загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

атич. отношений с США, приёму СССР в Лигу Наций, в к-рой представлял СССР в 1934-38. Л. был выдающимся сов. дипломатом, умело проводившим ленинскую внешнюю политику. В 1941- 1943 зам. наркома иностр. дел, одновременно посол СССР в США и в 1942-43 посланник СССР на Кубе. Участник Моск. конференции министров иностр. дел СССР, США, Великобритании в окт. 1943. Делегат 8, 14-18-го съездов партии; на 17-18-м съездах партии избирался чл. ЦК ВКП(б). Чл. ЦИК СССР. Деп. Верх. Совета СССР 1-2-го созывов. Автор мн. работ по вопросам внеш. политики СССР. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Внешняя политика СССР. Речи и заявления. 1927 - 1935, М., 1935; Неопубликованные письма М. М. Литвинова В. И. Ленину (1913-1915 гг.), там же, 1966, №4.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч.. 5 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 450); Гнедин Е., Революционер-дипломат ленинской школы, "Новый мир", 1970, № 2, с. 256 - 261 (библ.); Шейнис З.С., В Генуе и Гааге. (Страницы дипломатической деятельности М. М. Литвинова), "Новая и Новейшая история", 1968, № 3-4.

М. М. Литвинов.

ЛИТВИНОВ Степан Васильевич (1785, Барнаул,-1848, там же), русский изобретатель паровых машин. С 12 лет начал службу в канцелярии Колывано-Воскре- сенских з-дов, позднее работал на Нер- чинских з-дах. Создал роторную воздуходувку с непрерывной подачей воздуха в печи (1805) и "двоедувный мех" - прототип поршневого компрессора двойного действия (1817). В 1817-27 сконструировал паросиловые установки, в к-рых впервые предложил ряд прогрессивных решений: прямоточный котлоагрегат, пароперегреватель, двухступенчатое парообразование и др.

Лит.: Савельев Н. Я., Выдающийся паротехник-барнаулец - Степан Васильевич Литвинов и его паровые машины, Барнаул, 1950.

ЛИТВИНОВ (Litvinov), город на С. Чехословакии, в Чешской Социалистической Республике, в Сев.-Чешской обл. 23 тыс. жит. (1971). Ж.-д. узел. Один из центров промышленности в Сев.-Чешском угольном басе. Крупный нефтехим. комбинат (в Залужи); текстильная промышленность .

ЛИТВИН-СЕДОЙ, Литвин Зиновий Яковлевич (Звулон Янкелев) (парт, псевд. Седой, Биллоне н, Иголки н, Б ы с т ров) [4(16).3.1879, Коломна, - 15.10.1947, Москва], советский и парт, деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1897. Род. в семье рабочего. Рабочий-металлист. В революц. движении с 1893. Участник Моск. рабочего союза. Вёл парт, работу в Москве, Коломне, Тамбове, Петербурге, Н. Новгороде, Тбилиси. Неоднократно подвергался арестам и высылкам. В 1905 чл. МК РСДРП; в декабре, во время Моск. вооруж. восстания, нач. штаба боевых дружин на Пресне, сражался на баррикадах, был ранен. В 1906 в Финляндии секретарь военно-революц. орг-ции РСДРП. Делегат 4-го съезда партии. В июле 1906 участник восстания моряков в Свеаборге. . До 1917 в эмиграции во Франции, Канаде, США. В 1917 чл. Киевского горсовета. В 1918 комиссар 121-го стрелк. полка, участвовал в боях за Царицын (Волгоград). В 1919-21 работал в Центр, управлении воен. сообщений, затем в НКПС. В 1921-39 директор хл.-бум. техникума в Москве. Бессменный чл. Моск. совета. Делегат 10, 11, 13-16-го съездов партии. На 10-м съезде РКП(б) избирался чл. ЦКК. С 1939 персональный пенсионер. Автор ряда воспоминаний о Моск. вооруж. восстании в дек. 1905. Награждён орденом Красного Знамени.

Лит.: В рядах московских большевиков, в кн.: На баррикадах, М., 1955.

3. Я. Литвин- Седой.

ЛИТГОУ (Litgow), город в Австралийском Союзе, в шт. Новый Южный Уэльс. 12,8 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Центр добычи каменного угля. Металлургическая, текстильная, швейная промышленность.

ЛИТЕЙНАЯ ЛИХОРАДКА, лихорадка литейщиков, латунная лихорадка, профессиональное заболевание, возникающее при вдыхании паров различных металлов (цинка, меди, латуни, железа и др.). Начинается с озноба, повышения темп-ры тела до 39 °С, чувства стеснения и боли в груди, головной боли, головокружения, общей слабости, сухого кашля. Обычно при прекращении контакта с вредоносным фактором все болезненные явления исчезают. Предполагают, что пары металлов (напр., цинка) в организме быстро превращаются в окись, к-рая из-за своей высокой дисперсности глубоко проникает в дыхательные пути. Будучи носителем большого электрического заряда, она вступает в связь с клеточными белками, вызывая их денатурацию. Изменённые белки, всасываясь в кровь, обусловливают возникновение лихорадки. Экспериментальные исследования и наблюдения показали, что после перенесённого приступа Л. л. остаётся временный "иммунитет", когда больные оказываются более устойчивыми к вредоносному фактору. Однако часто повторяющиеся приступы Л. л. могут привести к истощению организма.

Лечение: постельный режим, сердечные средства, внутривенное введение глюкозы, при подозрении на вторичную инфекцию - антибиотики.

Профилактика: улучшение са- нитарно-технич. условий труда; работы, связанные с электросваркой, плавкой, разливом металла, должны проводиться в отдельном помещении, оборудованном общей приточно-вытяжной вентиляцией. Применение индивидуальных респираторов и спецодежды. После работы - обязательный горячий душ. Я. О. Ольшанский.

ЛИТЕЙНАЯ МОДЕЛЬ, приспособление, предназначенное для получения в литейной форме рабочей полости будущей отливки. Л. м. является, как правило, частью модельного комплекта. Л. м. могут быть неразъёмными (для простых по конфигурации отливок) или же состоять из двух и более частей. В индивидуальном произ-ве их изготавливают из дерева или пластмасс, в массовом и крупносерийном - из металла и пластмасс. При получении отливок методом литья по выплавляемым или газифицируемым моделям применяют разовые Л. м. из легкоплавкого состава или пенопласта.

ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА, применяемая в литейном производстве форма для получения отливок. В Л. ф. заливают расплавленный материал (металлический или каменный). Материалами для изготовления Л. ф. служат кварцевый песок, бентонит, глина и др. (см. Стержневая смесь, Формовочная смесь), а также металлы (см. Литьё в кокиль, Литьё под давлением).

ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, одна из отраслей промышленности, продукцией к-рой являются отливки, получаемые в литейных формах при заполнении их жидким сплавом. Годовой объём произ-ва отливок в мире превышает 80 млн. т, из к-рых ок. 25% приходится на СССР (1972). Методами литья изготовляется в среднем ок. 40% (по массе) заготовок деталей машин, а в нек-рых отраслях машиностроения, напр, в станкостроении, доля литых изделий составляет 80%. Из всех производимых литых заготовок машиностроение потребляет примерно 70%, металлургич. пром-сть - 20%, произ-во санитарно-технич. оборудования - 10%. Литые детали используют в металлообр. станках, двигателях внутр. сгорания, компрессорах, насосах, электродвигателях, паровых и гидравлич. турбинах, прокатных станах, с.-х. машинах, автомобилях, тракторах, локомотивах, вагонах. Значит, объём литых изделий, особенно из цветных сплавов, потребляют авиация, оборонная пром-сть, приборостроение. Л. п. поставляет также водопроводные и канализационные трубы, ванны, радиаторы, отопительные котлы, печную арматуру и др. Широкое применение отливок объясняется тем, что их форму легче приблизить к конфигурации готовых изделий, чем форму заготовок, производимых др. способами, напр, ковкой. Литьём можно получить заготовки различной сложности с небольшими припусками, что уменьшает расход металла, сокращает затраты на механич. обработку и, в конечном счёте, снижает себестоимость изделий. Литьём могут быть изготовлены изделия практически любой массы- от неск.гдо сотен т, со стенками толщиной от десятых долей мм до неск. м. Осн. сплавы, из к-рых изготовляют отливки: серый, ковкий и легированный чугун (до 75% всех отливок по массе), углеродистые и легированные стали (св. 20%) и цветные сплавы (медные, алюминиевые, цинковые и магниевые). Область применения литых деталей непрерывно расширяется.

Историческая справка. Производство литых изделий известно с глубокой древности (2-1-е тысячелетия до н. э.): в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, Греции, Риме отливали предметы вооружения, религиозного культа, искусства, домашнего обихода. В 13-14 вв. Византия, Венеция, Генуя, Флоренция славились своими литыми изделиями. В рус. государстве в 14-15 вв. отливались бронзовые и чугунные пушки, ядра и колокола (на Урале). В 1479 построена в Москве "пушечная изба" - первый литейный завод. В царствование Ивана IV созданы литейные заводы в Туле, Кашире и др. городах. В 1586 А. Чохов отлил "Дйрь- пушку" (ок. 40 т). При Петре I изготовление отливок увеличилось, были созданы литейные заводы на Урале, Юге и Севере государства. В 17 в. чугунные отливки экспортировались за границу. В России созданы замечательные образцы литейного искусства: в 1735 "Царь-колокол* (св. 200 т) И. Ф. и М. И. Мато- риными, в 1782 памятник Петру I "Медный всадник" (22 га) Э. Фальконе, в 1816 памятник К. Минину и Д. М. Пожарскому В. П. Екимовым, в 1850 скульптурные группы Аничкова моста в Петербурге П. К. Клодтом и др. Одна из самых крупных отливок в мире - шабот (нижняя часть, воспринимающая удар) парового молота (650 т) изготовлена в 1873 на Пермском заводе. Известно мастерство литейщиков старых рус. заводов - Каслинского, Путиловского, Сормовского, Коломенского и др.

Первые попытки науч. обоснования нек-рых процессов литья сделали в своих работах Р. Реомюр, М. В. Ломоносов и др. учёные. Однако до 19 в. при литье использовали ранее накопленный многовековой опыт мастеров. Лишь в нач. 19 в. были заложены теоретич. основы литейной технологии, были применены науч. методы в решении конкретных производств, задач. Труды Д. Бернулли, Л. Эйлера, М. В. Ломоносова послужили прочной базой для разработки и совершенствования литейной технологии. В работах русских учёных П. П. Аносова, Н. В. Калакуцкого и А. С. Лаврова были впервые научно объяснены процессы кристаллизации, возникновения ликвации и внутр. напряжений в отливках, намечены пути к повышению качества отливок. В 1868 Д. К. Чернов открыл критические точки металлов. Его труды продолжили А. А. Байков, А. М. Боч- вар, В. Е. Грум-Гржимайло, позднее Н. С. Курнаков и др. рус. учёные. Большое значение для развития Л. п. имели работы Д. И. Менделеева.

В годы Сов. власти Л. п. развивалось ускоренными темпами: в 1922 впервые налажено произ-во отливок из алюминиевых сплавов, в 1929 -из магниевых; с 1926 производилась реконструкция существовавших литейных цехов и строительство новых. Строились и вводились в эксплуатацию литейные цехи с высокой степенью механизации, с выпуском отливок до 100 тыс. т и более в год. Одновременно с перевооружением и механизацией Л. п. в СССР проводилось внедрение новой техники, создавались основы теории рабочих процессов и методы расчётов литейного оборудования. В 20-е гг. начала формироваться сов. научная школа, основателями к-рой являются Н. П. Аксёнов, Н. Н. Рубцов, Л. И. Фанталов, Ю. А. Нехендзи и др.

Технология литейного производства. Процесс Л. п. многообразен и подразделяется: по способу заполнения форм - на обычное литьё, литьё центробежное, литьё под давлением', по способу изготовления литейных форм - на литьё в разовые формы (служащие лишь для получения одной отливки), литьё в многократно используемые керамич. или гли- няно-песчаные формы, наз. полупостоянными (такие формы с ремонтом выдерживают до 150 заливок), и литьё в многократно используемые, т. н. постоянные металлич. формы, напр, ко- кили, к-рые выдерживают до неск. тыс. заливок (см. Литьё в кокиль). При произ-ве заготовок литьём используют разовые песчаные, оболочковые самотвердеющие формы. Разовые формы изготовляют с помощью модельного комплекта и опоки (рис. 1). Модельный комплект состоит из собственно литейной модели, предназначенной для получения в литейной форме полости будущей отливки, и стержневого ящика для получения литейных стержней, оформляющих внутренние или сложные наружные части отливок. Модели укрепляют на модельных плитах, на к-рых устанавливают опоки, заполняемые формовочной смесью. За- формованную нижнюю опоку снимают с модельной плиты, переворачивают на 180° и в полость формы вставляют стержень. Затем собирают (спаривают) верхнюю и нижнюю опоки, скрепляют их и заливают жидкий сплав. После затвердевания и охлаждения отливку вместе с литниковой системой извлекают (выбивают) из опоки, отделяют литниковую систему и очищают отливку - получается литая заготовка.

Наиболее распространено в пром-сти произ-во отливок в 'разовых песчаных формах. Этот способ применяется для изготовления из различных сплавов заготовок любых размеров и конфигурации. Технологич. процесс литья в песчаные формы (рис. 2) складывается из ряда последовательных операций: подготовка материалов, приготовление формовочных и стержневых смесей, изготовление форм и стержней, простановка стержней и сборка форм, плавка металла и заливка его в формы, охлаждение металла и выбивка готовой отливки, очистка отливки, термообработка и отделка.

Материалы, применяемые для изготовления разовых литейных форм и стержней, делятся на исходные формовочные материалы и формовочные смеси; их масса равна в среднем 5-6 т на 1 т годных отливок в год. При изготовлении формовочной смеси используют отработанную формовочную смесь, выбитую из опок, свежие песчано-глинистые или бентонитовые материалы, добавки, улучшающие свойства смеси, и воду. В стержневую смесь обычно входят кварцевый песок, связующие материалы (масло, смола и др.) и добавки. Приготовление смеси производят в определённой последовательности на смесеприготовительном оборудовании: ситах, сушилах, дробилках, мельницах, магнитных сепараторах, смесителях и т. п.

Формы и стержни изготовляют на спец. формовочном оборудовании и станках. Насыпанная в опоки смесь уплотняется встряхиванием, прессованием или совместно тем и др. способом. Крупные формы заполняют с помощью пескомётов, реже для изготовления форм используют пескодувные и пескострель- ные машины. Формы в опоках, заформо- ванные в стержневых ящиках стержни подвергаются тепловой сушке или химическому твердению, напр, при литье в самотвердеюише формы. Тепловую сушку осуществляют в литейных сушилах, а сушку стержней производят также в нагретом стержневом ящике. Сборка форм состоит из следующих операций: установка стержней, соединение половин форм, закрепление форм скобами или грузами, устанавливаемыми на верхнюю форму и предотвращающими их раскрытие при заливке сплавом. Иногда на форму устанавливают литниковую чашу, изготовленную из стержневой или формовочной смеси.

Плавят металл в зависимости от вида сплава в печах различного типа и производительности (см. Плавильное оборудование). Наиболее часто литейный чугун выплавляют в вагранках, применяют также электрич. плавильные печи (тигельные, электродуговые, индукционные, канального типа и др.). Получение нек-рых сплавов из чёрных металлов, напр, белого чугуна, ведут последовательно в двух печах, напр, в вагранке и электропечи (т. н. дуплекс-процесс). Заливку форм сплавом осуществляют из заливочных ковшей, в к-рые периодически поступает сплав из плавильного агрегата. Затвердевшие отливки обычно выбивают на вибрационных решётках или коромыслах. При этом смесь просыпается через решётку и поступает в сме- сеприготовительное отделение на переработку, а отливки - в очистное отделение. При очистке отливок с них удаляют пригоревшую смесь, отбивают (отрезают) элементы литниковой системы и зачищают заливы сплава и остатки литников. Эти операции проводят в галтовоч- ных барабанах, дробеструйных и дробе- мётных установках. Крупные отливки очищают гидравлическим способом в спец. камерах. Обрубку и зачистку отливки осуществляют пневматич. зубилами и абразивным инструментом. Отливки из цветных металлов обрабатывают на металлорежущих станках.

Для получения необходимых механич. свойств большинство отливок из стали, ковкого чугуна, цветных сплавов подвергают термической обработке. После контроля качества литья и исправления дефектов отливки окрашивают и передают на склад готовой продукции.

Механизация и автоматизация литей- ного производства. Большинство техно- логич. операций в Л. п. очень трудоёмко, протекает при высокой темп-ре с выделением газов и кварцесодержащей пыли. Для уменьшения трудоёмкости и создания нормальных санитарно-гигиенич. условий труда в литейных цехах применяют различные средства механизации и автоматизации технологич. процессов и транспортных операций. Внедрение механизации в Л. п. относится к сер. 20 в. Тогда для приготовления формовочных материалов начали использовать бегуны, сита, рыхлители, а для очистки отливок - пескоструйные аппараты. Были созданы простейшие формовочные машины с ручной набивкой форм, позднее стали применять гидравлич. прессы. В 20-х гг. появились и быстро распространились пневматич. встряхивающий формовочные машины. На каждой технологич. операции стремились заменить ручной труд машинным: совершенствовались оборудование для изготовления форм и стержней, устройства для выбивки и очистки отливок, механизировалась транспортировка материалов и готовых отливок, были внедрены конвейеры, разработаны методы поточного произ-ва. Дальнейший рост механизации Л. п. выражается в создании новых усовершенствованных машин, литейных автоматов и автоматич. литейных линяй, в организации комплексно-автоматизир. участков и цехов. Наиболее трудоёмкие операции при произ-ве отливок - формовка, изготовление стержней и очистка готовых отливок. На этих участках литейных цехов в наибольшей степени механизированы и частично автоматизированы технологич. операции. Особенно эффективно внедрение в Л. п. комплексной механизации и автоматизации. Перспективными являются автоматич. линии формовки, сборки и заливки форм сплавом с охлаждением отливок и их выбивкой. Напр., на линии системы Бюрер - Фишер (Швейцария) (рис. 3) изготовление форм, заливка их сплавом и выбивка отливок из форм автоматизированы. Успешно работает установка для автоматич. заливки форм сплавом на непрерывно движущемся конвейере (рис. 4). Масса жидкого сплава для заполнения форм контролируется электронным аппаратом, учитывающим металлоёмкость определённой формы. Установка снабжена автоматич. смесеприготовительной системой, контроль качества формовочной смеси и регулирование смесеприготовления осуществляются автоматич. устройством (системы "Молдабилити-контроллер", Швейцария).

Для финишных операций (очистки и зачистки отливок) применяют проходные барабаны непрерывного действия с дробемётными аппаратами. Крупные отливки очищают в камерах непрерывного действия, вдоль к-рых отливки передвигаются на замкнутом транспортёре. Созданы автоматич. очистные камеры для отливок, имеющих сложные полости. Напр., фирмой "Омко-Нанг- борн" (США - Япония) разработана камера типа "Робот". Каждая такая камера представляет собой независимый механизм для транспортировки отливок, к-рый работает автоматически, выполняя команды, поступающие от т. н. модулей управления, расставленных на монорельсовой транспортной системе. В зоне очистки по заранее заданной программе с оптимальной скоростью вращается подвеска, на к-рую автоматически навешивается отливка. Двери камеры открываются и закрываются автоматически.

При массовом произ-ве предварительная (черновая) зачистка отливок (обдирка) осуществляется в литейных цехах. Во время этой операции также подготавливаются базы для механич. обработки отливок на автоматич. линиях в механич. цехах. Заключительные операции могут производиться и на автоматич. линиях. На рис. 5 показана автоматическая линия японской фирмы "Норитакэ" для зачистки блоков цилиндров автомобиля. Такая линия позволяет обработать 120 блоков за 1 ч.

Возможности механизации и автоматизации Л. п. особенно возросли после разработки принципиально новых технологич. процессов литья, напр, изготовление оболочковых форм, или Кронинг-процесс (40-е гг., ФРГ), изготовление стержней отверждением в холодных стержневых ящиках (50-е гг., Великобритания), изготовление стержней с отверждением их в горячих стержневых ящиках (60-е гг., Франция). Еще в 40-е гг. в пром-сти начали применять метод изготовления отливок высокой точности по выплавляемым моделям. За относительно короткий срок все технологич. операции процесса были механизированы. В СССР создано комп- лексно-автоматизир. произ-во литья по выплавляемым моделям с выпуском 2500 т мелких отливок в год (рис. 6).

Лит.: Нехендзи Ю. А., Стальное литье, М., 1948; Гиршович Н. Г., Чугунное литье, Л.- М., 1949; Фанта- л о в Л. И., Основы проектирования литейных цехов, М., 1953; Рубцов Н. Н., Специальные виды литья, М., 1955; его же, История литейного производства в СССР, 2 изд., ч. 1, М., 1962; Аксенов П. Н„ Технология литейного производства, М., 1957; его же, Оборудование литейных цехов, М., 1968. Д. П. Иванов, В. Н. Иванов,

Рис. 1. Основные элементы литейной оснастки при получении отливки в разовой форме: а и б - модельный комплект верхней и нижней полуформы с опокой; виг - верхняя и нижняя заформован- ные опоки; д - формовка стержневого ящика; е -• литейная форма, подготовленная к заливке; 1 - направляющий штырь; 2 - подмодельная плита; 3 -стол формовочной машины; 4 - стержневой знак; 5 - модель; 6 - гэловка песко- стрельной машины; 7 - стержневой ящик; 8 - стержень.

Рис. 2. Основы операции технологического процесса получения отливки в песчаной форме.

Рис. 3. Автоматическая линия системы Бюрер - Фишер (Швейцария) для изготовления форм, заливки их сплавом и выбивки готовых отливок.

Рис. 4. Установка для автоматической заливки форм на конвейере завода Г. Фишер (Швейцария).

Рис. 5. Автоматическая линия зачистки блока цилиндров со шлифовальными агрегатами (фирма "Норитакэ", Япония).

Рис. 6. Комплексно-автоматизированный цех литья по выплавляемым моделям с годовым выпуском 2500 m отливок в год.

"ЛИТЕЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО", ежемесячный научно-технич. и производств, журнал, орган Мин-ва станкостроит. и инструментальной пром-сти СССР и Научно-технич. об-ва машиностроит. пром-сти. В 1930-41 выходил под назв. "Литейное дело"; с 1941 по нояб. 1949 не издавался; в дальнейшем выходит под назв. "Л. п.". Освещает вопросы теории и практики литейного произ-ва, пропагандирует передовой опыт сов. предприятий в области получения высококачеств. литейных сплавов, высокопроизводит. технологич. процессов произ-ва отливок, комплексной механизации, автоматизации, организации и экономики литейного произ-ва, знакомит с достижениями зарубежного литейного произ-ва. Тираж (1973) 14 тыс. экз. Печатается (полный перевод) в Великобритании под назв. "Russian Casting Production" (Birmingham, с 1961).

ЛИТЕЙНЫЙ АВТОМАТ, предназначен для выполнения определённой технологич. операции или комплекса операций в литейном производстве по заданной программе. Л. а. позволяют повысить производительность труда и обеспечивают высокий уровень стабильности качества продукции. Созданы Л. а. для приготовления и регенерации формовочных и стержневых смесей, изготовления форм и стержней, заливки форм и их выбивки, очистки отливок и т. д. Л. а. широко используются при получении отливок из цветных сплавов методом литья под давлением. Наибольшее распространение получили Л. а. в крупных литейных цехах массового произ-ва.

ЛИТЕЙНЫЙ ДВОР, часть доменного цеха, расположенная непосредственно у печи и предназначенная для проведения работ по выпуску чугуна и шлака (см. Доменное производство). В совр. цехах Л. д. находятся под крышей. К ним примыкают рельсовые пути для чугуно- возных и шлаковозных ковшей. До изобретения и внедрения разливочных машин на Л. д. велась и разливка чугуна в изложницы или песочные формы для получения чушек.

ЛИТЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ, применяемая в литейном произ-ве отъёмная часть литейной формы, оформляющая преим. внутр. полости отливки. В тех случаях, когда конфигурация литейной модели затрудняет её извлечение из литейной формы, Л. с. используют и для формирования наружных частей отливки. Л. с. имеют знаки, к-рые устанавливают на опорные поверхности - знаки литейной формы. Л. с. изготовляют на стержневых машинах, из спец. стержневых смесей с последующей их сушкой или отверж- дением, в т. ч. непосредственно в стержневых ящиках.

ЛИТЕЙНЫЙ ЧУГУН, выплавляемый в доменной печи чугун, содержащий подавляющую часть углерода в виде свободного графита и имеющий в своём составе кремний до 3,75%; применяется для получения отливок в литейном производстве. Выплавляют коксовый, дре- весноугольный и спец. Л. ч. В СССР чугун выпускают 6 марок от ЛКО до ЛК5 с содержанием углерода 3,5-4,5%, кремния 0,75-3,75%, к-рые по содержанию марганца делятся каждая на 3 группы, по содержанию серы - на 3 категории, по содержанию фосфора - на 4 класса. Древесноугольный чугун, выпускаемый в огранич. количестве, содержит углерода 3,7-4,4% , кремния 1,25-2,75% и значительно меньше фосфора и серы по сравнению с коксовым чугуном. Для отливок особо высокого качества используют т. н. синтетич. чугун, получаемый переплавом стальных отходов и собств. возврата и науглероживаемый графитсодержащими материалами.

Л. ч. поставляется в чушках и входит в состав шихтовых материалов, используемых в произ-ве отливок из серого, ковкого, отбелённого чугуна, в т. ч. легированного чугуна и модифицированного чугуна.

ЛИТЕРА [от лат. lit(t)era- буква], брусок прямоугольного сечения (металлич., пластмассовый, деревянный) с рельефным изображением буквы или знака на одной из его сторон. Рельефное или выпуклое изображение служит для воспроизведения букв и знаков полиграфич. способом. При печатании очко покрывают краской и получают оттиск на бумаге. Наиболее распространены металлич. Л.; они отливаются из типографского сплава. В Л. различают (рис.): ножку а, рельефную букву (головку) б, очко в; размеры Л. определяются кеглем г, толщиной д и ростом е (постоянным для всех Л.).

"ЛИТЕРАТОРСКИЕ МОСТКИ", место погребения многих рус. и сов. писателей, революционно-обществ. деятелей, учёных на Волковом кладбище в Ленинграде. В 1861 рядом с могилой В. Г. Белинского был похоронен Н. А. Добролюбов. С этого времени возникла традиция хоронить литераторов в этом месте. Здесь похоронены И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов и др. На "Л. м." похоронены мать В. И. Ленина и его сестры. В сов. время "Л. м." - отдел Музея городской скульптуры. Сюда перенесены останки Н. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова и мн. др. писателей, актёров, художников, композиторов, архитекторов. На "Л. м." находятся памятники работы видных рус. и сов. скульпторов.

Лит.: Нетунахина Г. Д., У д и- мова Н. И., Ленинградский музей городской скульптуры, 2 изд., Л., 1972; Охотников И. В., Литераторские мостки, 3 изд., Л., 1972.

ЛИТЕРАТУРА [лат. lit(t)eratura, букв.- написанное, от lit(t)era - буква] , один из основных видов искусства - искусство слова. Термином "Л." обозначают также любые произведения человеч. мысли, закреплённые в письменном слове и обладающие обществ, значением; так, различают Л. научную, публицистич., справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле Л. называют произведения художественной письменности. Термин "Л." (или, как говорили раньше, "изящная Л." - В. Г. Белинский) сложился сравнительно недавно; начал широко употребляться лишь в 18 в. (вытеснив термин "поэзия", "поэтическое искусство", к-рый ныне обозначает стихотворные произв. Л.). Он был вызван к жизни книгопечатанием, к-рое сделало "литературную" (т. е. "б у к в е н- н у ю", предназначенную для чтения) форму бытия иск-ва слова основной и, безусловно, господствующей; раньше в силу, в частности, весьма ограниченного количества рукописных книг иск-во слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление "поэтического" действия средствами особого "поэтического языка" ("Поэтика" Аристотеля, древние и ср.-век. эстетич. трактаты Запада и Востока).

Л. в собств. смысле - как письменная форма иск-ва слова - формируется и осознаёт себя с рождением "гражданского", бурж. общества. Словесно-худо- жеств. творения прошедших времён также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существ, преобразование в новом - не изустном, а читательском - восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного "поэтического языка" - Л, вбирает в себя все элементы общенар. речи, её словесный "материал" становится универсальным. Постепенно в эстетике (в 19 в., начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие Л. и она осознаётся прежде всего в ряду других (научных, филос., публицистич.) видов письменности, а не других видов иск-ва. К сер. 20 в. утверждается, однако, синтетич. понимание Л. как одной из форм художеств, освоения мира, как творч. деятельности, к-рая принадлежит к иск-ву, но вместе с тем как такой разновидности художеств, творчества, к-рая занимает в системе иск-в особое место; это отличит, положение Л. зафиксировано в употребит, формуле "литература и искусство".

В марксистско-ленинском понимании Л., как и все др. виды иск-ва, есть спе- цифич., художественно-образная форма отражения, воспроизведения объективной действительности, род практически-духовного освоения мира.

В отличие от остальных видов иск-ва (живописи, скульптуры, музыки, танца и др.), обладающих непосредственно предметно-чувств. формой, творимой из к.-л. материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), Л. создаёт свою форму из слов, из языка, к-рый, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувств, восприятии, а в интеллектуальном понимании. Т. о., форма Л. включает в себя предметно-чувств. сторону - определённые комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причём, эти моменты воспринимаются в той или иной мере и при чтении "про себя"); но эта непосредственно чувств, сторона лит. формы приобретает реальное значение лишь в её соотношении и взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художеств, речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредств. восприятия). Духовность, насквозь проникающая Л., позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами иск-ва, возможности. "Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом, посредством которого оно проявляется... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определённое, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств" (Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 5, 1954, с. 7-8, 9).

Предметом иск-ва является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в иск-ве слова (и это составляет его специ- фич. сферу) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, гл. точкой приложения художеств, сил. Качеств, своеобразие предмета Л. было замечено ещё Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтич. произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей. Но лишь в 19 в., т. е. в преим. "литературную" эпоху художеств, развития, эта специфика предмета Л. была вполне осознана. "Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности,- слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком. С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором,- всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка" (Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971, с. 355).

Всякое художеств, произведение есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, "сделанное", сотворённое человеком, а также - нечто познанное, открытое им. Эти функция - общения, созидания и познания, равно присущи всем формам художеств, деятельности, но разным видам иск-ва свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного иск-ва, в выдвижении Л. на особое, а в 19-20 вв.- даже на центр, место среди др. иск-в наиболее полно выразилась гл. историч. тенденция развития художеств, деятельности - переход от чувственно-практич. созидания к с м ы с- лосозиданию, к отображению бытия в духовно-мыслит. формах. Расцвет Л. находится в определённой связи с подъёмом познавательно-критического духа в эпоху нового времени. Л. стоит как бы на грани иск-ва и умственно- духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления "Л. художественной" можно прямо сопоставить с философией, публицистикой, историей, психологией и т. п.

Л. нередко называют "художественным исследованием" или "человековедением" (М. Горький) - за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В Л. более, чем в пластич. иск-вах и музыке, художественно воссозданный мир предстаёт миром осмысленным, аналитически высветленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому Л.- наиболее идееносное и и д е о л о- гичное из всех иск-в. Л., образы к-рой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает др. иск-вам по силе чувств, воздействия, но "выигрывает" с точки зрения всеохватывающего проникновения в "суть вещей". Гл. силу лит. образа составляет не "наглядность" или "изобразительность", а особого рода художественная диалектика - способность освещать одно через другое, соотносить, сопоставлять, "стягивать" самые разнообразные явления, подчас далёкие и разобщённые, улавливать их потаённые взаимосвязи. Л. делает это, свободно оперируя "всеобщим эквивалентом" - словом, для к-рого нет преград (см. Художественный образ).

Из духовной специфики Л. вытекают присущие ей особенности художеств, коммуникации, передачи своих "сообщений". Л. в максимальной степени апеллирует к работе эстетич. воображения, к усилиям читательского сотворчества, ибо представленное лит. произведением художеств, бытие может быть "явлено" только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие. Л. Н. Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного иск-ва возникает "...иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю... Произведение искусства только тогда истинное произведение искусства, когда, воспринимая его, человеку кажется - не только кажется, но человек испытывает чувство радости о том, что он произвел такую прекрасную вещь" (Толстой Л. Н., О литературе, 1955, с. 598, 603).

В словах Л. Н. Толстого подчёркнуто и то обстоятельство, что Л. в полной мере сохраняет роднящую её с др. видами художеств, деятельности функцию созидания, в т. ч. воспитания художника в самом читателе; лит. произведение есть "прекрасная вещь", хотя эта "вещь" наделена своеобразным "знаковым" бытием. Писатель не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, напр., мемуарист и философ; он творит, созидает художеств, мир точно так же, как и представитель любого иск-ва. Процесс создания лит. произведения, его архитектоники и отд. фраз связан с почти физ. напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеч. тела (в танце, пантомиме). Эта телесно-эмоциональная напряжённость не исчезает в готовом произведении: лит. образ не только осознаётся, но и ощущается подобно восприятию предметного или муз. образа; в нём закреплено творч. усилие, "преодолевающее" материал, зафиксирован творч. "жест".

Словесная форма Л. (см. Речь художественная) не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не "говорит" (или "пишет"), но разыгрывает речь подобно тому, как актёр на сцене не "действует" в прямом смысле слова, а разыгрывает действия. Художеств, речь не "информирует", а создаёт последовательность словесных образов-"жестов". Она сама становится действием, "бытием". Так, чеканный стих "Медного всадника" словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряжённые, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф. М. Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге лит. произведение ставит читателя лицом к лицу не с оголённой мыслью, а с художественной действительностью, к-рую можно не только постигать, но и переживать, "жить", присутствовать в ней. Художественный мир произведения Л.- это новый факт, новое явление вечно творящей природы.

Классики марксизма-ленинизма в суждениях об идеологич. и эстетич. характере иск-ва и Л. особо подчёркивали познавательные и воспитательные функции Л. Для Ф. Энгельса наиболее существенным в творчестве Бальзака было то, что он в своём "поэтическом правосудии" сумел подняться на высоту "революционной диалектики" самой истории. В. И. Ленин видел в творчестве Л. Н. Толстого "гениальное освещение" "великого народного моря, взволновавшегося до самых глубин" (см. "О литературе, и искусстве", 1969, с. 219, 227). Подлинное соответствие функциям Л. он находил в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?": "Вот это настоящая литература, которая учит, ведет, вдохновляет. Я роман „Что делать?" перечитал за одно лето раз пять, находя каждый раз в этом произведении все новые волнующие мысли. .."(там же, с. 651). Вместе с тем идеологи пролетариата ценили в иск-ве "художническое", созидат. начало, эстетич. наслаждение, формотворч. процесс и акт духовно-эмоционального общения. К. Маркс писал о "вечной прелести" и вечном "наслаждении", к-рое доставляет антич. иск-во (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Ленин настаивал на том, что иск-во "...должно объединять чувство, мысль и волю... масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их" ("О литературе и искусстве", 1969, с. 663).

Художеств. Л. любой эпохи обладает огромным многообразием. Прежде всего Л. делится на два осн. типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму- Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется целый ряд переходных форм, осн. особенности каждого рода достаточно определённы (см. Род литературный). В то же время в произведениях различных родсв есть общность и единство. В любом произведении Л. так или иначе выступают образы людей - характеры (или герои) в определённых обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием. Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов,- идеей художественной. В отличие от логич. идеи, художеств, идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, напечатлевается на всех деталях художеств, целого. При анализе художеств, идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображённой жизни и оценку её, "no- знание и стремление (хотение)". Оценочный (ценностный) аспект, или "идейно- эмоциональную направленность" называют тенденцией', в Л. социалистич. реализма тенденция в широком смысле трактуется как партийность.

Лит. произведение представляет собой сложное сплетение специфич. "образных" высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя то или иное отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамический характер словесного иск-ва, в отличие от статич. характера изобразит, иск-в, впервые осветил Г. Э. Лессинг ("Лаокоон, или О границах живописи и поэзии", 1766).

Отд. элементарные действия и движения, из к-рых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и "речевые движения" - реплики героев и автора, к-рые воплощают либо известное волеизъявление, либо опять-таки душевное движение. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие и конфликт, фабулу и мотивировку, т е- м у и и д е ю. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией или (как иногда говорят) "внутренней формой" произведения. К "внутренней форме" относится и композиция.

Наконец, формой произведения в собств. смысле является художеств, речь, последовательность фраз, к-рую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художеств, речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т. к. в ней-то и опредме- чен сюжет и тем самым всё содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение произведения, его различные "пласты" и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путём абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, её единой содержательно-формальной природы.

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (напр., эпич. жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени (напр., главенствующее место романа в Л. нового времени). Наконец, в Л. выделяют различные творческие методы и стили. Определённые метод и стиль характерны для Л. целой эпохи или направления; с др. стороны, каждый большой художник создаёт свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления (см. Метод художественный).

Л. (искусство слова) возникает на почве устной нар. словесности (см. Народное творчество) в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально Л. не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках письменности, таких, как Библия, "Ма- хабхарата" или "Повесть временных лет", элементы словесного иск-ва существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естеств. и историч. наук, различного рода информацией, моральными и практич. указаниями и т. п. Но синкретич. характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетич. ценности, т. к. отразившаяся в них ре- лиг.-мифологич. форма сознания была по своей структуре близка к художественной.

Лит. наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. образует своего рода фундамент мировой Л. Эти Л. прекратили своё развитие, пережив молодость, зрелость и смерть, ещё до нашей эры или в первые её столетия; языки, на к-рых они создавались, перестали быть живыми. Однако созданные в древнем мире художеств, ценности имели величайшее значение для тех "новых" Л. мира, к-рые возникли в ср.-век. эпоху и развиваются до нашего времени. Библия, поэмы Гомера, "Махабхарата", "Шицзин", драмы Эсхила, Аристофана, Плавта, Калидасы, лирика Анакреонта, Горация, Катулла, Цюй Юаня, сатира Лукиана и Петрония, нар. сатирич. книга "Панчатантра" заложили основу многообразных форм литературного творчества, послужили своего рода образцом для последующего развития мировой Л.

Вместе с тем Л. совр. народов Запада и Востока, создавших новые гос-ва на развалинах древнего мира, формируются самостоятельно, на почве самобытного фольклора. В средние века в Европе складываются героич. поэмы и повести ("Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелун- гах", "Слово о полку Игореве" и т. п.), новые формы лирики и сатиры. Особенный расцвет переживают в это время Л. Востока: создаются монументальные эпич. повествования (инд. "Рамаяна", перс. "Шахнаме", кит. "Речные заводи", араб. "Тысяча и одна ночь", япон. "Монога- тари", груз. "Витязь в барсовой шкуре" ТТТ. Руставели и др.), творят великие лирические поэты - Бо Цзюй-и, Ли Бо, Ду Фу в Китае, Саади, Хафиз в Иране, Мацуо Басе в Японии и т. д. Для ср.-век. Л. характерны высокая степень обобщения средствами символа и аллегории, своеобразная нормативность и постоянство (каноничность) художеств, средств, неразвитость собственно личностного начала в творчестве, что определяло монументальность эпоса и афористичность лирики, особенно в Л. Востока.

Следующий всемирно-историч. этап в развитии Л. открывается эпохой Возрождения; для него характерен высочайший расцвет Л. Зап. Европы. Данте, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, У. Шекспир, М. де Сервантес закладывают фундамент новой европ. Л.; этих художников нередко рассматривают как основоположников реалистич. творчества. Обобщённость их иск-ва неотделима от полнокровного воссоздания жизни, связь с художеств, почвой коллективного, народного сознания не подавляет личностного содержания.

С эпохи Возрождения "Л. художественная" начинает развиваться в рамках определённых направлений, обладающих известным единством метода и стиля. Осн. из этих направлений, сменяющих друг друга на протяжении 16-20 вв.,- барокко, классицизм, Просвещение, романтизм, реализм, натурализм, символизм. В 20 в. получают распространение нереалистич. и модернистские течения, мн. из к-рых захвачены декадентством, отражающим глубокий кризис бурж. культуры (см. Модернизм). Однако сложившийся в 19 в. реалистический метод остаётся ведущим и в современной мировой Л.

Накануне 20 в. особую роль играет русская Л., к-рая позже других вышла на мировую арену и сумела вобрать в себя всемирный эстетич. опыт, глубоко обогатив его. В творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова складывается новый тип реалистич. творчества, завоёвывается новая ступень народности и гуманизма. Крупнейшие писатели 20 в., напр. Т. Манн, Р. Тагор, Лу Синь, Акутагава, У. Фолкнер и др., многократно признавали огромную роль рус. классики в становлении их иск-ва.

Продолжателем традиций рус. Л. выступил М. Горький - основоположник социалистического реализма, сложившегося на рубеже 20 в. в эпоху бурного созревания и грозного свершения социальных революций и отражающего современный исторический процесс в свете идеалов социализма. К Л. социалистич. реализма принадлежат такие представители Л. 20 в., как В. В. Маяковский, Б. Брехт, Я. Гашек, М. А. Шолохов, П. Неруда и др. См. также ст. Литературная критика, Литературоведение.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Об искусстве, т. 1-2, М., 1967; Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1-2, М., 1958; Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957; Б у а л о Н.. Поэтическое искусство, М., 1957; Лессинг Г. Э., Лаокоон ..., М., 1957; Гегель Г., Эстетика, т. 3, М., 1971; Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; Литературные манифесты французских реалистов, М., 1935; Русские писатели о литературе, т. 1-2, Л., 1939; Белинский В. Г., Общее значение слова литература, Поли. собр. соч., т. 5, М., 1954; его же, Идея искусства, там же, т. 4, М., 1954; Т о л с т о и Л. Н., Об искусстве и литературе, т. 1-2, М., 1968; Достоевский Ф. М., Об искусстве, М., 1973: ВеселовскийА. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Горький М., О литературе, М., 1961; В е р л и М., Общее литературоведение, пер. с нем., М., 1957; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, [т. 1-3], М., 1962-65; Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока, М., 1964; Дмитриева Н. А., Литература и другие виды искусства, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 4, М., 1967; Г а- ч е в Г., Жизнь художественного сознания..., ч. 1, М., 1972; Балухатый С., Теория литературы. Аннотированная библиография, Л., 1929; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl., Bern, 1967 (есть библ.); Wellek R., Warren A., Theory of literature, N. Y., 1963 (есть библ.); Dictionary of world literary terms. Forms. Technique. Criticism, ed. by Jozeph T. Shipley, Boston, 1970. В. В. Кожинов.

"ЛИТЕРАТУРА И МАРКСИЗМ", журнал теории и истории лит-ры, издавался в Москве в 1928-31. Орган Ин-та языка и лит-ры при РАНИОН (Росс, ассоциация н.-и. институтов обществ, наук) и Ин-та красной профессуры. В журнале печатались статьи по методологии литературоведения, истории лит-ры, языкознанию, обзоры зарубежного литературоведения. Ответств. редакторы В. М. Фри- че (1928-30) и В. Лебедев-Полянский (1930-31). В конце 1929 методология журнала, выражавшая в основном вуль- гарно-социологич. взгляды В. М. Фри- че, В. Ф. Переверзева и их учеников, подверглась критике на дискуссии в Ком- академии. С 1930 работа журнала была связана с деятельностью ГАИС (Гос. академия искусствознания) и характеризовалась известным отходом от вульгарного социологизма. Однако журнал был слабо связан с исследованием совр. лит-ры.

Лит.: Белая Г., Литература и марксизм, в кн.: Очерки истории русской советской журналистики, М., 1966.

"ЛИТЕРАТУРА ИР МЯНАС" ("Literatura ir menas" --"Литература и искусство"), литовская сов. газета, орган творч. союзов Литов. ССР. Выходит еженедельно в Вильнюсе с 1946. В 1942-44 под таким назв. издавалось приложение к газ. "Тарибу Летува" ("Советская Литва"). Газета освещает вопросы лит-ры и иск-ва, печатает очерки, рассказы, стихи, публикует информацию о культурной жизни в СССР и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СССР, см. Союз Советских Социалистических Республик, раздел Литература.

"ЛИТЕРАТУРА УН МАКСЛА" ("Literatura un maksla" - "Литература и искусство"), латышская сов. газета, орган творч. союзов Латв. ССР. Выходит еженедельно в Риге с марта 1945. Её предшественницей была газ. "Литературас авизе" ("Литературная газета", 1940-41), издание к-рой прекратилось с началом фаш. оккупации Латвии. "Л. ун м." освещает вопросы лит-ры и иск-ва, печатает художеств, произв., даёт информацию о культурной жизни в СССР и за рубежом.

"ЛИТЕРАТУРНА ГАЗЕТА" ("Литературная газета"), см. "Лгтературна Украгна".

"ЛИТЕРАТУРНА УКРАИНА" ("Литературная Украина"), украинская сов. газета, орган СП Укр. ССР. Выходила с марта 1927 под назв. "Л1тературна газета". Это была первая в СССР газета подобного типа. В 1941-45 издавалась под назв. "Л!тература i м!стецтво" ("Литература и искусство") в Ворошиловграде, Уфе, Москве, Харькове, Киеве. С апр. 1945 - снова под назв. "Л1тера- турна газета", а с февр. 1962 - "Л1тера- турна Украша". Периодичность газеты менялась (2 раза в месяц, раз в декаду, раз в 6 дней, раз в неделю), с янв. 1957 выходит дважды в неделю. Освещает лит. и общественно-политич. жизнь Украины, др. республик СССР, зарубежных стран.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА", 1) русская газета, выходившая в Петербурге в 1830-31. Ред.-издатели - А. А. Дельвиг, затем О. М. Сомов. Участвовали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский. "Л. г." публиковала произв. русских (Н. В. Гоголь, Е. А. Баратынский, А. В. Кольцов, В. К. Кюхельбекер и др.) и зарубежных (В. Скотт, П. Мериме, В. Гюго и др.) писателей, критич. и теоретич. статьи; вела полемику с "Северной пчелой" и "Московским телеграфом*. Отчасти следуя традициям декабристской журналистики, снискала репутацию оппозиционного издания. 2) Русская газета, издававшаяся в Петербурге в 1840-49. Была преобразована из "Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду"" (1831 - 1839). Имела подзаголовок: "Вестник наук, искусств, литературы, новостей, театров и мод". Редакторы в разные годы: А. А. Краевский, Ф. А. Кони, Н. А. Полевой и др. Сотрудничали В. Г. Белинский, авторы "Отечественных записок", что обусловило прогрессивную направленность газеты.

Лит.: Сборник материалов к изучению истории русской журналистики, в. 1, М., 1952; Блинова Е. М., "Литературная газета" А. А. Дельвига и А. С. Пушкина, М., 1966. И. И. Подольская.

"ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА", орган правления СП СССР. Издаётся с апр. 1929 с различной периодичностью. Вначале являлась органом Федерации объединений сов. писателей (ФОСП). После 1-го Всесоюзного съезда писателей (1934) "Л. г." - орган правления СП СССР. В 1942-44 издавалась под назв. "Литература и искусство" (орган правления Союза сов. писателей СССР, К-та по делам искусств при СНК СССР и К-та по делам кинематографии при СНК СССР). В 1947 преобразована в литературную и обществ.-политич. газету (выходила 2, а с 1950 3 раза в неделю); с 1967 - еженедельник, значительно увеличена в объёме (16 газетных полос). На страницах "Л. г." публикуются лит.-критич. и пуб- лицистич. выступления, отрывки из художеств, произведений, статьи по вопросам коммунистич. строительства, экономики, социологии, морали, быта, науч- но-технич. прогресса, дискуссионные материалы; много внимания уделяется междунар. жизни, борьбе с бурж. идеологией. Награждена орденом Ленина (1971). Тираж (1973) 1550 тыс. экз. В. А. Калашников.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, оценка и истолкование художеств, произведения, выявление и утверждение творч. принципов того или иного лит. направления; один из видов лит. творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см. Литературоведение) и опирается на историю лит-ры. В отличие от истории лит-ры, она освещает процессы, происходящие прежде всего в лит. движении современности, или интерпретирует классическое наследие с точки зрения современных общественных и художественных задач. Л. к. тесно связана как с жизнью, общественной борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эпохи.

Слово "критика" происходит от греческого kritike - искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли почти одновременно с самим её рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудрённых читателей. Выделившись уже в эпоху античности в Греции и Риме, а также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие, Л. к. ещё долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества "прикладное" значение общей оценки произведения, поощрения или осуждения автора, рекомендации книги другим читателям.

Теоретическое определение Л. к. должно быть осознано исторически. Так, критика 17-18 вв.- в согласии с классици- стской эстетикой - требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом вкусе оценки произведения с указанием на отд. "погрешности" и "красоты". В 19 в. критика сложилась как особый вид лит-ры, а деятельность писателя стала рассматриваться в её отношении к эпохе и обществу.

История Л. к. на Западе, тесно связанная с историей лит. школ и направлений, развитием литературоведч. мысли, прямо или косвенно выражает социальные отношения и противоречия своего времени. Наиболее значит, критики и писатели выдвигали программу развития лит-ры, формулировали её обществ, и эстетич. принципы (напр., Д. Дидро и Г. Лес- синг - ещё в 18 в., Ж. де Сталь, Г. Гейне, В. Гюго, Э. Золя - в 19 в.). Начиная с 1-й пол. 19 в. критика окончательно завоевала в Европе право одной из лит. профессий. Влиятельными для своего времени критиками были: Ш. О. Сент- Бёв, И. Тэн и Ф. Брюнетьер - во Франции, М. Арнолд - в Англии, Г. Бран- дес - в Дании. В США наиболее заметные достижения Л. к. относятся к 1-й пол. 20 в. и связаны с именами В. Л. Пар- рингтона и Ван Вик Брукса.

В России первые шаги Л. к. относятся к сер. 18 в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский). Диапазон и возможности критики расширил Н. М. Карамзин, впервые придавший ей обществ, характер. Критики-декабристы (А. А. Бестужев и др.) с революционно- романтич. позиций отстаивали идею народности и самобытности рус. лит-ры. К осознанию принципов реалистич. критики приближался Н. И. Надеждин, во многом предшествовавший В. Г. Белинскому. Первые высокие образцы рус. Л. к. сложились в критической прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении лит-ры, о реализме и сатире, о сущности и задачах Л. к. В критике В. Г. Белинского, выдвинувшего концепцию критич. реализма, оценка произведения строится уже на истолковании его как художеств, целого, в единстве его идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей лит-ры и общества. Не удовлетворяясь оценкой произведения в свете идейного замысла автора, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновали в качестве главной задачи Л. к. суждение о самой жизни, её процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника - изображённых им картин. Принципиальная новизна их подхода, расширившего само понятие о критике, заключалась в таком истолковании реалистич. произведения, какое позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.

Революционно-демократич. критики 60-70-х гг. (Чернышевский, Добролюбов, Д. И. Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.), продолжавшие традиции Белинского, сумели слить лит. дело с активными выступлениями против крепостничества и самодержавия, за раскрепощение народа. Их деятельность складывалась в идейно-лит, борьбе с либеральными тенденциями "эстетической критики" (А. В. Дружинин, В. П. Боткин и др.), к-рая пыталась оторвать иск-во и лит-ру от обществ, жизни, и внесоциальным пониманием народности лит-ры в критике т. н. почвенников (А. А. Григорьев,

Н. Н. Страхов и др.). Многие конкретно- критич. работы названных критиков обладали несомненными достоинствами, давали содержательный анализ отд. лит. явлений, но в целом их деятельность противостояла прогрессивному движению русской революционно-демократической критики.

Новую, подлинно научную методологическую основу Л. к. создало учение К. Маркса и Ф. Энгельса, раскрывшее осн. законы социально-историч. развития, их выступления по вопросам иск-ва и лит-ры. Марксис