загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

Л. (рис.) предназначены для небольших пром. предприятий и обычно служат для привода генераторов электрич. тока. Котлы таких Л. выполняются с цилиндрич. топкой и выдвижной системой дымогарных труб. Давление перегретого пара ок. 1,5 Мн/м2 (15 кгс/см2); мощность машин 90-580 кет (125- 800 л. с.). Для предприятий, употребляющих пар для технологич. целей (варки, сушки, отопления), применяют теплофикационные Л. с промежуточным отбором пара или рассчитанные на противодавление до 0,35 Мн/м2 (3,5 кгс/см2). Топливом Л. служат различные отходы (опилки, костра, щепа, лузга) или местное топливо (дрова, торф и др.). Достоинства Л.- надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок службы, простота монтажа на месте. Недостатки - невысокая экономичность и большая металлоёмкость. Производство Л. в СССР прекращено в 60-х гг.; они заменяются более эффективными электрич. двигателями и двигателями внутр. сгорания.

Лит.: Г а р ь к у ш а Г. Н., Ю ш и- на А. Г., Теория, конструкция и расчёт локомобиля, М., 1952; Бобровский Г. С., Локомобиль и его обслуживание, 6 изд., М.- Л., 1954.

Стационарный локомобиль СК-125; 1 - топка; 2 ~ цилиндр паровой машины; 3 - маховик; 4 - паровой котёл.

ЛОКОМОТИВ (франц. locomotive, от лат. loco moveo - сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для передвижения по рельсовым путям поездов или отдельных вагонов. Первоначально Л. наз. только паровозы, в дальнейшем это понятие распространилось на все виды железнодорожных тяговых средств.

В зависимости от вида первичного источника энергии совр. Л. делятся на тепловые и электрические. Тепловые Л.- паровозы, паротурбовозы, тепловозы, мотовозы, газотурбовозы - автономны, имеют собственные силовые установки для выработки энергии. На паровозе - это паровая машина, на паротурбовозе - паровая турбина, на тепловозе и мотовозе - двигатель внутреннего сгорания, на газотурбовозе - газовая турбина. К электрическим Л, относятся контактные и аккумуляторные электровозы. Контактные электровозы своих источников энергии не имеют и получают её через электрич. контактную сеть. Аккумуляторные электровозы имеют аккумуляторные батареи, к-рые периодически заряжаются от постоянных источников тока. Кроме основных типов Л., существуют различные комбинированные Л.: дизель-электровозы ,теплопаровозы, контактно-аккумуляторные электровозы и др., к-рые широкого распространения не получили. Функции Л. выполняют также моторные вагоны, входящие в состав дизель-поездов, турбопоездов и электропоездов, а также авто- и мотодрезины. В отличие от Л., моторные вагоны и дрезины имеют места для пассажиров и багажа.

По роду выполняемой работы Л. разделяются на магистральные и промышленные. Магистральные Л., эксплуатируемые на ж. д. общего пользования, в свою очередь, подразделяются на грузовые, пассажирские - для тяги поездов, и маневровые - для работы на станциях. Промышленные Л. используются для перевозок на внутризаводских путях, в рудниках, шахтах и т. п. (см. Промышленный транспорт). Выпускаются Л. для широкой и узкой рельсовой колеи.

Все виды Л. характеризуются номинальной мощностью, силой тяги, скоростью и кпд; электровозы, кроме того,- родом тока и напряжением, тепловозы и газотурбовозы - типом передачи.

Первые Л.- паровозы были построены в нач. 19 в. в Великобритании (1803, 1814), позднее, в 1834,- в России. На протяжении почти всего 19 в. этот тип Л. был единств, тяговым средством ж. д. Увеличение веса поездов, возрастающие скорости движения вызывали необходимость в повышении мощности и тяговых усилий Л., что вело к совершенствованию конструкции паровоза, росту его кпд. Последний тип магистрального грузового паровоза имеет мощность ок. 1800 кет (2400 л. с.), конструкционную скорость до 80 км/ч, а пассажирский паровоз развивал мощность до 1900 кет и скорость до 125 км/ч. Наиболее совершенные паровозы имели кпд до 9%, среднеэксплуатац. кпд - ок. 4%. В нач. 20 в. паровозы стали вытесняться новыми, более экономичными Л., обладающими большей единичной мощностью и более высоким кпд,- тепловозами и электровозами. Идея создания Л. с двигателем внутреннего сгорания возникла ещё в кон. 19 в. в России. Однако первый в мире магистральный тепловоз мощностью 750 кет (1000 л. с.) с электрич. передачей был построен только в 1924 (СССР). Позднее для регулирования тягового усилия и скорости на тепловозах была применена гидрзвлич. пе- ред!ча. Мощность отечеств, двухсекц. грузовых тепловозов составляет в секции 2200 кет (3000 л. с.), конструкционная скорость-100 км/ч, пассажирские тепловозы развивают скорость до 160 км/ч. Макс, кпд современных тепловозов 29- 32% , среднеэксплуатационный-20-21% .

В 1876 в России были проведены опыты по применению на железной дороге электрической тяги. В 1895 в США построен первый электровоз постоянного тока, к-рый получал энергию через контактную сеть. В СССР электрич. тяга впервые была применена в 1926 на пригородной линии, отечеств, электровозы начали эксплуатироваться в 1933. Они имели 6 тяговых двигателей мощностью 340 кет каждый и развивали скорость до 90 км/ч. Электровозы обладают высокой мощностью, не требуют заправки топливом, обеспечивают скорость движения до 110 км/ч. Для обслуживания пасс, поездов строят электровозы переменного и постоянного тока с конструкц. скоростью до 180 км/ч. Собственный кт электровоза достигает 88-90%, а общий кпд электрич. тяги (с учётом кпд тяговой сети, линий электропередачи, ТЭЦ или ГЭС) - 22-24%. Ещё большую мощность имеет газотурбовоз - до 6300 кет (8500 л. с.). Однако из-за сложности изготовления, низкого кпд (12-18% ) этот Л. выпускается единичными образцами в СССР и малыми сериями за рубежом.

Основу локомотивного парка всех про- мышленно развитых стран составляют тепловозы и электровозы. Остальные типы Л. из-за малой мощности, низкого кпд, сложности конструкции широкого распространения не получили и используются гл. обр. тогда, когда необходимо обеспечить безопасность работ, вести работы на небольших площадках (напр., в карьерах) и в т. п. случаях.

Дальнейшее развитие локомотивострое- ния связано с увеличением единичной мощности Л. и скорости движения. С кон. 60-х гг. за рубежом и в СССР проектируются электровозы переменного тока мощностью 8000 кет (10 700 л. с.), тепловозы мощностью в секции до 4500 кет (6000л. с.), созданы турбопоезда с авиационной газовой турбиной, способные развивать скорость более 200 км/ч, испытываются Л. с реактивным и турбовинтовым двигателем. Достижение еще более высоких скоростей движения связано с созданием Л. на магнитной или воздушной подушке с асинхронными линейными двигателями, что позволяет достигнуть скорости до 500 км/ч. Предложены проекты Л. с энергетич. установками, работающими на топливных элементах и с использованием ядерных реакторов. См. также Моторвагонныи подвижной состав.

Лит.: Раков В. А., Локомотивы и мо- торвагонный подвижной состав железных дорог Советского Союза. 19.56-1965, М., 196Ь.

"ЛОКОМОТИВ", всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюза рабочих ж.-д. транспорта, одно из первых рабочих спортивных обществ в СССР. Создано в 1936. Объединяет рабочих и служащих ж.-д. транспорта, транспортного строительства и метрополитена. Спортсмены "Л." внесли значит, вклад в становление и развитие сов. спорта. Среди известных спортсменов 30-40-х гг. члены об-ва "Л." Я. Г. Куценко и И Б. Механик (тяжёлая атлетика), А. К. Капчинский, Н. Н. Кудрявцев (конькобежный спорт), В. А. Зимина, Н. Н. Маркова, А. В. Рудаков (лыжный спорт), Н. С. Разумовский, В. А. Гра- наткин (футбол), А. В. Казанский (борьба), С. А. Емельянов (бокс), П. И. Денисенко (лёгкая атлетика), К. Травин (баскетбол), Ф. И. Дуз-Хотимирскии (шахматы ).

В 1972 общество объединяло ок. 7 тыс. коллективов физкультуры (более 1,3 млн. чел.); в "Л." культивировалось св. 40 видов спорта. Спортивными играми занималось ок. 300 тыс. чел., туризмом - 140 тыс., лёгкой атлетикой - 90 тыс., лыжным спортом - 116 тыс., шахматами - 100 тыс., стрельбой - ок. 80 тыс. Работало 220 тыс. обществ, инструкторов, тренеров, спортивных судей. В "Л." 2 тыс. мастеров спорта, 68 засл. мастеров спорта, 58 мастеров спорта междунар. класса, св. 360 тыс. спортсменов-разрядников. В 1970-72 спортсмены "Л." св. 30 раз завоёвывали звание чемпионов СССР, 24 раза - Междунар. спортивного союза железнодорожников (осн. в 1947, с 1957 членом союза является "Л."), 11 - Европы, 22 - мира и Олимпийских игр. Среди спортсменов "Л." чемпионы СССР, Европы, мира и Олимпийских игр: Л. Е. Бе- лоусова и О. А. Протопопов (фигурное катание на коньках), Н. И. Панкин и В. В. Буре (плавание), В. А. Диденко, Ю. Н. Стеценко, Ю. И. Филатов (гребля на байдарках), Р. Ерошина (лыжный спорт), В. С. Крепкина (лёгкая атлетика), С. Г. Гринберг (настольный теннис), Р. Е. Маментьева, Е. П. Ряпушкина (баскетбол), Т. В. Сарычева, В. И. Свиридова (волейбол), Г. Г. Царёва (велосипедный спорт), В. Ф. Маматов (биатлон) Л. Каунисте (конькобежный спорт), Б. В. Спасский, Л. А. Полугаевский (шахматы), В. И. Щёголев (шашки), В. П. Якушев (хоккей). Девять команд "Л." - участники чемпионатов СССР (высшая лига - футбол, хоккей, хоккей с мячом, волейбол, баскетбол, водное поло, регби). Моск. футбольная команда - двукратный обладатель Кубка СССР. За спортивные достижения св. 100 спортсменов "Л." удостоены правительственных наград (1973).

На 1 янв. 1973"Л."имел 247 стадионов, ок. 500 спортзалов, 260 лыжных баз, 127 стрелковых тиров, 36 бассейнов, 600 оздоровительно-спортивных лагерей, туристских баз'и др., ок. 8 тыс. спортивных площадок и футбольных полей. Е. И. Соломатин.

ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, совокупность путевых и локомотивных устройств, автоматически воспроизводящих в кабине машиниста на локомотивном светофоре показания соответствующих путевых сигналов при приближении к ним поезда. Принятое сокращение - АЛС. Л. с. повышает безопасность движения и увеличивает пропускную способность ж.-д. участков.

Различают точечные и непрерывные системы Л. с. В точечных системах Л. с. связь передающих путевых и локомотивных приёмных устройств осуществляется в определённых точках пути, напр, перед входными сигналами станции Такие системы используются гл. обр. для регулирования движения поездов на участках без автоблокировки. В непрерывных системах Л. с. связь между путевыми и локомотивными устройствами поддерживается в любой точке пути. В таких системах (рис.) передающие путевые устройства ПУ зашифровывают сигнальные показания путевых светофоров ПС, которые в виде электрических кодированных сигналов через рельсовую цепь передаются на локомотив. Приемные катушки ПК на локомотиве улавливают действие магнитного поля, наводимого сигнальным током вокруг рельсов. Сигналы дешифруются локомотивным дешифрующим устройством Д и преобразовываются в показание на локомотивном светофоре ЛС в кабине машиниста, соответствующее путевому сигналу, к к-рому приближается поезд. На магистральных линиях ж. д. СССР широко применяется непрерывная система Л. с. в сочетании с системой контроля бдительности (см. Автостоп) и системой контроля скорости. Система контроля бдительности автоматически включает электропневмат!гч. клапан ЭПК и останавливает поезд в тех случаях, когда после получения запрещающего сигнала в течение 5-7 сек машинист не реагирует на показания локомотивного светофора и не нажимает на рукоятку бдительности РБ. В системе контроля скорости на машиниста возлагается снижение скорости поезда до скорости, соответствующей показаниям локомотивного светофора при приближении к препятствию. При невыполнении машинистом заданной программы остановка поезда также происходит автоматически.

Перспективные системы Л. с.: скоростная авторегулировка, включающая многозначную непрерывную систему сигнализации с автоматич. регулированием скорости; координатная система интервального регулирования с использованием индуктивных каналов связи в виде шлейфов, уложенных вдоль пути.

Лит. Путевая блокировка и авторегули' ровка, М., 1966.

Схема автоматической локомотивной сигнализации: ЛС - локомотивный светофор- Д - локомотивные дешифрующие устройства; ЭПК - электропневматический клапан; РБ - рукоятка бдительности в кабине машиниста; СК - скоро- стемер; ПК - приёмные катушки; ИС - изолирующие стыки рельсов; ПУ - путевые передающие устройства; ПС - путевой светофор; К Л - контур локомотива; Ф - электрический фильтр; У - усилитель

ЛОКОМОТИВНЫЙ ПАРК, все виды локомотивов, принадлежащие к.-л. предприятию, железной дороге, депо и т. п. и предназначенные для выполнения поездной, маневровой и хозяйственной работы. Понятие Л. п. применимо также к совокупности всех локомотивов страны.

ЛОКОМОТОРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ у растений, активные перемещения в водной среде, свойственные бактериям, низшим водорослям и миксомицетам, а также зооспорам и сперматозоидам. Л.д. вызываются односторонним действием раздражителей (по направлению к раздражителю или от него): света (фототаксис), химич. веществ (хемотаксис) и др. В большинстве случаев движение осуществляется с помощью жгутиков (жгутиковые водоросли, бактерии, зооспоры неподвижных водорослей, а также низших грибов, сперматозоиды водорослей, грибов, мхов, папоротников и нек-рых голосеменных растений), реже -в результате одностороннего выделения слизи (зелёная водоросль Closterium), активных змееобразных изгибов (синезе- лёная водоросль Oscillatoria, серобактерия Beggiatoa), одностороннего движения протоплазмы (подвижные диатомовые водоросли) или образования протоплазменных выростов (мнксомицеты). Эволюция растений шла в направлении потери ими способности к Л. д. В вегетативном состоянии подвижны лишь бактерии, нек-рые водоросли и миксомицеты; у остальных водорослей и низших грибов Л. д. присущи лишь зооспорам и сперматозоидам, у высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, саговники и гинкго) - только сперматозоидам. См. также Движения (у растений).

Лит.: Т и м и р я з е в К. А., Избр. соч., т 4 М., 1949, лекция 9; Курсанов Л.И., Комарницкнй Н. А., Курс низших растений, 3 изд., М., 1945.

ЛОКОМОЦИЯ (от лат. locus - место и motio - движение), передвижение, разновидность движений животных и человека, связанная с их активным перемещением в пространстве. К Л.

Исходный способ Л.- плавание путём изгибания тела в горизонтальной плоскости. С выходом на сушу гл. органом Л. становятся конечности. В основе Л. наземных позвоночных лежит хождение, а при скоростной Л.- бег на 4 или, реже, 2 ногах. Различают 2 гл. типа наземной Л.: симметричную - конечности работают поочерёдно (за передней лапой всегда следует диагональная от неё задняя, редко наоборот) или попарно (в каждой паре одна передняя и одна задняя конечность) и асимметричную - за поочерёдной или синхронной работой передних лап в движение включаются задние. Первые наземные позвоночные передвигались с помощью симметричной Л.- шага, когда все лапы работают поочерёдно с равными интервалами. Потребность в более быстрой Л. при несовершенстве самого аппарата движения привела к изменению ритма: интервал в работе диагональных конечностей уменьшился, а односторонних увеличился - появились рысеобразный шаг, а затем и рысь с её в унисон работающими диагональными конечностями. Лишь при коренном усовершенствовании двигательного аппарата (это совпало с появлением млекопитающих) развились иноходь, при к-рой в унисон работают конечности одной стороны, и асимметричная Л., более эффективная и скоростная, чем симметричная. Так возник четвероногий рикошет; от него произошёл галоп - наиболее прогрессивная Л., характерная для млекопитающих. относятся плавание, полёт, различные виды наземного передвижения (в т. ч. ходьба и бег человека). Л. играет огромную роль в жизни животных: передвигаясь, они ищут пищу, спасаются от врагов и т. п. Существует много способов Л.- от простейшего амебоидного движения нек-рых одноклеточных до сложных локомоторных актов (см. Движения). Типы Л. менялись и усложнялись в процессе эволюции животных, во многом определяя и особенности их строения. Появление новых типов Л. связано с совершенствованием двигат. аппарата, органов чувств и особенно центр, нервной системы. Наиболее сложна и многообразна Л. у позвоночных - яркий пример взаимосвязи формы и функции в эволюции (рис.): плавание, полёт, планирование, лазание, прыгание, брахиация (или качание на руках), хождение и бег на 4 или 2 ногах. Различные аллюры, или походки (шаг, рысь, иноходь, четырёхногий или двуногий рикошет, галоп), в отличие от способов Л., определяются не строением двигат. аппарата, а различиями в координации работы конечностей. Исключит, важную роль сыграло изменение Л. в процессе превращения обезьяны в человека. Лазание по деревьям способствовало формированию хватательных органов - рук, переход к прямохождению освободил их для использования в качестве органов труда.

Лит.: Бернштейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966; Суханов В. Б., Общая система симметричной локомоции наземных позвоночных и особенности передвижения низших тетрапод, М., 1966; Гам- бар ян П. П., Бег млекопитающих. Прп- способительные особенности органов движения, Л., 1972; Гранит Р., Основы регуляции движений, пер. с англ., М., 1973;

Но well А. В., Speed in animals, СЫ.„ 1944; Gray J., Animal locomotion, L., 1968. В. Б. Суханов.

ЛОКОН АНЬЕЗИ, плоская кривая 3-го порядка; см. Линия.

ЛОКОТЬ в России, мера длины, упоминаемая в лит. памятниках с 11 в. Соответствовала примерно длине локтевой кости и равнялась 455-4/5 мм. С 16 в. Л. постепенно вытесняется ар- гиином.

ЛОКОТЬ, посёлок гор. типа, центр Брасовского р-на Брянской обл. РСФСР. Расположен в 3 км от ж.-д. ст. Брасово (на линии Брянск - Льгов). 10 тыс. жит. (1970). Станкостроит. и спиртовой з-ды, мебельная ф-ка. С.-х. техникум.

ЛОКРИДА (греч. Lokris), в древности область Центр. Греции, населённая племенами локров. Состояла из двух частей, отделённых одна от другой терр. Фокиды и Дориды: на юж. берегу Эвбейского прол. и Малийского зал. жили локры опунтские и эпикнемидские, на сев. берегу Коринфского зал.- локры озольские. Наиболее известные города Л.: Навпакт и Амфисса в Л. Озольской, Опунт. Опунтские локры в 7 в. до н. э. основали в Юж. Италии колонию Локры Эпизефирские. Л. была одной из самых отсталых областей Греции, а её отд. терр. часто попадали в зависимость от Афин, Фив, Этолийского союза и др. греч. гос-в. Во 2 в. до н. э. общины Л. объединились в Локридский союз, распущенный римлянами в 146 до н. э.

ЛОКСА, посёлок гор. типа в Харью- ском р-не Эст. ССР. Расположен на побережье Финского зал. у впадения в него р. Валгейыги, в 40 км к С.-В. от ж.-д. ст. Кехра (на линии Таллин - Тапа) и в 60 км к В. от Таллина. 3 тыс. жит. (1970). Судоремонтный и кирпичный з-ды.

ЛОКСОДРОМИЯ, локсодрома (от греч. loxos - косой и dromos - бег, путь), линия на сфере или к.-л. другой поверхности вращения, пересекающая все меридианы под постоянным углом К (рис.). Л. и ортодромия на сфере введены и изучены в 1624 В. Снелли- усом. На сфере и сжатом эллипсоиде вращения при К = 0° и К = 180° Л. совпадает с меридианом, при К = ±90°- с географич. параллелью; в др. случаях Л. имеет вид спирали: делая бесконечное множество витков по поверхности, неограниченно приближается к её полюсам. На картах в Меркатора проекции все Л. изображаются прямыми линиями. Локсодромия на сфере, пересекающая все меридианы под углом К ='70°. Л. широко используется в морской навигации и в аэронавигации, вде угол К трактуется как истинный курс корабля или самолёта. Применение Л. вместо ортодромии, представляющей кратчайшее расстояние между двумя точками сферы, вызвано практич. удобствами управления судном или самолётом, хотя в этом случае путь оказывается длиннее. При К =^ 0° (или 180°) разность длин Л. и ортодромии, соединяющих две заданные точки, пропорциональна расстоянию между этими точками и удалению от экватора. Л. иногда используют в сфе- роидич. геодезии. Широким обобщением Л. являются изогональные траектории заданного семейства кривых на произвольных поверхностях.

Лит.: Каврайский В. В., Избр. труды, т. 2, в. 2, [М.], 1959. Г. Л. Мещеряков.

ЛОКТЕВ Константин Борисович (р. 16.6. 1933, Москва), советский спортсмен-хоккеист, засл. мастер спорта (1964), офицер Сов. Армии, тренер. Чл. КПСС с 1963. Многократный чемпион СССР (10 раз в 1955-66), мира (1964-66), Европы (1958-60, 1964-66), чемпион зимних Олимпийских игр (1964). В 1957-66 играл в составе команды ЦСКА и сборной СССР в одном звене с В. В. Александровым и А. Д. Альметовым, засл. мастерами спорта, неоднократными чемпионами СССР, Европы и мира, чемпионами Олимпийских игр. Это звено, отличавшееся совершенной техникой и тактич. мастерством, вошло в историю совр. хоккея под символич. названием "гроссмейстерская тройка". Л. награждён орденом "Знак Почёта" и медалями.

ЛОКТЕВОЙ СУСТАВ, сложное, подвижное соединение костей плеча и предплечья человека. Образован сочленением плечевой, локтевой и лучевой костей и фактически состоит из трёх суставов: плечелоктевого, плечелучевого и прокси- мального (верхнего) лучелоктевого суставов; эти сочленения имеют единые суставные полость и капсулу. Анатомич. особенности строения сочленяющихся поверхностей костей определяют характер движений в Л. с. Комбинация блоковид- ного (плечелоктевого), шаровидного (плечелучевого) и цилиндрического (прокси- мального лучелоктевого) суставов обеспечивает локтевое сгибание и разгибание предплечья, а также вращение лучевой кости и вместе с ней кисти вокруг вертикальной оси, т. е. поворот кисти внутрь и кнаружи. Объём движений в Л. с. составляет приблизительно 140°. Из заболеваний Л. с. наиболее часто встречаются анкилоз, бурсит, вывих и др.

ЛОКТИОНОВ Александр Дмитриевич [11(23).8.1893-28.10.1941], советский военачальник, ген.-полковник (1940). Чл. КПСС с 1921. Род. в с. Верхний Лю- баж, ныне Фатежского р-на Курской обл., в крест, семье. В 1914 призван в армию, окончил школу прапорщиков (1916). Участник 1-й мировой войны 1914-18 - командир роты, батальона, пом. командира полка. В Красной Армии с 1918. Участвовал в Гражд. войне 1918- 1920 на Юж. и Кавк. фронтах - пом. командира полка, командир полка и бригады. Окончил Высшие академич. курсы (1923) и курсы усовершенствования высшего нач. состава (1928). После Гражд. войны командир стрелк. бригады, дивизии и корпуса (1921-33), пом. команд, войсками Белорус, и Харьковского воен. округов по авиации (1933-37), команд, войсками Среднеазиат. воен. округа (1937). В 1937-39 нач. ВВС РККА, в 1939-40 зам. наркома обороны СССР. Затем команд, войсками Прибалт. особого воен. округа (до дек. 1940). Кандидат в чл. ЦК ВКП(б) (1939-40). Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Награждён 2 орденами Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

ЛОКУС (от лат. locus - место) хромосомы, линейный участок хромосомы, занимаемый одним геном. С помощью генетич. и цитологич. методов можно определить локализацию г е- н а, т. е. установить, в какой именно хромосоме расположен данный ген, а также положение его Л. по отношению к Л. др. генов, лежащих в этой же хромосоме (см. Генетические карты хромосом). Как показано на нек-рых микроорганизмах, гены, контролирующие определённую последовательность био- химич. реакций, находятся в соседних Л., причём Л. располагаются в том же порядке, в к-ром протекают реакции биосинтеза; для высших организмов это правило не установлено. Термин "Л." в генетич. лит-ре иногда употребляют как синоним терминов ген и цистрон.

ЛОКЧИМ, Локшма, Л о н г и м а, Л о ч к и м, река в юж. части Коми АССР, лев. приток р. Вычегда. Дл. 272 км (от истока р. Бадью 322 км), пл. басе. 6,6- тыс. км . Питание смешанное, с преобладанием снегового. Ср. расход в 53 км от устья 51,6 м31сек. Замерзает в конце октября - начале ноября, вскрывается в апреле. Сплавная. Судоходна до пристани Лопыдино (153 км).

ЛОКЬЕР (Lockyer) Джозеф Норман (17.5.1836, Рагби,- 16.8.1920, Солкомб- Риджис, графство Девоншир), английский астрофизик. В 1885-1913 директор обсерватории в Юж. Кенсингтоне. Изучал спектр Солнца, солнечные пятна, хромосферу, протуберанцы и корону. В спектре хромосферы и протуберанцев (для изучения к-рых Л. предложил новый метод независимо от франц. астронома П. Жансена) им была найдена (1868) линия гипотетич. элемента - гелия, обнаруженного на Земле в 1895 англ, химиком У. Рамзаем. Исследовал свечение газов при разных давлениях и темп-рах. В 1887 предложил классификацию звёздных спектров, а в 1902 опубликовал "Каталог спектров 470 ярких звёзд". Занимался вопросами эволюции звёзд, однако его идеи оказались ошибочными. В 1869 основал в Лондоне журнал "Nature" и редактировал его в течение 50 лет.

Лит.: С о г t i е A. L., Sir Norman Lockyer. 1836-1920, "The Astrophysical journal", 1921, v._ 53, № 4.

ЛОЛЕЙТ Артур Фердинандович [5(17).6. 1868, Орёл,- 4.6.1933, Москва], советский учёный-строитель, специалист в области железобетонных конструкций. В 1891 окончил Моск. ун-т. С 1892 участвовал в проектировании и строительстве ряда крупных железобетонных сооружений: перехода на Нижегородской выставке (1896), сводов Музея изобразит, искусств в Москве (1898-1912) и др. В 1905 предложил и затем осуществил в натуре безбалочные перекрытия. С 1921 преподавал строит, механику в Моск. высшем технич. уч-ще (проф. с 1923) и с 1932 в Военно-инж. академии им. В. В. Куйбышева курс железобетонных конструкций. С 1927 зам. директора Ин-та сооружений. Л. выдвинул идею (1931), положившую начало разработке теории расчёта прочности железобетонных конструкций по разрушающим усилиям. На основе этой теории разработаны действующие в СССР (с 1938) нормы проектирования железобетонных конструкций.

Соч.: Безбалочные перекрытия, М., 1912; Курс железобетона для строительных техникумов, 2 изд., М - Л., 1928; О подборе сечений железобетонных элементов, по критическим усилиям, М.- Л., 1933

Лит.: Лопатто А. Э., Артур Фердинандович Лолейт. К истории отечественного железобетона, М., 1969. Л. В. Касабьян.

ЛОЛЛАНН (Lolland), остров в Балтийском м., в юж. части архипелага Датских островов. Принадлежит Дании. Пл. 1,2 тыс. км2. Сложен известняками и глинами. Преобладает моренная равнина, в центре и на С.-З. холмы (вые. до 25 м), местами покрытые лесами из бука и дуба. Значит, часть Л. распахана (посевы зерновых и сах. свёклы), густая сеть водоотводных канав и дренажных труб. Обширные мелководья у берегов Л. осушены и защищены дамбами. Соединён с о. Фальстер ж.-д. мостом. Гл. город и порт - Наксков.

ЛОЛЛАРДЫ [англ., ед. ч. lollard, от средненидерл. lollaert(d), букв.- бор-

мочущий (молитвы)], участники крест.- плеоейского движения 14 в. в Англии, а также в нек-рых др. зап.-европ. странах, принявшего характер антикатолич. ереси. Впервые появились в Антверпене ок. 1300. В Англии выступили с нач. 1360-х гг. (проповеди Дж. Балла}, хотя впервые в англ, источниках назв. Л. офиц. употреблено в 1387. Активизации Л. способствовало усиление социальных противоречий во 2-й пол. 14 в. Выступая на улицах селений и рыночных площадях, Л. вслед за Дж. Уиклифом отвергали привилегии католич. церкви и требовали секуляризации её имущества. В то же время Л. значительно усилили социальное звучание своих проповедей. Они резко критиковали несправедливость феод, строя, требовали отмены барщины, десятины и налогов, уравнения сословий. Хотя Л. не выступали с прямым призывом к восстанию, их проповеди помогали нар. массам формулировать конкретные социальные требования. Л. сыграли большую роль в идеологич. подготовке Уота Тайлера восстания 1381, а Дж. Болл стал одним из его вождей. После подавления восстания усилилось преследование Л.; на основе статута 1401 о сожжении еретиков начались их казни. Многие Л. вынуждены были переселиться на континент и в Шотландию. В самой Англии приверженцы Л. сохранились вплоть до нач. 16 в., способствуя подготовке англ. Реформации.

Лит.: Петрушевский Д. М., Восстание Уота Тайлера, 4 изд., М., 1937; Gairdner J., Lallardy and the reformation in England..., v. 1 - 4, L., 1908 - 13. Г. Р. Левин.

ЛОМ, Русенски-Лом, [река на С. Болгарии, прав, приток Дуная. Дл. 197 км, пл. басе. ок. 3 тыс. км2. Истоки в сев. отрогах хр. Стара-Планина, пересекает область холмистых предгорий, ниж. течение - на Нижнедунайской равнине. Весеннее половодье. Вблизи устья - г. Русе. Назв. "Л." носит также др. приток Дуная на С.-З. Болгарии.

ЛОМ, город на С.-З. Болгарии, на Дунае, у впадения в него р. Лом, в Михай- ловградском окр. 30 тыс. жит. (1971). Второй по значению дунайский порт страны. Машиностроение. Сах., мясная, консервная и др. отрасли пром-сти, связанные с переработкой с.-х. сырья. Центр р-на виноградарства и виноделия.

ЛОМ МЕТАЛЛОВ, один из видов вторичного сырья.

ЛОМА, тома, логом а, лоома- г о (самоназвание - лоома, т о о- м а), народ, живущий в Либерии, в верховьях pp. Сент-Пол и Лоффа, а также в Гвинейской Республике. Числ. вместе с банди (гбанди) ок. 370 тыс. чел. (1967, оценка). Язык Л. относится к юж. группе языковой семьи манде. Большинство Л. сохраняет традиц. религ. верования (культ сил природы, культ предков), незначит. часть - мусульмане. Осн. занятие - земледелие (маниок, кукуруза, рис), культивируют также масличную пальму.

ЛОМАКИН Гавриил Якимович (Иоаки- мович) [25.3 (6.4).1812, имение Бори- совка, ныне Курская обл.,-9(21).5.1885, Гатчина], русский хоровой дирижёр и музыкальный деятель. Происходил из крепостных крестьян. Отпущен на волю графом Д. Н. Шереметевым, с 1822 пел в его хоровой капелле, с 1830 преподаватель пения, в 1850-72 руководитель капеллы, с 1874 (после роспуска капеллы) возглавлял муж. хор С. Д. Шереметева. Преподавал также пение в Придворной певч. капелле и др. уч. заведениях Петербурга. Совм. с М. А. Балакиревым осн. Бесплатную музыкальную школу (1862). Автор хоровых сочинений, мето- дич. трудов. Написал "Автобиографические записки" (опубл. посмертно, "Русская старина", 1886, № 3, 5, 6, 8).

Лит.: Л о к ш и н Д. Л., Замечательные русские хоры и их дирижёры, 2 изд., М., 1963.

ЛОМАКО Пётр Фадеевич [р. 29.6(12.7) 1904, г. Темрюк, ныне Краснодарского края], советский гос. и хоз. деятель. Чл. КПСС с 1925. Род. в семье крестьянина-батрака. Окончил Моск. ин-т цветных металлов и золота (1932). В 1932- 1939 работал на предприятиях цветной металлургии (мастер, нач. цеха, директор з-да). В 1939-40 зам. наркома, в 1940-48, 1950-53 и 1954-57 нарком, затем министр цветной металлургии СССР. В 1948-50 и 1953-54 1-й зам. мин. металлургич. пром-сти СССР. В 1957-61 пред. Красноярского СНХ. В 1961-62 зам. пред. Бюро ЦК КПСС по РСФСР. В 1962 пред. Гос. научно- экономич. совета Сов. Мин. СССР. В 1962-65 зам. пред. Сов. Мин. СССР, пред. Госплана СССР. С сент. 1965 министр цветной металлургии СССР. На 19-20-м съездах КПСС избирался канд. в чл. ЦК; на 22-24-м съездах - чл. ЦК КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 2-го, 4-8-го созывов. Награждён 6 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

ЛОМАМИ (Lomami), река в Центр. Африке, в Заире, лев. приток р. Конго (Заир). Дл. ок. 1500 км, пл. басе. 110 тыс. км2. Берёт начало на плато Катанга, течёт на С., глубоко врезаясь в столовые песчаные плато и образуя многочисл. водопады и быстрины. Подъём воды с сентября по апрель, в сезон дождей. Судоходна на 330 км от устья.

СПИСОК КАРТ (в скобках указаны страницы)

Сражение при Кунерсдорфе 1(12).VIII.1759 г. (7), Куньлунь, схема орографии (10), Курганская область (32), Курорты СССР (38), Курская битва. Оборонительное сражение советских войск. Июль 1943 г. (40), Курская битва. Контрнаступление советских войск. Июль -август 1943 г. (41), Курская магнитная аномалия (43), Курская область (32), Кустанайская обл. (33), Остров Кюсю (78), Территориальные изменения по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 г. (79), Лавиноопасные районы СССР (87), Лагос (97), Пролив Ла-Манш (129), Лангобардское королевство (140), Образцы ландшафтных карт равнинных и горных территорий (144), Лаос (153), ^Ла-Пас (159), Море Лаптевых (164), Латвийская ССР (145), Латвийская ССР, экономическая карта (автор В. Р. Пурин) (145), Латинская Америка (210), Лацио (222), Сражение при Левктрах в 371 г. до н. э. (241), Лейпциг (274), Лейпциг (274), Сражение под Лейпцигом 4-7 (16-19) октября 1813 г. (276), Сражение при Лейтене 5 декабря 1757 г. (277), Ленинабадская область(ЗЗ), Ленинград (304), Ленинград, архитектурные памятники (311), Битва за Ленинград. Оборонительные действия советских войск. Июль 1941 - ноябрь 1942 г. (312), Битва за Ленинград. Наступление советских войск под Ленинградом и Новгородом. Январь -февраль 1944 (313), Ленинградская область (305), Сражение при Лесной 28 сентября (9 октября) 1708 г. (356), Лесото (373), Либерия (400), Либерия, экономическая карта (401), Ливан (408), Ливерпул (418), Путешествия Д. Ливингстона и Г. Стэнли (419), Ливия (420), Ливия, экономическая карта (423), Ливонская война 1558 - 1583 гг. (427), Лигурия (432), Лима (443), Лион (478), Липецкая область (537), Лисабон (490), Кругосветное плавание Ф. П. Литке 1826 -1829 гг. (528), Литовская ССР (536), Литовская ССР, экономическая карта (536), Лихтенштейн (572), Лодзинская операция 1914 г. (610), Лод- зинское воеводство (610), Львовская область (537), Магаданская область (537).
1501
ЛОМБАРД, кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества. Впервые Л. был учреждён во Франции при Людовике XI (1461-83) ростовщиками, выходцами из Ломбардии (Италия). В 15 в. Л. появились в Италии, Германии и др. странах. В 19 в. Л. существовали во всех капиталистич. странах, причём большая часть их находилась в руках крупных капиталистов. В 20 в. ломбардное дело концентрируется монополиями, к-рые взимают по ломбардным ссудам высокие проценты и получают большие прибыли, в осн. с малоимущих слоев населения.

В России в 1733 нек-рые ломбардные операции под заклад золотых и серебряных вещей начала выполнять Монетная контора. Казённые Л. были открыты в 1772 в Петербурге и Москве. Развитие сети Л. на акц. началах относится к кон. 19 - нач. 20 вв. В 1917 наряду с акц. Л. насчитывалось 109 муниципальных (городских). С ликвидацией дореволюц. кредитных учреждений в 1918 были упразднены старые Л. В 1922-23 в СССР созданы гос. Л.- хозрасчётные предприятия, находящиеся в ведении местных Советов в системе учреждений бытового обслуживания. Их задачи: предоставление населению за небольшую плату возможности хранения предметов личного пользования и домашнего потребления, а также получения ссуд под залог этих предметов. Принятое имущество страхуется за счёт залогодателя. Размер ссуды может достигать 75% оценки закладываемых вещей, а по драгоценным металлам и камням, жемчугу, золотым часам - 90% . Установлены предельный размер ссуды, к-рая может быть выдана одному лицу, величина процентов по ссудам, срок ссуд. Объём выданных трудящимся кредитов за 1972 составил ок. 40 млн. руб. Л. предоставлено право пользоваться для развития своих операций банковским кредитом. А. К. Биркин.

ЛОМБАРДИЯ (Lombardia), адм. область в Сев. Италии, самая крупная по площади и населению в стране. Включает 9 провинций: Бергамо, Бреша, Варесе, Кремона, Комо, Мантуя, Милан, Павия, Сондрио. Пл. 23,8 тыс. км2. Нас. 8,4 млн. чел. (1970). Гл. город - Милан.

В сев. части области-Ломбардские Альпы (вые. до 4049 м в массиве Бернина) и Предальпы, остальная часть - Паданская равнина. Гл. речная артерия Л.- судоходная р. По (её притоки Тичино, Адда, Ольо и др. богаты гидроэнерго-ресурсами). Крупные озёра: Гарда, Лаго-Маджоре, Комо.

Л. - наиболее экономически развитая область Италии. Охватывает 1/5 пром. предприятий и почти 1/3 занятых в обще-итал. пром-сти; её ядро - Миланский пром. р-н с развитыми машиностроением (радиоэлектронное, электротехнич., энергосиловое оборудование, станки, приборы, автомобили, самолёты и др.), металлургией (1/3 выплавки стали в стране), хим. пром-стью (минер, удобрения, красители, синтетич. каучук, пластмассы и др.), текст., швейной, пищ. пром-стью. Л. - осн. с.-х. р-н страны. Б. ч. товарной продукции сосредоточена в крупных капиталистич. х-вах. Из общей площади продуктивных земель (ок. 2 млн. га) 49,1% - пашня, 20,4% - луга и пастбища, 2,3% - сады и виноградники, 24,8% - леса. Осн. культуры: кукуруза (сбор 1,2 млн. т в 1970), пшеница (968 тыс. т), рис (279 тыс. т); значит, посевы кормовых культур; огородничество. Животноводство преим. молочного направления (1,9 млн. голов кр. рог. скота). Т. А. Галкина. Древнее название Л. - Инсубрия, по кельтскому племени инсубров. Во 2 в. до н. э. завоёвана Римом. В 5-7 вв. н. э. подверглась нападениям остготов, Византии, лангобардов (от к-рых и произошло назв. Л.). В 8 в. вошла в состав империи Каролингов, в 10 в.- "Священной Рим. империи". 11 - 13 вв.- расцвет самоуправляющихся коммун в Л., 14-15 вв.- установление в ломбардских городах ти-ранич. режимов. С 16 в. Л. под властью испанских, с нач. 18 в.- австр. Габсбургов. В период наполеоновского господства в Италии Л. входила с 1797 в состав Цизальпинской республики, с 1802 - Итал. республики, преобразованной в 1805 в Итал. королевство, в 1815- 1859 - в находившееся под австр. господством Ломбардо-Венецианское королевство. В 1859 вошла в состав формировавшегося единого итал. гос-ва. Во время 2-й мировой войны 1939-45 Л.- крупнейший центр Сопротивления, после войны - рабочего и демократич. движения в Италии.

ЛОМБАРДО, Л о м б а р д и (Lombardo, Lombardi), семья итальянских архитекторов и скульпторов. П ь е т р о Л. (ок. 1435, сел. Карона, Тессин, Швейцария,- июнь 1515, Венеция) был ведущим зодчим и скульптором венецианского Раннего Возрождения. Его постройки выделяются праздничной лёгкостью, к-рая подчёркивается живописным изяществом ордерных членений фасада, применением цветных мраморов и богатого пластич. убранства (церковь Санта-Ма-рия деи Мираколи, 1481-89, илл. см. т. 4, табл. XLVIII, стр. 496-497; Палаццо Вендрамин-Калерджи, 1504-09; участие в стр-ве Скуола Гранде ди Сан-Марко, 1488-90, и декорации интерьеров Дворца дожей). Спокойной гармонией наделены исполненные Пьетро Л. надгробия дожей (Мочениго, 1476-81; Вендра-мин, 1493; оба - в церкви Санти-Джованни э Паоло). Большинство скульпт. произв. Пьетро Л. создано им совместно с сыновьями Т у л л и о Л. (ок. 1455, Венеция,-17.11.1532, там же), к самостоят, работам к-рого принадлежат рельефы на темы из жизни св. Антония в церкви Сант-Антонио в Падуе (1500- 1502), надгробие Гвидо Гвидарелли (1525, Пинакотека Академии изящных иск-в, Равенна), иАнтонио Л. [ок. 1458, Венеция,- ок. 1516, Феррара (?)], к-рый был также автором пластич. декорации замка Беллозгуардо близ Феррары (ок. 1508; мраморные рельефы из замка частично в Эрмитаже, Ленинград). Лит.: Р 1 a n i s с i g L., Piotro, Tullio und Antonio Lombardo, "Jahrbuch der kunst-historischen Sammlungen in Wien", neue Folge, 1937, Bd 11, S. 87-115.

ЛОМБАРДО ТОЛЕДАНО (Lombardo Toledano) Висенте (16.7.1894, Тесьютлан,-16.11.1968, Мехико), деятель мексиканского и международного рабочего движения. В 1919 окончил факультет права мекс. нац. ун-та, в 1919-33 проф. ун-та. В 1923 губернатор штата Пуэбла. В 1926-28 деп. конгресса Мексики. В нач. 30-х гг. Л. Т. организовал ряд мекс. нац. профсоюзов, в 1936 - рабочий ун-т Мексики. В 1936-40 ген. секретарь Конфедерации трудящихся Мексики. В 1938-63 пред. Конфедерации трудящихся Латинской Америки. В 1945-65 вице-пред. ВФП. Основатель и идеолог Социалистич. нар. партии Мексики (осн. в 1948, до 1960 наз. Нар. партией Мексики). Был чл. Нац. к-та сторонников мира Мексики, с 1950 чл. Всемирного Совета Мира. С 1964 деп. конгресса. Автор ряда работ по политич. и социальным вопросам.

ЛОМБАРДО-ВЕНЕЦИАНСКОЕ КОРОЛЕВСТВО, образовано в 1815 австр. монархией из сев.-итал. областей Ломбардия и Венеция, переданных Австрии Венским конгрессом 1814-15. Управлялось вице-королём как австр. владение. Австр. власти препятствовали развитию экономики и культуры в Л.-В. к., установили режим жестоких полицейских преследований. Л.-В. к. было одним из важных центров нац.-освободит, борьбы итал. народа в эпоху Ри-сорджименто. В результате австро-итало-французской войны 1859 Австрия потеряла Ломбардию, австро-итальянской войны 1866 - Венецию; обе области вошли в состав единого Итал. королевства.

ЛОМБАРДСКАЯ ЛИГА (итал. Lega Lombarda), союз городов Ломбардии (Сев. Италия) 12-13 вв., созданный в ходе их борьбы за свою независимость с императорами "Священной Рим. империи". Л. л. окончательно была оформлена в дек. 1167 (сроком на 20 лет) в составе 16 городов (Падуя, Милан, Венеция, Мантуя, Пьяченца, Верона, Виченца, Бергамо, Кремона, Тревизо, Феррара, Бреша, Лоди, Парма, Модена, Болонья; в дальнейшем состав Л. л. не был постоянным). Рим. папа и сицилийский король поддерживали Л. л. В 1176 ополчение Л. л. разгромило при Леньяно конницу имп. Фридриха I Барбароссы, стремившегося установить в городах Сев. Италии своё господство. По истечении срока перемирия (с 1177) между Фридрихом I Барбароссой и Л. л. был заключён в 1183 Констанцский мир, по к-рому император признал фактическую самостоятельность ломбардских городов и существование Л. л. В 1198 Л. л. была возобновлена лишь номинально (на 30 лет). Однако попытка имп. Фридриха II подчинить Сев. Италию своей неогранич. власти побудила ряд городов (Болонью, Брешу, Мантую, Бергамо, Турин, Ви-ченцу, Падую, Тревизо) во главе с Миланом в марте 1226 возродить (на 25 лет) Л. л. (т. н. 2-я Л. л.), в к-рую вскоре вступили и др. итал. коммуны. Несмотря на поражение войск Л. л. в ноябре 1237 при Кортенуова, сопротивление городов Л. л. натиску императора усилилось (героич. оборона Бреши в 1238); завоеват. планы Фридриха II потерпели крах. Со 2-й пол. 13 в. Л. л. больше не возобновлялась. М. Л. Абрамсон.

ЛОМБАРДСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, часть Паданской равнины на С. Италии, в пределах Ломбардии. Вые. от 300- 400 м у подножий Альп до 20-50 м в долине р. По. Сложена преим. речным аллювием и отложениями талых вод древних ледников. Значит, площадь занимают поселения, пашни и сады. На Л. н. - крупный город Милан.

ЛОМБАРДСКАЯ ШКОЛА, художественная школа Сев. Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 вв. Превращение христианства в офиц. религию лангобардов способствовало возникновению самостоят, школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с криптой, благодаря к-рой алтарная часть оказывается приподнятой относительно нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских церквей Л. ш. характерны также строгое ритмич. членение интерьера, подчёркнутое конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонич. декор наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (т. н. карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство - 11-12 вв., илл. см. т. 11, стр. 33; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 в., илл. см. т. 4, стр. 539). Пышно расцветает иск-во резьбы по камню, где орнаментально-плоскостное узорочье, ещё проникнутое традициями звериного стиля, к 12 в. сменяется более объёмными композициями, включающими многочисленные жанрово-аллегорич., светские по духу мотивы (творчество мастеров Николае, Бенедетто Антелами и др.). Образы готнч. архитектуры получают на ломбардской почве своеобразную, подчёркнуто статич. интерпретацию, зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Л. ш. (арх. Филарете, Г. Солари, Дж. А. Ама-део) отличаются обилием нарядных декоративных вставок; получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архит. композиции, особенно в раннем ("миланском") периоде творчества Браманте.

Джованнино де Г р а с с и. "Олень и пантера". Серебряный карандаш, гуашь, белила. Конец 14 в. Городская библиотека. Бергамо.

Капитель с изображением грифона(фрагмент). Камень. 12 в. Церковь Сан-Микеле. Павия.

Живопись ломбардского треченто и раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (т. н. интернац.) готики, отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных "гербариях" и "лечебниках" и анималнстич. рисунки Джованнино де Грасси). Значит, роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й пол. 15 в. в живописи Л. ш. усиливаются влияния флорентийского йск-ва и творчества Мантеньи; в произв. мастеров этого времени преобладают пластич. ясность композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим становится воздействие иск-ва Леонардо да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Лунни, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.). Сочетание традиций ломбардского кватроченто с венецианскими и сев. влияниями приводит во 2-й четв. 16 в. к возникновению отдельной брешанской школы. На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутр. единство Л. ш. утрачивается.

Лит.: L'arte lombarda, Mil. (ежегодник, выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1 - 2, New Haven. 1917; Arslan E., Architetti e sculto-ri del quattrocento, Como, 1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, I); Т о e s с a P., La pit-tura e la miniatura nella Lombardia. Torino, 1966. М. Н. Соколов.

ЛОМБАРДСКИЕ АЛЬПЫ, собирательное название горных хребтов и массивов Альп гл. обр. в пределах адм. области Ломбардия в Италии. Включают юж. часть Ретийских Альп (массив Бернина вые. до 4049 м), массивы Ортлес, Адамелло. Южнее продольной долины Вальтеллина с р. Адда расположены Бергамские Альпы (Ломбардские Предальпы) и крупные озёра Лаго-Маджоре, Комо, Изео, Гарда.

ЛОМБАРДСКИЙ ОРЕХ (Corylus maxima), кустарник или дерево рода лещины сем. лещиновых. Л. о. дико растёт на Балканском п-ове и на Ю.-В. Европы. Культивируют его как плодовое, изредка как декоративное растение в Европе, М. Азии (Турция) и Сев. Америке, в СССР разводят в Крыму и Закавказье. В культуре известен со времён Др. Греции и Рима как орехоплодное растение. Имеется много культурных сортов. Орехи крупные, напоминают по вкусу миндаль, содержат 50-60% жира, ок. 15% белка; используются в кондитерской и пищевой пром-сти.

ЛОМБЛЕН (Lomblen), Л о м б л е м, остров в составе М. Зондских о-вов. Принадлежит Индонезии. Пл. ок. 1,3 тыс. км2. Преобладают горы вые. до 1644 м (вулкан Сирунг) и возвышенности. Климат субэкваториальный муссонный, осадков ок. 1000 мм в год. Заросли аланг-аланга, небольшие массивы эвкалиптовых и тиковых лесов, рощи кокосовых пальм. Тропич. земледелие, рыболовство. На Л.- гг. Балаурин, Лабала.

ЛОМБОК (Lombok), остров в составе М. Зондских о-вов. Принадлежит Индонезии. Пл. 5435 км2(по др. данным, 4729 км2). На С.- горы с вулканом Ринджани (3726 л), в ср. части - холмистые равнины, на Ю.- известняковое плато вые. до 716 м. Климат субэкваториальный муссонный, влажный сезон с октября по март (лето Юж. полушария). Преобладают саванны и редколесья, леса сохранились высоко в горах. Возделываются рис, кофе, соя, арахис, табак. Месторождения свинцовых и цинковых руд. Гл. город - Матарам.

ЛОМБРОЗИАНСТВО, термин, применяемый иногда для обозначения антропологической школы уголовного права, родоначальником к-рой считается итал. учёный Ч. Ломброзо. В бурж. криминологии 19 - нач. 20 вв. наибольшее развитие получили биокриминологич. течения Л., объяснявшие причины преступности преимущественно биологич. факторами.

ЛОМБРОЗО (Lombroso) Чезаре (6.11. 1835, Верона,-9.10.1909, Турин, Италия), итальянский судебный психиатр и антрополог, родоначальник антропологич. направления в бурж. криминологии и уголовном праве (см. Антропологическая школа уголовного права). Окончил в 1858 ун-т в Павии, с 1862 проф. этого ун-та, с 1896 проф. Туринского ун-та. Л. объявил преступление естеств. явлением, подобным рождению или смерти. Л. принадлежит теория т. н. прирождённого преступника, согласно к-рой преступниками не становятся, а рождаются. Он разработал систему признаков "прирождённого преступника", выявив к-рые, якобы можно решить, является ли обследуемый человек преступником. К фи-зич. признакам (стигматам), характеризующим преступника, Л. относил, напр., сплющенный нос, редкую бороду, низкий лоб и т. д., характерные, по его мнению, для "примитивного человека и животных". Если в первых работах Л. уделял осн. внимание биопсихологич. факторам преступности, то в более поздних трудах он признал важную роль и социологич. причин преступности. Это дало основание называть теорию Л. биосоциологической. Несмотря на то что первые же проверки выводов Л. показали научную несостоятельность его утверждений, они продолжит, время сохраняли ведущее положение в бурж. криминологии.

Соч.: L'uomo delinquente, v. 1 - 3, 5 ed., Torino, 1896-97; в рус. пер.- Новейшие успехи науки о преступнике, СПБ, 1892.

Лит.: Решетников ф. ф., Уголовное право буржуазных стран, М., 1966.

ЛОМЕ (Lome), столица Того, политич., экономич. и культурный центр страны. Глубоководный порт на побережье Гвинейского зал. Климат экваториальный. Ср. темп-pa самых жарких месяцев (март - апр.) 31 °С, самых прохладных (июль - август) 23 °С; осадков 775 мм в год. Ок. 200 тыс. жит. (1973). Орган самоуправления Л. - муницип. совет, возглавляемый мэром. Л. осн. в кон. 19 в. на месте существовавшего здесь с 20-х гг. 18 в. одного из поселений народа эве. В 1897 стал центром герм, протектората Того. После 1-й мировой войны 1914-18 адм. центр подмандатной, после 2-й мировой войны 1939-45- подопечной терр. Того, управлявшейся Францией. Со времени провозглашения независимости Того (27 апр. 1960) столица Тоголезской Республики. Ж.-д. станция. Узел шосс. дорог. Аэродром между-нар. значения. 3-ды по обработке мрамора, очистке хлопка, пивоваренный, обув, и текст, ф-ки и др. небольшие предприятия. Вывоз фосфоритов, мрамора, кофе, какао, хлопка, пальмовых продуктов. Живописно расположенный город богат зеленью, от океана отделён широкой полосой песчаных пляжей и пальмовыми рощами. На 3.-адм. и обществ, здания: Дом партии, Дворец президента, все 1960 - нач. 1970-х гг.; собор (нач. 20 в.), монумент Независимости (бетон, 1960, арх. и скульптор Ж. Кустер). В сев. части Л.- гор. больница. На В.- торг, и деловой центр, застроенные глинобитными домами кварталы африканцев. В Л. находятся Нац. ин-т науч. исследований, Нац. б-ка, ун-т (осн. в 1965 как колледж, статус ун-та получил в 1970), адм. школа, технич. колледж, мед. школа. В уч. заведениях и при просветит, орг-циях существуют любительские театр, коллективы. С 1970 проводятся смотры-фестивали драматич. иск-ва и нар. песни.

ЛОМЖА (Lomza), город на С.-В. Польши, в Белостокском воеводстве, на р. На-рев. 26,4 тыс. жит. (1972). Предприятия пищ. пром-сти, льнозавод, хл.-бум. ф-ка (с 1971). Строится (1973) шёлковая ф-ка.

ЛОМИДЗЕ Георгий Иосифович [р. 28.7 (10.8).1914, Тбилиси], советский литературовед, чл.-корр. АН СССР (1972). Чл. КПСС с 1942. Окониил Лит. ин-т им. М. Горького (1947). С 1955 зав. сектором истории сов. лит-ры Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького. Печататься начал в 1935. Доктор филологии, наук (1960); профессор Академии обществ, наук при ЦК КПСС (1965). Автор книг: "К социалистииескому реализму в литературе" (1952), "Единство и многообразие" (1957, 2 изд. 1960), "В поисках нового" (1963), "Теоретические проблемы развития советской литературы" (1964), "Интернациональный пафос советской литературы. Размышления, оценки, спор" (2 перераб. изд., 1970), поев, проблемам развития лит-р народов СССР.

ЛОМИНАДЗЕ Виссарион Виссарионович (6. 6. 1897-1935), советский парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с марта 1917. Род. в Кутаиси в семье учителя. С 1913 участвовал в работе студенческих с.-д. орг-ций (Кутаиси, Петербург). С апр. 1917 работал в Воен. орг-ции Петерб. к-та РСДРП(б). С авг. 1917 секретарь Кутаисского к-та партии; летом 1918 арестовывался меньшевистскими властями. В 1918-19 пред. Тбилисского к-та, в 1919-20 чл. Бакинского к-та РКП(б), ил. Президиума ЦК КП Азербайджана, ил. исполкома Бакинского совета. В 1920-21 ил. бюро Орловского губкома РКП(б). В 1921-22 парт, организатор Выборгского р-на в Петрограде, участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа. В 1922-24 секретарь ЦК КП Грузии. В 1924-25 слушатель курсов марксизма при Коммунистич. академии. В 1925-29 работал в Коминтерне; в 1925-26 секретарь Исполкома КИМ, чл. бюро ЦК ВЛКСМ. В 1929 зав. агитпропотделом Нижегородского губкома партии. В 1930 1-й секретарь Заккрайкома ВКП(б). В 1931-32 нач. н.-и. сектора Наркомснаба СССР. В 1932-33 парторг маш.-строит, з-да в Москве. С авг. 1933 секретарь Магнитогорского горкома ВКП(б). Делегат 10-17-го съездов партии; на 14-15-м съездах избирался канд. в чл. ЦК, на 16-м - чл. ЦК ВКП(б). Награждён орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

ЛОМИНЦЕВСКИЙ, посёлок гор. типа в Щёкинском р-не Тульской обл. РСФСР. Расположен в 12 км от г. Щёкино. Добыча угля (Подмосковный угольный басе.), филиал Моск. швейной ф-ки.

ЛОМНИЦА, река в Ивано-Франков-ской обл. УССР, прав, приток р. Днестр. Дл. 122 км, пл. басе. 1530 км2. Берёт начало в хр. Горганы (Вост. Карпаты). В верховьях бурная горная река. Питание смешанное, с преобладанием дождевого. Ср. расход 28 м3/сек, наибольший 850 м3/сек. Ледостав от 23 до 114 су т. В Л. водится ручьевая форель. На Л. Перегинская ГЭС.

ЛОМНИЦКИЙ (Lomnicki) Тадеуш (р. 18.7.1927, Подгайцы, ныне УССР), польский актёр. Чл. ПОРП с 1953. В 1947 окончил студию при "Театре Стары" (Краков). Работал в театрах Кракова, Катовице, Варшавы (с 1955 - актёр "Театра Вспулчесны"). В 1951-53 учился на режиссёрском отделении Высшей школы театрального и киноиск-ва (с 1969 преподаватель этой школы, с 1971 ректор). С 1946 снимается в кино. Творчество Л. продолжает лучшие традиции польск. реалистич. театра. Среди ролей: в театре - Кордиан ("Кордиан" Словацкого), Глумов ["На всякого мудреца довольно простоты" (на польск. сцене-"Записки подлеца") Островского], Артуро ("Карьера Артуро Уи" Брехта), Ян ("Первый день свободы" Кручковского; эта же роль в кино, 1969) и др.; в кино - Стах ("Поколение", 1954), пан Володыевский ("Пан Володыевский", 1969; Золотая медаль на Междунар. кинофестивале в Москве) и др. Автор пьес "Ной и его зверинец", "Плевел и пшеница" и киносценариев. Гос. пр. ПНР (1968).

ЛОМНИЦКИ-ШТИТ (Lomnicky Stit), вершина в Татрах (Зап. Карпаты) на терр. Чехословакии. Вые. 2632 м. Сложена гранодиоритами. На Л.-самая высокая метеорологич. обсерватория в Карпатах.

ЛОМОВАТКА, посёлок гор. типа в Ворошиловградской обл. УССР. Ж.-д. станция (на линии Дебальцево - Камышеваха). Щебёночный з-д.

ЛОМОВКА, посёлок гор. типа в Башкирской АССР. Расположен на р. Белая (приток Камы), в 3 км от г. Белорецк. Жители посёлка работают гл. обр. на Белорецком металлургич. комбинате.

ЛОМОВ-ОППОКОВ Георгий Ипполитович (парт, псевд.- Афанасий, Жорж; лит. псевд.- А. Ломов) [24.1(5.2). 1888-30.12.1938], советский гос. и парт, деятель. Чл. Род. в Саратове в дворянской семье.Коммунистич. партии с 1903.

Г. И. Ломов-Оппоков.

М. В. Ломоносов.

В 1913 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 1905-07 вёл парт, работу в Саратове, Петербурге, Иваново-Вознесенске, чл. местных к-тов РСДРП. В 1908-09 чл. Моск. окр. к-та, затем секретарь Петерб. к-та партии; нек-рое время примыкал к отзовистам. В 1910 сослан в Архангельскую губ., в 1916 - в Вост. Сибирь. После Февр. революции 1917 чл. Моск. обл.бюро и МК РСДРП(б), зам. пред. Моссовета. Делегат 6-го съезда партии (1917), избр. канд. в чл. ЦК РСДРП(б).В окт. дни 1917-в Петрограде, затем чл. Моск. ВРК. В первом составе СНК нарком юстиции. В период дискуссии о Брестском мире 1918 "левый коммунист". В 1918-21 чл. Президиума и зам. пред. ВСНХ, в 1921-23 чл. Сиббюро ЦК РКП(б), чл. Сибревкома, пред. Сибпромбюро ВСНХ; чл. Уралбюро ЦК РКП(б), пред. Уралэкономсовета. С кон. 1923 пред. Нефтесиндиката, чл. Президиума ВСНХ СССР, чл. МК РКП(б) и Моссовета. В 1926-29 пред, правления "Донуголь", чл. Политбюро ЦК КП(б)У. С 1929 чл. Президиума ВСНХ СССР. В 1931-33 зам. пред. Госплана СССР. Делегат 7-12-го и 14-17-го съездов партии; на 7-м и 14-м съездах избирался канд. в чл. ЦК партии, на 15-м и 16-м съездах - чл. ЦК ВКП(б), на 17-м съезде - чл. Комиссии сов. контроля (КСК). В 1934-37 чл. Бюро КСК. Чл. ЦИК всех созывов.

Лит.: Смирнов Л., В головном отряде, в сб.: Партия шагает в революцию, 2 изд., М., 1969.

ЛОМОНОС (Clematis), род растений сем. лютиковых. Многолетние травы или деревянистые растения с вьющимися, лазящими или прямыми стеблями и супротивными простыми, тройчато-рассечёнными или сложноперистыми листьями. Цветки одиночные или в соцветиях. Околоцветник б. ч. из 4, реже 5-8 лепестковидных чашелистиков; иногда имеются лепестковидные стаминодии (видоизменённые тычинки).

Ломонос виноградолистный: а - ветка с цветками; б - продольный разрез цветка; в - плод.

Тычинок и плодолистиков много. Плод - многоорешек; орешки с длинными перистоволосистыми носиками. Св. 250 видов в умеренных и тёплых обл. В СССР 18 видов, преим. в юж. р-нах; растут среди кустарников, по опушкам, светлым лесам, склонам, б. ч. в долинах рек. Л. прямой (С. recta) - многолетник с прямыми стеблями и крупными белыми или желтоватыми цветками, встречается в ср. и юж. полосе Европ. части. Л. виноградолистный (С. vitalba) - лазящий кустарник с желтоватыми опушёнными цветками, растёт в Крыму и на Кавказе. Листья и цветки обоих видов обладают бактерицидными и фунгицидными свойствами, ядовиты. Мн. виды используются как декоративные для озеленения балконов, беседок, стен и т. п. В род Л. часто включают род княжик. Т. В. Егорова.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич [8(19).11.1711-4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедич. знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников фи-зич. химии, поэт, заложивший основы совр. рус. литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Л. родился в дер. Денисовка (ныне с. Ломоносо