загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

- сказуемое (глагол see в Past Indefinite изъявит, наклонения пассивного залога), a at 6 o'clock - обстоятельство времени. На этапе преобразования англ, словам и словосочетаниям ставятся в соответствие русские переводы: he - чон", see - "видеть", 6 o'clock -"шесть часов"; поскольку глагол "видеть" не употребляется в страдательном залоге, английская пассивная конструкция преобразуется в русскую неопределённо-личную конструкцию: "он" становится прямым дополнением ("его") к сказуемому - глаголу "видеть" несовершенного вида изъявительного наклонения действит. залога в прошедшем времени и мн. числе. На этапе синтеза вырабатываются падежные и предложные показатели синтаксических связей между словами, в частности предлог at получает перевод "в + вин. над." как показатель обстоятельства времени, "он" как прямое дополнение получает признак "винит, пад." и т. п. Затем определяется порядок слов, после чего образуются нужные формы слов, так что получается "Его видели в 6 часов". Если в исходном предложении вместо he было бы местоимение it, то при переводе (без учёта предыдущих предложений) возникла бы неоднозначность: "Его видели в 6 часов" (если it - это, напр., plane-"самолёт"), "Её видели Е 6 часов" (если it - это, напр., rocket -"ракета"), "Это видели в 6 часов" (если it - нек-рое событие или явление). Человек-постредактор может выбрать из этих вариантов один - правильный.

Проблема М. п. находится на стыке теоретич. и прикладной лингвистики (в т. ч. структурной и статистич. лингвистики), математической лингвистики, теории и практики программирования и автоматич. программирования для вычислит, машин, информатики. Параллельно с М. п, развивалась автоматизация лингвистич. исследований. Методы М. п., разработанные для естеств. языков, находят применение в задачах, связанных с искусств, языками (языки автоматич. программирования, языки информационные ).

Впервые идея М. п. была высказана франц. изобретателем Ж. Арцруни и независимо сов. изобретателем П. П. Смирновым-Троянским в 1933. С появлением в 40-50-х гг. электронных вычислит, машин работы по М. п. начались в США и СССР. В 1954 в Джорджтаунском ун-те (Вашингтон, США) был проведён первый эксперимент по М. п. с русского яз. на английский. В СССР первые опыты М. п. были проведены в 1955-56 (англо-русский и французско-русский М. п.). В дальнейшем исследования по М. п. развернулись во мн. др. странах. Гл. входные языки - англ., рус., франц.; выходные - те же, а также нем., япон., чеш., вьетнамский и нек-рые др. Начальный период работ над проблемами М. п. (примерно до 1961) характеризовался повышенным вниманием к технич. и программистским вопросам; ориентацией на конкретные пары языков (т. н. б и н а р н ы й перевод), разработкой лишь морфологич. и синтаксич. правил перевода; формулировкой правил перевода сразу в виде алгоритмич. предписаний; выдачей, как правило, только одного варианта перевода для каждого предложения. В дальнейшем при разработке М. п. стали существенно использоваться результаты совр. структурной и матем. лингвистики. Осн. внимание стало обращаться на разработку и совершенствование общих схем М. п., пригодных для самых различных языков. Правила обработки текста для конкретных языков стали формулироваться большей частью не как алгоритмич. предписания, а как условия, налагаемые на правильный результат обработки. Процесс М. п. реализуется алгоритмом достаточно универсального типа, к-рый выявляет и осуществляет все возможные способы обработки текста на данном этапе, приводящие к допустимым (по указанным правилам) результатам (многовариантная обработка); на последующих этапах лишние и неправильные варианты отбрасываются (метод фильтров).

Морфологич. и многие синтаксич. проблемы М. п. в рамках изолированного предложения в основном решены. Гл. трудности при создании полностью автоматизированных систем высококачественного перевода связаны с недостаточным уровнем разработанности семантич. теории языков, с помощью к-рой можно было бы точно сформулировать правила обработки смысла и значений предложений языка.

На практике используются упрощённые и специализированные системы М. п., связанные с автоматизацией обработки научно-технич. информации (пословный перевод с частичной грамматич. обработкой и автоматическое реферирование - для целей экспресс-информации и патентной документации, а также для информационно-поисковых систем).

Имеются издания, целиком или частично посвящённые М. п., напр.: журн. "Mechanical Translation" (Camb., с 1954), "Т. A. Informations" (P. с 1965; в 1960- 1964 выходил под назв. "Traduction automatique"), "Communications of the Association for Computing machinery" (Phi)., с 1958), "Научно-техническая информация. Серия 2" (М., с 1961), сб-ки "Машинный перевод и прикладная лингвистика" (М., с 1959), "Проблемы кибернетики" (М., с 1958) и др.

Лит.: Переводная машина П. П. Троянского. Сборник материалов о переводной машине для перевода с одного языка на другие, предложенной П. П. Троянским в 1933 г., М., 1959; Машинный перевод. Сб. ст., пер. с англ., М'., 1957; П а н о в Д. Ю., Автоматический перевод, М., 1958; Р е в з и н И.И., Розенцвейг В. Ю., Основы общего и машинного перевода, М., 1964; М е л ь ч у к И. А., Р а в и ч Р. Д., Автоматический перевод. 1949 - 1963. Критико-библио-графический справочник, М., 1967; Автоматический перевод. Сб. ст., пер. с англ., итал., нем., франц., М., 1971. И. А. Мельчук, С. Я. Фитиалов.

МАШИННЫЙ ЯЗЫК, язык программирования, содержание и правила к-рого реализованы аппаратными средствами ЦВМ. М. я. состоит из системы команд ЦВМ и метода кодирования информации (исходных данных, результатов вычислений), принятого в ЦВМ. Символами М.,я. являются двоичные цифры; как правило, символы группируются в конструкции (морфемы) - адреса в командах, коды операций и признаки команд; из команд составляются программы, реализующие алгоритмы задач. Эффективность решения различных задач на ЦВМ в значит, степени зависит от того, насколько М. я. приспособлен для реализации заданных алгоритмов. В программе, составленной на М. я., или, как иногда говорят, в машинном коде, должны быть заданы вполне определ. команды для выполнения каждой операции. При этом точно указывается, где должны храниться числа (ячейка запоминающего устройства), как пересылать и обрабатывать числа и где хранить результаты вычислений.

Программирование на М. я. ведётся в системе команд ЦВМ, поэтому М.. я. рекомендуется использовать для создания программ (операционные системы, трансляторы алгоритмич. языков, библиотеки стандартных программ), расширяющих логич. возможности ЦВМ, и для создания программ, на к-рые наложены ограничения по времени выполнения и объёму памяти ЦВМ. Недостатки программирования на М. я.: программы, написанные для ЦВМ одного типа, не пригодны для ЦВМ другого типа; продолжительные сроки обучения программистов; программист, научившийся программировать на одной машине, должен фактически переучиваться при переходе к программированию на др. машине. Один из путей развития М. я.- приближение М. я. к языкам высшего уровня (тем самым упрощаются трансляторы с алгоритмич. языков). А. В Гусев

МАШИНОВЕДЕНИЕ, объединяет комплекс науч. исследований по наиболее общим вопросам, связанным с машиностроением независимо от отраслевой принадлежности и целевого назначения машин. В М. входят: общая теория машин и теория механизмов (см. Машин и механизмов теория), изучающие их динамику в различных условиях применения с целью создания рациональных образцов на основе кинематич. и динамич. анализа и синтеза механизмов; дисциплины, изучающие свойства материалов, применяемых в машиностроении (напр., металловедение) для правильного выбора материалов при создании определённых видов машин; дисциплины, позволяющие определить прочность и несущую способность узлов и деталей в различных условиях эксплуатации машин и на основе этого рассчитывать их размеры (см. Сопротивление материалов, Упругости теория, Пластичности теория, Детали машин)', теория трения, исследования износа деталей в узлах (см. Износ, Износостойкость), на основе к-рых решаются вопросы повышения кпд, увеличения ресурсов работы (см. Долговечность), необходимого качества поверхности сопряжённых деталей; исследование оптимальных процессов изготовления; вопросы надёжности в смысле обеспечения требуемых свойств, высококачеств. выполнения машиной необходимых операций и сохранения этих свойств при её эксплуатации, вопросы рационального использования энергии, вопросы повышения производительности машин и, в конечном счёте, их экономичности. В связи с расширением применения в различных областях нар. х-ва машин автоматич. действия М. уделяет большое внимание проблеме автоматич. управления: применению средств управления и конструктивным построениям машин и механизмов, упрощающим методы управления. На совр. этапе научно-технич. революции требуется всё большее углубление науч. исследований в перечисленных разделах М., к-рое диктуется усложнением характера работы машин в различных условиях внешней среды. Увеличиваются скорости движения, расширяется диапазон темп-р, при к-рых работают машины, растут силовые нагрузки, нек-рые машины работают, напр., в вакууме, при повышенной радиации и т. п. Поэтому развитием, требует тесной связи исследований с достижениями многих областей науки: автоматики, аэро-, газо-и гидродинамики, термодинамики, физ. химии, электроники, электротехники и др. В свою очередь, потребности М. способствуют решению ряда проблем в различных областях знания, стимулируя их развитие, позволяя создавать новое машинное оборудование, необходимое для проведения экспериментальных исследований. М. является одной из осн. областей науки, обусловливающих технич. прогресс. А. А. Благонравов.

"МАШИНОВЕДЕНИЕ", научно-технич. журнал, орган Отделения механики и процессов управления АН СССР. Издаётся в Москве с 1965. Периодичность - 6 номеров в год. Публикует работы по совр. методам анализа и синтеза механизмов, динамике машин, теории передач, теории машин-автоматов, применению моделирующих и цифровых электронных машин для решения задач машиноведения, по точности и теории надёжности в её вероятностном аспекте. Помещает статьи по вопросам применения в машиностроении новых материалов, в т. ч. компози ционных. Реферируется на англ, языке в Лондоне. Тираж (1974) 2,6 тыс. экз.

МАШИНОВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТ научно-исследовательский (ИМАШ), специализируется на решении общих проблемных вопросов теории машин, автоматизации при решении задач в области машиностроения, на проблемах прочности и износостойкости машин. Основан в Москве в 1938 при АН СССР. Гл. научные направления: теория машин и механизмов, прочность деталей машин, трение и износ в машинах, теория технологических процессов. Имеется аспирантура с очной и заочной формой обучения, ин-ту дано право приёма к защите докторских и канд. диссертаций. Результаты исследований М. и. публикует в виде монографий, сборников и т. п.

МАШИНОПИСЬ, политерное печатание и размножение текстовых, табличных и цифровых материалов с помощью пишущей машинки.

Общепринятым является т. н. слепой десятипальцевый способ М.: текст оригинала пишется (перепечатывается) автоматически без зрительного контроля всеми десятью пальцами, за каждым из к-рых закреплены определённые клавиши (литеры, знаки) пишущей машинки. Существуют 2 широко известные системы обучения М.: профессиональная, основанная на выполнении вслепую спец. упражнений, начиная со среднего ряда клавиатуры (эта система принята на курсах М.), и массовая, при к-рой обучение начинается с переписки несложного текста при зрительном контроле на первой стадии за движениями пальцев по клавиатуре. Средняя скорость М. для лиц, окончивших курсы,- 250 ударов в минуту (ок. 10 машинописных страниц в час).

Лит.: Дмитревская Е. И., Дмитревский Н. Н., Учебник машинописи, М., 1953; Березин Б. И., Самоучитель машинописи, 3 изд., М., 1969; Макарова Н. В., 50 уроков машинописи, [М.], 1971; Соболевская В. В., Учебное пособие по иностранной машинописи для работников телевидения и радиовещания, М., 1972; Демачёва Ю. С., Кузнецова А. Н., Машинопись, М., 1972. Б. И. Березин.
МАШИНОСТРОЕНИЕ, комплекс отраслей тяжёлой пром-сти, изготовляющих орудия труда для нар. х-ва, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технич. перевооружения всего нар. х-ва. От уровня развития М. в решающей степени зависят производительность обществ, труда, технич. прогресс, материальное благосостояние народа и обороноспособность страны. Гл. задача М.- обеспечить все отрасли нар. х-ва высокоэффективными машинами и оборудованием. В СССР М. принадлежит особое место в экономике страны в связи с его ведущей ролью в социалистич. расширенном воспроизводстве. М. явилось базой социалистич. индустриялизации страны, способствовало превращению СССР в высокоразвитую индустриальную державу.

М.- составная часть более широкой производств, группы - М. и металлооб1 работки,- в к-руго, кроме М., входит произ-во металлнч. изделий, металлоконструкций и ремонт машин и оборудования. В 1972 продукция металлообработки составила 16% общего объёма продукции М. и металлообработки. М.' СССР включает такие крупные подотрасли, как энергетич. М., электротех-нич., станкостроительная и инструментальная пром-сть, приборостроение, тракторное и с.-х. М. и др. М. занимает 1-е место в пром-сти СССР по объёму выпускаемой продукции, стоимости осн. производств, фондов и численности рабочих, занятых на предприятиях. В 1972 на долю М. и металлообработки приходилось ок. 1/4 пром. продукции СССР; удельный вес пром.-производств, основных фондов М. и металлообработки в пром.-производств, осн. фондах пром-сти составил в 1972 20,9%, в численности пром. рабочих -ок. 39%. М. производило в 1970 примерно 30 тыс. наименований изделий. Св. 60% продукции М. выпускается в мелкосерийном и серийном произ-ве. Для М. характерен прерывный процесс произ-ва. Большая номенклатура машин и оборудования, их сложность и возможность расчленения на отд. узлы и детали обусловливают широкую специализацию произ-ва продукции М.

Возникновение М. как отрасли промышленности относится к 18 в., быстрое развитие М. получило в 19 в., сначала в Великобритании и нек-рых др. странах Зап. Европы, а затем в США. В России первые маш.-строит. з-ды построены в 18 в.

М. дореволюц. России было слабо развито и зависело от иностр. капитала, что объяснялось общей эконом ич. отсталостью страны. Выпуск продукции М. для пром-сти был крайне ограниченным как по объёму, так и по номенклатуре; с.-х. М. изготовляло несложный инвентарь. Продукция, выпускаемая М. дореволюц. России, была на более низком технич. уровне, чем машиностроит. продукция стран Зап. Европы и США. Автомобили, металлорежущие станки производились в небольшом количестве, а прядильные машины, инструменты, приборы, сложные с.-х. машины, мощное энергетич. оборудование и мн. др. виды машин и оборудования не производились, а импортировались.

За годы Сов. власти создано мощное М. Политика социалистич. индустриализации, всё возрастающий размах капитального стр-ва вызвали большую потребность в машинах и оборудовании. В 1-й пятилетке (1929-32) среднегодовые темпы прироста валовой продукции пром-сти СССР составили 19,2%, а М. и металлообработки - 41,3%; во 2-й пятилетке (1933-37) - соответственно 17,1% и 23,1%; за 3 предвоенных года 3-й пятилетки (1938-40) -13,2% и 20,7%. Опережающие темпы развития М. характерны и для послевоенного периода. Объём валовой продукции М. и металлообработки в 1972 превосходил уровень 1913 в 1040 раз и 1940 - в 35,1 раза. В таблице приведены данные о производстве важнейших видов машин и оборудования в СССР.

М. обеспечило создание крупного совр. производств, аппарата во всех отраслях материального произ-ва и высокую степень обороноспособности страны. По состоянию на нач. 1973 в нар. х-ве СССР использовалось 4,08 млн. металлорежущих станков и 948 тыс. кузнечно-прессовых машин, в угольной и горнорудной пром-сти работали десятки тыс. угольных комбайнов, врубовых и погрузочных машин, конвейеров, электровозов и др. механизмов; в стр-ве находилось в эксплуатации 119,2 тыс. экскаваторов, 33,7 тыс. скреперов, 117,5 тыс. бульдозеров, 135,7 тыс. передвижных кранов и большое количестно др. техники; в с. х-ве имелось 2,11 млн. тракторов, 656 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,23 млн. грузовых автомобилей (без межколхозных несельскохоз. орг-ций), 1,22 млн. тракторных сеялок и сотни тысяч др. машин и механизмов. Огромное количество машин и оборудования получили от М. все отрасли пром-сти, транспорт и связь. На 1 янв. 1972 осн. производств, фонды нар. х-ва СССР составили в ценах 1955 500 млрд. руб., из них примерно 2/5 приходилось на долю машин и оборудования.

Производство отдельных видов продукции машиностроения в СССР


1913

1928

1940

1950

1960

1970

1972
Турбины, Гвт

0,006

0,044

1,2

2,7

9,2

16,2

14,6
Генераторы к турбинам, Гвт

--

0,075

0,5

0,9

7,9

10,6

13,7
Электродвигатели переменного тока мощностью от 0,25 до 100 квт, Гвт

0,3

0,2

1,3

4,2

13,5

27,8

30,5
Электродвигатели переменного тока мощностью св. 100 квт, Гвт

_

0,055

0,5

2,5

4,1

5,5

6,0
Станки металлорежущие, тыс. шт.

1,8

2,0

58,4

70,6

155,9

202,2

211,3
в т. ч. станки с числовым и программным управлением, шт.









16

1687

3049
Автоматические и полуавтоматические линии для машиностроения и металлообработки, комплектов





1

10

174

579

637
Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт.



0,1

4,7

7,7

29,9

41,3

44,0
Приборы, средства автоматизации и запасные части к ним*, млн. руб.














в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955





30,6

115

1102




в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967











2370

2956
Средства вычислительной техники и запасные части к ним*, млн. руб. в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1955





0,3

2,0

79,9




в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967











710

1713
Металлургическое оборудование, тыс. m





23,7

111,2

218,3

314,0

322,1
Комбайны угольные очистные, шт.

_

_

22

344

881

ИЗО

11)7
Нефтеаппаратура, тыс. m

-

-

15,5

47,9

93,0

126,6

156,9
Экскаваторы, шт.

-

-

274

3540

12589

30844

34875
Бульдозеры, тыс. шт.





0,1

3,8

12,9

33,5

40,2
Тепловозы магистральные (секций)







5

125

1303

1485

1488
Электровозы магистральные, шт. Автомобили, тыс. шт.

0,1

0,8

9 145,4

102 362,9

396 523,6

323 916,1

351 1378.8
в т. ч. грузовые и автобусы




0,79

139,9

298,3

384 , 8

571,9

648,7
легковые

0,1

0,05

5,5

64,6

138,8

344,2

730,1
Тракторы (в физич. единицах), тыс. шт.

_

1,3

31,6

116,7

238,5

458,5

477,8
Плуги тракторные, тыс. шт.

-

0,5

38,4

121,9

149,1

211,7

223,1
Сеялки тракторные, тыс. шт.

-

0,6

21,4

117,7

111,9

163,5

144,5
Комбайны зерноуборочные, тыс. шт.

-

-

12,8

46,3

59,0

99,2

95,7

* В 1967 выпуск приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним в оптовых i __ нах предприятий на 1 июля 1955 составил 2370 млн. руб., в оптовых ценах предприятий на 1 июля 1967 - 1631 млн. руб.; средств вычислительной техники и запасных частей к ним - соответственно 376 и 261 млн. руб.

Опережающее развитие М., всё большее насыщение нар. х-ва совр. орудиями труда обеспечили систематич. рост производительности обществ, труда. В 1972 по сравнению с 1940 производительность труда в пром-сти возросла примерно в 5,5 раза, в М.- более чем в 12 раз.

Успехи в развитии М. СССР связаны в огромной степени с расширением и совершенствованием его технич. базы. К кон. 1972 стоимость машин и оборудования, составляющих технич. базу М. и металлообработки, по предприятиям, состоящим на самостоят, балансе, оценивалась в 23 млрд. руб. и равнялась примерно 1/5 стоимости всех машин и оборудования в пром-сти СССР, причём большая часть этой суммы приходилась на металлообр. оборудование. В основной своей массе парк оборудования М.- это высокопроизводит.станки и кузнечно-прессовые машины, литейное и сварочное оборудование, подъёмно-транспортные и перемещающие механизмы. Значит, место в парке металлообрабат. оборудования М. принадлежит совр. агрегатным, спец. и специализированным, уникальным тяжёлым и прецизионным станкам, авто-матич. линиям. Возможности технич. базы М. по произ-ву машин и оборудования чрезвычайно велики. Мн. виды продукции, изготовленной на предприятиях этой отрасли пром-сти, уникальны и созданы впервые в мире (напр., технич. устройства для исследования космоса). По объёму выпускаемой машиностроит. и металлообрабат. продукции СССР занимает 1-е место в Европе и 2-е в мире (1972). Особенно значительны достижения М. СССР в области совершенствования орудий произ-ва во всех отраслях нар. х-ва, создания и внедрения высокопроизводит. оборудования.

Повысились мощность, скорость и точность работы оборудования, улучшились его эксплуатац. качества, уменьшился вес единицы оборудования. Только за 1966-72 в М. СССР создано ок. 21,7 тыс. новых типов машин и оборудования и 7,5 тыс. новых видов приборов и средств автоматизации.

Большое развитие получает М. в 9-й пятилетке (1971-75). Особенно быстро растёт выпуск высокоэффективных видов машин и оборудования для энергетики, металлургии, химич., лёгкой и пищ. пром-сти, подвижного ж.-д. состава, лроиз-во станков с числовым программным управлением (ЧПУ), автомобилей, приборов и средств автоматизации. С. х-во обеспечивается большим количеством тракторов, с.-х. машин, автомобилей, землеройной техники. Укрупняются единичные мощности машин и оборудования, что позволяет повысить их эффективность. Для достижения высокого уровня произ-ва машиностроит. продукции планируется значит, расширение и технич. перевооружение М. На машиностроит. предприятия направляется большая часть ресурсов металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования. М. совершенствует свою техническую базу, технологию, организацию производства на основе последних достижений науки и техники.

Ускорение научно-технич. прогресса в М. в значит, мере связано с процессом концентрации и специализации произ-ва. Вместо универсальных предприятий, изхотовляющих для себя почти все необходимые узлы и детали, создаются крупные комплексы специализированных производств и объединения различного типа.

Высокими темпами развивается М. и в других социалистич. странах. В 1972 по сравнению с 1950 объём валовой продукции М. и металлообработки возрос в Болгарии в 48 раз, Венгрии в 9 раз, ГДР в 5 раз, МНР в 20 раз, Польше в 33 раза, Румынии в 40 раз, Чехословакии в 11 раз. Социалистич. страны располагают возможностями для произ-ва высокоэффективной техники широкой номенклатуры. Они имеют совр. машиностроит. предприятия и квалифицированные кадры. В 1972 в М. и металлообработке Болгарии было занято примерно 25% промышленно-производств. персонала, работающего в пром-сти, в Венгрии 31%, ГДР ок. 42% , Польше св. 31%, Чехословакии более 37%. Из отраслей М. широкое развитие получили: в Болгарии - произ-во нек-рых видов внутризаводского транспорта, в Венгрии - произ-во автобусов, радиопромышленность, в Польше - судостроение, в Румынии - произ-во химич. и нефтяного машиностроения, в Чехословакии - тяжёлое машиностроение, в ГДР - приборостроение, судостроение, произ-во машин и оборудования для тяжёлой пром-сти, в Югославии - судостроение. Увеличение объёма валовой продукции М. социалистич. стран обеспечивается ростом производств, осн. фондов М. и производительности труда.

Большое значение для развития М. социалистич. стран, в первую очередь стран - членов СЭВ, имеет междунар. социалистич. разделение труда, основанное на межотраслевой специализации произ-ва. В 1966-70 сов. импорт продукции М. из стран - членов СЭВ составил почти 12 млрд. руб. Изменяется структура поставок, увеличивается в ней доля совершенных машин, средств механизации и автоматизации производств, процессов, электронной вычислит. техники и т. д., что предопределяет дальнейшее развитие М. в этих странах. Большое влияние на увеличение объёмов валовой продукции М. социалистич. стран - членов СЭВ оказывает осуществление Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. эко-номич. интеграции, принятой 25-й сессией СЭВ в 1971.

Осн. масса продукции М. капиталистич. мира производится в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Швейцарии. Среди этих стран доминирующее положение занимают США. В 1970 на их долю приходилось примерно 30% стоимости произ-ва металлообрабат. оборудования осн. капиталистич. стран, ок. 50% электрооборудования пром. и бытового назначения, св. 60% электронного оборудования, 45% энергетич. оборудования, почти 30% выпуска тракторов, св. 30% легковых и грузовых автомобилей. Следующее за США место в произ-ве машиностроит. продукции (за исключением судов, автомобилей и электронного оборудования) занимает ФРГ. Япония занимает 1-е место в капиталистич. мире по стр-ву судов и 2-е место после США по произ-ву электронного оборудования и автомобилей.

Произ-во машин и оборудования в капиталистич. странах с развитым М. высокомонополизировано (см. Машиностроительные монополии). С целью расширения рынков сбыта машин и оборудования, обеспечения загрузки производств, мощностей ведущие монополии в М. осуществляют за пределами своих стран крупные капиталовложения. В особенности сильна экспансия амер. монополий в Зап. Европу. В результате больших капиталовложений в автомобилестроение стран Зап. Европы под контролем монополий США в нач. 70-х гг. находилось св. 50% всего выпуска легковых автомобилей в Великобритании, 1/3 выпуска автомобилей в ФРГ, до 1/3 выпуска легковых автомобилей в Нидерландах. Монополистич. капитал США контролирует более 20% произ-ва тракторов в ФРГ и примерно 45% их произ-ва во Франции. Американским филиалам в Зап. Европе принадлежит 50% выпуска полупроводников, 95% -интегральных схем и 80% - ЭВМ.

Крупнейшие монополии играют всё большую роль в капиталистич. произ-ве машиностроит. продукции, одновременно придавая ему в силу агрессивности политики империализма милитаристский характер. В наибольшей степени милитаризованными в совр. условиях являются радиоэлектронная и судостроит. пром-сть, не считая тех отраслей и произ-в М., к-рые обеспечивают машинами и оборудованием воен. пром-сть. См. также Авиационная промышленность, Автомобильная промышленность, Бытовых приборов и машин промышленность, Инструментальная промышленность, Приборостроение^, Радиопромышленность, Сельскохозяйственное машиностроение, Станкостроение, Судостроение, Тракторостроение, Тяжёлое машиностроение. Электротехническая промышленность, Энергетическое машиностроение.

Лит.: Материалы XXIV съезда КПСС" М., 1971; Государственный пятилетний плав развития народного хозяйства СССР на 1971 -1975 годы. [Сборник], М., 1972; Р о-зенфельдЯ. С., Клименко К. И., История машиностроения СССР, М., 1961; Экономика машиностроительной промышленности СССР, М., 1968; Статистический ежегодник стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи, М., 1972. Н. П. Ясновский.

"МАШИНОСТРОЕНИЕ", центральное книжно-журнальное издательство Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам из. дательств, полиграфии и книжной торговли, выпускает науч., производств.-технич., учебную, справочную лит-ру по теории, конструированию, устройству, технологии изготовления, ремонту, эксплуатации машин и оборудования, применяемых в различных отраслях пром-сти, с. х-ва, транспорта и др. Образовано в 1964 в результате слияния научно-технич. издательств "Машгиз" и "Оборонгиз". Находится в Москве, имеет отделение в Ленинграде. В 1972 книжная продукция "М." включала 890 названий; тираж- 10789 тыс. экз., объём- 148,5 млн. печатных листов-оттисков. Наряду с книгами, плакатами, альбомами, каталогами издательство выпускает 14 научно-технич. и производственно-массовых журналов. Ежегодно выходит св. 200 номеров журналов тиражом ок. 10 млн. экз. А. П. Астахов.

"МАШИНОСТРОИТЕЛЬ", ежемесячный массовый производств.-технич. журнал, орган Науч.-технич. об-ва машиностроит. пром-сти. Издаётся в Москве с 1931. В 1941-55 не выходил. Распространяет опыт в области науч. организации труда и управления, экономики произ-ва, механизации и автоматизации производств, процессов в машиностроении, прогрессивной технологии; информирует о новой технике и материалах, о приспособлениях и инструменте, технике безопасности, ремонте и модернизации оборудования, освещает работу новаторов произ-ва и др. Тираж (1974) 44 тыс. экз.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ И ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, отрасль технич. образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии произ-ва, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др. Истоки М. и п. о. в России относятся к нач. 18 в., когда в Москве была организована Школа математических и навигацких наук (1701). Основы теории и практики машиностроения и приборостроения заложены М. В. Ломоносовым и механиками-изобретателями И. И. Ползуновым, К. Д. и П. К. Фроловыми, И. П. Кули-биным, Е. А. и М. Е. Черепановыми и др. Ведущую роль в становлении отечественного М. и п. о. в 19 в. сыграло Московское технич. уч-ще (осн. в 1830, ныне Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана), в к-ром сформировалась научно-методич. школа подготовки инженеров-механиков. Развитие М. и п. о. тесно связано с именами таких учёных, как М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, И. А. Вышнеградский, Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, А. С. Ершов, В. Л. Кирпичёв, А. П. Гаврилен-ко, Н. П. Петров, И. П. Балашов, Ф. Н. Королёв, С. А. Акимов, П. Н. Погорельский, Н. А. Любимов, Н. А. Зернов, П. В. Фёдоров, Д. К. Советкин, А. М. Михайлов, М. Я. Киттары. Важное значение для развития М. и п. о. имел состоявшийся в 1895 в Петербурге съезд деятелей технич. образования. В кон. 19 в. ив нач. 20 в. созданы политехнич. ин-ты, в к-рых специальности М.ип. о. стали ведущими: Львовский (1844), Киевский (1898), Петербургский (1902) и Томский (1896), Донской (1907, Новочеркасск).

После Великой Окт. социалистич. революции М. и п. о. стало одной из основных отраслей технич. образования. За годы Сов. власти создано более 200 машиностроит. и приборостроит. вузов и св. 1 тыс. техникумов. Наиболее крупные вузы (1973): МВТУ им. Н. Э. Баумана, политехнич. ин-ты - Азербайджанский (Баку), Белорусский (Минск), Волгоградский, Грузинский (Тбилиси), Дальневосточный (Владивосток), Ереванский, Иркутский, Казахский (Алма-Ата), Киевский, Каунасский, Куйбышевский, Красноярский, Ленинградский, Львовский, Ново-черкасский, Одесский, Пензенский, Рижский, Таллинский, Ташкентский, Томский, Уральский (Свердловск), Челябинский; Всесоюзный (Москва) и Северо-Западный (Ленинград) заочные политехнич. ин-ты; Ижевский и Ленинградский механические ин-ты; Куйбышевский, Казанский, Московский, Харьковский авиационные; московские энергетический, автомеханич., автодорожный, инженерно-физич., полиграфич., станко-инструментальный, физико-технич., электронной техники, электронного машиностроения; Ростовский с.-х. машиностроения; ленинградские авиаприборостроения и точной механики и оптики; Рязанский радиотехнич. ин-ты.

Группа специальностей М. и п. о. - наиболее многочисленная среди отраслей технич. образования и подразделяется на подгруппы: машины, оборудование и технология машиностроит. з-дов; машины и оборудование горно-металлургич., строит., дорожного, химико-технологич. произ-ва, пищ. и лёгкой пром-сти; энергетич. и транспортное машиностроение; проектирование, произ-во и исследование приборов - оптико-электронных, квантовой электроники, автоматики и телемеханики, вычислит, техники, автоматич, систем управления, гироскопич., радиотехнич., мед. и др., а также различных уникальных приборов для исследований в области физики, математики, технич. наук, биологии, химии, астрономии и др. М. и п. о. предусматривает глубокую общенауч. и инж. подготовку студентов - изучение общетехнич. и общенауч. дисциплин, комплекса спец. профилирующих дисциплин, а также самостоят, работу в лабораториях и на производстве, курсовое и дипломное проектирование и др. Специалисты направляются на работу в качестве инженеров-конструкторов и исследователей, инженеров-технологов конструкторских бюро, теоретич. или технологич. отделов, цехов предприятий, науч. учреждений.

В уч. планах техникумов значит, место занимают общеобразоват. и общетехнич. предметы. Общетехнич. и спец. дисциплины соответствуют в основном уч. планам аналогичных вузовских специальностей. Практич. подготовку уч-ся получают в процессе лабораторных занятий, производств, практики (с обязательной сдачей квалификационной пробы на рабочий разряд по одной из рабочих профессий); так же, как в вузе, они выполняют несколько курсовых и дипломный проекты. Высшее и среднее М. и п. о. осуществляется, как правило, в системе дневного обучения, по отдельным специальностям - в вечерних и заочных уч. заведениях (ф-тах, отделениях). Рабочих массовых машиностроит. и приборостроит. профессий токарей, фрезеровщиков, сварщиков, электромонтажников, шлифовальщиков и др. готовят проф.-технич. уч. заведения. В 1972 на специальностях М. и п. о. обучалось в вузах св. 920 тыс. чел., в техникумах-ок. 750 тыс. чел., приём соответственно составил в вузах - ок. 190 тыс. чел., в техникумах - ок. 200 тыс. чел., выпуск-ок. 130 тыс. чел., св. 170 тыс. чел.

Науч. и пед. кадры готовятся в аспирантуре, организованной в большинстве вузов и н.-и. учреждений этого профиля. Право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации по машиностроит. и приборостроит. специальностям предоставлено вузам.

За рубежом М. и п. о. дают политехнические, машиностроит. и приборостроительные ин-ты, ун-ты, технич. ун-ты, технологич. и инж. колледжи и др. Крупнейшие школы М. и п. о. в социалистических странах - Белградский, Будапештский, Варшавский, Пражский, Софийский политехнические институты, Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты; в капиталистич. странах - политехнич. и технологич. ин-ты: Бруклинский, Брюссельский, Вашингтонский, Венский, Иллинойсский, Калифорнийский, Льежский, Массачусетсский, Миланский, Парижский, Цюрихский, Эдинбургский; ун-ты: Вашингтонский, Гарвардский, Калифорнийский, Кембриджский, Оксфордский и др. л. П. Лазарев.

Кр упнейшие монополии общего машиностроения капиталистического мира (1972, млн. долл.)


Год основания

Оборот по продаже

Активы

Собственный капитал

Число занятых (тыс. чел.)
"Хитати" (Япония)

1910

4354

6272

1576

151
"Мицубиси хэви индастрис" (Япония)

1870

3981

7264

663

111
"Интернэшонал харвестер" (США)

1902

3493

2574

1198

100
"Катерпиллар трактор" (США)

1925

2602

1912

1160

67
"Гутехоффнунгсхютте" (ФРГ)

1873

2329

1873

191

90
"Зингер" (США)

1873

2218

1609

763

117
"Броун, Бовери" (Швейцария)

1891

1776

2247

194

92
"Дир энд Ко" (США)

1911

1500

1554

800

45
"Масси-Фергюсон" (Канада)

1847

1190

1057

444

46
"Комбасчен инджиниринг" (США)

1910

1180

740

295

35
"СКФ" (Швеция)

1907

1048

1357

550

65
"Аллис-Чалмерс" (США)

1901

960

835

390

28
"Бабкок энд Уилкокс" (США)

1881

956

717

317

34
"Студебекер-Уортингтон"2 (США)

1967

879

876

302

27
"Зульцер" (Швейцария)

1834

764

1074

569

37
"Шнейдер" (Франция)

1836

554

125

209

55

1 Расположены по размеру оборота по продаже в убывающем порядке. 2 Образована слиянием "Уортингтон" (основана в 1916) и "Студебекер" (основана в 1903).

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, вузы, готовящие инженеров для общего и спец. машиностроения и приборостроения, в т. ч. электромашиностроения, электроприборостроения и др. В 1972/73 уч. г. в СССР было 16 М. и м. и., в т. ч. 11 машиностроительных: Брянский транспортного машиностроения (осн. в 1930), Ворошиловградский (1960), Всесоюзный заочный (1936, Москва), Запорожский (1930), Кировоградский с.-х. машиностроения (1967), Курганский (1959), Могилёвский (1961), Московский станкоинструментальный (1930), Московский электронного машиностроения (1962), Московское высшее техническое уч-ще (МВТУ) им. Н. Э. Баумана (1830), Ростовский-на-Дону с.-х. машиностроения (1930); 5 механических: Ижевский (1952), Ленинградский (1932), Ленинградский точной механики и оптики (1930), Московский автомеханический (1939), Севастопольский приборостроительный (1964). В большинстве ин-тов, помимо дневных, есть вечерние, заочные и подготовит, отделения, аспирантура; нек-рые ин-ты имеют филиалы (ф-ты, отделения) в др. городах. Московским (кроме Всесоюзного заочного), ленинградским и Ростовскому М. и м.и. предоставлено право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации. Срок обучения 5-6 лет. Выпускники защищают дипломный проект и получают квалификацию инженера-механика (-электромеханика, -технолога, -электрика), радиоинженера и др. См. также Машиностроительное и приборостроительное образование.

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран (общее машиностроение). В отраслях общего машиностроения основных промышленно развитых капиталистич. стран (металлообрабат., металлургич., энергетич., подъёмно-трансп., строит., дорожное, с.-х., хим., нефт., насосно-

компрессорное, холодильное, целлюлозно-бум., текст., кож., пищ., полиграф, оборудование и др.) имеется ряд крупных компаний (см. табл.).

В металлургич. машиностроении ведущее положение занимают 4 монополии США (на к-рые в 1971 приходилось примерно 85% общего произ-ва мeтaллypгич. оборудования в стране), 5 компаний ФРГ и по 3 Великобритании, Франции и Японии, 2 из к-рых - "Мицубиси хэви индастрис" (Mitsubishi Heavy Industries) и "Хитати" (Hitachi) сильно диверсифицированы, являясь одновременно судостроит. компаниями, а также изготовителями энергетич. и др. оборудования и транспортных средств.

Осн. поставщиками энергетич. оборудования являются две швейц. фирмы - чБроун, Бовери" (Brown, Boveri) (выпускающая также электротехнич. оборудование), дизелестроит. "Зульцер" (Sulzer) и франц. концерн чШнейдер" (Schneider).

Гл. роль на рынке атомных реакторов занимают 4 амер. монополии, а также 12 компаний др. стран - ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии (по две), Швеции и Канады (по одной). В США их осн. изготовителями являются электрвтехнич. монополии - "Дженерал электрик" (General Electric), "Вестингауз электрик" (Westinghouse Electric) (в 1970 на их долю приходилось соответственно 39% и 29% всех произведённых в США реакторных установок), "Комбасчен инджиниринг" (Combustion Engineering) (20%), выпускающая, кроме того, металлургич., нефтеперерабат., подъёмно-трансп. и холодильное оборудование, и "Бабкок энд Уилкокс" (Babcock and Wilcox) (12%), производящая также энергетич., насосно-компрессорное и хим. оборудование. В ФРГ - "Гутехоффнунгсхютте" (Gutehoffnungshutte) и "Крафт-верке унион" (Kraftwerke Union) и т. д.

В тракторостроении осн. капиталистич. стран господствует также небольшое число монополий. В США 75% произ-ва тракторов в 1971 приходилось на 8 компаний - "Интернэшонал харвестер" (International Harvester), "Катерпиллар трактор" (Caterpillar Tractor), "Дир энд Ко" (Deere and Co), "Аллис-Чалмерс" ( Allis-Chalmers ), автомобильную-" Форд" (Ford) и др. В Великобритании их произ-во сосредоточено в основном у 6 фирм, причём на долю двух из них - англ. отделения "Масси-Фергюсон" (Massey-Ferguson) и филиала "Форда" приходится примерно 75% общего выпуска тракторов в стране. Во Франции 4 компании производят ок. 90%, в ФРГ 6 фирм - более 60% и в Италии 4 компании - примерно 80% всей продукции тракторостроения этих стран. В произ-ве подшипников ведущее место занимает швед, фирма СКФ (SKF) (ок. 25% выпуска капиталистич. мира).

Уровень монополизации в ряде отраслей общего машиностроения не высок. Выпуском, напр., станков и кузнечно-прессового оборудования заняты сотни компаний, из них небольшое число крупных. Так, в США, занимающих 1-е место среди капиталистич. стран в произ-ве металлообрабат. оборудования, в 1970 только 3 фирмы входили в число 400 крупнейших амер. монополий. В целом уровень концентрации произ-ва, а также концентрации и централизации капитала в общем машиностроении ниже, чем в электротехнич. и транспортном машиностроении.

Для монополий (особенно американских) ряда отраслей общего машиностроения (как и для электротехнич. и транспортного машиностроения) характерен вывоз капитала - создание филиалов и дочерних предприятий как в промышлен-но развитых капиталистич. гос-вах, так и в развивающихся странах. Наиболее широко монополии США проникли в тракторостроит. пром-сть Зап. Европы, а также ряда стран Азии, Африки и Лат. Америки. Так, "Интернэшонал харвестер" имеет тракторостроит. заводы во Франции, ФРГ и Великобритании и более 20 предприятий по произ-ву и сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. У "Дир энд Ко" филиалы находятся в ФРГ, Франции и Швейцарии, а у "Аллис-Чалмерс" - в Италии и Бельгии. Междунар. канад-ско-англо-амер. компания "Масси Фергюсон", помимо крупных заводов в этих 3 странах, имеет филиалы в ФРГ, Франции и Италии и ок. 20 предприятий по сборке тракторов и с.-х. машин в развивающихся странах. В целом на долю 4 указанных тракторостроит. монополий, а также компании "Форд" (имеющей дочерние компании, выпускающие тракторы в Великобритании и Бельгии) вместе со всеми их заграничными филиалами и контролируемыми предприятиями приходится ок. 60% мирового капиталистич. произ-ва колёсных тракторов.

У крупнейшей амер. компании по произ-ву дорожно-строительного оборудования и гусеничных тракторов "Катерпиллар трактор" дочерние компании и филиалы находятся в 11 странах, где ею контролируются 17 предприятий. "Комбасчен инджиниринг" имеет отделения и филиалы в 8 странах Западной Европы, "Студебекер-Уортингтон" (Studebaker-Worthington), выпускающая насоснокомпрессорное, энергетич., химич. и холодильное оборудование,- в 7 странах, а известный поставщик бытовых, а также пром. швейных машин, конторского и электронного оборудования амер. компания "Зингер" (Singer)- в 10 странах Зап. Европы и в ряде развивающихся стран.

Монополии общего машиностроения значительную долю выпускаемой продукции поставляют на внешние рынки. Расширению экспорта продукции общего машиностроения, несмотря на обострение конкурентной борьбы, способствуют усиливающаяся специализация и научно-технич. прогресс, ускоряющий моральный износ находящихся в эксплуатации машин и оборудования и приводящий к созданию нового и совершенствованию существующего оборудования. См. также Автомобильные монополии, Авиа- и ракетостроительные монополии, Картель международный, Электротехнические и электронные монополии. А. А Змеев.

МАШИНОСЧЁТНАЯ СТАНЦИЯ (МСС), организация, выполняющая вычисления, связанные с обработкой статистич., бухгалтерской и планово-экономич. информации. Осн. оборудование МСС состоит из счётно-перфорационных комплектов: перфораторов, контрольников, сортировальных машин и табуляторов; как правило, имеется неск. клавишных вычислительных машин. Крупные хозрасчётные МСС получили название фабрик механизированного счёта (ФМС). При объёмах работ, недостаточных для нормальной загрузки оборудования МСС, организуют машиносчётные бюро (МСБ), в к-рых используют только клавишные вычислит, машины. Более мощными организациями по обработке информации являются вычислительные центры, оснащённые электронными цифровыми вычислит, машинами.

Информация на МСС поступает в виде различных документов. Технологич. процесс обработки данных на МСС можно условно разделить на три этапа. Первый этап-приём документов и их первичная обработка (например, таксировка - умножение показателей, суммирование - сложение или сальдирование показателей и контроль каждой из этих операций). Второй этап - подготовка машинных носителей информации (напр., перфокарт) и контроль записи. Третий этап включает группировку перфокарт и её контроль, обработку данных (составление отчётных сводок), выверку полученных табуляграмм и их выпуск (оформление). Всё оборудование МСС размещается обычно в одном помещении (здании). Иногда для повышения оперативности обработки данных устройства первичной обработки документов (счётно-клавишные устройства, перфораторы, контрольники и т.п.)устанавливают непосредственно на обслуживаемом предприятии (в филиалах МСС), а высокопроизводительное оборудование, применяемое для выполнения операций третьего этапа, используется централизованно.

Лит.: Иванов Ю. В., Щедрин Н.И., Организация механизированного учета, М., 1963; И саков В. И., Р о ж н о в В. С., Основы механизации и программирование вычислительных работ, М., 1964; Механизация учетно-плановых и вычислительных работ, М., 1964. Д. П. Брунштейн.

МАШКИН Николай Александрович [28.1(9.2).1900, с. Соколки, ныне Бугульминского р-на Тэт. АССР,- 15.9.1950, Москва], советский историк античности, доктор ист. наук (1942), проф. (1939). Окончил МГУ в 1921. Зав. кафедрами древней истории Моск. ин-та истории, философии и лит-ры (с 1941) и МГУ (с 1943). Зав. сектором древней истории Ин-та истории АН СССР (с 1948). Осн. труд - "Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность" (1949; Гос. пр. СССР 1951). В этой работе М. показал закономерность перехода Рима от республики к империи. М. изучал историю рим. провинций, прежде всего Африки (особое значение имеют его работы по истории движения агонистиков). Ряд работ М. посвящён историографии, в т. ч. изучению античности в России. Автор учебника "История Древнего Рима" (1947, 5 изд.-1956). '

Лит.: Проф. Н. А. Машкин. [Некролог], "Вестник древней истории*, 1950, № 4 (там же список науч. работ М.); К 10-летию со дня смерти Н. А. Машкина, там же, 1960, № 3.

МАШКОВ Илья Иванович [17(29).7.1881, станица Михайловская, ныне Волгоградской обл.,-20.3.1944, Москва], советский живописец, засл. деят. иск-в РСФСР (1928). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1900-09) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Чл. объединений "Бубновый валет" (с 1910), "Мир искусства"(с 1916), ОМХ (1927-28), АХРР (с 1924). В кон. 1900-х - 1910-е гг. испытал влияние П. Сезанна и кубизма, обращался к традициям лубка; работы этих лет (натюрморты, пейзажи, портреты) отличаются нарочитой деформацией натуры и вместе с тем чувственной конкретностью образа, грубоватой экспрессией контурного рисунка, сочной, пастозной манерой письма ("Фрукты на блюде", 1910; "Камелия", 1913; портрет Н. М. Усовой, 1915; все - в Третьяковской гал.). Отойдя от принципов "Бубнового валета", с нач. 20-х гг. М. стремился к большей жизненной достоверности изображаемого, к более непосредств. воплощению материальной насыщенности мира, чувства полноты бытия ("Снедь московская: мясо, дичь", 1924; "ЗАГЭС", 1927; "Натюрморт. Ананасы и бананы", 1938; все произв.- в Третьяков, гал.). Преподавал в своей студии (1902-17), Вхутемасе-Вхутеине (1918-30).

Лит.: [Дружинин С.], И. И. Машков, М., 1961; [Арбузов Г. С., П у ш к а р ё в В. А.], Илья Машков, Л., [1973] (на англ., франц., нем. н рус. языках).

МАШО (Machaut) Гильом де (ок. 1300-1377), французский поэт и композитор; см. Гильом де Майю.

МАШОНА, народ, живущий прёим. в Юж. Родезии, а также в сопредельных р-нах Мозамбика. Общая числ. св. 3,2 млн. чел. (1970, оценка). М. говорят на яз. чишона, относящемся к языковой семье банту. Большинство М. придер-живается местных традиц. верований (культ предков, культы сил природы), остальные - христиане (протестанты, католики). М. достигли высокого уровня развития задолго до прихода европейцев - сыграли ведущую роль в создании культуры Зимбабве и политич. объединения Мономотапа. Гл. занятие - земледелие (просо, кукуруза, сорго, бобовые), отчасти - скотоводство. С кон. 19 в. их земли захвачены колонизаторами и М. вынуждены жить в резерватах и уходить на заработки в города, на рудники.

Лит.: Ксенофонтова Н. А., Матона. Традиционные социальные связи в обшине, в кн. Социальные структуры доколониальной Африки, М., 1970 (библ.).

МАШТАГА, посёлок гор. типа в Азерб. ССР, на Апшеронском п-ове, входит в Ленинский р-н Г. Баку. 22,9 тыс. жит. (1972). Консервный з-д, деревообр. комбинат; каменные карьеры. Молочно-овощной и субтропич. совхозы.

МАШУК, изолированная гора на Сев ' Кавказе, в р-не Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край РСФСР) Вые. 993 м. М. является лакколитом со скрытым под осадочными породами (известняками и мергелями верхнего мела и палеогена) кристаллич. ядром; выходы углекисло-сероводородных вод. Вершина сглаженно-куполоооразная. На юж. склоне находится карстовая шахта "Провал" (20 м глубиной). Склоны покрыты широколиственными лесами (ясень граб дуб, бук); в Перкальском питомнике насчитывается ок. 800 видов и сортов древесных и кустарниковых растений. У подножия М.- место дуэли М. Ю. Лермонтова (имеется обелиск с горельефом поэта), а на юж. склоне - могила рус. воен. топографа А. В. Пастухова У подножия и на склонах М.- бальнеологич. курорт и г. Пятигорск.

МАШУМИ (сокр. от Majelis Sjuro Muslimin Indonesia - Консультативный совет индонезийских мусульман), крупнейшая мусульманская партия в Индонезии в 1945-60. Её программа предусматривала создание в Индонезии гос-ва, основанного на принципах ислама. Выражала интересы помещиков и торгово-ростов-щич. буржуазии. Массовой базой партии было крестьянство. В руководстве наиболее сильными позициями обладали т. н. религиозные социалисты, стремившиеся с помощью империалистич. гос-в способствовать быстрому развитию капитализма в Индонезии и имевшие прозападную внешнеполитич. ориентацию. В 1960 за участие в антиправительств, мятежах партия была распущена декретом президента Сукарно, а лидеры, замешанные в них, арестованы. Пр-во Сухарто, пришедшее к власти в Индонезии в 1965-67, не разрешило воссоздать М., но её руководители были выпущены из тюрьмы. Многие бывшие члены М. вошли в Мусульманскую партию Индонезии, созданную в 1968.

МАЭБАСИ, город в Японии, в центр, части о. Хонсю. Адм. ц. префектуры Гумма. 233,7 тыс. жит. (1970). Трансп. узел. Один из центров крупного шелководческого района и шёлковой пром-сти. 3-ды трансп. и с.-х. машиностроения.

MA ЮАНЬ, Цинь-шань [р. в кон. 12в.- ум. в 1-й пол. 13 в., пров. Шаньси], китайский живописец. Деятель академии живописи в Ханчжоу. Последователь Ли Тана. Автор пейзажей ("Одинокий рыбак на реке в холодную пору", Нац. музей, Токио), а также произв., выполненных в жанре "цветы-птицы" ("Цветы сливы, камни и дикие утки в горном потоке", Музей Гугун, Пекин). Для пейзажей М.Ю. (монохромных и с подцветкой), глубоко воплотивших философскую концепцию природы как единого и бесконечного мира, характерно проникнутое сдержанным волнением созерцательное настроение. М. Ю. широко использовал такие новые для кит. живописи приёмы, как. асимметричность композиции ("пейзаж, сдвинутый в угол"), резкие, широкие мазки ("большие удары топора"). Илл. см. т. 12, табл. XX (стр. 240-241).

Лит.: Николаева Н. С., Художник, поэт, философ... Ма Юань и его время, М., 1968; Чжан Ань-чжи, Ма Юань, Ся Гуй, Пекин, 1959 (на кит. яз.).

МАЮРИ (Maiuri) Амедео (7.1.1886, Вероли, близ Фрозиноне,-7.4.1963, Неаполь), итальянский археолог. В 1916-24 директор археол. музея на о. Родос, в 1924-63 директор Нац. музея в Неаполе. Руководил археол. раскопками в Помпеях и Геркулануме.

С о ч.: La peinture romairie, [Gen., 1953]. Pompei ed Ercolano. Fra case ed abitanti, [Padova], 1950; Pompei, Ercolano e Stabia, Novara, 1961; Aspetti ignoti о росо noti di Pompei, "Stud! Romani", 1962, № 6.

МАЮСКУЛЫ (от лат. majusculus - несколько больший), буквы, имеющие прописное начертание (обычно в древней латинской и греческой письменности). См. Маюскульное письмо.

МАЮСКУЛЬНОЕ ПИСЬМО, древнее латинское и греческое (в т. ч. византийское) письмо, имеющее начертание из одних маюскул, т. е. прописных букв. Греч. М. п. представлено классич. монументальным греч. алфавитом, утверждённым в Афинах в 4 в. до н. э. Лат. М. п.- монументальный лат. алфавит, представленный лапидарным капитальным и лапидарным квадратным (6-4 в. до н. э.), рустич. капитальным (1-5 вв.) письмом, унциалом (4-7 вв.). Визант. почерк представлен в уставном и унциальном письме (5-9 вв.).

МАЯ, Майя, река в Хабаровском крае и Якут. АССР, прав, приток р. Алдан (басе. Лены). Дл. 1053 км, пл. басс. 171 тыс. км2. Берёт начало двумя истоками (Правая и Левая М.) и протекает б. ч. в пределах Юдомо-Майского нагорья. В верх, и ср. течении долина широкая заболоченная, в низовьях более узкая. Питание смешанное. Ср. расход воды 1180 м3/сек. Половодье с мая по сентябрь. Замерзает во 2-й пол. октября, вскрывается в мае. Крупный приток - Юдома (прав.). Судоходна на протяжении ок. 500 км от устья. Во 2-й пол. 17 в. по долине М. шёл путь из Якутска к Охотскому м.

МАЯГУЭС (Mayaguez), город на 3. Пуэрто-Рико. 87,5 тыс. жит. (1971). Порт на Атлантическом побережье. Производство сахара, табачных изделий, кустарные промыслы. Вывоз сахара, кофе, табака, фруктов.

МАЯК, сооружение башенного типа, служащее ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигац. опасности.

М. оборудуются светооптич. системами" а также другими технич. средствами сигнализации: акустическими воздушными (наутофон, диафон, сирена и др.) или подводными (подводный колокол, осциллятор); радиотехническими (см. Радиомаяк); радиоакустическими (приёмно-передающее устройство радиомаяка, синхронно работающее с наутофоном или осциллятором ).

М. обычно устанавливаются на выступающих в море частях берега, при входе в порты, заливы или устья рек, иногда на скалах, рифах или отмелях. Для предупреждения о расположенных в море (в отдалении от берега) опасностях или в качестве приёмных при подходе к портам используются плавучие М., представляющие собой суда спец. конструкции, устанавливаемые на якорях и несущие на себе маячное оборудование. Для уверенного опознавания каждому М. присваиваются световые, акустические и радиосигналы определённого характера.

Осн. характеристики М.: отличительная архитектура башни, сектор освещения, высота огня над уровнем моря, цвет огня и его характер (непрерывный ровный свет, одинарные проблески или группы проблесков через равные промежутки времени, затмевающийся свет, постоянный огонь, усиливающийся через равные промежутки времени и др.). Характеристики радиомаяков - рабочая частота, расписание их работы и кодовый сигнал. Акустич. сигналы также характеризуются расписанием (обычно работают только при плохой видимости) и кодом.

Дальность действия М. (км): светящих 20-50, радиомаяков 30-500 и более, с воздушными акустич. сигналами от 5 до 15, гидроакустич. до 25.

Использование М.