загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

льшое влияние на муз. культуру Вильнюса оказал живший здесь композитор С. Монюш- ко. В 1873-1915 (с перерывом) функционирует Вильнюсское отделение Рус. муз. об-ва, учредившее Вильнюсскую муз. школу (существовала в 1873-1915). В 19 в. при дворах литов. знати имелись оркестры, оркестровые школы, работали литов. проф. композиторы и органисты Ю. Калвайтис, М. Рацяви- чюс-Рачас, Ю. Дрыя-Висоцкис.

Формирование литов. проф. музыки тесно связано с нац.-освободит, движением. Получили распространение нар. хоровые коллективы. В местечках и деревнях устраивались т. н. "сарайные" вечера (представления проводились в сараях), на к-рых также исполнялась литов. хоровая музыка. В Петербурге, Одессе, Риге, Варшаве, Москве, а также во мн. городах Л., особенно во время Революции 1905-07, создавались хоры при литов. культурных об-вах. Известные организаторы хоров - С. Шимкус, А. Ясенаускас, Ю. Неймонтас, В. Видунас и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. законченное проф. образование литовцы могли получить только вне Л. В 1906 силами об-ва "Вильняус канклес" ставится первая нац. опера "Бируте" М. Петраускаса, в творчестве к-рого наряду с оперой рождаются нац. оперетта и литов. революц. песни. М. К. Чюрленису, выдающемуся литов. живописцу, принадлежат первые нац. симф. поэмы ("В лесу", 1901; "Море", 1907), квартет, произв. для фп. и органа. Литов. хоровой репертуар создавали органист и педагог Ю. Науялис, хоровые дирижёры Ч. Саснаускас, Петраус- кас. Вместе с классиками литов. музыки Чюрленисом, Ю. Груодисом и Шимкусом они заложили основы проф. музыки.

В годы 1-й мировой войны 1914-18 муз. жизнь Л. замирает. В декабре 1918 при Врем, революц. рабоче-крест. пр-ве была образована муз. коллегия Нарком- проса (Ю. Таллат-Келпша, К. Галкаус- кас и др.), начавшая активную органи- -зац. деятельность.

В период бурж. диктатуры муз. иск-во развивалось благодаря усилиям прогрессивно настроенных муз. деятелей. В трудных условиях протекала муз. жизнь Вильнюса, оккупированного бурж. Польшей; гл. центром литов. музыки становится Каунас. В 1920 здесь основана оперная труппа; в 1925 она была объединена с драматич. и балетной. С концертами выступали оркестры - театра, Каунасского радио (осн. 1926), им. В. Кудирки (осн. 1934), Филармонич. об-ва. В 1919 создаётся Каунасское муз. уч-ще (с 1933- консерватория), в 1924 - Клайпедское муз. уч-ще. В 1924 в Каунасе состоялся первый массовый праздник песни (2-й- 1928; 3-й - 1930).

Деятельность театра стимулировала появление нац. опер - "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Ю. Карнави- чюса, "Три талисмана" А. Рачюнаса (1936), "Эгле - королева ужей" Петраускаса и И. Дамбраускаса (1939), а также балетов (см. раздел Танец. Балет). В творчестве Груодиса, развивающего традиции Чюрлениса, кристаллизуются принципы литов. симфонизма, тесно связанного с фольклором. Создаются камерные произв., в т. ч. струнный квартет Карнавичюса, песни Таллат-Келп- ши. Хоровая музыка заняла большое место в творчестве Шимкуса, А. Кача- наускаса, Ю. Каросаса, Ю. Жилявичюса, Н. Мартинониса и др.

После восстановления Сов. власти (1940) в Вильнюсе открываются Филармония (включает симф. оркестр, хор, ансамбль нар. песни и танца), Дом нар. творчества, муз.-учебные заведения. Для руководства творч. работой композиторов был создан организационный комитет.

Во время фаш. оккупации муз. жизнь приостановилась. Из эвакуировавшихся деятелей иск-в в Переславле-Залесском были организованы Гос. художеств, ансамбли Литов. ССР (1942-44).

После освобождения Л. Сов. Армией от фаш. оккупантов возобновилась работа муз. коллективов и учреждений. В 1945 осн. Вильнюсская консерватория (объединена в 1949 с Каунасской). В 1948 Литов. театр оперы и балета переведён в Вильнюс. Создаются значит, произв. во всех жанрах. В 1953 исполнена первая литов. сов. опера "Марите" Рачюнаса, позднее ставились оперы, различные по темам, драматургии и средствам выразительности,-"Пиленай" (1956), "Вайва" (1958), "Дочь" (I960), "Два меча" (1966) В. Кловы, "Даля" Б. Дварионаса (1959), "Утопленница" (1959), "Цветут розы алые" (1966) В. Баумиласа, "Франк Крук" Б. Горбульскиса (1959), "Город солнца" Рачюнаса (1965), "На распутье" В. Палтанавичюса (1967), "Заблудившиеся птицы" В. Лаурушаса (1967) и др. Значительны достижения литов. композиторов и в области балета. В 1955 создаётся первая литов. сов. оперетта - "Золотое море" А. Белазараса. Ряд оперетт написал Горбульскис.

Так же, как муз.-сценич. произведения, реалистич. направленностью, народностью, нац. колоритом отмечены и произв. вокально-симф. жанра, в к-рых отражены важнейшие проблемы времени. Первая литов. оратория - "Советская Литва" Рачюнаса (1948). Затем оратории написали Э. Бальсис, А. Кленицкис, Ю. Башинскас, Каросас, В. Кайрюк- штис и др. Значит, темам поев, кантаты Кленицкиса, Рачюнаса, И. Швядаса, Ю. Юзелюнаса, Т. Макачинаса, В. Бар- каускаса, Палтанавичюса. В симф. творчестве литов. композиторы, продолжая и развивая классич. традиции, осуществили за 50-е и 60-е гг. большой качеств, скачок от простого использования нар.-жанровых элементов к более смелым совр. средствам выразительности, связанным с достижениями сов. и прогрессивной зарубежной музыки. Глубоко отражены и философски обобщены явления современности в симфониях С. Вайнюнаса, Рачюнаса, Дварионаса, Юзелюнаса, А. Бражинскаса, А. Ре- кашюса, Башинскаса, Баркаускаса и др. Наряду с крупными формами широко представлены в литов. сов. музыке жанры симф. сюиты, поэмы, вариаций и т. п. С кон. 40-х гг. популярность получил жанр инструм. концерта с оркестром, представленный сочинениями Дварионаса, Вайнюнаса, Бальсиса, Бражинскаса, Горбульскиса, Каросаса, Кловы, Юзелюнаса и др. Среди произв. камерно-ин- струм. музыки - струнные квартеты Бальсиса, Юзелюнаса, фп. трио, 2 фп. квинтета и фп. пьесы Вайнюнаса.

В области вокальной музыки нашли отражение лирика, тема борьбы за мир и др. Популярность приобрели песни и романсы Груодиса, Шимкуса, Кача- наускаса, К. Кавяцкаса, Каросаса, Дамбраускаса, Дварионаса, В. Юргутиса, Лаурушаса и др. Хоровые песни создали Таллат-Келпша, Швядас, Каросас, Будрюнас, Рачюнас, Башинскас, Р. Жи- гайтис и др. Немало внимания уделяют литов. композиторы музыке к фильмам и драматич. спектаклям, обработкам нар. песен, эстрадной музыке.

Среди литов. музыковедов: засл. деятели иск-в Литов. ССР Я. Чюрлёните и академик АН Литов. ССР Ю. Гаудри- мас; крупнейшие исполнители: дирижёры - нар. арт. СССР Б. Дварионас, нар. арт. Литов. ССР Р. Генюшас, засл. арт. Литов. ССР С. Сондяцкис, И. Алекса; хоровые дирижёры - нар. арт. СССР И. Швядас, нар. артисты Литов. ССР А Будрюнас, К. Кавяцкас, засл. арт. Литов. ССР Л. Абарюс; пианисты - нар. арт. СССР Б. Дварионас, нар. арт. Литов. ССР С. Вайнюнас; скрипач-нар. арт. Литов. ССР А. Ливонтас; органист- засл. арт. Литов. ССР Л. Дигрис; певцы- нар. артисты СССР К. Петраускас, И. Стасюнас, В. Норейка, нар. артисты Литов. ССР В. Даунорас, Е. Чудакова, Е. Саулевичюте, Р. Сипарис, Р. Мариё- шюс, Н. Амбразайтите и др.

С 1946 в Л. состоялись 6 респ. праздников песни, слёты муж. хоров (с 1963), праздники песен учащихся (с 1964), ставшие важными событиями в культурной жизни республики. В Л. проводятся всесоюзные фестивали камерной музыки, с 1968 - междунар. фестивали органной музыки, с 1965 - межреспубликанский конкурс исполнителей им. М. К. Чюрлениса.

В Литов. ССР работают (1973): Литов. театр оперы и балета, Каунасский муз. театр (1940), Филармония (1940), симф. оркестр Филармонии (1940), Камерный оркестр Филармонии (I960), Литовский квартет (1946), Вильнюсский квартет (1965), хор Литов. радио и телевидения (1963), хор Филармонии в Каунасе (1969), 4 вокально-инструм. ансамбля Филармонии, ансамбль песни и танца "Летува" (1940); Союз композиторов Литов. ССР (1-й съезд в 1948); консерватория, муз. отделение Пед. ин-та (1957, Вильнюс), муз. ф-т Шяуляйского пед. ин-та (1971, в Клайпеде), 5 муз. уч-щ (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Паневежис), 2 средние спец. школы искусств с муз. отделениями (Вильнюс, Каунас), 62 муз. школы и др.

Лит.: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; его же, Из истории литовской музыки, т. 1-2, М.-Л., 1964-72; Чюрлиони- те Я., Литовское народное песенное творчество, М.- Л., 1966; Is lietuviu muzikines Iculturos istorijos, kn. 3, Vilnius, 1967. Ю. Гаудримас,

XVII. Танец. Балет

Hap. танц. иск-во в Л. существует с глубокой древности; это одна из богатейших областей нар. творчества. Наибольшее распространение имели трудовые ("Мельница", "Кузнец", "Пряха"), календарные ("Яров мост"), семейные обрядовые ("Сват", "Субботка") и увеселит. танцы. Литов. нар. танцам свойственна строгая метроритмич. структура. Муз. размер, как правило, 2/4, 3/4 или 3/8. Танцы отличаются сдержанностью, лиризмом, симметричностью планов, композиционной сложностью, богатством фигур. Исполняются неск. танцовщиками. Особая группа - танцы пожилых людей - медленные с простыми фигурами ("Рожь"). Молодёжные танцы грациозны, лиричны, особенно танцы девушек. Самые старинные - женские, сопровождаются песнями-сутартине. С сер. 19 в. песенное сопровождение танцев сменила инструм. музыка. В нач. 20 в. распространился новый вид нар. хореографии - "кружки" (ратяляй).

На сцене нар. танцы впервые были показаны в нач. 20 в. на вечерах любителей сценич. иск-ва. В 1938 состоялось первое публичное массовое представление нар. танцев. После установления Сов. власти они стали одним из самых массовых видов художеств, самодеятельности. Нар. танцы популяризируются проф. коллективом - ансамблем песни и танца "Летува". С 1950 на респ. праздниках песни выступают многочисл. танц. коллективы. Появляются новые нар. танцы ("Полька птицеводов", "Молодёжный танец"). Авторы аранжировок и создатели новых нар. танцев: Ю. Лингис, Ю. Гу- давичюс, Э. Моркунене, К. Пошкайтис, М. Вайтулевичюте и др.

Проф. балет в Л. известен с 16 в., когда при дворах магнатов существовали балетные труппы. Позже артисты балета выступали в оперных спектаклях Вильнюсского гор. театра (осн. в 1785).

Формирование нац. проф. балета связано с именем художницы и танцовщицы О. Дубенецкене-Калпокене, к-рая в 1921 основала в Каунасе частную балетную студию и осуществила первую постановку танцев в опере "Демон" А. Г. Рубинштейна в оперном театре в Каунасе. В 1925 ба- летм. П. Петров поставил там же балет "Коппелия" Л. Делиба (исполнители - ученики балетной студии и драматич. актёры), затем он пост. "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П. И. Чайковского, "Тщетную предосторожность" П. Гертеля, чСильвию" Делиба и др. В 1929-31 в труппе работали балетм. Г. Кякшт, В. Каралли, Ф. А. Васильев, в 1931-34 труппу возглавляли Н. Зверев, В. Немчинова и А. Обухов, они же были исполнителями ведущих партий. Их творч. деятельность способствовала утверждению на литов. сцене лучших традиций рус. балетной школы, проф. росту труппы. Среди постановок Зверева первые литов. одноактные балеты-"В вихре танца" В. Бацявичюса, "Юрате и Касти- тис" Ю. Груодиса, "Сватовство" Б. Два- рионаса (все в 1933) и др. В 1935 труппу возглавляла А. Фёдорова, она организовала частную балетную студию, к-рой руководила до 1938. В труппе выступали танцовщики О. Малейинайте, М. Юоза- пайтите, Б. Келбаускас, Я. Йовайшайте- Олекене, Г. Ягминас, Е. Бандзявичюс, В. Аукшчюнас. В 1936 начинается балетмейстерская деятельность Келбаускаса. Он поставил балеты "Бахчисарайский фонтан" (1938), "Кавказский пленник" (1939) Б. В. Асафьева, "Красный мак" Р. М. Глиэра (1940), "Невеста" И. Па- кальниса (1943). После освобождения Л. от фаш. оккупантов началось интенсивное развитие балетного иск-ва. В Литов. театре оперы и балета работали балетм. Ф. В. Лопухов ("Лебединое озеро", 1948), М. Л. Сатуновский ("Лауренсия" А. А. Крейна, 1950), В. Гривицкас ("Светлана" Д. Л. Клебанова, 1951), М. Ф. Моисеев и К. И. Сальникова ("Спящая красавица" Чайковского, 1955) и др.

В 1954-71 труппу возглавлял нар. арт. Литов. ССР Гривицкас. Он поставил: первый литов. балет на совр. тему "На берегу моря" Ю. Юзелюнаса (1953, совм. с А. М. Мессерером), балеты "Ауд- роне" Ю. Индры (1956), "Эгле - королева ужей" Э. Бальсиса (I960, 1969); ввёл в репертуар: "Жизель" А. Адана (1956, 1970), "Эсмеральда" Ч. Пуньи (1962), "Спартак" А. И. Хачатуряна (1964), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1954 и 1968) и др. Среди новых пост, литов. балетов: "Угасающий крест" и "Страсти" А. Рекашюса (1966-1970). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. в составе труппы: нар. арт. СССР Г. Са- баляускайте; нар. артисты Литов. ССР Т. Свентицкайте, Г. Кунавичюс, Г. Ба- нис; засл. арт. РСФСР Ч. Жебраускас; засл. артисты Литов. ССР Р. Янавичюте, А. Рузгайте, Л. Ашкеловичюте, Р. Мин- дерис и др. Среди молодых исполнителей - С. Масанева, С. Вабалевичюте, Р. Кругшпките, В. Куджма, Т. Сака- лаускайте, В. Саснаускас; балетм. Э. Бу- кайтис.

С 1952 при Ср. школе иск-в им. М. К. Чюрлениса (Вильнюс) функционирует хо- реографич. отделение. С 1970 в Каунасском муз. театре существует балетная труппа (рук. А. Кондратавичюс). При Каунасской средней школе иск-в им. Ю. Науялиса работает хореографич. отделение (с 1965). Вопросами балетоведения занимаются А. Рузгайте, Л. Мотеюнайте.

Среди деятелей балета прибалт. республик осуществляется творч. обмен. Так Гривицкас пост, балет "На берегу моря" Ю. Юзелюнаса в Латв. и Эст. театрах оперы и балета (1954, 1958). В Эст. театре оперы и балета он же пост, балет "Северный сон" Л. Аустер (I960). Эст. балетм. А. Койт пост, балет "Тийна" Аустер (1959) в Литов. театре оперы и балета. В этом же театре латв. балетм. Е. Тангиева-Бирзниек осуществила пост, балета "Ригонда" Р. Гринблата (1960).

Лит.: Лингис Ю., Славюнас 3., Якелайтис В., Литовские народные танцы, 2 изд., Вильнюс, 1955; Lietuviu tau- tosakos apybraiza, Vilnius, 1963, с. 241-53; Ruzgaite A., Lietuvisko baleto kelias, Vilnius, 1964. 3. Поцюс, Л. Мотеюнайте.

XVIII. Драматический театр

Элементы театр, иск-ва содержатся в литов. нар. обрядах и празднествах, фольклоре, танцах. До сер. 20 в. в деревнях разыгрывались различные импровизиров. бытовые сценки. В 16-18 вв. существовал школьный театр. Известны представления в Вильнюсском ун-те, Кражяй- ской коллегии и др. на лат., позже на польском языках; лишь комедийные и сатирич. эпизоды исполнялись на литов. яз. Театр, труппы имелись в поместьях

крупных феодалов; спектакли устраивались преим. для духовенства и богатых горожан. В 1785-90 в Вильнюсе работала проф. труппа, созданная актёром и режиссёром В. Богуславским. Эта труппа стала основой Вильнюсского гор. театра - первого публичного театра в Л. (постепенно прекратил деятельность после восстания 1863). В 18-19 вв. в этом театре работали труппы под рук. Д. Моравского, М. Кажинского, М. Корвел- Моравской, К. Скибинского, В. Шмит- гофа, К. Шлёгериса. В условиях царского режима театр, представления на литов. яз. до 1904 устраивались тайно. Первый публичный спектакль на литов. яз. "Америка в бане" Кетуракиса состоялся в 1899 в Паланге. Во время и после Революции 1905-07 в Вильнюсе, Каунасе, Шяуляе и др. городах создавались литов. любительские театр, об-ва и драм, кружки. В них формировалось творчество режиссёров Г. Ландсбергиса-Жям- кальниса, Л. Якавичюса, И. Мисюса, А. Руцявичюса, работали выпускники петерб. и моек, театр, школ К. Глинские, Ю. Вайчкус, А. Виткаускас. Любительский театр следовал традициям литов. нар. театра, развивался под воздействием передовых идей рус. театр, культуры, приобрёл массовый характер.

После провозглашения в Л. Сов. власти (1918) был организован театр, отдел при Нар. комиссариате просвещения, издан декрет о национализации театр, помещений Вильнюса. Реж. Глинскису и Вайчкусу была поручена организация проф. театров в Вильнюсе, созданы благоприятные условия для работы "Летучего театра" (организован Вайчкусом в 1905, в 1917-18 выступал в Петербурге, с 1918 в Вильнюсе). Формирование первых нац. литов. театров в Вильнюсе было прервано захватом города бурж. Польшей (1919).

В 1919-40 центром театр, жизни был Каунас. Здесь работали Театр нации (в 1919 и в 1923-25), сатирич. театр "Вил- колакис" (1919-25). В 1920 при Об-ве творцов литов. иск-ва одновременно с оперной возникла драматич. труппа. В 1925 эта труппа объединилась с оперной и балетной, образовав Гос. театр. В условиях бурж. диктатуры в театр, иск-ве Л. шла борьба между прогрессивными, демокра- тич. и реакц. силами. Цензура контролировала репертуар, поощряла постановку пьес националистич. и мещанского характера. Передовые деятели ставили классику, лучшие пьесы литов. драматургов В. Креве, В. Миколайтиса-Пути- наса, С. Чюрлёнене, П. Вайчюнаса, К. Бинкиса и др. Плодотворно работали реж. Глинские, Вайчкус, А. Суткус, Б. Даугуветис, А. Олека-Жилинскас, актёры А. Вайнюнайте, Т. Вайчюнене, В. Динейка, Ю. Станулис, Ю. Петраус- кас, П. Кубертавичюс, О. Курмите, Ю. Лауцюс, П. Пинкаускайте, О. Ри- майте, М. Хадаравичюс и др. В 1931 открылся Шяуляйский театр драмы (в 1935-39 работал в Клайпеде). В течение сезона 1933-34 существовал "Театр молодых", созданный прогрессивно настроенными актёрами под рук. Олеки-Жилин- скаса. На основе любительских кружков в Вильнюсе возник театр, работавший в 1939-45 под назв. "Вайдила". Во 2-й пол. 30-х гг. спектакли ряда литов. театров (особенно реж. Даугуветиса, а также Р. Юкнявичюса и А. Якшавичюса) приобретали отчётливо выраженную передовую социальную устремлённость, режиссеры и актёры всё больше обращались к идеям К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, Е. Б. Вахтангова.

Новый этап в развитии театра Л. начался после свержения бурж. диктатуры и образования Литов. ССР (1940). В 1940-41 открылось неск. новых театров, в т. ч. Вильнюсский гос. театр (см. Литовский театр драмы), Паневежский театр. В репертуаре значит, место заняли пьесы сов. драматургов, началось освоение метода социалистич. реализма, актёры создавали яркие образы сов. людей. Большими достижениями стали ге- роико-романтич. спектакли "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова и "Разлом" Б. А. Лавренёва (оба в 1941). Бурный рост сов. литов. театра прервала нем.-фаш. агрессия (1941). Однако деятели театра в тяжёлых условиях фаш. террора стремились сохранить демократич. традиции нац. иск-ва, ставили художественно значимые пьесы литов. и зарубежных драматургов.

После окончания Великой Отечеств, войны 1941-45 появились произв. литов. сов. драматургов о борьбе с фашизмом, о тяжёлой жизни старой литов. деревни. Продолжался процесс освоения метода социалистич. реализма, ;чн. спектакли отличались правдивостью сценич. образов, бытовой достоверностью, реалистич. яркостью актёрской игры. Среди лучших спектаклей: "Сноха* и "Пятрас Курмя- лис" по Жемайте, "Вишнёвый сад" А. П. Чехова (все в 1945), "Враги" М. Горького (1946), "Поют петухи" Ю. Балтушиса, "Усадьба Жалдокаса" Б. Даугуветиса (оба в 1948), "Денежки" С. Чюрлёнене (1953). Со 2-й пол. 50-х гг. театр, иск-во Л. характеризуется многообразием сценич. форм и стилей. Ставятся героико-монументальные, ро- мантич., ярко театральные и филос. спектачпи. В их числе: "Утопленница" по А. Венуолису, "Доля предрассветная" Б. Сруоги, "Крепость над Бугом" С. С. Смирнова (все в 1956), "Первая Конная" В. В. Вишневского (1957), "Гер- кус Мантас" (1957), "Барбора Радвилай- те" (1972) Ю. Грушаса, "Смерть коммивояжёра" А. Миллера (1958), "Гамлет" (1959), "Макбет" (1961), "Кориолан" (1972) У. Шекспира, "Тревога" К. Саи (1962), "Поднятая целина" по М. А. Шолохову (1964), "Кровь и пепел" по Ю. Марцинкявичюсу (1961), "Миндаугас" (1969), "Собор" (1971) Марцинкявичюса, "Скиргайла" В. Креве (1966), "Танец смерти" Ю. А. Стриндберга (1973). Большое воздействие на литов. театр оказывают творч. содружество с театр, коллективами др. союзных республик, обмен гастролями, участие в прибалтийских смотрах "Театральная весна" (1956-58), фестивалях дружбы, фестивалях молодёжных, кукольных (с 1966)театров, театров портовых городов. Театры братских республик ставят пьесы Ю. Грушаса, Ю. Марцинкявичюса, В. Пальчинскайте, К. Саи и др. Выпускники литов. студии ГИТИСа вошли (в 1952) в труппу Каунасского драматич. театра.

Работают (1973): Театр драмы Литов. ССР, Молодёжный театр (осн. в 1965) в Вильнюсе, Каунасский драматич. театр, театры в Шяуляе, Паневежисе, Клайпеде (осн. в 1935), Вильнюсский рус. театр (осн. в 1946), кукольные театры в Вильнюсе и Каунасе (оба осн. в 1958) и др. Кадры актёров и режиссёров готовит театр, отделение Вильнюсской консерватории (открыто в 1952), драматич. студия Паневежского театра (организована в 1940). В 1947 создано Театр, об-во Литов. ССР.

В развитие литов. сценич. иск-ва значит, вклад внесли нар. артисты СССР Б. Даугуветис, Ю. Сипарис, засл. деятели иск-в Литов. ССР В. Я. Головчинер, Р. Юкнявичюс. Среди деятелей театра (1973): режиссёры и актёры-нар. артисты Литов. ССР Б. Бабкаускас, Д. Банионис (Банёнис), Е. Биндокайте, Н. Восилюте, Б. А. Красильников, Л. Купстайте, Ю. Лауцюс, Ю. Мильтинис, М. Миронайте, С. Паска, П. Пинкаускайте, С. Юкна, Г. Яцкевичюте, засл. деят. иск-в Литов. ССР Г. Ванцявичюс, П. Гайдне, И. Ка- валяускас, Р. Сталилюнайте, художники Я. Малинаускайте, Ф. Навицкас, Р. Сон- галайте, И. Суркявичюс, Л. Труйкис.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр. 544- 545).

Лит.: История советского драматического театра, т. 1, 4-6, 1966 - 71; В п t ё n a s J., Lietuviu teatras Vilniuje, Kaunas, 1940; Petuchauskas M., Teatras-amzininkas Kauno dramos teatras 1940-1964, Vilnius, 1965; его же, Premjerii keliais, Vilnius, 1967; Sutkus A., Vilkolakio teatras, Vilnius, 1969; Maknys V., Lietuviti teatro raidos bruozai, t. 1, Vilnius, 1972. 3. Поцюс.

Цирк. Цирковые выступления в Л. давались с кон. 19 в. иностр. гастролёрами, а также литов. балаганными и бродячими труппами. Известностью пользовался бродячий цирк В. Черняускаса. В 1940 был организован Литов. цирковой коллектив, распавшийся в годы нем.-фаш. оккупации и вновь восстановленный в 1944. В 1954 он участвовал в Декаде литов. лит-ры и иск-ва в Москве. С 1961 литов. цирковой коллектив наз. "Вильнюс". Среди ведущих цирковых артистов - В. Варякоене, А. Гинейка, О. Калу- жявичене, П. Пипирас, А. Путрюс, И. Раманаускас, Я. Раманаускене, 3. Черняускас. А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Первые в Л. кинофильмы ("У Няму- наса" и др.) создал в 1909 оператор и режиссёр В. Старявичюс. В 1909-13амер. литовец А. Раджюнас (Рачюнас) снял в Л. хроникальные короткометражные фильмы. На местных экранах литов. кинохроника появилась в 1921, регулярно она снималась с 1932 операторами-любителями (С. Уздонас, С. Вайналавичюс, А. Жибас и др.). Возникавшие с 1926 акц. об-ва кинолюбителей и студии киноактёров разорялись из-за отсутствия нац. кинопром-сти. Только студия "Акис" ("Глаз") поставила короткометражную комедию "Врач поневоле" (1927) и полнометражные комедии "Литовский солдат" (1928) и "Оните и Йонялис" (1931). В 1932 Ю. Вайчкус (один из основоположников литов. проф. театра) создал акц. об-во любителей кино и открыл студию киноактёра; в 1935, после его смерти об-во распалось. В 1935-40 концессию на произ-во кинохроники держал Ю. Линартас. В 1938 снят первый литов. кукольный фильм "Сон толстяка" (оператор А. Жибас, худ. С. Ушинскас). В 1940, после восстановления Сов. власти, в Каунасе была создана Студия хроникальных и документальных фильмов, в 1941 - корреспондентский пункт кинохроники в Вильнюсе: они были закрыты во время нем.-фаш. оккупации. В 1944, после освобождения Каунаса, студия восстановлена, выпущен киножурнал "Освобождённая земля", в создании к-рого участвовали документалисты В. Старошас и Л. Мацулявичюс. С марта 1945 выходит киножурнал "Советская Литва" ("Тарибу Летува"). В 1949 студия переведена в Вильнюс. В 1947 на киностудии "Мосфильм" поставлен фильм "Марите", поев, литов. партизанке Мари- те Мелышкайте, в к-ром играли литов. артисты. При участии мастеров киностудий "Мосфильм" и "Ленфильм", режиссёров А. Е. Разумного, А. М. Файн- циммера, операторов А. Н. Москвина, Н. Д. Васильева и др., на литов. киностудии выпущены художеств, фильмы "Над Неманом рассвет" (1953), "Игнотас вернулся домой", "Мост" (оба в 1956). В сер. 50-х гг. была расширена производств, база студил, в кино Л. пришли выпускники ВГИКа режиссёры В. Жа- лакявичюс, В. Микалаускас, оператор И. Грицюс и др. Фильмы: "Юлюс Яно- нис" (1959, реж. Б. Браткаускас, В. Да- башинскас), "Адомас хочет быть человеком" (1959, реж. Жалакявичюс), "Живые герои" (1960, сб. новелл, художеств. руководитель Жалакявичюс, реж. М. Гедрис, Браткаускас, А. Жебрюнас)- свидетельство становления нац. школы, для к-рой характерны поиски ёмкого, образного киноязыка, воплощение самобытных, глубоко нац. характеров, гражданственность и острая социальность. Крупными достижениями явились фильмы режиссёра и сценариста Жалакяви- чюса "Хроника одного дня" (1963) и "Никто не хотел умирать" (1965); режиссёра Р. Вабаласа "Шаги в ночи" (1962) и "Лестница в небо" (1967); Жебрюнаса "Девочка и эхо" ("Последний день каникул", 1964) и "Красавица" (1969), работы операторов Грицюса, А. Моцкуса, Д. Печюры, Я. Томашевичюса, отмеченные проф. мастерством, индивидуальным творч. почерком. Для литов. кинематографии кон. 60-х - нач. 70-х гг. характерно расширение проблематики и жанровое разнообразие, увеличение числа картин о жизни совр. Л.: "Да будет жизнь!" ("Ave, vita!", 1969, реж. А. Грикявичюс), "Июнь, начало лета" (1969, реж. Ваба- лас), "Маленькая исповедь" (1971, реж. А. Араминас) и др. Ставятся экранизации литов. классич. лит-ры - "Эта проклятая покорность" (1970, по мотивам произв. Ю. Тумаса-Вайжгантаса "Дяди и тёти"), фильмы об историч. прошлом -"Камень на камень" (1971, реж. Вабалас), "Геркус Мантас" (1972, реж. Гедрис) и др. В кино играют актёры Паневежского драматич. театра - Д. Банионис (Банёнис), Б. Бабкаускас, А. Масюлис, К. Виткус, В. Бле- дис, Г. Карка и актёры др. литов. театров - Ю. Будрайтис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас, Л. Норейка, Э. Плешките, А. Шурна, А. Хадаравичюс, к-рые снимаются на литов. студиях, а также в фильмах совместного производства СССР и др. стран.

Расцвет документального кино Л. связан с кинопублицистикой В. Старошаса, Л. Таутримаса, Л. Мацулевичюса, снявших в 50-60-е гг. киноочерки: "На Родине", "10 дней в Польше", "Няринга", "Цветок в окопах", "Почему не молчат камни", "Юность песни". Созданы документальные фильмы о различных этапах борьбы литов. народа за Сов. власть: "Они из Каунаса", "Мои друзья", "Мечты и судьбы", "Не унывай, Виргиниюс"- реж. Старошаса. В 60-е гг. в документальное кино пришли выпускники ВГИКа - Р. Верба, А. Дауса, А. Тумас, А. Грикявичюс, А. Дигимас и др. Поисками эмоционального восприятия действительности отмечены их работы: "В ночь перед открытием выставки", "Сказки солнца", "Три такта", "Там, за дверью", "Время идёт по городу"; мастерство кинонаблюдения отличает фильмы Вербы "Старик и земля", "И стар, и млад", "Думы столетних", "Верность" и др. В Вильнюсе проводятся кинофестивали, недели фильмов союзных республик, зарубежных фильмов и фильмов социалистич. стран. Фильмы Литов. студии участвуют в кинофестивалях в СССР и за рубежом, в неделях литов. кино в др. союзных республиках. Литов. операторы И. Грицюс и А. Моцкус снимали картины на студиях "Ленфильм" ("Гамлет", "Король Лир"), "Таллин- фильм" ("Ледоход", "Лесная легенда"); режиссёр В. Жалакявичюс осуществил (совм. с кинодраматургом В. И. Ежовым) на киностудии "Мосфильм" постановку картины "Это сладкое слово - свобода".

Ежегодно на студии дублируются на литов. яз. 20 фильмов. В 1959-72 выпускался киножурнал "Новости экрана", с 1972-"Кино" (на литов. и рус. яз.). Союз кинематографистов Л. осн. в 1958. В кон. 1972 в Л. работало 1545 киноустановок.

Илл. см. на вклейке, табл. XL (стр.544- 545).

Лит.: Мальцеве М., Киноискусство Советской Литвы, М., 1971. М. Мальцене.

ЛИТОВСКАЯ ТЯЖЕЛОУПРЯЖНАЯ ПОРОДА лошадей, порода тяжеловозов, выведенная в Литов. ССР на основе жмудской лошади, улучшенной швед, арденами. Утверждена в 1963. Литов. тяжеловозы достаточно массивны, с крупной головой, хорошо развитой мускулатурой. Конституция крепкая, темперамент спокойный; лошади неприхотливы, работоспособны. Масть преим. рыжая, встречается гнедая и др. Высота в холке жеребцов в среднем 157,7 см, кобыл 154,5 см. Жеребцы весят в среднем 700 кг, кобылы 645 кг. Абс. рекорд СССР среди тяжеловозных пород по скорости доставки груза на 2000 м - 13 мин 20 сек установлен в 1961 жеребцом Арасом. Лучших плем. лошадей разводят конные з-ды: Жагарский Ионишкского р-на, Нямунский Шилутского р-на и Судавский Капсукского р-на Литов. ССР.

Жеребец литовской тяжелоупряжмой породы.

ЛИТОВСКАЯ ЧЕРНОГОЛОВАЯ ПОРОДА овец, порода полутонкорунных мясо-шёрстных овец. Выведена в Литве в нач. 20 в. скрещиванием местных грубошёрстных овец с нем. черноголовыми овцами и шропширами. По внеш. признакам литов. овцы схожи с англ, мясными короткошёрстными. Шерсть на туловище белая. Голова и ноги у большинства животных тёмные (от светло- коричневого до чёрного цвета). Бараны весят 85 кг, самые крупные до 115 кг, матки 55 кг, крупные до 85 кг. Молодняк отличается скороспелостью. Убойный выход откормленных валухов в годовалом возрасте 58%. Руно штапельного строения, шерсть однородная, полутонкая. Настриг с баранов 4,5 кг, наибольший 7,5 кг, с маток 3 кг, наибольший 6 кг. Шерсть в основном 56-го качества, длиной 9- 9,5 см. Выход чистой шерсти ок. 55%. Разводят породу в сев. р-нах Литов. ССР.

ЛИТОВСКИЕ ГУСИ, местные гуси, разводимые в Литов. ССР. Представлены двумя разновидностями - виштинес и пулькинес. Наибольшее хоз. значение имеют гуси виштинес. Оперение у них преим. белое, но встречается пёстрое и серое. Гусаки весят 5,5-6 кг, иногда до 8,5 кг, гусыни - 4,5-5 кг, иногда до 7 кг. Яйценоскость 25-30 и более яиц в год. Яйца весят ок. 170 г. Гуси хорошо откармливаются. Молодняк к 70-суточ- ному возрасту весит 3,5-4 кг.

ЛИТОВСКИЕ СТАТУТЫ (от лат. sta- tuo - постановляю), кодексы феод, права Великого княжества Литовского, утверждённые в 1529, 1566 и 1588. Наиболее разработанный Л. с. 1588 действовал в отд. своих частях в Вост. Белоруссии до 1831, а в др. р-нах Белоруссии и Литве был окончательно отменён в 1840. Язык Л. с. белорусский. Источниками Л. с. были нормы обычного права, Судебник Казимира 1468, привилеи 1447, 1492 и др. годов, суд. решения, рим., польск. и нем. право. При подготовке Л. с. 1566 и 1588, помимо предшествующих Л. с., использовались текущее законодательство и суд. постановления. Л. с. отразили эволюцию политич. строя Вел. княжества Литовского от магнатской монархии к шляхетской, в связи с усилением экономич. и политич. роли мелкой и средней шляхты. Л. с. 1529 ещё сохранял первенствующее положение магнатов, закрепляя за ними ведущую политич. роль и особую юрисдикцию. Однако издание первого общегос. кодекса было началом ограничения произвола крупных магнатов в отношении шляхты. В Л. с. 1529 были закреплены условия, необходимые для зачисления в шляхетское сословие, в результате чего нек-рые слои населения были исключены из него. Л. с. 1566 установил общую подсудность всей шляхты и обязат. присутствие её на поветовых сеймиках. Л. с. 1588 оформил создание единого сословия крепостного крестьянства путём слияния закрепощённых слуг с различными разрядами крестьян. Уголовные статьи Л. с. были направлены на защиту движимой и недвижимой феод, собственности (особенно земельной). Зем. право Л. с. охраняло монополию зем. собственности шляхты Вел. княжества Литовского прежде всего от посягательств со стороны польск.магнатов. Л. с. 1588, в противоположность акту Люблинской унии 1569, закрепил значит, гос.-политич. самостоятельность Вел. княжества Литовского. Он был подготовлен в качестве общегос. кодекса права Вел. княжества Литовского как входящего в федеративное гос-во вместе с Польшей, так и могущего существовать самостоятельно.

Публ.; Временник императорского Московского общества истории и Древностей Российских, кн. 18, 19, 23, М., 1854-55; Статут Великого княжества Литовского 1529 г., Минск, I960.

Лит.: Лаппо И. И., Литовский статут 1588, т. 1-2, Каунас, 1934-38; П и- чета В. И., Белоруссия и Литва XV - XVI вв., М., 1961.

ЛИТОВСКИЙ ЗАМОК, Семибашенный замок, в Петербурге, построен в 1787. Вначале использовался в качестве воен. казарм Литов. полка (отсюда название). В 1823-24 был превращён в тюрьму, гл. обр. для уголовных преступников. Именовался Городской тюрьмой. В Л. з. содержались также политич. заключённые, в нач.20в.-участники рабочего движения. Во время Февр. революции 1917 Л. з. был сожжён восставшим народом.

"ЛИТОВСКИЙ СОВЕТ", Летувос тариба, буржуазно-национа листич. орган власти в Литве, созданный 18-22 сент. 1917. "Л. с.", возглавляемый А. Сметаной, состоял из представителей различных бурж. партий; тесно сотрудничал с командованием герм, войск, захвативших страну. Во время Брестских переговоров Сов. России с Германией 11 дек. 1917 принял предательскую по отношению к литов. народу декларацию "о вечных союзных связях Литов. гос-ва с Германией"; 16 февр. 1918 принял демагогич. "Акт независимости Литвы", а в июне 1918 - решение объявить Литву монархией и предложить нем. принцу фон Ураху "корону короля Литвы". В нояб. 1918 "Л. с." организовал гос. аппарат бурж. Литвы и вплоть до созыва бурж. Учредит, сейма (май 1920) стоял во главе контрреволюц. сил, боровшихся против Сов. власти и вместе с герм, оккупантами участвовавших в подавлении её в стране.

Лит.: Борьба за Советскую власть в Прибалтике, М., 1967; Lietuvos TSR istorija, t. 3, Vilnius, 1958. Ю. И. Жюгжда.

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ академический Литов. ССР, созд. в 1940 под назв. Вильнюсский гос. театр. Основу труппы составили актёры Каунасского драматич. театра. Уже в первых спектаклях реалистич. нац. традиции сочетались с использованием опыта сов. русского театр, иск-ва. После освобождения Литвы от фаш. захватчиков (1945) в состав театра влились актёры Вильнюсского театра "Вайдила". Среди лучших спектаклей 40--50-х гг.: "Сноха" по Жемайте (1945), "Враги" Горького (1946; Гос. пр. СССР, 1947), "Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса- Гузявичюса (1950), "Утопленница" по Венуолису, "Доля предрассветная" Сруо- ги (оба в 1956), "Гамлет" Шекспира (1959). В 1954 коллектив участвовал в декаде литов. лит-ры и иск-ва в Москве. В 60 - нач. 70-х гг. значит, событиями в жизни театра стали спектакли: "Кровь и пепел" по Марцинкявичюсу (1961), "Миндаугас" (1969) и "Собор" (1971) Марцинкявичюса, "Тревога" Саи (1962), "На дне" Горького (1964), "Мастер и сыновья" по Цвирке (1965), "Нашествие" Леонова (1966), "Если бы и сто жизней" Бутенаса и Кярнагиса (1967), "Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому (1971) и др. В спектаклях "Кремлёвские куранты" (1955) и "Третья патетическая" (1961) Погодина впервые на литов. сцене был создан образ В. И. Ленина. В 1955 театру присвоено звание академического. В Л. т. д. работали нар. артисты СССР Б. Ф. Да- угуветис, Ю. В. Сипарис, засл. деятели иск-в Литов. ССР Ю. П. Рудзинскас, Р. М. Юкнявичюс. В труппе (1973): нар. артисты Литов. ССР К. М. Кимантай- те, Л. А. Купстайте, М. П. Миронайте, С. К. Юкна, засл. деят, иск-в Литов. ССР И. И. Каваляускас, нар. художник

Литов. ССР И. И. Суркявичюс, засл. артисты Литов. ССР Г. В. Кураускас, А. Д. Кярнагис и др. Гл. режиссёр - засл. деят. иск-в Литов. ССР Г. П. Ванцявичюс.

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА академический Литов. ССР, ведущий литов. муз. театр. Осн. в 1920 в Каунасе. В 1925 объединён с драматическим, создана балетная труппа, стал наз. Гос. театром. В 1944 отделён от драматического и получил совр. название. В 1948 переведён в Вильнюс. В 30-е гг. театр впервые ставит нац. литов. оперы - "Гражина" (1933) и "Радвила Перкунас" (1937) Карнавичюса,"Три талисмана" Рачюнаса (1936), "Эгле- королева ужей" Петраускаса и Дамбраускаса (1939) и балеты - "Юрате и Каститис" Груодиса, "Сватовство" Дварионаса, "В вихре танца" Бацявичюса (все в 1933). В 1940 театр поставил первую в Литве сов. оперу - "Тихий Дон" Дзержинского, сов. балет "Красный мак" Глиэра. В 1953 были осуществлены постановки первой литов. сов. оперы - "Марите" Рачюнаса и первого литов. балета на совр. тему - "На берегу моря" Юзелюнаса. В репертуаре театра мировая классика, произв. литов. и др. сов. композиторов. Среди лучших нац. спектаклей 50-60-х гг. оперы - "Пиленай" Кловы (1956), "Заблудившиеся птицы" Лаурушаса (1967), "На распутье" Пал- танавичюса (1967) и др., и балеты - "Аудроне" Индры (1957, 1969), "Эгле - королева ужей" Бальсиса (1960), "Угасающий крест" (1966) и "Страсти" (1971) Рекашюса и др.

В театре в разное время работали: певцы - Ю. Мажейка, К. Петраускас, А. Содейка, А. Сташкевичюте, Е. Чуда- кова; солисты балета - Б. Келбаускас, М. Юозапайтите, Г. Сабаляускайте; дирижёры - М. Букша, Ю. Пакальнис, Ю. Таллат-Келпша; режиссёры - В. Гри- баускас, Ю. Густайтис, П. Олека, Т. Павловский; балетмейстеры - П. Петров, В. Гривицкас, Б. Келбаускас. В труппе (1973): певцы - нар. арт. СССР И. Ста- сюнас, В. Норейка, нар. арт. Литов. ССР Е. Саулевичюте, Р. Сипарис, К. Шилга- лис; солисты балета - засл. арт. Литов. ССР. Л. Ашкеловичюте, засл. арт. Литов. ССР и РСФСР Ч. Жебраускас; гл. дирижёр-нар. арт. Литов. ССР Р.Генюшас, гл. режиссёр - нар. арт. Литов. ССР В. Гривицкас, и. о. гл. балетмейстера - Э. Бу- кайтис, гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Литов. ССР А. Крогертас, гл. художник - нар. художник Литов. ССР Ю.Янкус. В 1954 театру присвоено звание академического. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).

Лит.: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, Л., 1961; Mazeika V., Opera, Vilnius, 1967. Ю. Гаудримас.

ЛИТОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, Художественный музей Литов. ССР, в Вильнюсе, одно из крупнейших собраний литов. иск-ва. Осн. в 1941. Музей включает: центр, здание (б. ратуша; 1799, арх. Л. Стуока-Гуцявичюс; литов. изобразит, иск-во 20 в., в т. ч. сов. времени; нар. иск-во), Карт. гал. (открыта в 1956; в здании б. кафедрального собора, 1801, арх. Л. Стуока-Гуцявичюс; литов. и зарубежное иск-во до нач. 20 в.), Музей театра и музыки (1965; эскизы костюмов и декораций, литов. нар. и старинные муз. инструменты и др.), Дворец художеств, выставок (1967, арх. В. Чеканаускас). Филиалы музея: Музей янтаря (открыт в 1963) в Паланге и Карт. гал. (открыта в 1972) в Клайпеде. В музее хранится св. 110 тыс. экспонатов (1973). При музее в Вильнюсе - реставрационно-художеств. мастерские.

Лит.: Г у д и н а с П., Вильнюсский Государственный художественный музей, Вильнюс, 1958; Lietuvos TSR dailes muziejus, Vilnius, 1971.

ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫК, язык литовцев, распространён гл. обр. в Литов. ССР. Относится к балт. группе индоевроп. языков. На Л. я. говорят в СССР ок. 2,6 млн. чел. (1970, перепись) и за рубежом св. 0,5 млн. чел. Различаются 2 осн. наречия Л. я.: жямайтское (нижнелитовское) и аукштайтское (верхнелитовское), лёгшее в основу лит. языка. Л. я. близок к слав, языкам и сохранил мн. архаич. черты индоевроп. языков. Для фонетики Л. я. характерна смысло- различит. роль длительности и краткости гласных, ударения и интонации (нисходящая, восходящая и краткая). Морфология отличается развитой системой именных падежных и глагольных форм: 7 падежей, в т. ч. звательный, 4 времени (настоящее, прошедшее однократное, прошедшее многократное, будущее), 4 наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное, желательное). Основу лексики Л. я. составляет древняя индоевроп. и собственно балт. лексика. Из заимствований наибольшее количество слов составляют славянизмы, затем германизмы. Письменность появилась в 16 в. на основе лат. графики.

Лит.: Языки народов СССР, т. 1, М., 1966; Lietuviu kalbos zodynas, t. 1-8, Vilnius, 1941-70: Lietuviu kalbos gramatika, t. 1-2, Vilnius, 1965-71; Zinkevicius Z., Lietuviu dialektologija, Vilnius, 1966; К a z- lauskas J., Lietuviu kalb9s istorine gramatika, Vilnius, 1968; Dabartines lietu- viu kalbos zodynas, Vilnius, 1972. P. А. Агеева.

ЛИТОВСКО-БЕЛОРУССКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Советская социалистическая республика Литвы и Белоруссии, Л и т б е л, советская республика (февр.- авг. 1919), созданная в результате объединения Литов. ССР и Белорус. ССР в связи с общностью их политич. и экономич. интересов и для усиления обороноспособности в обстановке обострения Гражд. войны и иностр. интервенции 1918-20. Создание Литбела было рекомендовано ЦК РКП(б) по предложению В. И. Ленина в кон. янв. 1919. 1-й съезд Советов Белоруссии (Минск, 2- 3 февр.), а затем 1-й съезд Советов Литвы (Вильнюс, 18-20 февр.) приняли Декларации о слиянии республик. 27 февр. 1919 в Вильнюсе состоялось объединённое заседание ЦИК'ов Литвы и Белоруссии, к-рое объявило об образовании Литбела и избрало объединённое пр-во - СНК (В. С. Мицкявичюс-Капсукас - пред., 3. И. Ангаретис, М. Ю. Калманович, Ю. И. Лещинский, И. С. Уншлихт и др.) и объединённый ЦИК (К. Г. Циховский - пред., Я. Г. Долецкий, С. В. Иванов, Р. А. Пиллер - секретарь, П. К. Свотялис, Уншлихт и др.). В состав Литбела (столица - Вильнюс) вошли Минская, Виленская и неоккупированные части Ковенской н Гродненской губ. Зап. и юго-зап. части терр. Литбела находились в руках герм, и польск. интервентов и местной контрреволюции. 4-6 марта состоялся объединит, съезд КП(б)Б и КП(б)Л, к-рый одобрил создание Литбела, образовал единую компартию Литвы и Белоруссии- КП(б)Литвы и Белоруссии, избрал её ЦК. В Президиум ЦК вошли Мицкявичюс- Капсукас - пред., Ангаретис, В. А. Бо- гуцкий, Долецкий, Иванов, Калманович, В. Г. Кнорин (секретарь), А. Ф. Мясников, Уншлихт, Циховский, В. И. Яркий и др. Под руководством компартии, при поддержке РСФСР и УССР была проделана большая работа по решению воен., хоз. и нац. задач (декреты о национализации пром-сти, банков, жел. дорог, всеобщем обучении, отделении церкви от гос-ва, всеобщей трудовой повинности, о равноправии национальностей и др.). Литбел вёл тяжёлую борьбу с интервентами и внутр. контрреволюцией. В связи с угрозой захвата Вильнюса польск. легионерами, 8 апр. республика была объявлена на воен. положении; 19 апр. был создан Совет обороны (Мицкявичюс-Капсукас - пред., Калманович, Уншлихт), к к-рому перешла вся полнота воен. и гос. власти в республике; впоследствии в Совет обороны были введены Е. Б. Бош, Кнорин, Циховский. После захвата Вильнюса (21 апр. 1919) войсками бурж. Польши пр-во Литбела переехало в Минск. 19 июля СНК Литбела принял постановление о передаче всех дел Минскому губ. РВК.

Лит.: Борьба за Советскую власть в Белоруссии. 1918-1920, т. 2, Минск, 1971; Борьба за Советскую власть в Литве в 1918 - 1920 гг. Сб. документов, Вильнюс, 1967; Ш к л я р Е. Н., Борьба трудящихся Литовско-Белорусской ССР с иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией (1919- 1920 гг.), Минск, 1962. См. также лит. при ст. Белорусская ССР и Литовская ССР.

ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, см. Великое княжество Литовское.

ЛИТОВСКО-РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, название Великого княжества Литовского, употреблявшееся в русской дво- рянско-буржуазной ист. лит-ре.

ЛИТОВЦЫ [самоназвание - летувяй (lietuviai)], нация, осн. население Литов. ССР. Числ. Л. в СССР 2665 тыс. чел. (1970, перепись), из них в Литов. ССР 2507 тыс. чел., в др. республиках (гл. обр. северо-запад РСФСР, Латвия, Белоруссия) 158 тыс. чел. Св. 500 тыс. Л. живёт за рубежом (гл.обр.в США, а также в Зап. Европе, Канаде, Польше, Юж. Америке и Австралии). Большинство этих Л. (кроме живущих в Польше) - потомки эмигрантов кон. 19 - нач. 20 вв. Л. говорят на литовском языке. Верующие Л.- гл. обр. католики. Основой формирования Л. были различные балт. племена скотоводов и земледельцев, предки к-рых в кон. 3- нач. 2-го тыс. до н. э. проникли в басе, pp. Нямунас (Неман) и Даугава, неся с собой развитую неолитич. культуру шлифованных ладьевидных боевых топоров. Полностью в состав литовской народности из этих племён вошли собственно Л., или аукштайты (литва в рус. летописях), жемайты (жомойть, жмудь), скальвы (шалавы) и надравы. Вошли в состав Л. также часть судавов (ятвяги), юж. группы куршей (корсь), земгалов (земиго- ла) и селов. В 9-12 вв. н.э. с развитием производит, сил (пашенное земледелие, животноводство, металлургия железа и др. ремёсла) усиливается взаимодействие между терр.-племенными группами Л., растёт среди них социальная дифференциация, возникают раннефеод. отношения, постепенно складывается литов. народность. Этнич. консолидации Л. способствовало образование в 1-й пол. 13 в. Литовского roc-ва, к-рое окрепло в упорной борьбе с агрессивным Тевтонским орденом (см. также Ливонский орден). Внутри гос-ва в течение 14- 16 вв. укреплялись связи Л. с вост.-слав, народами - русскими и белорусами. Борьба с орденом сблизила Литву с Польшей. Принятие в кон. 14 в. феод, верхушкой Л. католичества, долго ещё остававшегося чуждым нар. массам, также способствовало полонизации литов. помещиков и распространению среди них польск. языка. Однако большинство крестьян стойко сохраняло родной язык, самобытную материальную и духовную культуру. Даже Л. Клайпедского края (Memelland), попавшие в 13 в. под власть Тевтонского ордена и подвергавшиеся на протяжении неск. веков насильств. германизации, не утратили своего этнич. самосознания. В период феодализма с характерной для него экономич. обособленностью отд. р-нов внутри единого литов. народа выделились местные этнографич. группы, различающиеся между собой по диалектам и нек-рым культурно-бытовым особенностям. Кроме жемайтов и аукштай- тов, сохранявших локализацию древних племён, такими группами были, напр., дзуки на Ю.-В. Литвы (потомки части судавов), юж. занеманцы - капсы и сев. занеманцы - занавики. В 1795 и 1815 этнич. терр. Л. (кроме Клайпедского края) вошла в состав Росс, империи. Во 2-й пол. 19 в. в Литве складывается литов. нация. В 1919 -40 Литва - буржуазная республика (Вильнюсский край в 1920-39 был в составе Польши). В 1940 вошла в Союз ССР. Литов. народ пошёл по пути социалистич. и коммунистич. развития н консолидировался в социалистич. нацию. Л. создали разнообразную материальную и духовную культуру, обладающую мн. своеобразными национальными особенностями. Об истории, экономике и культуре Л. см. в ст. Литовская ССР.

Лит.: Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (библ.); Lietuviu etnografijos bruozaj, Vilnius, 1964; Is lietuvin kulturos istorijos, v. 1-4, Vilnius, 1958-64; Lietuvos TSR istorija, t. 1-4, Vilnius, 1957-63; Volkaite-Kulikauskiene R., Li- etuyiai IX-XII amziais, Vilnius, 1970; Lie- tuvimnkai, Vilnius, 1970; ,R i m a n t i e n ё R., Pirmieji Lietuvos gyventojai, Vilnius, 1972. Н. Н. Чебоксаров.

ЛИТОВЧЕНКО Александр Дмитриевич [1835, Кременчуг,- 16(28).6.1890, Петербург], русский живописец. Учился в петерб. АХ [с 1855 (?)]. Участник "бунта четырнадцати" (см. Артель художников), Л. в 1863 покинул АХ. Избран академиком в 1868. С 1876 чл. Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). Писал преим. историко-бытовые картины на рус. темы ("Царь Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Герсею", 1875, Рус. музей, Ленинград).

Лит.: Верещагина А. Г., А. Д. Литовченко, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века, [т.] 1, М., 1962.

ЛИТОГЕНЕЗ (от лито... и ...генеэ), совокупность природных процессов образования и последующих изменений осадочных горных пород. Гл. факторы Л.- тектонич. движения и климат. Понятие о Л. впервые было введено в 1893-94 И. Вальтером, к-рый выделил в процессе образования осадочных пород 5 осн. фаз: выветривание горных пород, денудация (включая перенос исходного материала осадков), отложение, диагенез и метаморфизм. В цикле Л. различают след, стадии Л.: 1) образование и мобилизация исходного вещества осадков в процессе физич. и химич. разрушения материнских пород и его перенос к месту захоронения - поверхностный гипергенез; 2) поступление осадков в конечные водоёмы стока и окончат, осаждение - седиментогенез; 3) физико-химич. уравновешивание насыщенного водой осадка, завершающееся преобразованием его в осадочную породу - диагенез; 4) дальнейшие изменения породы по мере увеличения глубины её захоронения под влиянием возрастающих темп-ры и давления, а в нек-рых случаях и воздействия водных растворов и газов - катагенез (иногда эту стадию неточно наз. эпигенезом); 5) последующее преобразование состава пород, особенно глинистых, при дальнейшем их погружении - метагенез, или собственно метаморфизм; чаще всего проявляется в геосинклиналях.

Нек-рые исследователи (сов. геологи Н. М. Страхов, Н. В. Логвиненко и др.) относят к Л. только гипергенез, седиментогенез и диагенез, а метагенез рассматривают как самостоят, стадию между катагенезом и метаморфизмом

Смена погружения данного участка земной коры его подъёмом прерывает прогрессивный Л. на одной из его стадий и обусловливает наступление регрессивного Л., завершающегося гипергенезом, сначала скрытым, или подземным (протекающим в анаэробных условиях), а затем - поверхностным, когда породы подвергаются денудации, замыкающей один цикл Л. и начинающей новый.

Сов. геологН.М.Страхов впервые (1956) выделил основные типы Л.: ледовый, гумидный, аридный и вулканогенно - осадочный, существовавшие, по-видимому, начиная с послерифейского времени. При ледовом литогенезе процессы осадкообразования происходят на участках материков, покрытых льдом; Л. протекает в форме механич. породообразования с невыраженной дифференциацией вещества. Гумидный литогенез типичен для поро- дообразования на суше и в морях в условиях влажного климата. При аридном литогенезе породообразование происходит на материках и в морях в условиях засушливого климата. Вулканоген- но-осадочный литогенез характеризуется породообразованием на участках с наземным и подводным вулканизмом и на прилежащих к ним территориях (см. Вул- каногенно-осадочные породы). Первые три типа Л. обусловлены климатом, и поэтому они распространены на поверхности Земли зонально, причём наиболее чётко они выражены на платформах. Вулканогенно-осадочный Л. не зависит от климата и проявляется интразональ- но, гл. обр. в геосинклинальных областях, т.е. на площадях, наиболее тектонически активных. Каждый тип Л. обладает характерным сочетанием осадочных пород, выражающих специфич. ход механич. и химич. осадочной дифференциации, а также биогенных процессов н вулканизма.

С Л. как процессом осадочного породообразования связано формирование очень многих самых различных полезных ископаемых, в т. ч. углей ископаемых, нефти, природных горючих газов, железных и марганцевых руд, бокситов,, фосфоритов, россыпей и мн. др.

Лит.: Страхов Н. М., Типы литогенеза и их эволюция в истории Земли, М., 1963; Диагенез и катагенез осадочных образований, пер. с англ., М., 1971; В а с с о е- в и ч Н. Б., Ещё о терминах для обозначения стадий и этапов литогенеза, "Тр. Всес. нефтяного научно-исследовательского геолого-разведочного института", 1962, в. 190. Н. Б. Вассоевич.

ЛИТОГРАФИЯ (отлито... и ...график), способ печати, при к-ром оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом.Л. явилась прообразом плоской печати. Печатной формой в Л. служит гладкая (для воспроизведения перовой графики) или зернистая (для воспроизведения карандашного рисунка) поверхность камня (известняка), на к-рун> нанесено изображение жирной тушью (кистью или пером) или литографским карандашом. Нередко изображение переводится на камень с рисунка, выполненного на спец. литографской бумаге - корнпапире. После химич. обработки камня, последовательного нанесения на поверхность формы воды и затем краске производится печатание. Л. изобретена в 1798 в Германии А. Зенефельдером; им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. В 19 в. Л. широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с неск. камней), книжных иллюстраций, геогр. карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и т. д. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков - на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации Л.: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и др. В 30-е гг. 20 в. Л. стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё пром. значение, Л. остаётся станковой техникой создания художеств, эстампов, осн. видом к-рой является автолитография. Д. П. Татиев. Специфич. язык художеств. Л. оформился в 1820-х гг. во Франции под влиянием романтизма. К Л. обращаются живущие здесь испанец Ф. Гойя и англичанин Р. П. Бонингтон, анималистич. и жанровые серии исполняет Т. Жерико, ряд художников (Н. Т. Шарле, О. Раф- фе) посвящает свои листы эпизодам наполеоновских войн, появляются литографы-портретисты (А. Девериа) и авторы историко-жанровых сцен (Э. Изабе). Широкое распространение во Франции, а также в Англии получает видовая Л. Крупнейшим мастером романтич. Л. был Э. Делакруа, выполнивший неск. иллюстративных серий по мотивам произв. И. В. Гёте и У. Шекспира; для его техники характерны процарапывание фона, резкие контуры, тонкие растушовки. Наиболее распространённым жанром раннего периода истории Л. была карикатура нравов (А. Монье, Л. Буальи), к-рая после Июльской революции 1830 сменяется политич. и социальной карикатурой (Гранвиль, Щ. Ж. Травьес, А. Г. Декан). Публицистич. заострённость образов, виртуозное использование особенностей техники отличают литогра- фич. серии О. Домье, виднейшего мастера Л. сер. 19 в., оказавшего значит, воздействие на её дальнейшее развитие. В области бытовой карикатуры работали мн. мастера Л., из к-рых выделяются П. Гаварни и А. Шам. В Германии особенная жизненная убедительность характерна для листов А. Менцеля. Л. занимает большое место в творчестве мн. ла- тиноамер. художников 1-й пол. 19 в.- представителей костумбризма. В России в 1-й пол. 19 в. техника Л. привлекает крупных графиков и живописцев - А. О. Орловского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова и его учеников, К. П. Брюллова и др. В 1820-30-е гг. интерес рус. художников обращён преим. кпейзажу (С.Ф. Галактионов, А.П. Брюллов, А. Е. Мартынов, К. П. Бег- гров). В сер. 19 в. появляются жанровые литографии (И. С. Щедровский) и нравственно-сатирич. листы (М. Л. Не- вахович и В. Ф. Тимм); их традиции продолжают во 2-й пол. 19 в. мастера иллюстрации и бытовой карикатуры П. М. Шмельков, П. М. Боклевский, А. И. Лебедев и др.

С 1840-х гг. в иск-ве Л. заметен известный упадок, связанный с вытеснением её из журналов и заменой торцовой ксилографией. Новый подъём иск-ва Л. происходит с кон. 1860-х гг. Во Франции Э. Мане находит новые художеств, возможности Л., полнее выявляя фактуру материала; к Л. часто обращаются в этот период мастера импрессионизма - О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро. Импрессионизм своеобразно проявляется также в нем. (Л. Коринт, М. Либерман, М. Сле- фогт) и амер. (Дж. Уистлер) Л. В кон. 19 в. заметный след в Л. оставляют символизм и стиль "модерн" (О. Редон, Э. Карьер во Франции; Ф. Ропс в Бельгии; Э. Мунк в Норвегии). Особое место в Л. на рубеже 19-20 вв. занимает цветной эстамп, часто используемый в афише (А. де Тулуз-Лотрек, М. Дени, П. Боннар, Э. Вюйяр во Франции). Традиции Домье продолжаются в со- циально-критич. листах Ж. Л. Форена и Т. Стейнлена во Франции, Ф. Брэнг- вина в Англии, К. Кольвиц в Германии. В России в последней трети 19 в. новый интерес к Л. проявился в основном в пейзажах И. И. Шишкина, иллюстрациях и жанровых сценках И. Е. Репина, портретах В. А. Серова. С кон. 1900-х гг. в области литографич. пейзажа работают К. Ф. Юон, К. Ф. Богаевский, В. И. Соколов, в 1910-е гг. с литографиями и литографированными книгами выступают Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов.

После 1-й мировой войны 1914-18 ряд серий и отд. листов, выражавших резкий социальный протест, создают нем. экспрессионисты - М. Бекман, Ж. Грос, Э. Бар- лах; в 30-е гг. активная антифаш. направленность характерна для литографий Кольвиц. В 20 в. Л. становится очень разнообразной в своих выразит, возможностях. Она включает в себя всю широту интонаций - от тонкого лиризма и глубоко филос. образов до публицистич. страстности в пропаганде освободит, идей. К Л. обращались и обращаются крупные мастера 20 в.: А. Матисс, П. Пикассо и М. Шагал во Франции, О. Кокош- ка в Австрии, X. Эрни в Швейцарии, X. Т. Рихтер в ГДР, О. Дике в ФРГ, Ф. Топольский в Великобритании, М. Швабинский в Чехословакии, Г. Мук- ки в Италии, Д. Сикейрос, П. О'Хиг- гинс в Мексике и мн. др. Сов. Л. представлена творчеством М. В. Добужин- ского (образы Петрограда), В. А. Вата- гина (анималистич. сюжеты), Г. С. Верейского (портреты), А. П. Остроумовой-Лебедевой и П. В. Кузнецова (пейзажи), В. В. Лебедева (ню), Б. М. Кустодиева, Е. И. Чарушина, М. С. Ро- дионова, К. И. Рудакова, Е. А. Кибрика и В. М. Конашевича (книжные иллюстрации) и др.

Лит.: Фридлендер М., Литография. Пер. с нем. С приложением очерка- Воинов В. В., Литография в России, Л., 1925; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943; его же, Русская литография XIX в., М., 1953; Суворов П. И., Искусство литографии, 3 изд., М., 1952; [Г е р ц е н б е р г В. Р.], Современный советский эстамп, М., 1960; Флекель М. И., Искусство и полиграфия, М., 1963; Никанчикова Е. А., Попова А. Л., Технология офсетной печати, М., 1966; 50 лет советского искусства- Графика. [Альбом], М., [1966]; Fennel Е. R., Lithograph and lithographers, L., 1915; Mayer R., Die Lithographic. Eine Ein- fuhrung, Dresd., [1955]. Е. С. Левитин.

А. Д. Литов ч е н к о. "Итальянский посланник Кальвуччи срисовывает любимых соколов царя Алексея Михайловича". 1889. Харьковский художественный музей.

ЛИТОЛОГИЯ (от лито... и ...логия), наука о современных осадках и осадочных породах, их составе, строении, происхождении и закономерностях пространственного размещения.

Мн. осадочные горные породы являются полезными ископаемыми. Это руды железа, марганца, алюминия (бокситы), фосфора (фосфориты), стронция, никеля; торф, бурые и каменные угли, графит, горючие сланцы; пески - россыпи золота, платины, олова, титана, алмазов и др. ценных минералов; пески кварцевые, стекольные, формовочные и строительные, глины огнеупорные, кирпичные и бентонитовые, адсорбенты, цементное сырьё, гипс, природные соли. Кроме того, осадочные породы вмещают залежи нефт