загляните на купон-скидку или справочники: окна kbe, окна veka, окна rehau, остекление балкона, остекление лоджии, изготовление окон, монтаж окон, остекление, производство окон, металлопластиковые окна,окна пвх, пластиковые окна, установка окон, стеклопакеты и евроокна.



ВСЁ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПРОМЫШЛЕННОМ, ЖИЛОМ И НЕ ТОЛЬКО...:
ПОНЯТИЯ:

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологического оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.
МОНТАЖ в строительстве - основной производственный процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате которого устанавливают в проектное положение строительные конструкции, инженерное технологическое оборудование и др. МОНТАЖ технологического оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля
.


СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ в СССР, организационно обособленные производственно-хозяйственные единицы, основным видом деятельности которых является строительство новых, реконструкция, капитальный ремонт и расширение действующих объектов (предприятий, их отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий, сооружений), а также монтаж оборудовани я. К государственным СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ относятся строительные и монтажные тресты (тресты-площадки, тресты гор. типа, территориальные, союзные специализированные тресты); домостроительные, заводостроительные и сельские строительные комбинаты; строительные, (монтажные) управления и приравненные к ним организации (напр., передвижные механизированные колонны, строительно-монтажные поезда и др.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ (от лат. projectus, буквально - брошенный вперёд), процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Различают этапы и стадии ПРОЕКТИРОВАНИЯ, характеризующиеся определённой спецификой. Предметная область ПРОЕКТИРОВАНИЯ постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами ПРОЕКТИРОВАНИЯ (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали складываться самостоятельные направления ПРОЕКТИРОВАНИЯ человеко-машинных систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих, управляющих и т. п.) (см. Система "человек и машина"), трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологич., генетическое ПРОЕКТИРОВАНИЕ и др. Наряду с дифференциацией ПРОЕКТИРОВАНИЯ идёт процесс его интеграции на основе выявления общих закономерностей и методов проектной деятельности.
ПРОМСТРОЙПРОЕКТ, проектный институт в ведении Госстроя СССР. Находится в Москве. Организован в 1933. В составе института архитектурно-строительные и конструкторские отделы; ПРОМСТРОЙПРОЕКТ возглавляет объединение "Союзхимстройниипроект" с проектными институтами в Киеве, Ростове-на-Дону, Тольятти, Алма-Ате. Разрабатывает проекты (архитектурно-строительные и сан.-технич. части) производственных зданий и сооружений крупнейших промышленных предприятий автомобильной, машиностроит., металлургич., химич. и др. отраслей пром-сти; схемы генеральных планов пром. узлов и упорядочения существующих пром. районов; мероприятия по повышению уровня индустриализации строительтсва за счёт унификации и типизации зданий, сооружений и конструкций и внедрения эффективных строит. материалов; нормативные документы и методич. указания по проектированию пром. зданий и сооружений. Периодически публикует реферативную информацию "Строительное проектирование промышленных предприятий". Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1958)

Главная страница
Поиск по сайту
Оглавление страниц

Объяснение слов: словарь, справочник, информация. Строительство, экономика, промышленность - все сферы жизни: от А до Г, от Г до П и от П до Я

й системе), эпиграфики (Ж. Скалигер), источниковедения (исследования и издания древних авторов нидерл. гуманистами Эразмом Роттердамским, Ю. Липсиусом, франц. учёными Ю. и Ж. Скалигерами), создавались словари лат. языка (нем. гуманист И. Рейхлин и др.). В кон. 17 в. появился труд по истории Рим. империи (в 6 тт.) франц. аббата Л. де Тиллемона, изложившего все доступные ему данные рим. и греч. авторов. Продолжая критич. линию Лоренцо Баллы, нек-рые учёные 18 в. подвергли критике рим. историч. традицию (французы С. Бошар, Луи де Бофор, голландец Я. Перизоний). В эпоху Просвещения с её антиабсолютистскими и антиклерикальными тенденциями особенно усилился интерес к проблемам историч. закономерности развития др.-рим. государственности (итал. философ Дж. Вико, франц. просветитель Ш. Монтескье). Особое внимание привлекал поздний период истории Р., выяснялись причины гибели Рим. империи. Вольтер объяснял гибель Р. религ. раздорами; англ, историк Э. Гиббон в "Истории упадка и разрушения Римской империи" (1776-88), осуждая христианство за сопротивление государству и идеи, убившие патриотизм и гражданственность, выделял также и др. причины: произвол и деспотизм императоров, финансовый гнёт, падение воен. дисциплины. В трудах представителей нем. "неогуманистического" направления (И. Винкелъман, И. Гердер и др.) др.-рим. культура рассматривалась наряду с греческой, но предпочтение отдавалось последней. В 18 в. были достигнуты значит, успехи в области филологич. критики древних текстов и установления подлинности лит. памятников (англ, филолог Р. Бентли и др.). Рим. культура привлекла внимание рус. просветителей 18 в. А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, сделавших произведения рим. историков, философов и поэтов достоянием рус. публики. Свойственный работам С. Бошара, Луи де Бофора и др. учёных 17-18 вв. скептицизм в оценке достоверности древнейшей рим. истории встретил в нач. 19 в. отпор со стороны нем. историка Б. Г. Нибура, стремившегося с помощью сравнительно-историч. метода реконструировать раннюю историю Р. Создавший т. н. критич. направление в историографии, Нибур считал источником преданий о рим. старине утраченные нар. песни; ему принадлежит гипотеза о происхождении плебса из насильственно переселённых в Р. латинов. Работы Нибура дали толчок дискуссии о раннем периоде рим. истории (нем. учёный А. Швеглер, англ.- Дж. Льюис и др.).

Взгляды Нибура оказали влияние на развитие рим. историографии в России (Т. Н.Грановский, П. Н. Кудрявцев). Рус. учёный Д. Л. Крюков, показав различие патрицианской и плебейской религий, поддержал взгляд Нибура на различие в происхождении патрициев и плебеев.

Во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв. интенсивно накапливался археол. материал. Начались систематич. раскопки Геркуланума, Помпеи и др. древних городов Италии, а также археол. исследования памятников рим. времени во Франции, Германии, Великобритании, Сев. Африке. Накопление археол. и эпиграфич. материала расширило источниковедч. базу изучения Р. и вызвало необходимость в более детальной специализации. Примерно с сер. 19 в. изучение различных сторон др.-рим. культуры удобнее рассматривать отдельно.

Изучение истории. Успехи в изучении др.-рим. истории во 2-й пол. 19 в. связаны с археол. открытиями (см. ниже, в разделе Изучение искусства) и с дальнейшим развитием эпиграфики (издание корпуса лат. надписей и др.), нумизматики, хронологии и др. вспомогат. дисциплин. В изучении и издании рим. источников особенно важную роль сыграл нем. учёный Т. Моммзен. В его трудах получили освещение все стороны жизни и быта римлян, хотя гл. внимание отводилось политич. истории, а также истории рим. гос. и уголовного права. Переворот в науке об обществе, произведённый трудами К. Маркса и Ф. Энгельса, введение в науч. оборот новых материалов по истории и быту римлян не могли не сказаться на развитии историографии Р. Отрицая марксизм и его учение об общественно-экономич. формациях и о решающей роли классовой борьбы, бурж. историки вынуждены были всё же отнестись с большим вниманием к изучению проблем экономики и социальных отношений. Возникло направление, занимавшееся гл. обр. изучением социально-экономич. проблем античности (труды нем. учёных Э. Мейера, К. Ю. Белоха, Р. Пёлъмана, французского А. Валлона и др.). Однако в развитии этого направления сразу же наметились отрицат. тенденции: модернизация древней истории (уже в работах Моммзена, Мейера, затем Пёльмана, М. И. Ростовцева, итал. историка Г. Ферреро и др.) и гиперкритицизм (итал. учёные Э. Пайс, Г. де Санктис, нем.- Белох и др.). Против модернизаторских тенденций выступил франц. историк Фюстель де Куланж. Его ученики и последователи К. Жюл-лиан и С. Гзелль заложили основы изучения рим. провинций Галлии и Африки. В России во 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. сложилась школа изучения др.-рим. истории. В. И. Модестов, обобщив и проанализировав результаты итал. раскопок, изложил на их основании историю древнейшей Италии. Истории древнейшего Р. посвятили свои работы Ю. А. Кулаковский и И. В. Нетушил. На рубеже 19 и 20 вв. всё более заметен интерес рус. учёных к социально-экономич. истории Р., в т. ч. к актуальной для России проблеме аграрных отношений (исследования по истории рим. землевладения принадлежат П. М. Леонтьеву, П. И. Синайскому, Г. М. Пригоровскому, М. И. Ростовцеву); социальная история Р. в более широком плане нашла освещение в трудах Д. М. Петрушевского, Р. Ю. Виппера. Историч. значение Рим. империи в историографич. плане рассмотрено М. П. Драгомановым. Истории рим. провинций посвящены исследования С. В. Ешевского и С. А. Жебелева.

Зап. наука новейшего времени изучает как отд. периоды и аспекты др.-рим. истории, так и всю историю Р. в целом (многотомная история Р. итал. историка Л. Парети). Получило дальнейшее развитие изучение политич. и социально-экономич. истории Р.: античного рабства [У. Уэстерман (США), И. Фогт (ФРГ), М. Капоцца (Италия) и др.], итал. общины [П. де Франчиши, Э. Серени (Италия) и др.], раннего Р. и этрусков (итал. учёные М. Паллоттино, Р. Парибени и др., франц.- Р. Блок, Ж. Эргон, швед.- Э. Ерстед и др.), а. также др. проблем политич. и социально-экономич. истории [итал. учёные Э. Альбертини, С. Мадза-рино, франц.- А. Пиганьоль, англ.- Р. Сайм, амер.- Ф. Уолбанк, нем. (ФРГ) - Ф. Альтхейм и др.]. История Р. получила также освещение в многотомных коллективных трудах типа "Кембриджской древней истории" (1 изд., т. 1-12, 1923- 1939), в монументальном справочном издании Паули-Виссовы (1 изд. 1839-52, новое - с 1893).

В СССР исследование истории Р. с самого начала было направлено на изучение социально-экономич. проблем. Опираясь на марксистское учение об общественно-экономич. формациях, сов. учёные подвергли критич. пересмотру уже выработанные представления о др.-рим. истории. Созданы общие курсы по истории Р. (В. С. Сергеев, С. И. Ковалёв, Н. А. Машкин), изучается идеологич. борьба в др.-рим. обществе (П. Ф. Преображенский, С. Л. Утченко), рассматриваются проблемы классовой борьбы (А. В. Мишулин и др.). В центре внимания сов. историков находятся проблемы социально-экономич. развития и аграрных отношений (Е. М. Штаерман, М. А. Сергеенко, В. И. Кузищин и др.), возникновения государства (В. Н. Дьяков, Ф. М. Нечай, А. И. Немировский, Л. А. Ельницкий, И. Л. Маяк и др.), кризиса и падения Рим. республики (Машкин, Утченко), социальной борьбы в Р. (Штаерман, А. Г. Бокщанин и др.). История провинций нашла отражение в трудах Мишулина, А. Б. Рановича, О. В. Кудрявцева, Е.С. Голубцовой и др., войны Р. с Парфией явились предметом исследования Бокщанина. Проблемы истории раннего христианства освещены Р. Ю. Виппером, Рановичем. Экономич., социальные, идеологич. факторы перехода от рабовладельч. формации к феодальной рассмотрены в работах Штаерман, А. Р. Корсунского и др.

Значит, успехи в изучении рим. истории достигнуты в др. социалистич. странах; в круг интересов историков этих стран входят история рим. провинций (болг. учёный X. Данов, рум.- Э. Кон-дураки, венг. - А. Мочи и Л. Баркочи, и др.), социальная борьба в Р. [Э. Маротти (Венгрия), Р. Гюнтер (ГДР), П. Олива (Чехословакия)], идейные течения [К. Куманецкий (Польша)] и др. проблемы.

Изучение литературы. До 19 в. рим. лит-pa была для европ. культуры не столько предметом исто-рич. исследования, сколько образцом для подражания. Начиная с эпохи пред-романтизма и романтизма основное внимание филологов переносится на греч. культуру как исток всей европейской культурной традиции; рим. лит-pa стала представляться лишь досадной передаточной инстанцией, искажавшей дух греч. гения. Изучение лит-ры шло по двум путям: выверка текста и подготовка науч. изданий (нем. филологи Ф. Ричль, О. Ян, Ф. Бюхелер и их ученики) и создание вводных историко-лит. справочников, богатых материалом, но мало осмыслявших его (нем. учёные М. Шанц, В. Тёйфель). В России 19 в. изучением рим. лит-ры занимались такие крупные учёные, как И. В. Помяловский, Н. М. Благовещенский, В. И. Модестов (автор первого рус. курса истории рим. лит-ры, 1873-88). В 20 в. отношение к рим. лит-ре изменилось: за ней вновь стала признаваться самостоятельная ценность, иная, но не меньшая, чем у греческой лит-ры. Культурная ситуация 20 в. заставляла искать себе др.-историч. аналогии не в дробном полисном мире, как это делалось в 19 в., а в мире больших держав эллинистической и прежде всего рим. эпохи. Характерна эволюция отношения к Вергилию: в 18 в. его чтили выше Гомера, в 19 в. принижали как бессильного подражателя, в 20 в. вновь оценили как великого поэта. Этому пересмотру содействовала, во-первых, разработка методов анализа не на уровне лексики и метрики, а на уровне топики и жанров (нем. учёные-классики Э. Нор-ден, В. Кролль и др.), во-вторых, стремление отделить рим. "наслоения" от греч. оригиналов и показать, что они складываются в связную систему и представляют самостоят, интерес (А. Ростаньи и др. итал. учёные), в-третьих, развитие техники интерпретации текста, показавшей, что даже очень сходные греч. и рим. тексты часто выражают совсем разную картину мироощущения, "модели мира" (представители нем. классич. филологии Ф. Клингер, К. Бюхнер и др.). Работа по уяснению специфики рим. лит-ры на фоне антич. и мировой культуры в целом и является осн. делом совр. филологии.

Изучение искусства. Интерес к др.-рим. иск-ву усилился в 19 в., когда углублённое изучение др.-рим. памятников не только помогло составить более ясное представление об общей эволюции антич. иск-ва, но и создало предпосылки для истолкования своеобразия собственно др.-рим. художеств, культуры. Этому способствовали создание в Риме многочисленных археол. центров [среди к-рых ведущую роль в 19 в. играло Нем. археол. об-во (с 1843)] и раскопки, первоначально проходившие гл. обр. под руководством англ., франц. и нем. учёных. Знания о ранних стадиях художеств, жизни Апеннинского п-ова необычайно расширились в результате открытия украшенных росписями этрусских гробниц в Корнето, Кьюси, Черветери и др. местах (1820-30-е гг.) и остатков Вилла-нова культуры. Со 2-й четв. 19 в. интенсифицировалось исследование раннехрист. катакомб. После объединения Италии в 1861 особенно оживилась деятельность итал. археологов. Дж. Фьорелли провёл новаторские в методологич. отношении раскопки Помпеи, а в г. Риме изучение форумов и Палатинского холма приняло строго систематич. характер (П. Роза и др.), что позволило составить подробнейшие топографич. и архитектуроведч. описания древнего города (итальянец Р. Ланчани, француз А. Жордан, немец X. Хюльзен). Пристальное внимание привлекли провинции Рим. империи (напр., французы обследовали Тимгад в Алжире, а немцы и австрийцы - памятники Далмации). Полевые работы сочетались с науч. каталогизацией старых собраний, для к-рой основополагающее значение имели труды итальянца Э, К. Висконти и немца Э. Герхарда. На основе археол. поисков, а также критико-филологич. интерпретации сведений древних авторов (Плиния Старшего и др.) возникли обобщающие монографии нем. учёных Ф, Г. Велькера, К.Мюллера, О. Яна, в к-рых преобладал интерес к проблемам иконографич. традиций (т. н. художеств, мифологии). Органичное слияние стилистич. и иконографич. анализа характерно для появившихся в последней трети 19 - нач. 20 вв. трудов нем. учёных Г. фон Брунна, Л. Курциуса, А. Маца, Г. Роденвальдта, А. Фуртвенглера, франц. исследователя С. Рейнака, а также австр. искусствоведа А. Ригля, осветившего стилистич. своеобразие поз днерим. декоративно-прикладного иск-ва. Поиски исследователей 19 в. в области антич. иск-ва как бы подытоживались трудом по антич. портрету, написанным немцем А. Хеклером, и руководством, по др.-рим. археологии, созданным французами Р. Канья и В.Шапо (1-я четв. 20 в.).

К важнейшим открытиям в области др.-рим. археологии, сделанным во 2-й и 3-й четв. 20 в., принадлежат раскопки этрусского города Пирги (итал. археолог М. Паллоттино), находки на виллах Адриана в Тиволи и Анцио, а также на вилле близ дер. Пьяцца-Армерина (Сицилия), расширившие знания о мастерстве рим. копиистов греч. скульптуры и собственно др.-рим. памятниках (мозаиках и т. д.). Велись интенсивные раскопки в Помпеях, Геркулануме (постоянно сопровождаемые максимально достоверной реконструкцией бытовой среды в целом) и в близлежащих Стабиях. В г. Риме, где особенно подробно обследовался форум Цезаря, был также вскрыт обширный участок некрополя 2-3 вв. (под собором св. Петра), содержащий многочисл. саркофаги. Богатейшие данные о др.-рим. гор. стр-ве дали раскопки Остии. Тщательно изучались провинциальные др.-рим. художеств, центры в М. Азии (Памфилия, Перга, Сида, Эфес и др.) и на Балканах [в т. ч. в Аполлонии Иллирийской (Албания),, где работала группа сов. учёных под рук. В. Д. Блаватского]. Произведения, обнаруженные в Маринго (Ломбардия) и Штробинге (Бавария), значительно обогатили сведения о др.-рим. торевтике, а многочисл. материалы, открытые в Сев. Африке, Испании, Франции, ФРГ, Великобритании и Португалии, позволили составить более чёткое представление о тенденциях поздне-рим. архитектуры, декоративной скульптуры и монументальной живописи.

К сер. 20 в. учёные чаще всего обращаются к исследованиям отд. разновидностей др.-рим. художеств, культуры. Занимаясь архитектурой, искусствоведы изучают её образное и конструктивно-технич. новаторство (итал. учёный Дж. Лульи, амер. учёные М. Блейк, У. Макдо-нальд), символику (амер. учёный Э. Б. Смит); внимание исследователей сосредоточивается также на живописи (голл. учёный X. Г. Бейен), специфич. вопросах иконографии (амер. учёный О. И. Брендель) и прежде всего на проблемах др.-рим. скульптурного портрета [нем. учёные М. Вегнер, О. Весберг, Р. Вест, Б. Швейцер (ФРГ), дат. учёный Ф. Поульсен, шведский исследователь X. П. Л'Оранre]; широко изучается иск-во римских провинций [франц. учёные М. Побе и Ж. Рубье, швейц.- Ф. Штамм, нем.- X'. Шоппа (ФРГ), белы.- А. Брене]. В 1950-60-е гг. возникают и сводные труды [итал. учёный Р. Бьянки-Банди-нелли, нем.- Т. Краус (ФРГ)], среди к-рых выделяется итал. 7-томная "Энциклопедия древнего классического и восточного искусства" (1958-66), где др.-рим. памятники занимают значит, место. В круг первостепенных интересов совр. искусствознания входят вопросы влияния др.-рим. иск-ва на иск-во ср.-век. Европы (амер. учёный Р. Свифт и др.), взаимосвязи др.-греч., этрусской и др.-рим. художеств, культур, проблемы выявления новаторских черт, внесённых др.-рим. мастерами в антич. традицию.

Если в рус. науке др.-рим. иск-во первоначально рассматривалось преим. в исследованиях, посвящённых антич. культуре в целом (Ф. Ф. Зелинский, Н. П. Кондаков, А. В. Прахов), то с 1910-х гг. появляется всё больше спец. трудов о др.-рим. древностях (тенденция, получившая особое развитие в сов. эпоху), напр., о портрете (О. Ф. Вальдгауер, Н. Э. Гаршина, Б. В. Фармаковский), пейзаже (М. И. Ростовцев), зодчестве (В. Д. Блаватский, Н. И. Врунов). В 60-70-е гг. публикуются памятники, хранящиеся в музеях СССР, а также ведётся работа над обобщающими трудами, охватывающими др.-рим. иск-во в целом (монографии и отд. статьи Н. Н. Бритовой, А. И. Вощининой, А. П. Ивановой, С. А. Кауфман, М. М. Кобылиной, В. Ф. Маркузона, О. Я. Неверова, Н. А. Сидоровой, А. П. Чубовой).

Важнейшие науч. центры изучения Древнего Р. и наиболее важные периодич. издания см. в ст. Греция Древняя, раздел Изучение древнегреческой культуры.

Лит.:ДилигенскийГ. Г., Утченко С. Л., Советская историография античности за 40 лет, "Вопросы истории", 1958, № 1; Фролов Э. Д., Русская историография античности (до сер. XIX в.), Л., 1967; Sandys J. Е., A history of classical scholarship, v. 1 - 3, Camb., 1903 - 08; Сидорова Н. А., Новые открытия в области античного искусства, [М., 1965], с. 150-203; Brendel О. J., Prolegomena to a book on roman art, "Memoirs of the American school in Rome", 1953, v. 21, p. 9 - 73.

А. И. Немировский (Вступление, Изучение истории), М. Л- Гаспарое (Изучение литературы), Г. И. Соколов (Изучение искусства).

РИМ (Roma), столица Италии, гл. политический, культурный, значительный экономический центр страны, один из древнейших и богатых историческими и культурными памятниками городов мира, получивший название "вечного города". Адм. центр Римской провинции и обл. Лацио. В границах города находится папское государство-город Ватикан. Р. расположен на холмистой равнине вулканич. происхождения, называемой Римской кампаньей, по обоим берегам р. Тибр, близ его впадения в Тирренское м. Высшая точка города - Марио (139 м). Климат средиземноморский: темп-pa января 6,8 °С, июля 25,8 °С; осадков 508 мм в год (ок. 60 дождливых суток в году, гл. обр. осенью). В зимние месяцы дует холодная трамонтана, в летние - жаркий и сухой сирокко. Воду, как и в древности, город получает по акведукам с горных рек и озёр; Тибр из-за крайней загрязнённости и заиления не используется для гор. водоснабжения. Пл. собственно Р. 208,7 км2, с пригородами - 1507,6 км2. Адм. структура города сложная: центр, часть делится на 22 района, окружающая ист. центр территория состоит из 35 кварталов, пригородная зона - из 6 адм. единиц. Р.-самый крупный по населению город Италии. 2,8 млн. жит. (1973), с пригородами 3,6 млн.

До 19 в. численность населения увеличивалась относительно медленно (135 тыс. жит. в кон. 17 в., 167 тыс. жит. в кон. 18 в., 214 тыс. жит. в кон. 19 в.). Быстрый рост города начался после его провозглашения столицей Итал. королевства (в 1871).

Из общего количества экономически активного населения (998,5 тыс. чел. в 1971) в пром-сти (включая газо- и водоснабжение) и стр-ве занято 25,5% (255,7 тыс. чел.), в торговле-15,7% (156,7 тыс. чел.), на транспорте и в связи-7,9%, в гос. аппарате - 19%, остальные-гл. обр. в сфере услуг. Безработных 6,8% (68 тыс. чел. в 1971).

Городское управление. Гор. управление осуществляется советом из 80 членов, избираемым населением на 5 лет. Функции совета ограничены принятием гор. бюджета, постановлений по вопросам муниципального управления (трансп. х-во, коммунальное обслуживание и т. п.). Из своего состава совет избирает мэра города (синдика) и исполнит, комитет (джунту). Мэр одновременно является чиновником пр-ва. Контроль за гор. управлением Р. осуществляет префект Рим. провинции, а также провинциальная адм. джунта.

Исторический очерк. Р. получил название от одного из мифич. основателей города - Ромула. Согласно антич. преданию, Р. был осн. в 754/753 до н. э. (археологич. данные свидетельствуют о ещё более раннем существовании поселений на месте Р., в результате объединения к-рых к нач. 6 в. до н. э. сложился рим. форум как центр этих поселений). Постепенно Р., небольшой город-государство (полис), подчинив Апеннинский п-ов, а затем и обширные терр. за его пределами, стал столицей огромной средиземноморской державы - Рима Древнего. Р. был гл. ареной важнейших политпч. событий в период республики и империи. Античный Р.- крупнейший город древности (по совр. подсчётам, в период империи имел нас. от 600 тыс. до 2 млн. чел.) с многочисл. храмами, дворцами, дорогами (см. раздел Архитектура), знаменитыми рим. водопроводами (всего 11, первый проведён в 312 до н. э.), принадлежащими к числу самых выдающихся сооружений древности, канализацией (частично используемой и в наст, время).

Переживавшийся Рим. империей кризис (3 в. н. э.) отразился на положении города. С переносом Константином I столицы империи в Константинополь (330) Р. утратил значение политич. центра; столицей Зап. Рим. империи в сер. 5 в. фактически стала Равенна. Значит, разрушения принесли Р. нашествия варваров (взятие и разгром "вечного города" вестготами Алариха I в 410, вандалами в 455). Особенно пострадал город во время начавшихся в 535 войн между Византией и остготами, много раз переходил из рук в руки (в 547 была проведена эвакуация населения). Сократилась численность населения (в 6 в. до 30- 40 тыс. чел.), начался хоз. упадок. С 552 Р. находился длит, время под властью Византии. Визант. правителем в Италии Нарсесом в 50-60-х гг. 6 в. были проведены работы по очищению русла Тибра, восстановлению рим. порта, ремонту обществ, зданий и др.; однако все эти меры не привели к экономич. возрождению Р. В период господства на Апеннинском п-ове лангобардов (568 - сер. 8 в.) Р. оставался под властью Византии, но фактически управление городом перешло к рим. епископам - папам, к-рые назначали должностных лиц. В 8 в. папы добились фактич. независимости Р. от Византии. С 756 Р.- столица Папской области. К этому времени Р. приобрёл значение церковно-политич. центра Зап. Европы. В 800 папа Лев III короновал в Р. Карла Великого рим. императором. На протяжении ср. веков за Р. шла борьба между папством и императорами чСвященной Рим. империи" (считавшими себя преемниками рим. императоров); борьба за власть в городе шла и между различными знатными родами. В 1084 город был сильно разрушен войсками Роберта Гвискара. В 11-12 вв. Р. приобрёл облик феод, города - на месте разрушенных антич. зданий знатные фамилии возводили свои замки, развернулось церк. стр-во. Торгово-ремесл. жизнь сосредоточилась в р-нах, примыкавших к Марсову полю. В 11 в. в Р. зародились ремесл. цехи. Однако ремесло и торговля здесь развивались слабее, чем в экономически передовых итал. городах. С 12 в. торг.-ремесл. население, страдавшее от произвола папской администрации и феод, усобиц, вело активную борьбу против светской власти пап в Р., за коммуну. В результате восстания 1143 в Р. была установлена республика, к-рую возглавил Арнольд Брешианский. Гор. самоуправление Р. было фактически ликвидировано Иннокентием III (папа в 1198-1216), хотя номинально респ. форма правления (коммуна) сохранялась. Жизнь ср.-век. Р. во многом была связана с его положением центра католич. мира. Это был город с многочисл. духовенством, паломниками; здесь происходили торжеств, церемонии, коронации императоров "Священной Рим. империи" и т. д. Перенос в 1309 папской резиденции в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап), вызвавший ослабление папской власти в городе (рим. курия временно была ликвидирована), привёл к нек-рому усилению позиций торг.-ремесл. слоев; возобновилась борьба горожан за ограничение привилегий знати. В результате крупного восстания пополанов, возглавленного Кола ди Риенцо, Р. в 1347 был провозглашён республикой; в 1354 власть в городе захватила знать, к-рая удерживала её вплоть до сер. 15 в. (наиболее могуществ. феод, роды - Колонна и Орсини). Господство пап, вернувшихся в Р. в 1377, было полностью восстановлено лишь при Сиксте IV (1471-84). В сер. 15 - нач. 16 вв. Р. превратился в крупный центр Возрождения. С Р. этого периода связана деятельность мн. гуманистов, художников, архитекторов (Поджо Браччолини, Л. Б. Альберти, Ф. Бьондо, Д. Браманте, Рафаэль, Микеландже-ло и др.), к-рых привлекали к своему двору папы Николай V (1447-55), Пий II (1458-64), Юлий II (1503-13), покровительствовавшие лит-ре, иск-ву, стремившиеся прославить себя стр-вом и украшением дворцов, храмов. Во время Итальянских войн 1494-1559 Р. был разгромлен войсками имп. Карла V (май 1527). В 17 в. город переживал экономич. упадок, но в связи с Контрреформацией ещё более увеличилось его значение как религ. центра.

1 Олимпийский городок

2 Палаццетто (Малый дворец "спорта)

3 Дворец спорта

4 Музей римской цивилизации

б Музей Виллы Джулия

6 Национальная галерея современ ного искусства

7 Галерея Боргезе

8 Собор св. Петра

9 Площадь св. Петра

10 Ватиканские музеи

И Замок Сант-Анджело

12 Дворец Правосудия

13 Пьяцца Навона

14* Пантеон

15 Палаццо Мадэма (сенат республики)

16 Палаццо Монтечиторио (палата депутатов)

17 Палаццо Боргезе

18 Церкви Санта-Мария дель Анима и Санта-Мария депла Паче

19 Церковь Сан-Луиджи деи Франчези

20 Театр "Балле"

21 Палаццо Массимо алле Колонне

22 Музей Рима

23 Церковь Сант-Андреа делла Балле

24 Палаццо Канчеллерия

25 Палаццо Фальконьерк

26 Палаццо Фарнезе

27 Пьяцца Кампо деи Фьорн

28 Театр „Арджентина"

29 Церковь Санта-Мария сопра Минерва

30 Палаццо Дориа

31 Палаццо Венеция

32 Церковь Иль-Джезу

33 Пьяцца Венеция

34 Памятник Виктору Эммануилу И

35 Церковь Санта-Мария ин "Арачели

36 Капитолийский музей

37 Палаццо деи Консерватори

38 Палаццо деи Сенатори (муниципалитет)

39* Театр Марцеллз

40* Императорские форумы

41* Римский форум

42* Императорские дворцы

43 * Колизей'(амфитеатр Флавиев)

44* Арка Константина

45* Термы Траяна

46* Термы Каракаллы

47* Пирамида Цестия

48* Термы Диоклетиана (Национальный римский музеи и церковь Сзнта-Мария дельи Анджели)

49 Палаццо Барберини (Национальная 'галерея античного искусства)

50 Палаццо Квиринале(резиден ция президента)

51 Фонтан Треви

52* Колонна Марка Аврелия

53 Церковь Сант-Андреа аль Квиринале

54 Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане

55 Римская опера

56 Церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи

57 Банк Италии

58 Церковь Санта-Мария Маджоре

59 Церковь Сан-Пьетро ин Вин кол и

60 Церковь Сан-Клементе

61 Церковь Санти-Джованни э Паоло

62 Церковь Сан-Стефано Ротондо

63 Палаццо Латерзно

64 Церковь Сан-Джованни нн Латерано

65 Церковь Санта-Мария ин Козмедин

66 Национальная академия деи Линчей

67 Вилла Фарнезе 68 Церковь Сан-Пьетро ин Монторио

69 Церковь Санта-Мария ин Трастевере.

* Античные ансамбли и памятники

В февр. 1798 Р. оккупировала армия франц. Директории. В результате восстания в Р. была провозглашена республика (см. Римская республика 1798-99). В 1808 в ходе наполеоновских войн город вновь оккупировали франц. войска, а в 1809 светская власть папы Пия VII была ликвидирована, и Р. присоединён к наполеоновской Франции. В годы франц. оккупации (до 1814) в Р. проводились строит, и архит. работы, но в то же время бесценные сокровища музеев и картинных галерей расхищались оккупантами, население страдало от поборов и реквизиций. С началом Рисорджименто Р., столица Папского гос-ва и опора феод.-клерикальной реакции, стал серьёзным препятствием к объединению Италии. Во время Революции 1848-49 в Италии Р. был ареной революц. событий: в нояб. 1848 в результате выступлений нар. масс светская власть папы Пия IX фактически была свергнута, а сам он бежал из Р.; 9 февр. 1849 в Р. была провозглашена республика, Рим. республика 1849 явилась наивысшим выражением демократич. тенденций Итал. революции 1848-49. В 50-60-х гг. 19 в., после подавления Рим. республики силами междунар. реакции, прежде всего франц. интервентами, светская власть папы римского держалась в городе только благодаря присутствию в нём (с 1849) франц. гарнизона. Попытки отрядов Дж. Гарибальди в 1862 и 1867 освободить Р. оказались безуспешными. Лишь в 1870, когда франц. гарнизон был отозван (в связи с поражением франц. армии при Седане), светская власть папы над Р. была ликвидирована: в обстановке усилившегося нар. движения за воссоединение Р. с образованным в 1861 объединённым Итал. королевством 20 сент. 1870 в город вступили войска Итал. королевства и отряд патриотов-гарибальдийцев; после референдума 2 окт. 1870 Р. был включён в состав Италии. 26 янв. 1871 Р. провозглашён столицей Итал. королевства, что знаменовало завершение создания итал. нац. гос-ва. Пий IX отказался признать совершившиеся перемены, это привело к длит, конфликту между папством и итал. гос-вом (см. "Римский вопрос").

Рим. Демонстрация против провокаций неофашистов. Январь 1975.

Средоточие в Р. памятников античного мира и великих творений художников и зодчих эпохи Возрождения всегда привлекало художников, писателей, туристов. В 19 в. в Р. жили А. А. Иванов, С. Ф. Щедрин, Н. В. Гоголь и др. представители рус. культуры.

С превращением Р. в столицу Италии начало быстро возрастать его население, увеличилось количество пром. предприятий,'город стал крупнейшим трансп. узлом. С кон. 19 в. Р.- центр социальной и демократич. борьбы трудящихся.

В окт. 1922 итал. фашисты инсценировали т. н. поход на Р.- после вступления в город фаш. отрядов, стянутых со всей страны, был осуществлён гос. переворот, в результате к-рого установлена фаш. диктатура (1922-43). В 1929 по Латеранским соглашениям на части терр. Р. было образовано государство-город Ватикан. 8 сент. 1943, после капитуляции Италии во 2-й мировой войне 1939- 1945, Р. оккупировали нем.-фаш. войска. За время оккупации (1943-44) тысячи людей были брошены в тюрьмы, казнены, замучены (особенно зверским явилось массовое убийство рим. граждан в марте 1944 в Ардеатинских пещерах). Население героически боролось против аахватчлксш. Р. был освобождён 4 июня 1944 англо-амер. войсками. В 1946 с упразднением монархии (референдум 2 июня) Р. стал столицей Итал. республики. Р.- один из важнейших центров рабочего и демократич. движения совр. Италии. л. М. Брагина.

Экономика. Удобство географич. положения Р. на стыке Севера и Юга страны способствовало первоначально развитию его трансп.-торг., а затем и др. экономич. функций. Индустриальное значение город приобрёл довольно поздно; по размерам пром. продукции он занимает 4-е место в Италии (после Милана, Турина, Генуи.). Сначала JB P. стали развиваться отрасли пищ. и лёгкой пром-сти, представленные преим. небольшими фабриками и мастерскими. В 1960-70-е гг. пром-сть Р. значительно расширилась. На пищ., полиграфич., швейную, мебельную, бумажную, текст., обувную, парфюмерную отрасли приходится'ок. 1/2 всех занятых в столичной пром-сти. Имеются электротехнич. пром-сть (телефонно-телеграфное оборудование, электроприборы, изделия электроники, электрич. бытовые приборы длит, пользования и др.), точное приборостроение, произ-во ж.-д. подвижного состава, с.-х. машин, типографского оборудования, мотоциклов, велосипедов, хим. пром-сть (фармацевтич. изделия, искусств, шёлк, кислоты, сода, суперфосфат и др.), произ-во стройматериалов (цемент, стекло, железобетонные изделия), строит, индустрия. Мощность ТЭС ок. 3 млн. кет. Сохраняется ремесл. произ-во, традиционно изготовление различных художеств, ювелирных изделий, гобеленов, плетёной мебели, изделий из стекла, кожи, муз. инструментов и др.; переплётное дело.

Р. не имеет городов-спутников и пром. пригородов, однако ряд пром. городов области Лацио (Коллеферро, Фрозиноне, Латина и др.) экономически тесно связаны со столицей.

Р.- один из крупнейших в мире центров междунар. туризма (св. 10 млн. чел. ежегодно); для обслуживания туристов предназначены многочисл. отели, обществ, и частный транспорт, магазины (торговля сувенирами, предметами иск-ва), рестораны, зрелищные учреждения, клубы и мн. др. В столице сосредоточены правительств, и адм.-управленч. учреждения, руководящие органы политич. партий и массовых орг-ций Италии, крупнейшие банки, кредитные, страховые и торг, учреждения, правления итал. и иностр. фирм, нек-рые междунар., орг-ции [напр. Орг-ция ООН по вопросам продовольствия и с. х-ва (ФАО), Междунар. торг, палата и др.].

Р.- крупный трансп. узел внутр. и междунар. сообщений; 8 ж.-д. лучей, 10 автострад, 30 авиалиний. Аэропорты Р.- Леонардо да Винчи ди Фьюмичино и Чампино. Р.- речной порт (на участке Фьюмичино - Рим р. Тибр канализована), портовый комплекс Сан-Паоло; аванпорт Р. на побережье Тирренского м. - Чивитавеккья. Осн. виды гор. транспорта: трамвай (кроме центра), троллейбус, автобус; метрополитен (сооружён в 1927- 1938) соединяет центр с р-ном предполагавшейся Всемирной выставки (Эспозиционе универсале романа, ЭУР) на Ю. города и мор. побережьем (Лидо-ди-Рома ). Количество автомашин, мотоциклов и мотороллеров (св. 1,3 млн. в 1970) в Р. приближается копределу насыщенности".

В Р. относительно мало зелени (ок. 1700 га), особенно обществ, парков и бульваров, в юж. (Монтеверде) и сев. (Париоли) р-нах города - сады, частные виллы и особняки рим. аристократии, буржуазии, высших чиновников. Гл. обр. на Ю. и Ю.-В. столицы размещается б. ч. пром. предприятий. Места отдыха римлян - приморские районы (Лидо-ди-Рома, Фреджене), горы: Альбанские в 20-30 км к Ю.-В. от Р. (городки, окружённые виноградниками, - Дженцано, Альбано, Марино, Фраскати) и Тибур-тинские к В. от Р. (г. Тиволи, живописные водопады на р. Аниене). Вокруг столицы - значит, с.-х. район (огороды, сады, виноградники, оливковые насаждения; мясо-молочные фермы; посевы зерновых). Т. А. Галкина. Архитектура. Архит. памятники Р., отражающие его почти трёхтысячелетнюю историю, наложили яркий отпечаток на формирование неповторимого и сложного облика города. В своеобразии Р. важную роль играют его живописное расположение на холмах, обилие грандиозных руин, величавых дворцов и церквей самых различных эпох, многообразие площадей, многочисленность фонтанов и монументов, декоративной скульптуры. Специфику гор. силуэта определяют купола и пинии. Рыжеватый туф, тёмный кирпич и красновато-коричневая штукатурка фасадов придают застройке общий колорит, связывающий Р. с природным окружением.

Рим. Развалины дворца Септимия Севера на Палатине. Нач. 3 в.

Границы центр, части совр. города совпадают с др.-рим. стеной Аврелиана (272; сохранилась частично), а многие улицы - с др.-рим. дорогами. Гигантский размах и мерная величавость антич. памятников во многом предопределили масштабы и монументальность зданий последующих веков. Сложившись на Капитолии и Палатине, др.-рим. город распространился на соседние холмы (Эсквилин, Авентин, Виминал, Целий, Квиринал), низину до излучины Тибра (Марсово поле) и перекинулся на правый берег (совр. р-н Трастевере). Его обществ, центрами являлись Капитолий и комплексы Рим. форума [с 6 в. до н. э.; включает: храмы Кастора и Поллукса (с 484 до н.э.), Антонина и Фаустины (141), базилику Максенция (или Константина; ок. 315), триумфальные арки Тита (81) и Септимия Севера (203)] и императорских форумов: Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Траяна (111-114, арх. Аполлодор из Дамаска; с колонной Траяна. Среди важнейших др.-рим. сооружений, находящихся вне форумов,- храмы: Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке (1 в. до н. э.), Пантеон, Венеры и Ромы (135- 307); мавзолеи: Цецилия Метелла, Еврисака (оба - сер. 1 в. до н. э.), Цестия (чпирамида Цестия"; 12 в. до н. э.), Адриана (135-140, в ср. века превращён в замок Сант-Анджело); театр Марцелла (44 до н.э. -13н. э.), амфитеатр Флавиев (или Колизей); термы Каракаллы (206- 217) и Диоклетиана (306; ныне Нац. рим. музей); триумфальная колонна Марка Аврелия (176-193); триумфальная арка Константина (315); мосты: Адриана (Сант-Анджело; 136) и др.; акведуки: Клавдия (илл. см. т. 1, стр. 330) и др.; дорога Виа Аппиа (312 до н. э.). На Палатине расположены руины дома Ливии (1 в. до н. э.), дворца Флавиев (1 в.) и др. дворцов. План Р. периода, империи см. на карте Римская, империя в 27 г. дон. э.-138 г. н. э. В 6-9 вв. терр. города сокращалась; антич. памятники разрушались; разобщёнными центрами ср.-век. Р. были Капитолий, где находилось гор. управление, и резиденции епископа (а затем папы ) Латеран и Ватикан. Жилые ср.-век. кварталы были сосредоточены на противоположном от Ватикана берегу Тибра, у христ. базилик и обжитых антич. зданий, перемежаясь с пустырями, садами и болотами. Среди раннехрист. памятников Р.- катакомбы: Сан-Себастьяно (с криптой 1-2 вв.), Домициллы (1-4 вв.), Калликста (2-3 вв.); базилики, перестраивавшиеся вплоть до 18 в.: Сан-Джованни ин Латерано (311-314), Сан-Лоренцо фуори ле Мура (330; мозаики 6 в.), Санта-Мария Маджоре (3-я четв. 4 в.; мозаики 5 и 13 вв.), Санти-Джован-ни э Паоло (ок. 400; фрески 12 в.), Сан-Клементе (4 в.; мозаики и фрески 9- 12 вв.), Санта-Мария ин Козмедин (перестройки 8 и 12 вв.), Санта-Мария ин Трастевере (1140; на месте церкви 4 в.; мозаики П. Каваллини), Санта-Мария ин Ара-чели (перестройка 1250); центрич. церкви: Сан-Стефано Ротонде, Санта-Мария Ан-тикуа (фрески 6-8 вв.) - обе 6 в. Из немногочисл. готич. построек выделяется церковь Санта-Мария сопра Минерва (с 1280; фасад - 1453).

С нач. 16 в. Р. украшается зданиями и ансамблями, призванными, по замыслу пап, возродить величие античного Р. Ренессансное стр-во началось у Ватикана и на противоположном берегу Тибра, развиваясь к Пьяцца Навона и Капитолию. В Ватикане, подвергнутом полной реконструкции, были возведены грандиозный собор св. Петра (1506-1614, арх. Браманте, Микеланджело, Дж. делла Порта, Виньола, К. Мадерна и др.; илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49; т. 16, табл. XI, стр. 96-97), купол к-рого стал гл. архит. акцентом в панораме Р., а также дворы Бельведера и Сан-Дамазо (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593; т. 4, стр. 333). Деловой центр ренессансного Р. находился в р-не моста Сант-Анджело, где в 1540-е гг. была намечена первая трёхлучевая композиция улиц, расходящихся от пл. Сан-Чельсо. Среди рим. построек эпохи Возрождения - палаццо: Венеция (с 1452, очевидно, по планам Л. Б. Альберти или Б. Росселлино), Канчеллерия (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593, а также т. 19, стр. 96), Фарнезе (илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448), Видони-Каффарелли (ок. 1515-20, арх. Рафаэль); виллы: Фарнезина (1509-11, арх. Б. Перуцци; фрески Рафаэля, Дж. Романо и др.), Мадама (с 1517, арх. Рафаэль, А. да Сангалло Младший); церкви: Сан-Пьетро ин Монторио (1480-е гг., арх. Б. Понтелли; во дворе - Темпьетто, Санта-Мария делла Паче (илл. см. т. 3, табл. XL, стр. 593; фасад - 1656, арх. Пьетро да Кортона), Санта-Мария дель Анима (нач. 16 в., арх. Дж. да Сангалло и Браманте), Сант-Элиджо дельи Орефичи. Со 2-й четв. 16 в. в нек-рых рим. зданиях появляются черты маньеризма (палаццо Массимо алле Колонне, илл. см. т. 19, стр. 455; вилла Джулия, ныне музей, илл. см. т. 5, табл. III, стр. 48-49). Приёмы, предвосхищающие градостроительство 17-18 вв., характерны для созданного Микеланджело ансамбля Капитолия (новый светский центр города), в к-ром наглядно раскрыта связь папской столицы с антич. Р. [с 1546; ансамбль включает: палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, гл. здание Капитолийских музеев, антич. статую Марка Аврелия, установленную на площади в 1538; план см. т. 5, стр.277]. При Сиксте V (1585-90) были проложены прямые улицы, соединившие важнейшие раннехрист. базилики и связавшие р-ны города в единую систему. В сети этих улиц, дополненных многочисл. ансамблями, ярко выразилось свойственное барокко понимание города как целостного организма, постигаемого в движении, последовательно открывающем виды на эффектные архит. мизансцены. К важнейшим ансамблям барокко относятся: Пьяцца дель Пополо (16-17 вв.; завершена в 1816-20, арх. Дж. Валадье) с др.-егип. обелиском в точке схода 3-лучевой системы магистралей и 3 церквами, пл. Св. Петра (Пьяцца Сан-Пьетро; план см. т. 2, стр. 299; илл. см. т. 3, вклейка к стр. 209; т. 4, стр. 333), Пьяцца Навона (17 в.), Пьяцца ди Спанья. Среди отд. памятников барочного зодчества - палаццо: Квиринале (с 1574, арх. Ф. Понцио, К. Мадерна, Л. Бернини и др.), Латерано (1586-90, арх. Д. Фонтана), Боргезе (1590-1615, арх. М. Лонги Старший, Ф. Понцио), Барберини (илл. см. т. 11, стр. 35 и табл. III, стр. 48-49), Фальконьери (1639-41, арх. Ф. Борромини), Монтечиторио (1650-90, арх. Л. Бернини, К. Фонтана), Дориа-Памфили (17-18вв., арх. А. дель Гранде и др.; ныне картинная галерея); виллы: Боргезе (ныне музей; илл. см. т. 5, табл. III, стр.48-49) и др.; церкви: Иль Джезу (1568-84, арх. Дж. Виньола; фасад - 1575, арх. Дж. делла Порта, илл. см. т. 20, стр. 378), Сан-Луиджи деи Франчези (1518-88; фасад - 1589, арх. Дж. делла Порта), Сант-Андреа делла Балле (1591-1663, арх. П. Оливьери, К. Мадерна, К. Райнальди), Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Ивоалла Сапиенца (илл. см. т. 3, табл. I, стр. 80), обе - арх. Ф. Борромини; Сант-Андреа аль Квиринале (1653-58, арх. Л. Бернини). Пышные дворцы, парки и церкви, неожиданно раскрывающиеся площади и видовые площадки, пространств, акценты в виде лестниц, обелисков, фонтанов (Четырёх рек, Треви и др.) и декоративных скульптур вносят в восприятие барочной архитектуры Р. (во многом определившей и облик совр. города)фабульную увлекательность. С превращением Р. в столицу Италии его рост стал особенно интенсивным; застраивались (преим. доходными домами) р-н Прати у Ватикана, вост. и юго-вост. р-ны. Большинство рим. вилл [за исключением виллы Адриана (2 в.) и виллы д'Эсте (1550-72, арх. П. Лигорио)-обе в Тиволи] оказались включёнными в черту города, а многие из их парков стали общественными. В соответствии с ген. планом 1873 прокладывались новые артерии (Корсо Витторио Эмануэле, Виз Национале), строились многочисл. здания и ансамбли помпезно-эклектич. характера (памятник Виктору Эммануилу II, илл. см. т. 11, стр. 37). Обществ, центр Р. переместился на Пьяцца Колонна.

Рим. Порта Пиа. 1561. Арх. Микеланджело.

В 1930-х гг. была предпринята попытка вернуть Р. "императорское величие", к-рая сопровождалась расчисткой антич. памятников, стр-вом комплекса несостоявшейся Всемирной выставки (р-н Эспозиционе универсале романа, ЭУР), прокладкой новых магистралей (Виа деи Фори Империали, Виа ди Кончилиационе), для чего сносились ценные ист. кварталы (р-н Борго). Постройки этих лет решены в стиле неоклассицизма (спортивный комплекс Форо Италико, 1928-34, арх. М. Пьячентини и др.; комплекс ЭУР, с 1937, арх. М. Пьячентини, Дж. Пагано и др.; илл. см. также к ст. Пьячентини). После 2-й мировой войны терр. города быстро разрастается во всех направлениях. С 1930-х гг. создалась чрезмерная концентрация транспорта на узких улицах и площадях 16-18 вв. в центре Р., поэтому в 1950-60-х гг. встал вопрос о прокладке периферийных магистралей в обход ист. р-нов города. Построенная к Олимпийским играм 1960 Виа Олимпика, связавшая Форо Италико с ЭУР, а также вост. и юж. отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в 2 уровнях лишь частично облегчили эти трудности [с Олимпийскими играми связаны также реконструкция Форо Италико, возведение Олимпийского городка, Дворца спорта и т. н. Палаццетто (Малого дворца спорта), илл. см. т. 7, табл. LII, стр. 545]. Р-ны старой застройки сохраняются по возможности в первоначальном состоянии (однако без их оздоровления); здесь возводятся лишь отд. сооружения, нередко органически связанные с ист. окружением (вокзал Термини, илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49; Дом на пл. Золотых медалей, илл. см. т. 11, стр. 38; посольство Великобритании, 1970, арх. Б. Спенс). Новое стр-во развивается гл. обр. на периферии. Р-н ЭУР превратился в 1960- 1970-е гг. в крупнейший деловой центр Р., распространяющегося далее на Ю.-З. Растущие с 1930-х гг. кварталы домов для рабочих, однообразные, лишённые достаточного количества обслуживающих учреждений, располагаются преим. на равнинах (Тусколано. Дон Боско, Номентано) и состоят из 5-6-, 7-8- и 10-12-этажных домов. Подчёркнуто экстравагантные по архитектуре богатые кварталы возникли на С. и С.-З., на холмах (Париоли, Монте-Марио, Винья-Клара, илл. см. т. 9, табл. XXIX, стр. 256-257); здесь искусно используются особенности рельефа, но обществ, зелёные зоны (на терр. бывших вилл) нередко распродаются под застройку. Жилые р-ны Р. плохо связаны с центром и осн. местами приложения труда. Решению этой проблемы призвано помочь создание (по ген. плану 1964) "оси обслуживания", т. е. системы касательных к городу магистралей, соединяющих с ЭУР 2 новых обществ, центра, намеченных в р-нах Ченточелла и Пьетралата.

В. Ф. Маркузон.

Учебные заведения, научные и культурные учреждения. Высшие уч. заведения: Римский университет, частный Междунар. ун-т социальных наук, Высшая школа физического воспитания, Академия изящных иск-в и художеств, лицей, Нац. академия драматич. иск-ва им. С. Д'Амико (имеется уч. театр), Нац. академия танца, Консерватория "Санта-Чечилия". Науч. учреждения: Национальная академия деи Линчей, Академия мед. наук, Нац. академия Сорока (членов) и др. академии, Нац. совет по науч. исследованиям, Нац. ин-т ядерной физики, Астрономия, обсерватория, более 100 науч. об-в, центров и ин-тов по различным областям науки и иск-ва. Крупнейшие библиотеки: Нац. центр, б-ка, б-ка Ун-та, б-ка Анджелика, б-ка Ка-санатенсе, б-ка Нац. академии деи Линчей, б-ка Валличеллиана и др. Музеи: Нац. рим. музей (музей Терм), Музей Виллы Джулия, Галерея Боргезе, Музей этнографии и доисторич. периода Луиджи Пигорини, Нац. галерея антич. иск-ва, Нац. галерея совр. иск-ва, Музей Барракко, Нац. музей нар. иск-в и традиций, Музей рим. цивилизации, Нац. музей вост. иск-ва, Музей Рима, Капитолийские музеи и др., музеи Ватикана. В Р. имеются (1975): Римская опера ("Театро дель опера"), постоянная драматич. труппа "Театро ди Рома", выступающая в помещении театров: "Арджентина", "Театро чирко", "Абако", "Театрино Э. Флайано". Существуют также театр, здания: "Балле", "Элизео", "Квирино", чТеатро делле арти", "Россини", "Гольдони", "Тординона", "Театро делле музе" и др., в к-рых выступают лучшие итал. драматич. труппы. Работают "Театр марионеток" и театр для детей "Аль Торкьо". В летнее время оперные театр, представления устраиваются в Термах Каракаллы, драматич. - в "Амфитеатре куэрчо дель Тассо", "Театро делле фонтане" и др. Нац. академия "Санта-Чечилия" (с 2 концертными залами). Большой известностью пользуется киногородок "Чинечитта", где находятся крупнейшие итальянские кинофирмы, в т. ч. К. Понти.

Лит.: Storia di Roma in XXX volumi, Bologna, 1938-; Сергеенко М. Е., Жизнь древнего Рима, М.- Л., 1964; Г р е г о р о в и у с Ф., История города Рима в средние века, пер. с нем., т. 1-5, СПБ, 1902-12; Богемский Г. Д., По городам Италии, М., 1955; Персианова О. М., По городам Италии, Л., 1968; Гаврилин В. М., Рим, М., 1960; Галкина И., "Вечный город" сегодня, в кн.: Земля и люди. Географический календарь, М., 1973; Burchard P., Rzym, Warsz., 1972; К r a s i с k i I., Rzymskie ABC, Warsz., 1966; S t r a s z e w i с z L,, Rzym jako metropolia swiatowa. "Przegla.d geograficzny", 1969, t. 41, zesz. 4; Touring club italiano. Guida d'ltalia, t. 16 - Roma e dintorni, 6 ed., Mil., 1962; Б р y н о в Н. И., Рим. Архитектура эпохи барокко, [М., 1937]; Пил я вс кий В. И., Рим, Л., 1972; Valentini R., Z u с с h e t t i G., Codice topografico della citta di Roma, v. 1 - 4, Roma, 1940 - 53; Le chiese di Roma, v. 1 - 91, Roma, 1946 - 61; Bruhns L., Die Kunst der Stadt Rom, [Bd 1 - 2], W., [1951]; L и g 1 i G., Fontes ad topograp-hiam veteris urbis, v. 1, Romae, с 1952 (изд. продолжается); Piccinato L., Problem! urbanistici di Roma, Mil., [1960]; Nash E., Pictorial dictionary of ancient Rome, v. 1-2, N. Y., 1961-62; I n so 1 e r a I., Roma moderna. Un secolo di storia urbanisti-ca, [Torino], 2 ed., 1962 (4 ed.. Torino, 1971).

РИМАН (Riemann) Георг Фридрих Бернхард (17.9.1826, Брезеленц, Нижняя Саксония,- 20.7.1866, Селаска, близ Интры, Италия), немецкий математик. В 1846 поступил в Гёттингенский ун-т; слушал лекции К. Гаусса, мн. идеи к-рого были им развиты позже. В 1847-49 слушал лекции К. Якоби по механике и П. Дирихле по теории чисел в Берлинском ун-те; в 1849 вернулся в Гёт-тинген, где сблизился с сотрудником Гаусса физиком В, Вебером, к-рый пробудил в нём глубокий интерес к вопросам математического естествознания.

Г. Ф. Б. Риман.

В 1851 защитил докторскую диссертацию "Основы общей теории функций одной комплексной переменной". С 1854 приват-доцент, с 1857 профессор Гёггингенского ун-та. Лекции Р. легли в основу ряда курсов (математич. физики, теории тяготения, электричества и магнетизма, эллиптич. функций), изданных после смерти Р. его учениками. Умер от туберкулёза.

Работы Р. оказали большое влияние на развитие математики 2-й пол. 19 в. и в 20 в. В докторской диссертации Р. положил начало геометрич. направлению теории аналитических функций; им введены т. н. римановы поверхности, важные при исследованиях многозначных функций, разработана теория конформных отображений и даны в связи с этим осн. идеи топологии, изучены условия существования аналитич. функций внутри областей различного вида (т. н. принцип Дирихле) и т. д. Разработанные Р. методы получили широкое применение в его дальнейших трудах по теории алгебраич. функций и интегралов, по аналитич. теории дифференциальных уравнений (в частности, уравнений, определяющих гипергеометрические функции), по аналитич. теории чисел (напр., Р. указана связь распределения простых чисел со свойствами дзета-функции, в частности с распределением её нулей в комплексной области - т. н. гипотеза Римана, справедливость к-рой ещё не доказана) и т. д.

В ряде работ Р. исследовал разложимость функций в тригонометрич. ряды и в связи с этим определил необходимые и достаточные условия интегрируемости в смысле Р. (см. Интеграл), что имело значение для теории множеств и функций действительного переменного. Р. также предложил методы интегрирования дифференциальных уравнений с частными производными (напр., с помощью т. н. инвариантов Римана и функции Римана). В знаменитой лекции 1854 "О гипотезах, лежащих в основании геометрии" (1867) Р. дал общую идею математич. пространства (по его словам, "многообразия"), включая функциональные и топологич. пространства. Он рассматривал здесь геометрию в широком смысле как учение о непрерывных к-мерных многообразиях, т. е. совокупностях любых однородных объектов и, обобщая результаты Гаусса по внутр. геометрии поверхности, дал общее понятие линейного элемента (дифференциала расстояния между точками многообразия, см. Риманова геометрия), определив тем самым то, что наз. финслеровыми пространствами. Более подробно Р. рассмотрел т. н. римановы пространства, обобщающие пространства геометрий Евклида, Лобачевского и Римана (см. Неевклидовы геометрии), характеризующиеся специальным видом линейного элемента, и развил учение об их кривизне. Обсуждая применение своих идей к физич. пространству, Р. поставил вопрос о "причинах метрических свойств" его, как бы предваряя то, что было сделано в общей теории относительности (см. Тяготение).

Предложенные Р. идеи и методы раскрыли новые пути в развитии математики и нашли применение в механике и физике.

Соч.: Gesammelte mathematische Werke und wissenschaftlicher Nachlass, 2 Aufl., N. Y., 1953; в рус. пер. - Сочинения, М,- Л., 1948.

Лит.: Клейн Ф., Лекции о развитии математики в XIX столетии, пер. с нем., ч. 1, М.- Л., 1937.

РИМАН (Riemann) Карл Вильгельм Юлиус Хуго (18.7.1849, Гросмельра, близ г. Зондерсхаузен,- 10.7.1919, Лейпциг), немецкий музыковед. Проф. Лейпцигского ун-та (с 1901), директор осн. им Ин-та музыкознания (Collegium musicum, с 1908), Ин-та муз. науки (с 1914). Деятельность Р. охватывает все области муз. теории, а также историю музыки, муз. эстетику и критику. При анализе муз. произв. он привлекал данные естествознания для объяснения явлений гармонии, ритма, муз. формы, агогики и др. С его именем связано развитие т. н. функциональной теории в музыковедении. Опираясь на взгляды Ж. Ф. Рамо, Р. разработал систему функциональных отношений аккордов. Среди многочисл. работ Р.-"Музыкальный словарь" (1882), выдержавший затем 12 изданий и переведённый на многие языки (рус. пер. 1901), "Руководство по истории музыки" (т. 1-5, 1901-13). Труды Р. обогатили музыковедение важными теоретич. выводами, вместе с тем в них сказалась ограниченность позитивистской методологии автора, зачастую отсутствие подлинного историзма. Почётный чл. Нац. академии "Санта-Чечилия" в Риме (1887), королевской Академии во Флоренции (1894), Муз. ассоциации в Лондоне (1900), почётный доктор музыки Эдинбургского ун-та (1899).

Лит.: Мазель Л., Функциональная школа, в кн.: Рыжкин И., Мазель Л., Очерки по истории теоретического музыкознания, в. 1, М., 1934; История европейского искусствознания, т. 4, кн. 1 - 2 - Вторая половина XIX в.- нач. XX в., М., 1969.

РИМАНА ГЕОМЕТРИЯ, эллиптическая геометрия, одна из неевклидовых геометрий, т. е. геометрич. теория, основанная на аксиомах, требования к-рых (в значительной части) отличны от требований аксиом евклидовой геометрии. Осн. объектами, или элементами, трёхмерной Р. г. являются точки, прямые и плоскости; осн. понятия Р. г. суть понятия принадлежности (точки прямой, точки плоскости), порядка (напр., порядка точек на прямой или порядка прямых, проходящих через данную точку в данной плоскости) и конгруэнтности (фигур). Требования аксиом Р. г., касающиеся принадлежности и порядка, полностью совпадают с требованиями аксиом проективной геометрии. Соответственно, в Р. г. имеют место, напр., следующие предложения: через каждые две точки проходит одна прямая, каждые две плоскости пересекаются по одной прямой, каждые две прямые, лежащие в одной плоскости, пересекаются (в одной точке), точки на прямой расположены в циклич. порядке (как и прямые, лежащие в одной плоскости и проходящие через одну точку). Требования аксиом Р. г., касающиеся конгруэнтности, сходны с требованиями соответствующих аксиом евклидовой геометрии: во всяком случае они обеспечивают движения фигур по плоскости и в пространстве Римана столь же свободные, как на плоскости и в пространстве Евклида. Метрич. свойства плоскости Римана "в малом" совпадают с метрич. свойствами обыкновенной сферы. Точнее: для любой точки плоскости Римана существует содержащая эту точку часть плоскости, изометричная нек-рой части сферы; радиус R этой сферы - один и тот же для всех плоскостей данного пространства Римана. Число К = 1/R2 наз. кривизной пространства Римана (чем меньше К, тем ближе свойства фигур этого пространства к евклидовым). Свойства плоскости Римана "в целом" отличаются от свойств целой сферы; так, напр., на плоскости Римана две прямые пересекаются в одной точке, а на сфере два больших круга, к-рые играют роль прямых в сферич. геометрии, пересекаются в двух точках; прямая, лежащая на плоскости, не разделяет эту плоскость (т. е., если прямая а лежит в плоскости а, то любые две точки плоскости а, не лежащие на прямой а, возможно соединить отрезком, не пересекая прямой а).

По-видимому, первое сообщение о Р. г. сделано Б. Риманом в его лекции "О гипотезах, лежащих в основании геометрии" (1854, опубликовано в 1867), где Р. г. рассматривалась как частный случай римановой геометрии - теории римановых пространств в широком смысле. Р. г. относится к теории пространств постоянной положительной кривизны.

Лит. см. при статье Неевклидовы геометрии. Н. В. Ефимов.

РИМАНА ДЗЕТА-ФУНКЦИЯ (матем.), см. Дзета-функция.

РИМАНА ИНТЕГРАЛ, обычный определённый интеграл. Само определение Р. и. по существу было дано О. Коши (1823), к-рый, однако, применял его к непрерывным функциям. Б. Риман впервые указал (1853, опубликовано в 1867) необходимое и достаточное условие существования определённого интеграла, к-рое в совр. терминах может быть выражено так: для существования определённого интеграла функции на нек-ром интервале необходимо и достаточно, чтобы: 1) интервал был конечным; 2) функция была на нём ограниченной и 3) множество точек разрыва функции на этом интервале имело лебеговскую меру нуль (см. Мера множества).
2211.htm
РИМАНОВА ПОВЕРХНОСТЬ, одно из осн. понятий теории функций комплексного переменного. Р. п. введена Б. Риманом (1851) с целью заменить изучение многозначных аналитич. функций изучением однозначных аналитич. функций точки на соответствующих Р. п. См. Аналитические функции.

РИМАНОВО ПРОСТРАНСТВО, пространство, в малых областях к-рого имеет место приближённо (с точностью до малых высшего порядка сравнительно с размерами областей) евклидова геометрия, хотя точно такое пространство может не быть евклидовым. Р. п. названы по имени Б. Римана, наметившего в 1854 основы теории таких пространств (см. Риманова геометрия). Простейшими Р. п. являются евклидово пространство и примыкающие к нему два других пространства постоянной кривизны, в к-рых имеет место Лобачевского геометрия и Римана геометрия (не смешивать последнюю с общей римановой геометрией, к-рая изучает Р. п. вообще).

РИМЕНШНЕЙДЕР (Riemenschneider) Тильман (ок. 1460, Хейлигенштадт, Тюрингия,- 7.7.1531, Вюрцбург), немецкий скульптор эпохи Возрождения. Работал в Вюрцбурге (с 1483). В 1525 за связь с восставшими франконскими крестьянами был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам. Произв. Р. (статуи Адама и Евы; илл. см. т. 6, табл. IX, стр. 384-385; надгробие Рудольфа фон Шер1нберг, камень, 1496-99, собор Санкт-Килиан, Вюрцбург; алтарь святой крови, дерево, 1501-04, Якобскирхе, Ротенбург) сохраняют динамику форм и изломанность линий, характерную для поздней готики. Однако Р. одним из первых отказался от традиц. раскраски и позолоты статуй, наделял отчётливо индивидуализированные персонажи интенсивной духовной жизнью, виртуозно используя для этого фактуру материала и обращая особое внимание на жизненную убедительность мимики и жестов. В поздних работах Р. (алтарь Марии, дерево, 1505-10, Хер-готскирхе, Креглинген; надгробие Лоренца фон Бибра, камень, ок. 1519, собор Санкт-Килиан, Вюрцбург; рельеф "Оплакивание Христа" в алтаре приходской церкви в Майдбронне, известняк, 1519- 1523) проявляется стремление мастера к большей обобщённости и внутр. ясности образов, к гармонич. уравновешенности композиции.

Т. Р и м е н ш н е и д е р. "Св. Симон" (из Мариенкапелле в Вюрцбурге). Дерево. Ок. 1500. Баварский национальный муз