загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

уды массивного и вкрапленного строения. Среди сульфидных медно-никелевых Л. м. известны очень крупные и богатые, являющиеся важным источником получения меди, никеля, кобальта и платиноидов (напр., месторождения Норильска, Талнаха и Печенги в СССР; Садбери в Канаде и др.).

Лит.: Годлевский М. Н., Магматические месторождения, в кн.: Генезис эндогенных рудных месторождений, М., 1968; Смирнов В. И., Геология полезных ископаемых, 2 изд., М., 1969. В. И. Смирнов.

ЛИКВАЦИЯ (от лат. liquatio- разжижение, плавление) (геол.), процесс разделения первоначально однородного магматич. расплава при понижении темп-ры на две разные по составу несмешивающиеся жидкости. В результате кристаллизации последних образуются разные по составу минеральные агрегаты (горные породы и руды). Во 2-й пол. 19 в. Л. рассматривалась как одна из форм дифференциации магмы, в результате к-рой возникали различные родоначальные магмы, дававшие начало всему разнообразию извержен- ных горных пород. В дальнейшем, в результате экспериментальных данных по силикатным системам, изучения металлу ргич. шлаков и стекол, а также пет- рографич. наблюдений, области приложения Л. для объяснения геологич. процессов сильно сократились. Многие исследователи допускают Л. при образовании магматич. сульфидных руд (см. Ликвационные месторождения, Магматические месторождения). Ликва- ционный способ образования допускается также в отношении камерных пегматитов, вариолей в вариолитах, нек-рых рудо- образующих растворов и пр. Явления Л. в силикатных расплавах, особенно в богатых летучими компонентами (фтор, вода, бор), подтверждены экспериментально амер. (О. Ф. Татлом и Дж. Фридманом) и сов. (Д. П. Григорьевым, О. А. Есиным, Я. И. Ольшанским и др.) геологами.

Лит.: Белянкин Д. С., Магматическая ликвация - можно ли верить в нее и какие мы имеем к тому основания?, "Изв. АН СССР. Серия геологическая", 1949, № 5; Доломанова Е. И., О возможной роли ликвации силикатных расплавов в рудо- образовании, в кн.: Очерки геохимии эндогенных и гипергенных процессов, М., 1966. Ф. К. Шипулин.

ЛИКВАЦИЯ (от лат. liquatio - разжижение, плавление), сегрегация (от позднелат. segregatio - отделение) в металлургии, неоднородность хим. состава сплавов, возникающая при их кристаллизации. Особое значение имеет Л. в стали, впервые обнаруженная рус. металлургами Н. В. Калакуцким и А. С. Лавровым в 1866.

Л. возникает в результате того, что сплавы, в отличие от чистых металлов, кристаллизуются не при одной темп-ре, а в интервале темп-р. При этом состав кристаллов, образующихся в начале затвердевания, может существенно отличаться от состава последних порций кристаллизующегося маточного раствора. Чем шире темп-рный интервал кристаллизации сплава, тем большее развитие получает Л., причём наибольшую склонность к ней проявляют те компоненты сплава, к-рые наиболее сильно влияют на ширину интервала кристаллизации (для стали, напр., сера, кислород, фосфор, углерод). Л. оказывает, как правило, вредное влияние на качество металла, т. к. приводит к неравномерности его свойств.

Различают дендритную Л., к-рая проявляется в микрообъёмах сплава, близких к размеру зёрен, и зональную Л., наблюдаемую во всём объёме слитка. Дендритная Л. выражается в том, что оси дендритных кристаллов отличаются по хим. составу от межосных пространств. Этот вид Л. может быть в значит, степени устранён при длительном отжиге металла (т. н. гомогенизация) в результате диффузии примесей. Зональная Л. выражается в наличии в слитке нескольких зон с различным хим. составом, к-рые в зависимости от характера отклонений от ср. состава сплава наз. зонами положительной или отрицательной Л. Различают осевую и вне- осевую Л. Для уменьшения зональной Л. ограничивают размеры слитков, а также применяют спец. металлургич. процессы: непрерывную разливку, переплав в во- доохлаждаемом кристаллизаторе (электрошлаковый или вакуумный) и т. п.

Лит.: Голиков И. Н., Дендритная ликвация в стали, М., 1958; Штейн- б е р г С. С., Металловедение, Свердловск, 1961; Вайнгард У., Введение в физику кристаллизации металлов, пер. с англ., М., 1967. А. Я. Стомахин.

ЛИКВИДАМБАР (Liquidambar), стираксовые деревья, род растений сем. гамамелидовых (иногда относят к сем. альтингиевых). Высокие листопадные деревья с пальчатолопаст- ными листьями. Мелкие раздельнополые цветки без околоцветников, собраны в головки. В роде 5-6 видов, произрастающих в Сев. и Центр. Америке и Азии. Все они при повреждении коры выделяют ароматичный бальзам - стиракс. Источниками для пром. получения его служат Л. восточный (L. orientalis) и Л. смолоносный (L. styraciflua). Оба эти вида декоративны, их культивируют на Черноморском побережье Кавказа.

ЛИКВИДАТОРЫ, представители ревизионистского, оппортунистического направления в РСДРП, возникшего в годы реакции 1907-10. Л. пытались отвлечь рабочих от подготовки новой революции, ликвидировать революц. с.-д. партию и создать легальную реформистскую партию зап.-европ. типа. Во главе Л. стояли лидеры меньшевизма: П. Б. Аксельрод, Ф. И. Дан, Н. Н. Жордания, Ю. Ларин, В. О. Левицкий, Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, А. Н. Потресов, Н.Череванин. Выросшее на почве меньшевистских взглядов, ликвидаторство отражало кризис меньшевизма, открытый переход его правого фланга на позиции либеральной буржуазии. Классовой основой ликвидаторства явились мелкобурж. элементы, примкнувшие к РСДРП (особенно к меньшевикам) в период подъёма революц.- демократического движения и идейно капитулировавшие перед царизмом после поражения Революции 1905-07. "У нас полный распад и совершенная деморализация... Я не думаю, чтобы этот распад и эта деморализация где-либо так ярко заявила себя, как среди нас, меньшевиков",- писал в те годы Потресов (История КПСС, т. 2, 1966, с. 270). Открытыми Л. были меньшевики, выступившие ещё в период работы 5-го (Лондонского) съезда РСДРП (1907) с анархо-синдикалистской идеей ч! рабочего съезда", с предложениями об объединении РСДРП с эсерами и др. псевдосоциалистич. партиями. Съезд признал эту идею антипартийной. К июлю 1908 ликвидаторство оформилось как идейно-политич. течение, организационно группируясь вокруг журн. "Наша заря". Л. утверждали, что столыпинская реформа разрешает аграрный вопрос, устраняя почву для классовой борьбы против помещиков в деревне, что Гос. дума обеспечивает мирное реформирование царизма и т. о. снимает необходимость новой буржуазно-демократич. революции. В. И. Ленин указывал: "... ликвидаторство меньшевиков, состоит идейно в отрицании революционной классовой борьбы социалистического пролетариата вообще и, в частности, в отрицании гегемонии пролетариата в нашей буржуазно-демократической революции... Организационно ликвидаторство есть отрицание необходимости нелегальной социал-демократической партии и связанное с этим отречение от РСДРП, выход из нее, борьба против нее на страницах легальной печати, в легальных рабочих организациях, профессиональных союзах, кооперативах, на съездах, где участвуют рабочие депутаты и т. д." (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 45). Л. призывали рабочих добиваться лишь частичных реформистских целей; главное внимание они отводили выборам в Гос. думу, провозглашая своим знаменем борьбу за легальность. Меньшевики-ликвидаторы играли роль агентов буржуазии в рабочем движении. Ленин, называя Л. "столыпинской рабочей партией", писал: "Ликвидаторы - это мелкобуржуазные интеллигенты, посланные буржуазией нести либеральный разврат в рабочую среду" (там же, т. 23, с. 80). Наряду с Л., хотя и с др. позиций, выступали против партии отзовисты и центристы (см. Центризм). 5-я конференция РСДРП (Общероссийская 1908) осудила ликвидаторство и призвала все парт, орг-ции к непримиримой борьбе против Л. и отзовистов. В 1912 все три оппортунистич. течения объединились в организованном Л. Д. Троцким августовском антипартийном блоке. В борьбе против отзовистов и троцкистов Ленин выдвинул план сплочения всех партийных сил на принципиальной основе борьбы за нелегальную революц. партию. Большевики пошли на временный блок с меньшевиками-партийцами, возглавлявшимися Г. В. Плехановым, к-рые, оставаясь на позициях меньшевизма, выступали за сохранение нелегальной парт, орг-ции. 6-я (Пражская) Всеросс. конференция РСДРП (1912) изгнала из партии Л. После конференции Л., группировавшиеся вокруг газ. "Луч", окончательно разоблачили свою антимарксистскую сущность, отрёкшись от марксизма во всех областях. Ленин писал: "...редакция „Луча" есть союз ликвидаторов марксизма. Одни ликвидируют подполье, т. е. партию пролетариата (Маевский, Седов, Ф. Д. и т. д.), другие - идею гегемонии пролетариата (Потресов, Кольцов и др.), третьи - философский материализм Маркса (г. Семковский и К°), четвертые - интернационализм пролетарского социализма (бундовцы, Коссовский, Ме- дем и пр.- сторонники „культурно- национальной автономии"), пятые - экономическую теорию Маркса (г. Мас- лов с его теорией ренты и „новой" социологией) и так далее и тому подобное" (там же, с. 120). В 1-ю мировую войну 1914-18 ликвидаторство переросло в социал-шовинизм.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 341- 344); Пятая конференция РСДРП (Общероссийская 1908), в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970; Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП, там же; История КПСС, т. 2, М., 1966; Из истории борьбы ленинской партии против оппортунизма, М., 1966. С.С.Шаумян.

ЛИКВИДНОСТЬ (от лат. liquidus- жидкий, текучий), подвижность, мобильность активов предприятий, фирм или банков в капиталистич. странах, обеспечивающая фактич. возможность (способность) бесперебойно оплачивать в срок все их обязательства и предъявляемые к ним законные ден. требования. Степень Л. определяется соотношением между ден. средствами и быстро реализуемыми активами предприятия, фирмы или банка и суммой их краткосрочны.? обязательств. К быстро реализуемым (ликвидным) активам относятся гос. ценные бумаги, акции и облигации крупных акц. компаний, пользующиеся постоянным спросом на фондовой бирже, срочные векселя солидных фирм, беспрепятственно принимаемые к учёту и переучёту банками, золото и др. драгоценные металлы, а также бесспорная дебиторская задолженность, подлежащая погашению по первому требованию или через краткие сроки. У пром. и торг, предприятий к ликвидным активам относятся также легко реализуемые товаро-материальные ценности. Чем выше доля активов, способных быстро превратиться в ден. наличность, тем выше Л. предприятия, фирмы, банка. Особое значение в капиталистич. экономике имеет Л. коммерч. банков, бесперебойная оплата ими требований вкладчиков. Для её обеспечения законодательством о банках обычно устанавливаются размеры ден. резервов, к-рые коммерч. банки обязаны хранить в центр, банке - в процентном отношении к сумме их текущих счетов и срочных вкладов (т. н. минимальные резервы банков).

Конъюнктурные колебания и в особенности экономич. кризисы ухудшают Л. отд. предприятий, фирм и банков, что приводит их к банкротству. В условиях общего кризиса капитализма Л. менее мощных банков ухудшается, они поглощаются более крупными банками, к-рые сливаются в банки-гиганты (см. Кок- центрация банков).

Особый вид Л.- междунар. Л., определяемая соотношением между золотовалютными резервами пр-в и центр, банков капиталистич. стран и суммой их внешних платежей, к-рые должны обеспечиваться этими резервами. После 2-й мировой войны 1939-45 это соотношение ухудшилось и проблема междунар. Л. резко обострилась. Значительно расширились обороты по внешней торговле (как по физич. объёму, так и в особенности в ценностном выражении) в связи с повсеместной инфляцией и ростом цен при относительной стабильности суммы золотых резервов ввиду искусственно поддерживавшейся США заниженной цены золота (до декабря 1971-35 долл., до февр. 1973-38 долл., с февр. 1973-42,2 долл. за 1 тройскую унцию) и с неравномерным распределением золото-валютных резервов между странами (см. также Валютные резервы). М.Г.Поляков.

ЛИКВИДУС (от лат. liquidus - жидкий), линия ликвидуса, поверхность ликвидуса, гра- фич. изображение зависимости темп-р начала равновесной кристаллизации растворов или сплавов от их хим. состава (см. Двойные системы).

ЛИКВОР (от лат. liquor - жидкость), то же, что спинномозговая жидкость.

ЛИКЕЙ, лицей (греч. Lykeion), древнегреч. философская школа близ Афин, основанная Аристотелем и существовавшая ок. 8 столетий (см. Перипатетическая школа). Своё название школа получила от храма Аполлона Ликейско- го, вблизи к-рого находилась гимназия, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни (335-323 до н. э.).
1432
ЛИПОИДЫ (от греч. lipos - жир и eidos - вид), жироподобные вещества природного происхождения (напр., фос- фолипиды); термин устарел: как жиры, так и Л. принято обозначать одним термином - липиды.

ЛИПОКАИН (от греч. lipos - жир и kaio - сжигаю), оиолип, липо- трат, гормональный препарат (экстракт), получаемый из поджелудочных желез убойного скота (после извлечения инсулина). Активное начало препарата (хим. природа не установлена) участвует в регуляции процессов жирового обмена в печени, стимулирует обмен фосфолипидов при наличии в пищевом рационе ли- потропных факторов (холина, метиони- на, казеина), окисление высших жирных к-т, выведение жира из печёночных клеток, предупреждая тем самым развитие ожирения этого органа. Л. применяют внутрь в виде таблеток при лечении сахарного диабета и заболеваний печени, атеросклероза и др.

ЛИПОКСИГЕНАЗА, л и п о к с и- д а з а, фермент класса оксидоредуктаз; окисляет ненасыщенные жирные к-ты до перекисей. Впервые найден в 1934 в соевых бобах; обнаружен также в семенах др. растений, мышцах рыб и млекопитающих. Осн. субстраты Л.- линолевая, линоленовая, арахидоновая к-ты и их эфиры. Л. активируется полипептидами. Лит.: Кретович В. Л., Введение в энзимологию, М., 1967.

ЛИПОМА (от греч. lipos -жир и -ота - окончание в названиях опухолей), ж и- ровик, ограниченная доброкачественная опухоль из жировой ткани, иногда множественная. Развивается чаще всего на спине, шее и передней брюшной стенке; бывает различной плотности и величины (размеры Л.- от лесного ореха до головы взрослого человека). Нарушений функций организма Л., как правило, не вызывает; удаляют Л .обычно с косметич. целью.

ЛИПОМАТОЗ, избыточное отложение жира в жировой клетчатке (чаще в подкожной). В одних случаях жир откладывается равномерно (см. Ожирение), в других происходит сегментарное ожирение верхней, средней или нижней части тела. Лечение зависит от формы Л. и от причин, его вызвавших.

ЛИПОПРОТЕИДЫ (от греч. lipos - жир и протеиды), липопротеи- н ы, комплексы белков и липидов. Представлены в растит, и животных организмах в составе всех биологических мембран, пластинчатых структур (в миели- новой оболочке нервов, в хлоропластах растений, в рецепторных клетках сетчатки глаза) и в свободном виде в плазме крови (откуда впервые выделены в 1929). Л. различаются по химич. строению и соотношению липидных и белковых компонентов. По скорости оседания при центрифугировании Л. подразделяют на 4 гл. класса: 1) Л. высокой плотности (52% белка и 48% липидов, в основном фосфо- липидов); 2) Л. низкой плотности (21% белка и 79% липидов, гл. обр. холестерина); 3) Л. очень низкой плотности (9% белка и 91% липидов, в основном триглицеридов); 4) хиломикроны (1% белка и 99% триглицеридов). Полагают, что структура Л. мицеллярная (белок связан с липид-холестериновым комплексом за счёт гидрофобного взаимодействия) либо аналогична молекулярным соединениям белков с липидами (молекулы фосфолипидов включены в изгибы полипептидных цепей белковых субъединиц). Исследования Л. осложнены неустойчивостью комплексов липид - белок и трудностью их выделения в природной форме.

Лит.: Финеан Дж., Биологические ультраструктуры, пер. с англ., М., 1970, Н. В. Проказова.

ЛИПОФИЛЬНОСТЬ (от греч. lipos - жир и phileo - люблю), проявление сродства к жирам, маслам и т. п.; то же самое, что олеофильность. Подробнее см. в ст. Лиофилъностъ и лиофобностъ.

ЛИППЕ (Lippe), река в ФРГ, правый приток Рейна. Дл. 225 км. Истоки на юго-зап. склонах Тевтобургского Леса, протекает по холмистой равнине. Осн. приток-р. Штевер. Ниже г. Хамм параллельно Л. проходит судоходный канал (дл. 107 км) - важный трансп. путь сев. части Рурского басе. Л. соединена каналами с pp. Эмс и Рур. На Л.- гг. Лип- штадт, Хамм, Люнен, Дорстен; в устье Л.- г. Везель.

ЛИППЕРТ (Lippert) Юлиус (12.4.1839, Браунау, ныне Броумов, Чехословакия,- 12.11.1909, Прага), австрийский историк и этнограф эволюционного направления. Работы посвящены истории семьи, культуры, религии. Все формы культуры Л. выводил из трудовой деятельности человека и считал, что культурное развитие человеческого общества имеет общие закономерности. Выступал против расизма. Работы Л. сохраняют положит, значение.

С о ч-j Die Religionen der europaischen Kulturvolker, der Litauer, Slaven, Germanen, Griechen und Romer in ihrem geschichtlichen Ursprunge, В., 1881; Allgemeine Geschichte des Priesterthums, В., 1883; Kulturgeschichte der Menschheit in ihrem organischen Aufbau, Bd 1-2, Stuttg., 1886-87 (в сокращ. рус. пер.- История культуры, СПБ, 1894).

ЛИППИ (Lippi), итальянские живописцы, представители флорентийского кватроченто. Фра Филиппе (ок. 1406, Флоренция,- 9.10.1469, Сполего, Перу- джа)был монахом-кармелитом (1421-56). Сложился под влиянием Мазаччо, Мазо- лино, Лоренцо Монако и Фра Беато Лид- желико. Фра Филиппе Л. смягчал пластическую трёхмерность форм сложными, но гармонически-плавными мотивами движения и светотеневой насыщенностью колорита ("Реформа кармелитского ордена", 1432, фреска в Санта-Мария дель Кармине, Флоренция; "Коронование богоматери", 1441-47, Гал. Уффици, Флоренция), во фресковые циклы, проникнутые тонким линеарным ритмом, вводил многочисл. портреты современников (росписи хора собора в Прато на темы из жизни св. Стефана и Иоанна Крестителя, 1452-64). Просветлённой задушевностью отличаются его небольшие религ. композиции ("Поклонение младенцу",кон. 1450-х- нач. 1460-х гг., Картинная гал., Берлин- Далем; "Мадонна с младенцем и двумя ангелами", илл.см.т.5, табл.Х, стр. 448-449). Филиппино (ок. 1457, Прато, Тоскана,-18.4.1504, Флоренция), сын Фра Филиппе, учился у отца, затем у Боттичелли, влиянием которого проникнуты ранние лирически-одухотворённые произведения Филиппино ("Сцены из жизни Лукреции", ок. 1475-80, Гал. Питти, Флоренция). В 1481-83 он дописывал в капелле Бранкаччи (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция) фрески, не законченные Мазаччо. В зрелом творчестве испытал влияния Леонардо да Винчи и нидерл. живописи. В его фресках и станковых композициях (росписи капеллы Караффа, ок. 1488-93, церковь Санта-Мария сопра Минерва, Рим; росписи капеллы Строцци, 1487-1502, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) постепенно усиливаются черты беспокойства и манерной напряжённости. Особую изысканность его произв. придаёт изобилие архитектурно-декоративных мотивов, навеянных иск-вом античности. Филиппино был также замечательным рисовальщиком.

Лит.: NeilsonK. В., Filippino Lippi, Camh. (Mass.), 1938; Oertel R., Fra Fi- lippo Lippi, W., 1942; Pittaluga H., Filippo Lippi, Firenze, 1949; S с h a r f A., Filippino Lippi, W., 1950; Gamba F., Filippino Lippi nella storia della critica, Firenze, 1958.

Фра Филиппе Липни. "Поклонение младенцу". Конец 1450-х - нач. 1460-х гг. Картинная галерея. Берлин- Далем.

ЛИППИЯ (Lippia), род растений сем. вербеновых. Гл. обр. кустарники и полукустарники, реже - травы. Листья супротивные, мутовчатые, иногда очередные. Цветки мелкие, белые, розовые или пурпуровые, в головчатых или колосовидных соцветиях. Плод сухой, разделяющийся на два орешковидных полуплодика. Св. 200 видов, гл. обр. в тропиках Америки, 2-3 вида в Африке. Л. узлоцвет- к о в а я (L. nodiflora) - сорное растение, распространённое в тропич. и суб- тропич. странах обоих полушарий. Нек-рые виды выращивают как декоративные. Л. лимонную (L. citriodo- га) культивируют как эфирномасличное растение под назв. вербены лимонной.

ЛИППС (Lipps) Теодор (28.7.1851, Валь- хальбен, Пфальц,-17.10.1914, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, психолог, эстетик. Проф. в ун-тах Бонна (с 1884), Бреслау (с 1890) и Мюнхена (с 1894); основатель Мюнхенского психологич. ин-та. Наряду с В. Вундтом и Г. Эббин- гаузом Л.- систематизатор нем. психологии кон. 19 в. Делая исходным понятием философии непосредств. психич. чопыт", Л. видел в психологии основу всех филос. наук - логики, этики и эстетики. В дальнейшем под влиянием феноменологии Э. Гуссерля попытался преодолеть психологизм. Разрабатывал психологию искусства, в центре к-рой у Л. стоит понятие вчувствования.

Соч.: Komik und Humor, Lpz., 1898; Asthetik, Bd 1-2, Lpz., 1903-06; Leitfaden der Psychologic, 3 Aufl., Lpz., 1909; Vom Fiihlen, Wollen und Denfcen, 3 Aufl., Lpz., 1926; Psychologische Untersuchungen, Bd 1 - 2, Lpz., 1907-12; в рус. пер.- Основы логи- ки, СПБ, 1902; Самосознание, СПБ, 1903; Основные вопросы этики, СПБ, [1905]; Руководство к психологии, СПБ, 1907.

ЛИПС (Lips) Юлиус Эрнст (8.9.1895, Саарбрюккен,-21.1.1950, Лейпциг), немецкий этнограф. Директор Кёльнского этнографич. музея и проф. Кёльнского ун-та (с 1929). В 1933 отказался от должностей в знак протеста против нацистского режима и эмигрировал. В 1934-48- в США, читал лекции в ряде ун-тов. В 1948-50 проф. и ректор Лейпцигско- го ун-та. Последователь школы "культурных кругов" Ф. Гребнера; к концу жизни отошёл от неё и был близок к марксизму. Автор работ о народах Африки и Сев. Америки и по общим вопросам истории культуры.

С о ч.: Происхождение вещей, пер. с нем." М., 1954; Fallensysteme der Naturyolker, Lpz., 1927; Einleitung in die vergleichende Volkerkunde, Lpz., 1928; The savage hits back..., L., 1937; Zelte in der Wildnis, W., 1947; Forschungsreise in die Dammerung, Weimar, 1950.

ЛИПСИ (нем. Lipsi, от позднелат. Lip- sia - Лейпциг), современный бальный танец. Имеет характерные синкопированные акценты, муз. размер 3/2. Создан в ГДР в 1958 хореографами К. и Г. Зей- фертами и комп. Р. Дуоианским.

Лит.'. Школьников Л., Липси, в сб.: Современные танцы, в. 6, М., 1964.

ЛИПСКИЙ Владимир Ипполитович [27.2(11.3).1863, с. Самострелы, ныне Корецкого р-на Ровенской обл.,- 24.2.1937, Одесса], советский ботаник, чл.-корр. АН СССР (1928). Один из организаторов АН УССР (акад. с 1919, вице-президент в 1921-22, президент в 1922-28). Окончил Киевский ун-т (1886) и работал там же (1887-94), затем в Пе- терб. ботан. саду (1894-1917). Директор ботан. сада в Одессе (1928-37). Осн. труды по систематике и географии высших растений Кавказа, Ср. Азии, Украины, по истории и библиографии ботаники в России.

Соч.: Флора Кавказа, СПБ, 1899-1902; Флора Средней Азии, т. 1-3, СПБ, 1902- 1905.

Лит.: Б а р б а р и ч А. I., В. I. Липський, К., 1958 (библ.).

ЛИПУЧКА, т у р и ц a (Lapulla), род растений сем. бурачниковых. Однолетние, редко дву- и многолетние травы с цельными линейно-ланцетными листьями, покрытыми, как и стебель, жестковатыми волосками. Цветки мелкие, 5- членные, б. ч. голубые, в длинных разветвлённых соцветиях - завитках. Плод из 4 орешковидных долей, покрыт якоре- видными шипиками, цепляющимися за одежду, шерсть животных и т. п. (отсюда назв.). Ок. 50 видов, в умеренном поясе Сев. полушария, в Австралии, а также в Юж. Африке и Юж. Америке. В СССР св. 40 видов, гл. обр. в Ср. Азии и на Кавказе, б. ч. по сухим местам. Почти повсеместно встречается Л. обыкновенная (L. myosotis, или L. echinata), в юж. р-нах обычна Л. пониклая (L. patula); растут по сорным местам, залежам, пустырям, у дорог; сорняки полей и огородов.

Лит.: Попов М. Г., Род Липучка - Lapulla Gilib., в кн.: флора СССР, т. 19, М.- Л., 1953.

ЛИПШИЦА УСЛОВИЕ, ограничение на поведение приращения функции. Если для любых точек х и x', принадлежащих отрезку [а, Ь], приращение функции удовлетворяет неравенству |f(x) - f(x')| меньше или равно M|x - х'|, где 0 < а и М - нек-рая постоянная, то говорят, что функция f (x) удовлетворяет условию Липшица порядка а на отрезке [а, Ь], и пишут: f (x) € Lipa . Каждая функция, удовлетворяющая при каком-либо a > О Л. у. на отрезке [а, Ь], равномерно непрерывна на [а, Ь]. Функция, имеющая на [а, Ь] ограниченную производную, удовлетворяет на [а, Ь] Л. у. с любым a =S. 1. Л. у. впервые рассмотрел в 1864 нем. математик Р. Липшиц (R. Lipschitz; 1832-1903) в качестве достаточного условия для сходимости ряда Фурье функции f (x). Иногда, исторически неправильно, связывают с именем Липшица только наиболее важный случай Л. у. с a = 1, а в случае a < 1 говорят об условии Гёльдера (см. Ге'льдера неравенство).

ЛИРА (греч. 1уrа), 1) древнегреч. струнный щипковый муз. инструмент. Имеет плоский корпус округлой формы, 7- 11 струн. Настройка по пятиступенному звукоряду. Игрой на Л. сопровождали исполнение произв. эпич. и лирич. поэзии (отсюда возникновение термина "лирика"). 2) Средневековый смычковый однострунный муз. инструмент. Корпус грушевидной формы. Упоминается в лит-ре с 8-9 вв., последние изображения - 13 в. 3) Струнный смычковый муз. инструмент, возникший в Италии в 16-17 вв. По виду несколько напоминает скрипку. Существовали Л. да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), имевшие 5 игровых и 1 или 2 бурдонные струны, лира да гамба (баритон) -9-13 струн, лироне пер- ф е т т о (бас) -10-14 струн. 4) Гитара-лира - разновидность гитары с корпусом, напоминающим древнегреч. Л. Сконструирована во Франции в 18 в. Была распространена в странах Зап. Европы и в России до 30-х гг. 19 в. 5) Кавалерийская Л.- металлофон: набор металлич. пластинок, подвешенных к ме- таллич. раме, украшенной конскими хвостами и имевшей форму Л. Играли металлич. колотушкой. Применялась в духовом оркестре кавалерии. 6) Колёсная Л.- нар. струнный муз. инструмент. Внутри корпуса (имеющего лодко- или восьмёркообразную форму) укреплено колесо, вращаемое при помощи рукоятки. Через отверстие в деке оно выступает наружу, касаясь струн и заставляя их звучать при вращении. Число струн различно. Средняя, мелодическая, проходит через коробку с механизмом для изменения высоты звучания. Остальные (2 или 4) - аккомпанирующие, бурдонные. Под назв. органиструм колёсная Л. была распространена в средние века. Бытовала под различными наименованиями у мн. народов Зап. Европы и СССР. В России известна с 17 в. Играли на ней бродячие музыканты и калики перехожие. В 20 в. встречается редко. В переносном смысле Л.- эмблема или символ иск-ва. Г. И. Благодатов.

ЛИРА (лат. Lyra), созвездие Сев. полушария неба; наиболее яркая звезда - Вега -имеет блеск 0,0 визуальной звёздной величины. Наилучшие условия для наблюдения в июле - августе, видно на всей терр. СССР. См. Звёздное небо.

ЛИРА (итал. lira, от лат. libra - фунт), 1) денежная единица Италии, равная 100 чентезимо. По курсу Госбанка СССР на 1 июля 1973 1000 итал. Л.= 1 руб. 23 коп. 2) Денежная единица Турции, равная 100 курушам (пиастрам). По курсу Госбанка СССР на 1 июля 1973 100 турецких Л.= 5 руб. 33 коп.

ЛИРИДЫ, метеорный поток с радиантом в созвездии Лиры; наблюдается ок. 21 апреля. Связан с кометой 1861 I. Известен более 2500 лет, иногда наблюдался в виде обильных метеорных дождей. После 1803 обычно беден метеорами, однако в 1922 и 1958 отмечены кратковременные значит, увеличения численности метеоров потока. См. Метеорный поток.

ЛИРИКА (от греч. lyra - муз. инструмент, под аккомпанемент к-рого исполнялись стихи, песни и т. д.), один из трёх родов художеств, лит-ры (наряду с эпосом и драмой), в пределах к-рого миро- отношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредств. выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирич. образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политич. и духовно-историч. конфликты, напряжённые филос. и гражд. искания. Это, в частности, находит отражение и в тематическом выделении таких видов Л., как философская ("Бог" Г. Р. Державина, "Невыразимое" В. А. Жуковского, "Дар напрасный, дар случайный" А. С. Пушкина, "Истина" Е. А. Баратынского, "Фонтан" Ф. И. Тютчева), гражданская ("К Чаадаеву" Пушкина, "Прощай, немытая Россия" М. Ю. Лермонтова, "Завещание" Т. Г. Шевченко, "Размышление у парадного подъезда" Н. А. Некрасова, "Читатели газет" М. Цветаевой, "Полночь в Москве" О. Мандельштама, "Россия" А. А. Блока, "Стихи о советском паспорте" В. В. Маяковского, "Дробится рваный цоколь монумента" А. Т. Твардовского), любовная, пейзажная и др.

"Великий поэт, - писал В. Г. Белинский, - говоря о себе самом, о своем я, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество" (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 521). Но в Л. объективный мир обнаруживается через отношение к нему поэта, и его художеств, эквивалентом выступает эмоцион. восприятие мира, преображённое впереживание субъекта. Событийность, действенный результат переживаний и стремлений, сфера поступков героя обычно остаются за пределами лирич. произведения. И даже тогда, когда автор вводит в лирические произведения приметы внешнего мира - пейзажные, бытовые, портретные и пр., они утрачивают независимость от субъекта, изобразительные элементы приобретают, как правило, выразительные функции и становятся проводниками лирич. переживания: либо его "зеркальными" отражениями ("Сентябрьская роза" А. А. Фета), либо эмоциональными "сигналами" ("Я на правую руку надела/Перчатку с левой руки" у А. Ахматовой), либо его символами ("Парус" Лермонтова), либо, наконец, контрастным противовесом субъективному состоянию духа ("Весна" Тютчева). Родовая сущность Л. с максимальной наглядностью проявляется в произв., самый предмет к-рых составляет "сама душа, субъективность как таковая" (Гегель); здесь "...чувство довлеет самому себе, служит себе объектом..." (В е с е- л о в с к и и А. Н., Историческая поэтика, 1940, с. 286).

Лирич. произв., передающее переливы и оттенки внутренней жизни, отдельные мгновения душевного движения, может достигать предельной краткости, и тогда в Л. особенно явно проступает внешне- структурное отличие от эпоса, тяготеющего к развёрнутости во времени и пространстве, к монументальности. Лирич. произв. остаётся законченным, художественно-целостным созданием, даже если оно состоит всего из двух строк:

Я ненавижу ее и люблю. "Почему же?" - ты спросишь.

1 Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь .. - . (К а т у л л).

Претворяя неповторимое духовное состояние в художеств, образ, Л. придаёт ему широко обобщённое значение; лирич. произв. как бы предлагает читателям, переживающим аналогичное состояние, готовые формы его выражения; отсюда - заучивание и цитирование лирич. стихотворений, как явление "быта" (предельный случай такой "анонимной" всеобщности лирич. чувства - песня, напр. "Землянка" А. А. Суркова, "Жди меня" К. М. Симонова, "Летят перелётные птицы..." М. В. Исаковского). Вместе с тем любое умонастроение оформляется в Л. как конкретно принадлежащее личности, как её внутр. монолог. В лирич. композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее "я", хотя в определ. типах Л., напр, в пейзажной, философской, "я" иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно.

Если прототипом лирического, "я" выступает сам автор, т. е. его подлинные настроения, "живьём схваченные и мгновенно превращённые в лирические эмоции" (Овсянико-Куликов- с к и и Д. Н., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1912, с. 99),- в таких случаях обычно говорят о "субъективной", "личной" Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирич, чувства не означают здесь буквального совпадения с биографич. опытом автора. Лирик, типизируя (или "объективируя") свои жизненные переживания, "отодвигает их от себя как объект" (Ф е т), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произв. иск-ва, а "самовыражение" поэта - в выражение дум и чаяний его современников. Показательна естественность, с какой "я" сменяется "мы" в "Думе" Лермонтова.

В Л. "объективной" (или "ролевой") автор воспроизводит чужие мысли и чувства, так что несовпадение между "я" лирич. персонажа и биографич. обликом автора становится очевидным (напр., "Сумасшедший" А. Н. Апухтина, "Я убит подо Ржевом" А. Т. Твардовского). Однако намеченное различие двух видов Л., важное для изучения психологии творчества, в читательском восприятии отчасти "стирается" эмоциональностью лирич. произведения, к-рая выражается в нём всегда открыто, как непосредственно авторская.

Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в сов. критике понятием "лирический герой". Термин "лирический герой" (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографич. личностью поэта-лирика и её отражением в иск-ве может существовать некое единство, близость, но не тождество. Причём в связи с обсуждением границ содержания термина вопрос о степени этой близости стал в 1950-1960-е гг. предметом полемики. В одних случаях под "лирическим героем" подразумевалось предельно обобщённое "я", очищенное от эмпирики, биографич. фактов и без остатка совпадающее с "мы" поколения, социальной группы, народа, в других - термин понимался как стыдливое прикрытие идеи субъективного "самовыражения" в Л. Очевидно, понятие "лирический герой" наполняется строго определённым содержанием гл. обр. при анализе творчества таких лириков, в поэзии к-рых лирич. "я" присутствует не просто как знак единства отношения к миру, как призма авторского сознания (напр., у Тютчева), а облекается устойчивыми чертами - биографич., психологич., даже сюжетными, выступает как фигура (напр., у Блока, отчасти у С. Есенина), наделённая цельной характеристикой. Эта особая форма выявления авторского сознания рождается вместе с Л. романтизма; открытие лирич. героя в этом специфич. смысле принадлежит в рус. поэзии Лермонтову. По-видимому, психологически-характерная фигура лирич. героя занимает промежуточное положение между авторским "я" в лирич. дневнике, письме, послании и близких к ним формах (напр., "Я вас любил..." Пушкина), с одной стороны, и персонажем в "ролевой" Л.- с другой; лирич. герой- это своего рода "роль", но не утратившая связи с идейно-психологич. обликом её прототипа - автора произведения.

Классификация жанров Л. исторически изменчива, и нет ещё классификации, сколько-нибудь адекватной реальной сложности и многообразию лирич. жанров. В нар. творчестве, напр., жанры классифицируются по практич. назначению и условиям исполнения (обрядовые, игровые, плясовые, семейные песни и т. д.), в антич. лит-ре - по формам исполнения (речитативно-декламац. Л.: элегия, ямб; сольная, хоровая); в европ. лит-ре эпохи Возрождения и классицизма - по эстетич. тональности и социальной функции (ода, элегия, послание, песня и др.); в 19 в.- в основном по тематич. признаку (философская, гражданская, любовная, пейзажная и др.). В 19- 20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоцион. рефлексия, взволнованное раздумье о "вечных темах": "И скушно, и грустно" Лермонтова, "Осенний вечер" Тютчева, "Не жалею, не зову, не плачу" Есенина) и суггестивную ("внушающую" Л., очаровывающую "пленительной неясностью "-" Певица " Фета, "Зимняя ночь" Б. Пастернака). Ощутимо выступает иное видовое членение (в т. ч. песня, лирич. стихотворение, монументальная Л., напр. "Про это" Маяковского).

Образно-выразит. возможности, необходимые для творч. претворения и типизации внутр. жизни, Л. открывает в самой природе слова - в фонетич. облике и звуковой сочетаемости слов, во внутр. форме слова, в синонимии языка, в син- таксически-интонац. организации речи. Здесь лирик находит ту "неожиданность выразительности слов", к-рая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев). Эти возможности и реализуются в Л.: слово "уплотняется"- обретает значимость каждый звуковой, инто- нац., ритмич. элемент, оттенок ударения., паузы, слога; речь насыщается аллитерациями и ассонансами, сравнениями, тропами, различного рода параллелизмами, синтаксич. фигурами. Повышению эмоциональности сильно способствует ритмич. организация речи. Поэтому Л. тяготеет к стихотворной речи, а на определ. этапах развития (в творчестве трубадуров, менестрелей, мейстерзингеров) она срастается с музыкой.

Истоки Л. теряются в далёкой древности. Уже самые ранние обрядовые и ритуальные нар. песни - высокие образцы Л. Вечно живыми остаются лирич. произведения крупнейших поэтов античности (Сапфо, Анакреонт - Греция; Ка- тулл - Рим); араб. Востока 6-7 вв. (в первую очередь Имру-уль-Кайса); прованс. трубадуров; ср.-век. Китая (Ли Бо, Ду Фу), Ирана (Хафиз) и др. стран. На переломе двух грандиозных эпох - Средневековья и Возрождения - прозвучала лирика Данте, а сонеты Петрарки знаменовали начало нового времени. В 19 в. в Европе Л. переживает подъём в переломные эпохи начала и конца века: Дж. Байрон, П. Б. Шелли, У. Вордсворт (Англия), А. Мюссе, П. Верлен (Франция), И.В.Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне (Германия), Леопарди (Италия), А. Мицкевич (Польша), Э. М. Рильке (Австрия); потрясения 20 в. отразились в лирике Пабло Неруды (Чили), Гарсиа Лорки (Испания), Назыма Хикмета (Турция). В России всё богатство лирических жанров представлено в поэзии Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова, Фета, Блока, И. Анненского. Высокие образцы Л. создали сов. поэты: Маяковский, Есенин, Э. Багрицкий, Пастернак, Н. Заболоцкий, Твардовский. Для сов. Л. характерны развитие монументальных и песенных жанров, тяга к драматизированным формам поэтич. речи, а в тематич. плане - богатство и многообразие видов гражд. Л., проникнутой пафосом единства личности поэта и народа и наиболее типичной для поэзии социалистического реализма.

Лит.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Эстетика, т. 3, М., 1971; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Овсянико-Куликов^ с к и и Д. Н., Лирика как особый вид творчества, в кн.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, .СПБ, 1910; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Эйхенбаум Б. М., Мелодика русского лирического стиха, П., 1922; Ларин Б., О лирике как разновидности художественной речи, в кн.: Русская речь, сб. 1, Л., 1927; Гинзбург Л. Я., О лирике, М.- Л., 1964; С к в о 3- ников В. Д., Лирика, в кн.: Теория литературы, [кн. 2], М., 1964; Г а ч е в Г. Д., Содержательность художественных форм, М., 1968; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971. В. А. Богданов, И. Б. Роднянская f (о лирическом герое).

ЛИРИЦА, югосл. струнный смычковый муз. инструмент. Родствен болг. гадулке и рус. гудку.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ,авторская речь в эпич. или лиро-эпич. произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Л. о. вводит, т. о., в произв. образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения (нек-рые Л. о. в поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души") и устанавливает сердечно-интимный, эмоциональный контакт автора с читателем, родственный "внушению" в лирич. поэзии. Л. о. особенно органичны для романа (повести) в стихах, ввиду условности стихотв. формы и эмоциональных возможностей поэтич. речи (напр., роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", "книга про бойца" А. Т. Твардовского "Василий Тёркин").

ЛИРОХВОСТЫ (Menuridae), семейство птиц отр. воробьиных. Дл. тела (включая хвост) 75-130 см. Крылья округлые. У самцов в хвосте 2 своеобразно изогнутых пера, напоминающих лиру (отсюда назв.), 12 перистых и 2 лентовидных. Оперение рыхлое", буро-серое. Ноги сильные с тупыми когтями. 1 род Menura с 2 видами - М. novaehollandiae и М. alberti. Распространены Л. в юго-вост. Австралии; завезены в 1934 на о. Тасмания. Обитают в густых лесах, держатся скрытно. Хорошо поют, имитируя песни др. птиц и всевозможные звуки. Период размножения начинается осенью (в марте - апреле), когда самцы устраивают брачные игры. Гнёзда (с крышей) строят только самки - на земле, в расселинах скал и на деревьях. В июне - июле, редко позже самка откладывает 1 яйцо, величиной с куриное; насиживает ок. 45 суток. Птенец с редким чёрным пухом на спине. Пищу - насекомых, моллюсков, семена-Л.собирают на земле, разгребая лесную подстилку.

Лирохвост Menura novaehollandiae (слева- самка, справа - самец).

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР (вид), литературнс-художеств. произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики', сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными высказываниями повествователя, создающими образ лирич. "я". Связь двух начал может выступать как единство темы (революция - тема интимных излияний и эпич. повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психо- логич. мотивировка (лирич. комментарий в "За далью - даль" А. Т. Твардовского), как элемент художеств, концепции (лирич. тема в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутр. атмосферу романа, где герои -"невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение часто оформляется в виде лирических отступлений. Промежуточные между лирикой и эпосом художеств, образования имели место в антич., ср.-век., классици- стичч лит-pax (ода, сатира, баллада). Расцвет Л.-э. ж. происходит в лит-ре сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности рассказчика ("Сентиментальное путешествие" Л. Стерна) и ниспровергаются жанрово- родовые каноны (образец -"Люцинда" Ф. Шлегеля). Наиболее характерным для Л.-э. ж. в 19-20 вв. является жанр поэмы. По отношению к прозаич. произв. Л.-э. ж. чаще употребляется термин"лири- ческая проза"; последняя широко представлена совр. автобиографич. произведениями, эссе, очерками, путевыми дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский). м. Н. Эпштейн.

ЛИРУ, карельский духовой муз. инструмент: деревянная конич. трубка с пищиком и одинарной тростью; в стенках 4- 5 отверстий. Дл. 400 мм.

ЛИРЫ-РЫБЫ, п е с к а р к и, морские мыши (Callionymidae), семейство рыб отр. окунеобразных. Тело удлинённое (до 35 см), голое, ярко окрашенное. Брюшные плавники расположены впереди грудных. У Л.-р. хорошо выражен половой диморфизм. 10 родов (ок. 45 видов), распространены в прибрежной части морей умеренного и тропич. поясов; в СССР в Чёрном м. обитает морская мышь, или бурая пескарка (Callionymus festivus; рис.). Нерест летом, икра пелагическая. Питаются мелкими беспозво-- ночными. Потревоженные Л.-р. закапываются в грунт.

Морская мышь

ЛИС, Лейе (франц. Lys, флам. Leie), река во Франции и Бельгии. Дл. 214 км, пл. басе. ок. 3,9 тыс. км2. Берёт начало на сев.-вост. склонах возв. Артуа, пересекает равнины Фландрии, впадает слева в р. Шельда. Ср. расход воды в ниж. течении 28 м31сек, во время больших паводков -200-300 м31сек, повышенная водность зимой. Ниже г. Эр шлюзована в судоходна, связана каналами с пром. р-нами Бельгии и сев. Франции. На Л.- гг. Эр, Армантьер (Франция), Вервик, Кортрейк, Гент (Бельгия).

ЛИСАБОН (Lisboa), столица Португалии, важнейший политич., экономич. и культурный центр страны. Центр ист. области Эстремадура и округа Лисабон. Расположен на правом берегу эстуария р. Тежу (Тахо), в 15 км от берега Атлантич. ок. Климат субтропич. океанический. Среднегодовая темп-ра 16,4 °С, осадков 586 мм в год.

Собственно Л. (площадь 87 км2) состоит из трёх частей - Вост. Л., Зап. Л. с р-ном Буэнуж-Айриш и лежащего между ними Центра. Административно Л. вместе с пригородами образует отд. единицу - Большой Л. с нас. 1,6 млн. чел. (1970; в собственно Л.-782,3 тыс. жит.). Население столицы растёт гл. обр. за счёт расширения гор. границ и притока сел. жителей (301,7 тыс. чел. в 1897, 802,2 тыс. чел. в собственно Л. и св. 1 млн. чел. в Большом Л. в 1960, перепись).

Городское управление. Органы управления Л.- муниципальная палата, пред. к-рой назначается пр-вом, в приходах - приходский совет, избираемый главами семейств, приписанных к данному приходу. Представители приходских советов участвуют в работе муницип. палаты.

Историческая справка. Л., в древности Олиситю (лат. Olisipo),- главное поселение иберийского племени лузитан, во 2 в. до н. э. был завоёван римлянами (рим. назв.- Фелицитас-Юлия, Felici- tas Julia), в 6 в.- вестготами, в нач. 8 в.- арабами (араб. назв. Л.- Аль- Ошбуни, или Лишбуна). В 1147 был отвоёван у арабов португ. королём Альфонсом I. В 1255-56 Альфонс III перевёл сюда из Коимбры королев, двор, сделав Л. столицей. Город вырос как крупный торг, центр в эпоху Великих геогр. открытий 15-17 вв. В 1640 здесь произошло крупное восстание, приведшее к освобождению страны от йен. господства (1581-1640). После заключения англо-португ. Лисабонского и Метуэн- ского договоров (1703) Л. использовался Великобританией в качестве воен. и торг, базы. В 1755 город был разрушен землетрясением; отстроен заново в кон. 18 в. Во время наполеоновских войн оккупирован франц. войсками (1807-08). В 1820 Л.- центр бурж. революции, во 2-й пол. 19 в. стал базой респ. и рабочего движения. Восстание 1910 в Л. привело к провозглашению Португалии республикой. В 20 в. Л.-один из гл. оплотов революц. и демократич. движений в Португалии.

Экономика. Географич. положение Л. яа путях между Европой, Южной Америкой и Африкой на Атлантическом побережье способствовало превращению его в важный узел морских и воздушных (аэропорт Портела) сообщений международного значения, гл. порт и торг.-трансп. центр страны. На порт Л. приходится 94% внешнеторг. оборота и св. */.. грузооборота (ок. 10 млн. т в 1971) пор- туг. портов. Жел. дороги и шоссе связывают Л. с сев. и юж. р-нами страны и с Испанией. Пром. функции столицы расширились в 1960-70-х гг., когда на левом берегу Тежу в городах-спутниках Баррейру, Сейшал, Монтижу и на правом к С. и С.-В. от Л. в Кабу- Руйву и др. возник ряд новых предприятий, преим. тяжёлой пром-сти; через Тежу был построен в 1966 висячий мост.

В Л. и гл. обр. в близлежащих посёлках и городах-спутниках широко представлены отрасли, связанные с произ-вом товаров широкого потребления, в частности текст., швейная и др. Здесь размещаются хим. пром-сть (включая про- из-во фармацевтич. изделий, синтетич. каучука), металлургия, машиностроение и металлообработка (судостроение и судоремонт, вагоностроение, произ-во тяжёлых металлич. и электротехнич. изделий, пишущих машинок и др.), стекольная, фарфоровая, деревообр. и проб- кообр., нефтеперераб. пром-сть.

Развита сфера обслуживания. Л.- один из крупнейших центров иностр. туризма.

В Л. сосредоточены гл. португ. моно- полистич. объединения (концерн "Ком- паньия уньян фабрил", группа "Банку Эспириту-Санту", "Делфин Феррейра" и "Банку Атлантику", "Банку Насионал Ултрамарину" и др.), крупные банки, торг, фирмы и страховые об-ва; иностр. компании, к-рые частично контролируют энергетику, транспорт и пром-сть Л.

Архитектура. В Вост. Л. на холме (с иррегулярной планировкой): фрагменты рим. стен, включённые в араб, крепость (9 в.; с 14 в.- замок Сан-Жоржи); романский собор (1160-86; хориклуатр-14в.), готич. монастырь кармелитов (1389-1423, арх. Гомиш Мартинш и др.; ныне - Археологам, музей); в стиле "мануэлино"- монастырь Жеронимуш (1502-20, арх. Бои- так, Ж. ди Каштилью и др.) с церковью Санта-Мария ди Белен (16 в., арх. Бои- так и др.; гробницы Васко да Гамы, Л. Камоэнса, Мануэла I), башня-маяк Торри ди Белен (1515-20, арх. Ф. ди Арруда). Старый королев, дворец (перестроен в 16 в. арх. Д. ди Арруда и Ф. Терци); базилика Ла Эштрела (нач. 18 в., арх. М. Висенти ди Оливейра и Р. М. душ Сантуш) и др. церкви и дворцы в стиле барокко. Облик Л. определяют регулярная застройка Центра (после землетрясения 1755, арх. М. да Мая, планировка - Э. и Р. М. душ Сантуш), с прямоугольной пл. Праса ду Комер- сиу, обращённой к реке, и дворцом Ажуда (с 1802, арх. Ф. К. Фабри), а также совр. сооружения Зап. Л. с р-ном Буэ- нуж-Айриш (развиваются с 1930-х гг.), с жилыми кварталами, где периметраль- ная застройка сочетается со свободной. Главные монументы: Жозе I (1770- 1775, Ж. Машаду ди Каштру), Открытий (1940, арх. Ж. А. Коттинелли Телму, скульптор Л. ди Алмейда).

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. В Л. находятся Ун-т Л. (см. Лиссабонский университет), Католич. ун-т Л., Технич. ун-т, Воен. академия, Мореходное училище, Высшая школа изящных иск-в, Нац. академия музыки и др. уч. заведения; Лиса- бонская академия наук, Португ. академия истории, Нац. академия изящных иск-в, науч. об-ва и н.-и. учреждения в области естеств. наук, техники, культуры, Нац. консерватория (есть театр, отделение), Муз. академия; имеется 18 библиотек и архивов, крупнейшие из них - Нац. б-ка (св. 1 млн. тт.), Б-ка Лисабонской академии наук (св. 400 тыс. тт.), Центр, гор. б-ка (128 тыс. тт.); 14 музеев, в т. ч. Этнографич. музей заморских территорий, Национальный естественноисторический музей, Археологич. музей, Музей португ. нумизматики, Воен. музей, Музей города, Нац. музей старинного иск-ва, Музей карет. Музей нар. иск-ва, Музей изразцов, Нац. музей совр. иск-ва и др. Имеются оперный театр "Сан-Карлуш", муз. театры "Тринидади", "Авенида", "Мария Витория", "АБЦ", "Монумен- тал", "Варьедадиш", симф. оркестр нац. радио, Лисабонский филармонич. оркестр, хор "Полифония" и др. В помещении "Ко- лизеу дуж рекреюш" устраиваются опер- но-балетные и цирковые представления. Среди драматич. театров: Нац. нар. театр, Художественный театр Лисабона, Нац. театр королевы Марии II.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIII (стр. 544-545).

Лит.: Lisboa e os seus encantos, Lisboa, 1959; Lisboa, cidade de turismo, Lisboa, 1963 (на португ., франц. и англ, языках).

ЛИСАБОН

ЛИСАБОНСКИЙ ДОГОВОР 1703, договор о политич. и воен. союзе между Великобританией и Португалией против Испании и Франции в войне за Испанское наследство. Подписан в Лисабоне 16 мая. Провозглашал "вечный союз" между Португалией и Великобританией (ст. 14). Великобритания обязалась помогать Португалии в войне с Испанией и Францией войсками и флотом, достаточным для защиты берегов Португалии и её владений вне Европы (ст. 1-10). Португалия .согласилась на постоянное пребывание во всех портах страны определённого количества англ. воен. судов как в воен., так и в мирное время, что ставило её в значит, степени под контроль Великобритании. Англ, пр-во воспользовалось союзом с Португалией, чтобы добиться от неё торг, привилегий, отдававших почти целиком в руки Великобритании португ. торговлю (см. Метуэнский договор ПОЗ). Л. д. положил начало англо-португ. по- литич. союзу.

ЛИСАБОНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Universidade de Lisboa), один из старейших и крупнейших ун-тов Португалии, осн. в 1290 по указу короля Диниша I. Имел ф-ты гуманитарных наук, гражд. права, канонич. права и медицины. В 1308-1537 несколько раз переводился из Лисабона в Коимбру и обратно (с 1537- ун-т Коимбры). Л. у. воссоздан в 1911 в составе ф-тов гуманитарных наук, естеств. наук, медицины и школы фармакологии, в 1913 стал функционировать юрид. ф-т. В 1972 Л. у. объединял ф-ты гуманитарных наук (с центрами археологии, географии, истории, психологии, рядом н.-и. ин-тов, в т. ч. иск-в и археологии, амер. цивилизации, португ. филологии, философии, истории педагогики), медицинский (центры кардиологии, гистологии и эмбриологии, ин-ты анатомии, патологии, бактериологии, офтальмологии, онкологии, фармацевтики, физиологии; лаборатории электронной микроскопии, атомной медицины, физиол. химии), юридический (центр юриспруденции, ин-т права), естественных наук (центры физиологии, геологии, математики, радиохимии, астрономич. обсерватория, геогр. ин-т, лаборатория минералогии и геологии). В общей библиотеке св. 200 тыс. тт., имеются специализиров. б-ки при ф-тах. В 1971/72 уч. г. обучалось 14,5 тыс. студентов, работало 560 преподавателей, в т. ч. ок. 100 профессоров. Ун-т издаёт 20 науч. журналов и бюллетеней.

ЛИСАКОВСК, город в Кустанайской обл. Казах. ССР. Расположен на правом берегу р. Тобол (приток Иртыша). Ж.-д. станция в 25 км от ж.-д. узла Тобол, в 123 км к Ю.-З. от Кустаная. 24 тыс. жит. (1972). В 1949 было открыто Лисаковское железорудное месторождение. Строится (1973) горнообогатит. комбинат. Предприятия стройматериалов. Строит, техникум.

ЛИСАНДР (Lysandros) (ум. 395 до н. э., Алиартос, Беотия), спартанский полководец. Выдвинулся в последний период Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.). В 407 в должности наварха (командующего флотом) одержал победу над афинянами у мыса Нотий. В 405, будучи эпистолеем (помощником наварха), нанёс сокрушительное поражение афин. флоту при Эгоспотамах. В захваченных спартанцами городах оставлял спартанских наместников и гарнизоны, из членов местных олигархич. гетерий создавал правительства -"комитеты десяти" (декархии), проводил политику террора в отношении демократич. кругов, афин. союзников и клерухов. В 405- 404 руководил осадой Афин с моря, принудил афинян к сдаче и подписанию договора на условиях, продиктованных Спартой. Под давлением Л. был уничтожен демократич. строй в Афинах и учреждено крайне олигархич. пр-во " Тридцати тиранов*, к-рое Л. поддерживал воен. силой. Стремление Л. к единовластию привело к отстранению его от командования (после 404). Во время Коринфской войны Л. командовал спартанским отрядом, был разбит и погиб в сражении с беотийцами при г. Алиартос.

Лит.: Фролов Э. Д., Из предыстории младшей тирании, "Вестник древней истории", 1972, № 2; L о t z e D., Lysander und der Peloponnessische Krieg, В., 1964. С.С. Соловьёва.

ЛИСАРДИ ФЕРНАНДЕС (Lizardi Fernandez) Xoce Хоакин де (1776-1827), мексиканский писатель и журналист; см. Фернандес де Лисарди X. X.

ЛИСЕНКО Конон Иванович [16(28). 1.1836-16(29).7.1903, Курск (похоронен в Петербурге)], русский химик- технолог. Окончил Ин-т корпуса горных инженеров в Петербурге (1856). В 1867-91 проф. по кафедре химии Петерб. горного ин-та. Труды Л. поев, нефтяной пром-сти и нефтехимии, а также классификации кам. углей России, содовому произ-ву, исследованию руд, соляных и др. месторождений. В 1877- 1888 редактировал "Горный журнал".

Лит.: Версилов Н-, Конон Иванович Лисенко. [Некролог], "Горный журнал", 1903, т. 4, № 10 (имеется список трудов Л.); Лисичкин С. М., Выдающиеся деятели отечественной нефтяной науки и техники, М., 1967, с. 82-98.

ЛИСЕЦ, посёлок гор. типа в Ивано- Франковской обл. УССР. Расположен на р. Быстрица-Солотвинская (приток Днестра), в 10 км к Ю.-З. от Ивано-Франковска, с к-рым связан шоссе. Мебельный цех Ивано-Франковской мебельной ф-ки.

ЛИСИЙ (греч. Lysfas) (459-380 до н. э.), афинский логограф (писал по заказу судебные речи), сторонник рабовладельческой демократии. Богатый метек. С 412 жил в Афинах. В период правления "Тридцати тиранов" (404-403) имущество семьи Л. было конфисковано, брат его казнён. Сам Л, бежал в Мегару, откуда вернулся в Афины после восстановления демократич. правления (403). Традиция приписывает Л. св. 200 речей и включает его в число десяти лучших ораторов древности! До нас дошло б. или м. полно ок. 40 речей Л., к-рые являются богатым, красочным, нередко уникальным источником по вопросам политич., социально- экономич. истории, внеш. политики и быта Афин. Наиболее знаменита его речь против Эратосфена (виновника гибели брата Л.) - единственная, произнесённая самим Л. перед судом. Л. в совершенстве владел искусством индивидуализации речи "заказчика"- этопеей. Его речи написаны чистым, точным и ритмичным языком, характерным для лучших образцов аттической прозы.

С о ч. в рус. пер.: Речи, пер. и комментарии С. И. Соболевского, М.- Л., 1933.

Лит.: Поздеева И., Политические процессы в Афинах в 403-400 гг. до н. э. (по речам Лисия), "Вестник древней истории", 1961, № 4; F е г с k e I F., Lysias und Athen, Wurzburg, 1937. Я. В. Поздеева.

ЛИСИЙ НОС, посёлок гор. типа в Ленинградской обл. РСФСР, подчинён Сестрорецкому райсовету г. Ленинграда. Расположен на сев. побережье Финского зал. Ж.-д. станция в 25 км к С.-З. от Ленинграда. 11 тыс. жит. (1970). Место отдыха, лесопарк.

ЛИСИМАХ (греч. Lysimachos) (361- 281 до н. э., Корупедион, Фригия), полководец Александра Македонского, после смерти к-рого (323) получил в правление Фракию. В ходе борьбы диадохов за власть Л., вступив в 315 в коалицию с Селевком, Птолемеем и Кассандром, воевал против Антигона. Война привела к повторному переделу наследия Александра Македонского, в результате к-рого Л. присоединил к своим владениям побережье Геллеспонта. В 306, наряду с др. диадохами, провозгласил себя царём. В 303-301 Л. вместе с прежними союзниками вёл успешную борьбу в М. Азии с Антигоном (Антигон I Одноглазый) и его сыном Деметрием I Полиоркетом, в результате к-рой присоединил к своей державе ряд областей М. Азии (Антигон! погиб в 301 в битве при Ипсе). В 287- 286 в союзе с царём Эпира Пирром вытеснил Деметрия I из Македонии и подчинил её. Безрезультатными были его войны на С. с гетами и с боспорским царём Евме- лом. Л. погиб в борьбе с Селевком (Се- левк I Никатор), его войско было разбито, а гос-во распалось.

ЛИСИНОВА, Лисинян Люсик Артемьевна [22.5.1897, Тбилиси,- 1(14).11.1917, Москва], организатор союзов рабочей молодёжи, активная участница Окт. революции 1917 в Москве. Чл. Коммунистич. партии с 1916. Род. в семье купца. В школьные годы одной из учительниц Л. была Е. Д. Стасова. В 1915-17 студентка Моск. коммерч. ин-та, парт, пропагандист на з-дах Ми- хельсона, Брокар и Даниловской мануфактуре. После Февр. революции 1917 секретарь Замоскворецкого совета; в июне участвовала в организации Союза рабочей молодёжи "3-й Интернационал". Во время окт. боёв в Москве разведчица ВРК. Погибла в бою с юнкерами на ул. Остоженке (ныне Метростроевская). Похоронена на Красной площади у Кремлёвской стены.

Лит.: Петропавловская Л. И., Люсик Лисинова, М., 1968.

Л. Лисинова.

ЛИСИПП (Lysippos) (род., вероятно, в первое, ум. в последнее десятилетие 4 в. до н. э.), древнегреческий скульптор, виднейший представитель поздней классики. Род. в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского. Работал преим. в бронзе; произв. Л. не сохранились, но о них дают представление описания антич. авторов и рим. копии. Предвосхищая иск-во эллинизма, Л. переосмыслил канонПоликлета: головы статуй он делал меньше, а тела с более лёгким