загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

остого народа, в монументальных композициях создал героизированный, обобщённый образ чеш. крестьянина (роспись циферблата часов пражской ратуши, масло, 1864-66, ныне в Гор. музее). Писал портреты (напр., Вендулаковой, 1854, Нац. гал., Прага), пейзажи, охватывающие широкую панораму страны ("Лабский край", 1863, Нац. гал., Прага). Известен также как график (рисунки; иллюстрации к "Краледворской рукописи", 1857-59). Его брат Кв и до М. (17.7.1828, Прага,- 5.8.1880, там же), учился в пражской АХ (1838-51) и в Дюссельдорфе у Б. Вотье (1868-70). Обладал широкой манерой письма, писал сцены из быта горожан, жизни детей.

Лит.: L о г i s J., Quido Manes, Praha, 1937; Lam а с М., Josef Manes, Praha, 1956; Reitharova E., Antonin Manes, Praha. 1967 (библ. с. 119-24).

МАНЕФОН (греч. Manethon) (2-я пол. 4 - нач. 3 вв. до н. э.), др.-егип. историк, верховный жрец в Гелиополе, родом из г. Себеннит. Написал на греч. яз. "Историю Египта". От труда М. сохранились лишь отрывки у Иосифа Флавия и историков церкви Африкана и Евсевия. М. принадлежит разделение истории Египта на 30 династий и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (с нек-рыми уточнениями оно принято в науке и в наст, время). Сов. акад. В. В. Струве доказал, что М. пользовался надёжными источниками: большинство приводимых им фактов точны.

Публ.: Manetho [Works] with an English transl. by W. G. Waddell, L., 1948 (Loeb Classical Library).

Лит.: Струве В. В., Манефон и его время, "Записки коллегии востоковедов", Л., 1928, т. 3, в. 1, 1930, т. 4; е г о же, Подлинный Манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства, "Вестник древней истории", 1946, № 4.

МАНЖЕТА (от франц. manchette, букв.- рукавчик) в технике, уплотнение в соединениях деталей машин, выполненное обычно в виде кольца из резины, кожи и др., служащее для предотвращения протекания жидкости или газа из области высокого давления в область более низкого давления.

МАНЖЕТКА (Alchemilla), род растений сем. розоцветных. Многолетние, редко однолетние, б. ч. невысокие травы с деревянистым корневищем. Листья округлые, пальчато-лопастные, складчатые, нижние - в розетке. Цветки обоеполые, мелкие, зелёные или желтоватые, в клубочках, собранных в сложное щитковидно-метельчатое соцветие. Чашелистики в 2 кругах; лепестков нет. Многим видам М. свойствен апомиксис. Ок. 300 видов, преим. в Европе, а также в Азии, Африке и Америке. В СССР более 200 видов, гл. обр. в лесной зоне и лесном, субальп. и альп. поясах гор; растут по лугам, кустарникам, опушкам, полянам, светлым лесам, берегам речек и ручьёв, у дорог. Корневища и листья М. содержат красящие вещества.

МАНЖУРА Иван Иванович (наст, имя; псевд. Иван Каличка) [20.10 (1.11).1851, Харьков,-3(15).5.1893, Ека-теринослав, ныне Днепропетровск], украинский поэт, фольклорист, этнограф. Род. в семье мелкого чиновника. В 1870- 1871 учился в Харьковском вет. уч-ще, но был исключён за принадлежность "к особому политическому кружку". В поисках заработка скитался по Украине; в этих условиях началась его фольклористич., этнографич. и поэтич. деятельность. В 1876 добровольно участвовал в борьбе сербов против тур. угнетателей, был ранен. В 1884 поселился в Екатери-нославе, сотрудничал в газ. "Екатерино-славский листок" и журн. "Степь". В 1889 опубл. сб. стихов "Степные думы и напевы>, а в 1890 кн. "Сказки, пословицы и т. п., записанные в Екатеринослав-ской и Харьковской губерниях". 2-й сб. стихов "Над Днепром", кн. сказок и легенд в стихах "Сказки и присказки и тому подобное" и поэмы-сказки не были пропущены цензурой и опубл. только в сов. время. М.- талантливый поэт-демократ, певец крест, бедноты и гор. пролетариев, продолжатель традиций Т. Г. Шевченко и Н. А. Некрасова. Переводил произв. Н. А. Некрасова, Г. Гейне и др.

С о ч.: Твори. [Вступ. ст. М. Бернштейна], К., 1961; в рус. пер.- Избранные стихи, М., 1957; Степные думы и песни. [Вступ. ст. М. Бернштейна], М., 1962. . Лит.: Березовський I. П., Iван Мднжура. (Нарис життя i ддяльностi), К., 1962; IcTopiH украшськоi лiтератури, т. 4, кн. 2, К., 1969. А.Е. Засенко.

МАНЗИНИ (Manzini; до 1968 - Б р е-мерсдорп, Bremersdorp), город в Свазиленде, к Ю.-В. от Мбабане. Ок. 16 тыс. жиг. (оценка). На автодороге, ведущей к Мбабане и в ЮАР. Торг, центр. До 1902 был адм. центром Свазиленда.

МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ, циркулярный психоз, циклофрения (при смягчённом, нерезко выраженном течении - циклотимия), психич. заболевание, проявляющееся периодически наступающими расстройствами настроения. В типичных случаях протекает в форме чередующихся фаз - маниакальной, выражающейся немотивированно весёлым настроением, и депрессивной; обычно приступы болезни сменяются промежутками полного здоровья. Подобное классич. течение болезни наблюдается сравнительно редко, чаще встречаются формы болезни с возникновением только маниакальных или только депрессивных состояний .

В маниакальном состоянии больные подвижны, неусидчивы, суетливы; мимика оживлена, речь ускорена, тембр голоса не соразмеряется с требованиями обстановки. Больные повышенно активны, мало спят, но при этом не испытывают усталости; жаждут деятельности, строят бесчисленные планы, к-рые тут же пытаются привести в исполнение, ничего не доводят до конца, отвлекаются. Реальных трудностей недооценивают. При выраженных маниакальных состояниях наступает расторможённость влечений, проявляющаяся в сексуальном возбуждении, расточительности и пр. Вследствие крайней отвлекаемости внимания и суетливости мышление утрачивает целенаправленность, и суждения становятся поверхностными, хотя больные и могут проявлять тонкую наблюдательность. В большей мере страдает критика по отношению к собственным способностям и успехам не только в проф. области, но и в случайной сфере деятельности. По мере уменьшения возбуждения и выравнивания настроения суждения больного принимают всё более реалистичный характер .

Для депрессивной фазы характерна немотивированная тоскливость, к-рая сочетается с двигат. заторможенностью и замедленностью мышления. Малая подвижность может в тяжёлых случаях переходить в полное оцепенение - депрессивный ступор; чаще, однако, заторможенность выражена не столь резко или носит частичный характер, сочетаясь с попытками к.-л. однообразных действий. У депрессивных больных часто встречаются неверие в собственные силы, идеи самообвинения: больные считают себя никчёмными людьми, способными приносить своим близким лишь несчастье. С возникновением подобных идей связана опасность попыток к самоубийству, что требует особой бдительности со стороны окружающих. При глубокой депрессии больные ощущают пустоту в голове, тяжесть и скованность мысли, с большой задержкой отвечают даже на элементарные вопросы. Сон нарушен, аппетит снижен.

Наиболее часто заболевание начинается в возрасте от 15 до 30 лет; наблюдается и более позднее начало заболевания (в 40 лет и старше). Продолжительность приступов варьирует от неск. суток до неск. месяцев. Отд. приступы при тяжёлых формах М.-д. п. могут продолжаться до года; депрессивные фазы в среднем более продолжительны, чем маниакальные, в особенности в пожилом возрасте. В происхождении М.-д. п. несомненна роль наследственности.

Лечение обострений проводится в условиях стационара. Назначают препараты психолептического (успокаивающего) и психоаналептического (стимулирующего, антидепрессивного) действия; применение углекислого лития способствует лечению маниакальных и профилактике депрессивных состояний.

Лит.: Лукомский И. И., Маниакально-депрессивный психоз, 2 изд., М., 1968; Kraines S. Н., Mental depressions and their treatment, N. Y., 1957. И. И. Лукомский.

МАНИБАДАР Долгорын (1889-1963), монгольский живописец. Один из реформаторов нац. живописи. Ученик Б. Шарава. В своих произв. М., не порывая с традициями нац. иск-ва, использовал нек-рые достижения европ. живописи (светотень, линейную перспективу). М.- автор портретов Сухэ-Батора (1944) и Чойбалсана (1945, оба - гуашь, Музей изобразит, иск-в МНР, Улан-Батор), плафонов в зданиях Музея Сухэ-Батора и Чойбалсана и Театра оперы и балета в Улан-Баторе (1940-е гг.), а также серий зарисовок нац. орнамента.

Д. М а н и б а д а р. "Деревня и город" ("Новая Монголия"). Полотно, гуашь. 1947. Музей искусства народов Востока. Москва.

МАНИЗЕР Генрих Генрихович [21.9 (3.10).1889-21.6(4.7).1917], русский этнограф и языковед. Род. в Петербурге. Окончил Петерб. ун-т (1912). В 1914-15 участвовал в экспедиции в Юж. Америку, где собирал этнографич. и лингви-стич. материалы среди индейских племён (ботокуды и др.) и гор. населения Бразилии, а также коллекции для этнографич. музеев. Большую ценность представляют составленные М. словари четырёх индейских яз., описание жизни ботокудов, насильственно поселённых в резервации, и др. этнографич. работы. По возвращении в Петроград М. подготовил монографию об экспедиции Г. И. Лангсдорфа в Бразилию. В 1916 поступил добровольцем в армию; умер на фронте от тифа.

Соч.: Экспедиция академика Г. И. Лангсдорфа в Бразилию (1821 - 1828), М., 1948 (имеются биография, сведения и перечень работ М.).

МАНИЗЕР Матвей Генрихович [5(17).3. 1891, Петербург,-20.12.1966, Москва], советский скульптор, нар. художник СССР (1958). Чл. КПСС с 1941. Брат Г. Г. Манизера. Учился в Центральном уч-ще технич. рисования Штиглица (1908-09) у В. Е. Савинского, в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1909-11) и в петерб. АХ (1911-16) у В. А. Беклемишева. Участник осуществления плана монументальной пропаганды (рельеф "Рабочий", цемент, 1920- 1921, Петровский пассаж, Москва). Чл. АХРР (с 1926). Преподавал в ленингр. АХ (1921-29, 1935-41, 1945-47), Моск. ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1946-52) и Моск. художеств, ин-те (с 1952). Вице-президент АХ СССР (с 1947). Работал гл. обр. в области монументальной бронз, скульптуры. На формирование творч. манеры М. в большой мере повлияли традиции поздней академич. школы. Из его произв., к-рым присущи актуальность идейного замысла и реалистич. обобщённость образов, наиболее известны: памятники - В. Володарскому (открыт в 1925) и "Жертвам 9 января 1905 года" (открыт в 1931) в Ленинграде, В. И. Ленину (открыт в 1925), В. И. Чапаеву (открыт в 1932) и В. В. Куйбышеву (открыт в 1938) в г. Куйбышеве, Т. Г. Шевченко в Харькове (открыт в 1935) и Киеве (открыт в 1938), В. И. Ленину в Ульяновске (открыт в 1940; Гос. пр. СССР, 1941), И. П. Павлову в Рязани (открыт в 1949; Гос. пр. СССР, 1950); статуя Зои Космодемьянской (бронза, 1942, Третьяковская гал.; Гос. пр. СССР, 1943), ряд бронз, статуй и групп для станций Моск. метрополитена им. В. И. Ленина "Площадь Революции" (1936-39) и "Измайловский парк" (1944). М.- автор многочисл. портретов. Награждён орденом Ленина, орденом Красной Звезды, а также медалями. Портрет стр. 322.

С о ч.: Скульптор о своей работе, [т. 1-2], М.- Л., 1940-52.

Лит.: Ермонская В. В., М. Г. Манизер, М., 1961. М.Л.Нейман.

МАНИКОВСКИЙ Алексей Алексеевич [13(25).3.1865 - янв. 1920], русский генерал от артиллерии (1916). Окончил Михайловское арт. уч-ще (1886) и Михайловскую арт. академию (1891). С лета 1915 до февр. 1917 нач. Гл. арт. управления, с сент. 1917 товарищ воен. министра по снабжению. После Окт. революции 1917 вступил в Красную Армию. В 1918- 1919 нач. Гл. арт. управления, нач. Управления снабжения РККА, постоянный член Арт. к-та. Погиб при крушении поезда. Автор труда "Боевое снабжение русской армии в войну" (ч. 1-3, 1920- 1923; 3 изд., 1937), содержащего большой фактич. материал.

МАНИКЮР (франц. manicure), специальный уход за руками (чистка и полировка ногтей).

МАНИЛА (Manila), крупнейший город Филиппин, экономич., политич., культурный центр, фактич. столица гос-ва. Расположен на о. Лусон, при впадении р. Пасиг в Манильский зал. Южно-Китайского моря. Климат субэкваториальный; в авг.- сент. часты тайфуны. Р-н М. подвержен землетрясениям.

Собственно М. (пл. 38,3 км2) с нас. 1,3 млн. чел. (по переписи 1970) является ядром конурбации - Большая М., территория к-рой (пл. 832 км2, нас. 4,3 млн. чел. в 1972) охватывает сел. муниципалитеты, пригороды и города-спутники - Кесон-Сити (официальная столица гос-ва), Калоокан, Мандалуйонг, Малабон, Макати, Сан-Хуан-дель-Монте, Параньяке, Пасай, Навотас (рыболовецкая гавань).

Управление М. регулируется спец. законом, служащим Хартией города. Во главе выборного гор. совета - мэр, избираемый на 4 года. Город вырос из крепости, сооружённой испанскими конкистадорами, на месте захваченных ими в 1571 тагалогских поселений Майнила и Тондо. В 1574 крепость М. стала адм. центром исп. колонии; в 1898 была занята США. С 1942 по февр. 1945 находилась в руках Японии. С 1946 - столица Республики Филиппины. В 1948 официальная столица перенесена в город Кесон-Сити. М.-центр рабочего и профсоюзного движения Филиппин.

В Большой М. концентрируется 2/3 всех пром. предприятий и 1/2 всех занятых в пром-сти страны. В собственно М. размещаются швейная, обувная, полиграфич., пищ., деревообр. отрасли пром-сти (ок. 65% пром. рабочих города); имеются также текст., хим., металлообр. предприятия. Пром. р-ны сосредоточены гл. обр. вдоль р. Пасиг, ж.-д. линии и автомагистралей. М.- торгово-трансп. узел междунар. значения. Механизиров. порт (грузооборот св. 4 млн. т в год), через к-рый проходит значит, часть внешнеторг. связей страны (на Юж. гавань приходится 9/10 импорта и 1/3 экспорта Филиппин; Сев. гавань обслуживает каботаж). Аэропорт у г. Пасай.

В историч. центре М.- р-не Интраму-рос (терр. бывшей исп. крепости), сохранившем иррегулярную планировку,-находились многочисл. памятники исп. колон, архитектуры 16-18 вв., большинство к-рых было разрушено в результате бомбардировок 1941-44 (за исключением церкви Сан-Агустин, 1599-1614, и нек-рых др.). Совр. архит. облик М. весьма многообразен и противоречив. Старые исп. особняки 18-19 вв. в р-не Киапо, фешенебельные виллы и обширные парки р-нов Эрмита, Малате и Сан-Мигуэль, где расположены президентский дворец Малаканьян (1863) и др. правительств, учреждения, функционалистские здания нового делового центра Макати контрастируют с трущобами пром. и портового р-на Тондо.

В М. находятся Манильский ун-т, Католич. ун-т Санто-Томас, Дальневосточный ун-т, Филиппинский женский ун-т и др. вузы; Нац. б-ка, Нац. музей, музей Санто-Томас (этнографич., филологич. коллекции, картинная галерея).

МАНИЛЬСКАЯ ПЕНЬКА, манилла, абака, волокно, извлекаемое из влагалищ листьев многолетнего тропич. растения - текстильного банана, или абаки, родом с Филиппинских о-вов, где культура его наиболее распространена.

Реже культивируется в др. тропич. областях Азии, Африки и Юж. Америки. Для выделения М. п. растение срезают у корня, удаляют листовые пластинки (содержащие слабые волокна, используемые для произ-ва бумаги) и отделяют пучки волокон от мякоти листовых влагалищ. С одного растения получают в среднем 0,5 кг М. п. Элементарные волокна имеют длину от 2 до 12 мм. Идущие в переработку технические (комплексные) волокна состоят из склеенных элементарных волокон. Они имеют длину от 1 до 5 м, грубы и жёстки, хорошо окрашиваются, равномерны по тонине, прочны и очень гигроскопичны. М. п. применяют в качестве материала для мор. канатов, т. к. она сравнительно слабо разрушается от действия мор. воды. Из М. п. изготовляют также верёвки, шпагат, рыболовные сети, мешки и др. изделия.

МАНИН (Manin) Даниеле (13.5.1804, Венеция,- 22.9.1857, Париж), деятель итальянского Рисорджименто. Адвокат. В 1846-47 в находившейся под австр. господством Венеции руководил бурж.-либеральным движением, выступавшим за автономию Венеции в рамках Австр. империи. В период Революции 1848-49 М. встал во главе антиавстр. восстания в Венеции, после победы восстания и провозглашения республики возглавлял респ. пр-ва. Был чрезвычайно популярен среди венецианской бедноты. Однако во время австр. интервенции не решился опереться на народные массы и, взывая о помощи к пр-вам Великобритании, Франции, Пьемонта, отверг требование левых республиканцев о переходе к активной обороне. После падения республики (авг. 1849) эмигрировал. В 1854 отказался от респ. идеалов и поддержал лозунг борьбы за нац. независимость и единство Италии под эгидой пьемонтской монархии.

МАНИОК, м а н и о т (Manihot), род растений сем. молочайных. Однодомные деревца, кустарники и травы с раздельнополыми цветками. Св. 160 видов в тропич. Америке. М. съедобный, или к а с с а в а (М. esculenta),- пищевое растение тропич. зоны обоих полушарий. Быстрорастущий кустарник выс. до 3 л с очередными глубоко пальчато-рассечёнными листьями. Цветки мелкие, в длинных метельчатых соцветиях. Плод - коробочка. Клубневидно вздутые корни (дл. до 1 м) весят до 15 кг, содержат 20-40% крахмала. Из них получают муку, а также пищ. продукт - тапиоку. Содержащийся в корнях ядовитый гликозид удаляется при их высушивании, промывании и варке. В М. сладком (М. dulcis) находится небольшое количество этого гликозида. Все виды М. содержат млечный сок, ряд видов - каучуконосы. Из них наибольшее пром. значение имеет М. Г л я ц и о в а, или манисоба (М. glaziovii),- невысокое (до 12 м) дерево с 3-5 пальчаторассечёнными щитовидными листьями, произрастающее в засушливых р-нах Бразилии; культивируется в сухих р-нах Индии и Вост. Африки.

Маниок съедобный: побег, лист и молодые корневые клубни.

Лит.: Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968. В. Н. Гладкова.

МАНИПУЛЯТОР, 1) в горном деле - осн. механизм буровой каретки, предназначенный для перемещения в призабойном пространстве автоподатчика с перфоратором (бурильной машиной). М. иногда используются для навешивания на них различного вида приспособлений, позволяющих производить подъём элементов крепи, заряжание шпуров, осмотр кровли и т. п. По конструкции М. делятся на 4 осн. типа: радиальные (вращательные), линейные, колонко-образные, стреловидные. Привод М. бывает пневматич., гидравлич. и комбинированным (иногда на отдельных вспомогат. операциях применяется ручной привод). Наибольшее распространение имеют колонкообразные и стреловидные М. Для стреловидных М. ширина и высота обуриваемого забоя может меняться в широких пределах; при использовании колонкообразных М. эти параметры ограничены. Стреловидные М. применяются также в качестве навесного оборудования, устанавливаемого на погрузочных машинах.

2) В процессах обработки металлов давлением - машина для выполнения вспомогат. операций, связанных с изменением положения заготовки.

Прокатный М. выполняет след. операции: передаёт металл от одного калибра к другому; направляет его при входе в валки и выходе из них; иногда осуществляет правку металла, если он при выходе из валков сильно изогнулся и его дальнейшая прокатка затрудняется. Прокатные М. находят применение главным образом у блюмингов, слябингов и обжимных клетей сортовых станов. В этом случае они обычно представляют собой 2 горизонтальные (расположенные параллельно оси стана) массивные линейки, которые могут передвигаться вдоль бочки валков (см. Валки прокатные). Каждая линейка приводится в движение отдельным электродвигателем через зубчато-реечную передачу. Скорость перемещения линеек 0,5-1 м/сек. На одной из них обычно устанавливается кантователь.

Ковочный М. применяют для механизации процессов ковки и штамповки на молотах и гидравлич. прессах. Рабочий орган М.- мощные механизиров. клещи - предназначен для захвата заготовок массой до 150 т. Клещи перемещают заготовку в горизонтальной и вертикальной плоскостях, вращают её во время обработки. М. может двигаться по цеху в определ. направлении (по рельсовым путям) или в любом направлении (если имеет колёса на резиновом ходу). Это позволяет использовать М. для подачи заготовок в нагреват. печь, для транспортировки их к молоту или прессу, а после обработки - для перемещения готовой поковки. При изготовлении поковок массой более 150 т М. работает вместе с подъёмным краном и канто-вателем, поддерживая один из концов заготовки. Перспективно применение М. с автоматизиров. управлением с помощью следящих систем.

3) В ядерной технике - приспособление для работы с радиоактивными веществами, исключающее непосредств. контакт человека с этими веществами. С помощью М. можно захватывать предмет, находящийся за защитной стенкой, перемещать и поворачивать его. М. пантографич. типа с механич. приводом (копирующий М.) точно воспроизводит движение руки оператора. Угловая ориентация копирующей "руки" и движения, имитирующие сжимание и захват, передаются гидравлич. приводом или тросами, идущими от управляющей рукоятки к копирующей "руке". Для дистанционного управления на большом расстоянии от оператора применяются М., управляющее и копирующее плечи к-рых связаны между собой электрически.

МАНИПУЛЯЦИЯ (франц. manipulation, от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), 1) движения руки или обеих рук, связанные с выполнением определ. процессов (напр., при управлении к.-л. устройством); сложный приём в ручной работе, требующий большой точности. 2) Ловкая проделка, ухищрение, подтасовка фактов для достижения неблаговидной цели; то же, что махинация.

МАНИПУР, штат (с 1972) на С.-В. Индии, у границы с Бирмой. Пл. 22,4 тыс. км2. Нас. 1,1 млн. чел. (1971). Адм. ц.- г. Импхал. В рельефе - чередование меридионально вытянутых хребтов (вые. 2-2,5 тыс. м) и широких межгорных долин на вые. 800-1000 м. Климат умеренно тёплый. Осадков от 1500 мм в долинах и до 2500 мм на склонах гор. На наветренных склонах гор преобладают влажные тропич. леса, на подветренных- листопадные, сменяющиеся с высотой широколиств. и сосновыми лесами и лугами. М.- отсталый с.-х. р-н. Местами сохранилась подсечно-огневая система земледелия. Обширная межгорная долина р. Манипур - осн. р-н рисосеяния. Выращивание масличных, табака, хлопчатника, стручковых; садоводство; шелководство. Развито ручное ткачество (ткань с нац. орнаментом).

МАНИПУРИ, м е й т х е и, народ в Индии, населяющий шт. Манипур. Числ. св. 600 тыс. чел. (1970, оценка). Говорят на яз. манипури тибето-бирманской группы. По религии ок. 60% М. - индуисты, остальные - христиане, приверженцы древних анимистич. верований и мусульмане. Занятия: земледелие (рис, сах. тростник, фрукты), шелководство, разведение рабочего скота, породистых лошадей, свиней, работа в пром-сти (преим. на шелкоткацких фабриках). Развиты ремёсла - ткачество, плетение различных изделий из соломы, травы и бамбука, гончарство и др. М. имеют свою лит-ру (на основе бенгальского алфавита) и богатый фольклор. Известно их танцевальное иск-во.

Лит.: Народы Южной Азии, М., 1963.

МАНИПУРИ, одна из осн. школ классич. инд. танца; также назв. танца. Школа возникла в Манипуре (на С.-В. Индии) в 13-14 вв. Основана на теории танца, изложенной в древних трактатах "Лаит-хак Лика Джагон", "Говинда Сангит Ли-лавиласа" и др. М.- лёгкий грациозный танец, по сравнению с танцами др. классич. школ имеет меньше символич. жестов и движений (мудра). Он близок нар. образцам танцевального искусства Индии. В основе М.- танцевальные стили ласья (женственный и поэтический) и таидава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 в. в танцах доминируют сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное сопровождение, а также элементы драматич. иск-ва. Высокая разработанность и технич. совершенство позволили на основе М. создать сложные развёрнутые муз.-танцевальные представления, в их числе "Лай Хароба", "Рас Лила", "Маха Рас", "Васанте", "Гопа Рас" и др. Среди исполнителей: Синхадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Сингх и др. Музыку для М. писали поэты и музыканты Индии Джаядева, Видояпати, Чинди Дас. Иск-во М. высоко ценил Р. Тагор.

Лит.: Dayal L. R., Manipuri dances: lasya, lahari, Bombay-N. Y., [1951]; Г а р г и Б а л в а н т, Театр и танец Индии, [пер. с англ.], М., 1963. М.П.Бабкина.

МАНИСА (Manisa), город на Ю.-З. Турции; адм. ц. вилайета Маниса. 70 тыс. жит. (1970). Узел железных и автомоб. дорог. Пищ. (произ-во муки, растит, масла, напитков), хлопкоочистит., текст., машиностроит. пром-сть. Торговля хлопком, фруктами, зерном.

МАНИСАЛЕС (Manizales), город в Колумбии, адм. ц. департамента Кальдас. 288 тыс. жит. (1971). Расположен в долине р. Каука, на вые. 2100 м. Ж. д. связан с портом Буэнавентура на Тихом ок. Торговля кофе. Пищ. (гл. обр. обработка кофе), текст., кож.-обув, и др. отрасли пром-сти. Ун-т.

МАНИТОБА (Manitoba), озеро в центр, части Канады, в басе. р. Нельсон. Пл. 4,7 тыс. км2. Глуб. до 20 м. М.- остаток бывшего большого приледникового оз. Агассис. Имеет сток в оз. Виннипег по р. Дофин. Богато рыбой (сиг, окунь, щука и др.) и водоплавающей дичью. На юж. берегу - орнитологич. станция. Окрестности М.- популярное место отдыха.

МАНИТОБА (Manitoba), провинция в Канаде. Пл. 650,1 тыс. км2. Нас. 988 тыс. чел. (1971). Гор. нас. ок. 70%. Адм. ц.- г. Виннипег. На С.-В.- плоская, заболоченная низменность, на С. и в центре - Лаврентийская возв., на Ю.- Манитобекая низм. Климат континентальный; осадков до 650 мм в год. Большая часть территории покрыта тайгой; на С. и С.-В.- тундра, на Ю.-З. - степь. М.- развитая в пром. отношении пров. Канады: обрабат. пром-сть в 1971 дала св. 1/2 чистой продукции х-ва. Основа пром-сти - обработка с.-х. продукции степных провинций, а также добыча и переработка рудных и лесных богатств. М. даёт ок. 20% общеканадского сбора овса, 15% ячменя, 10% пшеницы. На долю М. приходится ок. 1/4 общеканадского произ-ва никеля (Томпсон, Линн-Лейк), 1/5 продукции мясоконс. пром-сти (Виннипег). Крупнейший город, важный центр транспортировки и переработки пшеницы и торговли ею - Виннипег.

МАНИТУ (на языке индейцев-алгонкинов Сев. Америки - дух, бог), обозначение таинственной колдовской силы, а также личных духов-покровителей. По поверьям и обычаям североамер. индейцев, каждый мужчина - воин и охотник - должен был приобретать М. путём особых испытаний и "видений". Христ. миссионеры пытались на основе представлений о М. развить у индейцев веру в небесного бога ("Великий Маниту"), что нашло отражение в поэме Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате".

МАНИУ (Maniu) Юлиу (8.1.1873, Шимлеул-Силванией, Трансильвания, - 1955, Бухарест), гос. и политич. деятель бурж.-помещичьей Румынии. До 1-й мировой войны 1914-18 один из лидеров Нац. партии в Трансильвании. В 1919-44 деп. рум. парламента. С 1926 лидер На-ционал-царанистской партии. В 1928-1930, 1932-33 премьер мин. Содействовал фашизации страны и установлению фаш. диктатуры, одобрял участие Румынии в войне против Советского Союза. В 1947 за антинародную, шпионско-диверсионную деятельность против нар.-демократич. строя осуждён и подвергнут длит, тюремному заключению.

МАНИФЕСТ (позднелат. manifestum - призыв, от лат. manifesto - показываю, открываю), 1) торжеств, обращение, декларация к.-л. орг-ции, содержащие изложение политич. взглядов. 2) Акт главы гос-ва или высшего органа власти, обращённый к народу в связи с к.-л. крупным политич. событием (реформа системы власти, воцарение нового монарха и т. д.).

"МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ", первый программный документ науч. коммунизма, в к-ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. "В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 48). В "М. К. п." Маркс и Энгельс впервые в обществ, науке определили место капиталистич. формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники науч. коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нем. изданию "Манифеста", 1883), была историей борьбы классов. В бурж. обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу осн. класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господств, классом, буржуазия захватила в свои руки гос. власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в "М. К. п." непримиримые внутр. противоречия бурж. общества. Капиталистич. производств, отношения, содействовавшие огромному росту производит, сил, на определ. этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию произ-ва. Противоречие между обществ, характером произ-ва и частной формой присвоения - осн. противоречие капитализма - порождает экономич. кризисы, во время к-рых постоянно уничтожается значит, часть готовых продуктов и производит, сил.

В "М. К. п." открыта и всесторонне обоснована всемирно-историч. роль пролетариата как могильщика капиталистич. общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революц. класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистич. форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы "М. К. п.",- рабочий класс может только путём применения революц. насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистич. революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политич. партии пролетариата, раскрыли её историч. роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы "М. К. п.",- "...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 437).

Хотя Маркс и Энгельс в "М. К. п." ещё не пользовались термином "диктатура пролетариата", однако идея пролет, диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. "...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (там же, с. 446). В "М. К. п." подчёркивается, что уничтожение капиталистич. строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец нац. угнетению и межнац. вражде. Одним из осн. принципов революц. деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролет, интернационализма - проникнуто всё содержание "М. К. п.". Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в "М. К. п." полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны бурж. идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В "М. К. п." Маркс и Энгельс подвергли науч. критике социалистич. и коммунистич. литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феод, социализма, мелкобурж. социализма, т. н. немецкого, или "истинного", социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники науч. коммунизма выразили своё отношение и к системам критич.-утопич. социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в "М. К. п." по вопросам тактики пролет, партии. Коммунисты, разъяснялось в "Манифесте", являются членами последовательно революц. партии. Они "...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения" (там же, с. 458).

"М. К. п." открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революц. движению за социалистич. преобразование мира. "Эта небольшая книжечка,- писал о „Манифесте" В. И. Ленин,- стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира" (Л е н и н В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 10).

Впервые "М. К. п." был издан в 1848 в Лондоне на нем. яз. В 1869 в Женеве вышло 1-е рус. издание "М. К. п." в переводе М. А. Бакунина, в к-ром были искажены важнейшие положения этого произведения. В 1882 в Женеве было отпечатано новое рус. издание "М. К. п." в переводе Г. В. Плеханова, со спец. предисловием Маркса и Энгельса. По неполным данным, в зарубежных странах за период 1848-71 вышло ок. 770 изданий "М. К. п." на 50 языках. В СССР, по данным на 1 янв. 1973, выпущено 447 изданий "М. К. п." тиражом 24 341 тыс. экз. на 74 языках.

Слева - обложка "Манифеста Коммунистической партии" издания 1848.

Справа - обложка юбилейного издания "Манифеста Коммунистической партии", вышедшего в СССР в 1948.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; и х же, Предисловие к немецкому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1872 г., там же, т. 18; и х же, Предисловие ко второму русскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1882 г.. там же, т. 19; Энгельс Ф., Предисловие к немецкому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1883 г., там же, т. 21; его же, Предисловие к английскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1888 г., там же; е г о ж е, Предисловие к немецкому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1890 г., там же, т. 22; его же, Предисловие к польскому изданию "Манифеста Коммунистической партии" 1892 г., там же; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33. (См. также Справочный том, ч. 1, с. 349). Г.Д.Обичкин.

МАНИФЕСТ МИРА, документ, принятый на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве в нояб. 1957. Манифест обращается к людям доброй воли всех стран, независимо от их политич. и религ. убеждений, с призывом предотвратить общими силами мировую термоядерную войну. В М. м. подчёркивается, что "война не является неизбежной, войны можно не допустить, мир можно защитить и упрочить" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964, с. 26). Вместе с тем манифест предостерегает, что "...опасность чудовищной, человекоубийственной войны не миновала", что в войне заинтересованы "...капиталистические монополии, невиданно разбогатевшие на двух мировых войнах, на современной гонке вооружений" (там же, с. 27). Манифест призывает все миролюбивые силы бороться за прекращение гонки вооружений и запрещение испытаний, произ-ва и применения ядерного оружия, за ликвидацию воен. блоков и иностр. воен. баз на территории др. стран, за прекращение перевооружения герм, милитаристов, против происков и воен. провокаций империалистов на Ближнем и Среднем Востоке, за поддержку политики коллективной безопасности, мирного сосуществования гос-в с разными обществ, системами, широкого экономич. и культурного сотрудничества народов.

М. м. одобрили все марксистско-ленинские партии.

Публ.: Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964.

МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСТВА ("О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству"), закон, расширивший сословные права и привилегии рус. дворян. Издан 18 февр. 1762 имп. Петром III. Все дворяне освобождались от обязательной гражд. и воен. службы; состоявшие на гос. службе могли выходить в отставку. Они могли беспрепятственно выезжать за границу, но по требованию пр-ва возвращаться в Россию. Во время войн должны были служить в армии. М. о в. д. предоставил помещикам больше возможностей для занятий своим х-вом. М. о в. д. укреплял социальную опору абсолютизма в России. Основные его положения были подтверждены пр-вом в Жалованной грамоте дворянству 1785.

"МАНИФЕСТ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТИИ", декларация, провозгласившая основание с.-д. партии и её цели; составлена по решению Первого съезда РСДРП в марте 1898. Ввиду отсутствия в то время в Петербурге теоретиков-марксистов для написания манифеста был привлечён П. Б. Струве, -"легальный марксист". Окончат, редакция принадлежала С. И. Радченко, соратнику В. И. Ленина по Петербургскому "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса". Манифест издан в апр. 1898 отд. листком. В нём указывалось, что РСДРП продолжает дело и традиции всего предшествовавшего революц. движения в России, но избирает другие пути и использует иные средства борьбы. Ближайшей задачей ставилось свержение самодержавия и завоевание политич. свободы для народа. Решение этой задачи рассматривалось как необходимое условие для дальнейшей борьбы рабочего класса за социализм. Манифест подчёркивал решающую роль росс, пролетариата в грядущей революции, рассматривал РСДРП как часть междунар. с.-д. движения. Манифест имел большое значение как первый документ росс. с.-д-тии, определивший, хотя и в краткой, самой общей форме, демократич. и социалистич. задачи росс, пролетариата и его партии. "Мы признаем себя членами этой партии,- писал В. И. Ленин,- вполне разделяем основные идеи „Манифеста" и придаем ему важное значение, как открытому заявлению ее целей" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 356).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 349); Первый съезд РСДРП. Март 1898 г. Документы и материалы, М., 1958; История КПСС, т. 1, М., 1964, с. 265-68.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 "Об усовершенствовании государственного порядк а", манифест Николая II, опубликованный в дни Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905, когда установилось врем, равновесие борющихся сил и "царизм уже не в силах подавить революцию", а "революция еще не в силах раздавить царизм" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 28). М. был подготовлен С. Ю. Витте, считавшим конституц. уступки единств, средством сохранить самодержавие. В манифесте было обещано "даровать" народу "незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечь ("в меру возможности") к выборам в Гос. думу те слои населения, к-рые были лишены избират. прав (гл. обр. рабочие, гор. интеллигенция); признать думу законодат. органом, без одобрения к-рого никакой закон не может войти в силу. 19 окт. была проведена централизация высшей исполнит, власти. Новое пр-во, Совет Министров возглавил Витте. Д. Ф. Трепов был уволен в отставку. Министром внутр. дел вместо А. Г. Булыгина стал П. Н. Дурново. 21 окт. пр-во объявило вынужденную политич. амнистию. Затем была отменена предварит, цензура печати (24 нояб. 1905 и 26 апр. 1906).

Либеральная буржуазия встретила М. ликованием. Объявив цель революции достигнутой, либералы ориентировались лишь на законодат. деятельность в думе. Произошла политич. консолидация буржуазии, завершилось оформление партии кадетов, возник "Союз 17 октября" и др. партии. Одновременно при поддержке пр-ва активизировалась реакция. Создавались черносотенные орг-ции, разжигалась национальная вражда, организовывались убийства революционеров, погромы .

Большевики разоблачали лживость обещаний царя, предупреждали, что М.- манёвр пр-ва, вынужденная капитуляция пр-ва перед восставшим народом. В статье "Первая победа революции" Ленин писал: "Уступка царя действительно величайшая победа революции, но эта победа далеко еще не решает судьбы всего дела свободы" (там же, с. 27). Обращение "К русскому народу" ЦК РСДРП от 18 окт. и большевистские листовки призывали массы к продолжению всеобщей забастовки, к подготовке всенародного вооруж. восстания.

Рабочий класс по призыву большевиков явочным порядком осуществлял декларированные М. свободы. Пролетариат завоевал, хотя и на короткое время, невиданную до этого в России свободу печати, собраний, организаций. Подавив Декабрьские вооружённые восстания 1905, пр-во попрало свои "конституционные" обещания.

Публ.: Государственная дума в России, Сб. документов и материалов, М., 1957, с. 90-91.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12 (см. Справочный том, ч. 1, с. 349); Витте С. Ю., Воспоминания, т. 3, М., 1960; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970. М.С.Симонова.

МАНИФЕСТ ЦК РСДРП "ВОЙНА И РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ", первый официальный документ партии большевиков, выразивший её отношение к начавшейся 1-й мировой войне 1914-18. Написан В. И. Лениным в сент. 1914; опубликован 19 окт. (1 нояб.) 1914 в газ. "Социал-демократ", № 33. Манифест обсуждён на совещании деятелей большевистской партии в Озерках (под Петроградом) 4(17) нояб. 1914. В февр. 1915 напечатан в газ. Петерб. к-та РСДРП "Пролетарский голос", № 1. Манифест был передан Междунар. социалистич. бюро и редакциям социалистич. газет ряда стран Зап. Европы. Он определил характер и цели войны как войны империалистической, захватнической, несправедливой; разоблачил социал-шовинизм лидеров Интернационала 2-го, изменивших социализму, а также прикрывавших их измену центристов и "левых" оппортунистов, анархо-синдикалистов. Одной из гл. задач с.-д. каждой страны должна была стать борьба с шовинизмом в данной стране. В манифесте Ленин разработал тактику междунар. пролетариата. Центр, лозунгом являлось превращение империалистич. войны в гражданскую, что было дальнейшим развитием и конкретизацией идей Базелъского манифеста 1912. С этим лозунгом тесно связан лозунг поражения "своего" пр-ва, неудачи и поражения к-рого на фронте ослабят старый режим, облегчат революц. выступления масс. В манифесте подчёркивалось, что в Рос. непосредственными задачами с.-д. оставались: установление демократической республики, конфискация помещичьих земель, 8-часовой рабочий день. В развитых капиталистических странах на очереди дня стояла социалистическая революция. Манифест выдвинул предложение о создании нового, 3-го Интернационала. Ленинский манифест дал всем революционным силам мира конкретную программу действий в условиях развернувшейся войны. В нём получили дальнейшую разработку марксистские положения по вопросам войны, мира и революции.

Лит.: Ленин В. И., Война и Российская социал-демократия, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970. Н.В.Ершков.

МАНИФЕСТ ЦК РСДРП 27 ФЕВРАЛЯ 1917 "КО ВСЕМ ГРАЖДАНАМ РОССИИ", документ партии большевиков, провозглашавший свержение самодержавия и осн. требования бурж.-демократич. революции. Решение о выпуске манифеста принято Выборгским райкомом партии столицы, осуществлявшим функции Петерб. к-та РСДРП, его окончат, текст отредактирован и утверждён Русским бюро ЦК РСДРП. Распространён в Петрограде 27 февр. (12 марта) в виде гектографированной листовки; 28 февр. опубликован в приложении к № 1 "Известий Петроградского Совета рабочих депутатов". Манифест определил гл. задачу момента: создание Врем, революц. пр-ва под охраной восставшего народа и армии, т. е. пр-ва революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства, и наметил программу его действий - установление демократич. республики, введение 8-часового рабочего дня, конфискация помещичьих, монастырских, кабинетских земель и передача их народу, созыв Учредит, собрания, подавление любых выступлений контрреволюции. Для обеспечения населения и армии предлагалось немедленно конфисковать все запасы продовольствия. В манифесте отсутствовало прямое упоминание о Совете рабочих и солдатских депутатов как органе восстания, но петрогр. большевики одновременно выпустили листовку с призывом создать Советы рабочих депутатов. В манифесте содержался призыв к прекращению империалистич. войны, для чего Врем, революц. пр-ву предлагалось "... войти в сношение с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей, против царских правительств и капиталистических клик..." ("КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК", 8 изд., т. 1, 1970, с. 428). В. И. Ленин положительно оценил манифест; подчеркнув, что в вопросе о войне и мире тактика ЦК действительно социалистическая, действительно революционная, принципиально противоположная оппортунистич. тактике меньшевиков. Он особенно отметил значение призыва о необходимости сношения "...с пролетариями всех воюющих стран" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 34). Манифест отражал коренные требования масс, способствовал их организации на дальнейшую борьбу, росту влияния большевиков.

Лит.: Революционное движение в России после свержения самодержавия. Сб. документов, М., 1957; История КПСС, т. 2,М., 1966. А. И. Осадная.

Г. Манн.

Том Манн.

Томас Манн.

МАНИФЕСТАЦИЯ (от лат. manifestatio - обнаружение, проявление), массовое публичное выступление для выражения солидарности или протеста.

МАНИФОЛЬД (англ, manifold, от many - много и fold - складка, сгиб), система устройств и аппаратуры для запуска и непрерывной безотказной работы нефтяных и газовых скважин. М. состоит из труб, патрубков, задвижек, вентилей, тройников, крестовин, стояков, буферов, краников, компенсаторов, отводов и т. п. При фонтанной и компрессорной добыче нефти М. присоединяется к арматуре скважины (фонтанная ёлка) в основном фланцевыми соединениями и заканчивается линией труб, подающих продукцию в замерные устройства.

МАНИХЕЙСТВО, религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов и ритуалов. М. обычно связывается с гностицизмом. Название М. происходит от имени его основателя - полулегендарного Мани (ок. 216 - ок. 277). Согласно преданию, он проповедовал своё учение в Персии, Ср. Азии, Индии. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания. Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло - начало столь же самостоятельное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, в отличие от неоплатонизма, не считал тьму или материю следствием угасания света; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории - в освобождении полонённого света. По М., человек двойствен: творение дьявола, он сотворён всё же по образцу небесного "светлого перво-человека" и заключает в себе элементы света. Подвергаясь всюду гонениям, как противостоящее господств, религиям, М., однако, распространилось до Испании на Западе и Китая на Востоке. На Западе оно рассматривалось христианством как христ. ересь. В 8 в. оно стало господств, религией в Уйгурском царстве. В 8-9 вв. М. преследовалось сторонниками ислама; в дальнейшем прекратило своё существование в качестве самостоят, религии как в Европе, так и в Азии (в Китае окончат, запрет М. относится к кон. 14 в.). Навеянные М. учения о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане, богомилы (см. Богомильство), катары, а на Востоке - перс, маздакиты.

Лит.: Дьяконов М. М., Очерк истории древнего Ирана, М., 1961 (библ.); A If а г i с P., Les ecritures manicheennes, v. 1 - 2, P., 1918; Burkitt F. C., The religion of the Manichees, Camb., 1925; Schaeder H. H., Urform und Fprtbildungen des manichaischen Systems, Lpz., 1927; J а с Itson A. V. W., Researches in Manichaeism, N. Y., 1932; P u e с h H., Le Manicheisme. Son fondateur, sa doctrine, P., 1949 (библ.); WidengrenG., Mani und der Manichaismus, Stuttg., 1961; Ort L. I. R., Mani. A religio-historical description of his personality, Leiden, 1967. A. H. Чанышев.

МАНИЯ (от греч. mania - безумие, неистовство, восторженность), маниакальный синдром, состояние, характеризующееся немотивированно повышенным, весёлым настроением, ускорением ассоциативных процессов, изменчивостью, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением. Синдром может возникать при шизофрении, инфекционных, интоксикационных заболеваниях, а также при травмах, опухолях мозга и др.; наиболее типично проявляется в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза. В древности термин "М." применялся для обозначения всех форм психич. расстройства с двигат. и речевым возбуждением; позднее употреблялся как синоним бреда или непреодолимого влечения (пиромания - влечение к совершению поджогов, клептомания - влечение к кражам и т. д.). В первой половине 19 в. франц. психиатром Ж. Э. Д. Эскиролем была выдвинута популярная концепция о мономаниях - одержимости к.-л. одной идеей или влечением. С сер. 19 в. до нач. 20 в. М. рассматривалась как самостоят, заболевание. И. И. Лукомский.

МАНКИРОВАТЬ (от франц. manquer), небрежно относиться к кому-либо, чему-либо; пренебрегать чем-либо.

МАНКО КАПАК, согласно устной инкской традиции, первый инка (см. Инки), сын Солнца и Луны; был послан Солнцем на Землю, чтобы спасти людей от варварства и взаимоистребления, научить земледелию и ремёслам и утвердить культ "подлинных" богов: Солнца, Луны и "творца мира" - Пачакамака. М. К. был первым (мифическим) правителем обширного инкского гос-ва Тауантинсуйу.

МАНЛИЙ КАПИТОЛИЙСКИЙ Марк (Marcus Manlius Capitolinus), др.-римский полководец, консул 392 до н. э., патриций. Сохранились малодостоверные и отрывочные сведения рим. традиции о М. К.: командовал рим. войсками в войне с эквами (392), спас Капитолий от галлов (387, отсюда прозвище Капитолийский); в 384 выступил в защиту плебеев против долгового рабства, был обвинён патрициями в стремлении к тирании и казнён (384).

МАНН (Mann) Генрих (27.3.1871, Любек,- 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. Род. в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском ун-те. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения лит-ры прусской Академии иск-в. В 1933-40 в эмиграции во Франции. С 1936 пред. Комитета герм. Нар. фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классич. традиций нем., франц. литератур, модернистских течений конца века. Проблема иск-ва, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий совр. общества. В романе "Земля обетованная" (1900) собират. образ бурж. мира дан в тонах сатирич. гротеска. Индивидуалистич., декадентские увлечения М. сказались в трилогии "Богини" (1903). В последующих романах М. реалистич. начало укрепляется. Роман "Учитель Гнус" (1905) - обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман "Маленький город" (1909) в духе весёлой иронии и трагикомич. буффонады изображает демократич. общественность итал. городка. С нач. 10-х гг. 20 в. развёртывается публицистич. и лит.-критич. деятельность М. (статьи "Дух и действие", "Вольтер и Гёте", обе - 1910; памфлет "Рейхстаг", 1911; очерк "Золя", 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914-18 М. закончил одно из самых значит, своих произв.- роман "Верноподданный" (1914, рус. пер. с рукопией 1915; первое изд. в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг - бурж. делец, оголтелый шовинист - мн. чертами предвосхищает тип гитлеровца. "Верноподданным" открывается трилогия "Империя", продолженная в романах "Бедные" (1917) и "Голова" (1925), в к-рой подводится итог целому историч. периоду в жизни различных слоев нем. общества накануне войны. Эти и др. романы М., созданные до нач. 30-х гг., по реалистич. ясности и глубине уступают "Верноподданному", однако все они отмечены резкой критикой хищнич. сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 - нач. 30-х гг. Разочарование М. в способности бурж. республики изменить обществ, жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию историч. роли социализма. В практике совместной антифаш. борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историч. роль пролетариата (ст. "Путь германских рабочих"); против гитлеризма направлены сб-ки статей М. "Ненависть" (1933), "Настанет день" (1936), "Мужество" (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV - "Юность Генриха IV" (1935) и "Зрелость Генриха IV" (1938) - вершина позднего художеств, творчества М. Историч. фон дилогии - франц. Возрождение; герой Генрих IV, "гуманист на коне, с мечом в руке", раскрывается как носитель историч. прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы "Лидице" (1943), "Дыхание" (1949),"Приём в свете" (опубл.1956), "Печальная история Фридриха Великого" (фрагменты опубл. в ГДР в 1958- 1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью лит. манеры. Итог публицистики М.- кн. "Обзор века" (1946), сочетающая в себе жанры Мемуарной лит-ры, политич. хроники, автобиографии. В книге, дающей критич. оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоен. годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии иск-в в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Нац. пр. ГДР (1949).

Г. М а н н. "Верноподданный" (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-4, 6, 7. 10-12, 14-15, В.-Weimar, 1965-72; Empfang bei der Welt, В.- Weimar, 1967; Der Atem, В.- Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., В.- Weimar, 1971; в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-9, М., 1909 - 12; Соч. [Вступительная статья И. Миримско-го], т. 1-8, М., 1957-58.

Лит.: фриче В., Сатира на германский милитаризм, в кн.: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих Манн, в его кн.: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; С е р е б р о в Н. Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути, М., 1964; 3 наменская Г., Генрих Манн, М., 1971; Pieck W., Em unermudlicher Kampfer fur den Fortschritt, "Neues Deutschland", В.- 1950, 15 Marz, № 63: Abusch A., Uber Heinrich Mann, в его кн.: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, В.- Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871 - 1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, В.-Weimar, 1971; Her den W., Geist und Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse,

8.-Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann-Bibliographie. Werke, В.- Weimar, 1967. Н. Н. Серебрив.

МАНН (Mann) Том (15.4.1856, Фолсхилл, графство Уорикшир,- 13.3.1941, Грассингтон, графство Йоркшир), деятель рабочего движения Великобритании. В 1866-70 работал в шахтах, с 1870 рабочий-металлист. Активный деятель С.-д. федерации (осн. в 1884). Один из организаторов стачки лондонских докеров (в 1889), в 1890-93 пред, союза докеров. В 1893 участвовал в создании Независимой рабочей партии, в 1894-97 был секретарём партии. В 1901-10 жил в Австралии и Новой Зеландии; активно содействовал созданию тред-юнионов и распространению социалистич. идей в этих странах. В годы 1-й мировой войны 1914-18 занимал интернационалистские позиции. В 1916 вступил в Брит, социалистич. партию. В 1920 был одним Из основателей компартии Великобритании. В 1924-32 почётный пред. "Движения меньшинствам.

Соч. в рус. пер.: Воспоминания, М.- Л., 1924.

МАНН (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек,- 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Род. в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман "Будденброки" (т. 1-2, 1901) - обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа - "Упадок одной семьи" - осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизич. закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане "Будденброки" говорят об общем закате бурж. общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В "Будденброках" ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитич. и иронич. начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние нем. реалистов 19 в., сканд. и франц. писателей, а также значит, воздействие рус. лит-ры (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произв. М. относятся новеллы ("Тристан", 1903, "Тонио Крегер", 1903, и др.), в к-рых с большой психологич. глубиной нарисованы взаимоотношения людей иск-ва с миром бурж. практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. "Волшебная гора", в нём дана картина идейной жизни бурж. общества в канун 1-й мировой войны 1914-18. Действие развёртывается в высокогорном швейц. санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутр. развития, приближаясь к углублённому гумани-стич. постижению мира. В этом смысле "Волшебная гора" продолжает традиции нем. воспитат. романа, являясь также одним из важнейших филос. романов 20 в. Замедленное повествование проникнуто внутр. напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности - поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна "симфонич-ность" - своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.

Во 2-й пол. 20-х гг. М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в кн. "Размышления аполитичного" (