загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

окой продуктивностью.

Табл.2


1913

1940

1950

1960

1972
Вся посевная

площадь



448



486



486



549



626
Зерновые

культуры



425



384



377



331



331
Картофель и

овощи



6



37



46



57



58
Кормовые

культуры



2



45



44



144



224

Из зерновых сеют рожь, гречиху, зернобобовые, овёс и пшеницу. Среди технич. культур распространены посевы льна-долгунца (6,3 тыс. га в 1972). Выращивается картофель. Из-за недостаточной естеств. кормовой базы св. '/з посевов занято кормовыми культурами. Гл. земледельческие массивы - в Горномарий-ском р-не и на С.-В. республики. Валовой сбор зерновых в 1971 составил 530,3 тыс. т (232,3 тыс. га в 1960),

Табл.3.-Поголовье скота, тыс. (на нач. года)


1916

1941

1951

1961

1973
Кр. рог. скот

в т. ч. коро-

вы

130



95

126



73

136



68

169



95

266



116
Свиньи

60

79

71

144

252
Овцы и козы

288

272

226

224

206

Развивается птицеводство (2,4 млн. голов на нач. 1973). Произ-во животноводч. продукции в 1972: мяса (в убойном весе) 49 тыс. т (9 тыс. га в 1940), молока 300 тыс. т (82 тыс. m в 1940), шерсти 645 т (367 т в 1940), яиц 202 млн. шт. (37 млн. шт. в 1940).

Гос. закупки зерновых культур в 1971 составили 76,6 тыс. т, картофеля 73,6 тыс. т (21,2 тыс. т в 1940), овощей 8,3 тыс. т (1,7 тыс. т в 1940). В 1972 закупки скота и птицы (в живом весе) составили 52 тыс. т (3,6 тыс. т в 1940), молока 128,4 тыс. т (10 тыс. т в 1940), яиц 118,6 млн. шт. (9,4 млн. шт. в 1940).

В с. х-ве внедряются высокотоварные животноводч. комплексы и птицефабрики, позволяющие переводить животноводство на пром. основу. В 1972 уже действовало 57 животноводческих комплексов.

Транспорт. Эксплуатац. длина жел. дорог общего пользования 148 км (1972). Ж.-д. линия Зелёный Дол-Табашино пересекает с Ю. на С. центр, часть республики. Кроме того, имеется 540,5 км ж.-д. подъездных путей пром. предприятий. По pp. Волга и Ветлуга судоходство. Протяжённость автомоб. дорог с твёрдым покрытием 1081 км. Гл. узел автомоб. дорог-Йошкар-Ола. Через Йошкар-Олу проходят авиалинии союзного значения.

Map. АССР в др. р-ны СССР поставляет технич. бумагу, полупроводниковые приборы, торговое холодильное оборудование, витамины, металлорежущий инструмент, искусств, кожу и др.; получает топливо и пром. сырьё, изделия лёгкой пром-сти и др.

Внутренние различия. Центральный пром. р-н с интенсивным пригородным с. х-вом; гл. пром. центр - Йошкар-Ола. Волжско-Илетский пром. р-н с лесопереработкой (Волжск и его окружение) и судоремонтом (Звенигово); с. х-во специализируется на молочно-мясном животноводстве и картофелеводстве. С е-веро-восточный с.-х. р-н; создаются аграрно-пром. комплексы по переработке с.-х. сырья; пром-сть стройматериалов. Западный лесной р-н с лесозаготовками, добычей торфа, стек., кож.-обув, и валяльной пром-стью, молочным животноводством. Горкома-рийский р-н (по правобережью Волги) с аграрно-пром. профилем, лесным рейдом и гл. пристанью Map. АССР - Козьмодемьянском.

Благосостояние народа на основе роста нац. дохода республики неуклонно повышается. Объём розничного товарооборота гос. и кооп. торговли, включая обществ, питание, в 1972 составил 396,9 млн. руб. и увеличился по сравнению с 1970 (в сопоставимых ценах) на 16,9%. В 1972 за счёт гос. средств, средств жилищно-строит. кооперативов, колхозов построены жилые дома общей пл. 172,3 тыс. м2 (на 14% больше, чем в 1970). Кроме того, построено колхозами и населением за свой счёт и с помощью гос. кредита 66,1 тыс. м2 общей пл. жилья. Возрастают фонды социального страхования и пенсионного обеспечения, и. К. Органов.

Здравоохранение. В 1913 на территории современной Map. АССР было 13 больничных учреждений всего на 160 коек, 17 фельдшерско-акушерских пунктов; работал 21 врач. За годы социалистического строительства полностью ликвидирована трахома, резко снижена инфекционная заболеваемость. К 1 янв. 1973 в республике было 90 больничных учреждений на 8,2 тыс. коек (11,9 койки на 1 тыс. жит.), внебольничную помощь оказывали 101 врачебное амбулаторно-поли-клиническое учреждение и 387 сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Функционировали 51 женская консультация и 50 дет. поликлиник. Работала 1,5 тыс. врачей (1 врач на 449 жит.) и более 6 тыс. лиц ср. мед. персонала. Имеется мед. училище. На терр. республики находятся Кленовогорские минеральные источники, а также источники в пос. Красногорском, вода к-рых используется для лечения. Санатории, дома отдыха. Г. Ф, Церковный.

Народное образование и культурно-просветительные учреждения. В 1914/15 уч. г. на территории, занимаемой ныне Map. АССР, имелось 507 общеобразоват. школ (в т. ч. 502 начальных), в к-рых обучалось 26 тыс. уч-ся. Высших и ср. спец. уч. заведений не было. В 1972 в 213 дет. садах воспитывалось 20,7 тыс. детей. В 1972/73 уч. г. в 659 общеобразоват. школах всех видов обучалось 159 тыс. уч-ся, в 23 проф.-технич. училищах 8,6 тыс. уч-ся, в 13 ср. спец. уч. заведениях 11,3 тыс. уч-ся, в 3 вузах - Марийском университете, Map. поли-технич. ин-те им. А. М. Горького и Map. пед. ин-те им. Н. К. Крупской в Йошкар-Оле - 12,4 тыс. студентов.

На 1 янв. 1973 в республике работали 362 массовые библиотеки (4,5 млн. экз. книг и журналов)j 2 музея - Map. респ. краеведческий в Йошкар-Оле и Горномарийский районный краеведческий музей в г. Козьмодемьянске; 623 клубных учреждения, 656 киноустановок; 14 дворцов и домов пионеров, 4 станции юных техников и юннатов, 5 дет. спортшкол, дет. экскурсионно-туристич. станция. См. также разделы Музыка и Драматический театр.

Научные учреждения. В Map. АССР на конец 1972 имелось св. 10 науч. учреждений, включая вузы, в т. ч. Map. н.-и. ин-т языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Map. АССР (Йошкар-Ола), Map. филиал Всесоюзного н.-и. ин-та целл.-бум. пром-сти (Волжск), Map. гос. с.-х. опытная станция, Map. политехнический ин-т им. А. М. Горького. В 1972 насчитывалось более 1000 науч. работников, в т. ч. св. 250 докторов и кандидатов наук.

Печать, радиовещание, телевидение. 8 1971 были изданы 11О книг и брошюр общим тиражом 905 тыс. экз.; выходило 9 журнальных изданий (разовым тиражом 191 тыс. экз.), 29 изданий газет (без низовых и колхозных) на марийском луговом (лугово-вост.), марийском горном (горно-мар.), русском, тат. языках разовым тиражом 215 тыс. экз. (годовой тираж 42 474 тыс. экз.). Респ. газеты: "Марий коммуна" ("Марийская коммуна", с 1 окт. 1918, на марийском луговом яз.), "Марийская правда" (с 1921), "Молодой коммунист" (с 1934), "Ямде лий" ("Будь готов", с 1933, на мар. луговом яз.). Журналы: "Ончыко" ("Вперёд", с 1954, на мар. луговом яз.) - литературно-художественный и обществ.-политич. журнал, сатирич. журн. "Пачемыш" ("Оса", на мар. яз. с 1957, на рус. яз. с 1958), "Политическая информация" (на мар. и рус. яз.) и др.

Респ. радиовещание ведётся на марийском и рус. языках 2 ч. 30 мин. в сутки; Респ. телевидение ежедневно ведёт 3-часовые передачи, транслируются программы Центр, телевидения и Всесоюзного радио из Москвы. Телецентр - в Йошкар-Оле.

Литература. Художеств, лит-pa народа мари возникла в период подъёма нац.-освободит. движения во время Революции 1905-07. В эти годы появляются произв. основоположников нац. лит-ры С. Г. Чавайна (1888-1942), М. С. Герасимова-Микая (1885-1944), Н. С. Мухина (1890-1943) и др. С момента возникновения мар. лит-ру питают два источника: устное творчество народа и прогрессивные традиции рус. лит-ры. В 1907-13 в Казани издавался ежегодник чМарийский календарь", в к-ром печатались произв. мар. литераторов на родном яз. и в переводах на рус. яз.

Развитие мар. лит-ры началось после Великой Окт. социалистич. революции. В первые годы преобладает поэзия, проникнутая пафосом борьбы против угнетателей, интервенции и контрреволюции, призывами к свободной жизни. Зарождается и нац. драматургия, представленная пьесами А. Ф. Конакова (1887-1922), М. Шкетана (Я. П. Майоров, 1898-1937), В. Сави (В. А. Мухин, 1888-1938), Н. С. Мухина, Тьшыша Осыпа (И. А. Борисов, 1893-1971) и др. В 20-х гг. в рассказах Шкетана изображаются борьба нового со старым, победа прогрессивных сил в мар. деревне (рассказ "Грехи бога", 1923). В журналах ("У илыш" - "Новая жизнь", выходил в Москве в 1922-27, и "У вий" - "Новая сила", выходил в Йошкар-Оле в 1926-36), на страницах газет печатаются рассказы Я. Элексейна (Я. А. Алексеев, 1893-1965), И. Ломберского (1896 - 1956), Д. Орая (Д. Ф. Богословский, 1901-50) и др. К концу 20-х гг. в мар. лит-ре появляются и первые повести: "Дезертиры" (1929) Чавайна, посвящённые Гражд. войне, и "Крушение мира" (1928) Шабдара Осыпа (И. А. Шабдаров, 1898-1943). Map. поэзия становится более зрелой и художественно убедительной (со. стихов Таб-дара "Звуки гуслей", 1929). Зримые черты новой жизни входят в творчество молодых поэтов М. М. Иванова (р. 1905), Я. Ялкайна (Я. Я. Ялкаев, 1906-43) и др. В драме Чавайна "Пасека" (1928), положившей начало нац. драматургии, использованы элементы нар.-муз. хорео-графич. творчества.

30-е гг. ознаменованы появлением произв. крупного жанра - повестей и романов. Социалистич. преобразование деревни показано в романе Шкетана "Эренгер" (1933). В романе "Путь женщины" (1929-37) Шабдара изображается путь мар. женщины, становящейся в годы Сов. власти сознательным строителем социалистич. общества. Повести и романы Н. В. Игнатьева (1895-1941), Ялкайна, Орая и др. составляют летопись жизни и борьбы мар. народа за свою свободу и счастье. В романе "Элнет" (1936) Чавайн глубоко и правдиво раскрыл идейный рост мар. интеллигенции, смело шедшей по пути борьбы против царизма и нац. буржуазии. Ист. драма Чавайна "Акпатыр" (1935) поев, участию мар. народа в Крест, войне 1773-75 под предводительством Е. Пугачёва. Это произведение - вершина мар. драматургии 30-х гг. Лучшие свои драмы и комедии в это время создаёт Шкетан. В 1930 начинается деятельность С. Н. Николаева (р. 1908). Его муз. комедия "Салика" (1938)на протяжении десятилетий пользуется неизменным успехом у мар. зрителя. В предвоен. годы мар. поэзия была представлена произв. Миклая Казакова (Н. И. Казаков, р. 1918), И. Осми-на (И. И. Осмин-Логинов, р. 1915), М. Майна (М. С. Степанов, р. 1914), Н. Ильякова (1913 - 67), А. Бика (А. И. Бикмурзин, р. 1915) и др. Пафос поэзии тех лет - в идеях сов. патриотизма и дружбы народов.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 с особой силой зазвучала поэзия. С. А. Вишневский (р. 1920) и Казаков создали стихи и поэмы, выражавшие чувство горячей любви к Родине и ненависть к врагу. Стихотв. очерки о ратных подвигах воинов Сов. Армии создаёт поэт Майн; о тружениках полей в годы войны пишет в своих стихах и поэмах Осмин. В это время в мар. поэзию приходят Г. Матюковский (Г. И. Матюков, р. 1926) и А. Канюшков (р. 1925). Ведущее место в прозе воен. лет занимают очерки Н. Лекайна (Н. С. Еремеев, 1907-60), Ильякова, Орая и др., рассказы и повести К. К. Васина (р. 1924), поев, историко-революц. темам.

Послевоен. мар. проза обогатилась романами и повестями Лекайна "В огне великой войны" (1948) и "Земля предков" (кн. 1-2, 1956-60); Орая "Немеркнущая звезда" (1950) и "Сквозь туманы" (1951); Ильякова "Люди и годы" (1957); Элексейна "Род Тоймаков" (1955); В. М. Иванова (1923-71) "Буря" (1965); Эрыкана "Чолпан Иван" (1966) и др. Совр. мар. проза представлена рассказами и повестями А. Мичурина-Азмекея (А. С. Ятманов, р. 1912), В.Н. Косоротова (р. 1930); первые свои романы написали А. Асаев (А. А. Асылбаев, р. 1912) и А. Юзы-кайн (А. М. Михайлов, р. 1929). С новыми произв. выступали Вишневский, Матюковский, Бик, Канюшков и др. В мар. поэзии популярны произведения М. И. Якимова (р. 1929) и В. X. Колумба (р. 1935); в 1950 вышел известный сб. стихов Казакова "Поэзия - любимая подруга". В 1971 Николаев написал драму "Комиссары", идущую в театрах республики и за её пределами. Внимание зрителей привлекают драмы Н. М. Арбана (р. 1912), А. А. Волкова (р. 1923), К. М. Коршунова (р. 1929), Н. Ф. Рыбакова (р. 1932) и др. Плодотворно работают в республике рус. писатели и поэты. А. С. Крупняков (р. 1920) выступил с романами "Марш Акпарса" (1970) и "Лада" (1972).

В литературоведении и критике работают Асылбаев, Васин, М. А. Георгина (р. 1920), В. Столяров (р. 1918), С. Эман (С. И. Ибатов, р. 1910) и др.

Map. лит-pa, как и вся многонациональная лит-pa Сов. Союза, развивается как лит-pa социалистического реализма. Произв. мар. писателей переведены на рус. яз. и языки народов СССР; они становятся известны и за рубежом. В республике широко осуществляются переводы произв. рус. и рус. сов. писателей и писателей др. сов. республик. В 1934 было создано Map. отделение СП СССР. С. Эман.

Архитектура и изобразительное искусство. При археол. раскопках в Юрин-ском р-не найдены примитивные скульпт. изображения животных из глины и камня (сер. 2-го тыс. до н. э.); начиная с бронз, века появляются металлические украшения.

Марийская вышивка. 1. Л. А. Орлова. Занавес. 1960. 2. Фрагмент вышнвки начельника ("нашмак"). Середина 19 в. 3. Фрагмент вышивки головного полотенца ("шарпан"). Конец 19 в. 4. Фрагмент нагрудной вышивки женской рубахи. 19 в. (2-4 - Музей этнографии народов СССР, Ленинград.)

Для нар. зодчества характерны срубная бревенчатая изба с П-образным в плане двором, летняя кухня ("кудо"; сруб без окон с двускатной крышей) и кладовая (клеть, иногда двухэтажная, с галереей-балконом на 2-м этаже). Селения застраивались беспорядочно вплоть до 2-й пол. 19 в., когда утвердилась уличная планировка.

В нар. иск-ве марийцев издавна были распространены резьба по дереву (черпаки, ковши с ручками в виде коня, медведя, птицы), узорное ткачество, плетение из берёсты и тиснение на берёсте, позднее - металлич. украшения, гнутая и плетёная мебель, трости с выжженным узором. В орнаменте геом. фигуры нередко сочетаются с растит, и зооморфными мотивами. Особенно интересна старинная вышивка, в к-рой орнамент, обычно красного, богатого оттенками цвета, очерчивается по контуру чёрным или синим цветом. Старые традиции по-новому развиваются в работах Л. А. Орловой и др. мастеров. В орнамент вводится иногда сов. эмблематика.

В сов. время города застраиваются по ген. планам, с 30-х гг. возводятся монумент, кам. здания (адм. здание, ныне ун-т, 1936, арх. А. 3. Гринберг; Map. муз.-драматич. театр им. М. Шкетана, 1960, арх. П. А. Самсонов, М. Ф. Ни; здание обкома КПСС и респ. Совета Министров, 1971, арх. С. А. Клеймёнов; все-в Йошкар-Оле), строятся здания уч. заведений, гостиницы, спортивные сооружения, кинотеатры и дворцы культуры, жилые дома. В 1941 создано Map. отделение Союза архитекторов СССР.

В сер. 20-х гг. рус. художники В. К. Тимофеев и П. А. Радимов, марийцы А. В. Григорьев, К. Ф. Егоров и Е. Д. Атлашкина заложили основы проф. изобразит, иск-ва. В Козмодемьянске были созданы Гос. свободные художеств, мастерские (1920-23), в Йошкар-Оле - в 1926 филиал АХРР, в 1940 товарищество "Марий художник", в 1961 Map. отделение Союза художников РСФСР (с 1968 - Союз художников Map. АССР). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 художники выпускали плакаты, над тематич. картинами работали Б. И. Осипови И. М. Пландин. В послевоенный период И. И. Мамаев, А. С. Пушков, 3. Ф. Лаврентьев, А. И. Бутов, С. Ф. Подмарёв и др. пишут картины на темы современности и истории мар. народа, Ю. С. Белков и А. П. Зарубин - портреты современников, П. Т. Горбунцов, Б. С. Пушков и Н. П. Карпов - пейзажи. Произв. станковой и монумент, скульптуры создают Ф. П. Шабердин, О. А. Дедов и В. М. Козьмин. В области книжной и станковой графики в различных техниках работают Л. Л. Аказеев, А. Г. Орлов, И. А. Михайлин и др. Иск-во театр, декорации представлено творчеством Ф. П. Шабердина и А. А. Бровцына, монументально-декоративное иск-во -творчеством А. Ф. Новосёлова и И. П. Мясникова. Б. Ф. Товаров-Кошкин. Музыка. До Великой Окт. революции муз. культура мари была представлена только нар. песенным творчеством, в основном одноголосным, разнообразным по жанрам. В силу историко-географич. условий нар. песни делятся на 3 осн. группы: горную, луговую и восточную. Как правило, песни основаны на пентатонике. Часто встречаются переменные метры, особенно в протяжных песнях. Для плясовых обычны чёткий ритм и постоянный размер. Наиболее характерна 2-частная куплетная форма песен, состоящая из 2 периодов. К нар. муз. инструментам относятся: кусле (гусли), шувыр (волынка), тумыр (барабан), шиялтыш (свирель), пуч (различные виды берестяных и дерев, труб), ковыж (2-струнная скрипка), шушпык (свисток). Позднее появились 3-струнная скрипка, 2-рядная гармоника. Исполняются на нар. инструментах гл. обр. плясовые наигрыши. В 1908 А. К. Аптриевым составлен первый сборник мар. нар. песен ("Сборник черемисских песен").

Систематич. собирание муз. фольклора начинается только после Окт. революции. Много мар. нар. песен записали и опубликовали В. М. Васильев, И. С. Палантай, Я. А. Эшпай, А. И. Искан даров, К. А. Смирнов, Д. М. Кульшетов. Развитию проф. мар. муз. культуры способствовало создание в Йошкар-Оле техникума иск-в (1931), Хоровой капеллы (1933), хора Радиокомитета (1944) и др. Основоположник мар. проф. музыки И. С. Палантай (Ключников) - автор многочисл. песен и хоров, а также обработок нар. песен, организатор первого проф. хора (впервые ввёл в мар. музыку многоголосное хоровое пение). Большое внимание хоровому творчеству уделяют композиторы А. И. Искандеров и Н. А. Сидушкин. Первые мар. инструментальные произв. (сюиты для симф. оркестра) написал композитор и музыковед Я. А. Эшпай (Ишпайкин), использовавший в своём творчестве фольклор народов Поволжья. Инструментальная музыка получила развитие в творчестве Л. Н. Сахарова, К. Р. Гейста. Первые крупные произв. для симф. оркестра создал К. А. Смирнов (2 симфонии и др.). Большой вклад в развитие мар. музыки внёс композитор А. Я. Эшпай. В ряде его сочинений творчески претворён нар. мар. мелос (симф. танцы, концерты для фп. с оркестром, 3-я симфония). Крупный представитель мар. музыки - А. Б. Луппов, автор произв. для симф. оркестра, первого нац. балета - "Лесная легенда" (1971). Первую нац. оперу написал Э. Н. Сапаев ("Акпатыр", пост. 1963). С кон. 60-х гг. активно работают композиторы И. Н. Молотов (опера "Элнет", 1970), В. П. Куприянов (сюита для симф. оркестра, 1970), В. П. Данилов (концерт для скрипки с оркестром, 1971). Среди мар. исполнителей: дирижёры - засл. деят. иск-в РСФСР А. И. Искандаров, Н. А. Сидушкин, Б. А. Резников, засл. деят. иск-в Map. АССР Л. А. Тайгильдин, засл. деят. иск-в РСФСР, засл. арт. Якут. АССР Г. Ф. Таныгин; певцы- Л. К. Краснов, нар. арт. Map. АССР В. Е. Смирнова, засл. арт. Map. АССР М. А. Мыльникова, Л. Ф.Ковалёва, А. А. Венедиктов, В. А. Воронцов; инструменталисты - нар. арт. Map. АССР П. С. Тойдемар, засл. деят. иск-в Map. АССР А. Р. Сидушкина; исполнительница нац. танцев засл. арт. РСФСР и нар. артистка Map. АССР Н. П. Дружинина.

В Map. АССР работают (1973): Муз.-драм. театр им. М. Шкетана (с 1968), Хоровое об-во (1958), филармония (1939), Map. ансамбль песни и танца (1939), сектор иск-ва Map. н.-и. ин-та языка, лит-ры, истории и экономики (1930), Дом нар. творчества (1946), Map. отделение Союза композиторов РСФСР (1940), Муз. уч-ще, 22 муз. школы. л. А. Новосёлова.

Драматический театр. Возникновение и развитие нац. театр, иск-ва тесно связаны с освоением богатств нар. творчества, использованием реалистич. традиций рус. театра и драматургии. В дореволюц. время известен лишь один случай театр, представления на мар. яз. (1910). После Великой Окт. социалистич. революции большое развитие получила театр, самодеятельность, подготовившая почву для создания проф. театра. В 1919 спектаклем "Из-за закона" Тыныша Осыпа открылся Передвижной театр народа мари (Йошкар-Ола). Важную роль в становлении проф. реалистич. театра сыграли постановки рус. классики, пьес сов., в т. ч. мар., драматургов С.Г.Чавайна, М. Шкетана. Большое значение имела деятельность мар. студии муз.-драм, иск-ва (организована в 1927); спектакль студии "Пасека" Чавайна (1928), в к-ром были использованы традиции нар. муз. и хореографич. творчества, заложил основы мар. муз. драмы и вошёл в репертуар созданного в 1929 Map. гос. театра (в 1948 ему присвоено имя М. Шкетана). В 1930 коллектив театра участвовал во Всесоюзной олимпиаде нац. иск-ва в Москве; общение с мастерами рус. театра, с представителями др. братских республик было плодотворным для деятелей мар. театра. Значит, явлением театр, культуры республики стал спектакль "Салика" С. Н. Николаева (1938). Наиболее примечательные работы периода Великой Отечеств, войны 1941 - 1945, первых послевоенных лет и нач. 50-х гг.: "Янлык Пасет" Н. М. Арбана (1944), "Молодая гвардия" по А. А. Фадееву (1946), "Ромео и Джульетта" У. Шекспира (1951), "Ревизор" Н. В. Гоголя (1952). На сцене были возобновлены спектакли, ставившиеся в 30-е гг.: "Марийская рота" (1951), "Акпатыр" и "Пасека" (оба в 1956), "Живая вода" (1968) С. Г. Чавайна, "Эх, родители..." М. Шкетана (1952, 1970) и др. Впервые в мар. театре создан образ В. И. Ленина в спектакле "Семья" И. Ф. Попова (1962). В 60-х-нач. 70-х гг. наряду с русской и зарубежной классикой ставятся пьесы мар. драматургов-М. Шкетана, С. Г. Чавайна, С. Николаева, Н. Арбана, К. М. Коршунова, Н. Ф. Рыбакова, А. Волкова, Я. Йывана, П. Эсенея и др., а также произв. драматургии братских республик. Коллектив театра пополнялся выпускниками мар. студий Ленингр. театр, ин-та (1954) и ГИТИСа (1965). В Йошкар-Оле имеются также Респ. рус. драматич. театр (осн. в 1936), Театр кукол (осн. в 1943). Активное участие в деятельности мар. театра принимали реж. Н.И. Календер, Н.Д.Станиславский, Г.И. Иоселиани, А. Б. Велижев, Е. Г. Амантов, И. С. Бабенко, работали актёры - засл. артисты РСФСР и нар. артисты Map. АССР Т. Г. Григорьев, Г. М. Пушкин, А. Г. Страусова, А. Т. Тихонова, нар. арт. Map. АССР И. И. Россыгин и др. В театрах республики (1973): засл. деят. иск-в РСФСР и Map. АССР С. И. Иванов (гл. режиссёр Муз.-драм.театра) и Г. В. Константинов (гл. режиссёр Респ. рус. театра), засл. артисты РСФСР и нар. артисты Map. АССР Н. Е. Попова, С. И. Кузьминых, В. Н. Привалихина, М. Т. Романова, И. Т. Якаев, нар. артисты Map. АССР В. Д. Бурлаков, И. С. Матвеев, М. М. Михайлова, засл. артисты Map. АССР Л. А. Булычёва, Л. П. Жирецкая, Н. А. Константинова, А. Н. Миков, И. С. Никитин, П. П. Репьев, М. Н. Сапожникова, засл. деят. иск-в Map. АССР И. К. Емельянов (гл. режиссёр Театра кукол) и др. М. А. Георгина.

Лит.: Очерки истории Марийской АССР. (С древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции), Йошкар-Ола, 1965; Очерки истории Марийской АССР (1917 - 1960), Йошкар-Ола, 1960; Очерки истории Марийской организации КПСС, Йошкар-Ола, 1968; Родному Ильичу, [сост. Т. И. Богомолова, Т. А. Садова], Йошкар-Ола, 1969; Природа Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1957; Водовозов С., Марийская АССР. Экономико-географический очерк, Йошкар-Ола, 1956; Волго-Вятский район. Экономико-географический обзор, [Горький], 1964; Российская Федерация. Центральная Россия, М., 1970 (Серия "Советский Союз"); Марийская АССР за 50 лет. Статистич. сб., Йошкар-Ола, 1970; Слово о Марийском крае, Йошкар-Ола, 1970; Очерки истории марийской литературы, ч. 1, Йошкар-Ола, 1963; ч. 2, там же, 1960; Марийские писатели. Биобиблиография, справочник, Йошкар-Ола, 1958; Крюкова Т. А., Марийская вышивка, Л., 1951; её же, Материальная культура марийцев XIX в., Йошкар-Ола, 1956; Художники Марийской АССР. [Альбом. Авт. ст. и сост. Б. Ф. Товаров-Кошкин], Л., 1963; Эшпай Я., Музыка народа мари, "Советская музыка", 1946, № 7; [Г и р ш м а н Я. М.], Марийская АССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1 - 3, М., 1970 - 72; Новосёлова Л., 50 лет советской марийской музыки, "Музыкальная жизнь", 1970, Mb 24; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-71.

МАРИЙСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность по левобережью р. Волги, гл. обр. в юго-зап. части Map. АССР, от зап. границ республики до р. М. Кокшага. Вые. от 50 до 100 м. На плоских междуречьях - гряды древних дюн. Дренируется левыми притоками Волги (Ветлуга, Б. Кокшага и др.). Много мелких озёр и болот. Почвы подзолистые, песчаные, частично заболоченные. Покрыта сосновыми лесами; по поймам рек - дубовые леса, луга.

"МАРИЙСКАЯ ПРАВДА", республиканская, газета Map. АССР. Издаётся с 1921 в Йошкар-Оле. Выходит 6 раз в неделю. Тираж (1972) 20 тыс. экз.

МАРИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, основан в 1972 в Йошкар-Оле. В составе М. у. (1973): ф-ты - историко-филологич., физико-математич., биолого-химич. и с.-х.; подготовит, и заочное отделения, 16 кафедр, 70 уч. лабораторий и кабинетов, зоологич. музей, биологич. станция. В 1972/73 уч. г. в М. у. обучалось ок. 2 тыс. студентов.

МАРИЙСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ, одно из крупнейших предприятий целлюлозно-бумажной пром-сти СССР; специализируется на выпуске высококачественной технич. бумаги из сульфатной целлюлозы, гл. обр. для электротехнич. пром-сти. Находится в г. Волжске Map. АССР. Стр-во комбината началось в 1935, пущен в 1938. В его состав входят (1972): целлюлозный з-д, 3 бум. ф-ки, цех бум. изделий, ТЭЦ, цех древесноволокнистых плит и ряд вспомогат. цехов. Вырабатывается св. 30 видов технич. сортов бумаги, картон, древесноволокнистые плиты, кордель, бум. пряжа, товары нар. потребления. В 1972 произведено 109,6 тыс. т целлюлозы, 80,8 тыс. m бумаги, 24,4 тыс. m картона, ок. 5 млн. м2 древесноволокнистых плит. Значит, часть продукции экспортируется.

МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК, черемисский язык, язык марийцев, живущих в Марийской АССР, Башк. АССР, Удм. АССР, Тат. АССР и нек-рых др. р-нах. Число говорящих на М. я. свыше 546 тыс. чел. (1970, перепись). Относится к финно-угорской семье языков. Имеет 4 наречия: луговое, восточное, горное и северо-западное (Ю.-З. Кировской обл.); с 8 в. испытывал тюркское, а затем и русское влияние. Среди согласных М. я. встречаются палатальные, звонкие фрикативные; богатый вокализм - от 8 до 12 гласных (по диалектам). Грамматич. отношения выражаются в основном агглютинативными суффиксами. Письменность основана на рус. графике (с добавлением б, у, IT, а, ы). Первые печатные книги на М. я.- переводы "Катехизиса" (1803) и "Евангелия" (1821). Лит. язык сформировался в нач. 20 в. Большую роль сыграли в этом "Марийские календари" (1907-13), в к-рых печатались произв. первых марийских писателей (С. Г. Чавайн, М. С. Герасимов-Микай, Н. С. Мухин и др.). Существуют две разновидности письм. М. я.: лугово-восточный и горно-марийский. На них после Окт. революции 1917 выходят книги, перио-дич. печать.

Лит.: Современный марийский язык, ч. 1 - Фонетика, ч. 2 - Морфология, Йошкар-Ола, 1960-61; Марийско-русский словарь, М., 1956; Beke О., Cseremisz nyelvtan, Bdpst, 1911. Е. И. Коведяева.

МАРИЙЦЫ (самоназв.- мари; прежнее назв.- черемис ы), народ; живут главным образом в Map. АССР, а также в Башк. АССР, Удм. АССР и Тат. АССР, Кировской, Горьковской, Пермской и Свердловской областях РСФСР. Делятся на 3 терр. группы: горные, луговые (или лесные) и восточные М. Горные М. живут преим. на правом берегу Волги, луговые - на левом, восточные - в Башкирии и Свердловской обл. Общая числ. 599 тыс. чел. (1970, перепись). Язык М. (см. Марийский язык) относится к вост. ветви финно-угорских языков. После вхождения марийских земель в состав Рус. гос-ва в 16 в. началась христианизация М., однако восточные и небольшие группы луговых М. христианства не приняли, у них до 20 в. сохранялись дохрист. верования, особенно культ предков. По происхождению М. тесно связаны с древним населением Поволжья. Начало формирования марийских племён относится к рубежу н. э., этот процесс происходил преим. на правом берегу Волги, захватывая отчасти и левобережные р-ны Поволжья. Первое письм. упоминание о черемисах (марийцах) встречается у готского историка Иордана (6 в.). Упоминаются они и в "Повести временных лет". В процессе ист. развития М. сближались и взаимо-влияли с соседними народами Поволжья. Переселение в Башкирию началось с кон. 16 в. и особенно усиленно происходило в 17-18 вв. Культурно-ист, сближение с рус. народом началось с кон. 12- нач. 13 вв. После присоединения Ср. Поволжья к России (16 в.) связи расширились и упрочились. После Окт. революции 1917 М. получили нац. автономию и сложились в социалистич. нацию. М. заняты как в с. х-ве, так и в пром-сти, созданной гл. обр. в годы Сов. власти. Многие черты самобытной нац. культуры М. в сов. время получили дальнейшее развитие - фольклор, декоративное иск-во (особенно вышивка), музыкально-песенные традиции. Возникли и развились нац. марийская художеств, лит-pa, театр, изобразит, иск-ва. Выросла нац. интеллигенция. Об истории, х-ве и культуре М. см. также в ст. Марийская АССР.

Лит.: С м и р н о в И. Н., Черемисы, Каз., 1889; Крюкова Т. А., Материальная культура марийцев XIX в., Йошкар-Ола, 1956; Очерки истории Марийской АССР (С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции), ошкар-Ола, 1965; Очерки истории Марийской АССР (1917-1960 гг.), Йошкар-Ола, 1960; Козлова К. И., Этнография народов Поволжья; М., 1964; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964; Происхождение Марийского народа, Йошкар-Ола, 1967. К.И.Козлова.

МАРИЛИЯ (Marilia), город на Ю.-В. Бразилии, в шт. Сан-Паулу. 98,1 тыс. жит. (1970). Ж.-д. ст. Важный торг.-распределит. центр с.-х. района в зап. части штата. Пищ., хл.-бум., металлообр. пром-сть.

МАРИМБА, 1) ударный муз. инструмент. Распространён у многих народов Африки. Разновидность ксилофона. М. называют также современный ксилофон с металлич. резонаторными трубками. 2) Язычковый щипковый муз. инструмент. Бытует в Конго и нек-рых местностях вост. части Африки. В др. р-нах Африки известен под назв. ц а н ц а.

МАРИНА (франц. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской), картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра. Как самостоят, линия пейзажа М. обособляется в европ. иск-ве 17 в. Её первонач. задача - иллюстрация крупных ист. событий на море, детальное воспроизведение воен. судов, к-рым собственно море служит только декоративным обрамлением. Расцвет М. происходит в голл. живописи и графике 17 в. Голл. маринисты (Я. Порселлис, С. де Влигер, X. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде) правдиво передавали морскую стихию и связанную с ней жизнь рыбаков, разрабатывали парадный тип М., в к-ром гл. место отводится кораблям и лодкам со стаффажными фигурами, в широких видах раскрывали величие морских просторов. Крупнейшие маринисты 18-19 вв.: К. Ж. Берне во Франции, Кацусика Хокусай в Японии, У. Тёрнер в Англии, X. В. Месдаг в Голландии, И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов в России. Представители сов. школы маринистов - В. В. Мешков, И. Ф. Титов, Э. Калнынь.

МАРИНЕЛЬО, Маринельо-и-Видауррета (Marinello у Vidaurreta) Хуан (р. 2. 11. 1898, Сан-Диего-дель-Валье), политич. и обществ, деятель Кубы, публицист и литературовед. Окончил Гаванский ун-т. В 1921-32 проф., в 1962-63 ректор Гаванского ун-та. В 1937 находился в респ. Испании; совм. с Н. Гильеном опубл. сб. репортажей "Люди республиканской Испании" (1938). В 1938-39 пред, партии Революц. союз. В 1940-44 пред. Революц.-коммунистич. союза, возникшего в результате объединения компартии и Революц. союза. После преобразования (1944) Революц.-коммунистич. союза в Народно-социалистич. партию Кубы (НСПК) М.- её пред, до 1961. С 1965 чл. ЦК компартии Кубы. В 1940 деп. Учредит, собрания, в 1942-44 деп. конгресса, в 1944-46 сенатор, в 1946-48 вице-пред. Сената. В 1950 опубл. книгу путевых очерков "Путешествие в СССР и страны народной демократии". В годы диктатуры Ф. Батисты (1952-58) работал в подполье, редактируя нелегальный марксистский журн. "Менсахес" ("Mensajes") и сотрудничая в органе НСПК "Нотисиас де ой" ("Noticias de Hoy"); трижды был арестован.

Осн. вид творчества М.- лит.-критич. публицистика. Он выступает как теоретик и пропагандист нац. самобытности, социальной направленности иск-ва Кубы и Лат. Америки. Особое место в его творчестве занимают работы о X. Марты. В кн. "Современники. Заметки и воспоминания..." (1964, рус. пер. 1968) нарисовал портреты выдающихся деятелей культуры Лат. Америки и Европы. С 1962 пред. Кубинского к-та движения за мир и суверенитет народов. С 1963 представитель Кубы в ЮНЕСКО. Чл. Всемирного Совета Мира (с 1950), с 1966 чл. его Президиума. Награждён орденом Октябрьской Революции (1973).

Соч.: Arnericanismo y cubanismo literarios. La Habana, 1931; Poetica, La Habana, 1933; Imperialismo у socialismo, La Habana, 1954; Polemicas. La America Latina у el Comunismo, Habana, 1954: Meditacion americana, La Habana, 1963; Acerca de la paz у el desarrp.e, La Habana, 1962; Orbita de J. Marinello. Seleccion de A. Augier, [La Habana, 1968] (библ. с. 395-99); в рус. пер.- Беседа с нашими художниками-абстракционистами, М., 1963; X. Мартн - испано-американский писатель, М., 1964.

Лит.: К е л ь и н Ф., Прогрессивная литература Латинской Америки, в кн.: Прогрессивная литература стран капитализма в борьбе за мир, М., 1952, с. 270-71; Vega

"МАРИНЕР" ("Mariner"), наименование серии американских автоматич. межпланетных станций (АМС)для исследования Венеры и Марса; программа их разработки и запусков (см. табл.). Работы по программе "М." начались в 1960. Первые АМС создавались в пролётном варианте и в основном однотипны, за исключением "М.-l" и "М.-2", к-рые были созданы на основе ранее разработанных лунных аппаратов "Рейнджер". На "М." размещены: радиотехнич. оборудование, программно-временное устройство, система ориентации и стабилизации, энергетич. установка, система терморегулирования, корректирующая двигат. установка, телевизионные камеры (за исключением "М.-1" и "М.-2").

На "М." установлены многочисл. науч. приборы: магнитометр служит для измерения напряжённости магнитного поля, ионизационная камера - для исследования космич. лучей, детектор солнечной плазмы - для регистрации протонов, детектор метеорных частиц - для определения их количества движения и исследования распределения вблизи Земли ("М.-1"- "М.-5"). Комплект радиац. детекторов состоит из 3 счётчиков Гейгера - Мюллера, ультрафиолетового фотометра, зондирующего приёмника. "М.-8" и "М.-9" созданы на базе аппаратов "М.-6" и"М.-7". На них дополнительно размещены: ультрафиолетовый спектрометр для определения газового состава атмосферы и ионосферы, в частности распределения озона, а также для исследования водородной короны; инфракрасный спектрометр для фиксирования темп-ры нижних слоев атмосферы, изучения распределения паров воды, регистрации веществ, находящихся в атмосфере в незначит. количествах, а также для исследования поверхности планеты. Инфракрасный радиометр служит для определения тепловой инерции (скорости остывания и нагрева) и состава поверхности, поисков термич. аномалий, а также для получения данных, к-рые используются при анализе телевиз. изображений поверхности планет. АМС"М.-8"и"М.-9" имеют также устройства для радиозондирования на различных частотах, комплект датчиков ("телескоп") для регистрации космич. лучей, детектор рентгеновского излучения и др. приборы.

Запуски осуществлялись ракетами-носителями "Атлас-Аджена В" ("М.-1", "М.-2"), "Атлас-Аджена Д" ("М.-З" - "М.-5"), "Атлас-Центавр" ("М.-6" - "М.-10"). Г.А.Назаров.

МАРИНЕСКУ (Marinescu) Георге (1863- 1938), румынский невролог, акад. Академии СРР (1906). Работал в лабораториях Ж. Шарко и Э. Дюбуа-Реймона. Создал первую в Румынии (1897) самостоятельную кафедру неврологии, к-рую возглавлял св. 40 лет. Сыграл значит, роль в распространении идей И. П. Павлова в мировой науке. Монография М. об условных рефлексах в 1935 удостоена пр. АН Франции. Внёс существенный вклад в учение о цитоархитектонике коры головного мозга, развил теорию "рефлекторного механизма трофики". Создал крупную мед. школу, среди представителей которой - К. Пархон и др. Был чл. Общества друзей СССР во время господства реакции в Румынии. Почётный чл. 7 зарубежных АН и 22 науч. обществ стран Европы и Америки, в т. ч. Моск. общества невропатологов и психиатров.

Соч.: La cellule nerveuse, t. 1-2, P., 1909; Des reflexes conditionnels, P., 1935 (совм. с G. Dumas); в рус. пер.- Критический очерк хирургии спинного мозга на войне, П., 1917.

Лит.: Шпильманн И., Георге Маринеску и русская наука, "Советское здравоохранение", 1964, № 1.

МАРИНЕТТИ (Marinetti) Филиппе Том-мазо (22. 12. 1876, Александрия, Египет, - 2. 12. 1944, Белладжо), итальянский писатель. Основоположник и теоретик футуризма в европ. лит-ре и иск-ве. Начал как поэт свободного стиха: поэма "Завоевание звёзд" (1902). В 1909 опубл. первый "Манифест футуризма", провозгласивший авангардистскую эстетич. программу с рядом реакц. идейных моментов: освобождение от "мёртвой культуры" прошлого, от гуманистич. идеалов, создание "динамической литературы будущего" - "future" (отсюда "футуризм"), воспевающей машинную технику, войну как "единственную гигиену мира". М. организовывал футуристич. кружки среди нацио-налистич. молодёжи, ездил с пропагандистскими лекциями (был в России в 1910 и 1914). В стихах и прозе воспевал колон, экспансию в Африке: роман "Мафарка-футурист" (1910, рус. пер. 1916); италотур. воину - в сб. стихов "Занг-тум-тум" (1914), где дан футуристич. монтаж разбросанных печатных строк, математич. и телеграфных знаков. Агитируя за вступление Италии в 1-ю мировую войну 1914- 1918, участвовал в ней добровольцем. С 1919 М. - единомышленник Муссолини, провозгласивший родственность итал. футуризма и фашизма.

С о ч.: Les mots en liberte futuristes, Mil., 1919; Teatro, v. 1 - 3, Roma, [I960]; Teoria e invenzione futurista--., [Verona], 1968; в рус. пер.- Футуризм, [СПБ, 1914]; Манифесты итальянского футуризма, М., 1914.

Лит.: Луначарский А. В., Футуристы. Сверхскульптор и сверхпоэт, Собр. соч. в 8 томах, т. 5, М., 1965; А 1 t о m а r e L., Incontri con Marinetti e il futurismo, Roma, [1954]. 3. М. Потапова.

МАРИНИ (Marini) Mapirao (p. 27. 2. 1901, Пистоя), итальянский скульптор. Учился в АХ во Флоренции. Педагог (Высший ин-т иск-в в Монце, Ломбардия, 1929-40; АХ в Милане, с 1940). Преодолевая импрессионистич. дробность ранних работ, с сер. 20-х гг. М. обращается к традициям архаич. иск-ва (преим. этрусков), стремится подчеркнуть лапидарность, весомость осн. объёмов, выявить внутр. ритмику и архитектонич. структуру произв. ("Народ", терракота, 1929; "Эрсилия", дерево, 1931). Его центр, образ - одинокий всадник - становится всё трагичнее, в известной мере преломляя раздумья художника над окружающей действительностью ("Всадник", 1936, собр. Ези, Милан; "Монументальный всадник", 1957-58, статуя в Гааге). Илл. см. т. 11, табл. VI (стр. 48-49).

Полёты американских автоматических межпланетных станции "Маринер"

Наименование

Дата запуска

Масса, кг

Орбита

Задачи полёта

Результат полёта
период обращения, суш

апоцентр, км

перицентр, км
"M.-l"

22.7.1962

202,7

-

-

-

Исследование Венеры

Ракета-носитель с АМС "М.-1" отклонилась от курса и была подорвана
"4М.-2"

27.8.1962

202,7

343,4

182*106

105*106

"

Пролёт около Венеры 14.12.1962 на расстоянии 34 600 км. Связь с "М.-2" поддерживалась до 4.1.1963. Искусственный спутник Солнца
"М.-З"

5.11.1964

260,8

448

196*106

147*106

Исследование Марса

Через 10 ч после старта связь с "М.-З" прекратилась. Искусственный спутник Солнца
"М.-4"

28.11.1964

260,8

567,11

235,3*106

165, 9*106

"

Пролёт около Марса 15. 7. 1965 на расстоянии 9850 км. Связь с "М.-4" поддерживалась до 20.12.1967. Искусственный спутник Солнца
"4М.-5"

14.6.1967

245





86, 9*106

Исследование Венеры

Пролёт около Венеры 19.10.1967 на расстоянии 3990 км. Связь с "М.-5" поддерживалась до 22.11.1967. Искусственный спутник Солнца
"4М.-6"

24.2.1969

412,8

-

-

-

Исследование Марса

Пролёт около Марса 31.7.1969 на расстоянии 3430 км. Искусственный спутник Солнца
"М.-7"

27.3.1969

412,8

-

-

-

"

Пролёт около Марса 5.8.1969 на расстоянии 3430 км. Искусственный спутник Солнца
"М.-8"

8.5.1971

1000

-

-

-

"

Ракета-носитель с АМС "М.-8" вышла из-под контроля и упала в Атлантический океан
"М.-9"

30.5.1971

1000

12,34

17920

1390

"

13.11.1971 стал первым искусственным спутником Марса В период с 13. 11. 1971 по 27.10.1972 сделано 7329 фотоснимков с поверхности Марса, а также снимки спутников Марса - Деймоса и Фобоса
"М.-10"

3.11.1973

500







Исследование Венеры и Меркурия

Пролёт около Венеры 5.2.1974 на расстоянии 5700 км; пролёт около Меркурия на расстоянии около 1000 км

Лит.: [Read H., Waldberg P., Lazzaro G.], Marino Marini. L'opera completa, Mil., 1970.

МАРИНИДЫ, Мериниды, берберская династия из племени бану-марин, правившая в Марокко в 1269-1465. При вожде М. Абу Яхье (умер в 1258) взяли в 1248 Фее и основали независимый эмират; в 1269 захватили Марракеш, низложили династию Альмохадов и объединили под своей властью всё Марокко. Наибольшего расширения гос-во М. достигло при Абу-ль-Хасане (правил в 1331-51) и Абу Инане (правил в 1351-58). Династич. распри и феод, междоусобицы, усилившиеся с 60-х гг. 14 в., привели к упадку гос-ва М. В нач. 15 в. в борьбе с португальцами, захватившими часть владений М., выдвинулись Ваттасиды (боковая ветвь М.)> фактически правившие страной с 20-х гг. 15 в.; к ним с 1465 полностью перешла власть в Марокко.

Лит.: Жюльен Ш.-А., История Северной Африки, пер. с франц., т. 2, М., 1961, с. 194-237.

МАРИНИСТ (франц. mariniste, от лат. marinus - морской), художник, пишущий марины.

МАРИНКИ (Schizothorax), род рыб сем. карповых. Тело вальковатое, покрыто мелкой чешуёй; подхвостовой плавник и анальное отверстие окаймлены рядом увеличенных чешуи (расщеп). Глоточные зубы трёхрядные; усиков 2 пары. Брюшина чёрная. Дл. до 1 м, весят до 12 кг. Обитают в реках и озёрах Центр, и Ср. Азии, а также Казахстана. Икрометание весной в реках. Икра липкая донная. Одни виды М. (илийская М., щуковидная М.) питаются рыбами, другие (обыкновенная М.) - беспозвоночными, третьи (балхашская М.) - растениями. Имеют нек-рое промысловое значение; ловятся гл. обр. в озёрах Балхаш и Иссык-Куль. Чёрная плёнка брюшины М. и их икра в сыром виде ядовиты.

Балхашская маринка.

МАРИНО (Marino) Джамбаттиста (18. 10. 1569, Неаполь, - 25. 3. 1625, там же), итальянский поэт. По его имени назв. одно из направлений в поэзии барокко-маринизм, получившее распространение в итал. лит-ре 17 в. В мироощущении М. гедонизм сочетается с представлением о бренности всего сущего и дисгармоничности вселенной. М. был искусным поэтом, но прибегал к вычурным образам, усложнённым метафорам, надуманным антитезам и сравнениям. Самое значит, произв. М. - поэма в 20 песнях "Адонис" (изд. 1623, Париж, рус. пер. 1783), написанная октавами. Слава М. была недолговечной.

Соч.: Poesie e prosa, Mil., 1930; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по западно-европейской литературе XVII в., сост. Б. И. Пури-шев, 2 изд., М., 1949.

Лит.: Артамонов С. Д. и Самарин Р. М., История зарубежной литературы XVII в., М., 1958; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964; Flora F., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1940.

МАРИНОВАНИЕ (от франц. mariner - класть в солёную воду, мариновать), способ консервирования пищевых продуктов, основанный на действии уксусной к-ты, к-рая в определённых концентрациях (и особенно в присутствии поваренной соли) подавляет жизнедеятельность многих микроорганизмов. Допустимые во вкусовом отношении концентрации уксусной к-ты при определённых условиях не предохраняют продукт от развития нек-рых плесеней, дрожжей и бактерий. Поэтому для сохранения продуктов применяют добавление поваренной соли, пастеризацию, хранение при пониженной (не выше 4 °С) темп-ре в закрытой таре без доступа воздуха. М. подвергают плоды, овощи, грибы, рыбу. При подготовке к М. продукты сортируют по качеству и размерам, моют, а во многих случаях также чистят и режут; затем маринуют в свежем виде (нек-рые плоды и ягоды) или предварительно проваривают (бланшируют), укладывают в тару и заливают маринадом, сваренным с добавлением сахара, пряностей, соли (для плодов без соли) и уксуса.

МАРИНЬЯК (Marignac) Жан Шарль Галиссар де (24. 4, 1817, Женева, - 16. 4. 1894, там же), швейцарский химик, чл.-корр. Парижской АН (1866). Окончил в 1839 Парижскую высшую горную школу; проф. Женевского университета (1841-78). Проверяя Праута гипотезу, определил в 1842-83 атомные веса 29 элементов. В 1866 разработал способ разделения ниобия и тантала. В 1878 открыл окись иттербия и в 1880 - окись неизвестного редкоземельного элемента, позже назв. (1886) окисью гадолиния (см. Лантаноиды).

Соч.: CEuvres completes, t. 1 - 2, Gen., 1902 - 1903 (имеются биография и библиография трудов М.).

МАРИНЬЯНО, совр. Меленьяно (Marignano, Melegnano), город в Сев. Италии, в 16 км юго-восточнее Милана, в районе к-рого 13-14 сент. 1515 произошло сражение между 40-тыс. франц. армией короля Франциска I и швейцарскими наёмниками (до 30 тыс. чел.) миланского герцога Максимилиана Сфорца во время Итальянских войн 1494-1559. Франц. армия заняла у М. сильную оборонит, позицию с целью воспрепятствовать соединению швейцарцев, двигавшихся из Милана, с испано-папскими войсками, шедшими из Пьяченцы, и облегчить присоединение к французам союзной венецианской армии, к-рая двигалась по долине р. По. В двухдневном ожесточённом сражении считавшаяся до этого непобедимой швейц. пехота была разбита, а французы временно утвердились в Ломбардии.

МАРИОНЕТКА (от франц. marionnette, первонач. - название небольших фигурок девы Марии в ср.-век. мистериях, разыгрывавшихся куклами), одна из разновидностей театр, кукол. Особенность М. в том, что она повторяет анатомию человека и приводится в движение при помощи нитей, подвязанных к её голове и сочленениям. Нити собраны и укреплены на подвижной крестовине, или ваге (коромысле). Держа вагу в одной руке и подтягивая другой ту или иную нить, кукловод (невропаст) управляет движениями М. Другой тип М. - на металлич. пруте, укреплённом в голове куклы; её руки и ноги (обычно неуправляемые) раскачиваются при общем движении корпуса, что создаёт иллюзию походки и жестов. Вагу заменяет загнутый,широким крюком прут. Подобный тип М. иногда достигает трети человеческого роста (в Бельгии, Сицилии). Изготовляются гл. обр. из дерева. М. упоминаются у античных авторов, встречаются в раскопках. Расцвет театра М. как формы нар. (гл. обр. ярмарочных) представлений в странах Зап. Европы относится к 18-19 вв. (см. Театр кукол). В переносном значении М. - человек, правительство, гос-во, являющееся послушным орудием в чужих руках.

Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы, М.-Л., 1944; Petite J. М., Guignols et marionnettes, leur histoire, P., [1911]. Л. Г. Шлет.

МАРИОТТ (Mariotte) Эдм [1620 (?), Дижои, - 12. 5. 1684, Париж], французский физик, чл. Парижской АН со дня её основания (1666). Был настоятелем монастыря в окрестностях Дижона. Впервые описал слепое пятно в глазу (1668), в 1676 - опыты о зависимости упругости воздуха от давления и вторично дал формулировку закона, открытого и опубликованного Р. Бойлем в 1662 (см. Бойля - Мариотта закон). Впервые использовал этот закон для определения высоты места по показаниям барометра. Описал многочисл. опыты о течении жидкостей по трубам и действие фонтанов (1686). Изучал также явление удара тел.

МАРИТЕН (Maritain) Жак (18. И. 1882, Париж,-29.4.1973, Тулуза), французский философ, представитель неотомизма. Образование получил в лицее Генриха IV и в Сорбонне, был учеником А. Бергсона. В 1906 принял католичество. С 1914 проф. Католич. ин-та в Париже, с 1933 Ин-та средних веков в Торонто (Канада), в 1941-42 Принстонского ун-та (США) и в 1941-44 Колумбийского. В 1945-48 франц. посол в Ватикане. В 1948-53 проф. и с 1953 засл. проф. Принстонского ун-та.

Всё развитие философии нового времени М. считает упадком и вырождением филос. мысли. Фигуры М.Лютера, Р. Декарта и Ж. Ж. Руссо знаменуют для него последоват. торжество субъективизма и произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и социальный хаос. Путь к преодолению хаоса М. видит в возврате к средневековой "ясности" и надличной объективности. Выступая против интуитивизма Бергсона, М. стремится примирить "... благодать и природу, веру и разум, теологию и философию..." ("De Bergson a Thomas d'Aquin", P., 1947, p. 133). По М., наука имеет собств. объект -сотворённый мир, но "над" этим естеств. миром существует высший, сверхъестественный мир.

М. основал в Нью-Йорке спец. серию по проблемам "политической философии" ("Цивилизация"), где публиковал работы, критиковавшие совр. капитализм и бурж. демократию с позиций "христианской демократии" и "гуманизма", отвергая при этом социалистич. преобразование общества. М. известен также своими работами в области иск-ва и педагогики.

Соч.: Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanisme integral. P., 1936; Christianisme et democratic, N. Y., 1943; Trois reformateurs, P., 1947; Art et scolastique. P., 1947; Reflexions sur I'Amerique, P., 1958; Pour une philosophic de 1'education, P., 1959; La philosophie morale, P., 1960; La philosophie dans la cite, P., 1960; Dieu et la permission du mal, P., 1963; L'intuition creatrice dans 1'art et dans la poesie, P., 1966.

Лит.: Кузнецов В. Н., Французская буржуазная философия 20 в., М., 1970, с. 173-201; Ярошевский Т. М., Личность и общество, пер. с польск., М., 1973; R о s s i Е., И pensiero politico di J.Maritain Mil., 1956; S i m о n s e n V.L., L'esthetique de J. Maritain, Copenhague, 1956; G a 1 1 a g h e r D. and Gallagher I., The achievement of Jacques and Raissa Maritain: A bibliography (1906-1961), N. Y., 1962 (библ.); Forni G., La filosofia della storia nel pensiero politico di Jacques Maritain, Bologna, [1965]; Fecher Ch. A., The philosophy of J. Maritain, N. Y., 1969. Т. А. Сахарова.

МАРИУПОЛИТ, интрузивная щелочная горная порода из группы нефелиновых сиенитов, в составе к-рых альбит резко преобладает над калиевыми полевыми шпатами, иногда вовсе отсутствующими. М. характеризуется непостоянством минерального состава и структуры. Кроме альбита (40-70% ) и нефелина (10-40% породы), наиболее частые минералы М.- эгирин, лепидомелан, калиевый полевой шпат, содалит, канкринит и др. М. слагает массивы щелочных пород, выходящие на Ю.-В. Украины, к С. от г. Жданова (б. Мариуполь), откуда и название породы. См. Нефелиновый сиенит.

МАРИУПОЛЬ, прежнее (до 1948) название г. Жданова в Донецкой обл. УССР.

МАРИУПОЛЬСКИЙ МОГИЛЬНИК, поздненеолитич. (3 тыс. до н. э.) могильник на окраине г. Жданова (Донецкая обл. УССР). Раскопан в 1930 Н. Е. Макаренко. В больших коллективных могилах, образовавших траншею дл. 28 м и шир. ок. 2 м, находилось св. 120 погребений в вытянутом положении. Ок. половины скелетов было засыпано красной охрой. Найдены кам. орудия, украшения из клыков кабагна, раковин, кости и зубов животных, каменные навершия булав и др. М. м. оставлен племенами первобытных скотоводов Левобережной Украины накануне их перехода к эпохе металла.

Лит.: Столяр А. Д., Мариупольский могильник как исторический источник (Опыт историко-культурного анализа памятника), в сб.: Советская археология, т. 23, М., 1955; Макаренко М., Марiюшль-ський могильник, Кит, 1933.

МАРИ-ФЕРТ (Moray Firth), залив Северного м. у сев.-вост. берегов о. Великобритания. Ширина при входе 100 км. Глуб. 25-60 м. Приливы полусуточные, их величина до 5,5 м. Соединён Каледонским каналом с зал. Ферт-оф-Лорн. Порт - Инвернесс.

МАРИЦА, река на Балканском п-ове; большая часть течения М. - в Болгарии, низовья служат границей между Грецией и Турцией. Дл. 525 км, пл. басе. ок. 54 тыс. км2. Берёт начало в горах Рила, протекает по Фракийской низм., затем прорывается через отроги Вост. Родоп, впадает в Эгейское м., образуя заболоченную дельту. Питание преим. дождевое, летом сильно мелеет. Используется для орошения, ГЭС. Судоходна ниже г. Эдирне. На М.- гг. Пазарджик, Пловдив, Димитровград (Болгария), Эдирне (Турция).

МАРИЦКАЯ БИТВА 1371, сражение 26 сент. на р. Марица (или при Черноме-не, западнее совр. Эдирне) между ополчением балканских народов (сербов, боснийцев, болгар, венгров, валахов и др.) и турками-османами. Южносерб. феодалы Углеша и его брат Вукашин пытались организовать отпор тур. нашествию, но собранное ими войско, плохо руководимое из-за отсутствия единого командования, было в ночь на 26 сент. внезапно атаковано тур. конницей и уничтожено. Победа на Марице открыла туркам путь на Балканы, и они захватили Зап. Фракию, значит, часть Македонии, Сербии и Болгарии.

МАРИЯ, богородица, богоматерь, дева Мария, итал. Мадонна, в христианской мифологии мать Иисуса Христа. В Евангелиях о М. сказано, что она была женой Иосифа, непорочно зачавшей и родившей Иисуса Христа; присутствовала при его казни. Подробнее повествуют о М. апокрифы. Культ М. в христианстве сложился под влиянием языч. культов богини-матери, богини плодородия (Исиды, Астарты и др.). В 4 в. М. была объявлена христианскими богословами "пречистой", "вечной девственницей" (вопреки упоминаниям в Новом завете о братьях Христа). На Вселенском соборе 431 М. была официально признана богородицей. Образ М. оказался более понятным массам верующих, чем абстрактная троица; культ М. ("заступницы" человечества) получил в христианстве, особенно у католиков, очень широкое распространение. М. посвящены многие религ. праздники, иконы. В католицизме были провозглашены догматы (отсутствующие в православии): в 1854 - о непорочном зачатии М. её матерью, в 1950 - о телесном вознесении М. (после её смерти) на небо. В 1964 папа Павел VI провозгласил М."матерью церкви". Тема богородицы с младенцем занимает большое место в ср.-век. искусстве; в эпоху Возрождения создаются великие полотна С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля и др., поев, образу М. (Мадонны), л. П. Каждан.

МАРИЯ (Maria). В Португалии: М. I (17. 12. 1734, Лисабон, - 20. 3. 1816, Рио-де-Жанейро), королева с 1777. В 1777 под влиянием аристократии и духовенства дала отставку С. Ж. Помбалу и отменила его реформы. С 1788 в связи с нервным заболеванием М. I страной стал управлять её сын Жуан. После франц. оккупации Португалии в 1808 М. I вместе с др. членами королев, семьи переселилась в Бразилию.

М. II да Глориа (da Gloria) (4.4. 1819, Рио-де-Жанейро,-15. 11. 1853, Лисабон), королева в 1826-28 и с 1834, дочь бразильского имп. Педру I, к-рый отрёкся от португ. престола в её пользу. В связи с малолетством М. II регентом был назначен Мигел, брат Педру, к-рый в 1828 захватил трон и вынудил М. II в 1829 вернуться в Бразилию. В 1834 после изгнания Мигела сторонниками М. II и Педру (в результате гражданской войны) М. II была восстановлена на престоле. Правление М. II отмечено борьбой (с переменным успехом) радикалов (сторонников конституции 1822) и хартистов (сторонников конституц. хартии 1826). Годы правления М. II ознаменованы также нар. движениями (см. Марии да Фонте война).

МАРИЯ АНТУАНЕТТА (Marie Antoinette) (2. И. 1755, Вена, - 16. 10. 1793, Париж), французская королева, жена (с 1770) франц. короля Людовика XVI, дочь австр. имп. Франца I и императрицы Марии Терезии. Перед Великой франц. революцией М. А., тратившая огромные суммы на развлечения (её прозвали "госпожой дефицит"), неоднократно добивалась отставки министров (А. Тюрго, Ж. Неккера), пытавшихся провести фи-нанс. реформы, сократить расходы двора. С началом революции - вдохновительница контрреволюц. заговоров и иностр. интервенции. После свержения монархии (10 авг. 1792) была арестована и по решению суда гильотинирована.

Лит.: Arnaud-Bouteloup J., Le role politique de Marie-Antoinette, Orleans, 1924; Maze J., Louis XVI et Marie-Antoinette, v. 1-2, P., 1949-52; С a s t e 1 о t A., Marie-Antoinette, 4 ed., P., 1956.

МАРИЯ БУРГУНДСКАЯ (Marie de Bourgogne) (13. 2. 1457, Брюссель, - 27. 3. 1482, Брюгге), дочь и наследница бургундского герцога Карла Смелого; унаследовала престол в янв. 1477 после его гибели, однако часть Бургундского гос-ва, в т. ч. Бургундское герцогство, перешло к франц. королю, а во владение Нидерландами М. Б. смогла вступить, лишь подписав ^Великую привилегию". В целях укрепления своей власти вступила в