загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

ордена с Л., в Германии - актов по истории Пруссии и Л. (Scriptores, Rerum Prussicarum, v. 1-5). Известный вклад в изучение образования Литов. гос-ва внесли укр. учёные В. Б. Антонович и Н. П. Дашкевич. Различные аспекты истории Л., преим. из области социально-экономич. развития, освещались в монографиях Н. А. Максимейко, Ф. И. Леонтовича, И. П. Новицкого, М. Ф. Владимирского- Буданова, М. К. Любавского. Историей политич. и обществ, строя Вел. княжества Литовского после Люблинской унии занимался И. И. Лаппо, вопросами литов. гос. хозяйства - М. В. Довнар-Заполь- ский, политич. историей с древности до 16 в.- А. Е. Пресняков. В. И. Пичета исследовал широкий круг социально- экономич. явлений феод, эпохи.

В литов. бурж. историографии в кон. 19- нач. 20 вв. господствовал романтизм. Его методы использовались И. Басанави- чюсом и др. в освещении нек-рых вопросов этногенеза литов. народа, развития феод, отношений и отношения христианства к древней литов. религии и культуре. В экономич. науках кон. 19 в. с призывами развивать нац. пром-сть, ремёсла, торговлю выступили П. Вилейшис, В. Ку- дирка, П. Леонас, Ю. Тумас-Вайжгантас и др. В основе социологии романтиков и позитивистов лежали тезисы о единстве литов. нации и о тождестве интересов литов. буржуазии с интересами народа. Отд. положения бурж. классич. политич. экономии противопоставлялись офиц. идеологии царизма и дворянско-поме- щичьих слоев. Нек-рые представители буржуазии ^(зачинатель движения вольнодумцев И. Шлюпас, Ю. Адомайтис-Шярнас и др.) явились видными атеистами и пропагандистами естественно- науч. знаний, стоявшими в основном на просветительских позициях.

Во 2-й пол. 19 в. революционеры- демократы 3. Сераковский и А. Мацкя- вичюс, ученики и последователи рус. революц. демократов, развивали идею нар. революции. Идеи социальной революции проповедовали в лучших своих произведениях Ю. Андзюлайтис-Кальне- нас, И. Мачис-Кекштас, В. Дембскис, С. Матулайтис, И. Билюнас, разоблачая апологию бурж. строя и религии. Против реакц. тенденции романтич. историографии в 1903 выступил А. Янулайтис.

Пропаганда марксистского мировоззрения началась в 80-х гг. 19 в. Под влиянием первых трудов В. И. Ленина Л. Янавичюс применил марксистскую методологию к исследованию развития капитализма в Польше и Л. ("Очерк развития капитализма в Королевской Польше", опубл. 1902). Руководители революц. движения - В. Мицкявичюс-Капсукас, 3. Ангаретис, П. Эйдукявичюс и др. анализировали социально-экономич. отношения в стране, критиковали бурж. и мелкобурж. экономич. теории, идеологию бурж. национализма, с марксистских позиций освещали вопросы истории и культуры Л. Распространение марксистских взглядов и идеологич. дифференциацию обществ, мысли значительно ускорили победа Вел. Окт. социали- стич. революции и установление Сов. власти в Л. в 1918-19.

Общественные науки в буржуазной Л. После установления бурж. диктатуры (1919) беспрепятственно могли развивать свою науч. деятельность лишь консервативно и умеренно настроенные бурж. учёные.

В философии господствовала неосхоластика, гл. обр. неотомизм, сочетавшийся с др. религ.-идеалистич. системами (П. Бучис, П. Довидайтис, С. Шалкау- скис, А. Якштас-Дамбраускас). Представители этого направления стремились оправдать реакц. политику правящих слоев клерикальной и националистической буржуазии. Социологи и философы (И. Тамошайтис, А. Мацейна. П. Делинин- кайтис) проповедовали идеи авторитарного корпоративного (фашистского) строя, мальтузианства (К. Пакштас). Особое место среди философов-идеалистов занимал Видунас, испытавший влияние индийской философии (буддизма и гандизма), а также И. Канта, Г. Гегеля, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьёва. В его трудах содержались гуманистич. тенденции (критика бурж. общества, осуждение политики германизации, насилия, захватнич. войн), но вместе с тем он отрицал классовую борьбу, уповал на мирный путь победы добра над злом. Исследования в области логики и эстетики 3. Се- земана строились на основе субъективно- идеалистич. методологии неокантианства.

В трудных условиях клерикально-фаш. реакции в Л. развивалась передовая обществ, и филос. мысль. В определённой оппозиции господствующей идеологии и философии стояли либеральные бурж. атеисты и представители естествен- нонауч. материализма, создавшие "Общество этической, культуры вольнодумов" (И. Шлюпас, И. Илгунас, И. Кайрюкш- тис и др.), к-рое издавало газ. "Лайсвойи минтис" ("Свободная мысль", 1933-41). Реакц. характер ^расизма разоблачали Ю. Бальджюс. И. Вабалас-Гудайтис,

Ю. Гальзидис, Г. Зиманас, П. Славенас и др. Активно выступали против идеализма и религии журн. "Мокикла ир гивянимас" ("Школа и жизнь", 1920- 1941), "Мокикла ир висуомяне" ("Школа и общество", 1933-36), "Культура" (1923-41). В последнем было опубликовано неск. работ по вопросам диалек- тич. материализма. Накануне 1940, солидаризуясь с призывами коммунистов к борьбе против бурж. реакции, активно подвергали критике социологию и политику фашизма мн. деятели литов. культуры и науки в Л. (А. Венцлова, Ю. Жюг- жда, К. Корсакас, П. Цвирка, И. Шимкус, Ю. Юргинис) и за границей (А. Бимба, Р. Мизара, Л. Прусейка и др.).

Находившаяся в подполье компартия Л. разоблачала бурж. идеологию, пропагандировала марксизм-ленинизм, пролетарский интернационализм (В. Мицкявичюс-Капсукас, 3. Ангаретис, К. Поже- ла, Ю. Грейфенбергерис, А. Снечкус и др.). Коммунисты в 1920, 1926 организовали в Каунасе кооперативные об-ва, к-рые издали ряд работ К. Маркса, Ф. Энгельса, в 1933 и 1934 были изданы работы В. И. Ленина. Распространению марксистских идей среди общественности Л. содействовала деятельность коммунистов-литовцев в СССР: изд-во ЦК КП Л. в Смоленске (в 1925-28 выпустившее первое издание сочинений В. И. Ленина на литов. яз.); Литов. сектор Коммуни- стич. ун-та зап. нац. меньшинств в Москве. Марксистскую литов. лит-ру издавали прогрессивные организации литовцев в США.

Центром изучения истории был Каунасский ун-т. В разные годы издавались ист. журналы "Мусу сянове" ("Наша старина", 1921-22, 1937-40), "Сянове" ("Старина", 1935-38),"Праэйтис" ("Прошлое", 1930-33), "Летувос праэйтис" ("Литовское прошлое", 1940-41), "Атенеум" (1930-39). Литов. историки в основном шли по стопам рус. и нем. бурж. историографии. Развитие истории литов. народа они рассматривали вне связи с развитием способов произ-ва, в отрыве от классовой борьбы. Главное внимание уделялось политич. истории Л. в эпоху феодализма - особенно созданию, развитию и роли Вел. княжества Литовского. Почти все авторы идеализировали этот период. Об образовании Литов. rpc-ва и княжении Миндовга писали И. Тоторайтис, Ю. Стакаускас и др.; развитие Лктов. гос-ва, княжение Гедимина, Кейстута, Витовта, борьбу литовцев с Тевтонским орденом, исследовали Ю. Якштас, И. Ма- тусас, И. Йонинас; о Люблинской унии писал А. Шапока. Работу по истории литов. боярства подготовил К. Авижонис. Социально-экономич. проблемы истории отражены в соч. А, Янулайтиса, П. Климаса, 3. Ивинскиса, А. Шапоки. Был создан ряд обобщающих, лекционных курсов, учебников, изданы сб-ки документов, материалов, хрестоматий. Идеализация прошлого способствовала затушёвыванию классовых противоречий в бурж. Л. Вопросами ^археологии занимались Ю. Жилинскас, И. Пузинас, П. Та- расенко; этнографии и фольклористики - Ю. Бальджюс; библиографии и истории культуры - В. Биржишка; искусствоведения - П. Галауне; истории права - И. Лаппо, М. Ремерис, Янулайтис. Ряд соч. по истории Л. был создан польскими историками Г. Пашкевичем, X. Ловмянь- ским, рус. сов. археологом А. Спицыным и др. Начало марксистским исследованиям по истории Л. положили руководители КП Литвы В, Мицкявичюс-Капсукас ("Краткая история социал-демократической партии Литвы", т. 1-2, 1918- 1920) и 3. Ангаретис ["Образование КП Литвы и пролетарская революция в Литве (1918-19)", 1962]. Нек-рые проблемы истории Л. с кон. 20-х до сер. 30-х гг. изучались в АН Белорус. ССР (С. Матулайтис, В. А. Сербента).

В целях апологии капитализма и оправдания своей экономич. политики литов. буржуазия использовала разные направления вульгарной политич. экономии, особенно теории предельной полезности и факторов произ-ва. Представители либерального крыла (А. Римка, П. Ляонас, А. Моравские, В. Юргутис) развивали теории экономич. демократизма, экономич. индивидуализма, самобытности литов. х-ва. Агр. бурж. концепции, опиравшиеся на теорию устойчивости мелкого крест, х-ва (Ю. Алякса, Ю. Крикщюнас), переплетались с идеализацией кооперативного движения (П. Шальчюс). Правыми социал-демократами (С. Кайрис, А. Янулайтис) распространялись теории организов. капитализма. Компартия Л. использовала экономич. теорию марксизма-ленинизма как важное идеологическое оружие в борьбе за освобождение литовского рабочего класса от гнёта буржуазии.

В 1922-40 на юридич. ф-те Каунасского ун-та работали учёные-юристы С. Беляцкинас, К. Шалкаускас, А. Янулайтис, П. Леонас, М. Ремерис (они продолжали свою деятельность и после образования Литов. ССР). Издавались периодич. издания на литов. яз.: "Тейсес факультете дарбай" ("Труды юридического факультета", 1924-32). Об-во юристов издавало ежеквартальный журн. "Тейсе" ("Право", 1922-40).

Развитие общественных наук в Советской Л. (с 1940). Восстановление Сов. власти в Л. открыло новые возможности дальнейшего распространения марксизма. Однако в период фаш. оккупации Литвы снова оживились бурж. идеологи и философы; в 1944 большинство их эмигрировало на Запад. Немногие учёные, успевшие эвакуироваться, разоблачали политику и идеологию фаш. агрессоров (Ю. Жюгжда, П. Пакарклис и др.).

Философия. С созданием основ социализма, ликвидацией бурж.-националистических группировок марксистско-ленинское мировоззрение стало господствующим. На литов. яз. были изданы произв. К. Маркса, Ф. Энгельса, соч. В. И. Ленина и др. марксистская обще- ственно-политич. и филос. лит-ра.

За годы Сов. власти выросли новые филос. кадры. Философы республики работают в области истории обществ.- филос. мысли в Л., диалектич. и ист. материализма, филос. вопросов естествознания, этики, логики (И. Григонис, И. Заксас, Г. Зиманас, Н. Ицкович, Ю. Мацявичюс, Э. Мяшкаускас, Р. Плеч- кайтис), атеизма, критики антикоммунизма и совр. бурж. философии (И. Ани- час, Ю. Барздайтис, А. Гайдне, И. Мин- кявичюс, В. Нюнка, Р. Скайсгирис). Филос. работы публикуются в "Трудах АН Литов. ССР" (серия А: Обществ, науки. Философия, с 1955), "Проблемос" ("Проблемы", с 1968).

Историческая наука. Её центрами стали Ин-т истории АН Литов. ССР (осн. 1940), Ин-т истории партии ЦК КП Л. (осн. 1948) и ист. кафедры вузов. Важнейшие коллективные труды - 3 тома "Истории Литовской ССР" (на литов. яз.), под редакцией Ю. Жюгжда, обобщающие историю литов. народа до июня 1940; "Очерки истории Коммунистической партии Литвы" (на литов. яз., т. 1), под ред. Р. Шармайтиса, 4 т. документов и материалов по истории Л., "Листовки Коммунистической партии Литвы" (т. 1-4), а также ряд сб-ков архивных документов. В работах по истории периода феодализма освещена борьба литов. народа против крестоносцев (Б. Дундучис, Р. Варакаускас), генезис феодализма и закрепощение крестьянства (Ю. Юргинис), положение и борьба крестьянства в 16 в. (К. Яблонские), разложение крепостничества (М. Ючас). Первонач. период развития капитализма исследовали М. Бичкаускас-Гентвила, Ю. Жюгжда, С. Лазутка, О. Максимайтене, Л. Мулявичюс, В. Меркис, Р. Шармайтис. Значит, вклад внесли учёные, изучающие историю партии. Возникновение и развитие революц. движения анализировали Э. Гришкунайте и др. Борьба литов. народа за Сов. власть в 1918-19 и восстановление её в 1940 освещена в работах Б. Вайткявичюса, Р. Шармайтиса, А. Буткуте-Рамялене, В. Канцявичюса, Т. Тишкявичюса. Борьбе трудящихся Л. против бурж. диктатуры посвящены труды А. Гайгалайте, С. Атамукас; периоду 1941-45 - монографии М. Штараса, И. Добровольскиса, А. Ракунаса, К. Ва- рашинскаса. Проблемы строительства социализма и перехода к коммунизму рассматриваются в работах А. Ефременко, К. Сурблиса, П. Олякаса, Г. Шаджюса; истории культурной революции и формирования социалистич. интеллигенции - А. Бянджюса, М. Бурокявичюса.

Проблемы отношений бурж. Л. с др. гос-вами разрабатывали К. Навицкас, Р. Жюгжда, Р. Жяпкайте. Значит, успехи достигнуты в этнографии - И. Буткяви- чюс, А. Вишняускайте, П. Дундулене, В. Милюс, археологии - П. Куликаус- кас, Р. Куликаускене, Р. Римантене, А. Таутавичюс. Критикой бурж. историографии занимались Ю. Жюгжда, В. Гер- манас и др. Конкретными социологич. исследованиями - М. Демидавичюс, Ю. Леонавичюс, Р. Григас. Историю Л. изучали также учёные др. сов. республик - РСФСР, БССР, Украины (В. Пашуто, Д. Похилевич, Н. Улащик и др.). Статьи ист. характера на литов. яз. печатаются в сериях "История" (с 1958), "ЛКП историйос клаусимай" ("Вопросы истории КПЛ", с 1959), "Лету- вое историйос мятраштис" ("Ежегодник истории Л.", с 1971) и др.

Экономическая наука. Над её проблемами работают Ин-т экономики АН Литов. ССР (осн. в 1941), Ин-т экономики с. х-ва (осн. в 1959), Литов. филиал Всесоюзного НИИ по изучению спроса населения на товары нар. потребления и конъюнктуры торговли (осн. в 1966), экономич. ф-ты Вильнюсского ун-та и др. вузов. Развитие социалистич. экономики Л. освещено в коллективных трудах "Четверть века по пути социализма", 1965; "Литва за полвека новой эпохи", 1967, и др., а также в работах А. Жиле- наса "Денежные доходы колхозов и их распределение" (1959), М. Грегораускаса "Сельское хозяйство Советской Литвы. 1940-1960" (1960), К. Мяшкаускаса "Индустриализация Советской Литвы" (I960), С. Гинайте "Доходы населения Советской Литвы" (1970); в исследованиях Ю. Тамошюнаса, А. Митри- каса, А. Яблонскиса, Ю. Манюшиса, П. Кульвеца, В. Баранаускаса, В. Ма- лишаускаса, Л. Сатуновского, Е. Май- минаса и др. По проблемам политической экономии капитализма и экономической мысли опубликованы работы: Д. Будрис "Очерки политической экономии" (1964), А. Бурачас "Гипотезы и модели личных потребительских расходов в условиях развитого капитализма" (1969), Д. Будрис и А. Бурачас "Современный капитализм и его буржуазные теории" (1972), а также учебники: И. Бу- час "Планирование народного хозяйства СССР" (1967), А. Даукша "Государственный бюджет СССР" (1967), "Политическая экономия" (под рук. М. Лолы, 1969) и др. Издаются экономич. журналы: "Ляудес укис" ("Народное хозяйство", с 1958), "Жямес укис" ("Сельское хозяйство", с 1925), "Экономика" (с 1960). Юридическая наука исследовалась Ин-том права, к-рый в 1952 был преобразован в сектор права (с 1969 находится в составе отдела философии, права и социологии Ин-та истории АН Литов. ССР), НИИ суд. экспертизы (с 1961; 1958-61 - н.-и. криминалистич. лаборатория), юридич. ф-том Вильнюсского ун-та. Науч. работа практически ведётся по всем отраслям юридич. науки. Опубликованы монографии по гражд. праву и процессу, трудовому праву (И. Жеруолис, И. Морейнас и др.), истории литов. гос-ва, гос. и адм. права (К. Яблонские, П. Пакарклис, С. Ван- сявичюс и др.). Проводятся исследования в области методологии юридич. науки, по использованию кибернетич. методов и средств в криминологии. Серийные науч. издания: "Тейсе" ("Право", с 1961), "Социалистине тейсе" ("Социалистическое право", с 1968). И. Мацявичюс, Г. Шаджюс, А. Ма- карявичюс.

3. НАУЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

В республике (1972) 88 науч. учреждений (20 в 1940). Исследования по мн. отраслям естеств. и технич., а также в области обществ, наук ведутся в ряде респ. н.-и. ин-тов, в филиалах всесоюзных н.-и. ин-тов, в вугях, проблемных лабораториях и на опытных станциях. На 1 янв. 1973 в Л. работало (включая вузы) более 10,1 тыс. науч. сотрудников (633 в 1940). Среди них 19 академиков, 24 члена-корреспондента АН Литов. ССР, более 200 докторов и св. 3300 кандидатов наук. Ведущее науч. учреждение республики - Академия наук Литовской ССР. Она руководит работой 10 н.-и. ин-тов и др. учреждений.

Учёные Литов. ССР поддерживают связи с науч. учреждениями, научно-произ- водств. объединениями, пром. предприятиями и вузами Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Новосибирска, Минска и др. городов. Ин-т физики и математики АН Литов. ССР является ведущей науч. орг-цией в стране в области работ по теории вероятностей и в нек-рых др. областях, Ин-т физики полупроводников координирует в СССР исследования проблем горячих электронов. Ин-т химии и хим. технологии возглавляет в стране разработку теории электроосаждения металлов. Академич. ин-ты гуманитарного профиля принимают участие в исследованиях вопросов истории, философии, экономики, литературоведения, проводимых в общесоюзном масштабе.

Международные науч. связи Литов. ССР развиваются по ряду направлений, в т. ч. в области теории электроосаждения металлов и сплавов - с науч. учреждениями НРБ, ВНР, ЧССР и др. социалистич. стран, в области теории автома- тич. управления - с АН ЧССР, в области изучения продуктивности с.-х. животных - с учёными НРБ, ГДР, ПНР, СРР, ЧССР, СФРЮ. Развиваются связи с науч. центрами капиталистич. стран.

Лит.: М а т у л и с Ю. Ю., Наука Советской Литвы, в кн.: Ленин и современная наука, т. 2, М., 1970; его же. Советская Литва и ее наука, в кн.: Наука Союза ССР, М., 1972; М a t ulis J., P e t r a u s k a s V., Mokslas Tarybu Lietuvoje, Vilnius, 1970.

XIII. Печать, радиовещание, телевидение

В 16 s. Вильнюс становится одним на центров книгопечатания в Вост. Европе: здесь в 1523-25 белорус, просветитель Франциск Скорина основал первую на терр. СССР типографию, где выпустил "Апостол" и др. издания. Печатались также книги на лат., польском и др. языках. Первыми книгами на литовском яз. явились протестантский "Катехизис" (с первым литовским букварём) М. Мажвидаса (изд. в 1547 в Кенигсберге) и католич. "Катехизис" М. Даукши (изд. в 1595 в Вильнюсе). Первая газета появилась в Вильнюсе в 1760 на польском яз. ("Вядомосьци упши- вилёване" - "Привилегированные известия"). Для литов. населения Вост. Пруссии выпускались религ. газеты (первая "Нусидавимай дево каралистея" - "Сказания о божьем царстве", с 1823) и светские, прогерманского направления (первая "Кялейвис" - "Путешественник", с 1849).

В 1864-1904 в Л. печать на литов.- лат. алфавите была запрещена царским пр-вом. Литов. периодич. издания печатались в Вост. Пруссии, США и нелегально распространялись в Л.: бурж.-либеральные журналы "Аушра" ("Заря", 1883- 1886), "Варпас" ("Колокол", 1889-1905), газеты "Укининкас" ("Крестьянин", 1890-1905),"Летувишкасис балсас"("Литовский голос", 1885-89), клерикальный журнал "Тевинес саргас" ("Страж родины", 1896-1904), атеистич. научно- лит, журнал "Апшвета" ("Просвещение", 1892-93) и др. За границей издавались и первые литов. с.-д. газеты, в т. ч. "Летувос дарбининкас" ("Рабочий Литвы", 1896-99), "Дарбининку балсас" ("Голос рабочих", 1901-06) и др. Через Л. транспортировалась и в Л. распространялась ленинская "Искра".

С 1904 в Л. стали выходить легальные литов. газеты и журналы, в т. ч. первая литов. ежедневная газета "Вильняус жи- нёс"("Вильнюсские известия", 1904-09), газеты с.-д. направления-"Науёйи гадине" ("Новая эра", 1906-07), "Скардас" ("Эхо", 1907),"Жария"("Жар", 1907-08). В Вильнюсе в 1913-14 выходил первый литов. литературный журнал "Вайво- рикште" ("Радуга"), Придерживались большевистской ориентации литов. с.-д. издания: в Риге - "Вильнюс" ("Волна", 1913-14, 1917), в Великобритании (с 1915)-"Социалдемократас" ("Социал-демократ", 1915-16), "Ранкпельнис" ("Труженик", 1907-23) и в США (с 1916) - "Науёйигадине" ("Новая эра", 1916-17), "Кова" ("Борьба", 1905-17). За 1904-17 на литов. яз. было издано ок. 8 тыс. названий книг. После Февр. революции 1917 в Петрограде стала выходить первая литов. большевистская газета "Теса" ("Правда"). В годы Сов. власти в Л. (1918-19) коммунистич. печать выходила в Вильнюсе, Каунасе и др. городах на литов., рус., польском и др. языках. В янв. 1919 правительство Сов.Л. организовало гос. Литов. телеграфное агентство (ЛИТА, с 1920 ЭЛЬТА).

За годы бурж. республики (1919-40) было издано ок. 25 тыс. назв. книг и брошюр. Тиражи книг, как правило, были невелики (от 500 до 3 тыс. экз.). Разовый тираж периодики в 1937 был ок. 830 тыс. экз. Осн. периодич. издания этого времени: либеральные - газеты "Лету- вое укининкас" ("Литовский крестьянин", 1905-40), "Летувос жинёс" ("Литовские известия", 1909-40), клерикальные - журн. "Драугия" ("Товарищество", 1907-40), "Жидинис" ("Очаг", 1924-40), газеты "Ритас" ("Утро", 1912-38), "XX амжюс" ("XX век", 1936- 1940) и др. Националистич. идеологию таутининков проповедовали журнал "Вайрас" ("Руль", 1914-15, 1923-24, 1929-40), офиц. газета "Летувос айдас" ("Эхо Литвы", 1917-18 и 1928-40). В 1919-28 официозом бурж. пр-ва была газета "Летува" ("Литва").

В 1919-40 в Л. и за рубежом литов. коммунистами было издано ок. 340 назв. газет и журналов, ок. 760 назв. книг и брошюр, тысячи листовок. Коммунистич. печать издавалась в подполье - орган КП Л. "Теса", "Карейвю теса" ("Солдатская правда", 1920-36) и др.; до 1931 выпускались и кратковременные легальные издания. В СССР выходили литов. журналы "Комунарас" ("Коммунар", 1921-23), "Кибиркштис" ("Искра", 1924-26), "Прекалас" ("Наковальня", 1931-38), в Германии - журнал "Балсас" ("Голос", 1928-33), в США выпускались газеты "Лайсве" ("Свобода", с 1911), "Вильнис" (с 1920) и др.

После установления Сов. власти в 1940-41 было издано 1167 книг тиражом ок. 8 млн. экз.; кроме газ. "Теса", стали выходить новые респ. газеты "Тари- бу Летува" ("Советская Литва"), "Валь- стечю лайкраштис" ("Крестьянская газета"), 20 журналов и др. периодич. изданий. В годы Великой Отечеств, войны литов. коммунистич. печать издавалась в подполье, а также в Москве и др. городах. За 1942-44 сов. издательствами было издано ок. 160 книг и брошюр на литов. яз. Политотделом 16-й Литов. стрелк. дивизии издавалась газета "Тевине шаукя" ("Родина зовёт").

В послевоен. годы расширена полигра- фич. база. Реконструированы типографии им. К. Пожелы, им. В. Мицкяви- чюса-Капсукаса в Каунасе, "Вайздас", "Пяргале" в Вильнюсе. Респ. издательства "Минтис" ("Мысль", политич. и науч. лит-pa), "Вага" ("Борозда", художеств. лит-pa), "Швиеса" ("Свет", пед. лит-pa) и др. в 1972 выпустили ок. 2 тыс. книг и брошюр (в т. ч. 1,3 тыс. на литов. яз.) общим тиражом св. 15 млн. экз. Издаётся (на 1972) 88 газет общим разовым тиражом св. 1,8 млн. экз. (годовой - 369 млн. экз.). Респ. газеты: на литов яз. -"Теса", "Комъяунимо теса" ("Комсомольская правда", на литов. яз. с 1919, на рус. яз. с 1949), "Вальсте- чю лайкраштис" ("Крестьянская газета", с 1940), "Летувос пионерюс" ("Пионер Литвы", с 1946), "Литература ир мянас" ("Литература и искусство", с 1946), "Тарибинис мокитояс" ("Советский учитель", с 1953); на рус. яз. -"Советская Литва" (в 1940-41 и с 1944); на польском яз.- "Червоны штандар" ("Красное знамя", с 1953) и др. Издаются (1972) 122 журнальных издания (годовой тираж 37,6 млн. экз.). Выходят партийные, ком- сомольско-молодёжные, обществ.-политич. и лит.-художеств., научные, технич. и др. журналы: "Комунистас" ("Коммунист", с 1918, на литов. и рус. яз.), "Шви- турис" ("Маяк", с 1949), "Яунимо гря- тос" ("Ряды молодёжи", с 1944), "Пяргале" ("Победа", с 1942), "Тарибине моте- рис" ("Советская женщина", с 1952 на литов. яз. и на польском яз. -"Кобета Радзецка"), "Шлуота" ("Метла", с 1934), "Мокслас ир техника" ("Наука и техника", с 1959), "Мокслас ир гивянимас" ("Наука и жизнь", с 1957) и др.

Радиовещание в Л. началось в 1926. С 1956 радиопередачи ведутся по 2 программам (28 час. в сутки) на литов., рус., польском языках (для слушателей за рубежом - на литов. и англ, языках). Респ. телевизионные передачи ведутся из Вильнюса с 1957 по 1 программе (7 час. в сутки). Ретранслируются телепередачи из Москвы и других городов СССР, принимаются программы Интервидения. И. Зинкус.

XIV. Литература

Древнейшие памятники литов. письменности (14-17 вв.) написаны на русском (белорусском) яз. (летописи, Литовские статуты и др.), на лат. и польском яз. Литовский народ выражал свои взгляды и чаяния в богатом устном творчестве, создавая песни-дайны, сказки, предания, пословицы и т. п. Возникновению и развитию литов. письменности содействовало движение Реформации в 1-й пол. 16 в. "Катехизис", составленный М. Маж- видасом (г. рожд. неизв. - 1563), наряду срелиг. текстами содержал стихотв. предисловие и первый литов. букварь. В 16-17 вв. создавалась гл. обр. релит. лит-pa (М. Даукша, 1527-1613; И. Брет- кунас, 1536-1602; К. Ширвидас, 1579- 1631; Д. Клейнас, 1609-66; С. Славо- чинскис, ок. 1630-60, и др.). В 17- 18 вв. появились на литов. яз. и художеств, произв. светского содержания (эпиграммы, поэмы, письма в стихах А. Шимельпенигиса, 1699-1763; К. Мил- куса, ок. 1736-1805, и др.). Самое значит, место в лит-ре 18 в. занимает поэма К. Донелайтиса (1714-80) "Времена года" (изд. 1818), правдиво рисующая жизнь крепостных крестьян, литов. природу.

В 1-й пол. 19 в. литов. лит-ру успешно развивали поэт Д. Пошка (1757-1830)- автор поэмы "Мужик Жемайтии и Литвы" (опубл. 1886), поэты и фольклористы Л. Реза (1776-1840), С. Станявичюс (1799-1848), писатель и историк С. Дау- кантас (1793-1864) и др. В творчестве популярного поэта А. Страздаса (1763- 1833), мн. стихотворения к-poro стали нар. песнями, ярко выражены заветные стремления крестьянства, его антикрепостнич. настроения. В поэме А. Баранаускаса (1835-1902) "Аникщяйский бор" (опубл. 1860), оказавшей воздействие на дальнейшее развитие литов. поэзии, воспета красота природы, в образе гибнущего леса показано социальное и нац. угнетение народа. Вследствие разгула царской реакции в сер. 19 в. развитие литов. лит-ры переживает застой. Работают лишь отдельные писатели - основоположник литов. художеств, прозы М. Валанчюс

(1801-75; повесть "Юзе из Паланги", опубл. 1869, сб-ки дидактич. рассказов), поэт А. Венажиндис (1841-92), отразивший в своих песнях угнетённое положение народа. В его творчестве впервые получила развитие любогная лирика. Культурная жизнь оживилась в кон. 19 в., когда возникли бурж. национальное и революц. рабочее движения. Началось массовое распространение запрещённой литов. печати, стали регулярно выходить нелегальные литов. газеты, выдвинулся ряд выдающихся писателей, публицистов, сформировался лит. литов. язык. Значит, место в лит-ре этого периода заняли: публицист и писатель В. Кудирка (1858-99), поэт П. Вайчайтис (1876- 1901), представитель романтич. направления поэт Майронис (псевд. И. Мачю- лиса, 1862-1932). Поэзия Майрониса ("Весенние голоса", 1895) сыграла значит, роль в развитии стихосложения и поэтики, в формировании лит. языка. Революц.-освободи т. устремления демокра- тич. интеллигенции ярко выражали поэт И. Мачис-Кекштас (1867-1902), писатель Ю. Андзюлайтис-Кальненас (1864- 1916), сблизившиеся с рабочим движением и в отдельных своих произв. выступавшие с пропагандой социалистич. идей. Во 2-й пол. 19 в. видными собирателями литов. фольклора были А. Юшка (1819- 1880), И. Басанавичюс (1851-1927) и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. более разнообразны стали жанры и формы лит-ры, начала развиваться детская лит-pa, появились лит.-критич. и литературоведч. работы. В лит-ре утвердился критич. реализм, вершиной к-рого стало творчество писательницы Жемайте (псевд. Ю. Жи- мантене, 1845-1921). В своих рассказах Жемайте рисовала тяжёлую жизнь литов. крестьян, показала их вражду к помещикам и церкви. Особенно попутяр- ны её рассказы: "Топилис" (1897), "Сноха", "Пятрас Курмялис" (оба -1898), "У имения" (1907) и др., написанные красочно, живым нар. языком. Писатель И. Билюнас (1870-1907) один из первых в литов. лит-ре создал образ рабочего (рассказы "Без работы", 1903, "Стачка в имении", 1907), в критич. статьях утверждал принцип реализма. Реалистич. традиции развивали поэты И. Йоварас (псевд. И. Крикщюнаса, 1880-1967), Л. Гира (1884-1946), прозаики Г. Пят- кявичайте-Бите (1861-1943), А. Ве- нуолис-Жукаускас (1882-1957), Лазди- ну Пеледа (псевд. сестёр Иванаускай- те). Романтич. тенденции проявились в творчестве писателей-реалистов В. Кре- ве (псевд. В. Мицкявичюса, 1882-1954), Вайжгантаса (псевд. Ю. Тумаса, 1869- 1933) и др. Писатели и поэты использовали традиции и поэтич. средства литов. нар. творчества. Зарождение пролет, лит-ры связано с деятельностью критч- ка-марксиста и писателя В. Мицкявичю- са-Капсукаса (1880-1935). В пролет, поэзии сильно прозвучал голос талантливого пролет. поэта-революционера Ю. Янониса (1896-1917), стихи к-рого возвещали победу приближающейся социалистич. революции ("Кузнец", "Из рабочего катехизис?", "Рабочему" и др.). Дальнейшее развитие лит-ры тесно связано с Великой Окт. социалистич. революцией, борьбой литов. народа за Сов. власть в 1918-19. После врем, поражения Сов. власти в Л. пролет, писатели А. Рягратис (1894-1924), Б. Пранскус- Жалёнис (1902-64), Э. Тауткайте (1899- I960), А. Магинскас (1907-42), А. Ясутис (1910-38), А. Гудайтис-Гузявичюс (1908-69) и др., находясь в СССР или оставаясь в подполье, продолжали создавать пролет, лит-ру, организовали коммунистич. печать, активно участвовали в революц. борьбе. В годы бурж. власти (1919-40)влитов. лит-ре заметно усилились модернистские течения. К 30-м гг. сложилась группа талантливых антифаш. литов. писателей: П. Цвирка (1909-47), И. Шимкус (1906-65), А. Венцлова (1906-71), К.Корсакас (р. 1909), В. Мон- твила (1902-41), С. Нерис (псевд. С. Бачинскайте-Бучене, 1904-45),К. Бо- рута (1905-65) и др. Они были тесно связаны с народом, с его революц. борьбой. Большинство из них сплачивалось вокруг антифаш. журн. "Трячяс фрон- тас" ("Третий фронт"), "Литература", "Культура" и др. Романы П. Цвирки "Франк Крук" (1934),"Земля кормилица" (1935) заняли важное место в прогрессивной лит-ре этого периода. Мн. писатели, раньше примыкавшие к футуризму, символизму, неоромантизму и др. лит. течениям, в 30-е гг. постепенно стали приходить к реализму. Среди них были поэты и драматурги К. Бинкис (1893-1942) и Б. Сруога (1896-1947), поэт и автор психологич. романа "В тени алтарей" (1933) В. Миколайтис-Путинас (1893- 1967), поэт Т. Тильвитис (1904-69) и др. К реалистич. лит-ре принадлежали также романы и рассказы И. Марцинкявичюса (1900-53), Е. Симонайтите (р. 1897), Ю. Грушаса (р. 1901), Ю. Паукштялиса (р. 1899). Выросла детская лит-pa (Бинкис; А. Казанавичене, 1892-1968; П. Ма- шётас, 1863-1940; С. Чюрлёнене, 1886- 1958; К. Якубенас, 1908-50, и др.). Появились значит, работы по литературоведению и фольклористике (М. Бир- жишка, 1882-1962; Гира; Миколайтис-Путинас; Сруога; Вайжгантас и др.). Между литераторами различных направлений шла острая идеологич. борьба, получившая яркое отражение в лит. критике (бурж. критики - В. Бичюнас, 1893- 1945; Ю. Гербачяускас, 1876-1944; А. Якштас, 1860-1938; и др., антифашистские - Венцлова;. В. Жилёнис, 1905- 1964; Корсакас; И. Шимкус и др., марксистские - 3. Ангаретис, 1882-1940; Мицкявичюс-Капсукас; Пранскус-Жа- лёнис и др.).

После восстановления в Л. Сов. власти (1940) начался новый этап развития литов. лит-ры. Первыми активными её участниками были писатели левого крыла: Цвирка, Нерис, Монтвила, Гира, Шимкус, Тильвитис, Венцлова, Корсакас и др. Во время Великой Отечеств, войны, когда гитлеровцы вторглись в Л., большая группа литов. писателей эвакуировалась в глубь Сов. Союза, где продолжала творч. деятельность, наиболее плодотворно проявляя себя в поэзии и публицистике. Многие писатели находились в рядах Сов. Армии. Героика и драматизм воен. лет звучали в стихах Нерис, Гиры, Венцловы, Корсакаса, молодых поэтов Э. Межелайтиса (р. 1919), В. Мозурюнаса (1922-64), В. Реймериса (р. 1921) и др. Писатели, оставшиеся в оккупированной Л., подвергались преследованию. Монтвила был расстрелян гитлеровцами, Сруога заключён в концлагерь.

Первое послевоен. десятилетие в литов. лит-ре было связано с трудностями восстановления экономич. и культурной жизни республики, сплочения писателей разных идейно-эстетич. направлений. Лит. процесс протекал в условиях острой борьбы с бурж. националистами, стремившимися воздействовать на отдельные слои интеллигенции. Нек-рые писатели бурж.- националистич. направления в конце войны эмигрировали на Запад. В ряды создателей послевоен. литов. сов. лит-ры встали мн. писатели старшего поколения (Венуолис-Жукаускас, Миколайтис-Путинас, Сруога, Симонайтите и др.). Их новые произв. включались в общий поток сов. лит-ры. По-боевому звучал голос нового u комсомольского поколения писателей: И. Авижюс (р. 1922), А. Бе- ляускас (р. 1923), В. Грибас (1927- 1954), А. Йонинас (р. 1923), Ю. Маця- вичюс (р. 1928), М. Слуцкие (р. 1928) и др. На основе принципов социалистич. реализма были созданы такие значит, произв., как романы "Правда кузнеца Иг- нотаса" (т. 1-2, 1948-49) Гудайтиса- Гузявичюса, "Усадьба Пуоджюнасов" (1949, рус. пер. 1952) Венуолиса-Жукау- скаса, поэма "Уснине" (1949, в рус. пер. "На земле литовской", 1953) Тильвитиса, драма "Поют петухи" (1947) Ю. Бал- тушиса (псевд. А. Юозенаса; р. 1909) и др.

Во 2-й пол. 50-х гг. определился совр. этап развития литов. лит-ры. Идеи социалистич. гуманизма плодотворно сказались на творчестве мн. писателей, которые глубже стали использовать национальные традиции лит-ры и иск-ва, расширять интернац. мотивы, анализировать сложный внутр. мир совр. человека, искать новые средства художеств, изображения. Колоритные картины нар. жизни были созданы в романах "Вилюе Каралюс" (кн. 1-2, 1956) Симонайтите, "Повстанцы" (1957) Миколайтиса-Пути- наса, "Проданные годы" (т. 1-2, 1957- 1969) Балтушиса и др. На новую ступень подняли совр. литов. роман Авижюс ("Деревня на перепутье", 1964; "Потерянный кров", 1971), Беляускас ("Цветут розы альте", 1959; "Каунасский роман", 1966), И. Микелинскас (р. 1922; "Водоноска", 1964), Слуцкие ("Лестница в небо", 1963; "Жажда", 1968, рус. пер. 1969) и др., углубившие в нём социально-пси- хологич. анализ. В новеллистике ярко проявили себя А. Баужа (р. 1908), Г.Кор- сакене (р. 1910), Р. Ланкаускас (р. 1932), А. Поцюс (р. 1930) и др. Литов. поэзия завоевала одно из ведущих мест в сов. поэзии. Книга стихов "Человек" (1961) Межелайтиса, "Час бытия" (1963) Ми- колайтиса-Путинаса, поэмы "Кровь и пепел" (1961), "Стена" (1965) Ю. Марцинкявичюса (р. 1930) и др. глубоко затронули проблемы совр. мира и человека, открыли новые возможности ассоциативного мышления, лирич. исповеди, драматизма и лироэпики. Значит, вклад в литов. поэзию внесли также А. Балта- кис (р. 1930), Ю. Вайчюнайте (р. 1937), Я. Дягутите (р. 1928), А. Жукаускас (р. 1912), А. Малдонис (р. 1929), М. Мар- тинайтис (р. 1936), Э. Матузявичюс (р. 1917), П. Ширвис (р. 1922) и др. В области драматургии преобладают нрав- ственно-психологич. коллизии, к-рые решаются как на совр., так и на историч. материале: "Геркус Мантас" (1957), "Любовь, джаз и дьявол" (1967) Грушаса, "Миндаугас" (1968), "Собор" (1971) Марцинкявичюса, пьесы А. Грицюса (1899- 1972), К. Саи (р. 1932), В. Милюнаса (р. 1916), В. Римкявичюса (р. 1930), Р. Самулявичюса (р. 1937), Д. Урнявичюте (р. 1932) и др. Плодотворно используются формы поэтич. драмы, гротеска, трагикомедии и т. д.

В области детской и юношеской лит-ры наиболее значительные произведения создали К. Кубилинскас (1923-62), Меже- лайтис, А. Матутис (р. 1923), Слуцкие, В. Пяткявичюс (р. 1930), В. Даутартас (р. 1927), Сая, А. Лёбите (р. 1915), В. Пальчинскайте (р. 1943).

Фундаментальным литературоведческим трудом является академич. "История литовской литературы" (т. 1-4, 1957-68), написанная коллективом авторов под рук. К. Корсакаса. В разработку актуальных проблем совр. развития литов. лит-ры и лит. наследства большой вклад внесли К. Амбрасас (р. 1931), В. Аряшка (р. 1927), А. Бучис (р. 1939), В. Ванагас (р. 1930), К. Довейка (р. 1912), В.Галинис (р. 1924), Л.Гинейтис (р. 1920), В. Заборскайте (р. 1922), А. Залаторюс (р. 1932), Я. Жекайте (р. 1926), В. Куби- люс (р. 1928), И. Ланкутис (р. 1925), Ю. Лябядис (1913-70), Р. Микшите (р. 1923), Б. Пранскус-Жалёнис, Д. Саука (р. 1929), А. Самулёнис (р. 1936) и др.

Лучшие достижения литов. лит-ры стали достоянием читателей сов. республик и заруб, стран. Книги литов. писателей переведены на 32 языка народов СССР и на 20 иностр. яз. В 1940-72 на языках народов СССР издано 749 книг литов. авторов (в т. ч. 517-иа рус. яз., 60 - на латышском, 37 - на укр., 24 - на эст. яз.). Произв. литов. лит-ры на языки др. народов СССР переводили Н. Тихонов, Д. Бродский, С. Map, В. Державин, В. Звягинцева, М.Зенкевич, М. Петровых, П. Антокольский, Л. Озеров, П. Бровка, М. Танк, Д. Вааранди, М. Чаклайс, Б. Саулитис, М. Бажан, М. Рыльский и др. На литов. яз. переведено в 1941 - 1970 1825 книг писателей народов СССР (в т. ч. 1543 - русских, 84 - украинских, 79 - латышских, 46 - эстонских писателей).

Союз сов. писателей Л. был создан в 1941 и возглавлен П. Цвиркой. В годы войны в Москве было учреждено Бюро литов. сов. писателей (1942). 1-й съезд СП Л. состоялся в 1945, 2-й - в 1954, 3-й - в 1959, 4-й - в 1965, 5-й - в 1970.

Лит.: Очерк истории литовской советской литературы, М., 1955; Lietuviu literatures istorija, t. 1-4, Vilnius, 1957-68; К 9 г- s a k a s K., Literature ir kritika, Vilnius, 1949; его же, Literature draugyste, Vilnius, 1962; Puskrnas ir lietuviu literature, Vilnius, 1950; Pranskus В., Proletarine lietuviu literatura, Vilnius, 1964; Taribii Lietu* vos rasytojai, Vilnius, 1967; Didzioji Spalio socialistine revoliucija ir lietuvui literatura, Vilnius, 1967; Lietuviu grozine literatura TSRS tautu kalbomis, [Библиография], Vilnius, 1968; Siuolaikines lietuyni literatures bruozai. Vilnius, 1969; Literaturinio gyvenimo kronika, Vilnius, 1970. И. Ланкутис.

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура. На терр. Л. при археол. раскопках стоянок, относящихся к концу палеолита, мезолиту и особенно к неолиту (4 - сер. 2-го тыс. до н. э.), найдены остатки круглых и овальных в плане жилищ с открытым очагом и стенами из вертикально стоящих жердей с глиняной обмазкой. К началу нашей эры появляются срубные прямоугольные в плане постройки. В 5-8 вв. распространяются появившиеся ещё в бронз, веке укрепл. городища - пилякальнисы, защищённые рвами, валами (валуны, брёвна, глина) и частоколом из брёвен. В 9- 12 вв. мн. пилякальнисы превратились в деревянные замки феодалов. Жилые постройки 12-14 вв. были деревянными, срубными, 4-угольными в плане, с открытыми очагами или глиняными печами. В период борьбы с агрессией Тевтонского ордена строились много- числ. замки - деревянные (в Кярнаве) и каменные (в Каунасе). В 14 в. в важных центрах Л. воздвигались крупные оборонит, комплексы, состоявшие из неск. замков (замки в Тракае). Каменные и смешанной конструкции замки были в 13-14 вв. преим. 4-угольными в плане; нек-рые замки имели свободный план, учитывавший особенности окружающей местности (Верхний замок в Вильнюсе, 14-15 вв.). Раннее кам. зодчество подчинено воен. оборонит, целям: господствуют тяжёлые массивы стен, иногда встречаются проёмы со стрельчатыми арками. С 15 в. в Л. быстро росли города. Застройка в городах была преим. деревянной, на гл. улицах возводились кирпичные общественные, а с 14 в. и отд. жилые здания. 1-й этаж ср.-век. жилого дома (нередко обращённого торцом к улице) занимало торговое помещение, перекрытое сводами; за ним находилась кухня, на 2-м этаже - жилые комнаты. Нек-рые города были окружены кам. стенами, построенными, как правило, сравнительно поздно (в нач. 16 в.). Католич. церкви, однонефные или зальные трёхнефные (см. Зальный храм), были готич. типа и имели гранёную, многоугольную апсиду; нек-рые из них были приспособлены к обороне (боевые угловые башни, амбразуры и др.). Для ранней готики в Л. (14 - 1-я пол. 15 вв.) характерны храмы с высокими двускатными крышами и треугольными фронтонами, с редкими оконными проёмами, подчёркивающими массивность укреплённых контрфорсами стен, и с интерьером, перекрытым нер- вюрными крестовыми сводами. С кон. 15 в. объёмы зданий становятся менее грузными, празднично-нарядный, порой прихотливый декор из фасонного кирпича украшает фасады (т. н. дом Перкуно в Каунасе, 15-16 вв.; церковь Оное в Вильнюсе, 16 в.). Самобытный характер носят деревянные костёлы и колокольни, стилистически близкие нар. зодчеству Л. В 16 в. литов. иск-во приобщается к художеств, культуре Возрождения, к-рое в Л. сосуществовало в 16 в. с готикой, а в 1-й пол. 17 в.- с ранним барокко. Нек-рые города приобрели регулярную планировку (Биржай, Вирбалис, Кретин- га и др.). Гор. жилые дома начали строить и длинной стороной вдоль улицы; в кирпичных домах готич. конструкции, планы, завершения сочетались с декором в духе Возрождения. Иногда дома завершались высокими аттиками (быв. дом капитула в Вильнюсе, 16 в.). Большинство феод, замков сохраняло ср.-век. оборонит, характер: 4-угольный двор окружали частично - высокие кирпичные стены с боевыми галереями и бойницами, частично - жилые корпуса. Строились также замки, в к-рых посреди крепости с бастионами и валами в соответствии с фортификац. принципами итал. Возрождения располагался дворец, лишённый оборонит, приспособлений (замок Радвилу в Биржае, кон. 16-нач. 17 вв.). Церкви были однонефными или трёхнефными, зальными или базиликальными (см. .Базилика), иногда с трансептом. Торцовые фасады завершались фронтонами в духе архитектуры Возрождения, круглые лестничные башни располагались по углам (иногда же имелась лишь одна большая на зап. фасаде). Такие церкви порой были приспособлены к обороне (церковь Пятро ир Повило в Шяуляе, 1595-1625). В 17-18 вв. сооружаются пышные католические церкви и дворцы в стиле барокко. Создателями барочных построек наряду с местными зодчими были иностранцы (итальянцы, немцы и др.). Многие храмы Л. периода раннего барокко (1600-50) следуют в плановом и пространственном решении (план в виде лат. креста, широкий центр, неф, купол над средокрестием) схеме церкви Иль Дже- зу в Риме, но имеют двухбашенный фасад, традиционный в Л. (церковь Казимеро в Вильнюсе). В период зрелого барокко (1650-1690) интерьеры наиболее значит, церквей украшают пышным лепным декором (церковь Пятро ир Повило в Вильнюсе) и росписями. Дворцы магнатов, строившиеся во 2-й пол. 17 в., обычно имели симметричную композицию; укрепления отсутствовали (дворец Слушку в Вильнюсе, 1691-94). Для позднего барокко (1690-1790) характерны трёхнефные базилики (без трансепта и купола) с двумя башнями, слитыми с плоским фасадом, к-рый расчленён карнизами и мелкими пилястрами (церковь Котриносв Вильнюсе). В кон. 18-1-й пол. 19 вв. распространяются принципы классицизма, наиболее ярко проявившиеся в строгих по формам постройках арх. Л. Стуо- ки-Гуцявичюса (кафедральный собор, ныне Картинная гал., 1777-1801, и ратуша, ныне Художеств, музей, 1786-99,- в Вильнюсе). Возводится много гражд. зданий; под влиянием рус. градостроительства были созданы (осуществлены частично) проекты регулярной планировки Вильнюса, Каунаса, Шяуляя и др. городов. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в архитектуре Л. преобладает эклектич.подражание архит. стилям прошлого. Для архитектуры бурж. Л. в 1920-х-нач. 1930-х гг. были характерны стилизаторство на основе использования мотивов нар. иск-ва и неоклассика (банк в Каунасе, 1924-29, арх. М. Сонгайла); в 30-е гг. преобладало стр-во в духе "модернизированной классики" и отчасти функционализма (постройки арх. В. Дубенецкиса и В. Жям- кальниса-Л ан дсбергиса).

После изгнания фаш. оккупантов в республике началась разработка ген. планов восстановления и дальнейшего развития городов, созданы новые города (Науёйи-Акмяне, строится с 1948) и посёлки (Электренай, строится с 1960). С 1950 началось стр-во колхозных и совхозных посёлков (пос. Дайнава в Укмергском р-не, строится с 1965, арх. Р. Камайтис, В. К. Шимкус и др.). В первые по- слевоен. годы в архитектуре Л. проявились отрицат. тенденции эклектич. украшательства. С 1955 начался переход к ин- дустр. методам стр-ва. С 1959 развернулось массовое стр-во крупнопанельных жилых домов по типовым проектам. Для жилой архитектуры 60-х - нач. 70-х гг. характерны комплексная застройка жилых массивов, их рациональная планировка, эффектно использующая природные особенности местности, разнообразие объёмно-пространственных решений групп и отдельных зданий на основе творческого использования сборных индустриальных конструкций. Умело применяются лоджии, ограждения балконов, различная фактура и окраска стен, придающие зданию индивидуальный облик (жилые р-ны в Вильнюсе: Жирмунай, с 1968, арх. Б. Касперавичене, Б. Круми- нис, инж. В. Зубрус, Ш. Любецкис, илл. см. т. 2, стр. 302, т. 7, табл. XVI, стр. 209, т. 9, табл. XXVII, стр. 256; Лаздинай, с 1967, арх. В. Чеканаускас, В. Бредикис и др.). Обществ, здания строятся преим. по индивидуальным проектам, отличаясь строгостью форм, удобной функциональной организацией пространства; в оформлении интерьеров широко применяются дерево, керамика, витражи, изделия из металла, монументально-декоративная живопись и скульптура (кафе, 1956-59, и гостиница "Няринга", 1960, арх. А. и В. Насвитисы, и Дворец художеств, выставок, 1967, арх. В. Чеканаускас, в Вильнюсе; комплекс городка Политехнического ин-та под Каунасом, с 1964, арх. „В. Дичюс; Дворец спорта, 1971, арх. И. Крюкялис, 3. Ляндз- бергис, Э. Хломаускас и др., и Театр оперы и балета, 1973, арх. Э. Бу- чюте - оба в Вильнюсе). По проектам (в т. ч. типовым) литов. архитекторов в Ташкенте, Минске, Ростове-на-Дону и др. городах СССР построены крупнопанельные жилые дома, школы, торговые центры и др. здания. Большим успехом пользуется литов. мебель (по проектам арх. Т. Багинскаса, В. Бейги, Л. Ста- пулёнене и др.). В Вильнюсе по проектам эст. архитекторов построены "Певческая эстрада" и ряд детских садов, латышских - школы, по проекту ленингр. арх. А. У. Мирошина - ресторан "Дайнава" (1962-63). В 1945 осн. Союз архитекторов Литов. ССР.

Илл. см. на вклейках, табл. XXXVI, XXXVII (стр. 544-545), а также т. 5, табл. IV и V (стр. 48-49), т. 11, табл. XLVI (стр. 465).

Изобразительное искусство. Древнейшие памятники иск-ва, найденные на терр. Л., - неолитич. примитивные янтарные фигурки людей и животных из Паланги и Неринги, деревянная скульптура из Швентойи и керамич. сосуды с ямочно-гребенчатым и шнуровым орнаментом. К периоду 5 в. до н. э. - 1 в. н. э. относятся бронзовые височные подвески (из дер. Курмайчяй Кретингского р-на), шейные гривны, браслеты и спиралевидные булавки (из дер. Пабаляй Пане- вежского р-на). В 1-м тыс. н. э. появляются украшения, разнообразные по формам (из янтаря, бронзы, а с 3-4 вв.-и из серебра), с геом. орнаментом. В 9-12 вв. высокого уровня достигла художеств, обработка металла (отделка оружия и конского убора, ювелирные изделия). В орнаменте распространяются растит, мотивы и стилизов. изображения животных. Памятников изобразит, иск-ва ср.-век. Л. сохранилось мало; среди них неск. деревянных раскрашенных готич. статуй ("Мадонна", 15 в., церковь в Кретинге), фрагменты (известны по копиям 1822) светских по тематике росписей кон. 14- нач. 15 вв. в островном замке в Тракае. В 16-1-й пол. 17 вв. в Л. наряду с нем., итал. и нидерл. художниками работали и местные мастера. Значит, место в иск-ве занял ренессансный портрет. Использование приёмов зап.-европ. парадного портрета сочеталось с правдивой передачей индивид, особенностей модели (портрет Сигизмунда II Августа, сер. 16 в., Картинная гал., Вильнюс). Нек-рые алтарные картины отмечены влиянием живописи итал. Возрождения ("Мадонна" в капелле ворот Аушрос в Вильнюсе, 16 в.). Кам. надгробия с рельефами или с круглой скульптурой, получившие особенно широкое распространение со 2-й четв. 16 в., выполнялись преим. иностранными мастерами, испытавшими, однако, влияние местных традиций (напр., типичная для Л. орнамент, трактовка костюма, фона и обрамления в рельефе). В 1-й пол. 16 в., с началом книгопечатания появляется ксилография. В 17-18 вв. в украшении дворцов и церквей широко применялись барочные монументально-декоративные скульптура и живопись (декор интерьера церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, стукко, кон. 70-нач. 80-х гг. 17 в.; росписи монастыря камальдолий- цев в Пажайслисе близ Каунаса, 1677- 1684). Насыщенностью декоративными мотивами, пластич. экспрессией отличались огромные деревянные резные алтари (алтарь церкви бернардинцев в Вильнюсе). На развитие иск-ва Л. в 19 в. большое влияние оказала деятельность преподавателей и воспитанников кафедр архитектуры, живописи, графики и скульптуры при ун-те в Вильнюсе (открыты в 1793-1805; закрыты в 1832), работавших преим. в духе классицизма и романтизма (работы П. Смуглявичюса, И. Рус- темаса). В 1830-50-х гг. ведущую роль приобретают реалистич. портрет и пейзаж: демократич. устремления художников нередко проявлялись в обращении к нац. типам (К. Русяцкас), к родной природе (В. Дмахаускас). Во 2-й пол. 19 в. усиливаются связи литов. иск-ва с русским: мн. литов. художники обучались в Петербурге и Москве, в Л. устраивались выставки рус. живописи. В нач. 20 в. важную роль в формировании нац. школы изобразит, иск-ва и её демократич. традиций сыграла деятельность Литов. художественного об-ва (1907-35) и нац. художеств. выставки 1907-14. На выставках преобладало реалистич. направление, нередко отмеченное критич. тенденциями, обличавшее социальный и нац. гнёт (работы скульпторов Ю. Зи- караса, П. Римши и др.). Особое место в литов. иск-ве нач. 20 в. занимает живопись М. К. Чюрлениса, у к-рого символика, характерная для стиля "модерн", переплетается с поэтичной фантастикой литов. фольклора. В годы бурж. диктатуры художники-реалисты, стремясь создать обобщённый образ родины, литов. нации, в пейзаже и портрете нередко прибегали к декоративным решениям (Ю. Веножинскис, П. Калпокас, К. Скле- рюс, И. Шилейка, В. Эйдукявичюс, А. Жмуйдзинавичюс). Демократич. направленность характерна для лучших произв. станковой, монументальной и декоративной скульптуры (работы В. Гри- 'баса, Ю. Микенаса, Б. Пундзюса). Большое влияние на развитие реалистич. литов. иск-ва оказала Каунасская художеств, школа (осн. в 1922). Созданные её воспитанниками в 1930-е гг. объединения (группа "Аре", "Общество независимых художников" и др.) выступили против салонного академизма и натурализма бурж. иск-ва. В творчестве мн. молодых живописцев (В. Визгирда, А. Гальдикас, А. Гудайтис, А. Самуолис и др.) авангардистские тенденции сочетались с использованием традиций нар. творчества. Развивались театрально-декорац. живопись (В. Дубенецкис, М. В. Добужин- ский), графика (М. Булака, М. Катилю- те, И. Кузминскис, Д. Тарабильдене, В. Юркунас). В области сатирич. графики активно работали П. Вайвада, Б. Жеко- нис, С. Жукас, Б. Мотуза и др., сотрудничавшие в подпольной коммунистич. печати [в т. ч. в сатирич. журнале "Шлуо- та" ("Метла", 1934-36)]. В эти годы были заложены основы совр. монументально- декоративного и прикладного иск-ва Л. (витражи С. Ушинскаса, мозаики Ю. Микенаса, керамика В. Микнявичюса, ке- рамич. мелкая пластика В. Маномайтиса, художеств, мебель И. Прапуоляниса). В первые послевоен. годы художники Л. овладевали методом социалистич. реализма. Обращение к сов. тематике определило развитие ист. и жанровой живописи (работы В. Мацкявичюса, В. Дилки и др.). Портреты современников и памятники создавали скульпторы (П. П. Алек- сандравичюс, Ю. Микенас, Б. Пундзюс). В книжной графике преобладали иллюстрации к произв. классиков литов. лит-ры. Со 2-й пол. 50-х гг. укрепляется связь художников с народом, глубже ц многообразнее становятся поиски средств эмоционально-образного истолкования действительности. Стремлением к декора- тивно-ритмич. цельности порой неск. условной композиции, экспрессией рисунка и напряжённым взаимодействием крупных цветовых пятен отличаются драматич. ис- торико-революц. и жанровые картины А. Савицкаса, С. Вейверите, С. Джяукш- таса, жанровые картины и пейзажи В. Гячаса, Л. Сургайлиса, А. Стасюляви- чюса, И. Шважаса, портреты В. Кара- таюса, пейзажи В. Кисараускаса, тонкие по колориту произв. А. Гудайтиса и Л. Тулейкиса, выступающих в различных жанрах. Выразит, стенные росписи созданы Р. В. Гибавичюсом, Я. Жилите, А. Степонавичюсом. Творч. переосмысление традиций нар. резьбы по дереву, выразит, обобщённость форм и силуэта, ясность структуры характерны для лучших произв. литов. монументальной и декоративной пластики и скульптурного портрета (произв. А. В. Амбразюнаса, Р. Антиниса, В. Вильджюнаса, Ю. Ке- дайниса, К. Киселиса, Н. Петрулиса); к числу лучших произв. совр. сов. монументальной пластики относится памятник жертвам фашизма в дер. Пирчюпис (гранит, 1960, Г. Йокубонис; Ленинская пр., 1963). Самобытный характер носит школа литов. сов. графики (произв. В. Валюса, Р. В. Гибавичюса, Я. Б. Жилите, С. Кра- саускаса, И. Кузминскиса, А. Кучаса, А. Макунайте, П. Раудуве, А. Степонавичюса, В. Юркунаса и др.), мн. мастера к-рой используют традиции нар. иск-ва, его экспрессивного языка и романтич. мировосприятия. В декоративном иск-ве Л. наиболее значителен витраж (работы А. Стошкуса, К. Моркунаса и др.). Наряду с традиционными по технике витражами литов. мастера создают витражи из цветного толстого колотого стекла (смонтированного на стальной арматуре пластцементом), к-рые обладают большой глубиной и напряжённостью цвета, эмоциональной выразительностью фактуры и пространственных решений. Развиты керамика (работы Ю. Адомониса, М. Врубляускаса, А. Личкуте, И. Ми- кенаса, Л. Стролиса и др.), художеств, текстиль (Ю. Бальчиконис, В. Дауётас, М. Дудене и др.) и обработка янтаря.

Традиционными стали биеннале графики (с 1968; в Таллине) и живописи (с 1969; в Вильнюсе) прибалт. республик. Художники Л. активно участвуют во всесоюзных выставках. Ю. Микенас, Б. Пундзюс и др. создали скульптурную часть установленного в Калининграде памятника 1200 воинам-гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга (бронза, 1945- 1946; илл. см. т. 11, с. 209), Г. Йокубонис - памятник В. И. Ленину на пл. Ильича в Москве (бронза, 1967, арх. В. Чеканаускас; илл. см. т. 11, с. 79), моек, скульптор Н. В. Томский - пам. И. Д. Черняховскому (бронза, открыт в 1950) и В. И. Ленину (бронза, открыт в 1952) в Вильнюсе.

Нар. деревянной архитектуре Л. присущи подчёркнутая функциональность, пластич. мощь, своего рода монументальность строгих, простых форм; постройки украшались резьбой; особенно богат резной декор мемориальных столбов-часовенок. В нар. изобразит, искусстве своеобразна деревянная скульптура [небольшие изображения святых - покровителей крест, труда, задумавшегося Христа (т. н. рупинтоелис), а также оплакивания Христа], отличающаяся обострённой выразительностью образов и экспрессией пластики, и гравюра на дереве (была распространена в Жемайтии в кон. 18 - нач. 20 вв.). В 1952 осн. Союз художников Литов. ССР.

П. С м у г л я в и ч ю с. "Литовские крестьяне". Картинная галерея. Вильнюс,

И. Русте мае. Автопортрет. Картинная галерея. Вильнюс.

А. С а м у о л и с. "Комната". 1934. Собрание Ч. Контримаса. Каунас.

В. Визгирда. "Деревенская улица с часовенкой". 1939. Художественный музей Литовской ССР. Вильнюс.

Ю. 3 и к а- р а с. "Книгоноша". Статуя в Каунасе. Бронза. 1928-39.

Б. Пундзюс. "Водоноска". Статуя в Каунасе. Цемент. 1939- 1940.

В. Юркунас. "Треска". 1938- 1939. (Из цикла линогравюр "Рыбаки".)

А. Гудайтис. "Холмы Павильниса". 1959. Собрание А. Венцловы.

К ст. Литовская ССР.

Клод Лоррен. "Похищение Европы". 1655. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

К ст. Лоррен.

П. Римш а. "К. Донелайтис*. Бронза. 1955. Каунасский художественный музей им. М. К. Чюрлениса.

Й. Кузминскис. "Как на том берегу озера цвели три липы". Цветная гравюра на дереве. 1965.

Илл. см. на вклейках, табл. XXXVIII, XXXIX (стр. 544-545).

"Святой Исидор". Дерево. 19 в. Шяуляйский ис- торико-этнографический музей "Аушра".

Мемориальный столб-часовенка, стоявший у дороги Илакяй -Седа вблизи г. Мажейкяй.

Мастерская А. В и н к у с а. "Святой Георгий". Народная раскрашенная гравюра на дереве. 2-я пол. 19 - нач. 20 вв.

Лит.: Червонная С., Б о г д а н а с К., Искусство Литвы, [Л.], 1972; Gala u n ё Р., Vilniaus meno mokykla (1793 - 1831), Kaunas, 1928; Lietuvui liaudies menas. [Серия альбомов на литов. ирус. яз.], Vilnius, 1956- 1970; Valstybines LTSR architekturos pami- nklu apsaugos inspekcijos metrastis, t. 1 - 2, Vilnius, 1958 - 60; JurginisJ., Lietuvos meno istorijos bruozai, Vilnius, 1960; [B u d- r у s St.], Skulptura, [Vilnius], 1961 (Lietuviu, tarybine daile; на литов. и рус. яз.); [G u- d у n a s P.], Tapyba, Vilnius, 1961 (Lietu- viti tarybine daile; на литов. и рус. яз.); [М i n ke v i с i u s J.], Lietuvos TSR mter- jerai, [Vilnius, 1963] (на литов. и рус. яз.); [е г о ж е], Naujoji ТагуЬц Lietuvos architek- tura, [Vilnius, 1964] (на литов. и рус. яз.); Lietuviu grafika. 1963. [Albumas], Vilnius, [1964] (на литов. ц рус. яз.); Lietuviu liaudies architektura, kn. 1 - 2, Vilnius 1965 - 68; [GudynasP.], Tapyba, Vilnius, 1966; [Vai tku n as p.], Tapyba, Vilnius, 1968; Budrys S., Lietuviu. vitrazas. [Albumas]. Vilnius, 1968; Architekturos paminklai, t. 1 - 2, Vilnius, 1970 - 72; Lietuvos pilys. Vilnius, 1971; Lietuv9S TSR daile. [Izanginio straipsnio autoriai ir albumo sudarytojai J. Umbrasas, L. Jasiulis, Leningradas, 1972] (на литов., рус., англ. яз.). И. Минкявичюс (архитектура), В. Н. Кулешова (изобразительное искусство).

XVI. Музыка

Сов. Л. имеет развитую муз. культуру, основанную на классич. традициях прошлого и богатстве муз. фольклора. Нар. песня по преимуществу эмоционально сдержанна, имеет в основе диатонич. лады.

Метроритмич. структура часто асимметрична. Интересен старинный жанр песен-сутартине, основанный на каноно- образном проведении мелодии, при к-ром постоянно звучат параллельные секунды, или на противопоставлении голосов. Среди нар. инструментов: духовые - рагас (рог), даудите (длинная труба), скудучай (род флейты Пана), лумздялис (свистко- вая флейта), бирбине; щипковый струнный-канклес; ударные -скрабалай и др. В исследовании муз. фольклора выдающаяся роль принадлежит Я. Чюрлёните.

В кон. 13 - нач. 14 вв. в Л. проникает зап.-европ. музыка. В 16 в. учреждаются .муз. школы церк. хористов в Вильнюсе, развивается светское музицирование, при дворах князя и др. феодалов создаются вокальные и инструм. капеллы, оперные и балетные труппы. В 1667 издаётся первый учебник музыки "Музыкальное искусство и практика" Ж. Ляуксминаса (на лат. яз.). С 1785 в Вильнюсском гор. театре ставились оперы и балеты зап.-европ. композиторов. В нач. 19 в. в Вильнюсском ун-те учреждается кафедра музыки (теория, композиция).: В 1840-58 бо