загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

31 принял предложение диктатора Ю. Хлопицкого, стремившегося завязать переговоры с Николаем I, и поехал с миссией в Петербург, где остался. В 1832 назначен чл. Гос. совета. Лит.: Smolka St., Polityka Lubeckiego przed powstaniem listopadowym, t. 1 - 2, Кг., 1907.

ЛЮБЕЧ, посёлок гор. типа в Репкинском р-не Черниговской обл. УССР. Расположен на р. Днепре, в 28 км от ж.-д. ст. Неданчичи (на линии Чернигов - Овруч). Овощесушильный з-д, судорем. мастерские. Рыбоколхоз.

В рус. летописях упоминается с 882. В сер. 10 в. Константином VII Багрянородным назван в числе рус. городов, торговавших с Византией. В Л. происходил княжеский Любечский съезд 1097; в 1147 Л. был сожжён смоленским князем Ростиславом, после чего был восстановлен; в 1240 разорён монголе - татарами; ок. 1356 захвачен литовскими феодалами. С 1569 до сер. 17 в.- под властью Польши. В 1905 в Л. происходили крест, волнения. Сов. власть установлена в янв. 1918. В период Великой Отечественной войны 1941-45 был оккупирован нем.-фаш. войсками. 23 сент. 1943 Л. освобождён Советской Армией. Археол. раскопки в 1957-60 (Б. А. Рыбаков). Наибольшее число находок (остатки сооружений, предметы материальной культуры, украшения и др.) относится к 11- 12 вв. Город был обнесён валом с дубовыми городнями и башнями, а в последней четверти 11 в., при Владимире Мономахе - дубовыми стенами, окружавшими 2 ремесл. посада и у креп л. замок с деревянным дворцом, церковью, теремами, "узилищем" (тюрьма), жилищами челяди, хоз. постройками и др. Открыты остатки мощной четырёхэтажной башни с двойными стенами. Б.А.Рыбаков

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД 1097, съезд русских князей, состоявшийся в г. Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. (по "Повести временных лет") присутствовало 6 князей. Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул вел. князя; Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олегу и Давиду Святосла-вичам - Чернигов и Северская земля, Рязань. Mуром и Тмутаракань: Дави-

ду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль. Л. с. провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политич. строя на Руси, основой к-рого было сложившееся крупное феод, землевладение. Однако Л. с. не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Л. с. Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. А., Перввде века русской истории, М., 1964. Г. С. Горшков.

ЛЮБЕШОВ, посёлок гор. типа, центр Любещовского р-на Волынской обл. УССР. Расположен на р. Стоход (приток Припяти), в 63 км от ж.-д. ст. Камень-Каширский (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Ковель - Брест). Завод силикатного кирпича, фабрика хоз. изделий.

ЛЮБИМ, город, центр Любимского р-на Ярославской обл. РСФСР. Расположен при впадении р. Уча в р. Обнора (басе. Волги), в 123 км к С.-В. от Ярославля. Ж.-д. станция на линии Данилов - Буй. Лесозавод им. КИМ, промкомбинат. Нар. театр. В Л. родился поэт Л. Н. Трефолев. Л. в историч. актах упоминается в 1546, город с 1777.

ЛЮБИМЕНКО Владимир Николаевич [4(16).1.1873, с. Венделевка, ныне Ва-луйского р-на Белгородской обл., -14.9. 1937, Ленинград!, советский ботаник, чл.-корр. АН СССР (1922), акад. АН УССР (1929). Окончил Петерб. лесной ин-т (1898) и Петерб. ун-т (1902). Работал во Франции (1903-08); в Никитском (1908-13) и в 1914-37 в Петроградском (Ленинградском) ботанич. саду (с 1931- Ботанич. ин-т АН СССР). Проф. ряда вузов в Ленинграде, организатор физиодо-гич. лабораторий (в Никитском ботанич. саду, Ленинграде, Харькове, Киеве). Установил различия в световых порогах фотосинтеза и в содержании хлорофилла у светолюбивых и теневыносливых растений. Выдвинул гипотезу эволюции способов питания растений от хемосинтеза к фотосинтезу. Изучил генетич. связи между лейкопластами, хромопластами и хлоропластами. Предложил схему образования хлорофилла. Изучал явления фотопериодизма.

Соч.: Избр. труды, т. 1-2, К., 1963 (имеется лит.). Д. В. Лебедев.

ЛЮБИМОВ Григорий Павлович (наст, фам. и имя Караулов Модест Николаевич) [14(26).1.1881, Петербург,- 17.7.1934, Москва], советский муз. деятель, исполнитель на домре, дирижёр, засл. арт. Республики (1925). Пропагандист рус. нар. инструментов и нар. песни. Учился в Музыкально-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Участвовал в Революции 1905-07, подвергался арестам, был сослан в Сибирь. В 1908 вместе с мастером С. Ф. Буровым сконструировал 4-струнную домру с квинтовым строем, а затем различные её оркестровые разновидности. В 1913 организовал квартет домр, затем ансамбль нар. песни (квартет домр с солистами), в 1919- первый профессиональный гос. оркестр старинных нар. инструментов.

ЛЮБИМОВ Исидор Евстигнеевич (13.5. 1882-27.11.1937), советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в дер. Старищево Кологривского у. Костромской губ. в семье крестьянина. В 1902-06 вёл парт, работу в Ярославле, Кинешме, Вичуге, Костроме. Делегат 5-го (Лондонского) съезда РСДРП. В 1907-10 чл. МК РСДРП. После Февр. революции 1917 пред. Минского совета, один из организаторов 1-го съезда солдатских депутатов Зап. фронта. После Окт. революции 1917 пред, исполкома Иваново-Вознесенского совета. В 1919-20 чл. РВС Туркестанского фронта, чл. Президиума ТуркЦИК и зам. пред. ЦК КП Туркестана, пред. СНК Туркреспублики. В 1921 на ответств. работе на Украине. В 1922-24 пред. Главхлопкома и чл. Ср.-Азиат, бюро ЦК РКП(б). С 1926 пред, правления Центросоюза. В 1930-31 зам. наркома внеш. и внутр. торговли и торгпред в Германии. С 1932 нарком лёгкой пром-сти СССР. Делегат 10, 14-17-го съездов партии; на 14-м съезде избирался канд. в чл. ЦК ВКП(б), на 15-17-м съездах чл. ЦК ВКП(б). Награждён орденом Ленина.

ЛЮБИМОВ Юрий Петрович [р. 17(30).9. 1917, Ярославль], советский режиссёр и актёр, заслуженный арт. РСФСР(1954). Чл. КПСС с 1952. В 1939 окончил Театральное училище им. Б.В.Щукина при Театре им. Евг. Вахтангова. Студентом выступал на сцене этого театра. В 1940- 1946 в рядах Сов. Армии. С 1946 в труппе Театра им. Вахтангова (роли: Олег Кошевой - "Молодая гвардия" по Фадееву, Кирилл Извеков --"Первые радости" и "Кирилл Извеков" по Федину, Моцарт - "Маленькие трагедии" Пушкина и др.). Снимался в кино. Будучи с 1953 преподавателем уч-ща им. Щукина, пост. в 1963 силами студентов спектакль "Добрый человек из Сезуана" Брехта, исполнители к-рого в 1964 составили ядро труппы Московского театра драмы и комедии на Таганке. С того же года Л.-гл. режиссёр этого театра. Пост.: "Десять дней, которые потрясли мир" по Риду (1965), "Мать" по Горькому (1969), "А зори здесь тихие..." по Васильеву (1971), "Гамлет" Шекспира (1972) и др. Режиссёрское иск-во Л., возродившего условные формы агитационного театра 1920-х гг., отмечено публицистич. страстностью, острым чувством современности. Гос. пр. СССР (1952). Б. И. Зингерман.

ЛЮБИМОВА Валентина Александровна [4(16).11.1895, с. Шурово, ныне Московской обл.,- 26.5.1968, Москва], русский советский драматург. Была учительницей. С первой пьесой выступила в 1930. Пьесы Л. для детского театра поев, проблемам школы и семьи, воспитания, детской психологии: "Серёжа Стрельцов" (1936), "В начале мая" (1946), "Настоящий друг" (1949), "У опасной черты" (1954), "Возле старых ясеней" (1957), "Детям до шестнадцати лет..." (I960), "На каникулах" ("Ветрянка", 1962), сказка "Одолень-трава" (пост. 1964) и др. Пьеса "Снежок" (1948; Гос. пр. СССР, 1949) рассказывает о дискриминации негритянских детей в амер. школе. Соч.: Пьесы. [Вступ. ст. Н. Путинцева], Л., 1965.

Лит.: Советские детские писатели. Биобиблиографический словарь (1917 -1957). М., 1961.

ЛЮБИМОВ-ЛАНСКОЙ (наст. фам. Гелибтер) Евсей Осипович [17(29).5. 1883, Одесса,-17.7.1943, Москва], советский актёр и режиссёр, нар. арт. РСФСР (1933). Чл. КПСС с 1942. Окончил Харьковскую драматич школу.

С 1904 играл в провинциальных театрах. Режиссёрскую деятельность начал в 1914, возглавлял театры в Баку, Астрахани, Саратове. С 1922 в труппе Театра им. МГСПС (с 1938 Театр им. Моссовета), в 1925-40 директор и художественный руководитель этого театра. Л.-Л. боролся за создание театра, ориентирующегося на пролетарскую аудиторию, активно привлекал начинающих сов. драматургов. Чувство современности, знание нового зрителя, страстная гражданственность отличали спектакли Л.-Л., внёсшие значит, вклад в историю сов. театра: "Шторм" Билль-Белоцерковского (1925), "Цемент" по Гладкову (1926), "Мятеж" Фурманова и Поливанова (1927), "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Ярость" Яновского (1929). Режиссуру Л.-Л. отличали мастерское построение массовых сцен, масштабность, романтич. взволнованность в передаче картин революц. борьбы и мирного строительства; в его лучших спектаклях зарождался новый тип актёра-агитатора, пропагандиста. Выступал и как актёр - профессор Мам-лок ("Профессор Мамлок" Вольфа), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Окаёмов ("Машенька" Афиногенова). С 1941 актёр Малого театра.

Лит.: Образцова А., Создатель первых революционных спектаклей, в сб.: Сообщения ин-та истории искусств, [в.] 6. Театр, М., 1955. И. Холмогорова.

ЛЮБИН (Lubin), город на Ю.-З. Польши, во Вроцлавском воеводстве. 35,4 тыс. жит. (1972). Центр меднорудного месторождения; медный рудник и обогатит, ф-ка (с 1968). Произ-во муз. инструментов.

ЛЮБИНСКИЙ, посёлок гор. типа, центр Любинского р-на Омской обл. РСФСР. Ж.-д. станция на линии Ишим - Омск, в 52 км к С.-З. от Омска. Пивоваренный завод, инкубаторно-птицеводческая станция. Близ Л. - молочноконсервный комбинат.

ЛЮБИСТОК, зоря (Levisticum), род растений сем. зонтичных. Многолетние крупные травы с цилиндрич. дудчатыми стеблями и перисто-рассечёнными блестящими листьями. Зубцы чашечки незаметные, лепестки зеленовато-жёлтые. Плод овальный, с крылатыми краевыми и тупыми, редко узко-крылатыми боковыми рёбрами. 2-3 вида в Европе и Зап. Азии. В СССР 1 вид - Л. лекарственный (L.officinale), выращиваемый на

ЛЮБКА (Platanthera), род многолетних растений сем. орхидных. Травы с парными подземными клубнями, один из к-рых более крупный, дряблый, др.- поменьше, сочный. Стебли одиночные огородах преим. в юж. р-нах, нередко дичает. Высушенные корни используют как пряность, свежие пригодны для варенья и цукатов.

Любка двулистная, верхняя и нижняя части растения: а - цветок.

с 1-2 сближенными листьями (близ основания). Цветки в рыхлом соцветии, белые или зеленовато-белые, с цельной губой и длинным шпорцем. Более 50 (по др. данным, до 200) видов, распространённых в Сев. полушарии; в СССР - 8 видов. Л. двулистная, или ночная фиалка (P.bifolia), с белыми, душистыми (особенно ночью) цветками растёт на юге лесной и в лесостепной зоне Европ. части и на юге Зап. Сибири на лесных лугах, в зарослях кустарников. Молодые клубни её (как и нек-рых др. орхидных) в медицине известны под назв. салеп.

Любисток лекарственный.

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ КИНО, см. Кинолюбительство .

ЛЮБКЕ (Liibke) Генрих (р. 14.10.1894, Энкхаузен, - 6. 4. 1972, Бонн), государственный деятель ФРГ. В период Веймарской республики активный член католической партии "Центра". В годы 2-й мировой войны 1939-45 работал в военной промышленности. С 1945 чл. Хри-стианско-демократического союза (ХДС). В 1947 - 52 мин. продовольствия, сельского и лесного х-ва земли Сев. Рейн-Вестфалия. В 1949 - 50 и 1953 - 59 депутат бундестага; в 1953-59 министр продовольствия, сельского и лесного х-ва ФРГ. В 1959-69 президент ФРГ. Выступал как сторонник политики "с позиции силы" в отношении социалистических стран. Высказывался против признания послевоенных границ в Европе.

ЛЮБЛИН (Lublin), город на В. Польши, на р. Быстшица (басе. Вислы). Адм. центр Люблинского воеводсгва. 249 тыс. жит. (1972). Один из важных пром. и культурных центров страны. Ж.-д. узел. В пром-сти (св. 40 тыс. занятых) гл. отрасли - машиностроение (з-ды автомоб., с.-х. машин, весов и др.),пищевкус. (мясная, молочная, кондитерская, сах., пивовар., табачная) и кожевенно-обувная. Произ-во стройматериалов, швейных изделий, деревообработка. В Л. 5 вузов (в т. ч. Ун-т им. М. Кюри-Склодовской, мед. ин-т, высшие сельскохозяйственная и инженерная школы).

Сведения о существовании Л. восходят к 10 в. В 1569 в Л. происходили заседания объединённого польско-литовского сейма, на к-ром была заключена Люблинская уния 1569. В условиях революц. подъёма, возникшего под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России, в Л. 5нояб. 1918 был создан первый в Польше Совет рабочих депутатов. Во время 2-й мировой войны 1939-45 после оккупации Польши (сент. 1939) гитлеровцы создали в предместье Л. один из лагерей массового уничтожения - Майданек. 24 июля 1944 Л. был освобождён от нем.-фаш. оккупантов частями Сов. Армии. До освобождения Варшавы (17 янв. 1945) Л.- временная столица Польской республики. В Л. находились Крайова Рада Народова и Польский комитет национального освобождения, преобразованный 31 дек. 1944 во Временное пр-во.

На лев. берегу - замок (13-16 вв., перестроен в 19 в.) с готич. капеллой Троицы (2-я пол. 14 в.; фрески - 1418, мастер Андрей). Старый город сформировался в 14-15 вв. Поздний ренессанс: костёлы - доминиканцев (14-1-я треть 17 вв.), бригиток (15 - нач. 17 вв.) и др. К Ю. и 3. от Старого города - застройка 17-19 вв. (барочные костёлы и дворцы, классицистич. собор). С 1945 ведётся строительство новых р-нов; в 50-60-е гг. сооружены комплекс зданий ун-та, кинотеатр, Дом спорта. Люблинский музей.

Лит.: Gawarecki H., Gawdzik Cz., Lublin, Warsz., 1959; Lublin 1317 - 1916, Lublin, 1967 (библ. с. 289 - 94).

ЛЮБЛИНСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ (Wyzyna Lubelska), возвышенность на Ю.-В. Польши, в междуречье Вислы и Буга. Поверхность-всхолмлённая увалистая равнина, расчленённая глубокими долинами рек (Вепш, Танев и др.) и оврагами. Преобладающие высоты 200- 300 м, на Ю.-до 390 м (гряда Розточе). Сложена преим. известняками и мергелями, перекрытыми лёссами. Большая часть Л. в. распахана; возделываются пшеница, сах. свёкла, хмель, табак. Леса (лиственные и буково-пихтовые), гл. обр. на Розточе. На Л. в.- гг. Люблин, Хелм.

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ 1569, соглашение об объединении Польши и Вел. княжества Литовского в одно гос-во-Речь Посполитую (польск. Rzeczpospolita, букв.- республика). Рассмотрение вопроса об унии началось в янв. 1569 в Люблине на общем сейме польск. и литов. феодалов. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польск. и литов. сеймов). Завершила начавшийся с Кревской унии 1385 процесс объединения обоих гос-в.

Л. у. предусматривала установление в Польше и Литве единообразного гос. устройства, общей ден. системы, общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, избираемый совместно польск. и литов. феодалами. Л. у. подтвердила присоединение к польск. короне части терр. Вел. княжества Литовского, объявляла Ливонию общим владением, отменяла взаимные пошлины. Как единое гос-во Речь Поспо-лита выступала и на междунар. арене. Вместе с тем Л. у. не ликвидировала полностью гос. обособленности Литвы: были сохранены особое законодательство и суды, отд. высшие адм. должности, казна, войско, офиц. языком остался русский (белорус.); в течение 17-18 вв. эти элементы государственности отмирали. Третьего мая 1791 конституция фактически ликвидировала остатки государственности Литвы,

Публ.: Akta unii Polski z Litwa.. 1385-1791, Krakow, 1932. А. И. Рогов.

ЛЮБЛИНСКИЙ Юлиан Казимирович [6(17). 11. 1798, село Люблинец, близ Новоград-Волынского, - 26.8(7.9).1873, Петербург], русский революционер, декабрист. Мелкопоместный шляхтич. В 1819 поступил в Варшавский ун-т. За связи с польскими революционерами был выслан на родину. В 1823 вместе с братьями Петром и Андреем Борисовыми основал Общество соединённых славян и участвовал в составлении его программных документов. В 1826 по делу декабристов приговорён к 3 годам каторги, к-рую отбывал в Нерчинских рудниках, затем жил на поселении в Иркутской губ. По амнистии 1856 вернулся на родину, в 1872 переселился в Петербург.

Соч.: Автобиография, в кн.: Литературное наследство, т. 60, кн. 1. М.. 1956, с. 245-54.

ЛЮБЛИНСКОЕ ВОЕВОДСТВО (Wojewodztwo Lubelskie), адм.-терр. единица на В. Польши, в междуречье Вислы и Буга. Пл. 24,9 тыс. км2. Нас. 2 млн. чел. (1973), в т. ч. 31% городского. Адм. ц.- г. Люблин.

Люблин. Старый город.

На севере Л. в.- вост. часть Мазо-вецко-Подляской низм., на Ю.- Люблинская возв. Большая часть терр. Л. в. распахана, участки хвойных и смешанных лесов. В 60-е гг. обнаружены крупные месторождения кам. угля (т. н. Люблинский басс.).

В годы нар. власти Л. в. стало инду-стриально-агр. р-ном (в 1970 вне с. х-ва было занято 55% населения). В пром-сти (133 тыс. занятых в 1972 против 33 тыс. в 1950) наибольшее значение имеют машиностроение (ок. 50 тыс.), особенно авто-(Люблин), авиа-, мотоциклетостроение (Свидник) и произ-во подшипников (Красник - Фабрычны). Развиты пищ. (сах., маслобойная, мясная), хим. (крупный азотно-туковый з-д в Пулавах), цем. (Хелм, Реёвец) отрасли.

С.-х. угодья занимают 71,5% территории, в т. ч.-56,5% пашня; леса - 22%. Гл. с.-х. культуры на С. и крайнем Ю.- рожь, картофель и лён, на возвышенности наряду с ними - пшеница и сах. свёкла, а также табак, конопля и хмель. Л. в. богато садами и ягодниками, особенно близ Люблина и вдоль Вислы. На С., вдоль канала Вепш-Кшна - мелиорированные луга. Поголовье (1972, млн. голов): кр. рог. скота - 1,0 (в т.ч. коров - 0,6), свиней-1,7, лошадей-0,3. Ю. В. Илинич.

ЛЮБЛЯНА (Ljubljana), город в Югославии, столица Социалистич. Республики Словения. Расположен в межгорной Люб-лянской котловине по обоим берегам р. Любляница, близ её впадения в р. Сава. 174 тыс. жит. (1971). Один из крупнейших экономич. н культурных центров страны. Крупный узел ж, д. и шоссе. Исторически развивался как торгово-трансп. и адм. центр. При народной власти в Л. получила развитие пром-сть. Среди отраслей пром-сти выделяются машиностроение и металлообработка (в т. ч. крупный з-д гидротурбин "Литострой", произ-во электротехнич. изделий, приборов и др.), текст., пищ., деревообр., химич. и полиграфич. пром-сть. В Л. находятся Словенская академия наук и искусств, ун-т, высшая пед. школа, Словенская филармония (осн. в 1702), Национальная и университетская библиотеки, Нац. и Современная галереи, Нац., Словенский этнографический и др. музеи.

В нач. 1 в. н. э. на месте Л. находился рим. лагерь, превратившийся затем в г. Эмона (разрушен в 5 в.). Первое упоминание словен. поселения Л. относится к 1144. Во 2-й пол. 13 в. Л. (нем. Лайбах) получила права города и стала адм. ц. Крайны, вместе с к-рой в 1335 перешла к австр. Габсбургам. С 60-х гг. 15 в. Л.-резиденция епископа. С 1809 ш. город Иллирийских провинций; после Венского конгресса 1814-15 снова перешла к Австрии. В 1821 в Л. проходил конгресс Священного союза (Лайбахский конгресс). В 19 - нач. 20 вв. Л. -центр словен. нац.-освободит, движения. С образованием в 1918 Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия) - столица Словении. В апр. 1941 оккупирована фаш. Италией, в сент. 1943 - нем.-фаш. войсками. В мае 1945 освобождена Нар.-освободит. армией Югославии.

Любляна. "Фонтан словенских рек" на Городской площади. 1751. Скульптор Ф. Робба.

От антич. города сохранились остатки укреплений, акведука, некрополя. Ист. ядро города - крепость Град на холме у реки Любляницы (осн. в 9 в.; перестроен в стиле барокко в 16-17 вв.; башня - сер. 19 в.). Архит. облик Л. определяется гл. обр. стилем барокко: Дворец епископа (16-18 вв.), церкви 17- 18 вв., собор св. Николая (нач. 18 в., арх. А. Поццо), ратуша (нач. 18 в., арх. Г. Мачек). Сооружения кон. 19 - нач. 20 вв. в духе эклектики (Оперный театр, здание Исполнит, веча) и стиля "модерн" (отель "Уньон"). В духе нац. романтики - стадион и университетская б-ка (оба здания - 1930-е гг., арх. И. Пленник). Постройки 50-60-х гг.- здание Нар. скупщины (арх. В. Гланц), спортивный зал "Тиволи" (арх. М. Божич), Дом печати (арх. Б. Коцмут), комплексы жилых и обществ, зданий.

Лит.: Stele F., Ljubljana, Ljubljana, 1940; М а 1 J., Stara Ljubljana in njeni ljudje. Ljubljana, 1957.

ЛЮБЛЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, один из старейших и крупнейших вузов Югославии. Осн. в Любляне в 1595-96 как иезуитский колледж, подвергался реорганизации в 1809-10 и 1919. В 1919 получил статус совр. ун-та. В 1972/73 уч. г. в состав Л. у. входили ф-ты: юридич., филос., экономич., естеств. наук и технологии, архитектуры, гражд. стр-ва и геодезии, инженеров электротехники, инженеров-механиков, мед., биологической технологии, социологии, политич. наук и журналистики. В Л. у. обучалось 11,6 тыс. студентов, работало около 300 профессоров. В нац. б-ке Словении и Л. у. (осн. в 1774) насчитывалось св. 800 тыс. тт. (1972).

ЛЮБОВИЧ Артемий Моисеевич [17(29). 10.1880-28.6.1938], участник революц. движения в России, советский гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Род. в Житомире в семье строительного десятника. Работал телеграфистом. Парт, работу вёл в Киеве, Бердичеве. В 1914 мобилизован в армию. С 1917 чл. Кронштадтского к-та РСДРП(б). Делегат 7-й (Апрельской) Всеросс. партконференции и 6-го съезда РСДРП(б), пред. 1-го объединённого Кронштадтского совета. Делегат 1-го Всеросс. съезда советов. В окт. дни 1917 комиссар Кекс-гольмского полка в Петрограде. После Окт. революции 1917 редактор "Известий Кронштадтского совета". В 1918-19 пред. ЦК Союза почтово-телеграфных работников, нач. связи в армии. В 1919- 1934 зам. наркома почт и телеграфов; в 1934-35 зам. наркома связи СССР; в 1935-37 пред. Госплана и зам. пред. СНК БССР. Делегат 7-го, 10-го, 15-го съездов партии.

ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этич. требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психо-логич. материалу Л., к-рой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., к-рой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только "похоже" на неё - от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса". "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою" (Гегель, Со ч., т. 13, М., 1940, с. 107).

Разработанная терминология различных типов Л. существовала в др.-греч. языке. "Эрос" - это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет "снизу вверх" и не оставляющая места для жалости или снисхождения. "Филиа" - это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором. "Сторгэ" - это Л.-нежность, особенно семейная, "агапэ" - жертвенная и снисходящая Л. "к ближнему".

Осмысление Л. в мифе и древнейших системах философии берёт Л. как "эрос", видя в ней космич. силу, подобную силе тяготения. Бог Эрос упомянут в мифоло-гич. эпосе Гесиода как один из породите-лей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли; ещё более почётная роль отводится ему в космогонии орфиков. Для Эмпедокла вся история космоса - это противоборство Л. ("филиа") как конструктивного начала и ненависти как начала диссоциации. Это мифологич. - филос. учение о Л. как строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания характерно для греч. мысли в целом с её гилозоизмом. Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Л. к духовному принципу движения - неподвижному перводвигателю (что было теологически переосмыслено в ср.-век. философии и отразилось в заключит, стихе "Божеств, комедии" Данте: "Любовь, что движет солнце и светила"). Продолжая эту же линию, Посидоний разработал учение о всемирной "симпатии" вещей и природных сил, необычайно популярное в последние века античности, а позднее привлекавшее мн. мыслителей и поэтов Ренессанса и нового времени (вплоть до И. В. Гёте). Др. линия антич. философии Л. начинается с Платона, истолковавшего в диалоге "Пир" чувств, влюблённость и эстетич. восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Л., предмет к-рой - абс. Благо и абс. Красота (отсюда упрощённое житейское выражение "платоническая Л."). Доктрина Платона, платоников и неоплатоников об "эротич." пути к абсолюту типологически сопоставима с инд. мистич. доктриной о "бхакти" - экстатич. Л., представляющей собой один из 4 возможных путей просветления.

Но как в индийской традиции трансцендентные восторги "бхакти" стоят рядом с рассудочным и прагматичным гедонизмом "Камасутры" - необычного "учебника" любовных наслаждений, пытающегося дотошно систематизировать и "рационализировать" отношения мужчины и женщины, так и в культуре Др. Греции между плотским "эросом" и абстрактно-духовным "эросом" оставалось мало места для "души", для Л. к конкретному, живому, страдающему человеку, нуждающемуся в помощи, сострадании, уважении. Эллинская любовная лирика, достигшая необычайной тонкости в пла-стич. описаниях, как и в эгоцентрич. фиксации аффектов влюблённости, бессильна понять Л. между мужчиной и женщиной как противостояние, спор или гармонию двух личностей. Женщина, отказывающаяся быть простым орудием мужчины в семье или его игрушкой вне семьи, может выступить лишь как персонаж трагедии, наделённый чертами преступницы (Клитемнестра у Эсхила) или иноземки-ведьмы (Медея у Еврипида). С этим коренным пренебрежением к духовному миру женщины связано характерное для антич. Греции принципиальное предпочтение гомосексуальной Л., принимавшей самые различные формы (воинское товарищество, взаимоотношения духовного наставника и ученика и т. д.). По известному замечанию Ф. Энгельса, "...для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79). В этом отношении с Анакреонтом вполне солидарен Платон. Шаг вперёд делает римская любовная поэзия (Катулл, Тибулл, Проперций, эпизод Дидоны в "Энеиде" Вергилия), к-рая открыла в любимой женщине автономную личность, то пугающую своим загадочным своеволием, то вызывающая наряду с влюблённостью нежность и сострадание. Иронически задуманная попытка Овидия создать систематич. и кодифицированную "теорию" Л. оказалась началом традиции, пережившей расцвет в ср. века - эпоху схоластики и казуистики.

Христианство усмотрело в Л. как сущность своего бога (к-рый, в отличие от богов антич. религии, не только любим, но и сам любит всех), так и гл. заповедь человеку. Но это была совсем особая Л. ("агапэ"), не похожая ни на чувств, "эрос", ни на дружбу по выбору ("филиа"), ни на патриотич. солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, "все покрывающей" и безмотивной Л. к"ближ-нему" - не к "близкому" по роду или по личной склонности, не к "своему", но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику. Предполагалось, что именно такая Л. сможет побудить любящих принять все социальные дисгармонии на себя и тем как бы отменить их. Но если по отношению к людям предписана снисходящая "агапэ", то по отношению к богу христ. мистика вслед за языческой решается говорить о восторженном "эросе" (такое словоупотребление особенно характерно для неизвестного христ. неоплатоника V в., написавшего т. н. Ареопагитики, и для всей созданной им традиции).

Как христ. "агапэ", так и христ. "эрос" имели аскетич. характер. Для внеаске-тич. сфер жизни в позднее средневековье была разработана "куртуазная" теория Л. между мужчиной и женщиной из феод, среды: такая Л. находит себе место исключительно вне брака (как реальная связь или обожание издали), но подчиняется собств. законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфич. культ дамы прошёл через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки. Петрарка изъял традицию одухотворения Л. из сферы феод, быта, передав её образованным гор. кругам и соединив её с веяниями Возрождения. "Петраркизм" в Л. и любовной поэзии распространяется в Зап. Европе, вульгаризуясь до поверхностной моды на идеализированное чувство. Ренессанс проявляет интенсивный интерес к платоновской теории "эроса", восходящего от эстетики чувственного к эстетике духовного ("Диалоги о Л." Леоне Эбрео, 1501-02). Спиноза радикально переосмыслил схоластич. понятие "интеллектуальной Л. к богу", выведя его из контекста традиц. представлений о личном боге как субъекте, а не только объекте Л.: это центр, понятие "Этики" Спинозы означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной Л. из этих глубин. Философия энциклопедистов 18 в., полемизируя против аскетизма, подчёркивала радостную естественность чувства Л. и сопряжённый с ним "правильно понятый интерес" индивида (в духе концепции "разумного эгоизма"). Недооценивая присущие Л. возможности трагич. самоотвержения, она часто смешивала Л. со "склонностью" и "благожелательностью", а счастье с гедонистич. самоудовлетворением. Коррективы были внесены идущим от Ж. Ж. Руссо движением сентиментализма и "Бури и натиска", подготавливавшим романтизм, благодаря этому движению накануне и в эпоху Великой Франц. революции Л. была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей, воссоединяющий в стихийном единстве "то, что строго разделил обычай" (Ф. Шиллер). Представители нем. романтизма (Новалис, Ф. Шлегелъ, Ф. Баадер) и нем. классич. идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, молодой Гегель), возрождая платоновскую философию "эроса", толковали Л. как метафизич. принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. С этой гносеологизацией проблемы Л. у романтиков соседствует вникание в "тёмную", "ночную", иррацион. психологию Л., порой предвосхищающее психоанализ, и подчёркнуто глубокомысленное, философски разработанное возвеличивание чувств, стихии (напр., в "Лю-цинде" Ф. Шлегеля). Так романтич. идеал Л. колеблется между экзальтацией и аморализмом, сливая то и другое воедино; нем. романтика и общеевроп. "байронизм" предпринимают реабилитацию легендарного Дон Жуана как носителя тоскующей Л. к невоплощённому совершенству, во имя этой Л. разрешившего себе систематич. бесчеловечность к "несовершенным" возлюбленным. Эта сторона идеала романтиков была к концу 19 в. доведена до логического предела в доктрине Ф. Ницше о "Л. к дальнему" (в противоположность "Л. к ближнему"): здесь на место конкретной Л. к человеку, который есть, ставится внутренне пустая Л. к сверхчеловеку, которого нет. Важнейшая линия осмысления Л. на протяжении 19 в. связана с противопоставлением её "рациональному" буржуазному делячеству. В предельно обобщённом (и отвлечённом) принципе Л. для Л. Фейербаха лежит родовая сущность человека, подвергающаяся отчуждению и извращению во всех религиях мира. Нек-рые мыслители и поэты готовы искать "тепло", недостающее "холодному" и "бесполому", лицемерно-расчётливому миру коммерсантов, в чувств. Л. (мотив "реабилитации плоти", нашедший отголоски в движении Анфантена, у Г. Гейне и "Молодой Германии", в творчестве Р. Вагнера и т. п.). Другие, как Ч. Диккенс и Ф. М. Достоевский, противопоставляют эгоизму принципиальной бесчеловечности Л. как жалость и совесть, Л.-самопожертвование, к - рая "не ищет своего". Одновременно с этим в песси-мистич. философии 19 в. ставится задача "разоблачить" Л., что было спровоцировано экзальтацией романтиков и подготовлено их собств. "разоблачительст-вом". Для А. Шопенгауэра Л. между полами есть иллюзия, при помощи к-рой иррацион. мировая воля заставляет обманутых индивидов быть слепыми орудиями продолжения рода. На рубеже 19 - 20 вв. 3. Фрейд предпринял систематич. перевёртывание платоновской доктрины Л. Как и Платон в "Пире", Фрейд постулирует принципиальное единство истока, соединяющего проявления половой страсти с явлениями духовной жизни; но если для Платона одухотворение "эроса" означало его приход к собств. сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание "подавляемого" полового влечения ("либидо"). Единственно реальным аспектом Л. (притом всякой, не только половой Л.) объявлен биологический, к нему и предлагается сводить без остатка всё богатство проявлений Л. и творчества. После Фрейда западно-европ. идеализм предпринимает ряд попыток восстановить понимание Л. как пути к глубинной истине и одновременно самой этой истины. В "философии жизни"Л. выступает в качестве одного из синонимов самой "жизни", начала творческой свободы и динамики (так у А. Бергсона понятие "порыва Л." непосредственно соотнесено с ключевым понятием "жизненного порыва"). Поскольку, однако, Л. не сводится к своим стихийным аспектам и не может быть лишена личностного характера, метафизика Л. являлась для многих одним из способов перейти от "философии жизни" к персонализму и экзистенциализму. В этом отношении показательна фигура М. Ше-лера, видевшего в Л. акт "восчувствова-ния ценности", благодаря к-рому личность входит в духовное пространство свободы, характеризующей ценностный мир, и впервые по-настоящему становится личностью. Л. есть для Шелера не только единственный модус отношения к "ценностям", но единственный способ познания "ценностей". Мотив абсолютной свободы Л. в смысле её недетерминированности подхватывается экзистенциалистами. Представители религиозного экзистенциализма (М. Бубер, Г. Марсель) говорят о Л, как спонтанном прорыве из мира "оно" в мир "ты", от безличного "иметь" к личностному "быть". Вся эта философия Л. развёртывается на фоне острой и достаточно безнадёжной критики "отчуждённого", безличного и безлюбого мира капиталистич. цивилизации, стоящего под знаком "иметь".

Протест против этого "холодного" мира во имя какого-то "тепла", хотя бы и "звериного", часто облекается на Западе в противоречивую форму т. н. сексуальной революции. Постоянно соседствуя с антиконформистскими, антивоенными и антирасистскими настроениями, она, однако, сама есть выражение отчуждения и стимулирующий фактор легального коммерческого эротизма. С. С. Аверинцев.

В марксистской философии Л. трактуется в контексте диалектико-материалистич. понимания личности, её духовного мира, соотношения с обществом. Само понятие личности нельзя мыслить вне её эмоцион. жизни, одним из важнейших компонентов к-рой является Л., проявляющаяся в форме переживания, душевного волнения, оценочного отношения и избират. активности личности. Во всём многообразии своих форм Л. непосредственно и глубоко затрагивает существенные стороны жизни не только каждого человека, но и общества в целом, выражая собой социально-групповую и общечеловеческую солидарность и будучи источником преданности и даже героизма. Л. с её противоречиями, драматич. коллизиями является постоянной темой мирового искусства и литературы, нар. творчества.

Л. есть достояние общественно развитого человека. Она имеет свои биологич. предпосылки у животных, выражающиеся в родит, и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. История общества, социально-трудовая деятельность, общение, искусство подняли эти биологич. инстинкты до уровня высшего нравств.-эстетич. чувства подлинно человеч. Л. Л. есть переживание, всегда детерминированное внешним воздействием, к-рое преломляется через внутренние условия духовной жизни человека, а также через инстинктивные потребности и влечения. Половая Л., по Марксу, есть своеобразное мерило того, в какой мере человек в своём индивидуальном бытии является общественным существом. В результате процесса социализации, приобщения к исторически сложившейся культуре, на основе выработанных в обществе норм и ценностей человек и любит и находит способы удовлетворения этого чувства. Вместе с тем Л. носит глубоко личностный характер. Люди различаются не только по тому, как они любят, но и как они проявляют это чувство. Л. индивидуальна и в каком-то смысле уникальна, отражая неповторимые черты жизненного пути каждого человека, быт и нравы народа, своеобразие определённой культуры, положение определённой социальной группы и т. п. "...Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви" (Толстой Л. Н., Собр. соч., 1952, т. 8, с. 148). Вместе с тем в этом чувстве у всех людей есть и нечто общее, что и даёт возможность говорить о Л. в предельно обобщённой форме.

Известно, что структура эмоцион. жизни сменяется в соответствии со сменой историч. эпох. В связи с этим видоизменяется и чувство Л., к-рое несёт на себе и печать классовых отношений, и преобразование самой личности как носителя этого чувства, изменение ценностных ориентации. К. Маркс отмечал, что не только обычные пять чувств, но и т. н. духовные чувства, практические чувства (любовь, воля и т. д.), одним словом, человеческие чувства, человечность органов чувств возникают только благодаря бытию их предмета, благодаря очеловеченной природе (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, с. 593- 594). Ф. Энгельс характеризовал Л. в совр. её форме индивидуально-изби-рат. чувства как сложный продукт длит. истории. "Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу... Появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет?" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 79-80). Специфич. характеристикой Л. является и избират. активность личности, и относит, самозабвение, и бескорыстная самоотдача, и идеализация объекта Л.

Духовная близость в Л. ощущается как постоянное мысленное взаимное общение, как такое отношение любящих, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки, материальные и духовные ценности в постоянном соотношении с тем, как бы на это посмотрел любимый человек. Л. есть сложная динамическая ин-теллектуально-эмоционально-волевая система, состоящая из множества меняющихся элементов. Испытывая чувство Л., человек переживает нежность, страсть, желание верности, тревогу и страх, ревность, гнев, радость и пр. В противоположность мимолётному, быстро преходящему чувству увлечения истинная Л. предполагает глубину переживаний, отличается полнотой своего проявления и цельностью, нераздельностью, "недробимостью".

Л. не обязательно предполагает взаимность. "Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она - несчастье" (М арке К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 620). Л. выявляется в её устремлённости не просто на существо иного пола, а на личность с её уникальностью, которая выступает как нечто необычайно ценное благодаря своим эмоционально-волевым, интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам, как бы восполняющим то, чего "не хватает" любящему человеку. Индивидуальности с их природными и духовными различиями, дополняя друг друга, образуют нечто целое. У Л. нет однозначной объективной ценности, непререкаемой для всех. Один и тот же человек может служить объектом и Л., и ненависти или даже презрения со стороны не только разных людей, но даже одного и того же человека в разное время и в разном состоянии. Ценность объекта Л. определяется его значением для данной личности, для её потребностей, интересов и идеалов, что и создаёт условия для актуализации механизмов Л. Л. общественно развитого человека носит в целом сознат. характер, вместе с тем подчиняясь и власти бессознат. побудит, сил, к-рые выражают себя и в самом факте рождения этого чувства, и в выборе объекта Л., ив формах своего проявления, хотя в последнем власть разума мощнее. Как избирательное, свободное и вместе с тем органически принудит, выражение природных и духовных глубин личности, Л. ни в своём возникновении, ни в угасании не "программируется" разумом и волей, хотя и находится под их контролем.

Л. включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения "живой плоти" и даже немыслима без них ни в своём генезисе, ни по существу. Однако в своих высших проявлениях и плотское начало в Л. обретает черты подлинной красоты и связано с эстетич. наслаждением. Мать любуется своим младенцем, а любящая - возлюбленным. Л. к идее, к творчеству, к родине может также доставлять интеллектуальное, нравственное и эстетич. наслаждение. В СССР в 1920-е гг. получила нек-рое распространение концепция т. н. свободной Л., против к-рой резко выступил В. И. Ленин: "Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что будто бы в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории "стакана воды" наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Эта теория стала злым роком многих юношей и девушек... Я считаю знаменитую теорию „стакана воды" совершенно не марксистской и сверх того противообщественной. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесённое культурой, будь оно возвышенно или низко... Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, край которого захватан десятками губ? Но важнее всего общественная сторона. Питьё воды дело действительно индивидуальное. Но в любви участвуют двое, и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес, возникает долг по отношению к коллективу" ("Воспоминания о В. И. Ленине", т. 2, 1957, с. 483- 484).

Л. играет огромную воспитат. роль, оказывая облагораживающее влияние на формирование личности и в филогенезе, и в индивидуальном развитии человека. Это чувство способствует осознанию личностью самой себя, развитию её духовного мира, вызывает порывы к самосовершенствованию, делает личность более богатой, содержательной.

Л.- великое украшение человеч. жизни. Она сыграла и играет огромную роль в становлении и развитии искусства, к-рое в свою очередь всеми своими средствами опоэтизировало Л., придало ей характер чего-то величественного, возвышенного, благородного. Л. составляет нравств. основу брачных отношений (см. Семья). А. Г. Спиркин.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] И. Ф. Арманд 24 января 1915, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 54-57; Бебель А., Женщина и социализм, пер. с нем., М., 1959; Стендаль, О любви, Собр. соч., пер. с франц., т. 4, М., 1959; Соловьёв В. С., Смысл любви, Собр. соч.. т. 7, СПБ, 1914; Веселовский А., Из истории развития личности. Женщина и старинные теории любви, СПБ, 1912; Лосев А. Ф., Эрос у Платона, в сб.: Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве. 1891 -1916, М., 1916; Рюриков Ю., Три влечения, М., 1967; Фрейд 3., Очерки по психологии сексуальности, М., 1923; Scheler M., Das Wesen und die Formen der Sympathie, Bonn, 1931; Fromm E., The art of loving, N. Y., 1962; M a i,s-onneuve J., Psycho-sociologie des affinites, P., 1966; Theories of attraction and love, ed. by B. J. Murstein, N. Y.,1972; Wien-old H., Kontakt, Einfuhrung und Attraktion, Stuttg., 1972.

ЛЮБОМИРОВ Павел Григорьевич [12(24).4.1885, с. Ивановка Саратовской губ.,-7.12.1935, Москва], советский историк. В 1910 окончил Петерб. ун-т; в 1915-17 приват-доцент ун-та. В 1920- 1930 проф. и зав. кафедрой рус. истории Саратовского ун-та. В 1932-35 работал в науч. учреждениях и вузах Москвы (Гос. историч. музей, Моск. ин-т философии, лит-ры и истории, Историко-архивный ин-т). Гл. область исследований- социально-экономич. история России 17-18 вв. Работы Л. по истории рус. пром-сти 17 - нач. 19 вв. и монография, статья "Крепостная Россия XVII и XVIII вв." ("Энциклопедич. словарь „Гранат"", т. 36, в. 3) содержат обширный фактич. материал для изучения генезиса капитализма в России. Ряд работ Л. посвящён рус. обществ, мысли 18 в. (А. Н. Радищев, М. М. Щербатов), расколу и старообрядчеству.

Соч.: Очерк истории Нижегородского ополчения 1611 - 1613гг., М., 1939; Очерки по истории русской промышленности XVII, XVIII и начала XIX в., М., 1947.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 3, М., 1963.

ЛЮБОМЛЬ, город (с 1939), центр Любомльского р-на Волынской обл. УССР. Ж.-д. станция на линии Ковель - Ягодин. Маслодельный з-д. Предприятия местной пром-сти. Мед. училище. Краеведч. музей.

"ЛЮБОМУДРЫ", участники лит.-филос. кружка "Общество любомудрия", существовавшего в Москве в 1823-25. В него входили В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, Н. М. Рожалин, А. И. Кошелев, В. П. Титов, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов и др. Кружок носил преим. филос. характер. "Л." изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, нем. натурфилософов Л. Окена, И. Гёрреса и особенно Ф. В. Шеллинга; в частности, на основе шеллингианского принципа "тождества" предпринимались попытки создания цельной филос. системы, приводящей "все случаи или все частные познания человека к одному началу" (Веневитинов). В области эстетики "Л." выступали против эмпиризма и "критики вкусов", доказывая необходимость "единства теории изящного" (Одоевский, Веневитинов, Шевырёв). Практич. реализации этих идей должен был служить филос.-лит. журнал, программа к-рого изложена в статье Веневитинова "Несколько мыслей в план журнала" ("О состоянии просвещения в России"), прочитанной на заседании кружка. Филос. умонастроение сочеталось у многих "Л." с либерально-политич. ориентацией: Киреевский увлекался Гельвецием, Веневитинов "пел свободу" ("Песнь грека", стихи на смерть Байрона и т. д.), характерно также участие Одоевского в декабристском альманахе "Мнемозина". Перед восстанием 14 дек. 1825 оппозиционные настроения в кружке усилились и, как свидетельствует Кошелев, сочинения франц. "политич. писателей" оттеснили "с первого плана" нем. философию. Но после подавления восстания, напуганные репрессиями, "Л." распустили кружок, а устав и протоколы были сожжены его председателем Одоевским. Впоследствии большинство "Л." объединилось вокруг журн. "Московский вестник". Кружок <Л>, сыгравший заметную роль в разработке на рус. почве идеалистич. диалектики и филос. теорий иск-ва, в известной мере подготовил деятельность Н. И. Надеждина, Н. В. Станкевича и В. Г. Белинского, В поэзии "Л." содействовали развитию филос. лирики, с характерными для неё принципами углублённого психологизма, самопознания, установкой на аллегорию, пантеистич. метафоричность и т. д.

Лит.: Кошелев А. И., Записки, Берлин, 1884; Барсуков Н. П., Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1, СПБ, 1888; Пятковский А. П., Князь В, Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, 3 изд., СПБ, 1901; Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский, т. 1, ч. 1, М., 1913; Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Маймин Е. А., философская поэзия Пушкина и любомудров, в кн.: Пушкин. Исследования и материалы, т. 6, Л., 1969; Манн Ю., Русская философская эстетика, М., 1969; Мu11еr Е., Russischer Intellekt in europaischer Krise. I. V. Kireevskij, Koln - Graz, 1966. Ю. В. Манн.

ЛЮБОТИН, город (с 1938) в Харьковском р-не Харьковской обл. УССР, в 25 км к 3. от Харькова. Крупный ж.-д. узел (линии на Харьков, Сумы, Полтаву). 37 тыс. жит. (1972). Предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. Спиртовой, хлебозавод, кирпичный з-д; хлопчатобумажная ф-ка. Совхоз "Любо-тинский" плодово-ягодного направления.

ЛЮБОХНА, посёлок гор. типа в Брянской обл. РСФСР. Расположен на р. Болва (приток Десны). Ж.-д. станция на линии Брянск - Вязьма, в 25 км к С. от Брянска. Чугунолитейный з-д (отопит, радиаторы и др.).

ЛЮБЧА, посёлок гор. типа в Новогруд-ском р-не Гродненской обл. БССР, на р. Неман, в 49 км от ж.-д. ст. Новоельня (на линии Барановичи-Полесские - Лида). Сыродельный з-д, хлебокомбинат. Произ-во колбасных изделий.

ЛЮБЧЕНКО Панас Петрович [2(14).1. 1897-29.8.1937], советский гос. и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в дер. Кагарлык Полтавской губ., ныне Киевской обл., в семье крестьянина. Окончил воен.-фельдшерскую школу в Киеве в 1914. С 1913 входил в левое крыло Украинской партии эсеров. В годы 1-й мировой войны 1914-18 вёл революц. пропаганду среди солдат в действующей армии. В 1917 чл. Киевского совета. С 1918 чл. партии "Боротьби-стов"; в 1920 после самороспуска этой партии принят в КП(б)У с зачётом стажа. В 1918 чл. Киевского подпольного ревкома, затем исполкома Киевского совета. В 1920-22 зам. нач. политотдела 2-й Конной армии, пред. Черниговского, затем зам. пред. Донецкого губисполкомов. В 1922-26 пред, правления с.-х. кооперации Украины, пред. Киевского губ-исполкома.В 1927-34 секретарь ЦК КП (б)У, канд. в чл. Политбюро ЦК КП(б)У. Одновременно с 1933 зам., с 1934 пред. СНК УССР. Делегат 15-17-го съездов ВКП(б), на 17-м-избран канд. в чл. ЦК ВКП(б). Чл. ЦИК СССР. Награждён орденом Ленина.

Лит.: Бачинський П. П., П. П. Любченко, К., 1970.

ЛЮБЫТИНО, посёлок гор. типа, центр Любытинского р-на Новгородской обл. РСФСР. Расположен на р. Мета (басс. оз. Ильмень). Ж.-д. станция на линии Неболчи - Окуловка, в 256 км к С.-В. от Новгорода. 3-ды минеральных красок и льнообрабат., инкубаторно-птицеводч. станция.

"ЛЮД ПОЛЬСКИЙ" (Lud polski), наименование ряда политич. орг-ций левого крыла польск. эмиграции в Великобритании. "Л. п." 1835-46 - 1-я польская революц.-демократич. орг-ция. Основана революц.-демократич. группами, вышедшими в 1835 из-за программных разногласий из Польского демократического общества (ПДО). Состояла из 3 громад (общин): "Грудзёндз" (в Портсмуте), гл. ячейка "Л. п." "Умань" (на о. Джерси), "Прага" (в Лондоне). Идеологи "Л. п." - С. Ворцель и Т. Кремповецкий. "Л. п." выступал за уничтожение путём крест, революции феодализма, сословного неравенства, частной собственности на землю. После Краковского восстания 1846 "Л. п.", признав важнейшей задачей объединение демократич. сил, самораспустился, члены "Л. п." вошли в ПДО.

В 1853-56 "Л. п." был воссоздан на прежних идеологич. позициях деятелями 1-го "Л. п." - Я. Крыньским и 3. Свен-тославским. Основная ячейка "Л. п." - "Революц. громада Лондон" установила тесный контакт с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. В нач. 60-х гг. прекратила активную деятельность. Нек-рые чл. орг-ции участвовали в подготовке Польского восстания 1863-64.

В 1872 старые деятели "Л. п." - Я. Крыньский, Л. Оборский и представители "молодой эмиграции"-участники Польского восстания 1863 - 64 и Парижской Коммуны 1871 В. Врублевский, Яр. Дом-бровский и др. вновь создали "Л. п.". "Л. п." поддерживал контакты с К. Марксом и Ф. Энгельсом, с рус. народниками-эмигрантами. После 1876 деятельность "Л. п." замерла.

Лит.: Энгельс Ф., Эмигрантская литература, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18; его же, За Польшу, там же; Temkinowa H., Gromady Ludu polskiego, [Warsz.], 1962; Воrеjsza J. W., W kregu wielkich wygnancow (1848-1895), [Warsz.], 1963. И. С. Миллер.

"ЛЮД ПОЛЬСКИЙ" (Lud polski), название, принятое немногочисл. интеллигентской по составу группой, созданной в 1881 в Швейцарии польск. эмигрантами во главе с Б. Лимановским. Эта группа положила начало социал-патриотич. течению в польск. социалистич. движении, являлась идеологич. и организац. предшественником Польской социалистической партии.

ЛЮДВИГ (Ludwig) Карл Фридрих Вильгельм (29.12.1816, Витценхаузен,-24.4. 1895, Лейпциг), немецкий физиолог. Окончил Марбургский ун-т (1839), проф. этого ун-та (с 1846). Проф. ун-та в Цюрихе (с 1849), Военно-мед. академии в Вене (с 1855). С 1865 возглавлял Ин-т физиологии в Лейпциге. Л. предложил физич. теорию мочеотделения (1846), открыл секреторные нервы слюнных желез (1851), исследовал деятельность сердечно-сосудистой системы, изучал газообмен. Совм. с рус. физиологом И. Ф. Ционом открыл центростремительный ("депрес-сорный") нерв, отходящий от дуги аорты, и показал его роль в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы (1866).

Создал крупнейшую школу физиологов; в его лабораториях работали и рус. учёные - И. М. Догель, Ф. В. Овсянников, Н. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, И. П. Павлов и др.

Соч. в рус. пер.: Руководство к физиологии человека, т. 1, в. 1-2, К., 1861 - 64. К. А. Лонге.

ЛЮДВИГ (Ludwig) Отто (12.2.1813, Эйсфельд,- 25.2.1865, Дрезден), немецкий писатель. В драме "Наследственный лесничий" (1850, изд. 1853) реалистич. изображение характеров и социальной среды сочетается с элементами "трагедии рока". Попытки Л. создать историч. монументальную драматургию были мало успешны (трагедия "Маккавеи", 1854). Реалистич. тенденции отчётливее проявились в повести "Между небом и землёй" (1856) и рассказах Л., рисующих жизнь мещан и ремесленников Тюрингии. Определённый вклад в теорию драмы представляют "Этюды о Шекспире" Л. (изд. 1871).

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-6, Lpz., 1891; Samtliche Werke, hrsg. von P. Mer-ker, Bd 1-6, Munch.- Lpz., 1912 - 22.

Лит.: М e p и н г Ф., Отто Людвиг, в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 2, М. - Л., 1934; Меуer A., Die asthetischen Anschauungen Otto Ludwigs, Winterthur, 1957.

"ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ ", философское произведение Ф. Энгельса, посвящённое вопросу об отношении марксистской философии к одному из её теоретич. источников - классической нем. философии, в особенности к учению Г. Гегеля и Л. Фейербаха; содержит систематич. изложение основ диалектич. и историч. материализма. Написано в нач. 1886 по поводу книги дат. философа К. Н. Штарке "Людвиг Фейербах" (Штутгарт, 1885). В. И. Ленин считал, что наряду с "Манифестом Коммунистической партии" и "Анти-Дюрингом" "Л. Ф. ..." является "...настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 43).

В 1-й гл. книги, говоря о филос. революции в Германии, Ф. Энгельс характеризует гегелевскую философию как завершение классич. нем. философии и всего прежнего филос. развития, как один из теоретич. источников марксизма, и описывает процесс разложения гегелевской школы. Анализируя противоречие между революц. и консервативной сторонами гегелевской философии, между её диалектич. методом и догматич. системой, он показывает, что её ист. значение и революц. характер заключались в разработке диалектики.

Во 2-й гл., раскрывая сущность материализма и идеализма, Ф. Энгельс определяет основной вопрос философии как вопрос об отношении между бытием и сознанием, выделяет две стороны этого вопроса (о первичности бытия и о познаваемости мира), проводит разделение философии на два больших лагеря (материализм и идеализм), подвергает критике агностицизм, указывает на роль обществ, практики в познании, на зависимость развития философии от развития науки и материального производства. Критикуя недостатки метафизич. материализма, он характеризует ограниченность франц. материализма 18 в.: механицизм, метафизичность, идеализм в понимании истории.

В 3-й гл. подвергается критике идеалистич. понимание истории у Л. Фейербаха, как оно проявляется в его философии религии и этике. 4-я глава содержит очерк осн. положений диалектич. материализма и в особенности материалистич. понимания истории. Возникновение диалектич. материализма явилось революц. переворотом в философии. Ф. Энгельс показывает превращение диалектики в материалистич. диалектику и материализма в диалектич. материализм, последовательно распространённый также и на понимание общества и его истории. Материалистич. диалектику он определяет как науку об общих законах развития и всеобщей связи в природе, обществе и мышлении, показывает её противоположность метафизике. Ф. Энгельс отмечает, что в познании взаимной связи процессов природы решающее значение имели три великих открытия: открытие клетки, превращения энергии и дарвинизм. Переходя к анализу общества и законов его развития, Ф. Энгельс характеризует деятельность людей как отличит, черту обществ, развития, раскрывает действительные, материальные движущие силы истории, к-рые скрываются за идеальными побуждениями людей, показывает причины возникновения классов и классовой борьбы, соотношение экономики и политики, базиса и надстройки, даёт филос. анализ государства, права, философии, религии; указывает на изменение предмета философии в ходе её развития.

"Л. Ф. ..." был первоначально напечатан в теоретич. журнале герм, социал-демократии "Die Neue Zeit" (Штутгарт, 1886, № 4-5), а затем издан отд. брошюрой с предисловием Ф. Энгельса (датировано 21 февр. 1888) и с приложением "Тезисов о Фейербахе" К. Маркса (Штутгарт, 1888). В 1889 в