загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

тская критика на Западе, возникшая во 2-й пол. 19 в., была представлена выдающимися литераторами -Ф. Мерингом (в Германии) и П. Ла- фаргом (во Франции), впервые давшими трактовку проблем иск-ва с позиций исто- рич. материализма.

Новый этап в развитии рус. критич. мысли ознаменовала марксистская критика, унаследовавшая и развивавшая в конце 19 - нач. 20 вв. традиции рево^ люционно-демократич. критики поры её расцвета; она складывалась в борьбе с народнической (Н. К. Михайловский) и декадентской (А. Волынский) Л. к. В работах Г. В. Плеханова был обоснован и осуществлён принцип историко-мате- риалистич. подхода к явлениям литературы, оценки их с классовых позиций. Важнейшее значение для развития марксистской Л. к. имели статьи и выступления В. И. Ленина. В цикле статей о Л. Н. Толстом Ленин обосновал "теорию отражения" применительно к лит. творчеству. Выдвинутый им (в статье "Партийная организация и партийная литература", 1905) принцип партийности лит-ры, его отношение к культурному наследию, защита реалистич. традиций классич. лит-ры оказали большое влияние на формирование марксистской Л. к. в России; её развитие связано с именами В. В. Воровского, А. В. Луначарского, М. Горького и др.

Работы Ленина имели принципиальное значение для утверждения методологич. основ сов. литературоведения и Л. к.

После Окт. революции 1917 в России и особенно в результате возникновения в середине века социалистич. лагеря марксистское литературоведение и Л. к. становятся одним из ведущих международных направлений; его представляют как Л. к. социалистич. стран в целом, так и мн. критики-марксисты в бурж. странах Запада и Востока (напр., Р. Фоке, К. Ко- дуэлл и др.).

Марксистская критика рассматривает художеств, произв. в единстве всех его сторон и качеств - с точки зрения социологической, эстетической, этической. Л. к., как и само художеств, творчество, служит средством познания жизни, воздействия на неё и подобно лит-ре может быть отнесена к области "человековедения". Отсюда - высокая ответственность критики как средства идеологич. и эсте- тич. воспитания.

Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе лит. развития.

В совр. Л. к. культивируются различные жанры - статья, рецензия, обзор, эссе, лит. портрет, полемич. реплика, библиографич. заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком лит-ры и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними.

В сов. критике особое значение приобретает партийная направленность критич. выступлений, основательность марксистско-ленинской подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического реализма - основным творч. методом всей сов. лит-ры. В постановлении ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972) указывалось, что долг критики, глубоко анализируя закономерности совр. художеств, процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно выступать против буржуазной идеологии

Сов. Л. к., в союзе с Л. к. других стран социалистич. содружества и марксистской Л. к. стран капитализма, активно участвует в междунар. идеологич. борьбе, выступает против буржуазно-эстетических, формалистич. концепций, пытающихся выключить лит-ру из обществ, жизни и культивирующих элитарное иск-во для немногих; против ревизионистских концепций "реализма без берегов" (Р. Гароди, Э. Фишер), призывающих к мирному идеологическому сосуществованию, т. е. к капитуляции реалистич. течений перед бурж. модернизмом; против левацко-нигилистич. попыток "ликвидировать" культурное наследие и перечеркнуть познават. ценность реалистич. лит-ры. Во 2-й пол. 20 в. в прогрессивной печати разных стран активизировалось изучение взглядов В. И. Ленина на лит-ру.

Одним из актуальных вопросов современной Л. к. является отношение к литературе социалистического реализма. У этого метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления "советологов" (Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рю- ле и др.) по поводу лит-ры социалистич. реализма направлены не только против художеств, метода, но по сути дела - против тех обществ, отношений и идей, к-рые обусловили его возникновение и развитие.

С обоснованием и защитой принципов социалистич. реализма в сов. критике в своё время выступали М. Горький, А. Фадеев и др. писатели. Активную борьбу за утверждение социалистич. реализма в литературе ведёт сов. Л. к., к-рая призвана сочетать точность идейных оценок, глубину социального анализа с эстетич. взыскательностью, бережным отношением к таланту, к плодотворным творч. поискам. Доказательная и убедительная Л. к. получает возможность воздействовать на ход развития лит-ры, течение лит. процесса в целом, последовательно поддерживая передовые и отвергая чуждые тенденции. Марксистская критика, основанная на науч. приёмах объективного исследования и живом .обществ, интересе, противостоит критике импрессионистической, субъективистской, к-рая считает себя свободной от последовательных концепций, целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения.

Сов. Л. к. ведёт борьбу с догматич. критикой, к-рая исходит из предвзятых, априорных суждений об иск-ве и потому не может осознать самую сущность иск-ва, его поэтич. мысль, характеры и конфликты. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоёвывает себе авторитет критика - общественная пс характеру, научная и творческая по методу, аналитическая по приёмам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией.

В связи с ответственной ролью критики в лит. процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки, произвольное цитирование, навешивание "ярлыков", голословные выводы - несовместимы с самой сутью Л. к. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной лит-ре-качество, присущее передовой рус. критике со времён Белинского. В критике не должно быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС "О литературно- художественной критике", примиренческому отношению к идейному и художеств, браку, субъективизму, приятельским и групповым пристрастиям. Нетерпимо положение, когда статьи или рецензии "...носят односторонний характер, содержат необоснованные комплименты, сводятся к беглому пересказу содержания произведения, не дают представления о его реальном значении и ценности"- ("Правда", 1972, 25 янв., с. 1).

Науч. убедительность аргументации в соединении с партийной определённостью суждений, идейной принципиальностью и безупречным художеств, вкусом - основа морального авторитета сов. Л. к., её влияния на лит-ру.

О Л. к. в отдельных странах см. разделы Литература и Литературоведение в статьях об этих странах.

Лит.: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Речь о критике, Поли. собр. соч., т. 6, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; П л е х а* нов Г. В., Литература и эстетика, т. 1- 2, М., 1958; Горький М.,О литературе, М., 1961; Луначарский А. В., Критика и критики, Сб. статей, М., 1938; его ж е, Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967;Очерки по истории русской жур" налистики и критики, т. 1-2, М., 1950- 1965; История русской критики, т. 1-2, М.- Л., 1958; Рюриков Б. С., Основные проблемы советской литературной критики, в кн.: Второй Всесоюзный съезд советских: писателей, М., 1956; Фадеев А., Задачи литературной теории и критики, в его сб.: За тридцать лет, М., 1957; Белинский и современность, М., 1964; Очерки истории русской советской журналистики, т. 1, 1917- 1932, М., 1966; т. 2, 1933-1945, М., 1968; Актуальные проблемы критики и литературоведения, "Вопросы литературы", 1966, № 6; К у л е ш о в В. И., Йетория русской критики, М., 1972; Бурсов Б., Критика, как литература, "Звезда", 1973, № 6-8; Советское литературоведение и критика.. Русская советская литература (общие работы). Книги и статьи, 1917- 1962гг. Библиографич. указатель, М., 1966 (разделы "Лит. критика" и "Лит. дискуссии"); В е й- м а н Р., "Новая критика" и развитие бур* жуазного литературоведения, М., 1965j формирование марксистской литературной; критики в зарубежных славянских странах"

М., 1972; Задачи и возможности литературной критики. (На международном конгрессе в Реймсе), "Иностранная литература", 1972, № 9; Teeter L., Scholarship and the art of criticism, "A Journal of English literary history", 1938, Mi 5; P e у г е Н., Writers and their critics, Ithaca, 1944; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern - Munch., 1967 (есть библ.); Wellek R., Warren A., Literary theory, criticism and history, в их кн.: Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963 (есть библ.). В. Л, Матвеев.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ РОССИЯ", литературный еженедельник, орган правлений СП РСФСР и Моск. орг-ции СП РСФСР. Выходит с 1963 вместо издававшейся ранее (с 1958) газ. "Литература и жизнь". В "Л. Р." печатаются рассказы, очерки, короткие повести, стихи, пуолицистич. и лит.-критич. статьи, мемуары, публикации историч. документов, библиография и др. материалы. Тираж (1973) св. 100 тыс. экз.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ УЧЁБА", литературно-критич. журнал, выходивший с 1930 в Ленинграде, в 1935-41 - в Москве. Основан М. Горьким, выдвинувшим программу социалистич. воспитания творч. молодёжи, обучения её лит. мастерству. Своим писательским опытом делились в журнале М. Исаковский, Н. Тихонов, В. Саянов, О. Форш, Ф. Гладков, Л. Сейфуллина, П. Павленко, В. Вишневский, А. Макаренко, К. Паустовский и др.

Лит.: Максимова В. А., "Литературная учёба", в кн.: Очерки истории русской советской журналистики. 1933-1945, М., 1968.

"ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО", непериодическое науч. издание, посвящённое публикации неизд. материалов по истории лит-ры и обществ, мысли и их изучению. Осн. в 1931. С 1960-орган Ин-та мировой лит-ры им. М. Горького АН СССР. В 1973 вышел в свет т. 86. В <Л. н." опубликовано неск. тысяч неизвестных ранее произв., писем, воспоминаний и др. текстов, разысканных в сов. и зарубежных архивах; здесь впервые напечатан ряд важных документов, характеризующих лит.-эстетич. взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса и освещающих работу В. И. Ленина по строительству сов. социалистич. культуры (том "Ленин и Луначарский"). Большинство томов "Л. н." построено по монографич. принципу - посвящено одному писателю: А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову (2 кн.), И. С. Тургеневу (3 кн.), Н. А. Некрасову (3 кн.), Ф. М. Достоевскому (3 кн.), М. Е. Салтыкову-Щедрину (2 кн.), А. П. Чехову, Л. Н. Толстому (6 кн.), И. А. Бунину (2 кн.) и др. Сов. классика представлена томами о В. В. Маяковском и М. Горьком. Др. серия томов - тематическая: "Русские песни", "Декабристы-литераторы" (3 кн.), "Гёте и Россия", "Русская культура и Франция" (3 кн.), "Зарубежный архив Герцена и Огарёва" (6 кн.), "Из творческого наследия советских писателей" (2 кн.), "Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны" (2 кн.) и др. Публикация архивных документов сопровождается исследовательскими статьями, комментариями, библиографией. Издание богато иллюстрируется разнообразными материалами, в большинстве впервые воспроизводимыми.

Лит.: Фадеев А. А., О литературной критике, "Большевик", 1947, .№ 13; Ч у к о в- ский К. И., От дилетантизма к науке, в его кн.: Люди и книги, 2 изд., М., 1960, с. 369-70; Андроников И., Издание высокого класса, "Вопросы литературы", 1972, № 4. С. А. Макашин.

"ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ", критико-библиографич. двухнедельник при журн. "Литературный критик". Издавался в Москве в 1936-41. Был рассчитан на широкий круг читателей и ставил своей целью всестороннюю информацию о новинках советской и зарубежной литературы, изданиях классиков, о критических работах и книгах по теории и истории литературы. В 1940-41 - орган Ин-та мировой литературы им. М. Горького.

"ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ", ежемесячный журнал лит. критики и библиографии. Орган СП СССР; выходит с 1973 в Москве. Создан в соответствии с пост. ЦК КПСС <О литературно- художественной критике" (1972) "...в целях дальнейшего улучшения критико- библиографического дела и пропаганды художественной литературы". Рассчитан на широкий круг читателей. Ставит своей гл. задачей систематич. освещение текущего лит. процесса в стране, рецензирует новинки многонац. сов. лит-ры, а также произв. зарубежных писателей, издающиеся в СССР. Среди постоянных разделов журнала-"Обзоры", "Рецензии", "Слово писателя", "Литератураи читатели" и др. Тираж (1973) св. 30 тыс. экз.

ЛИТЕРАТУРНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ, периодич. издания, чаще всего ежемесячные, знакомящие читателя с новинками оригинальной или переводной лит-ры и новостями лит. жизни и способствующие формированию обществ, мнения. Наряду с ведущим отделом беллетристики (не менее трети объёма) Л.-х. ж. обычно имеют разделы (рубрики) лит. критики, публицистики, рецензий на новые книги, хроники культурных новостей; как правило, содержат статьи по вопросам экономики, социологии, истории, текущей политики (поэтому мн. Л.-х. ж. являются и общественно-политическими) и нередко уделяют внимание др. иск-вам. Будучи по типу "толстыми" журналами, Л.-х. ж. отличаются от еженедельников, включающих беллетристику и рецензии на неё, объёмом и большим жанровым разнообразием публикуемых произв., обстоятельностью критич. разборов; от альманахов, серийных сб-ков, полугодичных и ежегодных публикации с аналогичным содержанием Л.-х. ж. отличаются оперативностью и планомерностью информации, актуальностью проблем лит.-обществ, борьбы. Л.-х. ж. предполагают в своём читателе особый интерес к художеств, лит-ре и лит. процессу и определённую (хотя и не обязательно профессиональную) лит. подготовленность (специально о литературоведческих журналах см. в ст. Литературоведение).

Л.- х. ж. в России. Л.-х. ж. по образцу зап.-европейских возникли в России к кон. 18 в. Первым условием успешного издания Л.-х. ж. является общественно активная читательская аудитория, заинтересованная в лит-ре. Её формировали нравств.-сатирич. издания Н. И. Новикова, лит. сб-ки А. П. Сумарокова и М. М. Хераскова, ежемесячники И. А. Крылова и Н. М. Карамзина. Само слово "журнал" ввёл в обиход Карамзин, предпринявший издание "Московского журнала", где впервые определился характерный состав Л.-х. ж.: "русские сочинения в стихах и в прозе", "небольшие иностранные сочинения в переводе", "критические рассматривания русских книг", а также "известия о театральных пиесах и описание различных происшествий". Первым законченным образцом многочисл. рус. лит. альманахов, до 1830-х гг. тесно сосуществовавших с Л.-х. ж. и дополнявших их, было карамзинское издание "Аглая" (1794-95). В обстановке обществ.-пат- риотич. и культурного подъёма, вызванного Отечеств, войной 1812, когда лит. жизнь всё больше насыщалась политич. содержанием, журналы и альманахи стали средоточием обществ, духа, трибуной литераторов-декабристов. Умонастроение дворян-революционеров выражали журн. "Соревнователь просвещения и благотворения" (1818-25), альманахи "Мнемозина", "Полярная звезда". Среди наиболее значит, изданий последекабристской эпохи - ежемесячник "любомудров" "Московский вестник" (1827-30), отличавшийся высоким уровнем лит. критики, альманахи "Северные цветы" (1825-31) и "Невский альманах" (1825-33), в к-рых регулярно публиковались произв. А. С. Пушкина. Однако издания этого времени, имевшие сравнительно узкий круг читателей, были коммерчески несостоятельны и, как правило, недолговечны. Энергичную попытку создать Л.-х. ж. нового типа предпринял О. И. Сенковский, чья "Библиотека для чтения", близкая к "журналу- энциклопедии", за короткое время приобрела св. 2000 подписчиков (ни один из предшествующих журналов не имел более 500); однако Сенковский скорее ловко спекулировал на вкусах и потребностях публики, чем формировал их. В рус. обществе ощущалась потребность в "журнале с направлением" - периодич. печатном органе, выражавшем наиболее прогрессивные общественные и художественные устремления. Именно такова была мысль А. С. Пушкина, начавшего в 1836 издание "Современника". "Слова: литературный журнал - уже заключают в себе достаточное объяснение",- писал он (Поли. собр. соч., т. 7, М., 1964, с. 520). "Цель „Отечественных записок",- сообщалось в программе другого Л.-х. ж. (программа была разработана его неофициальным руководителем В. Ф. Одоевским совместно с Пушкиным.- В. М.),- споспешествовать русскому просвещению по всем его отраслям..." (Одоевский В. Ф., Повести и рассказы, 1959, с. 485-86). В 1839-46 ведущим сотрудником "Отечественных записок" был В. Г. Белинский, определивший в журнале круг задач ре- волюц. просветительства. Линию Белинского с 1847 продолжил "Современник" Н. А. Некрасова, ставший в 1850-60-х гг. под руководством Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова боевым органом революционеров-разночинцев (наряду с "Русским словом", где выступал Д. И. Писарев). Идейная направленность становится определяющей характеристикой рус. Л.-х. ж. 2-й пол. 19 в.: так, "Отечественные записки" под ред. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина снова превратились в журнал революц. демократии, "Русское богатство" было органом народничества, "Вестник Европы" стоял на либеральных позициях, "Русский вестник" с сер. 60-х гг. стал изданием реакционно-охранительным и т. д. Уделяя б. ч. объёма беллетристике и лит. критике, рус. Л.-х. ж. неизменно учитывали широкий круг читательских интересов: напр., в "Русском богатстве" стихи в среднем занимали 0,8% объёма, проза - 37,2%, лит. критика - 14,2%, политич. и обществ, обозрения - 10,6%, прочие материалы - 37,2%. В 1860-91 число рус. Л.-х. ж. оставалось неизменным - 15; однако в нач. 20 в., в период оживления обществ.-лит. жизни, оно возрастает; каждая лит.-обществ, группировка стремится заявить о себе изданием нового Л.-х. ж. ("Новый путь", 1903-04, "Весы", 1904-09, "Аиоллон" символистов и т. д.). Русский лит. процесс протекал в неразрывной связи с ре- волюц. движением и прогрессивной обществ, мыслью.

Молодая советская литература создаёт новые Л.-х. ж., опираясь на лучшие традиции большевистской партийной журналистики с её чётко выраженной идейной направленностью. "„Большой ежемесячный" журнал..., либо должен иметь вполне определенное, серьезное, выдержанное направление, либо он будет неизбежно срамиться и срамить своих участников...- писал В. И. Ленин.- Журнал без направления - вещь нелепая, несуразная, скандальная и вредная" ("О печати", М., 1959, с. 387-88).

Вслед за журналами Пролеткульта "Грядущее" (1918-21) ^."Кузница" и выходившим при Доме литераторов "Вестником литературы" (1919-22) возникают общесоюзные издания, задачей к-рых является формирование и направление лит. процесса: "Красная новь" (создана по инициативе В. И. Ленина), "Звезда", "Новым мир*, "Октябрь" и др. С активизацией культурной жизни на местах появляются как региональные издания ["Сибирские огни*, "Подъём" (1931-35, 1937-56, с перерывом в 1942-44), "Волга" (с 1966) и т. д.], так и журналы, специально знакомящие с достижениями нац. литератур ("Дружба народов"). Возникает дифференциация Л.-х. ж. по читательскому назначению: "Молодая гвардия", "Юность" ориентируются на молодёжную тематику; переводы и информацию о зарубежной литературе, широкий спектр проблем, возникающих в мировом лит. процессе, дают "Иностранная литература" и укр. "Всесвгт", продолжающие традиции журналов 20- 30-х гг., - "Вестник иностранной литературы" (1928-30), "Литература мировой революции" (1931-32) и "Интернациональная литература", Л.-х. ж., органы местных писательских объединений, появляются во всех союзных и авт. республиках: белорус. "Полымя", груз. "Мна- тоби", казах. "Жулдыз" и "Простор", латыш. "Звайгзне" (с 1950), укр. "Вгт- чизна", "Жовтень" и "Прапор" и др. Сов. Л.-х. ж. несут разностороннюю и планомерную информацию о ходе сов. лит. процесса и, в свою очередь, активно ему содействуют. Унаследовав от рус. Л.-х. ж. "энциклопедический" характер и постоянно совершенствуя его, советские Л.-х. ж. являются одновременно литературными вестниками и трибуной обществ.-лит. борьбы, рупором общественного мнения. Подробнее о Л.-х. ж. в России и СССР, об их месте в обществ, и лит. борьбе своего времени см. в ст. Журнал, а также в статьях об отдельных Л.-х. ж.

Л.-х. ж. зарубежных социалистических стран, как правило, являются органами союзов писателей: болг. "Септември" (с 1948) и "Съвреме- ник" (с 1973), венг. "tij iras" (с 1961) и "Kortars" (с 1957), кубинский "Union" (с 1962), нем. "Neue deutsche Literatur" (ГДР, с 1953), польск. "Miesigcznik lite- racki" (с 1966), рум. "Luceafarul" (с 1958), чеш. "Literarni Mesicnik" (с 1972); целый ряд Л.-х. ж. выходит в республиках Югославии; монг. "Цог" (с 1944), вьетнамский "Так фам мёи" (с 1969), корейский "Чосон мунхак" (с 1953). Ведущий Л.-х. ж. Албании - "Nendori" (с 1954). В Китае Л.-х. ж. появились в конце 19 в., впоследствии возникая на всех этапах его историч. и лит. развития: связанный с движением "4 мая" (см, Китай, раздел Литература) "Синь циннянь" (с 1915), издававшийся при участии Л у Синя; периодика Лиги левых писателей Китая и т. д. В КНР существовало неск. представит. Л.-х. ж.: "Жэньминь вэнь- сюэ" (с 1949), "Вэньибао" (с 1949), "Цзюйбэнь" (с 1952), "Шикань" (с 1957) и др. В 1966, в ходе "культурной революции", их издание было прекращено.

Л.- х. ж. в странах Зап. Европы и Америки. Прямым прототипом Л.-х. ж. на Западе являются распространившиеся в сер. 18 в. журналы типа "magazine" (смесь, склад новостей), первым из к-рых был лондонский "Gentleman's Magazine" (1731-1907), вначале состоявший из политич. и лит. хроники и перепечаток нравственно-сатирич. еженедельных листков, затем, в 1740-х гг. ставший под руководством С. Джонсона популярным лит.-политич. вестником, собранием новых оригинальных статей, эссе, стихотворений, поэм, сатирич. этюдов. В то же время появляются "чисто" лит. журналы, напр. "Literary Magazine" (1756-58) и "The Museum" (1746-47) Р. Додели, в последнем уже есть специальный отдел рецензий. Л.-х. ж. почти сразу выявились как орудия идейной борьбы интеллектуальных и творческих сил страны: так, одним из важнейших журналов эпохи Просвещения, а равно и первым собственно Л.-х. ж. был "Der Deutsche Merkur" (1773-1810) К. М. Виланда, сплотивший лит. общественность Германии вокруг идеалов Великой франц. революции.

Весьма показательным для лит. развития Франции был Л.-х. ж. "Revue de Paris": в 1829-44 там печатались произв. О. Бальзака, А. Дюма (отца), Э. Сю; в 1851-58 - Т. Готье, Г. Флобера. Возрождённый в 1894 "Revue de Paris" приобрёл характер обществ, обозрения, изначально свойственный франц. "revues", публиковавшим беллетристику и занимавшимся собственно лит. вопросами от случая к случаю. Таковы были основанный Ж. Санд и П. Леру журн. "Revue Independante" (1841-48) и позднейшие "Revue Bleu" (с 1863), "Revue de France" (с 1871), "Nouvelle Revue" (с 1879). Ведущими англ. Л.-х. ж. 1820-х гг. были "London Magazine" (1820-29) при участии У. Хэзлитта, Т. Гуда, Т. Де Куинси и "Blackwood's Edinburgh Magazine" (с 1817); затем - "Chambers'sjournal" (с 1832) и "Fraser's Magazine" (1830-82), где активно сотрудничали Т. Карлейль и У. Теккерей. Первые произв. Ч. Диккенса опубликованы в "Old Monthly Magazine" (1833-35), а крупнейшие его романы - в спец. месячных выпусках им самим основанных еженедельников "Household Words" (1850-59) и "All the Year Round" (1859-

1895). Роль общегерм. лит. вестника долгое время играл "Leipziger Reperto- rium der Deutschen und Auslandischen Literatur" (1819-60). Характер Л.-х. ж. нек-рое время имел "Westermann's Mo- natshefte" (с 1856), где участвовали В. Раабе, Т. Шторм, позднее - Г. Хессе. Объединение Германии (1871) вызывает к жизни ряд Л.-х. ж., важнейшими из к-рых были "Die Gesellschaft" (1885- 1902) - орган нем. натуралистов, "Blatter fur die Kunst" (1892-1919), выражавший ницшеанские и эстетские устремления кружка С. Георге, а также сохраняющий поныне авторитет и острую социаль- но-критич. направленность "Die Neue Rundschau" (с 1890), где начинали творческий путь Т. Манн и Г. Гауптман. Самым влиятельным Л.-х. ж. Италии 19 в. был "Nuova antologia" (1866-1943), ведущие сотрудники журнала - Дж. Вер- га, Л. Пиранделло, Дж. Кардуччи. Л.-х. ж. были специфичны для молодой лит-ры США. У. Ирвинг основывает и издаёт "Analectic Magazine" (1813- 1820); Э. А. По выступает лит. редактором "Graham's American Monthly Magazine" (1826-58) и за два года повышает число его подписчиков с 5 тыс. до 37 тыс.; в "Knickerbocker Magazine" (1833-65) активно сотрудничают Г. У. Лонгфелло и Н. Хоторн. Вехой в развитии "толстых" журналов на Западе было издание "Harper's Monthly Magazine" (с 1850), активно использовавшего возможности иллюстрации и публикаций с продолжением и увеличившего тираж до 100 тыс. До 1900 он сохраняет характер Л.-х. ж.; затем превращается в обществ.-политич. обозрение. Ответвлением его был еженедельник "Harper's Weekly" (1857-1916), поначалу также литературный, но затем выродившийся в иллюстрированное коммерч. издание (с вкраплением беллетристики и рецензий), наиболее характерное для периодики США 20 в.

Для лит. жизни стран совр. Запада "толстые" Л.-х. ж. мало характерны; они либо являются изданиями лит. групп, особенно претендующих на новаторство, либо имеют тенденцию к превращению в ежеквартальные и полугодичные альманахи, либо существуют по инерции на коммерчески ненадёжных основаниях (так, ведущий послевоенный Л.-х. ж. Великобритании "London Magazine", 1954-72, был вынужден закрыться за неимением средств к изданию). Не более жизнеспособны и междунар. Л.-х. ж.- брюссельский "Journal des Poetes" (с 1931) или реакционный "Paris Review" (с 1953), существующий на дотации. В числе наиболее стабильных Л.-х. ж., выступающих в роли общенац. или интер- нац. лит. вестников: амер. (США)"Transatlantic Review" (с 1959) и ряд университетских ежеквартальников и студенческих Л.-х. ж.; аргент. "Revista Sur" (с 1931); браз. "Realidade" (с 1966); мекс. "Sisifo" (с 1969); австр. "Manu- skripte" (с 1960); зап.-герм. "Welt und Wort" (с 1946) и "Akzente" (с 1954); итал. "Prove di Letteratura" (с 1960) и "Nuova Corrente" (с 1954); франц. "Lettrisme" (с 1957) и "Magazine Litte- raire" (с 1966); нидерл. "Spiegel der let- teren" (с 1957). Ряд Л.-х. ж. существует с целью публикации произв. молодых и начинающих авторов, отличающихся авангардистскими устремлениями: "Perspective" (США, с 1947), "Viga en el ojo" (Испания, с 1965), "Serpe" (Италия, :с 1952), "Octopus" (Франция, с 1966),
Л.- х. ж. в странах Азии и Африки. Один из старейших Л.-х. ж. в странах Араб. Востока -"Аль-Хиляль" (АРЕ), осн. в 1892 Дж. Зейданом; с 1973 выходит лит. приложение к нему - "Аз-Зухур", посвящённое творчеству молодых арабских, в основном египетских писателей. Обзоры и переводы произв. мировой лит-ры даёт "Аль-Катиб" (АРЕ, с 1960). В Алжире с 1958 выходит "Амал"; в Ливане - "Аль-Адиб" (с 1941) и "Аль- Адаб" (с 1952), привлекающие к сотрудничеству прогрессивных ливанских литераторов. Крупнейшие иракские Л.-х. ж.- "Аль-Аклам" (с 1965) и "Аль-Мусаккаф аль-Арабий" (с 1969.). Состояние совр. тур. лит-ры, переводы произв. мировой лит-ры, вопросы обществ.-политич. и культурной жизни в стране и за рубежом отражаются на страницах Л.-х. ж. Турции - "Varhk" (с 1933), "Yeditepe" (с 1950), "Hisar" (с 1950), "Yeni dergi" (с 1963). В Иране "Армаган" (с 1919) и "Йагма" (с 1948Х публикуют тексты и материалы по классич. перс, словесности, произв. сторонников классич. стиля перс, поэзии; противостоящая "традиционалистам" новая поэзия и проза печатается в "Сохан" (с 1944) и "Негин" (с 1965). Развитию лит. процесса в Афганистане деятельно способствует "Кабул" (с 1931; с 1935 - орган Афганской академии), выходящий на языке пушту. В Индии с произв. писателей хинди, бен- гали и урду знакомят соответственно "Алочна" (с 1951), "Паричой" (с 1931), "Навае адаб" (с 1950); писатели урду Пакистана группируются вокруг "Адаб-е латиф" (с 1914), произв. писателей синд- хи печатаютсяв "Мехран" (с 1950; до 1947 издавался в Индии). Ведущие Л.-х. ж. Индонезии - "Budaja djaja" и "Intisari". Первые Л.-х. ж. Японии появились в 70-80-е гг. 19 в. По данным 1965, в стране издаётся 54 Л.-х. ж. Орган Союза демократич. лит-ры-"Минею бунгаку" (с 1965). Наиболее известные япон. Л.-х. ж.- "Синте" (с 1900), "Бун- гэй сюндзю" (с 1923), "Бунгэй" (с 1933), "Гундзо" (с 1946).

В развивающихся странах Африки большинство Л.-х. ж. являются средством консолидации прогрессивных творческих сил, действенным орудием просвещения и воспитания масс. Уделяя значит, внимание проблемам нац. культуры, публикуя памятники устного нар. творчества (часто на нац. языках), передовая афр. интеллигенция стремится избежать опасной абсолютизации нац. своеобразия, пропагандируя актуальное, социально направленное творчество совр. афр. писателей, чутко реагирующих на мировой лит. процесс. В качестве издателей афр. Л.-х. ж. обычно выступают ун-ты, колледжи, лит. об-ва; редакторы - крупнейшие поэты, прозаики. Периодичность, как правило, ежеквартальная или 2- 3 раза в год. Самый представительный Л.-х. ж. Афр. континента - "Lotus" (с 1968, на араб., англ, и франц. языках), орган постоянного бюро писателей стран Азии и Африки (Каир). Другие Л.-х. ж.: Гана - "Transition" (с 1972, на англ, яз.; в 1961-68 выходил в Уганде); Республика Заир - "Dombi" (с 1970, на франц. яз.); Замбия - "The Jewel of Africa" и "New writings from Zambia" (оба с 1968, на англ, яз.); Камерун -"Abbia" (с 1964, на англ., франц. и нац. языках); Кения - "Zuka" (с 1967, на англ, и суахили языках), "Ghala" (с 1968, на англ, яз.); Нигерия -"Okike" (с 1971, на англ, яз.); Танзания - "Umma" (с 1967, на англ, и суахили языках).

Раздел подготовлен Отделом литературы стран Азии и Африки Всесоюзной гос. 6-ки иностранной литературы.

Лит.: Пятковский А., Очерк из истории русской журналистики тридцатых годов, СПБ, [б. г.]; Е в г е н ь е в-М а к- с и м о в В. Е., Очерки по истории социалистической журналистики в России XIX в., М.-Л., 1927; Печать СССР за 50 лет, М., 1967; ФедякинИ. А., Современная печать Италии, М., 1964; 2 i m m е г m a n I., A guide to current Latin American periodicals, Gainesville, 1961; Nat a r a j a n S., A history of the press in India, N. Y., 1962; Sommerlad E. Lloyd, The press in developing countries, Sydney, 1966; GramsciA., Gli intellettuali e 1'organiz- zazione della cultura, Roma, 1971. См. также лит. при ст. Жирная.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ, научно-исследовательские и научно-просветительские учреждения, осуществляющие собирание, хранение, экспонирование и пропаганду материалов о писателях или об историко-лит. процессе в целом. В России идея создания Л. м. впервые возникла в 1837 в связи со стремлением увековечить память А. С. Пушкина. Однако лишь в 1879 при Царскосельском лицее была открыта библиотека, преобразованная затем (1889) в музей Пушкина. В 1883 при Николаевском кавалерийском уч-ще в Петербурге создан музей М. Ю. Лермонтова, в 1908 - музей Пушкина в с. Михайловском, в 1911 - музей Л. Н. Толстого в Москве и Петербурге, в 1912 - музей М. Ю. Лермонтова в Пятигорске.

После Великой Окт. социалистич. революции музейное дело развивается в СССР особенно интенсивно. В первые послереволюц. годы созданы гос. музеи И. С. Тургенева в Орле (1918), Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920) и музеи- усадьбы: С. Т. Аксакова (Абрамцево под Москвой, 1918), Л. Н. Толстого в Москве (1920) и Ясной Поляне (1921) и мн. др. В 1973 насчитывается свыше 160 лит.-мемориальных музеев. Наиболее крупные из них - Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде (1938), музей-заповедник Пушкина в Михайловском (1922), музей Пушкина в Москве (1957), музеи М. Горького в Горьком (1928), Москве (1937) и Казани (1940), музеи-квартиры Ф. М. Достоевского в Москве (1928) и Ленинграде (1970), музеи Ф. И. Тютчева в Мураново под Москвой (1920) иве. Овстуг Брянской обл. (1963), музей (1940) и дом-музей (1928) Т. Г. Шевченко в Киеве, музей И. Франко во Львове (1940), музей Н. В. Гоголя в с. Великие Сорочинцы Полтавской обл. (1929), музеи И. Чавчавадзе в с. Кваре- ли (1937) иве. Сагурамо (1951) и музей В. В. Маяковского в с. Маяковски (1940) в Грузии, дом-музей О. Туманяна в Ереване (1949), лит. музей им. Ф. Р. Крейц- вальда в Тарту (1940), музей Э. Вильде в Таллине (1946), дом-музей А, Упита в с. Калнини в Латвии (1952), музей- квартира А. Мицкевича в Вильнюсе (1946), музей П. Цвирки в Каунасе (1948), музей Я. Купалы (1944) и музей Я. Коласа (1956) в Минске, музей М. Ауэзова в Алма-Ате (1962), дом-музей М. Ф. Ахундова в г. Нуха в Азербайджане (1940) и др. Имеется также неск. народных лит. музеев, напр. музей Н. А. Некрасова в с. Грешневе Ярославской обл., лит. музей в Тамбове и др. Кроме того, лит. материалы представлены в экспозициях мн. краеведческих музеев и заповедников.

По своему содержанию и характеру деятельности Л. м. делятся на две осн. группы: лит.-мемориальные и историко- литературные. Лит. -мемориальны е музеи обычно включают мемориальные комплексы (строения, квартиры, усадьбы, личные вещи писателей и т. п.) и лит. экспозиции: напр., музей Лермонтова в Тарханах (ныне с. Лермонтове Пензенской обл.; осн. в 1939), музеи А. П. Чехова в Москве (1954), Таганроге (1935), Мелихове Московской обл. (1941) и Ялте (1921), музей Л. Украинки в Киеве (1960), музей М. М. Коцюбинского в Чернигове (1935) и т. д. Историко- лит. музеи содержат материалы, раскрывающие развитие лит-ры в историч. аспекте: Гос. лит. музей в Москве (1934), Музей Ин-та рус. лит-ры (Пушкинский дом) (1905) в Ленинграде, Лит. музей Грузии в Тбилиси (1930), музей им. К. Хета- гурова в г. Орджоникидзе (1939), музей им. Я. Райниса в Риге (1940), музей С. Айни в Душанбе (1960) и мн. др. Небольшую группу составляют т. н. комплексные музеи, поев, и лит-ре, и иск-ву: музей арм. лит-ры и иск-ва в Ереване (1921), музей азерб. лит-ры и иск-ва им. Низами в Баку (1939) и др.

Л. м. в СССР нередко ведут большую н.-и. работу, организуют науч. сессии, конференции; устраивают встречи посетителей с видными деятелями лит-ры и иск-ва, обществ, деятелями, ведут лекционную работу. Результаты науч. исследований, проведённых в Л. м., публикуются в виде сб-ков, отд. трудов, каталогов, описаний рукописей и личных библиотек писателей.

Широкое развитие Л. м. получили в зарубежных социалистич. странах. В НРБ действуют музеи И. Вазова в Софии (1921) и Сопоте (1935), Петко и Пенчо Славейковых в Софии (1951), П. Яворова в Софии (1959) и Чирпане (1954), X. Боте- ва в Калофере (1945), X. Смирненского в Софии (1959), Н. Вапцарова в Софии (1956) и Банско (1953) и др. В ВНР работают литературный музей им. Ш. Петё- фи в Будапеште (1954), литературный музей в г. Бадачонь, музей Петёфи в с. Кищкёрёш, музей Ф. Казинци в с. Сепха- лом, музей М. Вёрёшмарти в с. Каполь- нашньек и др. В ГДР - музеи Ф. Шиллера (в Веймаре, Дрездене, Лейпциге), И. В. Гёте (в Веймаре), Э. Вайнерта (в Магдебурге), М. Андерсена-Нексё (в Дрездене), М. Горького (в Херингсдорфе) и др. В ЧССР - музей чешской литературы в Праге, А. Ирасека в Праге и в г. Наход, Б. Немцовой в Ратиборжице, К. Чапека в Мале-Сватонёвице и близ Добржиша, Я. Гашека в Липнице, П. Гвездослава в с. Дольни-Кубин, П. Илемницкого в с. Святи-Юр, Я. Есенского в Братиславе и др. В СРР есть музеи: истории румынской литературы в Бухаресте (1957), М. Эминеску в с. Ипотешти (1950), И. Крянгэ в Пьятра-Нямц ив' Яссах, М. Садовяну в Пьятра-Нямц и др. В СФРЮ работают музеи Д. Обрадо- вича и В. Караджича в Белграде (1949), историко-лит. музеи в Загребе (1957) и Са- раеве (1961) и др. В Республике Куба популярен музей Э. Хемингуэя в пригороде Гаваны, в ПНР - лит.-мемориальный музей А. Мицкевича.

В других зарубежных странах пользуются известностью музеи Дж. Лондона и М. Твена (в США), У. Шекспира (в Страт- форде-он-Эйвон), музей при Шекспировском театре в Стратфорде, Шекспировская мемориальная о-ка-музей в Бирмингеме, дом-музей Ч. Диккенса в Лондоне, музеи Дж. Китса в Хэмпстеде под Лондоном и в Уинчестере, музей Р. Бёрн- са в Эршире (Шотландия), дом-музей Стендаля в Гренобле, дом-музей В. Гюго в Париже, музеи М. Андерсена-Нексё в Копенгагене и Г. Ибсена в Осло.

Лит.: Вопросы работы музеев литературного профиля, М., 1961; ЛощининН. П., Вопросы экспозиции в литературных музеях, М., 1966; ДрагановК., Райчев М., Станчев С., Музеи и памятници в Народна республика България, С., 1959; A guide to Keats house and museum, [5 ed.], L., 1963; Birmingham public libraries Shakespeare memorial library, Shakespeare Exhibition. Catalogue, Birmingham, 1964; Burns Cottage. Alloway. Catalogue of Manuscripts. Relics Paintings and other Exhibits in the Cottage. Museum, 1965; Johnson's House Gough Square, L., 1967; Soupis literarnich muzei a pama- tniku v Cechach a na Morave, Praha, 1967. H. П. Лащинин.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ, см. в ст. Премия.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ и словари, справочные издания, содержащие систематизированный свод литературоведч. знаний и сведений из мира художественной литературы: биобиблиографич. очерки о писателях, истории литератур и направлений, указатели содержания произведений, характеристики персонажей, цитаты, понятия и термины теории лит-ры, а также понятия из смежных областей - фольклора, мифологии, языкознания, книговедения, эстетики, театра, публицистики, журналистики и др.

Начало Л. э. и словарей - в библиографич. справочниках. Поэтому зародышем Л. э. (в форме словаря писателей) считают каталоги греч. поэта и грамматика Каллимаха (3 в. до н. э.)-"Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали" (первоначально - каталог Александрийской библиотеки). "Таблицы" послужили образцом для позднейших составителей справочников: Иеронима Стридонского (340-420 н. э.), автора "Книги о знаменитых мужах", и Геннадия - епископа марсельского (2-я пол. 5 в.), составителя "Книги церковных писателей". Определившуюся традицию словарей-справочников венчает визант. лексикон Суда (ок. 10 в., см. Сеида), вобравший в себя материал предыдущих биобиблиографич. сводов и содержавший также разъяснения понятий и терминов истолкования лит-ры. Он служит основополагающим источником сведений о древнегреч. и ранней святоотческой лит-ре. Лат. биобиблиографии представлены "Изображениями" Варрона, включавшими св. 700 биографич. очерков. Древнейший справочник лит. произведений - "Мирио- библон" ("Тысячекнижие", 857) Фотия. Традиция единых словарей писателей, учёных и религиозных деятелей, сложившаяся в Древней Греции, Риме и Византии, удерживалась в Европе вплоть до 19 в.

Новый, сугубо науч. метод организации знаний, впервые наметившийся в "Новом органоне" (1620) Ф. Бэкона, послужил основой для разветвлённой систематизации и спецификации наук и иск-в в 17-18 вв., что позволило создать в 18 в. энциклопедии, близкие к современным. Среди Л. э. 18 в. наибольшую значимость сохранила выделившаяся из "Энциклопедии" франц. просветителей (см. Энциклопедисты) специальная "Систематическая энциклопедия... Грамматика и литература" ("Encyclopedie metho- dique ...Grammaire et litterature", v. 1-3, P., 1782-86).

В 19 и 20 вв. наряду с Л. э. универсального характера (термины, писатели, персонажи, обзоры нац. лит-р) появляются частные Л. э.: словари литературных терминов; словари отдельных национальных литератур или групп литератур (чаще всего биобиблиографич. словари); словари творчества отдельных писателей (У. Шекспира, В. Гёте, Данте, М. Сервантеса и др.); словари персонажей (напр., М a g i I I F. N., Cyclopedia of literary characters, N. Y.- L., 1963); словари цитат (наиболее значительный -"Книга цитат античных и современных" Б. Стивенсона (Stevenson В. Е., Book of quotations, classical and modern, L., 1934, 9 ed., L., 1958); словари заглавий произв. и т. п.

Наиболее важные образцы универсальных Л. э., терминологических словарей, а также Л. э., посвящённых лит-ре отдельной страны или определённого периода:

Англоязычные Л. э. (Великобритания, США). "Литературная энциклопедия Кассела" ("Cassell's encyclopaedia of literature", ed. by S. H. Stein- berg, v. 1-2, L., 1953) включает статьи о нац. лит-pax, течениях, лит. понятиях, анонимных произв.; во 2-й и 3-й частях дана биобиблиография писателей мира (представлены и учёные). "Энциклопедия литературы" Дж. Шипли (Ship- ley J. Т., Encyclopedia of literature, v. 1-2, N. Y., 1946) содержит преим. статьи о нац. лит-pax, лишь о нек-рых писателях даны справки в конце 2-го т.; её дополняет "Словарь мировой литературы. Критика, формы, техника" ("Dictionary of world literature...", N. Y., 1943, new ed. 1960), к-рый включает также сведения об истории критики разных стран (в последнем издании: "Словарь терминов мировой литературы" - "Dictionary of world literary terms", L., 1970). "Энциклопедия мировой литературы 20 в." под ред. У. Б. Флейш- мана ("Encyclopedia of world literature in the XX th century", ed. by W. B. Flei- schmann, v. 1-3, N. Y., 1967-71) - переработанный перевод нем. "Гердеров- ского лексикона..." (см. ниже). "Энциклопедия поэзии и поэтики" А. Премингера ("Encyclopedia of poetry and poetics", ed. by A. Preminger, Princeton, 1965) - словарь поэтич. понятий и школ.

Заслуживает внимания "Основной словарь фольклора, мифологии и легенд" ("Funk and Wagnalls standart dictionary of folklore, mythology and legend", ed. by M. Leach, J. Fried, v. 1-2, N. Y., 1950) и особенно "Указатель фольклорных мотивов. Классификация повествовательных элементов сказок, баллад, мифов, притч, средневековых романов..." С. Томпсона [Thompson S., Motif - index of folk-literature..., v. 1-5 and 6 (Index), Bloomington, 1955-58].

Нац. Л. э.: H e r z b e r g M. J. and others, Reader's encyclopedia of American literature, N. Y., 1962; "Concise encyclopedia or English and American poets and poetry", ed. by St. Spender and D. Hall, 2 ed., L., 1970. Научно-справочную ценность имеют оксфордские словари нац. лит-р: англ. и амер. лит-ры с древнейших времён до наших дней охвачены биобиблиографическими словарями С. Кьюница; в 1970 вышли 2 тома "Словаря англоязычной литературы" под редакцией Р. Майерса ("A dictionary of literature in the English language"; 2-й т.- указатели).

Болгарские Л. э."Краткаялитературная энциклопедия" М. Марчевского ("Малка литературна енциклопедия", София, 1940; во 2-м изд. вышел только 1-й т., 1946, поев, иностр. лит-ре) широко представляет национальных писателей. В Болгарии издан сравнительно полный терминологический "Словарь литературных терминов" Л. Георгиева ("Речник на литературните термини", София, 1963).

Венгерская многотомная "Энциклопедия мировой литературы" ("Vi- lagirodalmi lexikon", kot. 1-2-, Bdpst, 1970-72-).

Голландские Л. э. Однотомная "Энциклопедия мировой литературы" (В u d d i n g h C., Encyclopedie voor de Wereldliteratuur, Utrecht, 1954), "Современная энциклопедия мировой литературы" ("Moderne Encyclopedie der we- reldliteratuur", Bd 1-7-, Gent - Hilver- sum, 1963-72-).

Испанские Л. э. Переводной 12-томный вариант итал. словарей Бом- пиани. "Опыт литературного словаря" Ф. Сайнса де Роблеса (S a i n z d e R о b 1 e s F., Ensayo de um diccionario de la literatura, v. 1-3, 2 ed., Madrid, 1953-56); 1-й том посвящён нац. лиг-рам, направлениям, жанрам и терминам; 2-й - писателям Испании и Лат. Америки; 3-й - иностр. писателям. "Иллюстрированный словарь знаменитых речений и литературных цитат" В. Вето (V e g о V., Diccionario ilustrado de fra- ses celebres у citas literarias, 2 ed., Barcelona, 1952) - универсальный словарь цитат.

Национальные энциклопедии: "Encicl opedia de cultura espanola", v. 1-5, Madrid, 1962-68 (комплексная энциклопедия по культуре); "Quien es quien en las- letras espanoias", Madrid, 1969 (по литературе 20 в.).

Итальянские Л. э. Выделяется цикл иллюстриров. словарей В. Бомпиа- ни: "Литературный словарь Бомпиани. Произведения и персонажи всех времён и всех литератур" ("Dizionario letterario Bompiani delle opere e dei personaggi di tutti i tempi e di tutte le letterature", v. 1-9, Mil., 1947-50); tt. 1-7 - указатель произведений, т. 8 - персонажей, т. 9 - указатели и синхронистич. таблицы лит-р; в 1964-66 изданы 2 дополнит, тома (о произв.). Параллельным в этой серии является "Словарь литераторов всех времен и всех литератур" ("Dizionario letterario Bompiani degli autori di tutti i tempi e di tutte le lette- rature", v. 1-3, Mil., 1956-63). В энциклопедическом "Универсальном словаре современной литературы" ("Dizionario universale della letteratura contempora- nea", dir. A. Mondadori, v. 1-5, Mil., 1959-63) характеризуются писатели, произведения, направления в период 1870- 1960.

Нац. Л. э.: "Dizionario enciclopedico della letteratura italiana", dir. G. Petro- nio, v. 1-6, Bari - Roma, 1966-70.

Латиноамериканские региональные и нац. Л. э. "Diccionario de la literatura latinoamericana", Wash., 1958-63; Orgambide P., Enciclo- pedia de la literatura argentina, B. Aires, 1971.

Французские Л. э. "Универсальный словарь по литературам" Г. Ва- про (Vapereau G., Dictionnaire universe! des litteratures, P., 1876, 2 ed., P., 1884) - фундаментальный труд о нац. лит-pax, понятиях и литераторах. "Словарь литератур" П. Ван Тигема (Van TieghemP., Dictionnaire des litteratures, v. 1-3, P., 1968) включает очерки нац. лит-р (в т. ч. восточных), статьи о писателях, направлениях и терминах. 45-томный "Универсальный биографический словарь древних и новых авторов" ("Biographie universelle ancienne et moderne", P.- Lpz., 1854-1961). Существует также переводной вариант итал. словарей В. Бомпиани.

Нац. Л. э.: G г е n t e G., Dictionnaire des lettres francaises, v. 1-5, P., 1951-64 (средневековье, 16-18 вв.); "Dictionnaire des auteurs franQais", P., 1961; M a 1 i g- n о n J., Dictionnaire des ecrivains fran- cais, P., 1971.

ФРГ Л. э. "Мировая литература. Биографический, историко-литературный и библиографический словарь" ("Die Weltliteratur. Biographisches, literatur- historisches und bibliographisches Lexi- kon...", Ausg. von E. Frauwallner, H. Giebisch und E. Heinzel, Bd 1-3, W., 1951-54); включает нац. лит-ры, писателей и термины. 2-томный "Герде- ровский лексикон мировой литературы 20 в." ("Herders Lexikon der Weltliteratur im 20. Jahrhundert", Bd 1-2, Freiburg, 1960-61). Ценное справочное изд.- 13-томный "Путеводитель по романам", охватывающий немецкую и (более выборочно) всю европ. и амер. лит-ры ("Der Romanfuhrer", Ausg. von W. Olbrich, Stuttg., 1950-64). На нем. яз. создана обстоят, энциклопедия по античной литературе: "Paylys Real Encyc- lopadie der classischen Altertumswissen- schaft", Ausg. von G. Wissowa, Reihe I, Hbd 1-47, Reihe II, Hbd 1-18, Suppl.- Bd 1-10, Stuttg., 1893-1967 (сокращённое изд.: "Der kleine Paulys. Lexikon der Antike", Bd 1-3, Stuttg., 1964-69). Нац. Л. э.: M e r k e r P. u. S t a m m 1 e r W., Reallexikon der deutschen Li- teraturgeschichte, Bd 1-4, В., 1925-31; 2 Aufl., Bd 1-3, 1955-71; К о s с h W., Deutsches Literaturlexikon, 3 Aufl., Bd 1-3, Berne, 1966-71 (однотомное издание 1963). Биобиблиогра ф ичес кие словари стран Зап. Европы и Америки - см. в книгах Б. Л. Канделя, A. J. Walford и R. В. Slocum (см. библиографию).

В социалистических странах Европы важнейшие нац. био- библиографич. словари: Болгария: Константинов Г. (и др.), Българ- ски писатели. Биографии. Библиография, 2 изд., София, 1961. Венгрия: Benedek М., Magyar irodalmi lexi- kon, kot. 1-3, Bdpst, 1963-65. ГД P: "Lexikon deutschsprachiger Schriftsteller von den Anfangen bis zur Gegenwart", Bd 1- 2, Lpz., 1967-68. Польша: "Slownik wspotezesnych pisarzy polskich>, t. 1-4, Warsz., 1963-66; К о r b u t G., Literatura polska od pocz^tkow do wojny swiatowej, 2 wyd., t. 1-4, Warsz., 1929- 1931; "Bibliografia literatury polskiej. No- wy Korbut", 1.1-5,7-9, 12-13, Warsz.- [Krakow], 1963-72 (изд. продолжается). Румыния: "Sa cunoajtem scritorii patriei noastre", Buc., 1956. Чехословакия: "Slovnic ceskych spisovatelu", red. R. Havel, J. Opelik, Praha, 1964. Югославия: Spoljar K., V a n- potic M., Knjizevni godisnjak. Pisci jugoslavenckih naroda, Zagreb, 1961; "Jugoslovenski knjizevni leksikon", Novi Sad, 1971; "Leksikon pisaca Jugoslav! je", t. 1 - , Beograd, 1972 -.

В России прообразом Л. э. явились "Словарь древней и новой поэзии" Н. Ф. Остолопова (ч. 1-3, СПБ, 1821, энциклопедич. словарь поэтич. и эсте- тич. понятий), а также ряд биобиблио- графич. словарей рус. писателей: Н о- в и к о в Н., Опыт исторического словаря о российских писателях, СПБ, 1772; Болховитинов Е., Словарь русских светских писателей, М., 1845; Геннади Г. Н., Справочный словарь о русских писателях, умерших в 18 и 19 столетиях, т. 1-3, Берлин - М., 1876-1908 (т. 4-й остался в рукописи); Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, в. 1-13, СПБ - М.- П., 1885-1916; В е н г е р о в С. А., Критико-биогра- фический словарь русских писателей и ученых, т. 1-6, СПБ, 1889-1904 (не закончено), 2 изд., т. 1-2, 1915-18 (не завершено); его же, Источники словаря русских писателей, т. 1-4, СПБ, 1900-17. (Все биобиблиографические словари включают персоналии авторов из различных сфер культуры, искусства и науки.)

В СССР изданы: "Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов", т. 1-2, 1925 (предполагалось продолжение: истории лит-р, словари писателей и героев). "Литературная энциклопедия", т. 1-9, 11, 1929-39, изд. не закончено (не вышли 10-й и 12-й тт.), включает статьи о нац. лит-pax и языках, писателях, жанрах и лит. терминах (во многом устарела). 9-томная "Краткая литературная энциклопедия" (КЛЭ), т. 1-7-, 1962-72- (9-й т.- дополнения и указатели). КЛЭ носит универсальный характер: она охватывает историю лит-р стран, народов, эпох всего мира от древности до наших дней (это фактически первый, хотя и суммарный, марксистский обзор "мировой литературы"); её словник значительно расширен по сравнению со словниками др. универсальных Л. э. прежде всего за счёт малоизученных лит-р Азии, Африки, Лат. Америки и лит-р ряда народов СССР; термины и понятия КЛЭ охватывают все разделы совр. литературоведения, а также эстетику, журналистику, языкознание, книговедение; она содержит ок. 11 тыс. статей о писателях, критиках, языковедах, эстетиках, книгоиздателях; в ней помещены статьи о языках большинства народов мира; издание иллюстрировано.

Из словарей наиболее обстоятельны: "Русские советские писатели-прозаики", т. 1-7, Л., 1959-72; К в я т к о в- с к и и А., Поэтический словарь, М., 1966; "Русские писатели. Биобиблиогра- фич. словарь", М., 1971. Существует немало биобиблиография, словарей писателей др. народов СССР, изданных преим. в 50-60-е гг. (гл. обр. на рус. яз.); самое фундаментальное изд.-"Украшсь- к! письменники. Бюб1бл1ограф1чний словник", т. 1-5, К., 1960-65.

Лит.: Берков П. Н., Литературные энциклопедии на русском языке (XVIII- XX вв.), в сб.: Труды института книги, документа, письма, т. 3, Л., 1934; Кауфман И. М., Русские биографические и биобиблиографические словари, М., 1955; его же, Русские энциклопедии. Библиография и краткие очерки, М., 1960; К а н- д е л ь Б. Л., Путеводитель по иностранным библиографиям и справочникам по литературоведению и художественной литературе, Л., 1959; его же, Библиография русских библиографий по зарубежной художественной литературе и литературоведению, Л., 1962; Симон К. Р., История иностранной библиографии, М., 1963; Slocum R. В., Biographical dictionaries and related works, Detroit, 1967 (есть систематич. аннотированный указатель лит. энциклопедий); W a 1- ford A. J., Guide to reference material, 2 ed., v. 3, L., 1970. И. М. Катарский.

Литературные энциклопедии и словари в странах Востока. Арабский Восток. Ценными источниками сведений, преим. об араб, и арабоязычной поэзии и лит-ре служит целый ряд историке-лит. сводов, многотомных антологий и био- графич. словарей, созданных в 9-13 вв. [напр., "Редкостное ожерелье" ("Аль- Икд аль-фарид") Ибн Абд Раббихи, 9- 10 вв., антология произв. араб, и арабо- испанских поэтов 7-8 вв., 25 глав, факты жизни и творчества; "Книга песен> ("Китаб аль-агани") Абу-ль-Фараджа аль- Исфахани, 9-10 вв.-21-томная антология произв. поэтов, факты жизни, творчества, комментарии к стихам; "Реестр" ("Аль-Фихрист") ан-Надима, 10 в., энциклопедич. свод в 10 частях, в 3-й части -сведения по истории араб, лит-ры, в 4-й - о поэзии и поэтах, в 8-й - о развлекательно-дидактич. араб., перс., греч. лит-pax]. В 20 в. наиболее значительны: "Энциклопедический справочник арабской литературы" ("Аль-Васит фи- ль-адаб аль-арабийа") М. Мустафы и М. Инани, Каир, 1919; "Энциклопедия" ("Даират аль-маариф") Ф. А. аль-Бу- стани, Бейрут, 1956-69; "Словарь писателей" ("Муджам аль-муаллифин") в 14 тт. Умара Рида Каххала, Дамаск, 1954-55.

Вьетнам (ДРВ). "Биографический словарь вьетнамских писателей" ("Лыок чуйен как так зиа Вьетнам"), т. 1-2, составитель Чан Ван Зиап и др., Ханой, 1962-72; включает биографич. справки о вьетнамских литераторах 11-20 вв., писавших на кит. языке и вьетнамской иероглифич. письменности "тыы-ном".

Индия. Бенгали: "Бенгальские писатели" ("Бангабхашер лекхак"), Калькутта, 1904,- словарь совр. и ср.-век. писателей; "Жизнь вишнуитов Бенгалии" ("Таудья байшнава-джибон") X. Даса, 1950 - биографии писателей-прозаиков. Гуджарати: "Энциклопедия древнеиндийской литературы" ("Паураник катха кош") Д. П. Дерасари, т. 1-5, Ахмада- бад, 1927-31. Малаялам: "Энциклопедия литературы малаялам" ("Сахитьяб- харанам нигханту") Падманабхи Пилле, т. 1-4, Тривандрам, 1934. Маратхи: "Словарь известных маратхских поэтов" ("Маханубхав-Махараштра грантхавали: кавикавья сучи") В. Л. Бхаве, Тхана, 1924; "Литературная энциклопедия писателей маратхи" ("Арвачин маратхи ван- май севак") Г. Д. Кханолкара, т. 1-4, Бомбей, 1931-52,- о писателях 20 в. Телугу: "Семьсот поэтов Андхры" ("Анд- хра кави саптасати") Б. Венкатарама- наи, Мадрас, 1956,- поэты телугу 11 - 19 вв. Хинди: "Словарь персонажей" ("Бхаратия чаритамбудхи") Д. С. Чатур- веди, Лакхнау, 1919,- персонажи клас- сич. инд. лит-ры, эпоса, мифологии; "Словарь литературы хинди" ("Хинди сахитья кош")Дх. Вармы, т. 1-2, 2 изд., Бенарес, 1965,- литературоведч. термины, биографии выдающихся писателей, пересказы произведений; "Литературный словарь хинди" ("Хинди сахитьябда- кош") Д. Шармы и Г. Рая, т. 1-7, Патна, 1965-71,- художественная литература и литературоведение хинди. Английский язык: "Индийские писатели. Справочник" ("Who's who of Indian writers"), 2 изд., Дели, 1964.

Иран и Средняя Азия. Справочными источниками служат ср.-век. тазкире: напр., "Сердцевина сердцевин" ("Лубаб аль-альбаб") Ауфи, 1220,- антология поэтов, писавших на фарси; "Антология поэтов" ("Тазкират ош-шоара") Доулатшаха Самарканди, 1487,- лит. портреты 7 в.-1486-87; "Семь земных поясов" ("Хафт иклим") Амина Ахмада Рази, 1593,- географическо-биографич. энциклопедия, осн. источник изучения среднеазиатской тадж. лит-ры; "Собрание красноречивых" ("Маджма аль-фу- саха") Резакулихана Хедаята, Тегеран, 1867,- полный свод поэтов, писавших на фарси, их жизнеописания, отрывки стихов; в Ср. Азии - ряд энциклопедия, антологий (тазкире), завершающихся "Образцами таджикской литературы" Лиии (ч. 1-3, 1926). В 20 в. издаётся много антологич. справочной лит-ры; наиболее значительны: "Базилик литературы" ("Рейханат аль-адаб") Мо- хаммеда Али Тебризи (Модарреса), т. 1-6, Тегеран, 1949-56; "Поэзия Ад- жама" ("Ше'р аль-аджам") инд. литератора Шибли Нумани на языке урду, 1906,- антология произв. поэтов Ирана (переведена на перс, яз., 2 изд., Тегеран, 1956-57); "Словарь персидской литературы" ("Фарханге адабийате фарси") Зохры Ханлари, Тегеран, 1969,- биографии известных литераторов, писавших на фарси и араб, языках; исто- рич. деятели, нашедшие отражение в классич. перс, прозе и поэзии; имена лит. персонажей, пророков и столпов религии, упоминавшихся в художеств. лит-ре Ирана, перечень основных для лит-ры Ирана книг и произв. на перс, и араб, языках; термины астрономии, астрологии, логики, употреблявшиеся в персидской классической поэзии; осн. сведения по арузу, рифме и риторике; библиография.

Китай. "Большой словарь деятелей китайской литературы" ("Чжунго вэньсюэцзя да цыдянь"), сост. Тань Чжэн-би, Шанхай, 2 изд., 1941,- сведения о писателях и учёных начиная с 571 до н. э.; "Энциклопедия литературы и искусства" ("И вэнь лэй цзюй"), т. 1-2, Пекин, 1965,- переизд. антологии, составленной Оуян Сюнем в нач. 7 в. (первоначально состояла из 100 книг); "Императорское обозрение годов тайпин" ("Тайпин юй лань"), т. 1-4, Пекин, 1960 (фотолитографиров. изд. тысячетомной антологии, составленной Ли Фа- ном в кон. 10 в.,- перечень 1690 произв., отрывки из них, перечень лит. сб-ков, поэтич. произв.).

Корея. "Восточная антология" ("Тонмунсон"), сост. Со Го Джон и др., [б. м.], 1478; переизд. в 3 тт., Сеул, 1966; "Библиография старой корейской литературы" ("Косэн саппу") Маэмы Коса- ку, т. 1-3, Токио, 1944-57; "Писатели- классики Кореи" ("Коджон чакка рон"), т. 1-2, Пхеньян, 1959; "Современные писатели Кореи" ("Хёндэ чакка рон"), т. 1-2, Пхеньян, 1960-61; "Большой словарь мировой литературы и искусства" ("Сеге мунйе тэсаджон"), Сеул, 1962; "Историческая энциклопедия Кореи" ("Ёкса тэсаджон") Ли Хон Джика, Сеул, 1967,- биографии писателей, обзоры лит-ры по эпохам, термины.

Турция. Тазкире: "Восемь райских садов" ("He$t behi$t") Сехи-бея, 1538,- сведения о тур. поэтах до 1-й пол. 16 в.; "Сливки поэзии" ("Zubdet ul-e$'ar") Кафзаде Фаизи, 17 в., и ряд др. В 20 в. издаётся много антологич. справочников, в том числе: "Турецкая поэзия прошлого и настоящего" ("Dunden bugune tiirk §iiri") Асыма Безирджи, Анкара, 1958,- нар. поэзия, диваны и новая поэзия; "Деятели турецкой литературы" ("Edebiyatimizda isimler sozlu- f"u") Бехчета Неджатигила, 5 изд., Стам- ул, 1968,- словарь-справочник, включает 600 имён; "Жизнь и т