдаме (Германия, ГДР), Вашингтоне (США), Таддингтоне (Великобритания), Ленинграде (СССР), Буэнос-Айресе (Аргентина). М. У. Сагитов.

МАЯТНИКООБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ в физиологии, периодич. сокращения и расслабления продольных мышц кишечной стенки, характерные гл. обр. для тонкого кишечника, вследствие чего его участки то укорачиваются, то удлиняются и происходит перемешивание пищевой кашицы - химуса. М. д. вызываются механич. и химич. раздражениями стенки кишки пищей и пищеварит. соками. Для наблюдения М. д. пользуются изолированным участком кишки. Более совершенный способ - изучение М. д. с помощью рентгеновских лучей или запись таких движений у животных с хронич. фистулой или петлей кишки, концы к-рой выведены наружу и приживлены к коже.

МАЯЦКОЕ ГОРОДИЩЕ, развалины раннесредневекового замка на правом берегу р. Дон, близ села Дивногорье, в Острогожском р-не Воронежской обл. Исследовалось в 1906-09. Прямоугольное в плане городище (100 X 80 м) окружено рвом и остатками белокам. стен, сложенных из обтёсанных блоков. Рядом с городищем находятся остатки поселения (20 га), к В. от него - могильник. Весь комплекс - памятник салтово-маяцкой культуры (8-9 вв.); жителями М. г. были алано-болгары, входившие в Хазарский каганат.

Лит.: М и л ю т и н А., Раскопки 1906 г. на Маяцком городище, в кн.: Известия Археологической комиссии, в. 29, СПБ, 1909; Макаренко Н. Е., Археологические исследования 1907 - 1909 гг., там же, в. 43, 1911; Плетнёва С. А., От кочевий к городам, М., 1967.

МАЯЧКОВАЯ ЛАМПА, триод СВЧ, вакуумная оболочка к-рого по внешнему виду похожа на башню маяка; предназначен для генерирования и усиления колебаний в дециметровом и сантиметровом диапазонах радиоволн. С целью уменьшения времени пролёта электронов между электродами и индуктивностей их выводов, к-рые являются осн. препятствием повышению предельной рабочей частоты электронной лампы, в М. л. (рис.) расстояния между электродами сделаны очень малыми (доли мм), а выводы изготовлены в виде плоских металлич. дисков разных диаметров, спаянных с торцами стеклянных цилиндров. К краям этих дисков, находящимся вне вакуума, присоединяется съёмная часть колебательной системы, выполненная в виде отрезков коаксиальной линии. Появившиеся в 40-х гг. 20 в. М. л. имели предельные рабочие частоты до 3,3 Ггц и выходную мощность 30-150 мет.

Маячковая лампа: 1- катод; 2- управляющая сетка; 3 - анод; 4 - дисковый вывод анода; 5- дисковый вывод управляющей сетки; 6- стеклянные цилиндры оболочки; 7- корпус.

С 60-х гг. 20 в. вместо М. л. в радиоаппаратуре применяются более совершенные металлокерамические лампы.

Лит.: Хлебников Н. Н., Электронные приборы, М., 1966; Петров К. С., Я з гу р О. Я., Электронные приборы, М., 1970._ _ в. Ф. Коваленко.

МАЯЧНЫЙ, посёлок гор. типа в Башк. АССР. Расположен в 10 км к 3. от ж.-д. ст. Ермолаево.

МБАБАНЕ (Mbabane), столица Свазиленда. Автодорогой связан с ж. д., ведущей в порт Лоренсу-Маркиш (Мозамбик). 17,8 тыс. жит. (1972). Вблизи - разработки асбеста (рудник Хэвлок).

МБАЛЕ (Mbale), город в Уганде, у подножия г. Элгон, на шоссе. 23,5 тыс. жит. (1969). Ж.-д. станция. Торг, центр с.-х. р-на (хлопчатник, зерновые, бананы). Муком., маслоб., мыловар., кож. предприятия.

МБАНДАКА (Mbandaka), до 1966 - Кокийявиль, город в Заире, адм. ц. провинции Экваториальная. Расположен на лев. берегу р. Конго (Заир), при впадении р. Руки. 86,7 тыс. жит. (1967). Пищевкусовая, металлообрабат. пром-сть.

МБЕЯ (МЬеуа), город на Ю. Танзании, адм. ц. области Мбея. 12,5 тыс. жит. (1967). Узел автодорог. Торг, центр. Близ М. (в Панда-Хилл) - добыча пирохлора. Пищ. пром-сть.

МБУЖИ-МАЙИ (Mbuji-Mayi) (до 1966 - Бакванга), город в Заире, на р. Бушимае, адм. ц. провинции Вост. Касаи. 256 тыс. жит. (1970). Узел автодорог. Центр разработок технич. алмазов (12-15 млн. каратов в год). Получает электроэнергию от ГЭС Чала и Янг на р. Лубилаш.

МВАНДА, М о а н д a (Moanda), горно-пром. центр в Габоне, в р-не Верхнее Огове. Одно из крупнейших в мире месторождений марганц. руды (запасы оцениваются в 200 млн. т руды с содержанием 50-52 % марганца). Разрабатывается франко-амер. "Компани миньер де л'Огове". В 1971 добыто 1,8 млн. труды. Руда вывозится через порт Пуэнт-Нуар в Конго, с ж.-д. сетью которого рудник М. связан подвесной канатной дорогой. ТЭС.

МВАНЗА (Mwanza), город в Танзании, адм. центр обл. Мванза. 34,9 тыс. жит. (1967). Порт на берегу оз. Виктория. Ж. д. связан с портами Дар-эс-Салам на Индийском ок. и Кигома на оз. Танганьика. Аэродром. Перевалка грузов, направляемых в порты Уганды и Кении. Центр с.-х. р-на (кофе, табак, скот).

МВЕРУ, Моэро (Mweru, Моего), озеро в Африке, на границе Заира и Замбии. Расположено на вые. 917 м. Пл. 5,1 тыс. км2, глуб. 9-15 м. В озеро впадает р. Луапула, вытекает р. Лувуа (приток Конго). Судоходство. Гл. при-

стани: Килва и Пвето (Заир). Открыто Д. Ливингстоном в 1867.

МГА, посёлок гор. типа в Ленинградской обл. РСФСР. Узел ж.-д. линий на Ленинград, Волхов, Гатчину и Калязин, в 50 км к Ю.-В. от Ленинграда, с к-рым связан автомоб. дорогой. 10,6 тыс. жит. (1970). Предприятия ж.-д. транспорта, з-д железобетонных изделий. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. войска 31 авг. 1941 захватили М., перерезав последнюю ж. д., соединяющую Ленинград с центром страны. Освобождён 21 янв. 1944.

МГАЧИ, посёлок гор. типа в Сахалинской обл. РСФСР. Расположен на зап. побережье о. Сахалин, на берегу Татарского пролива, в 31 км к С. от Алек-сандровска-Сахалинского и в 60 км к С.-З. от ж.-д. ст. Тымовское. Добыча кам. угля.

МГВИМЕВИ, группа палеолитических пещер близ села того же названия в Чиатурском р-не Груз. ССР. Исследовались С. Н. Замятниным в 1934 и Н. 3. Бердзенишвили в 1940. Культурные остатки (кам. и костяные орудия, кости животных), найденные в пещерах, датируются верхним палеолитом и примерно одновременны древнему этапу мадленской культуры Зап. Европы. На стене одного из скальных навесов, под сталагмитовой коркой, сохранились палеолитич. гравюры - схематич. знаки, состоящие из глубоко врезанных пересекающихся линий. Лит.: Береговая Н. А., Палеолитические местонахождения СССР, М.- Л., 1960.

МГД-ГЕНЕРАТОР, то же, что магнитогидродинамический генератор.

МГЛА, помутнение воздуха, вызванное наличием взвешенных в нём твёрдых частиц (дыма, гари, пыли). М. снижает видимость иногда до 1 км, а при большой интенсивности М.- даже до сотен и десятков м. М. наблюдается в степях и пустынях; в др. районах - в приходящих туда массах воздуха из степей и пустынь. Сильная М. сопровождает суховей. Над большими городами наблюдается М., связанная с засорением воздуха дымом и пылью местного происхождения. См. Смог.

МГЛИН, город, центр Мглинского р-на Брянской обл. РСФСР. Расположен в 30 км к С.-В. от ж.-д. узла Унеча и в 167 км к Ю.-З. от Брянска. Маслозавод, крахмальный з-д, швейная ф-ка. Впервые упоминается в летописи 14 в., город с 1781.

МГНОВЕННОЕ ВЗРЫВАНИЕ, одновременное инициирование группы зарядов взрывчатых веществ (ВВ). Осуществляется посредством электродетонаторов мгновенного действия (луч огня воспламе-нительной головки мгновенно, без промежуточного замедлителя, инициирует первичное ВВ детонатора) или при помощи детонирующего шнура. Эффективность М. в. при отбойке горных пород меньше по сравнению с короткозамедленным взрыванием. Применяется в тех случаях, когда необходимо воздействие на среду ударной волны большой протяжённости, в частности при предварительном щелеобразовании с целью точного оконтуривания выработок, при двухсторонних взрывах на выброс.

МДИВАНИ Георгий Давидович [р. 13(26).9.1905, с. Багдади, ныне пос. Маяковский], грузинский советский драматург, киносценарист, засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). Пишет на груз, и рус. яз. Чл. КПСС с 1944. В 1924-26 учился на юрид. ф-те Тбилисского ун-та. С 1936 живёт в Москве. Автор остроконфликтных, публицистических по своему пафосу пьес: "Альказар" (пост. 1936) - о революц. борьбе в Испании, "Небо Москвы" (1943), "Новые времена" (1952), "День рождения Терезы" (1961) - о революц. Кубе, "Украли консула" (1963), "Твой дядя Миша" (1966), "Большая мама" (1971) и др. По сценариям М. поставлены фильмы: "Рядовой Александр Матросов" (1948), "Солдат Иван Бровкин" (1955), "Иван Бровкин на целине" (1953) и др. В 1971 опубл. сценарий "Посланники вечности". Награждён 2 орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Пьесы, М., 1955; Киносценарии, М., 1959; Перевал, М., 1968.

Лит.: Сотников Н., Тревоги одной ночи, "Советская культура", 1959, 2 июля; Нехорошее Ю., "День рождения Терезы". [Рец.], "Театр", 1962, № 1. И. К. Галкина.

МЕАНА-БАБА, мавзолей Абу - Сайда Мейхенейского в с. Миана (Меана) Ашхабадского р-на Туркменской ССР. Построен в 11 в. (роспись и облицовка 14 в.). М.-Б.- почти кубич. портально-купольное сооружение, выложенное из обожжённого кирпича. Геометрическая чёткость объёмов, контраст глухих нижних частей фасадов и расчленённых прямоугольниками с арочными нишами верхних, а также нек-рое уширение стен книзу определяют монумент, характер мавзолея. Декоративный эффект М.-Б. придаёт облицовка портала, состоящая из глазурованных керамич. плит голубого, белого и синего тонов. Лит.: Прибыткова А. М.. Памятники культуры XI века в Туркмении, М., 1955, с. 28.

Меана-Баба (мавзолей Абу-Саида Мепхет . нейского).11 в., роспись н облицовка 14 в.

МЕАНДР (греч. Maiandros), древнее название р. Большой Мендерес в Турции, отличающейся обилием извилин. Назв. "М." стало нарицательным для обозначения речных излучин - меандр.

МЕАНДР, распространённый тип геометрич. орнамента; имеет вид линии, ломанной под прямым углом. Широко применялся в иск-ве Др. Греции; получил название от извилистой реки Меандр (ныне Б. Мендерес) в Мал ой Азии.

МЕАРИН (Mearim) река на С.-В. Бразилии. Дл. ок. 800 км. Течёт с Бразильского плоскогорья на С., пересекает за-болоч. Приатлантическую низм., впадает в бухту Сан-Маркус Атлантич. ок., образуя эстуарий, общий с р. Пиндаре. В верх, и ср. течении порожиста. Питание дождевое. Максимум расхода воды - в апреле - мае. Судоходна в низовье.

МЕБЕЛЕВОЗ, специализированный автомобиль для перевозки мебели без тары. Кузов М.- фургон, к-рый монтируется на шасси грузового автомобиля. М. в СССР выпускает Горьковский з-д специализированных автомобилей.

МЕБЕЛЬ (франц. meuble, от лат. mobilis - подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков и улиц. М. (стулья, столы, шкафы, кровати, диваны, скамьи и т. д.) делится на бытовую (в жилище) и на М. обществ, зданий (в школах, яслях-садах, конторах, театрах, кафе). М. имеет много подвидов (напр., столы подразделяются на обеденные, кухонные, письменные и др.). Применяется также М., сочетающая свойства её нескольких видов (кресло-кровать, кресло-стол). Совмещение нескольких функций в одном изделии достигается конструктивной трансформацией либо блокировкой отд. предметов. По своим конструктивным и технологич. особенностям М. делится на передвижную, встроенную, навесную и пристенную, на неразборную и сборно-разборную. М. подразделяется также на жёсткую, мягкую и полумягкую.

Одним из важнейших принципов мебельного проектирования является группировка предметов в гарнитуры, предназначаемые для помещений специализированного назначения (столовых, спален, детских комнат, кухонь и т. п.). М. активно участвует в художеств, организации интерьера, составляя особую отрасль декоративно-прикладного искусства, а ныне также область художественного конструирования. Осн. элементы художеств, языка М.- архитектоника, пропорции, масштабность (соразмерность предмета и его отд. частей человеку). В число художеств, средств М. входят фактура, текстура и цвет, разнообразие к-рых достигается различными приёмами обработки поверхности изделия (окрашивание, лакировка и др.). Как элементы декора в М. используется живопись, скульптура, орнамент.

История развития мебели. Появление М. относится ко времени перехода первобытных общин к оседлости. М. развивалась быстрее у тех племён, которые в силу климатич. условий в большей мере нуждались в закрытых помещениях. Важнейшей предпосылкой для развития М. служило также наличие материала, обладающего необходимой прочностью, сравнительно небольшим весом, податливостью к обработке и отделке. Первое место среди этих материалов принадлежало дереву. Первоначально для М. выбирались те куски материала, к-рые ближе всего подходили к требуемой форме. С изменением социально-экономич. строя и бытового уклада складывались новые типы М. Развитие М. также тесно связано с развитием художеств, стилей: Отд. стили порождали не только особые виды и конструкции М., но и новые представления о её композиционных закономерностях. Кроме того, заметное влияние на декоративные, а отчасти и композиционные, особенности М. оказывали нац. традиции быта и иск-ва в целом.

К древнейшим сохранившимся образцам М. относятся др.-егип. предметы обстановки, предназнач. для фараона и его приближённых: сундуки, складные табуреты с Х-образным перекрестием опор (форма, сохранившаяся вплоть до наст, времени); троны с прямой спинкой и 4-угольным, слегка прогнутым сиденьем; столы прямоугольные на 4 ножках и круглые на 1 опоре; ложа с прогнутой рамной основой на 4 ножках. Др.-егип. М. изготовлялась гл. обр. из дерева с помощью топора, пилы, тёсел и др. инструментов. Её конструкции (ящичные, рамно-филёнчатые) часто обогащались скульптурными формами, приобретавшими характер тектонич. декора (звериные лапы и утиные головки, заканчивающие ножки). В отделке М. также широко использовались ажурные рельефные вставки (в виде символич. изображений животных, солнечного диска, фараона), золотые накладки, инкрустация из слоновой кости, стекла, камня. Богатство изобразит, элементов в М. Др. Египта было, очевидно, связано с тем, что она служила не только утилитарным, но и ритуальным целям.

У народов тропич. Африки, Америки, Океании уже в древности были известны низкие дерев, и кам. троны, скамьи, для к-рых характерны круглые, продолговатые или вогнутые сиденья, опирающиеся на подставки в виде стилизов. фигурок человека или животного.

Об осн. типах М. Др. Греции, получившей распространение у большей части населения, можно судить гл. обр. по скульптурным изображениям и вазописи. Это: сундуки (в к-рых чётко выражена рамно-филёнчатая конструкция); табуреты на 4 ножках или на Х-образной опоре; стулья с гнутыми ножками как повседневно употребляемые, так и церемониальные (тронообразные); ложа на высоких опорах с прогнутой стенкой в изголовье; столы нередко низкие (что было обусловлено обычаем лежать при трапезе и письме). М. изготовлялась гл. обр. из дерева (иногда из бронзы), с применением пилы и рубанка. М. эпохи классики, пришедшая на смену архаич. (близкой по форме и характеру декора егип.), отличается простотой и ясностью тектоничных, пластически выразительных форм. В её сдержанном декоре, подчёркивающем конструкцию, преобладали орнаментальные мотивы (меандр, пальметты, волюты). Эллинистич. М. свойственны черты декоративной изощрённости (в отделке вновь стали использоваться "звериные" мотивы архаич. М.).

М. Др. Рима создавалась гл. обр. в духе др.-греч. образцов. Были выработаны и собственно рим. типы М., напр, ложе с продольной спинкой (прообраз совр. софы). Получили распространение особые виды почётной М.: "селла курулис" - стул на скрещивающихся ножках в виде рогов, служивший в обществ, местах сиденьем для консулов и преторов; "солиум" - тронообразное сиденье для почётных граждан в храмах, термах. Изготовлялась и лёгкая плетёная М. из прутьев. В мебельном иск-ве прослеживается развитие от простоты и непритязательности форм респ. периода к роскоши и великолепию империи, когда в отделке М. обильно использовались скульптурный декор ("звериные" мотивы), фигурные аппликации из бронзы и драгоценных металлов.

Византийская бытовая М. не сохранилась, но известно, что она во многом повторяла формы рим. М. Близость к рим. образцам подтверждает и сохранившаяся храмовая визант. М. (епископские троны, кафедры). Но отличит, особенностью последней является неглубокий рельеф (орнаментальный или фигуративный), нередко почти сплошь покрывающий плоскости предмета.

Мебельное иск-во ср.-век. Европы почти не унаследовало антич. традиций. Оно развивалось самостоят, путём. В раннее средневековье распространились сундуки, табуреты (представлявшие собой обрубки стволов деревьев), а также столы (в виде досок, покоящихся на козлах), довольно высокие, что определялось обычаем сидеть на табурете во время трапезы или письма. В романский период стали использоваться табуреты на трёх опорах, кресла с высокой спинкой, шкафы, кровати (типа сундука, лишённого крышки), столы с опорами в виде вертикальных плоскостей. Выполненная способом ящичной вязки из рубленных топором досок или ошкуренных жердей, романская М. отличалась лаконизмом массивных форм (нередко украшенных резным геом., растит, или ленточным орнаментом), глухой нерасчленённостью объёма. В готич. период с изобретением заново двуручной пилы (дававшей возможность получать тонкие доски), а также распространением рамно-филёнчатой каркасной конструкции (как бы перекликавшейся со структурой готич. архит, сооружений) появилась более лёгкая и прочная М. Напряжённо вытянутая вверх, она композиционно членилась на относительно самостоят, поля, нередко заполненные плоскорельефной или ажурной резьбой в виде готич. архит. мотивов (стрельчатые арки, нервюры), растит, и геом. узоров, фигурных изображений. Известен довольно обширный перечень готич. М.: сундуки-лари, поставцы (первоначально тот же сундук, поставл. на высокие опоры) для хранения посуды, шкафы, кресла, столы, кровати с дерев, навесом.

О типах ср.-век. рус. М. можно судить гл. обр. по изобразит, материалам (иконам, фрескам, миниатюрам). Наиболее распространёнными предметами жилой обстановки были дерев, неподвижные лавки (обычно устанавливавшиеся вдоль стен всего помещения) и подвижные скамьи (нередко с перекидной спинкой), служившие не только для сидения, но и для сна, а также прямоуг. столы на 4 опорах, табуреты, сундуки. Эти типы М. (так же, как и мн. типы зап.-европ. М. романской эпохи), простых и рациональных форм, продолжают существовать в нар. быту до наст, времени. Ранние (16- 17 вв.) из сохранившихся образцов рус. М. свидетельствуют об искусном применении в её отделке сочного резного декора (растит, и геом. мотивы), о разнообразии расцветок.

У большинства народов Азии сложились традиции использовать в быту вместо М. ковры, стенные ниши, циновки, однако известны и предметы обстановки, сходные с европейскими. Так, в средневековом Китае определились разнообразные типы дворцовой и храмовой М. из полированного или покрытого лаком дерева: столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки и пр. Им нередко свойственны горизонт, вытянутость объёмов, плавная изогнутость внутренне напряжённых форм, подчёркивающий тектонику мелкий орнамент, растит., а также в виде мотива облака (резьба, роспись, инкрустация). В странах Бл. и Ср. Востока в 7-8 вв. появилась деревянная и бронзовая М. для мечетей и медресе: подставки для корана, 8-гранные столики и др. Воспроизводя формы мусульманской архитектуры, а иногда и целые типы (напр., стол в виде арочного павильона), она покрывалась арабесковым орнаментом (резьба, инкрустация).

В Зап. Европе в эпоху Возрождения (15-16 вв.) совершенствование быта и тяга к комфорту обусловили дальнейшее развитие мебельных типов. Вошли в употребление 2-ярусные шкафы, кабинеты (ларец с маленькими ящичками на подстолье) для хранения документов и драгоценностей, кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками - "кассапанка" (типично итал. форма), кресла, обитые тканью или кожей. Изготовляемая преим. из ореха, легко поддающегося обработке, М. (гл. обр. Италии) отличалась архитектонич. ясностью пластически законченных композиций, гармонич. сочетанием элементов архит. ордера (членения в форме пилястр, карнизов, тяг) и заполняющих плоскости филёнок рельефных или жи-всписных композиций (на религ., мифологич. и др. темы).

В 17 в. с развитием барокко дворцовая М. (Италии и Юж. Германии; шкафы, кабинеты, кабинеты-секретеры с откидной доской для письма), активно использующая архит. мотивы (витые колонны, разорванные фронтоны), а также скульптурную резьбу и красочную мозаику, обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных очертаний и беспокойной игрой светотени, порой буквально сливающихся с декором интерьера.

В эпоху абсолютизма 17-18 вв. во Франции со сложением пышного парадного интерьера появилось большое разнообразие типов и форм дворцовой М., отличающейся богатством декорировки. С развитием классицизма во 2-й пол. 17 в. стали делать фанерованные кабинеты и 2-створчатые шкафы, в к-рых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью барочного декора (букеты цветов, растительные узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом различных пород, перламутром, черепахой, золочёными металлами), декор плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных очертаний. В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам (учитывалась пышность наряда), применялись шпалеры, золочение по левкасу. Крупнейший мастер этой эпохи, сумевший создать свой собственный стиль,- А. Ш. Буль. С расцветом стиля рококо во 2-й четв. 18 в. на смену монументально-строгим классицистич. формам приходят интимные, прихотливо динамичные. Излюбленные типы М. этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменный стол с футляром, закрывающим рабочую плоскость), консольные столы, софы. Наряду со стационарной М., расставленной вдоль стен, стали вводиться также многочисл. типы лёгкой, свободно перемещаемой М. небольших размеров - стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Для декора М. рококо были характерны: свободно располагающиеся изящные узоры, исполненные в технике маркетри; цветы, расписанные по жёлтому, розовому, голубому или светло-зелёному фону; мотивы кит. иск-ва, нанесённые краской или золотом по чёрному лаку. Во 2-й пол. 18 в., с определением принципов нового направления в иск-ве классицизма, корпусная М. (шкафы-буфеты, секретеры, бюро) обретает лёгкость тектоничных, строго геом. форм с широкими гладями красного дерева, подчёркнутыми сдержанной бронзовой отделкой (часто в виде античных орнаментальных мотивов). Особенностью стульев и кресел этого времени, опиравшихся на прямые каннелированные ножки, стало заметное отделение спинки от сиденья, в чём также нашзл выражение классицисгич. принцип тектонически ясного расчленения форм. В числе прославленных мастеров мебельного иск-ва этой эпохи - Ж. А. Ризенер, Ж. Жакоб, Д. Рентген (нем. мастер, работавший также во Франции).

В Голландии 17-18 вв. сложилась простая и практичная М., ориентированная на деловой бюргерский быт: 2-створчатые шкафы с широким профилиров. карнизом; стулья из точёных стоек и перекладин с высокой спинкой и трапециевидным сиденьем, нередко обитым кожей; столы с массивными точёными кувшинообразными ножками. М. подобного типа, но с обильным скульптурным декором известна с 17 в. в Германии. В сер. 18 в. своеобразный стиль М., отвечавший вкусу буржуа, определился в Англии, получив имя своего создателя- Т. Чиппендейла. Изготовленная из красного дерева, М. этого стиля отличалась сочетанием рациональности форм, ясности структуры предмета с изяществом линий и прихотливостью узора (мотивы китайского искусства, готики и рококо). Классицистич. изысканность и лёгкость форм отличали М. англ, мастеров 2-й пол. 18 в.- Дж. Хеплуайта и Т. Шератона.

В России в кон. 17 - 1-й четв. 18 вв. дворцовая М. испытала влияние голл. и англ, образцов. Далее она изготовлялась в духе центр.- и юж.-европ. барокко, рококо, классицизма по проектам архитекторов В. В. Растрелли, Ч. Камерона, Дж. Кваренги.

С утверждением в странах Европы в 1-й четв. 19 в. позднего классицизма (т. н. ампира) М., нередко буквально копирующая древние егип., рим. и греч. формы, обретает монументальность нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой (с мотивами др.-рим. и др.-егип. иск-ва). Конструктивно ясная, она естественно вписывалась в интерьер, играя решающую роль в его пространственной организации. В России лучшие образцы дворцовой и усадебной ампирной М. были созданы по проектам арх. А. Н. Воронихина, К. И. Росси, В. П. Стасова. Для её изготовления нередко использовалась карельская берёза, отличающаяся эффектным золотистым цветом и своеобразным "муаровым" рисунком текстуры; в отделке применялось резное золочёное дерево, заменявшее бронзу. В Германии и Австрии в 1810-40-е гг. формы ампира были переработаны в соответствии с представлением о респектабельной устроенности буржуазного быта в сторону интимности и уюта (см. Бидермейер).

Со 2-й пол. 19 в. с упадком архитектуры и прикладного иск-ва художеств. качество М. резко падает; в массовой фабричной продукции начинают господствовать увлечение псевдостилями и не имеющее функцион. оправдания украшательство. Однако технологич. прогресс (штамповка древесины, гнутьё дерева) способствовал появлению конструктивно простой и прочной М. Так, у широких слоев населения стала особым спросом пользоваться гнутая т. н. венская М. С зарождением стиля модерн (в кон. 19 - нач. 20 вв.), стремившегося к единству и самостоятельности в художеств, решении материальной бытовой среды, в М. стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала. По мерг эволюции "модерна" формы М. изменялись от причудливо изогнутых, порой асимметричных, к строгим, рационально обобщённым. В целом М. "модерна" становится менее громоздкой (постепенно исчезают большие корпусные изделия); начинают применяться стенные шкафы и ниши. Нередко черты собств. "модерна" в М. сочетались с нац.-романтич. и неоклассицистич. тенденциями. В России нац. романтика, включавшая в себя вновь открытое ощущение эстетич. ценности нар. иск-ва, нашла отражение в М. мастерских Абрамцева и Талашкина (близ Смоленска), а неоклассицистич. устремления проявились в М. архитекторов И. А. Фомина, В. А. Щуко. С распространением в нач. 20 в. рационализма в М. (предшественниками к-рого ещё в 1880-е- 1890-е гг. были опыты чикагской архитектурной школы) усилились поиски лаконичных, тектоничных форм на основе использования новых материалов (стальных труб и полос, клеёной слоистой древесины), особое значение стало придаваться конструктивной основе предмета и его функциональной организации (см. Функционализм). В быт стала внедряться секционная сборно-разборная и трансформируемая М., разрабатывалась специальная М. для контор, банков, школ и т. д. К художественному конструированию М. в 1920-е -1930-е гг. обратились мн. архитекторы - представители рационализма (группа преподавателей "Бяухауза" - В. Гропиус, М. Брёйер, Л. Мне ван дер РОЭ; Ле Корбюзье во Франции).

В создании советской М. 20-х - 30-х гг., предназначенной для жилых домов и обществ, зданий новых типов, к-рые отвечали вновь возникшим социальным потребностям (дворцы культуры, рабочие клубы), принимали участие разчичные творческие силы: архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фомин и др., не порывавшие с традициями рус. классицистич. М., и преподаватели и студенты Вхутемаса (Вхутеина) во гл. с А. М. Родченко, Л. М. Лисицким и В. Е. Татлиным, опиравшиеся на эстетику конструктивизма. Последние предприняли попытки создать функционально целесообразную встроенную и трансформируемую М. на основе пром. изготовления. Однако промышленность не была подготовлена к решению такого рода задач. Во 2-й пол. 30-х гг. использование традиц. форм и конструкций (так же, как и в архитектуре) привело к временному отходу от новаторских приёмов формообразования и обращению к традициям прошлого. В М. возникли тенденции парадности, идущие подчас в ущерб решению функциональных задач.

В 1950-х - нач. 1970-х гг. в странах Зап. Европы и Америки принципы рационализма в М. получают дальнейшее развитие. Широко употребляется трансформируемая и секционная сборно-разборная М. из унифицированных элементов с применением древесностружечных плит, цветных пластиков и др. новых материалов. При общих конструктивных и эстетич. принципах совр. М. порой сохраняет черты нац. своеобразия. Особой органичности сочетания нац. особенностей и новаторства достигли в М. архитекторы-дизайнеры скандинавских стран (А. Аалто в Финляндии, А. Якобсен в Дании, Б. Матсон в Швеции), с их пристрастием к красоте текстуры дерева, пластич. гибкости гнуто-выклейных дерев, деталей и нарочитой грубоватости рельефных фактур тканей. Однако отсутствие зачастую в унифицированной М. черт своеобразия, а также свойственная ей порой гипертрофия конструктивности (лишающая М. её главного качества - причастности к человеку) привели к нек-рому оживлению реставраторских тенденций.

В СССР во 2-й пол. 50-х- нач. 70-х гг. с преодолением тенденций украшательства и стилизации, тормозивших развитие массового серийного произ-ва, развернулось проектирование для жилых и обществ, зданий простой, экономически и конструктивно рациональной М.: сборно-разборных шкафов-стеллажей и шкафов-перегородок, встроенных шкафов; трансформируемых кресел-кроватей, диванов-кроватей; кухонь. В соответствии с проблемой создания эстетически-гармоничной, гуманистич. по духу предметной среды формы и отделка М. стали научно определяться в зависимости от физиологии, анатомии и психологии человека. Эти характерные для совр. М. особенности перекликаются с наиболее плодотворными идеями мебельного конструирования 20-х - нач. 30-х гг. В то же время в совр. творч. исканиях нет механич. копирования прошлого. М. 2-й пол. 50-х - нач. 70-х гг. развивается на новом качественном уровне, опираясь на высокую технич. базу. Унификация элементов и деталей, внедрение новых материалов (древесностружечных и древесноволокнистых плит, полиэфирных лаков и эмалей пластмассы), превращение изготовления М. в механизированный процесс - осн. черты технич. прогресса, проникшего в мебельное произ-во (см. Мебельная промышленнсстъ). В результате унификации размеры М. и её детали стали согласовываться со строительным модулем, что, помимо экономич. рентабельности, дало возможность варьировать расстановку предметов в зависимости от размеров и назначения помещений. Наиболее важным преимуществом новой М. является возможность объединения нескольких корпусных предметов различного функционального назначения в общие блоки шкафов, к-рыми можно членить пространство на функциональные зоны. При этом блоки шкафов служат как бы фоном для перемещаемых кресел, стульев, столов. В разработке образцов совр. сов. М. участвуют дизайнеры почти всех союзных республик. Основываясь на общих эстетич. и технологич. принципах, они привносят в свои изделия нац. черты (проявляющиеся, в частности, в манере использования декоративных качеств материала), а также особенности индивидуального творческого почерка. В числе ведущих мастеров мебельного конструирования 1960-х - нач. 1970-х гг.- Ю. В. Случевский, К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова (все - РСФСР), Э. Вельбри (Эстония), X. Талберг (Латвия), В. Бейга (Литва).

Высокого уровня развития достигло мебельное иск-во социалистич. стран: ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии и др., где выпускается большой ассортимент изделий совр. конструкций и форм (как для жилых, так и для обществ, зданий) из унифицированных элементов с использованием новейших материалов.

Лит.: СоболевН.И., Стили в мебели, М., 1939; Попова 3., Русская мебель. Конец 18 века, М., 1957; Соколова Т. М., Очерки по истории художественной мебели 15 - 19 веков, Л., 1967; Обзор художественного конструирования мебели, М., 1973; Русская мебель в Государственном Эрмитаже. [Альбом], Л., 1973; F e u l n e r А., Kunstgeschichte des Mobels seit dem Altertum. В.. [1927]; H a s 1 и n d О. fo. a.], International mObellhaandbog, dl 1 - 3, Kbh., 1945-47; CimburewF., HolawJ.. Hoirain W., W irth L., Dejiny nabytkoveho umeni, sr. 1 - 3, Brno, 1948 - 50; Boger L. A., The complet te guide to furniture styles, L., 1961, N. Y., 1969. Л. В. Тыдман (история мебели до 2-й пол. 19 в.), Н. А. Луппов (история мебели 2-й пол. 19 - 20 вв.).

МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль пром-сти, производящая мебель для жилых и общественных помещений. Изготовление мебели - одно из древнейших произ-в. В дореволюц. России оно носило в основном кустарный и полукустарный характер. Фабрично-заводские мебельные предприятия концентрировались в районах Петербурга, Москвы, Риги, Киева и др.

В СССР создано крупное машинное произ-во мебели. В довоен. годы реконструированы и расширены старые предприятия в Москве, Ленинграде, Иванове, Харькове, Майкопе, Таганроге, Махачкале, Симферополе и др. городах. Построены мебельные фабрики в Москве, Ленинграде, Ереване, Чистополе, Армавире, Борисове, Гомеле, Свердловске, Волгограде. К 1940 М. п. располагала рядом специализированных предприятий. Было освоено массовое произ-во недорогих и удобных изделий, рассчитанных на запросы широких слоев населения. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 предприятия М. п. изготовляли гл. обр. продукцию для нужд фронта. После войны наряду с восстановлением предприятий М. п. к произ-ву мебели были привлечены лесопильно-деревообрабат. предприятия, на к-рых в короткие сроки были организованы мебельные цехи. Довоен. уровень произ-ва был превзойдён в 1950. Особенно большое развитие М. п. получила после принятия в 1957 пост. ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии жилищного строительства в СССР. Штучное произ-во было заменено произ-вом мебели в наборах, соответствующих архитектурно-художеств. облику совр. одно-, двух- и трёхкомнатных квартир. При её изготовлении стали применять древесностружечные и древесно-волокнистые плиты, полимерные материалы, освоены эффективные процессы лакирования изделий. По своей конструкции отд. изделия М. п., выпускаемые в СССР, достигли лучших зарубежных образцов.

Объём производства мебели в СССР



1940

1950

1960

1970

1972
Столы, млн. шт.

2,4

2,2

6,5

12,1

13
Стулья и кресла, млн. шт.

11

12

24

40

43
Буфеты и полубуфеты, тыс. шт.

149

54

964

3092

3372
Шкафы, тыс. шт.

658

834

4229

5701

6882
Диваны, кушетки, оттоманки и тахты, тыс. шт.

637

446

2683

1016

800
Мебельные гарнитуры, тыс. комплектов





30,9

275

372

М. п. располагает хорошо оснащёнными специализированными предприятиями для изготовления всех видов мебели- корпусной, мягкой, кухонной, детской, стульев и др., а также развитой проектно-конструкторской и н.-и. базой для решения задач дальнейшего совершенствования конструкции изделий и технологии их произ-ва. В 1972 произ-во мебели в СССР в стоимостном выражении составило более 3,3 млрд. руб.

По осн. видам изделий объём произ-ва мебели характеризуется данными табл.

Дальнейший рост произ-ва продукции М. п. сопровождается улучшением её качества. Строятся новые предприятия, особенно в Сибири и на Д. Востоке. Осн. направления технич. прогресса в М. п.: внедрение автоматизации, стандартизация и унификация узлов и деталей, применение новых материалов и моделей. Повышается концентрация и специализация произ-ва.

Среди других социалистич. стран М. п. наиболее развита в ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Болгарии. В Чехословакии, напр., имеются крупные предприятия по произ-ву гнутой мебели, всевозможных гарнитуров для жилищ, а также изделий для школ, культурных и обществ, учреждений. В 1972 произ-во мебели в стоимостном выражении составило: в ГДР 2341 млн. марок, в Польше 14 836 млн. злотых, в Румынии 6960 млн. лей. в Чехословакии (1971) 4768 млн. крон.

М. п. развита в ряде капиталистич. стран. Среди стран Зап. Европы ФРГ занимает 1-е место по произ-ву мебели, особенно кухонной. Наиболее крупные центры произ-ва мебели в США - Нью-Йорк и Чикаго. В 1972 произ-во (отгрузка с предприятий) бытовой мебели в США в стоимостном выражении составило .7121 млн. долл. В. Я. Боровой.

МЁБИУС (Mobius) Август Фердинанд (17. 11. 1790, Шульпфорта,-26. 9. 1868, Лейпциг), немецкий геометр. Проф. Лейпцигского ун-та (с 1816). М. впервые ввёл в проективную геометрию систему координат и аналитич. методы исследования; получил новую классификацию кривых и поверхностей, установил общее понятие проективного преобразования; исследовал коррелятивные преобразования. Установил (1858) существование односторонних поверхностей (см. Мёбиуса лист).

С о ч.: Gesammelte Werke, Bd 1 - 4, Lpz., 1885-87.

Лит.: Клейн Ф., Лекции о развитии математики в XIX столетии, пер. с нем., ч. 1, М.- Л., 1937.

МЁБИУС (Mobius)Карл Август (7.2.1825, Эйленбург,- 26.4.1908, Берлин), немецкий гидробиолог. Окончил Берлинский ун-т. Преподаватель ун-та в Гамбурге (с 1853). Проф. ун-та в Киле (с 1869). Директор музея естествознания в Берлине (1887-1905). Обследовал устричные банки побережья Северного м. Изучал условия существования устриц и их биол. связи с др. организмами. Предложил (в 1877) термин биоценоз. Участвовал в исследованиях мор. фауны Сев. и Балтийского морей (1871-72) и Индийского ок. (1874-75).

С о ч.: Die Auster und die Austernwirtschaft, В., 1877; Die Fische der Ostsee, В., 1883 (совм. с F. Heincke); Wirbellose Thiere, В., 1896.

МЁБИУСА ЛИСТ, поверхность, получающаяся при склеивании двух противоположных сторон АВ и А'В' прямоугольника ABB А' (см. рис. 1, а) так, что точки A и В совмещаются соответственно с точками В' и А' (рис. 1, 6). М. л. был рассмотрен (в 1858-65) независимо друг от друга нем. математиками А. Мёбиусом и И. Листингом в качестве первого примера односторонней поверхности. Если двигаться вдоль по М. л. (как и по любой другой односторонней поверхности), не пересекая его границы, то (в отличие от двухсторонних поверхностей, напр, сферы, цилиндра) можно попасть в исходное место, оказавшись в перевёрнутом положении по сравнению с первоначальным. Это тесно связано с неориентируемостью М. л.: если отметить на нём небольшую окружность с фиксированным направлением обхода и двигать её вдоль М. л., не пересекая границы, то можно придти к начальному положению так, что направление обхода окружности изменится на противоположное. М. л. ограничен всего лишь одной замкнутой линией. Поэтому, если разрезать М. л. по средней линии, то он не распадётся на две части, а превратится в поверхность гомеоморфную (см. Гомеоморфизм) поверхности цилиндра, отличающуюся от неё лишь тем, что она дважды перекручена вокруг себя (рис. 2).

Рис. 1. Построение листа Мёбиуса: а - исходный прямоугольник; б - лист Мёбиуса.

Рис. 2. Поверхность, получаемая из листа Мёбиуса разрезанием его по средней линии.

С топологич. точки зрения М. л.- неориентируемая поверхность с нулевой эйлеровой характеристикой, ограниченная одной замкнутой линией.

МЕВАЛОНОВАЯ КИСЛОТА, 3 - метил -3,5 - д и о к с и в а л е р и а н о в а я Кислота, один из важных промежуточных продуктов обмена веществ. Бесцветные, растворимые в воде кристаллы, tпл 27 оС; легко дегидратируется с образованием соответствующего б-лактона (м е в а л о-л а кто н а). Физиологически активная М. к. является (+)-изомером. Обнаружена и выделена в 1956 амер. микробиологами (К. Фолькерс и др.). Широко распространена в растит, и животном мире. Биосинтез М. к. происходит в микросомах клеток с участием трёх ацетильных остатков. Образующийся из них продукт конденсации необратимо восстанавливается в М. к., что позволяет рассматривать её как особую биогенетич. единицу. В природе М. к. служит исходным продуктом для построения обширного класса природных соединений - изопреноидов. Синтетич. М. к. с изотопной меткой (см. Изотопные индикаторы) широко применяется для изучения биосинтеза различных изопреноидов как в организмах, так и в бесклеточных системах.

Лит.: Корнфорт Д ж., Биосинтез терпеноидов, пер. с англ., "Успехи химии", 1969, т. 38, № 5; Natural substances formed biologically from mevalonic acid. Biochemical Society Symposium, № 29, Liverpool, Apr. 1969, L.- N. Y., 1970. Э. П. Серебряков.

МЕГА... (от греч. megas - большой), 1) часть сложных слов, указывающая на большой размер чего-либо, напр, мегалиты. 2) Приставка для образования наименований кратных единиц, по раз-меру равных 106 исходных единиц. Сокращённое обозначение: русское М, междунар. М. Пример: 1 Мвт (мегаватт) = 106 вт.

МЕГАДЕРМЫ (Megadermatidae), семейство из подотряда летучих мышей. Дл. тела 6,5-14 см, хвост отсутствует. На носу удлинённое листовидное кожистое образ